Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 13.01.2016 № 23 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 25) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности организаций образования органов внутренних дел Республики Казахстан.
2. Департаменту кадровой работы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Абдигалиев А.У.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Демеуова М.Г. и Департамент кадровой работы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Абдигалиев А.У.).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
генерал-лейтенант полиции К. Касымов
«СОГЛАСОВАН»
Министр образования и науки
Республики Казахстан
______________ А.Б. Саринжипов
16 июня 2014 года
Утверждены
приказом Министра внутренних дел
Республики Казахстан
9 июня 2014 года № 331
Правила деятельности организаций образования органов
внутренних дел Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок деятельности организаций образования органов внутренних дел Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», от 27 июля 2007 года «Об образовании», Типовыми правилами деятельности организаций высшего и послевузовского образования и Типовыми правилами деятельности организаций дополнительного образования для взрослых, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, а также иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. В системе органов внутренних дел Республики Казахстан (далее – ОВД) высшее, послевузовское и дополнительное образование, а также специальное первоначальное обучение приобретается в следующих организациях образования ОВД:
1) в институтах Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД) - высшее и дополнительное образование, а также специальное первоначальное обучение кандидатов на службу в ОВД;
2) в академиях МВД - высшее, послевузовское и дополнительное образование, а также специальное первоначальное обучение кандидатов на службу в ОВД;
3) в Учебных центрах МВД и Департаментов внутренних дел областей (далее – Учебные центры) - специальное первоначальное обучение кандидатов на службу в ОВД, повышение квалификации и переподготовка кадров.
3. Основная задача институтов, академии (далее – ВУЗы), учебных центров – подготовка квалифицированных кадров для ОВД по программам высшего, послевузовского и дополнительного образования, направленным на профессиональное становление и развитие личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, служебной дисциплины, корпоративной культуры ОВД, достижений науки и практики.
4. ВУЗы и Учебные центры осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», от 18 февраля 2011 года «О науке», 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе», от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией», нормативными правовыми актами МВД и Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН), а также настоящими Правилами и разработанными на их основе Уставами ВУЗов и Учебных центров.
5. ВУЗы и Учебные центры проводят и обеспечивают необходимые мероприятия по повышению уровня мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соблюдению режима секретности, а также по повышению эффективности служебно-боевой деятельности и физическому совершенствованию личного состава в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок деятельности ВУЗов
Параграф 1. Управление деятельностью ВУЗов
6. Управление ВУЗом осуществляется в соответствии с законодательством, настоящими Правилами, а также Уставом ВУЗа на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
7. Непосредственное руководство ВУЗом осуществляет начальник ВУЗа, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан (далее – Министр) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Заместители начальника назначаются приказом Министра по представлению начальника ВУЗа.
9. Начальник ВУЗа без доверенности действует от имени ВУЗа, представляет его интересы во всех органах и организациях, в установленном законодательством порядке распоряжается имуществом ВУЗа, заключает договоры, выдает доверенности и совершает иные сделки, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех сотрудников, работников и обучающихся.
10. Начальник ВУЗа, в пределах своих полномочий принимает решения по вопросам учебной, воспитательной, научной, финансово-экономической, производственно-хозяйственной и иной деятельности в пределах предоставленных ему полномочий.
11. Кандидатура начальника ВУЗа должна соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.
12. Начальник, в установленном законодательством порядке, обеспечивает:
1) соблюдение прав и свобод обучающихся, сотрудников, работников ВУЗа;
2) выполнение функций, отнесенных к его компетенции;
3) выполнение требований государственного общеобязательного стандарта образования (далее – ГОСО);
4) соблюдение требований безопасности и охраны труда;
5) финансово-хозяйственную деятельность, в том числе обоснованное планирование бюджетных средств, целевое и эффективное использование материальных и денежных средств;
6) иные требования законодательства;
13. В ВУЗах создаются коллегиальные органы управления.
К органам коллегиального управления относятся Ученый Совет, Учебно-методический совет, а также иные коллегиальные органы, создаваемые Уставом ВУЗа с целью эффективного решения задач и выполнения функций ВУЗа.
В коллегиальный орган управления входят представители всех структурных подразделений ВУЗа, курирующих соответствующую сферу деятельности коллегиального органа.
14. Типовая структура и штатное расписание ВУЗов утверждается МВД.
15. Структурные подразделения ВУЗа осуществляют свою деятельность на основе настоящих Правил, Устава ВУЗа.
16. ВУЗ самостоятельно разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях, в которых определяются основные направления их деятельности, разрабатывает и утверждает должностные инструкции сотрудников (работников).
17. Факультет является основным учебным, научным и административным структурным подразделением ВУЗа, который осуществляет обучение по одной или нескольким родственным специальностям по очной, заочной формам обучения, руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр и лабораторий, относящихся к специальностям факультета, а также специальное первоначальное обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.
18. Руководство работой факультета осуществляет начальник. Кандидатура начальника должна соответствовать требованиям квалификационных характеристик должностей педагогических работников, а также квалификационным требованиям.
19. Начальник факультета является членом приемной и аттестационной комиссий ВУЗа.
При начальнике факультета и под его председательством может быть создан Совет факультета, который осуществляет свою работу в соответствии с правилами, утвержденными Ученым советом ВУЗа.
