Сноска. Утратило силу постановлением акимата Атырауской области от 06.09.2022 № 190 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьями 27, 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" акимат Атырауской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Атырауской области согласно приложению к настоящему постановлению.2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Мукан Ш.Ж - заместителя акима Атырауской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области | Б. Измухамбетов |
Приложение к постановлению акимата Атырауской области от 17 апреля 2015 года № 109 | |
Утверждены постановлением акимата Атырауской области от 17 апреля 2015 года № 109 |
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Атырауской области
1. Общие положения
1. Настоящие "Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Атырауской области" (далее - Правила) регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования (далее - Психологическая служба).
2. Деятельность Психологической службы осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
3. Психологическая служба является структурным подразделением организации среднего образования.
4. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, и количеством штатных единиц педагогов-психологов.
5. Документация Психологической службы включает:
1) настоящие Правила;
2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации среднего образования;
3) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы, утверждаемые по подведомственности районными (городским) отделами образования или государственным учреждением "Управление образования Атырауской области" (далее - Вышестоящий орган);
4) перечень и банк данных психодиагностических методик;
5) индивидуальные карты психологического развития обучающихся; групповые психологические портреты;
6) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
7) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;
8) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (квартал, полугодие, год).
6. Итог работы Психологической службы за год включается в отчетную документацию организации среднего образования, утверждаемый Вышестоящим органом.
2. Цели и задачи Психологической службы в организациях среднего образования
7. Цель Психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
8. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) способствовать индивидуализации подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
7) повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
3. Основные направления работы Психологической службы
9. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской направлениях.
10. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
11. Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
12. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) психологическую профилактику асоциального поведения обучащихся;
3) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
4) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
13. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) коррекцию конфликтных межличностных отношений.
14. Социально-диспетчерское направление включает:
1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) формирование банка данных о социально-медико-психологических службах;
3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.
15. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.
16. Деятельность Психологической службы координируется Вышестоящим органом.
17. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
18. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
4. Профессиональная деятельность педагога-психолога
19. В своей деятельности педагог-психолог:
1) руководствуется настоящими Правилами;
2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
3) должен знать общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, психодиагностику, психологическое консультирование и новейшие достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;
6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
12) препятствует проведению в организации образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
13) способствует гармонизации социальной сферы организации среднего образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
14) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
15) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
16) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих);
17) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с детьми, учащимися, родителями и педагогами;
18) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучащихся и педагогов;
19) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
20) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
21) выходит с предложениями в Вышестоящий орган по вопросам улучшения работы Психологической службы;
22) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
20. Педагог-психолог обеспечивает:
1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики;
4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.
5. Заключительное положение
21. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации среднего образования.