В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года № 983 "Об утверждении Реестра государственных услуг" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 7876, опубликованный от 19 сентября 2012 года в газете "Казахстанская правда" № 316-317 (27135-37136)) следующие изменения:
в заголовок внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 1 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в Правилах организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы, искусства, в том числе учебные и/или методические материалы;
2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве соавторов;
3) методист – специалист в области методики преподавания конкретного учебного предмета (дисциплины);
4) разработчик – физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебной литературы;
5) издательство – предприятие, осуществляющее подготовку и издание печатной продукции;
6) единый базовый учебник – учебник, обязательный для использования в организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования;
7) работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
8) электронная версия печатного учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника;
9) дополнительная литература – издания, не входящие в комплект учебника и учебно-методического комплекса, способствующие реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан (далее – ГОСО РК), типовых учебных планов и типовых учебных программ;
10) учебник для дополнительного использования – дополнительное учебное издание, используемое как вспомогательный учебный материал;
11) научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – оценка соответствия содержания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий требованиям ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, а методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки;
12) учебник – вид учебного издания, содержащий систематизированное изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее ГОСО РК, типовому учебному плану, типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве такого вида учебного издания;
13) апробация учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – комплексное изучение практики использования учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе в организациях образования;
14) мониторинг учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в образовательный процесс;
15) учебная литература – печатные произведения различных отраслей знаний, направленные на достижение образовательных, а также духовно-нравственных и воспитательных целей, включающие все виды принятых учебных изданий по отдельности и (или) их совокупность;
16) учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность единичных учебных и методических изданий, сопровождающие учебник и направленные на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин);
17) учебное издание – издание, предназначенное для использования в образовательном процессе по конкретной образовательной (учебной) программе;
18) учебно-методическое пособие (далее – УМП) – вид учебного издания, содержащий материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания;
19) электронное приложение к учебнику (далее – ЭП) – электронный интерактивный учебный материал, расширяющий и/или дополняющий содержание учебника с использованием мультимедийных элементов, практических и контрольных работ;
20) педагог-практик – должностное лицо в организации образования, имеющее педагогическое образование, свободно владеющее технологией учебно-воспитательной деятельности, достигшее в течение ряда лет высших результатов в профессиональной деятельности;
21) эксперт – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт работы не менее пяти лет в сфере образования, науки, техники и других отраслей, привлекаемое для проведения экспертизы;
22) оригинал-макет – завершенное по внешним элементам и конструкции оригинал книги, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания;
23) уполномоченный орган – Комитет по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан;
24) учебное издание на электронных носителях – издание, представленное как совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, которое предназначено для автоматизации обучения, соответствует учебному курсу и обеспечивает различные виды учебных работ. Электронное издание может быть исполнено на электронном носителе, а также размещено на интернет-ресурсе. К электронным учебным изданиям относятся: электронный учебник, электронное учебное пособие, электронный учебно-методический комплекс, видео-, аудио- материалы, цифровые образовательные ресурсы, виртуальные лаборатории и другие.";
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Автор, авторский коллектив через каждые четыре года дорабатывает содержание учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования, разрешенного уполномоченным органом к использованию в организациях образования, в соответствии с ГОСО РК, для специального образования через каждые шесть лет.
7. Уполномоченный орган утверждает тематический план по научной и педагогической экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, для всех уровней образования (далее – тематический план) на следующий год в срок до декабря текущего года, который размещается на сайте Центра "Учебник" в течение пятнадцати рабочих дней со дня его утверждения.";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Прием учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий на экспертизу организуется уполномоченным органом в период с января по июль текущего года для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, с января по октябрь текущего года для уровней технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.";
в пункте 12:
часть первую изложить в следующей редакции:
"12. Автор, авторский коллектив, издательство и разработчики учебной литературы направляют через некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) или уполномоченный орган в Центр "Учебник" следующие материалы:";
подпункт 2) исключить;
пункты 13 и 13-1 изложить в следующей редакции:
"13. Государственная корпорация или уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов согласно пункту 12 настоящих Правил.
