Об утверждении Правил по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

Обновленный

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2012 года № 7876.

      Сноска. Заголовок - в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 13.07.2021 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 66) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 13.07.2021 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):

      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

      3. Признать утратившим силу:

      1) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 527 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 24 ноября 2010 года № 6653, опубликованный в "Казахстанской правде" от 21 декабря 2010 г. № 344-345 (26405-26406)).

      2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 сентября 2011 года № 398 "О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 527 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 6 октября 2011 года № 7242, опубликованный в "Казахстанской правде" от 19 октября 2011 года № 333 (26724)).

      4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Жумагулов

Директор


Юридического департамента

Г. Оспанкулов


  Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 24 июля 2012 года № 344

Правила по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Правила - в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 13.07.2021 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 66) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон об образовании) и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон о государственных услугах) и определяют порядок подготовки, экспертизы, апробации и проведения мониторинга, издания учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Основные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого создан учебник, учебно-методический комплекс и пособие;

      2) разработчик – физическое лицо, осуществляющее подготовку и издание учебников, учебно-методических комплексов и пособий;

      3) базовый учебник – учебная книга с единой концепцией для конкретной предметной области, обязательная для использования в организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования;

      4) издательство – юридическое лицо, осуществляющее подготовку и издание учебников, учебно-методических комплексов и пособий;

      5) учебно-методический комплекс (далее – УМК) для начального, основного среднего и общего среднего образования – учебные и методические издания, сопровождающие учебник в форме методического руководства, рабочей тетради, спутника букваря, хрестоматии, сборника диктантов, сборника задач и упражнений, картографического атласа, соответствующие государственным общеобязательным стандартам образования, типовым учебным программам и Требованиям к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 апреля 2022 года № 132 "Об утверждении требований к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27415) (далее – Требования);

      6) услугополучатель – физические и юридические лица, за исключением центральных государственных органов, загранучреждений Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов;

      7) учебно-методический комплекс для дошкольного воспитания и обучения – учебные и методические издания в форме методического руководства, рабочей тетради, демонстрационных материалов и альбомов, соответствующие государственному общеобязательному стандарту образования, типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения и Требованиям;

      8) учебник – учебная книга, раскрывающая в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования, типовым учебным планом и типовой учебной программой содержание образования по конкретному учебному предмету;

      9) пособие – учебное или методическое издание, не относящееся к учебно-методическому комплексу, соответствующее требованиям Государственного общеобязательного стандарта и учебных программ уровней образования, и используемое в учебно-воспитательном процессе организаций образования;

      10) Тематический план экспертизы и апробации учебников и УМК – перечень учебников для организаций среднего образования и УМК для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронном формате подлежащих экспертизе и апробации за счет средств республиканского бюджета (далее – Тематический план);

      11) мониторинг качества учебников – отслеживание, анализ, оценка качества структуры, содержания учебников, вошедших в Перечень учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме, утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 216 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20708) (далее – Перечень) и используемых в организациях образования, по результатам которого принимается решение по доработке, переизданию или исключению из Перечня;

      12) апробация учебников и учебно-методических комплексов – комплексное изучение практики использования нововведений, введенных в содержание разработанных учебников и учебно-методических комплексов;

      13) оригинал-макет учебника – завершенный по внешним полиграфическим элементам и конструкции обезличенный оригинал учебника, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания;

      14) электронная версия учебника – цифровая копия учебника, структура, содержание и художественное оформление которой идентичны с бумажным оригиналом;

      15) ответственный эксперт по предмету – сотрудник услугодателя, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обучающие курсы и сертификацию, ответственный за организацию, проведение и качество научно-педагогической экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий;

      16) база экспертов – база данных ученых и педагогов, прошедшие обучающие курсы услугодателя по результатам итогового оценивания;

      17) экспертная группа – группа экспертов из числа ученых и педагогов, включенных в базу экспертов услугодателя, привлекаемых к научно-педагогической экспертизе;

