В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике», а также с подпунктом 2) пункта 13 Положения о Комитете по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2014 года № 33, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9779,ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по формированию показателей по статистике коммерческих услуг.
2. Управлению статистики услуг и энергетики совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на
официальное опубликование в периодических печатных изданиях
и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Управлению статистики услуг и энергетики Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Б. Иманалиев
Утверждена
приказом исполняющего обязанности
Председателя Комитета по статистике
Министерства национальной
экономики Республики Казахстан
от 9 февраля 2016 года № 32
Методика по формированию
показателей по статистике коммерческих услуг
1. Общие положения
1. Методика по формированию показателей по статистике коммерческих услуг (далее - Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике».
2. Методика определяет основные аспекты и методы получения статистической информации о деятельности предприятий сферы коммерческих услуг при проведении общегосударственного статистического наблюдения.
3. Целью настоящей Методики является формирование системы статистических показателей по статистике коммерческих услуг для обеспечения их сопоставимости на международном уровне.
4. Настоящая Методика предназначена для использования в статистической деятельности сотрудниками Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан и его территориальными органами.
5. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) статистика коммерческих услуг - отрасль статистики, отражающая закономерности и тенденции развития рынка коммерческих услуг, характеристику его инфраструктуры и региональных особенностей;
2) услуги - деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека или общества в целом, осуществляемая производителями по заказу потребителей и ведущая к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги;
3) объем оказанных услуг - представляет собой стоимость оказанных услуг в размере средств, поступивших от предприятий, учреждений, населения в уплату за оказанные им услуги;
4) вторичный вид деятельности – вид деятельности, помимо основного, осуществляется с целью реализации товаров (услуг) для третьих лиц;
5) основной вид деятельности – вид деятельности, добавленная стоимость которого превышает добавленную стоимость любого другого вида деятельности, осуществляемого предприятием;
6) нерыночные услуги - услуги, предоставляемые институциональным единицам или обществу в целом бесплатно или по ценам, не являющимся экономически значимыми (например, предоставляемые государством, национальной обороной, обязательным социальным обеспечением и так далее);
7) рыночные услуги - услуги, целиком или в значительной мере покрывающие издержки производителя за счет выручки от их реализации, а не за счет государственного бюджета, добровольных взносов или государственной программы;
8) индекс потребительских цен – общепризнанный показатель инфляции, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированную корзину товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
2. Формирование статистики коммерческих услуг
6. В статистике коммерческих услуг формируются показатели по всем видам оказываемых коммерческих услуг.
7. Информационной базой для формирования данных по статистике коммерческих услуг являются:
1) первичные статистические данные по объему оказанных коммерческих услуг;
2) административные данные.
8. Статистика коммерческих услуг включает виды деятельности из Общего классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКЭД).
9. Статистическим инструментом для формирования статистики коммерческих услуг по видам является Статистический классификатор услуг (далее - СКУ).
10. В объем оказанных коммерческих услуг включаются все затраты по предоставлению услуг в момент их вхождения в процесс производства, а не по времени их оплаты:
1) стоимость сырья, основных материалов с учетом транспортно-заготовительных расходов;
2) стоимость покупных материалов и полуфабрикатов;
3) затраты на приобретение топлива, используемого для производства услуг, а также стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и другие);
4) затраты, связанные с использованием природного сырья (в части платы за древесину, отпускаемую на корню, платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем);
5) стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними субъектами;
6) начисленная за отчетный период сумма амортизационных отчислений по всем видам основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, оперативного управления, а также долгосрочно арендуемых основных средств;
7) затраты на заработную плату;
8) расходы на налоги и другие обязательные платежи в бюджет, командировочные, представительские расходы и благотворительную помощь;
9) стоимость услуг, оказанных сторонними организациями, такие как консультативные, по проведению расследований и обеспечению безопасности, реклама, услуги банков;
10) текущий ремонт, коммунальные услуги и другие.
