Сноска. Утратило силу постановлением акимата Северо-Казахстанской области от 08.07.2020 № 184 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 4-6) пункта 2 статьи 10-3 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях" акимат Северо-Казахстанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления коммунальных услуг по Северо-Казахстанской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на курирующего заместителя акима области.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким Северо-Казахстанской области |
Е. Султанов |
Утверждены постановлением акимата Северо-Казахстанской области от "25" ноября 2015 года № 459 |
Правила
предоставления коммунальных услуг по Северо-Казахстанской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила предоставления коммунальных услуг по Северо-Казахстанской области (далее Правила) разработаны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и устанавливают порядок, условия предоставления и оплаты коммунальных услуг (далее - Услуг), а также определяют права и обязанности услугодателей и потребителей.
2. В настоящих Правилах используются следующие определения:
коммунальные услуги - электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализование (далее - энергоснабжение), а также услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, предоставляемые гражданам в квартирах, индивидуальных, жилых домах, а также для нужд приусадебных участков, гаражей, потребителям, занимающимся индивидуальным предпринимательством по месту жительства, и объектам кондоминиума;
услугодатель - юридическое или физическое лицо, занимающееся, электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, канализованием (далее - энергоснабжающая организация), а также предоставляющее (оказывающее) услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, оказание услуг для абонентов и объектов кондоминиума - является доставка электрической и тепловой энергии;
потребитель – гражданин или объект кондоминиума, пользующийся коммунальной услугой;
режим предоставления услуги - система обязательных норм, установленных для каждого типа услуги;
энергоснабжение - доставка и продажа потребителям электрической энергии, тепловой энергии, воды (далее - Энергии);
энергоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической и (или) теплой энергии;
энергопередаюшая организация - организация, осуществляющая передачу и (или) распределение энергии;
энергия - электрическая и тепловая энергия, вода, водоотведение являются товарами энергетического рынка.
3. Вопросы, связанные с энергоснабжением и предоставлением услуг по удалению мусора и обслуживанию лифтами потребителей, не освещенные в настоящих Правилах, регулируются действующим законодательством.
2. Порядок и условия предоставления услуг
4.Предоставление услуг производится на основании письменного договора между услугодателем и потребителем (далее - Договор).
Потребители имеют право делегировать, в установленном законодательством порядке, свои права по заключению договоров кооперативу собственников квартир (далее - КСК) либо иному физическому или юридическому лицу.
Договор не может противоречить требованиям действующего законодательства Республики Казахстан и настоящих Правил.
Договор считается заключенным на неопределенный срок (если иное не предусмотрено соглашением сторон) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным в пунктах 29 и 32 настоящих Правил.
5. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией:
1) по теплоснабжению - санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях - круглосуточно в течение отопительного сезона;
2) по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту - круглосуточно в течение года;
3) по холодному и горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора - круглосуточно в течение года;
4) по водоотведению - обеспечению полного отведения сточных вод - круглосуточно в течение года;
5) по обслуживанию лифтами - безопасному пользованию лифтами - круглосуточно в течение года, или на основании договора;
6) по удалению мусора - полному удалению мусора, отвечающему санитарно-эпидеологическим требованиям.
6. Режим предоставления услуг и гарантийный уровень потребления с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий устанавливается Договором.
7. Возможные отклонения от режима предоставления услуг в обязательном порядке предусматриваются в Договоре.
3. Ответственность сторон
8. За техническое состояние, эксплуатацию, технику безопасности электроустановок общедомовых нужд в многоэтажных застройках (вводно-распределительное устройство, электропроводка для освещения подъездов, дворов, номерных фонарей, подвальных и чердачных помещений) возлагается на орган управления объектом кондоминиума или уполномоченных лиц потребителей или организации, в ведении которых находится жилой дом. За соблюдение сохранности и целостности общедомового прибора коммерческого учета возлагается на орган управления объектом кондоминиума или уполномоченного лица потребителя.
9. Общедомовые приборы учета тепловой энергии, воды могут приобретаться и устанавливаться органом управления объектом кондоминиума либо энергоснабжающей организацией в соответствии с действующим законодательством.
10. Потребитель вправе самостоятельно приобретать индивидуальные приборы учета. Для таких потребителей возмещение расходов Энергопередающей организации (энергоснабжающей) производится только за установку приборов учета согласно договору.
Приборы учета электроэнергии могут устанавливаться на лестничных клетках, в коридорах и в отдельных квартирах.
Проход к приборам учета должен быть свободным.
Потребитель несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме.
11. Граница раздела эксплуатационной ответственности сторон определяется для соответствующего вида сетей следующим образом:
1) тепло - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;
2) горячее водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки системы горячего водоснабжения;
3) холодное водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;
4) водоотведение - границей уличной канализационной сети является колодец в месте подключения потребителя, а границей дворовой канализации - колодец на подключении в сеть от здания;
5) электроэнергия – при воздушном ответвлении на контактах присоединения питающей линии на первых изоляторах, установленных на здании, при кабельном вводе – на болтовых соединениях наконечников питающего кабеля на вводе в здание.
12. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору услугодатель и потребитель обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб согласно пункту 4 статьи 9 Гражданского Кодекса Республики Казахстан.
13. Энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед потребителем за снижение параметров энергоносителя и недоотпуск энергии, вызванные форс-мажорными обстоятельствами.
4. Порядок оплаты услуг
14. Оплата за услуги, подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством, производится по тарифам, утверждаемым уполномоченным государственным органом в установленном порядке.
15. Оплата должна производиться потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным периодом, или по соглашению между потребителем и услугодателем в сроки, оговоренные в Договоре.
16. В случае просрочки платежей потребитель выплачивает неустойку, определенную законодательством или договором.
17. Если потребитель отключен за нарушения условия Договора электроснабжения, то подключение его производится энергопередающей (энергопроизводящей) организацией после устранения нарушения и оплаты услуги за подключение.
18. Услугодатель не позднее 7 числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании показаний приборов коммерческого учета электрической энергии или иного расчета потребления согласно условиям Договора, выписывает потребителю платежный документ.
Потребители самостоятельно получают платежный документ у услугодателя (за исключением потребителей, использующих электрическую энергию для бытовых нужд).
19. Снятие показаний приборов коммерческого учета производится представителями поставщика или энергопередающей организации в присутствии потребителя либо его представителей.
При невозможности снятия показаний приборов коммерческого учета электрической энергии, и если при этом потребитель самостоятельно не предоставит сведения о количестве использованной им электрической энергии, расчет потребления производится по среднесуточному расходу электрической энергии за предыдущий период.
При этом период расчета по среднесуточному расходу электрической энергии не превышает трех расчетных периодов, по истечении которых подача электрической энергии прекращается.
По согласованию сторон допускается самостоятельное снятие показаний приборов коммерческого учета электрической энергии и передача их потребителем в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию. Ошибки, допущенные потребителем при снятии показаний приборов коммерческого учета электрической энергии, исправляются энергопередающей (энергопроизводящей) и (или) поставщиком по мере их выявления.
20. Количество поданной услугодателем и принятой потребителем энергии определяется показаниями приборов коммерческого учета, а при обнаружении нарушения коммерческого учета не по вине потребителя (в случае целостности и соответствия пломб, указанным в предыдущем акте установки или инструментальной проверки прибора учета) расчет потребления производится энергопередающей организацией по среднесуточному расходу предыдущего или последующего расчетного периода, в котором средства и схема учета электрической энергии были исправны. Период расчета составляет со дня обнаружения нарушения до дня восстановления коммерческого учета, но не более 30 (тридцати) календарных дней.
Коммерческий учет восстанавливается потребителем в течение 30 (тридцать) календарных дней срок со дня обнаружения нарушения.
По истечении тридцати календарных дней со дня обнаружения нарушения, если коммерческий учет не восстановлен, расчет производится по разрешенной мощности согласно техническим условиям, а при отсутствии технических условий по номинальному току вводного коммутационного аппарата с учетом часов использования 24 часа в сутки.
21. При обнаружении у потребителя изменения схемы включения прибора учета, его умышленного повреждения, срыва пломб, искусственного торможения диска и других нарушений по вине потребителя или, если потребитель в целях хищения энергии оборудовал скрытую проводку или установил приспособление, искажающее показания прибора учета, обнаружить которые представителю Энергоснабжающей организации при предыдущих посещениях не представлялось возможным, потребителю энергоснабжающей организацией производится в установленном порядке перерасчет за пользование энергией с момента проведения последней проверки, но за период не превышающий одного года.
Перерасчет производится:
1) по мощности осветительных токоприемников и числу часов их использования;
2) при наличии у потребителя штепсельных розеток (независимо от их количества) - из расчета использования одной розетки мощностью шестьсот (600) Ватт двадцать четыре (24) часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более шестьсот (600) Ватт - по фактической мощности находящегося в пользовании потребителя электрооборудования из расчета использования его двадцать четыре (24) часа в сутки.
22. В случае временного выезда (одного или нескольких) проживающих в квартире лиц, при отсутствии приборов учета, плата за услуги, рассчитываемая на одного человека, за время их отсутствия не взимается при условии подачи заявления и предоставления подтверждающего документа (справка лечебного учреждения, с места работы, корешок путевки в санаторий, справка о регистрации по месту временного проживания, квитанция об оплате за проживание в гостинице и так далее).
Все изменения, приведшие к перерасчету оплаты, осуществляются с момента подачи заявления потребителем в энергоснабжающую организацию.
23. КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.