      18) сервис цифровых документов – объект информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепленный за оператором и предназначенный для создания, хранения и использования электронных документов в целях реализации государственных функций и вытекающих из них государственных услуг, а также при взаимодействии с физическими и юридическими лицами, получении и оказании услуг в электронной форме;

      19) электронный учебник – программный продукт на внешнем носителе информации и онлайн-платформе, замещающий бумажный учебник и имеющий мультимедийный, интерактивный контент и функции, соответствующий требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, типовой учебной программе определенного уровня образования и Требованиям;

      20) электронный учебно-методический комплекс – вид цифровых образовательных ресурсов на внешнем носителе информации и онлайн-платформе, охватывающий темы не менее двух четвертей учебного года, соответствующий требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, типовой учебной программе определенного уровня образования и Требованиям в форме интерактивных мультимедийных обучающих программ, видеофильмов, тренажеров, виртуальных лабораторных работ, материалов контроля и оценки.

      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок подготовки учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      3. Основанием для подготовки учебников и УМК, в том числе электронных, служит Тематический план, формируемый Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования" (далее-услугодатель) по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Подготовка учебников, УМК и пособий организуется разработчиком или издательством путем формирования авторского коллектива, в который включаются не менее три человека из числа ученых и педагогов организаций среднего образования, имеющих профессиональное образование по предмету (специальности), квалификацию и опыт работы в организациях образования, прошедших обучающие курсы по вопросам разработки учебников и УМК.

      5. Издательство и (или) разработчик обеспечивают качество содержания и оформления учебников и УМК в соответствии с государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031) (далее – ГОСО), типовыми учебными программами, Требованиями, гигиеническими нормативами к учебным изданиям, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № ҚР ДСМ-124 "Об утверждении гигиенических нормативов к учебным изданиям" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 25657) (далее – гигиенические нормативы к учебным изданиям).

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Издательство проводит внутрииздательскую экспертизу учебников и УМК путем включения в штатное расписание должностей экспертов внутрииздательской экспертизы по направлениям обучения предметов (общественно-гуманитарный, естественно-математический и культурологический) и слепого рецензирования не менее двух сторонних экспертов (ученый в соответствующей области и практик-педагог с квалификационной категорией не ниже "педагога-исследователя" или первой категории).

      Издательство готовит заключение внутрииздательской экспертизы учебников и УМК по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      7. Разработчик обеспечивает проведение независимой оценки учебников и УМК путем коллективного рецензирования профильными кафедрами не менее вузов на научность содержания и методическую составляющую.

      Разработчик готовит заключение независимой оценки учебников и УМК по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      8. Учебники и УМК дорабатываются в связи с необходимостью периодического обновления фактологических, статистических, информационных данных и методических подходов (переиздание).

Глава 3. Порядок экспертизы учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      9. Экспертиза учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования включает в себя:

      1) планирование экспертизы учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования;

      2) порядок оказания государственной услуги по выдаче экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания для дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования;

      3) порядок и условия работы предметной экспертной комиссии.

      Реализация указанных видов деятельности возлагается уполномоченным органом в области образования на услугодателя в пределах его компетенций и на условиях настоящей главы. Экспертиза учебных изданий проходит четыре этапа (пред- и послеапробационная экспертиза, апробация, рассмотрение на предметной экспертной комиссии).

Параграф 1. Планирование экспертизы учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      10. Издательство, разработчик ежегодно с 5 января по 15 марта представляют услугодателю прогнозную заявку на включение учебников и УМК в Тематический план за год до внедрения их в учебный процесс. При необходимости в прогнозную заявку на включение учебников и УМК в Тематический план вносятся изменения.

      11. Тематический план составляется в соответствии с графиком проведения экспертизы учебников и УМК, утверждаемым услугодателем по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

      График проведения экспертизы обеспечивает обновление Перечня через каждые 5 (пять) лет для организаций среднего образования, через каждые 6 (шесть) лет для организаций специального образования. При необходимости уполномоченный орган в области образования изменяет сроки разработки и переиздания учебников и УМК.