20. Кафедра является основным учебным структурным подразделением ВУЗа, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся.
21. Штат кафедры определяется исходя из объема работы и среднегодовой педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава с учетом специфики учебного процесса в ВУЗе.
22. В штат кафедры входят начальник кафедры, заместитель, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал.
23. Кафедру возглавляет начальник, кандидатура которого должна соответствовать требованиям типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников, квалификационным требованиям. Должностные обязанности начальника кафедры определяются в порядке, установленном законодательством.
24. Кафедра организуется при наличии не менее 10 штатных преподавателей по профилю кафедры.
25. По циклу закрепленных учебных дисциплин кафедры классифицируются на общеобразовательные и специальные.
Кафедра, осуществляющая подготовку и выпуск специалистов, является выпускающей.
26. Работа кафедры должна быть направлена на теоретическую и практическую подготовку специалистов в соответствии с содержанием образовательных программ высшего и послевузовского образования.
27. Кафедра осуществляет деятельность в соответствии с годовым планом работы.
28. Численность обучающихся по очной форме определяется государственным образовательным заказом.
29. ВУЗы могут реализовывать профессиональные учебные программы по заочной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
30. Соотношение обучающихся по очной и заочной формам в ВУЗах определяется в соответствии с государственным образовательным заказом на подготовку специалистов с высшим образованием.
При этом приведенный контингент обучающихся определяется исходя из их количества по очной и заочной формам обучения. Обучающиеся очной формы обучения учитываются с коэффициентом 1,0 и заочной формы обучения - 0,25.
31. Контингент обучающихся в ВУЗах должен соответствовать санитарным нормам учебной площади, приходящейся на одного обучающегося в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
32. Наполняемость академической группы определяется в соответствии с государственным образовательным заказом на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием.
Формирование академического потока ВУЗом осуществляется самостоятельно.
Параграф 2. Постоянный и переменный состав вуза
33. К личному составу ВУЗа относятся постоянный и переменный состав.
34. В ВУЗе предусматриваются должности:
1) постоянного состава – сотрудников из числа рядового и начальствующего состава ОВД, а также работников, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в соответствии со штатным расписанием вуза.
2) переменного состава – обучающихся (курсантов (слушателей), магистрантов, докторантов);
35. Постоянный состав ВУЗа:
1) проходит службу (работу) в соответствии с требованиями законодательства;
2) получает денежное довольствие (заработную плату), иные компенсации и льготы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
3) получает ежегодные и дополнительные отпуска;
4) избирается в Ученый совет (другие коллегиальные органы ВУЗа), принимает участие в их работе;
6) принимает участие в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности ВУЗа;
7) принимает участие в научных дискуссиях, конференциях, работе круглых столов и иных мероприятиях;
8) публикует в установленном порядке научные и учебно-методические работы;
9) определяет содержание образовательных программ в соответствии с ГОСО и нормативными правовыми актами МВД;
10) осуществляет профессиональное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание обучающихся, обеспечивает строгое соблюдение ими правил внутреннего распорядка и служебной дисциплины;
11) обеспечивает высокую эффективность образовательного процесса;
12) формирует у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности);
13) проводит научно-исследовательскую работу, применяет результаты исследований в учебном процессе, содействует внедрению в практическую деятельность ОВД;
14) руководит научной деятельностью обучающихся;
15) повышает научно-теоретический уровень, проходит стажировку в правоохранительных органах, образовательных и научно-исследовательских учреждениях;
16) принимает участие в комплексном методическом и научном обеспечении учебных дисциплин;
17) изучает, обобщает и использует в учебной, методической и научной работе передовой отечественный и зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов;
18) соблюдает требования режима секретности;
19) осуществляет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
36. К обучающимся в ВУЗе относятся: курсанты и слушатели (в том числе иностранные), магистранты, докторанты.
37. Обучающиеся в ВУЗе:
1) получают профессиональное образование в соответствии с ГОСО;
2) соблюдают требования законодательства Республики Казахстан, Устава ВУЗа;
3) овладевают теоретическими и практическими знаниями, профессиональными навыками и умениями по избранной специальности, своевременно выполняют требования учебных планов программ, посещать все виды учебных занятий, проходить все формы и виды контроля знаний;
4) соблюдают присягу сотрудника ОВД, служебно-воинскую дисциплину;
5) повышают научный, образовательный и профессиональный уровень;
6) соблюдают требования режима секретности;
7) вносят предложения по совершенствованию учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работы;
8) осуществляют выезды, с разрешения руководства ВУЗа, в командировки для сбора материалов по темам научных исследований, участия в научных конференциях и спортивных соревнованиях;
9) принимают участие в решении вопросов деятельности ВУЗа, выдвигают своих представителей в Ученый совет ВУЗа;
10) посещают культурно-массовые мероприятия, проводимые в ВУЗе;
11) принимают участие в работе спортивных секций, в художественной самодеятельности и других видах творчества, организуемых в ВУЗе;
12) пользуются на безвозмездной основе библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и иных подразделений ВУЗа, а также медицинскими услугами соответствующих учреждений, обслуживающих ВУЗ;
13) получают консультации по изучаемым дисциплинам;
14) публикуют в установленном порядке рефераты, доклады, научные работы, в том числе в изданиях ВУЗа;
15) бережно относятся к имуществу ВУЗа;
16) соблюдают требования правил техники безопасности, охраны труда, пожарной и санитарной безопасности;
17) осуществляют иные обязанности, предусмотренные законодательством.
