Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра сельского хозяйства РК от 28.12.2015 № 15-05/1135 и Министра национальной экономики РК от 29.12.2015 № 821 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений», ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить критерии оценки степени риска по государственному контролю в области защиты растений согласно приложению к настоящему совместному приказу.
2. Комитету государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
3) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Министр
сельского хозяйства национальной экономики
Республики Казахстан Республики Казахстан
______ А. Мамытбеков _________ Е. Досаев
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
________________ С. Айтпаева
«16» июля 2015 год
Приложение
к совместному приказу
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 2 июля 2015 года № 15-02/606
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 13 июля 2015 года № 528
Критерии
оценки степени риска
по государственному контролю в области защиты растений
1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска по государственному контролю в области защиты растений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений» для отнесения проверяемых субъектов к степеням риска и отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
субъекты контроля – физические и юридические лица, использующие объекты, подлежащие государственному фитосанитарному контролю, в том числе осуществляющие деятельность по хранению, транспортировке, применению пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным, фумигационным, авиационным и наземным способами, проведению регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), а также обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов);
пестициды (ядохимикаты), разрешенные к применению на территории Республики Казахстан – пестициды (ядохимикаты), прошедшие государственную регистрацию и включенные в список пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан;
объективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в сфере частного предпринимательства по государственному контролю в области защиты растений и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
субъективные критерии – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности субъекта (объекта) контроля;
риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности проверяемого субъекта с учетом степени тяжести его последствий, выраженное в виде массового отравления людей и животных, гибели посевов при проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), загрязнение почвы, воды и растительного покрова в результате аварий при хранении или транспортировке пестицидов (ядохимикатов), сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания при нарушении условий обезвреживания пестицидов (ядохимикатов);
система оценки риска – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля с целью назначения проверок.
3. Выборочные проверки применяются в отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска.
Внеплановые проверки и иные формы контроля применяются в отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
4. Кратность проведения выборочной проверки не может быть чаще одного раза в год.
5. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на год по результатам проводимого анализа и оценки степени риска, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
6. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
7. Критерии для выборочных проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев.
2. Объективные критерии
8. Пестициды (ядохимикаты), используемые в сельскохозяйственном производстве, являются потенциально опасными химическими веществами, представляющими потенциальную угрозу окружающей среде, жизни и здоровью людей и животных.
В соответствии с оценкой степени риска по объективным критериям наибольшей вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля с учетом степени тяжести ее возможных негативных последствий, субъекты контроля, деятельность которых связанна с применением, хранением, транспортировкой и обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов), относятся к высокой степени риска.
9. В области защиты растений с учетом наибольших потенциальных общественных рисков к высокой степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность по следующим направлениям:
применение пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным и фумигационным способами;
применение пестицидов (ядохимикатов) авиационным и наземным способами (за исключением аэрозольного и фумигационного способов);
хранение пестицидов (ядохимикатов);
транспортировка пестицидов (ядохимикатов);
обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них;
проведение регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов).
3. Субъективные критерии
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
формирование базы данных и сбор информации;
анализ информации и оценка риска.
11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области защиты растений.
Для анализа информации по субъектам контроля используются следующие источники информации:
результаты мониторинга фитосанитарной отчетности, представляемой субъектами контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, в районные территориальные инспекции Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
результаты предыдущих проверок. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
наличие зарегистрированных случаев возникновения неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъектов контроля, выраженное в виде массового отравления людей и животных при проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при хранении или транспортировке пестицидов (ядохимикатов), сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания при нарушении условий обезвреживания пестицидов (ядохимикатов);
наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
12. На основании источников информации, определенных в пункте 11 настоящих Критериев, оценка степени риска субъектов контроля осуществляется по субъективным критериям в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
13. Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проверки в отношении проверяемого субъекта с наибольшим потенциальным риском.
При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта.
14. Общий показатель степени риска субъективных критериев оценивается по шкале от 0 до 100.
При наличии хотя бы одного грубого нарушения, проверяемому субъекту присваивается показатель степени риска 100 и не берутся в расчет значительные и незначительные нарушения.
В случае не выявления в ходе проверки грубых нарушений, для расчета общего показателя степени риска раздельно по каждому источнику информации рассчитываются показатели степени риска для выявленных значительных и незначительных нарушений, которые затем суммируются и делятся на количество использованных источников информации.
Показатель степени риска для значительных нарушений по каждому источнику информации рассчитывается как отношение выявленных нарушений требований к общему количеству значительных нарушений, умноженное на 100 и на коэффициент 0,7.