      12. Тематический план на следующий финансовый год утверждается услугодателем по согласованию с уполномоченным органом в области образования в срок до 15 мая текущего года.

      13. Услугодатель направляет выписку из утвержденного Тематического плана издательству или разработчику в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня его утверждения.

      14. В Тематический план вносятся дополнения и изменения в рамках средств, предусмотренных из республиканского бюджета.

Параграф 2. Порядок оказания государственной услуги по выдаче экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания для дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования

      15. Государственная услуга "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования" (далее – Государственная услуга) оказывается услугодателем.

      16. Для получения государственной услуги разработчик и (или) издательство (далее – услугополучатель) направляет услугодателю через некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, а также документы, указанные в пункте 8 приложения 4 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования", утвержденному согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее – Перечень):

      1) перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги приведен в приложении 4 к настоящим Правилам;

      2) объем (в печатных листах и минутах) учебника, УМК и пособий, направляемых на экспертизу, подтверждается руководителем издательства или руководителем разработчика;

      3) при приеме документов услугополучателю выдается расписка о приеме соответствующих документов;

      4) сведения о документах, удостоверяющих личность, работник Государственной корпорации получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" и направляет услугополучателю.

      При внесении изменений и (или) дополнений в Правила уполномоченный орган в области образования в течение трех рабочих дней после государственной регистрации нормативного правового акта направляет информацию о внесенных изменениях и (или) дополнениях оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронное правительство" и услугодателям, а также в Единый контакт-центр.

      Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. При представлении услугополучателем неполного пакета документов, предусмотренного Перечнем, и (или) документов с истекшим сроком действия работник Государственной корпорации отказывает в приеме заявления и выдает расписку по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. При обращении в Государственную корпорацию день приема не входит в срок оказания государственной услуги.

      Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Сформированное заявление вместе с пакетом документов, в том числе оригиналы-макеты учебников, УМК и пособий, работником Государственной корпорации направляется и доставляется услугодателю через курьера или посредством почтовой связи.

      19. Канцелярия услугодателя осуществляет прием и регистрацию документов в день их поступления и передает на исполнение в отдел работы с издательствами и планирования экспертизы.

      Отдел работы с издательствами и планирования экспертизы в течение 5 (пяти) рабочих дней проверяет документы на соответствие перечню, указанному в пункте 8 приложения 4, в том числе соответствие поступивших наименований, их объема в печатных листах и минутах, указанным в письме руководителя издательства данным. Издания, экспертиза которых проводится за счет средств республиканского бюджета, проверяются на соответствие Тематическому плану.

      При выявлении основания для отказа в оказании государственной услуги, услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени, дате и месте, способе проведения заслушивания для предоставления возможности услугополучателю выразить позицию по предварительному решению.

      Заслушивание проводится не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня направления уведомления.

      Уведомление (извещение) направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, телефонограммой или телеграммой, в кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства" с отправлением короткого текстового сообщения на абонентский номер сотовой связи, зарегистрированный на веб-портале "электронного правительства", текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова.

      По результатам заслушивания услугополучатель в течение 2 рабочих дней дополняет направленный пакет документов.

      По истечении 2 рабочих дней после проведения заслушивания услугодатель выдает уведомление о принятии учебника, УМК и пособия на экспертизу либо отказывает в оказании государственной услуги.

      Сноска. Пункт 19 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      20. Экспертиза учебников для организаций начального, основного среднего и общего среднего образования и УМК для организаций дошкольного и среднего образования, включенных в Тематический план, проводится за счет средств республиканского бюджета.

      Для электронных учебных изданий дополнительно проводится функционально-технологическая экспертиза по проверке педагогического применения электронных функций и функционально-технических характеристик.

      21. Экспертиза учебников, УМК и пособий, а также цифровых образовательных ресурсов, не включенных в Тематический план, проводится за счет средств издательства или разработчика на основе двустороннего договора в соответствии с гражданским законодательством.

      22. Прием на экспертизу учебников для начального, основного среднего, общего среднего образования и УМК для дошкольного, среднего образования, включенных в Тематический план, осуществляется до 31 мая текущего года.