24. В случае установки прибора коммерческого учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности электрической сети потери электрической энергии на участке от границы балансовой принадлежности электрической сети до места установки приборов коммерческого учета электрической энергии относятся на договорной основе к владельцу, на балансе которого находится указанный участок электрической сети, и определяются расчетным путем энергопередающей (энергопроизводящей) организацией.
25. Оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1-го и 2-го этажей, если не принято иное решение на общем собрании собственников квартир.
26. Все спорные вопросы между услугодателем и потребителем, связанные с задолженностью, разрешаются в судебном порядке.
5. Права и обязанности потребителя
27. Потребитель имеет право:
1) на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
2) получать информацию о порядке установления цен (тарифов) на услуги от соответствующих государственных органов, которые осуществляют контроль этих показателей;
3) не производить оплату за полученную услугу, если услугодателем в установленном порядке не выставлен счет с указанием начальных и текущих показаний прибора учета;
4) требовать от услугодателя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также возмещения морального вреда;
5) не производить оплату услуг за время перерывов, сверх установленных Договором;
6) выставить претензию Энергоснабжающей организации и не оплачивать услуги за период времени (сверх установленного в Договоре), в течение которого они не соответствовали установленным нормам и стандартам (требованиям нормативно-технической документации);
7) использовать энергию в необходимом ему количестве при условии не превышения мощности, разрешенной для присоединения по техническим условиям;
8) расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом Энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
28. Потребитель обязан:
1) соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;
2) обеспечивать доступ представителей услугодателя или специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, тепло-, водоснабжения и канализации для устранения аварий, осмотра приборов учета и контроля;
3) своевременно, в установленные сроки оплачивать предоставленные услуги и энергию;
4) при выезде из квартиры, индивидуального дома произвести расчет за использованные услуги по день выезда.
29. Потребителю не допускается:
1) переоборудовать внутриквартирные сети, инженерное оборудование и устройства без согласования с услугодателем;
2) устанавливать, подключать и использовать без согласования с услугодателем электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой сети, трехфазные токоприемники, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, не отвечающие требованиям безопасной эксплуатации и санитарно-гигиеническим нормативам;
3) нарушать имеющиеся схемы учета энергии;
4) использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (слив воды из системы и приборов отопления) при закрытой системе теплоснабжения.
6. Права и обязанности услугодателя
30. Услугодатель имеет право:
1) своевременно и в полном объеме получать оплату за предоставленные услуги и энергию;
2) осуществлять контроль потребления и оплаты энергии;
3) в одностороннем порядке приостановить исполнение Договора в связи с неоплатой потребителем использованной им энергии при условии предупреждения потребителя не позднее, чем за тридцать (30) календарных дней;
31. Услугодатель обязан:
1) в средствах массовой информации информировать потребителя о тарифах на услуги, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах, наличии сертификата (в отношении услуг, подлежащих сертификации);
2) заключить с потребителем договор на предоставление услуги;
3) предоставлять потребителю энергию и услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно-технической документации;
4) вести учет и контроль качества и количества поставляемой энергии, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю в установленные Договором сроки;
5) в течение трех дней со дня подачи заявления потребителем о снижении качества услуги принять все меры по восстановлению качества и выполнить перерасчет;
6) в средствах массовой информации информировать потребителей об изменении качества услуг и размера оплаты за них;
7) предъявлять потребителю ежемесячно счет на оплату поставленных услуг и энергии с указанием начальных и текущих показаний прибора учета.
32. Услугодателю не допускается:
1) отказывать в предоставлении услуги или ограничивать потребителя в получении услуги по причинам невыполнения требований другими потребителями;
2) взимать с потребителя дополнительную плату за энергию, отпущенную с повышенными параметрами против договорных;
3) требовать от потребителя ежемесячной оплаты услуг без предоставления на них счета.
7. Порядок разрешения разногласий
33. Поверка приборов коммерческого учета электрической энергии производится в соответствии с межповерочным интервалом в сроки, указанные в реестре государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан. По заявлению одной из заинтересованных сторон производится внеплановая поверка приборов коммерческого учета.
В случае проведения внеплановой поверки и установлении исправности прибора коммерческого учета, издержки по поверке (в том числе по снятию и установке) несет сторона, инициировавшая внеплановую поверку.
34. В случае если при поверке обнаружится, что показания приборов коммерческого учета электрической энергии превышают погрешность, допускаемую их классом точности, либо обнаружится в схеме учета электрической энергии посторонние элементы искажающие точность прибора
коммерческого учета электрической энергии, то издержки по внеочередной поверке оплачивает потребитель прибора коммерческого учета электрической энергии.
35. Учет электрической энергии для расчетов между энергоснабжающей, энергопередающей (энергопроизводящей) организациями и потребителем производится на границе балансовой принадлежности электрической сети.
8. Заключительное положение
36. За нарушения настоящих Правил, физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.