38. За невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение внутреннего распорядка ВУЗа, служебной дисциплины, а также за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством, настоящими Правилами, к обучающимся могут применяться меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
39. Обучающиеся могут быть отчислены за неуспеваемость, а также по другим основаниям, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
40. Отчисление обучающихся оформляется приказом начальника ВУЗа.
При отчислении обучающегося из ВУЗа ему выдается транскрипт и справка установленного образца и находящиеся в личном деле подлинные экземпляры личных документов.
41. Обучающиеся, достигшие призывного возраста и отчисленные по неуспеваемости, недисциплинированности, а также по собственному желанию, направляются в органы военного управления по месту жительства для постановки на воинский учет.
Обучающиеся, отчисленные из ВУЗа возмещают государству бюджетные средства, затраченные на обучение, выплату стипендии, питание, вещевое довольствие в период их обучения и расходы на проезд к месту обучения и обратно в период каникулярных отпусков.
42. За достигнутые успехи в учебе (службе) и активное участие в научно-исследовательской работе к обучающимся могут применяться различные виды поощрения, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе», нормативными правовыми актами МВД.
Параграф 3. Учебная и воспитательная деятельность ВУЗов
43. В ВУЗах подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием осуществляется по различным по содержанию и срокам обучения образовательным программам.
44. Учебно-методическая работа в ВУЗах осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих и координирующих учебный процесс, образовательные учебные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования (кафедрах, факультетах, институтах), в учебно-методических подразделениях (учебный отдел, отдел планирования учебного процесса, учебно-методический центр).
45. Непосредственное руководство учебно-методической работой ВУЗа осуществляет заместитель начальника по учебной работе.
46. Учебно-методическая работа ВУЗа включает:
1) разработку академического календаря, рабочих учебных планов и программ, разработку каталогов элективных дисциплин, силлабусов, учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин;
2) учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин учебниками, учебными пособиями, сборниками задач, комплексными заданиями, пособиями по лабораторным, контрольным, курсовым работам, методическими рекомендациями по изучению дисциплин, а также материалами текущего, рубежного и итогового контроля знаний, итоговой аттестации обучающихся по всем формам обучения;
3) разработку программ всех видов практик, а также методических рекомендаций (указаний) по написанию дипломных работ (проектов), магистерских и докторских диссертаций;
4) разработку современных образовательных технологий и методов обучения, повышающих усвоение учебного материала обучающимися;
5) учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие их способности к поиску, анализу и формулировке результата деятельности;
6) разработку программ по повышению квалификации и переподготовке преподавателей и специалистов.
47. Планирование содержания, способа организации и структуры учебно-методической деятельности осуществляется ВУЗом на основе кредитной технологии обучения или линейной системы.
48. Учебный год для обучающихся по очной форме в ВУЗе начинается 1 сентября, делится на академические периоды (семестры) и заканчивается в сроки, установленные академическим календарем.
49. Академический период (семестр) имеет продолжительность не менее 15 недель.
50. Экзаменационные сессии по заочной форме обучения, их периоды и количество в учебном году устанавливаются Ученым советом ВУЗа. Сроки проведения курсов специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки устанавливается в соответствии с планом-графиком, утверждаемым приказом Министра.
51. Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель для ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, а также для формирования дополнительных компетенций обучающихся, в том числе проведения учебно-полевых сборов.
52. Организация учебной деятельности осуществляется на основе академического календаря, расписания учебных занятий.
53. Структура учебной деятельности формируется на основе учебных планов (типовых, индивидуальных, рабочих) и профессиональных учебных программ, объема учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видов академических занятий, объема учебного материала.
54. Образовательные программы разрабатываются ВУЗами по согласованию с профильными службами МВД на основе профессиональных стандартов и принципов формирования компетенций обучающихся.
55. Нормирование учебной и других видов нагрузки профессорско-преподавательского состава ВУЗа осуществляется в порядке, определяемом МВД.
56. Академический календарь, рабочие учебные планы специальностей и среднегодовая педагогическая нагрузка профессорско-преподавательского состава утверждаются решением Ученого совета ВУЗа.
57. Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах.
58. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен 100 минутам.
Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся равен 50 минутам.
59. В ВУЗах устанавливаются следующие основные виды учебной работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовые, расчетно-графические работы, практикумы, все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации и другие.
При этом соотношение объема кредитов (часов) между лекциями и семинарами, практическими и лабораторными занятиями определяется ВУЗом в соответствии с типовым учебным планом.
60. К проведению лекционных занятий, руководству дипломными работами (проектами), научно-исследовательской работе обучающихся допускаются преподаватели, занимающие должности начальника кафедры, заместителя начальника кафедры, профессора, доцента, старшего преподавателя.
61. К чтению лекций и проведению других видов учебных занятий также могут привлекаться научные работники, опытные специалисты, имеющие опыт практической работы или педагогический стаж по профилю специальности не менее 3 лет.