      На заключительную экспертизу учебники и УМК принимаются по утвержденному графику услугодателя в период с 5 по 10 января текущего года.

      23. Прием на экспертизу учебников, УМК и пособий, не включенных в Тематический план, осуществляется в период с 5 января по 31 октября текущего года.

      24. Сроки приема учебников и УМК на экспертизу, порядка и сроков проведения экспертизы и апробации изменяются в случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций.

      25. Услугодатель разрабатывает и утверждает решением научно-экспертного совета критерии научно-педагогической экспертизы, которые размещаются на интернет-ресурсе услугодателя.

      26. Для проведения экспертизы услугодатель присваивает учебникам, УМК и пособиям идентификационный код и направляет его экспертам без указания разработчика, издательства и авторов.

      27. Срок оказания государственной услуги – 50 (пятьдесят) календарных дней со дня поступления пакета документов, в том числе оригиналов-макетов учебников, УМК и пособий, в канцелярию услугодателя.

      28. База экспертов утверждается и обновляется услугодателем при необходимости.

      29. Экспертиза осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством между услугодателем и экспертом, включающим ответственность за соблюдение режима конфиденциальности.

      30. Научно-педагогическая экспертиза учебников, УМК и пособий и электронных учебных изданий проводится экспертной группой, формируемой услугодателем.

      31. Функционально-технологическая экспертиза электронных учебных изданий проводится экспертной группой, формируемой услугодателем.

      32. В состав экспертной группы входят:

      1) по уровню среднего образования – ученый и не менее двух педагогов организаций среднего образования по каждому предмету;

      2) по уровню дошкольного образования – ученый и педагог дошкольной организации;

      3) для функционально-технологической экспертизы электронных учебных изданий – не менее двух специалистов в области информационно-коммуникационных технологий;

      4) для экспертизы переводных учебной литературы дополнительно привлекается лингвист (переводчик), за исключением авторов учебных изданий, являющихся предметом экспертизы; лиц, работающих в одной организации с авторами учебного издания; являющихся научными руководителями авторов учебного издания, руководителями или соисполнителями одного научного проекта с авторами учебного издания.

      Экспертную группу возглавляет ученый, специализирующийся в соответствующей области.

      33. Научно-педагогическая экспертиза включает следующие этапы:

      1) для вновь разработанных учебников и УМК для среднего образования:

      предапробационная научно-педагогическая экспертиза;

      апробация в организациях среднего образования;

      послеапробационная научно-педагогическая экспертиза;

      рассмотрение на предметной экспертной комиссии;

      2) для переиздаваемых учебников для среднего образования:

      научно-педагогическая экспертиза;

      рассмотрение на предметной экспертной комиссии.

      34. Форма экспертного решения экспертной группы утверждается Ученым советом услугодателя.

      35. Ответственный эксперт по предмету проводит анализ содержания учебников, УМК и пособий, поступивших на экспертизу, рассматривает экспертные решения после экспертизы, ответы с обоснованием авторов по замечаниям экспертной группы, оценивает объективность экспертизы качества учебных изданий и готовит аналитический материал.

      36. В случае вмешательства издательств или разработчиков учебного издания в процесс экспертизы услугодатель принимает решение о его снятии с процесса экспертизы.

      37. Услугодатель по итогам научно-педагогической экспертизы учебников для организаций среднего образования и УМК для дошкольных организаций, организаций среднего образования на основании экспертных решений выносит одно из следующих экспертных заключений на учебные издания по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам:

      1) по итогам предапробационной научно-педагогической экспертизы (для вновь разработанных учебников) выносится (выдается) одно из следующих экспертных заключений:

      "Допускается к апробацию";

      "Не допускается к апробации";

      "Требует доработки до апробации";

      2) учебным изданиям, получившим экспертное заключение "Требует доработки до апробации", по итогам экспертизы после доработки выносится (выдается) одно из следующих экспертных заключений:

      "Допускается к апробации",

      "Не допускается к апробации";

      3) по итогам научно-педагогической экспертизы (для переиздаваемых учебников) выносится (выдается) одно из следующих экспертных заключений:

      "Рекомендуется к рассмотрению предметной экспертной комиссии",

      "Не рекомендуется к использованию в организациях образования",

      "Требует доработки";

      4) учебным изданиям, получившим экспертное заключение "Требует доработки", по итогам экспертизы после доработки выносится (выдается) одно из следующих экспертных заключений:

      "Рекомендуется к рассмотрению предметной экспертной комиссии",

      "Не рекомендуется к использованию в организациях образования".

