Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра юстиции РК от 30.07.2015 № 424.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республик Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года и подпунктом 1) статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила оформления, выдачи, замет сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении.
2. Контроль за исполнением настоящею приказа возложить на Заместителя Министра юстиции Республики Казахстан Әбдірайым Б.Ж.
3. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа и его официальное опубликование.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Имашев
Утверждены
приказом Министра
Республики Казахстан
от 25 февраля 2015 года № 113
ПРАВИЛА
оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и
уничтожения свидетельства о рождении
1. Общие положения
1. Настоящие правила оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 1) статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» и определяют порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельств о рождении.
2. Основные задачи настоящих Правил заключается в регулировании порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении.
3. В настоящих Правилах используется следующее понятие:
Свидетельство о рождении - документ, удостоверяющий личность физического лица, свидетельствующий о государственной регистрации факта его рождения.
2. Порядок оформления и выдачи свидетельства о рождении
4. В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года (далее - Кодекс), отделом регистрации актов гражданского состояния (далее - регистрирующий орган) является местный исполнительный орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Регистрирующий орган оформляет и выдает свидетельства о рождении.
5. В местностях, где нет регистрирующих органов, аким аула (села), поселка, аульного (сельского) округа производит прием документов на регистрацию рождения детей, родившихся на их территории и передает их в регистрирующие органы для оформления, выдачи и вручения свидетельств о рождении.
6. Оформление свидетельства о рождении осуществляется регистрирующими органами на основании заявления родителей или заинтересованных лиц, по месту жительства родителей или одного из них, либо по месту рождения ребенка.
7. Для оформления свидетельства о рождении предоставляются следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации рождения по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) копии документов, удостоверяющих личность родителей;
3) копию свидетельства о заключении брака (супружества) родителей, для лиц, зарегистрировавших брак до 2008 года (при наличии);
4) медицинское свидетельство о рождении или копия решения суда об установлении факта рождения;
5) документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае невозможности подачи заявления родителями или заинтересованными лицами.
В случае государственной регистрации рождения ребенка, достигшего одного года и более дополнительно предоставляются:
1) объяснительная родителей;
2) медицинское свидетельство о рождении;
3) извещение об отсутствии актовой записи о рождении регистрирующего органа соответствующей административно-территориальной единицы (для детей родившихся до 2008 года);
4) справка о состоянии здоровья ребенка по месту его проживания.
8. Заявление на государственную регистрацию рождения ребенка подается в письменной форме родителями (или одним из них) не позднее двух месяцев со дня его рождения, а в случае их смерти, болезни или невозможности по иным причинам сделать заявление - заинтересованными лицами или администрацией медицинской организации, в которой находилась мать при рождении ребенка.
9. Если за государственной регистрацией рождения ребенка обратились не родители, а другие лица, то этими лицами представляется документ, удостоверяющий личность заявителя, а также документ, подтверждающий его полномочия на регистрацию рождения ребенка.
10. В случае рождения мертвого ребенка, заявление на регистрацию о факте его рождения на основании медицинского свидетельства о перинатальной смерти подается ответственным должностным лицом медицинской организации не позднее пяти суток с момента родов.
11. При государственной регистрации двух или более детей заявление подается в отношении каждого отдельно.
12. Рождение найденного, брошенного (отказного) ребенка регистрируется по заявлению органов внутренних дел, органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, администрации организации образования или медицинской организации, в которую помещен ребенок, не позднее семи суток со дня обнаружения, отказа или оставления.
К заявлению прилагается протокол или акт, составленный органом внутренних дел или органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок был найден, документ, выданный медицинской организацией, подтверждающий возраст и пол найденного ребенка, и другие персональные сведения о ребенке.
13. В случае оставления ребенка неизвестной матерью, администрация медицинской организации составляет протокол в присутствии двух свидетелей. При государственной регистрации рождения протоколы прилагаются к заявлению должностного лица медицинской организации о регистрации брошенного (отказного) ребенка.
14. Государственная регистрация рождения ребенка, зачатого в течение брака (супружества) и родившегося после смерти отца или расторжения брака (супружества), либо признания брака (супружества) недействительным, производится на общих основаниях, если со дня смерти отца или расторжения брака (супружества) либо признания его недействительным прошло не более двухсот восьмидесяти дней.
15. Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего одного года и более, при наличии документа о рождении, по форме, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения РК «Об утверждении форм первичной медицинской документации организации здравоохранения» от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6697) выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по письменному заявлению родителей или иных заинтересованных лиц на основании заключения, составленного регистрирующим органом.
16. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Казахстан, производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Казахстан, либо в регистрирующем органе по месту жительства родителей или одного из них. В случае государственной регистрации рождения ребенка по месту жительства родителей либо одного из них, местом рождения ребенка указывается данный населенный пункт.
17. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в экспедициях и в отдаленных местностях, где нет регистрирующего органа, а также во время нахождения матери на морском, речном, воздушном судне или в поезде, производится в регистрирующем органе по месту жительства родителей или одного из них по возвращении их к месту жительства.
В таких случаях местом рождения ребенка указывается административно-территориальная единица, где производится государственная регистрация рождения ребенка.
18. Отец и мать, состоящие в браке (супружестве) между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Основанием для такой записи является свидетельство о заключении брака (супружества).
19. Лица, состоящие в браке (супружестве) и давшие свое согласие в письменной форме на применение вспомогательных репродуктивных методов и технологий, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей актов о рождении.
В случае рождения ребенка согласно договору суррогатного материнства, супруги записываются его родителями в книге записей актов о рождении.
20. При регистрации рождения ребенка в случае, если брак (супружество) между родителями расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но с момента расторжения брака (супружества), признания его недействительным или смерти супруга прошло не более двухсот восьмидесяти дней, сведения о матери вносятся на основании медицинского свидетельства о рождении или копии решения суда об установлении факта рождения, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о заключении или расторжении брака (супружества), свидетельства о смерти отца.
21. Если ребенок родился по истечении двухсот восьмидесяти дней со дня расторжения брака (супружества), признания его недействительным, бывший супруг может быть записан отцом ребенка только на основании актовой записи об установлении отцовства.
22. В случае письменного признания лицом, не являющимся супругом родившей женщины, и при письменном согласии ее мужа, отцом ребенка при регистрации установления отцовства и регистрации рождения записывается данное лицо.
23. В случае, если родители ребенка не состоят в браке (супружестве) между собой, сведения о матери вносятся на основании медицинского свидетельства о рождении или копии решения суда об установлении факта рождения.
Сведения об отце в данном случае вносятся:
1) на основании актовой записи об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;
2) по заявлению матери, не состоящей в браке (супружестве), если отцовство не установлено.
По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении могут не вноситься;
3) по заявлению лица, признавшего себя отцом ребенка, при наличии согласия на это матери ребенка.
24. Если при регистрации рождения заявителем изъявляется желание указать национальную принадлежность родителей, то в записи акта о рождении ребенка национальность родителей - граждан Республики Казахстан - указывается в соответствии с национальностью, указанной в документах, удостоверяющих личность граждан Республики Казахстан.
Сведения о национальной принадлежности родителя, являющегося иностранцем, указываются в соответствии с его заграничным паспортом.
При отсутствии в заграничном паспорте иностранца сведений о национальности, последняя определяется по волеизъявлению заявителя в соответствии с документом, выданным компетентным органом иностранного государства, гражданином которой он является.
25. После проверки документов, поступивших на государственную регистрацию рождения ребенка, сведения о регистрации рождения ребенка заносятся в информационную систему «Записи актов гражданского состояния» (далее - ИС ЗАГС).
26. После государственной регистрации рождения ребенка в ИС ЗАГС, распечатывается актовая запись в двух экземплярах и формируется свидетельство о рождении. На основании актовой записи о рождении оформляется свидетельство о рождении.
27. После государственной регистрации рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Казахстан, представителем дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Казахстан оформляется свидетельство о рождении.
28. Свидетельства о рождении заполняются на казахском или русском языке.
29. Сведения о родителях ребенка заполняются согласно документам, удостоверяющим их личность.
В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность родителей, в момент государственной регистрации по уважительной причине сведения о родителях заполняются согласно свидетельству о заключении брака (супружества) либо актовой записи о заключении брака (супружества) в данном регистрирующем органе.
30. Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата и место рождения ребенка;
2) дата составления и номер актовой записи;
3) индивидуальный идентификационный номер;
4) фамилии, имена, отчества (при их наличии), национальность родителей, если указана в документах, удостоверяющих личность;
5) гражданство родителей;
6) место государственной регистрации (наименование регистрирующего органа);
7) дата выдачи свидетельства о рождении.
31. Форма свидетельства о рождении утверждена Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 января 2015 года № 9 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10173) «Об утверждении форм актовых книг государственной регистрации актов гражданского состояния и форм свидетельств, выдаваемых на основании записей в этих книгах».
32. Свидетельство о рождении подписывается руководителем регистрирующего органа и скрепляется гербовой печатью регистрирующего органа.
33. После оформления свидетельства о рождении родителям новорожденного, другим уполномоченным лицам или представителям организации, в которой находится ребенок выдается свидетельство о рождении.
34. В случае рождения двух или более детей, свидетельство о рождении выдается каждому ребенку.
35. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации мертворожденного ребенка.
36. Свидетельства о рождении выдаются в течение двух рабочих дней со дня поступления необходимых документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, в регистрирующий орган.
3. Порядок замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельств о рождении
37. В случае утери, непригодности для использования первичного свидетельства о рождении и невозможности идентификации данных указанных в подпунктах 1) и 6) пункта 30 настоящих Правил, а также в связи с внесенными изменениями, дополнениями и исправлениями, на основании архивной актовой записи, регистрирующий орган по месту жительства заявителей выдает повторное свидетельство о рождении.
38. Для получения повторного свидетельства о рождении лицами, в отношении которых составлена запись о регистрации акта гражданского состояния или их уполномоченными представителями представляются следующие документы:
1) заявление о выдаче повторного свидетельства о рождении;
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
3) документ, подтверждающий уплату в бюджет государственной пошлины, за исключением лиц указанных в статье 543 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
При регистрации актов гражданского состояния от уплаты государственной пошлины освобождаются следующие лица, при предъявлении подтверждающих документов:
участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, опекуны (попечители), государственные организации - за регистрацию и выдачу повторных свидетельств о рождении;
физические лица - за выдачу им свидетельств при изменении, дополнении, восстановлении и исправлении записей актов о рождении, смерти, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;
физические лица - за выдачу им повторных или замену ранее выданных свидетельств о смерти родственников;
физические лица - за выдачу повторных свидетельств о рождении в связи с усыновлением (удочерением) и установлением отцовства;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя.
39. Повторное свидетельство о рождении выдается в течение пяти календарных дней с момента поступления необходимых документов в регистрирующий орган.
При направлении запроса в другой регистрирующий орган, в котором выдано первичное свидетельство о рождении, срок выдачи повторного свидетельства о рождении продлевается, но не более чем на тридцать календарных дней. Заявитель уведомляется в течение двух рабочих дней о продлении срока рассмотрения заявления.
40. Повторное свидетельство о рождении выписывается в точном соответствии с актовыми записями. Названия местностей указываются в точном соответствии с существовавшим административно-территориальным делением, а местом государственной регистрации - регистрирующий орган, обслуживающий эту местность по существующему административному делению.
На выдаваемых повторных свидетельствах на первой странице сверху указывается «Повторное».
41. Повторные свидетельства о рождении на детей до шестнадцатилетнего возраста выдаются родителям, опекунам, усыновителям (удочерителям), попечителям и администрации детских учреждений, в которых дети находятся на воспитании.
На детей старше шестнадцати лет, но не достигших восемнадцати лет и не получивших документ, удостоверяющий личность, детям выдаются повторные свидетельства в присутствии одного из родителей, либо опекуна, усыновителя (удочерителя) при предоставлении ими документа, удостоверяющего личность.
42. Родителям повторные свидетельства о рождении детей, в отношении которых они лишены родительских прав, до их восстановления не выдаются.
43. Факт лишения родительских прав регистрирующим органом проверяется путем проверки актовой записи о рождении, находящейся в архиве на хранении.
44. В случае выдачи повторного свидетельства о рождении, предыдущее свидетельство является недействительным, о чем проводится отметка в базе данных о физических лицах.
45. В случае непригодности для использования свидетельства о рождении и невозможности идентификации данных, указанных в подпунктах 1) и 6) пункта 30 настоящих Правил, свидетельство о рождении является недействительным и подлежит сдаче в регистрирующий орган и замене.