Государственная корпорация или уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней направляет поступившие материалы в Центр "Учебник" для проведения экспертизы.
13-1. Государственная корпорация или уполномоченный орган отказывает в приеме материалов для проведения экспертизы в соответствии со статьей 19 и с подпунктами 1) и 2) статьи 19-1 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, проводится с целью оценки соответствия содержания учебного издания ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, а методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки.
Центр "Учебник" проводит экспертизу учебников и учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для уровня начального образования до апробации и по итогам апробации до следующего переиздания.
Для проведения общественной оценки качества учебников для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования на время проведения экспертизы их электронные версии размещаются на интернет-ресурсе Центра "Учебник".";
пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:
"17. Результаты экспертизы автору (авторскому коллективу) или издательству выдает Государственная корпорация или уполномоченный орган.
18. Учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия, требующие доработки в соответствии с замечаниями экспертного заключения Центра "Учебник", направляются автором (авторским коллективом) или издательством в Государственную корпорацию или уполномоченный орган для повторной экспертизы после доработки в течение тридцати календарных дней со дня получения экспертного заключения. Повторно отклоненное или нерекомендованное к использованию в организациях образования учебное издание не принимается на экспертизу в течение текущего календарного года.";
пункт 20-2 изложить в следующей редакции:
"20-2. Список экспериментальных организаций образования, апробирующих учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методических пособий, перечень учебников и УМК формируется Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).";
пункты 24, 25, 26, 27 и 28 изложить в следующей редакции:
"24. Управления образования областей, города республиканского значения, столицы ежегодно представляют в Центр "Учебник" информацию о качестве и востребованности используемых в учебном процессе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях.
25. По итогам мониторинга учебников Министерство принимает решение об исключении невостребованных организациями образования учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий из Перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях" (далее – Перечень).
26. Министерство создает Республиканскую комиссию по рассмотрению результатов экспертизы и апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях (далее – Республиканская комиссия).
Состав Республиканской комиссии утверждается первым руководителем Министерства.
В состав Республиканской комиссии входят представители государственных, общественных и неправительственных организаций, педагогической и научной общественности, имеющие опыт работы по развитию отечественного образования.
Для рассмотрения результатов экспертизы, апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, и внесения предложений в Республиканскую комиссию уполномоченный орган создает предметные комиссии.
Состав предметных комиссий утверждается сроком на один год. В состав каждой предметной комиссии входит руководитель и члены комиссии из числа ученых и педагогов-практиков.
Предметные комиссии:
1) проводят экспертную оценку учебников для уровней дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования и ранжирование для определения единого базового учебника;
2) рассматривают итоги апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;
3) вносят на рассмотрение Республиканской комиссии итоги экспертной оценки, апробации и ранжирования учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования.
27. Республиканская комиссия:
1) рассматривает итоги работы предметных комиссий;
2) осуществляет отбор учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе единых базовых учебников, с учетом предложений предметных комиссий;
3) выносит следующие решения об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, в организациях образования:
"рекомендуется к использованию в организациях образования";
"не рекомендуется к использованию в организациях образования";
"рекомендуется к использованию в организациях образования в качестве единого базового учебника";
"рекомендуется к использованию в организациях образования в качестве учебника для дополнительного использования";
4) вносит на рассмотрение и утверждение Министерством список рекомендованной учебной литературы для включения в Перечень;
5) вырабатывает и вносит предложения по совершенствованию механизмов подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий всех уровней образования.
28. Заседания Республиканской комиссии проводятся по мере необходимости.
Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов Республиканской комиссии.
Решение Республиканской комиссии не подлежит пересмотру.".
2. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Примкулов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копий для официального опубликования в периодические печатные издания на электронном носителе с приложением бумажного экземпляра, заверенного гербовой печатью, в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Асылову Б.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющая обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан |
Б. Асылова |