      38. Услугодатель отказывает в оказании государственной услуги с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 9 Перечня.

      Сноска. Пункт 38 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      39. Услугодатель осуществляет доставку экспертного заключения как результата оказания государственной услуги в Государственную корпорацию не позднее чем за сутки до истечения срока оказания государственной услуги.

      40. Выдача услугополучателю результаты государственной услуги осуществляется на основании расписки о приеме соответствующих документов при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (либо его представителя по нотариально заверенной доверенности).

      41. Услугодатель обеспечивает внесение сведений о стадии оказания государственной услуги в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в порядке, установленном согласно подпункту 11) пункта 2 статьи 5 Закона о государственных услугах.

      42. Документы, не выданные в срок из-за отсутствия обращения услугополучателя, в течение одного месяца хранятся в Государственной корпорации, после истечения данного срока возвращаются услугодателю как невостребованные.

      43. Разработчик и (или) издательство, получившее экспертное заключение "Требует доработки", обеспечивают доработку учебников, УМК и пособий в течение 40 (сорока) календарных дней со дня получения экспертного заключения и направляют в Государственную корпорацию для заключительной экспертизы.

      44. Экспертное решение экспертной группы принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной группы.

      45. Экспертиза учебных изданий, направленных на повторную доработку, проводится один раз в текущем году и не более трех раз в течение последующих двух лет с условием отказа от дальнейшего проведения экспертизы. Экспертиза проводится за счет издательства или разработчика.

      46. Представленное на экспертизу оригинал-макет учебников, УМК и пособий не возвращается разработчику и (или) издательству.

Параграф 3. Порядок и условия работы предметной экспертной комиссии

      47. Для формирования списка учебников и УМК, включаемых в Перечень, услугодатель создает и утверждает предметную экспертную комиссию по предметам и языкам обучения.

      48. Состав предметной экспертной комиссии формируется из числа ученых и педагогов, вошедших в базу экспертов, прошедших обучающий курс:

      1) для экспертизы УМК дошкольного воспитания и обучения – ученые, методисты и воспитатели дошкольных организаций образования высшей категории;

      2) для экспертизы учебников и УМК для начального, основного среднего и общего среднего образования – ученые по профилю, педагоги среднего образования, имеющие высшую квалификационную категорию, квалификационные категории "педагог-исследователь", "педагог-мастер", предпочтительно победители республиканских конкурсов "Лучший преподаватель" и "Лучший педагог", обладатели национальной премии "Учитель Казахстана".

      49. Отбор в состав предметной экспертной комиссии осуществляется с соблюдением режима конфиденциальности.

      50. Работа членов предметной экспертной комиссии осуществляется на основании договора, заключенного между услугодателем и членом предметной экспертной комиссии в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

      51. Членам предметной экспертной комиссии предоставляются электронные учебные издания, а также учебники и УМК без указания разработчика, издательства и автора.

      52. Сроки и порядок проведения заседаний предметной экспертной комиссии определяются услугодателем по согласованию с уполномоченным органом в области образования. Заседание является правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 членов предметной экспертной комиссии.

      53. Предметная экспертная комиссия:

      1) изучает, анализирует заключения по результатам экспертизы и апробации;

      2) анализирует качество учебников и УМК, получивших положительные экспертные заключения;

      3) осуществляет отбор учебников и УМК, базовых учебников;

      4) выносит одно из следующих протокольных решений о включении учебников и УМК, в том числе электронных, в Перечень:

      "Включается в Перечень";

      "Не включается в Перечень";

      "Включается в Перечень в качестве базового учебника";

      5) вырабатывает и вносит предложения по совершенствованию учебников и УМК.