11. В объем оказанных коммерческих услуг холдинговых компаний включается вознаграждение, выплачиваемое их дочерними предприятиями за стратегическое управление.
12. В объем оказанных услуг не включаются:
1) расходы на строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений;
2) расходы на модернизацию и ремонт машин и оборудования с целью увеличения срока их эксплуатации и повышения производительности (такие расходы трактуются как валовое накопление основного капитала);
3) доходы от дочерних предприятий с местонахождением за границей;
4) платежи по поручению и за счет третьих лиц (предприятий);
5) экстраординарные и не соответствующие основной деятельности доходы (например, при изменении курса, дивидендах);
6) доходы от продажи собственных средств предприятия, расформирования резервов собственных средств.
13. Услуги предоставляются субъектами, финансирующимися за счет следующих источников:
1) средства государственного бюджета:
а) республиканского бюджета;
б) местного бюджета;
2) средства предприятий;
3) средства населения (как плата за полученные услуги).
3. Формирование валового выпуска сферы коммерческих услуг
14. Валовая продукция сферы коммерческих услуг представляет собой стоимость рыночных и нерыночных услуг, оказанных всеми производителями услуг, к которым относятся предприятия, независимо от формы собственности и численности работающих, а также индивидуальные предприниматели, с учетом объемов, формируемых в сфере ненаблюдаемой экономики.
В состав валовой продукции включаются:
1) общий объем услуг, формируемый на базе сводных данных общегосударственных статистических наблюдений;
2) объем услуг, формируемый в сфере ненаблюдаемой экономики (далее – ННЭ).
На основе полученного валового выпуска продукции по каждой группе видов услуг рассчитывается коэффициент досчета на ненаблюдаемую экономику, используемый в дальнейшем для определения размера скрытой и неформальной деятельности.
Валовой выпуск продукции сферы услуг исчисляется суммированием выпуска продукции учтенными предприятиями и индивидуальными предпринимателями по всем видам услуг, классифицированных по СКУ, и выпуска услуг в сфере ННЭ, рассчитываемого по видам услуг:
Vs = Vc + Vic + Vue, (1)
где
Vs – валовый выпуск по объему услуг;
Vc – объем услуг малых, средних и крупных предприятий;
Vic – объем услуг индивидуальных предпринимателей;
Vue – оценка объема услуг по ненаблюдаемой экономике.
Объем услуг предприятий включает объем услуг отчитавшихся предприятий и оценку по объему не отчитавшихся предприятий (ненаблюдаемая экономика по статистическим причинам), а также досчет по сокрытым объемам услуг.
Объем услуг малых, средних, крупных предприятий и индивидуальных предпринимателей формируется по итогам общегосударственных статистических наблюдений.
15. Процедура расчета объемов предприятий сферы услуг, не представивших отчеты, выражается следующей формулой:
Y = Xij * Uij, (2)
где
Y - объем досчета,
I - индикатор вида деятельности,
J - индикатор размера предприятия,
X - средняя величина агрегата на 1 предприятие,
U - количество предприятий, не представивших отчеты.
16. Для определения объема занижения предприятиями отчетных данных устанавливается степень надежности данных, показанных в отчетах.
Степень надежности определяется соотношением объема услуг, показанных в отчетах, к фактическому объему услуг по отобранному кругу предприятий:
S = Vr / Va х 100, (3)
где
Vr – объем услуг по отчетным данным,
Va – фактический объем услуг по отобранному кругу предприятий.
Для определения степени надежности данных осуществляется анализ всей имеющейся статистической информации, напрямую или косвенно связанной с показателем объема услуг. Для сопоставления показателей отбираются профильные предприятия, не менее 5 процентов по доле каждого вида деятельности к общему числу предприятий, не менее 30 процентов по объему услуг каждого вида деятельности от общего объема услуг.