62. Другие виды учебной работы могут включаться в педагогическую нагрузку всех преподавателей независимо от занимаемой должности.
63. Учебная работа подразделяется на аудиторную (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторную, к которой относятся все остальные виды учебной работы.
64. ВУЗ самостоятельно определяет формы, методы и средства обучения, создавая максимально благоприятные условия для освоения обучающимися образовательных программ высшего и послевузовского образования.
65. Отвлечение обучающихся от учебных занятий (в том числе самостоятельной работы) допускается в исключительных случаях и только с разрешения начальника вуза или его заместителя, курирующего учебную работу.
66. Преподаватель ВУЗа имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.
Учебные занятия в магистратуре и докторантуре должны проводиться с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения.
67. Образовательные программы высшего образования включают три цикла дисциплин: цикл общеобразовательных дисциплин, цикл базовых дисциплин и цикл профилирующих дисциплин, а также дополнительные виды обучения (профессиональную практику по специальности, физическую культуру и др.) и итоговую аттестацию.
Образовательные программы послевузовского образования включают два цикла дисциплин: цикл базовых дисциплин и цикл профилирующих дисциплин, а также дополнительные виды обучения (профессиональная практика по специальности, научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа) и итоговую аттестацию.
68. Каждый цикл дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента, перечень и содержание которых определяются типовыми учебными планами и типовыми учебными программами, а также из дисциплин компонента по выбору, перечень и содержание которых определяются рабочими учебными планами, программами и силлабусами.
Каждая дисциплина изучается в течение одного или двух академических периодов.
69. Обучение осуществляется на основе учебных программ, единых для всех форм обучения.
70. Учебный процесс в ВУЗе может организовываться по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения:
по очной форме для лиц, имеющих высшее образование;
по заочной форме для лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование.
В этом случае осуществляется перезачет кредитов (часов) и учет ранее освоенных дисциплин при условии достаточности их объема и преемственности образовательной программы. Объем и срок обучения определяются с учетом пререквизитов обучающегося, определяемых на основе транскрипта (приложения к диплому).
Обучение по сокращенным образовательным программам организуется по рабочим учебным планам, утвержденным отдельно для лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее образование, и для лиц, имеющих высшее образование.
71. Профессиональная практика, научно-исследовательская и экспериментально-исследовательская работа и итоговая аттестация обучающихся проводятся согласно академическому календарю.
Профессиональная практика направлена на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и компетенций.
72. Содержание разрабатываемой ВУЗом программы и база профессиональной практики должны соответствовать профилю специальности (образовательной программы).
Базами практик, как правило, являются соответствующие подразделения ОВД.
73. Направление на все виды профессиональных практик оформляется приказом начальника ВУЗа.
74. Научное руководство преддипломной практикой осуществляет научный руководитель дипломной работы (проекта).
75. Обучающиеся заочной формы обучения при условии их работы по специальности освобождаются от профессиональной практики.
В данном случае они представляют в ВУЗ справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.
76. Научный руководитель и тема исследования магистранта, докторанта на основании решения Ученого совета утверждаются приказом начальника ВУЗа.
77. Научный руководитель магистранта и научные консультанты (отечественный и зарубежный) докторанта назначаются из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD) активно занимающиеся научными исследованиями в данной отрасли наук (по профилю специальности) и имеющие опыт научного руководства.
78. В рамках научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы, индивидуальным планом работы магистранта и докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.
79. Магистрант, докторант, не выполняющий план подготовки диссертационной работы, отчисляется приказом начальника ВУЗа и откомандировывается к прежнему месту службы.
80. ВУЗы самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности проведения текущего и рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
81. Для осуществления регистрации обучающихся на учебные дисциплины, учета освоенных кредитов, организации промежуточной аттестации и ведения учета учебных достижений обучающихся в ВУЗе создается отдел мониторинга и контроля качества образования.
82. Отдел мониторинга и контроля качества образования:
1) производит регистрацию обучающихся на учебные дисциплины;
2) формирует академические группы и потоки;
3) регистрирует в установленном порядке индивидуальные учебные планы обучающихся;
4) организует и проводит промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;
5) осуществляет расчет академического рейтинга обучающихся;
6) ведет учет освоенных кредитов обучающихся в течение всего периода обучения и за весь период обучения;
7) выписывает транскрипт обучающихся;
8) организует академическую мобильность;
9) проводит мониторинг качества образования в ВУЗе.
83. В целях обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в ВУЗах предусмотрены учебные и специализированные лаборатории, полигоны. Оборудование лабораторий, полигонов должно быть современным и адекватным программам подготовки бакалавров, магистров и докторов PhD.
84. Воспитательная деятельность вуза является составной частью учебного процесса и направлена на формирование профессиональных, социальных, интеллектуальных, нравственных, творческих качеств личности и здорового образа жизни.
85. Учебная и воспитательная деятельность осуществляется на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся и профессорско-преподавательского состава и строгого исполнения требований Устава ВУЗа.
86. Воспитательная деятельность ВУЗа осуществляется в соответствии с комплексным планом по воспитательной работе.