      54. Решение предметной экспертной комиссии принимается по каждому учебнику и УМК отдельно простым большинством голосов.

      55. Для включения в Перечень рекомендуются базовые учебники и не более пяти альтернативных учебников и УМК по одному учебному предмету уровней основного среднего и общего среднего образования.

      56. Услугодатель вносит список учебной литературы, сформированный предметной экспертной комиссией, на рассмотрение уполномоченного органа в области образования для включения в Перечень.

      57. Решение предметной экспертной комиссии является окончательным и не подлежит пересмотру.

Глава 4. Порядок апробации учебников и УМК для организаций среднего образования

      58. Апробация учебников и УМК проводится в организациях образования в порядке, определяемом услугодателем, по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

      59. Для организации апробации издательство и (или) разработчик за счет собственных средств предоставляют услугодателю необходимое количество учебников и УМК без указания разработчика, издательства и авторов.

      60. Одновременно с апробацией проводится общественное обсуждение обезличенных оригиналов-макетов учебников на интернет-ресурсе услугодателя с участием представителей общественности и научно-педагогического сообщества.

      61. В случае вмешательства издательств или разработчиков учебного издания в процесс апробации услугодатель принимает решение о его снятии с процесса апробации и экспертизы.

      62. Ученый совет услугодателя разрабатывает и утверждает Руководство по апробации учебников и УМК.

      63. Апробация осуществляется как в штатном, так и в дистанционном форматах.

      64. Организации среднего образования, апробирующие учебники и УМК, приравниваются к экспериментальным площадкам. Управления образования и руководство данных организаций среднего образования оказывают содействие педагогам-апробаторам и принимают меры по их стимулированию в качестве участников экспериментальной работы.

      65. Апробация учебников и УМК для организаций среднего образования проводится за счет средств республиканского и местного бюджета.

      66. Замечания и предложения педагогов-апробаторов, рассмотренных на заседаниях педагогического совета организации среднего образования, апробировавшей учебники и УМК, представляются услугодателю для последующего анализа.

Глава 5. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его работников по вопросам оказания государственной услуги

      67. Рассмотрение жалобы по вопросам оказания государственных услуг производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг (далее – орган, рассматривающий жалобу).

      Жалоба подается услугодателю и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.

      Услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.

      При этом услугодатель, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющие требованиям, указанным в жалобе.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о государственных услугах подлежит рассмотрению в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.

      Сноска. Пункт 67 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      68. Если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, обжалование в суде допускается после обжалования в административном (досудебном) порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 68 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 6. Порядок проведения мониторинга учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      69. Услугодатель для оценки учебников и УМК начального, основного среднего, общего среднего образования, включенных в Перечень, проводит мониторинг их качества (далее – мониторинг).

      70. Мониторинг качества учебников и УМК осуществляется путем опроса педагогов и родителей на основе методологии, утвержденной Ученым советом услугодателя.

      71. Результаты мониторинга в виде аналитической справки представляются на рассмотрение уполномоченного органа в области образования. Итоги мониторинга являются основанием для принятия решения о разработке, переиздании учебников и УМК или исключении из Перечня невостребованных организациями образования учебников и УМК.

Глава 7. Порядок издания учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования

      72. Издание учебной литературы для организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования осуществляется в соответствии с Перечнем.

      73. Учебники и УМК, включенные в Перечень, издаются за счет средств издательства или разработчика.

      74. Издательство или разработчик представляет услугодателю три экземпляра учебников и УМК, включенных в Перечень, и копию экспертного заключения на соответствие гигиеническим нормативам к учебным изданиям.

      75. При тиражировании учебников и УМК для начального, основного среднего и общего среднего образования и УМК для дошкольного воспитания и обучения, включенных в Перечень учебников и УМК, на титульном листе прописывается гриф "Рекомендован Министерством просвещения Республики Казахстан".