Применяются следующие направления анализа:
1) сопоставляются рассчитанные относительные показатели на одного работника: объем услуг, среднемесячная заработная плата, прибыль, затраты, прибыль по отношению к затратам. Если при сопоставлении этих показателей в динамике выявляется, что число занятых не изменилось, объем услуг снизился, а заработная плата увеличилась, то объем услуг является заниженным;
2) сопоставляются данные об объеме услуг в расчете на одного работника, среднемесячной заработной платы (предприятия однотипными с точки зрения числа занятых и структуры оказываемых услуг). Если уровень заработной платы работников одного предприятия выше, чем в другом предприятии, а объем услуг в расчете на одного работника ниже, имеет место занижение данных объема услуг.
На основе результатов анализа рассчитывается фактический объем оказанных услуг (Va) по отобранному кругу предприятий.
По отобранным для сопоставления предприятиям определяются данные об объеме услуг, показанные отобранными предприятиями в отчетах (Vr), и сумму выявленной неоприходованной выручки. За выручку принимается величина, на которую занижены сведения в отчете предприятия (U).
Фактический объем услуг по отобранному кругу предприятий за определенный период времени определяется:
Va = Vr + U (4)
Далее по каждому виду услуг определяется степень надежности (S) статистических данных, а на ее основе коэффициенты досчета объема услуг на объемы занижения предприятиями данных в своих отчетах (Кu).
Коэффициент досчета на объемы занижения предприятиями данных в своих отчетах рассчитывается по следующей формуле:
Кu = 100 / S (5)
Оценка скрытого (заниженного) объема услуг в целом по всем предприятиям, представившим отчеты производится по формуле:
Vu = Vr х (Кu – 1), (6)
где
Vr – объем услуг по предприятиям, представившим отчеты;
Кu – коэффициент досчета на предприятия, занизившие данные в отчетах.
4. Расчет индекса физического объема коммерческих услуг
17. Динамика объема услуг измеряется расчетом индексов физического объема услуг (в постоянных ценах).
Индекс физического объема услуг показывает, как меняется объем при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема услуг как в целом, так и по отдельным видам, сравниваются объемы отчетного и базисного периодов в постоянных ценах, то есть в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода:
Iv = (V1 / Ip х 100) / Vr х 100, (7)
где
Iv – индекс физического объема услуг;
V1, Vr – стоимостные объемы услуг соответственно за отчетный и базисный периоды в текущих ценах;
Ip – индекс потребительских цен на услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
По отдельным видам услуг, по которым не осуществляется разработка индексов потребительских цен (далее - ИПЦ), расчет индексов физического объема производится с использованием ИПЦ по платным услугам.
Рассматривается влияние ценового фактора только на стоимость услуг.
Индекс физического объема рассчитывается отдельно по каждому виду деятельности услуг. Детализация видов деятельности осуществляется по двум знакам кодов ОКЭД (58, 59, 60, 62, 63, 68 – 75, 77, 78, 80 – 82, 84, 90 – 93, 95, 96).
Алгоритм расчета индекса физического объема услуг по видам:
1) определение индекса физического объема услуг по определенному виду деятельности с использованием ИПЦ:
Iva = (V1a / Ip х 100) / Vra х 100, (8)
где
V1a, Vra - стоимостные объемы услуг соответственно за отчетный и базисный периоды в текущих ценах по определенному виду деятельности;
2) определение взвешенного индекса физического объема услуг по определенному виду деятельности:
Is1=( Iva х Da)/100, (9)
где
Is1 – взвешенный индекс физического объема услуг по определенному виду деятельности;
Iva – индекс физического объема по определенному виду деятельности;
Da – доля определенного вида деятельности в общем объеме услуг в базисном периоде;
3) определение средневзвешенного индекса физического объема услуг путем суммирования взвешенных индексов физического объема услуг по каждому виду деятельности:
Ivt = Is1+ Is2 + …+ Ici. (10).