87. Воспитательная работа ВУЗа включает:
1) формирование у обучающихся умений самостоятельно и компетентно принимать и реализовывать решения;
2) формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, высокой морали и нравственности;
3) стимулирование обучающихся к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях;
4) проведение тематических мероприятий по профилю кафедры (факультета, института), способствующих расширению кругозора обучающихся, формированию ценностного отношения к избранной специальности;
5) проведение профориентационной работы среди обучающихся средних общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального образования.
88. Воспитательная работа входит в годовую нагрузку профессорско-преподавательского состава в соответствии с нормами, утвержденными МВД.
Параграф 4. Контроль и оценка знаний в ВУЗах
89. Для оценки знаний обучающихся в ВУЗах функционирует система контроля и оценки знаний обучающихся.
90. Система контроля учебных достижений обучающихся в ВУЗах включает различные формы: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая аттестация.
91. Текущий контроль успеваемости обучающихся обеспечивает систематическую проверку учебных достижений обучающихся, проводимую преподавателем на учебных занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
92. Учебной программой дисциплины определяются различные виды текущего контроля успеваемости обучающихся: устный опрос, письменный контроль, комбинированный контроль, презентация домашних заданий, дискуссии, тренинги, круглые столы, кейс-стади, тесты и др.
93. Курсовые и другие виды работ, предусмотренные учебным планом, должны быть защищены до начала экзаменационной сессии и служить допуском к экзамену по данной дисциплине. Оценки по этим видам контроля учитываются при подсчете рейтинга допуска (то есть при подведении рейтингового контроля) по дисциплине.
В случае, если по дисциплине согласно учебному плану формой контроля определена только курсовая работа (проект), то оценка по защите курсовой работы (проекта) является итоговой оценкой по дисциплине.
94. Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга допуска, экзаменационной оценки, сумма которых формирует оценку итогового контроля. Оценка рейтинга допуска складывается из оценки текущего контроля успеваемости и оценки рубежного контроля. Оценка рейтинга допуска составляет 60% итоговой оценки знаний по дисциплине.
Обучающиеся, не имеющие положительной оценки рейтинга допуска по какой-либо дисциплине, к итоговому контролю по данной дисциплине не допускаются.
95. Учет результатов текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем в соответствии с силлабусом по мере выполнения и сдачи обучающимися отдельных видов заданий. Выполнение заданий фиксируется в журнале посещаемости и успеваемости обучающихся, а также в электронной ведомости текущего контроля знаний обучающихся в информационной системе.
96. Обучающиеся заочной формы обучения набирают рейтинг допуска до начала экзаменационной сессии по установленному графику при условии выполнения всех положенных заданий.
97. Итоговый контроль проводится в период промежуточной аттестации. Оценка итогового контроля составляет 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине.
Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и итоговому контролю.
Неудовлетворительная оценка рейтинга допуска или итогового контроля приравнивается к неудовлетворительной оценке по дисциплине и является академической задолженностью.
98. Обучающийся вправе апеллировать оценки рейтинга допуска и (или) итогового контроля. С этой целью приказом начальника ВУЗа создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемой дисциплины.
Результаты апелляции оформляются протоколом, в случае удовлетворения апелляции итоговая оценка по дисциплине подсчитывается с учетом результатов апелляции.
99. Обучающийся, имеющий академическую задолженность по дисциплине, в следующем академическом периоде или в летнем семестре вновь записывается на эту дисциплину, выполняет все требования текущего контроля, получает допуск и сдает итоговый контроль.
100. По итогам профессиональной практики обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем и защищается перед комиссией, созданной распоряжением начальника кафедры.
Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.
При назначении одного руководителя по практике (учебно-ознакомительной, дополнительной и стажировки) оценка выставляется по итогам защиты представленного отчета в соответствии с выступлением и оформлением отчета.
101. Обучающиеся, не прошедшие практику по неуважительной причине, не выполнившие программы профессиональной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускаются к итоговой аттестации.
102. Обучающиеся, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ, допускаются к итоговой государственной аттестации.
103. Итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования.
104. Итоговая аттестация направлена на проверку знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных обучающимися в процессе освоения соответствующей специальности.
105. Итоговая аттестация проводится в форме сдачи государственного экзамена по специальности в целом или по отдельным базовым и/или профилирующим дисциплинам и защиты дипломного проекта (работы), магистерской или докторской диссертации.
106. Оценка на итоговой аттестации обучающихся выставляется с учетом мнения всех членов аттестационной комиссии по балльно-рейтинговой буквенной системе.
107. Оценка по защите дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации выставляется с учетом отзыва научного руководителя, оценки рецензента (оппонента) и итогов защиты.
По каждой форме итоговой аттестации выставляется самостоятельная оценка по балльно-рейтинговой буквенной системе.
108. По результатам итоговой аттестации обучающемуся присуждается соответствующая академическая степень бакалавра, академическое звание магистр, ученая степень PhD и выдается диплом.
109. Уровень академической успеваемости обучающегося за год определяется в виде среднего балла (GPA), рассчитываемого как отношение суммы произведений кредитов и итоговой оценки по дисциплине (в цифровом выражении) к сумме кредитов за текущий период обучения. Для перевода с курса на курс ВУЗом самостоятельно в разрезе курсов устанавливается переводной балл – величина минимального среднего балла успеваемости, допускающего перевод обучающегося на следующий курс.