      Сноска. Пункт 75 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      76. Пособия, экспертиза которых проводилась за счет издательства или разработчика, включаются в отдельный перечень, формируемый и утверждаемый услугодателем, и размещается на его интернет-ресурсе.

      77. При тиражировании учебных изданий, экспертиза которых проводилась за счет разработчика, не включенных в Перечень учебников и УМК, на титульном листе прописывается гриф "Рекомендован Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования Министерства просвещения Республики Казахстан".

      Сноска. Пункт 77 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      78. Гриф уполномоченного органа в области образования "Рекомендован Министерством просвещения Республики Казахстан" действителен до следующего издания учебной литературы для дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования и специального образования.

      Сноска. Пункт 78 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      79. Гриф услугодателя "Рекомендован Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования Министерства просвещения Республики Казахстан" действителен до следующего издания учебной литературы.

      Сноска. Пункт 79 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 1 к Правилам
по подготовке, экспертизе,
апробации и проведению
мониторинга, изданию
учебников для организаций
среднего образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего образования

      Сноска. В правый верхний угол внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Форма

Заключение о проведении внутрииздательской экспертизы учебников и УМК

      1. Издательство (полное наименование издательства) _________________

      _______________________________________________________________ .

      2. Детальная информация об учебной литературе

      2.1. Уровень образования, для которого предназначена учебная литература


дошкольное воспитание и обучение




начальное образование




основное среднее образование




общее среднее образование




техническое и профессиональное образование

      2.2. Направление обучения, к которому относится учебная литература (не относится к дошкольному обучению и воспитанию)


общественно-гуманитарное




естественно-математическое




Культурологическое




Техническое

      2.3. Вид учебной литературы


учебник (бумажный)




учебно-методический комплекс (бумажный)




пособие (бумажное)




электронный учебник




электронный учебно-методический комплекс




цифровой образовательный ресурс




Пособие

- другое – ___________________________________________.

      2.4. Предмет или организованная учебная деятельность учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.5. Язык разработки учебной литературы


Казахский




Русский




английский




переводной, указать направление перевода (с какого на какой):

– __________________________________________________________ .

      другой – ________________________________________________________.

      2.6. Полное наименование учебной литературы с выходными данными, включая сведения о штатных должностях экспертов внутрииздательской экспертизы и рецензентах

      ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________.

      2.7. Сведения об авторах учебной литературы

ФИО (при его наличии) полностью по удостоверению личности/паспорту

Гражданство автора

Специальность по высшему образованию

Квалификационная категория

Ученая степень, ученое звание

Номер, дата и организация, выдавшая сертификат о прохождении обучающих курсов в области разработки учебников

Опыт и стаж работы

1.







2.







3.














      2.8. Вариант написания Ф.И.О. (при его наличии) авторов, подлежащий к использованию в полиграфических данных учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.9. Количество частей, из которых состоит учебная литература

      ________________________________________________________________ .

      2.10. Вид издания


первое издание (вновь разработанное)




дополненное и исправленное издание (переизданное)

      2.11. Описание новшеств, содержащихся во вновь разработанном бумажном учебнике


впервые внедряемые теоретические сведения (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .




инновационные методические подходы (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .


новые технические решения (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .

      2.12. Формат учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.13. Вес бумажной версии учебной литературы с учетом ожидаемой обложки, гр.

      ________________________________________________________________ .

      2.14. Электронные опции, имеющиеся в бумажной учебной литературе


QR код для скачивания электронной версии учебника




QR код для отсылки к видео-, аудиофайлам в Интернете

- количество QR кодов – ______________________________________.




AR (дополненная реальность)

- количество AR объектов – ____________________________________.




электронное приложение в виде диска

      другое – _______________________________________________________ .

      2.15. Вместе с этой учебной литературой представляется на экспертизу:


учебник




методическое руководство




рабочая тетрадь




прописи




хрестоматия




спутник




сборник диктантов




сборник задач и упражнений




картографический атлас




пособие




электронный учебник




электронный учебно-методический комплекс

      другое – ______________________________________________________.