Показатель степени риска для незначительных нарушений по каждому источнику информации рассчитывается как отношение выявленных нарушений требований к общему количеству незначительных нарушений, умноженное на 100 и на коэффициент 0,3.
15. По общему показателю степени риска субъект контроля относится:
к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
Приложение
к критериям оценки степени
риска по государственному
контролю в области защиты растений
Субъективные критерии степени риска для субъектов
контроля в области защиты растений
№ п/п |
Критерии нарушения (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
Степень нарушения |
|
1 |
2 |
3 |
|
Результаты мониторинга фитосанитарной отчетности, представляемой субъектами контроля в районные территориальные инспекции Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан |
|||
1. |
Непредставление фитосанитарной отчетности |
грубое |
|
2. |
Представление фитосанитарной отчетности не в соответствии с формами фитосанитарного учета, утвержденными законодательством в области защиты растений |
грубое |
|
3. |
Представление неполных данных по фитосанитарной отчетности |
грубое |
|
4. |
Нарушение сроков представления фитосанитарной отчетности |
значительное |
|
Результаты предыдущих проверок: |
|||
1. |
Использование пестицидов (ядохимикатов), прошедших государственную регистрацию и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан |
грубое |
|
2. |
Использование пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан, в соответствии с регламентами применения (нормой расхода, способом и кратностью обработки, ограничениями) |
грубое |
|
3. |
Наличие специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
4. |
Наличие транспортного средства, используемого для специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
5. |
Наличие рекомендаций производителя (поставщика) по применению пестицида (ядохимиката) |
грубое |
|
6. |
Наличие специально предназначенных мест для временного хранения неиспользованных пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
7. |
Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
8. |
Наличие паспорта безопасности пестицида (ядохимиката), разработанного производителем пестицида (ядохимиката) |
значительное |
|
9. |
Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов) |
значительное |
|
для субъектов, осуществляющих деятельность по применению пестицидов (ядохимикатов) авиационным и наземным способами (за исключением аэрозольного и фумигационного способов) |
|||
1. |
Использование пестицидов (ядохимикатов), прошедших государственную регистрацию и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан |
грубое |
|
2. |
Использование пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан в соответствии с регламентами применения (нормой расхода, способом и кратностью обработки, ограничениями) |
грубое |
|
3. |
Наличие специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
4. |
Наличие транспортного средства, используемого для специальной техники по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
5. |
Наличие рекомендаций производителя (поставщика) по применению пестицида (ядохимиката) |
грубое |
|
6. |
Наличие специально предназначенных мест для временного хранения неиспользованных пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
7. |
Использование предупредительных знаков и маркировок на предмет опасности или потенциальной опасности при проведении мероприятий по химической обработке сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами) |
грубое |
|
8. |
Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
9. |
Наличие паспорта безопасности пестицида (ядохимиката), разработанного производителем пестицида (ядохимиката) |
значительное |
|
10. |
Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов) |
значительное |
|
для субъектов, осуществляющих деятельность по хранению пестицидов (ядохимикатов) |
|||
1. |
Наличие складских помещений, специально предназначенных для хранения пестицидов (ядохимикатов), отвечающих требованиям строительных норм и правил, экологическим требованиям, санитарным правилам и гигиеническим нормативам |
грубое |
|
2. |
Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными рекомендациями по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
3. |
Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными тарными этикетками хранящихся пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
4. |
Хранение пестицидов (ядохимикатов) в количествах, не превышающих емкость склада, предусмотренную проектной документацией склада |
грубое |
|
5. |
Соблюдение условий раздельного хранения пестицидов (ядохимикатов), несовместимых по своим физико-химическим свойствам (летучесть, окисляемость), пожароопасности и взрывоопасности, реакционной активности, температурным режимам хранения |
грубое |
|
6. |
Оборудование склада приточной и вытяжной вентиляцией с сухими фильтрующими элементами |
грубое |
|
7. |
Наличие необходимого количества дезактивирующих средств для нейтрализации пестицидов (ядохимикатов) в случае их пролива, указанных на тарных этикетках хранящихся пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
8. |
Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по хранению пестицидов (ядохимикатов) |
значительное |
|
9. |
Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов) |
значительное |
|
для субъектов, осуществляющих деятельность по транспортировке пестицидов (ядохимикатов) |
|||
1. |
Наличие на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пестицидов (ядохимикатов), специального оборудования и соответствующей маркировки в соответствии с требованиями правил транспортировки опасных грузов, действующих на различных видах транспорта, включая наличие аварийных карточек системы информации об опасности при транспортировке («Осторожно – пестициды (ядохимикаты)») |
