Сноска. Утратило силу постановлением акимата Мангистауской области от 27.08.2022 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" акимат области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Мангистауской области.
2. Государственному учреждению "Управление образования Мангистауской области" обеспечить официальное опубликование данного постановления в информационно-правовой системе "Әділет" и в средствах массовой информации, размещение на интернет-ресурсе акимата Мангистауской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима области Нургазиеву Б.Г.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области | А. Айдарбаев |
"СОГЛАСОВАНО"
исполняющий обязанности руководителя
государственного учреждения
"Управление образования
Мангистауской области"
Тастемирова З.Ж.
22 апреля 2015 г.
Утверждены постановлением акимата Мангистауской области от 22 апреля 2015 года № 115 |
|
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Мангистауской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Мангистауской области (далее – Правила) регулируют деятельность психологической службы в организациях среднего образования Мангистауской области (далее – Психологическая служба).
2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, количеством штатных единиц педагогов-психологов.
4. В состав Психологической службы входят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, медицинские работники, представители родительских комитетов по согласованию.
5. Документация Психологической службы включает:
1) настоящие Правила;
2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации среднего образования;
3) программы психологической диагностики (далее – психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем организации среднего образования;
4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
5) перечень и банк данных психодиагностических методик;
6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, воспитанников, групповые психологические портреты;
7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;
9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (полугодовой, годовой).
2. Цели и задачи психологической службы
6. Цель Психологической службы – способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психолого-педагогической поддержки участникам учебно-воспитательного процесса.
7. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психодиагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы.
3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы
8. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее.
9. Психодиагностическое направления:
1) психодиагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психодиагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психодиагностики.
10. Консультативные направления:
1) консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
11. Просветительско-профилактические направления:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) предупреждение дезадаптации обучающихся;
3) содействие работе методического и педагогического советов и медико-психолого-педагогических консилиумов;
4) осуществление взаимодействия со специалистами - смежных профессий (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов.
12. Коррекционно-развивающие направления:
1) проведение психолого-педагогических тренингов;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов.
13. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, по возможности размещенного в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися, их родителями (или лицами их заменяющими) и педагогическими работниками в индивидуальной или групповой основе.
14. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с администрацией, педагогическим коллективом, медицинскими работниками, психолого-медико-педагогическими консультациями, родителями (или лицами их заменяющими).
15. Деятельность Психологической службы в организации образования координируется руководителем организации образования.
16. В своей деятельности педагог-психолог:
1) руководствуется настоящими Правилами;
2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
3) обладает знаниями общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, психодиагностики, психологического консультирования и новейшего достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
4) применяет научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;
6) планирует психодиагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
12) препятствует проведению в организации среднего образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
13) способствует гармонизации социальной сферы организации среднего образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
14) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
15) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
16) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих);
17) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы обучающимся, родителями и педагогами;
18) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;
19) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
20) поддерживает связь с кафедрами психологии высших учебных заведении и ассоциациями практических психологов;
21) выходит с предложениями в районные (городской) отделы и Управление образования Мангистауской области по вопросам улучшения работы Психологической службы;
22) принимает участие в работе педагогического и методического совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
17. Педагог-психолог обеспечивает:
1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики;
4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.