110. После проведения летней экзаменационной сессии факультетами проводится ранжирование обучающихся и учебных групп по среднему академическому рейтингу (или уровню GPA) по группам, а также специальностям и курсам обучения с последующей передачей данных в отдел мониторинга и контроля качества образования.
111. Отдел мониторинга и контроля качества образования, обобщив данные об академическом рейтинге, результаты внешней оценки учебных достижений представленные факультетами, проводит ранжирование факультетов, определяет лучших курсантов (слушателей) и лучшие академические группы по ВУЗу и размещает эту информацию на веб-сайте ВУЗа.
Параграф 5. Научно-исследовательская и международная
деятельность ВУЗов
112. научно-исследовательская деятельность ВУЗов направлена на обеспечение интеграции науки, образования и практической деятельности ОВД, развитие на этой основе научно-образовательного процесса, повышение конкурентоспособности научных исследований и инновационной деятельности.
113. Организация и проведение научно-исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований) (далее – НИР) осуществляется в структурных подразделениях ВУЗа.
114. НИР в ВУЗах выполняется лицами из числа профессорско-преподавательского и научного состава, обучающимися (слушателями, магистрантами, докторантами).
Для выполнения указанных работ в ВУЗах могут создаваться временные авторские коллективы.
115. Выполнение НИР для профессорско-преподавательского и научного состава ВУЗов относится к числу основных обязанностей и осуществляется в основное рабочее время в соответствии с индивидуальным планом работы.
116. НИР ВУЗа включает:
1) проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ, направленных на решение задач практической деятельности ОВД;
2) получение новых знаний в сфере практической деятельности ОВД, посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических сотрудников и обучающихся;
3) научное, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение нормотворческой и практической деятельности ОВД;
4) исследование и разработку теоретических и методологических основ развития высшего, послевузовского и дополнительного образования;
5) разработку и внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс;
6) внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и практику;
7) формирование и развитие собственных научных школ (при наличии соответствующего научного потенциала), активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических сотрудников и обучающихся;
8) защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков;
9) организацию и руководство научно-исследовательской работы обучающихся.
117. Координацию научно-исследовательской деятельности в ВУЗе осуществляет заместитель начальника по научной работе и отдел научно-исследовательской и редакционно-издательской работы.
Отдел научно-исследовательской и редакционно-издательской работы разрабатывает перспективные и текущие планы научно-исследовательской работы, формы отчетности, ведет реестр научно-исследовательской работы ВУЗа, подводит итоги научно-исследовательской деятельности, обобщает и анализирует их.
118. По результатам выполнения НИР составляются промежуточный и заключительный отчеты, предусмотренные календарным планом. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, несут руководитель и исполнитель (исполнители) соответствующей НИР.
119. НИР входит в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава в соответствии с нормами, утвержденными МВД.
120. Основные задачи peдакционно-издательской деятельности ВУЗа:
подготовка и выпуск учебных и учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения образовательного процесса ВУЗа и практической деятельности ОВД;
пропаганда и распространение изданий ВУЗа в образовательных учреждениях и практических органах внутренних дел.
121. ВУЗ в установленном порядке выпускает следующие печатные издания:
1) монографии, учебники, учебные пособия (учебно-методические, учебно-наглядные пособия), практикумы, курсы лекций по всем дисциплинам (курсам) учебных планов;
2) методические материалы и учебно-методическую документацию для обеспечения образовательного процесса (рабочих учебных программ, методических пособий, рекомендаций, разработок, указаний по изучению или преподаванию учебной дисциплины (курса) либо ее части);
3) тематические сборники научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников (работников), обучающихся;
4) материалы научных, научно-практических и методических конференций, сборов, совещаний и семинаров, в том числе проводимых совместно с другими образовательными учреждениями, государственными органами;
5) справочную, информационную и иную печатную продукцию.
122. ВУЗы в пределах своей компетенции и в установленном порядке осуществляют международное сотрудничество в области подготовки кадров, научной и педагогической деятельности.
Международное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, соглашений, заключенных МВД с соответствующими учреждениями зарубежных государств, прямых двусторонних договоров, заключенных ВУЗом по согласованию с МВД.
123. ВУЗы осуществляют международное сотрудничество в следующих формах:
1) направление по программам двустороннего и многостороннего обмена за пределы Республики Казахстан обучающихся, представителей профессорско-преподавательского и научного состава, иных сотрудников;
2) участие в научных конференциях, семинарах и других мероприятиях;
3) привлечение преподавателей образовательных учреждений и сотрудников правоохранительных органов иностранных государств для чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, выступления на конференциях и участия в других мероприятиях;
4) обучение иностранных граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) направление профессорско-преподавательского и научного состава, магистрантов и докторантов ВУЗов в зарубежные научные и учебные учреждения на педагогическую и научную стажировку;
6) проведение совместных фундаментальных и прикладных научных исследований, совместное издание научных трудов, учебной и учебно-методической литературы;
7) обмен научно-методическими базами данных, видеофильмами и другими материалами;
8) участие в различных программах, финансируемых международными и иностранными организациями и фондами, а также совместно с иностранными партнерами участие в различных программах, финансируемых организациями и фондами Республики Казахстан;
124. Выезд обучающихся, профессорско-преподавательского и научного состава, иных сотрудников ВУЗа за пределы Республики Казахстан, а также прием иностранных делегаций и граждан иностранных государств осуществляется по согласованию с МВД.