грубое |
|
2. |
Наличие на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пестицидов (ядохимикатов), средств нейтрализации перевозимого пестицида, а также средств индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала |
грубое |
|
3. |
Недопущение совместной транспортировки пестицидов (ядохимикатов), несовместимых по своим физико-химическим свойствам (летучести, окисляемости и прочих свойств), пожаро- и взрывоопасности |
грубое |
|
4. |
Недопущение перевозки пестицидов (ядохимикатов) совместно пищевыми продуктами, фуражом и питьевой водой |
грубое |
|
5. |
Соблюдение условий транспортировки пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с требованиями, предусмотренными в паспорте безопасности пестицида (ядохимиката) и рекомендациях по транспортировке пестицида (ядохимиката) производителя (поставщика) пестицида (ядохимиката) |
грубое |
|
для субъектов, осуществляющих деятельность по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них |
|||
1. |
Наличие методов и технологий обезвреживания пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них, разработанных и предоставляемых поставщиками (производителями, импортерами, продавцами) пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
2. |
Соблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) первого класса опасности, пришедших в негодность к дальнейшему использованию по назначению, в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами (ядохимикатами) окружающей среды |
грубое |
|
3. |
Соблюдение условий упаковки пестицидов (ядохимикатов) второго класса опасности при необходимости в многослойную тару из полимерных материалов со специальными вкладышами (в зависимости от специфики пестицида (ядохимиката) |
грубое |
|
4. |
Наличие средств механизации для загрузки, перевозки и выгрузки запрещенных, пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под них |
грубое |
|
5. |
Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
для субъектов, осуществляющих деятельность по проведению регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов) |
|||
1. |
Наличие опытных образцов и эталонных пестицидов (ядохимикатов) в заводской упаковке с сертификатом соответствия и аналитических стандартов действующих веществ пестицидов (ядохимикатов) для проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
2. |
Соблюдение заявленных регламентов применения пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с планами проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), утвержденными ведомством уполномоченного органа в области защиты растений |
грубое |
|
3. |
Соблюдение условий проведения испытаний пестицидов (ядохимикатов) в основных почвенно-климатических зонах возделывания культур с учетом особенностей вредных организмов (ареал распространения, экономическое значение, количество поколений, патогенность, резистентность) в соответствии с планами проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов), утвержденными ведомством уполномоченного органа в области защиты растений |
грубое |
|
4. |
Соблюдение методик и сроков проведения регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
5. |
Наличие у персонала средств индивидуальной защиты и спецодежды при проведении работ по применению пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
6. |
Наличие прошнурованной и пронумерованной приходно-расходной книги учета пестицидов (ядохимикатов) |
значительное |
|
Наличие зарегистрированных случаев возникновения неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъектов контроля |
|||
1. |
Отравление людей и животных, гибель растений при проведении химических обработок сельскохозяйственных посевов пестицидами (ядохимикатами), не разрешенными к применению на территории Республики Казахстан |
грубое |
|
2. |
Нарушения регламентов и технологии применения разрешенных на территории Республики Казахстан пестицидов (ядохимикатов) при проведении мероприятий по химической обработке, повлекших массовое отравление людей и животных, гибель сельскохозяйственных посевов |
грубое |
|
3. |
Загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при хранении пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
4. |
Загрязнение почвы, воды и растительного покрова при авариях при транспортировке пестицидов (ядохимикатов) |
грубое |
|
5. |
Несоблюдение условий хранения пестицидов (ядохимикатов) на территориях специальных хранилищ (могильников), повлекших загрязнение пестицидами (ядохимикатами) окружающей среды |
грубое |
|
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений |
|||
1. |
Наличие подтвержденной жалобы на субъекты контроля, использующие пестициды (ядохимикаты), не разрешенные к применению на территории Республики Казахстан |
грубое |
|
2. |
Наличие жалобы, по рассмотрению которой государственным инспектором по защите растений приостановлена или запрещена деятельность субъекта контроля без судебного решения в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд |
грубое |
|
3. |
Наличие жалобы, по рассмотрению которой субъект контроля привлечен государственным инспектором по защите растений к административной ответственности в случае нарушения законодательства Республики Казахстан о защите растений в соответствии с законами Республики Казахстан |
грубое |
|
4. |
Наличие жалобы, по рассмотрению которой субъекту контроля государственным инспектором по защите растений выписано предписание по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты растений без привлечения к административной ответственности |
значительное |