46. Об уничтожении свидетельств о рождении составляется акт, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, в котором указываются серия, номер и дата уничтоженного свидетельства о рождении и наименование регистрирующего органа, выдавшего данное свидетельство.
47. Для уничтожения свидетельств о рождении согласно приказу руководителя регистрирующего органа, в котором уничтожаются свидетельства о рождении, создается комиссия. Комиссия формируется из числа сотрудников регистрирующего органа в составе не менее трех человек.
48. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем регистрирующего органа, в котором уничтожается свидетельство о рождении.
49. Изъятие свидетельства о рождении осуществляется должностными лицами органов предварительного следствия, дознания, а также должностными лицами в ходе административного производства и оформления утраты гражданства.
Приложение 1
к Правилам выдачи,
оформления, замены, сдачи,
изъятия и уничтожения
свидетельства о рождении
Форма
В ________________________
(наименование регистрирующего органа)
от _______________________
(имя, отчество (при его наличии), фамилия заявителя)
проживающего по адресу:
_________________________
№ тел. __________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о государственной регистрации рождения
Сведения о ребенке:
Имя __________________________ Отчество _____________________________
Фамилия _____________________________________________________________
Дата рождения "____" _______________ 20__ г. Пол ____________________
Место рождения ребенка ______________________________________________
Какой по счету ребенок у матери _____________________________________
Сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка
_____________________________________________________________________
Юридический адрес ребенка ___________________________________________
Сведения о матери:
Имя ______________________ Отчество (при его наличии) _______________
Фамилия _____________________________________________________________
Дата рождения "____" ___________ 20___ г. Национальность ____________
Возраст: ____________________________________________________________
Гражданство _________________________________________________________
Образование _________________________________________________________
Место работы и должность ____________________________________________
Семейное положение __________________________________________________
Дата и место регистрации брака (супружества)
_____________________________________________________________________
Номер актовой записи о браке (супружестве) __________________________
Юридический адрес ___________________________________________________
Сведения об отце:
Имя ______________________ Отчество (при его наличии) _______________
Фамилия _____________________________________________________________
Дата рождения "____" __________ 20__ г. Национальность ______________
Возраст: ____________________________________________________________
Гражданство _________________________________________________________
Образование _________________________________________________________
Место работы и должность ____________________________________________
Семейное положение __________________________________________________
Дата и место регистрации брака (супружества)
_____________________________________________________________________
Номер актовой записи о браке (супружестве) __________________________
Юридический адрес ___________________________________________________
"_____" ________ 20____ г. Подпись
Предупреждена (а) о том, что за сообщение ложных сведений согласно
статье 491 Кодекса Республики Казахстан «Об административных
правонарушениях» налагается административное взыскание.
"___" ___________ 20____ г.
_____________________________________________________________________
(имя, отчество (при его наличии), фамилия должностного лица,
принявшего заявление)
№ по журналу _________
---------------------------------------------------------------------
(линия отрыва)
"__" _______ 20___ г. принято на рассмотрение заявление о
регистрации рождения
Результаты рассмотрения будут сообщены "___" _____ 20___ г.
Специалист __________________ (имя, отчество (при его наличии), фамилия)
Приложение 2
к Правилам выдачи, оформления,
замены, сдачи, изъятия и уничтожения
свидетельства о рождении
Форма
«Утверждаю»
____________________
руководитель регистрирующего органа
___________________________________
Ф.И.О (при его наличии).
«____» ________ 20___ г.
Акт уничтожения свидетельств о рождении
Мы, нижеподписавшиеся, в составе:
1. __________________________________________________________________
(должность) Ф.И.О (при его наличии).
2. __________________________________________________________________
(должность) Ф.И.О (при его наличии).
3. __________________________________________________________________
(должность) Ф.И.О (при его наличии).
составили настоящий акт о том, что уничтожили свидетельства о
рождении № _________________________________________________________.
Приложение: копии уничтоженных свидетельств о рождении.
________________________________
подпись, Ф.И.О (при его наличии).
________________________________
подпись, Ф.И.О (при его наличии).
________________________________
подпись, Ф.И.О (при его наличии).
Исп.: Фамилия, имя, отчество (при его наличии)