125. ВУЗы в установленном порядке в рамках своей компетенции, по согласованию с МВД заключает с зарубежными партнерами (юридическими и (или) физическими лицами) соглашения о сотрудничестве в сфере подготовки кадров, проведения научных исследований.
3. Порядок деятельности Учебных центров
Параграф 1. Управление Учебным центром
126. Управление Учебным центром осуществляется в соответствии с законодательством, настоящими Правилами, а также Уставом Учебного центра на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
127. Непосредственное руководство Учебным центром осуществляет начальник Учебного центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством порядке.
128. Начальник Учебного центра без доверенности действует от имени Учебного центра, представляет его интересы во всех органах и организациях, в установленном законодательством порядке распоряжается имуществом Учебного центра, заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные сделки, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех сотрудников, преподавателей и обучающихся.
129. Начальник Учебного центра в пределах своих полномочий принимает решения по вопросам учебной, воспитательной, финансово-экономической, хозяйственной деятельности Учебного центра в пределах предоставленных ему прав.
130. Кандидатура начальника Учебного центра должна соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.
131. Начальник в установленном законодательством порядке обеспечивают:
1) соблюдение прав и свобод обучающихся, сотрудников и работников учебного центра;
2) выполнение функций, отнесенных к его компетенции;
3) требований учебных программ и планов;
4) соблюдение требований безопасности и охраны труда;
5) финансово-хозяйственную деятельность, в том числе обоснованное планирование бюджетных средств, целевое и эффективное использование материальных и денежных средств;
6) иные требования законодательства.
132. В Учебных центрах создаются коллегиальные органы управления.
К органам коллегиального управления относятся Педагогический совет, методический совет и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с Уставом Учебного центра с целью эффективного решения задач и выполнения функций учебного центра.
В коллегиальный орган управления входят представители всех структурных подразделений Учебного центра, курирующих соответствующую сферу деятельности коллегиального органа.
133. Типовая структура, штатное расписание Учебного центра разрабатываются и утверждаются МВД.
134. Учебный центр самостоятельно разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях, в которых определяются основные направления их деятельности, разрабатывает и утверждает должностные инструкции сотрудников (работников).
135. Учебный отдел (отделение) является основным учебным и административным структурным подразделением Учебного центра, который осуществляет организацию специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
136. Цикл является основным учебным структурным подразделением Учебного центра, осуществляющим учебную, методическую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся.
137. Штат цикла определяется исходя из объема работы и среднегодовой педагогической нагрузки - преподавательского состава с учетом специфики учебного процесса.
138. В штат цикла входят начальник цикла, старшие преподаватели, преподаватели.
139. Цикл возглавляет начальник. Кандидатура начальника цикла должна соответствовать квалификационным требованиям.
140. Цикл осуществляет учебно-методическую и воспитательную деятельность в соответствии с годовым планом работы.
Параграф 2. Постоянный и переменный состав Учебных центров
141. К личному составу Учебного центра относятся постоянный и переменный состав.
142. В Учебном центре предусматриваются должности:
постоянного состава – сотрудников из числа рядового и начальствующего состава ОВД, а также работников, финансируемых за счет средств республиканского и местного бюджетов, замещаемые в соответствии со штатным расписанием Учебного центра в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД;
переменного состава – обучающихся (слушателей) курсов специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
143. Постоянный состав Учебного центра:
1) проходит службу (работу) в соответствии с требованиями законодательства;
2) получает денежное довольствие (заработную плату), иные компенсации и льготы, предусмотренные законодательством;
3) получает ежегодные и дополнительные отпуска;
4) избирается в Педагогический совет (другие коллегиальные органы учебного центра), участвовать в их работе;
6) принимает участие в решении вопросов, касающихся деятельности Учебного центра;
7) участвует в научных дискуссиях, конференциях, работе круглых столов и иных мероприятиях;
8) публикует в установленном порядке учебно-методические работы;
9) определяет содержание учебных курсов в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;
10) соблюдает требования законодательства, Устава Учебного центра;
11) осуществляет профессиональное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание обучающихся, добиваться строгого соблюдения ими правил внутреннего распорядка и служебной дисциплины;
12) обеспечивает высокую эффективность образовательного процесса;
13) формирует у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки, чувство патриотизма;
14) участвует в комплексном методическом обеспечении учебных дисциплин;
15) изучает, обобщает и использует в учебной, методической работе передовой отечественный и зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов;
16) соблюдает требования режима секретности;
8) осуществляет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
144. Слушатели курсов специального первоначального обучения находятся на казарменном положении (в общежитии), обеспечиваются в установленном порядке питанием и проживанием.
145. Слушатели курсов специального первоначального обучения прибывают в Учебный центр в установленной форменной одежде (по сезону).
146. Слушатели Учебного центра:
1) получают образование в соответствии с учебными программами и планами;
2) соблюдают требования законодательства, Устава Учебного центра МВД;
3) овладевают теоретическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, своевременно и успешно выполняют учебный план, все предусмотренные учебные задания, посещать все виды учебных занятий, проходить все формы и виды контроля знаний;
4) соблюдают служебно-воинскую дисциплину и требования режима секретности;
5) участвуют в решении вопросов деятельности Учебного центра, выдвигать своих представителей в Педагогический совет Учебного центра;
6) посещают культурно-массовые мероприятия, проводимые в Учебном центре;
7) принимают участие в работе спортивных секций, в художественной самодеятельности и других видах творчества, организуемых в учебном центре;
8) пользуются на безвозмездной основе библиотеками, информационными фондами;
9) получают консультации по изучаемым дисциплинам;
10) соблюдают правила техники безопасности, требования охраны труда, пожарной и санитарной безопасности;
11) осуществляют иные обязанности, предусмотренные законодательством.
147. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины, повышения уровня знаний, выполнения требований учебного плана начальником Учебного центра к слушателям могут применяться меры поощрения и на них могут налагаться дисциплинарные взыскания.
148. За образцовое исполнение обязанностей и достижение высоких результатов в учебе для слушателей предусматривается следующие виды поощрений:
1) объявление благодарности;
2) награждение ценным подарком;
3) награждение грамотой;
4) предоставления внеочередного увольнения из расположения Учебного центра;
149. К слушателям, зачисленным на курсы повышения квалификации и переподготовки могут применяться иные виды поощрений, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
150. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, норм трудового законодательства Республики Казахстан, Устава Учебного центра, на слушателя могут налагаться следующие виды взысканий:
1) назначение вне очереди в наряд;
2) лишение очередного увольнения из расположения Учебного центра;
3) отчисление из Учебного центра.
151. К слушателям, зачисленным на курсы повышения квалификации и переподготовки могут применяться иные виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
152. Отчисление слушателей производится приказом начальника Учебного центра.
Параграф 3. Учебная и воспитательная деятельность
Учебных центров
153. Прием слушателей в Учебные центры для прохождения специального первоначального обучения осуществляется в порядке, определяемом Министром.
154. Срок обучения на курсах специального первоначального обучения определяется нормативными правовыми актами МВД.
155. Категории должностей сотрудников, которые подлежат направлению на курсы переподготовки и повышения квалификации, а также сроки их обучения ежегодно определяются приказом Министра.
156. Учебный центр организует учебно-воспитательный процесс, выбирает формы, методы и средства обучения, создает необходимые условия для освоения образовательных программ.
157. Непосредственное руководство учебно-методической работой Учебного центра осуществляет заместитель начальника по учебной работе.
158. Учебно-методическая работа Учебного центра включает:
1) разработку академического календаря, графика учебного процесса, рабочих учебных планов и программ;
2) учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин учебными пособиями, сборниками задач, комплексными заданиями, методическими рекомендациями по изучению дисциплин, а также материалами итогового контроля знаний;
3) учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей.
159. Организация учебной деятельности осуществляется на основе академического календаря, расписания учебных занятий.
160. Структура учебной деятельности формируется на основе типовых учебных планов и учебных программ, объема учебной нагрузки, видов занятий, объема учебного материала, определяемых МВД.
161. Типовые учебные планы и программы разрабатываются Департаментом кадровой работы совместно с профильными службами МВД и утверждаются руководством МВД
162. Рабочие учебные программы и планы, график учебного процесса, среднегодовая педагогическая нагрузка преподавательского состава утверждаются решением Педагогического совета Учебного центра.
163. Планирование учебной нагрузки преподавательского состава осуществляется в академических часах, который равен 40 минутам.
164. В Учебном центре устанавливаются следующие основные виды учебной работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей, подготовка и прохождение итогового контроля.
165. Учебная работа подразделяется на аудиторную (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторную, к которой относятся все остальные виды учебной работы.
166. Учебный центр самостоятельно определяет формы, методы и средства обучения.
167. Преподаватель Учебного центра имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.
168. Преподавательский состав Учебного центра проходит стажировку не реже одного раза в течение трех лет в практических подразделениях ОВД на должностях начальствующего состава.
169. Учебный центр самостоятелен в выборе форм, порядка и периодичности проведения текущего и итогового контроля успеваемости.
170. В целях обеспечения учебного процесса в Учебном центре предусматриваются учебные и специализированные полигоны.
Оборудование полигонов должно быть современным и адекватным практическим потребностям подразделений ОВД.
171. Воспитательная деятельность Учебного центра является составной частью учебного процесса и направлена на формирование профессиональных, социальных, интеллектуальных, нравственных, творческих качеств личности и здорового образа жизни.
172. Воспитательная деятельность Учебного центра осуществляется в соответствии с комплексным планом по воспитательной работе.
173. Воспитательная работа Учебного центра включает:
1) формирование у слушателей умений самостоятельно и компетентно принимать и реализовывать решения;
2) формирование у слушателей чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности;
3) стимулирование слушателей к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях;
4) проведение тематических мероприятий по профилю цикла, способствующих расширению кругозора обучающихся, формированию ценностного отношения к избранной профессий;
174. По окончании обучения на курсах специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки слушателям выдается сертификат установленного образца.