      3. Сведения о защите авторских прав. Подтверждает ли издательство принятие всех необходимых мер, в том числе путем оформления соответствующих документов, по соблюдению прав авторов учебной литературы и материалов, использованных в учебной литературе, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторских и смежных правах?


Подтверждаю




Не подтверждаю

      4. Информация о механизмах внутрииздательской экспертизы, задействованных в проверке данной учебной литературы


штатные должности экспертов внутрииздательской экспертизы




сторонние рецензенты




постоянный орган для проведения внутрииздательской экспертизы

– наименование органа – _________________________________.


временный орган для проведения внутрииздательской экспертизы

– наименование органа – _________________________________.




дополнительный редактор (научный и/или литературный)

      другое – ______________________________________________________.

      5. Сведения о штатных должностях экспертов внутрииздательской экспертизы, вовлеченных в проверку качества данной учебной литературы (включаются в выходные данные учебной литературы)

ФИО (при его наличии) полностью по удостоверению личности/паспорту

Наименование должности в издательстве и функциональные обязанности

Специальность по высшему образованию

Квалификационная категория

Ученая степень, ученое звание

1.





2.










      6. Сведения о рецензентах данной учебной литературы (включаются в выходные данные учебной литературы)

ФИО (при его наличии) полностью по удостоверению личности/паспорту

Наименование должности в издательстве и функционал

Специальность по высшему образованию

Квалификационная категория

Ученая степень, ученое звание

1.





2.





      7. Информация о рецензировании данной учебной литературы*

Реквизиты рецензий от данного рецензента (дата, номер, место составления)

ФИО (при его наличии) рецензента

Количество предоставления рецензий от данного эксперта

Наличие справки о проведенной работе по рецензиям





      * Оригинал итоговой рецензии, заверенной рецензентом и издательством, а также справка о проведенной работе по данной рецензии, прилагаются к данному заключению.

      8. Информация о работе органа внутрииздательской экспертизы по данной учебной литературе

Наименование органа издательства

Статус (постоянный, временный)

Количество и описание членов органа

Наличие справки о работе органа





      * Справка о работе органа по данной учебной литературе, заверенная издательством прилагается к данному заключению.

      9. Информация о научной и/или литературной редакции данной учебной литературы (при наличии включаются в выходные данные учебной литературы)

ФИО (при его наличии) научного и/или литературного редакторов по удостоверению личности/паспорту

Условия деятельности научного и/или литературного редактора (штатная должность, на основе гражданского договора)

Опыта и стаж работы

1.






      10. Выводы по внутрииздательской экспертизе данной учебной литературы. Подтверждает ли издательство, что вышеперечисленные меры по обеспечению качества учебной литературы обеспечило реализацию требований ГОСО, типового учебного плана, типовой учебной программы и Требований?


Подтверждаю




Не подтверждаю

      Должность руководителя издательства, ФИО (при его наличии) _____________ (подпись)

      М.П. Дата

  Приложение 2 к Правилам
по подготовке, экспертизе,
апробации и проведению
мониторинга, изданию
учебников для организаций
среднего образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего образования

      Сноска. В правый верхний угол внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Форма

Заключение о проведении независимой оценки учебников и УМК

      1. Разработчик (ФИО (при его наличии) ____________________________

      _______________________________________________________________ .

      2. Детальная информация об учебной литературе

      2.1. Уровень образования, для которого предназначена учебная литература


дошкольное воспитание и обучение




начальное образование




основное среднее образование




общее среднее образование




техническое и профессиональное образование

      2.2. Направление обучения, к которому относится учебная литература (не относится к дошкольному обучению и воспитанию)


общественно-гуманитарное




естественно-математическое




культурологическое




техническое

      2.3. Вид учебной литературы


учебник (бумажный)




учебно-методический комплекс (бумажный)




пособие (бумажное)




электронный учебник




электронный учебно-методический комплекс




цифровой образовательный ресурс




пособие

- другое – ___________________________________________ .

      2.4. Предмет или организованная учебная деятельность учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.5. Язык разработки учебной литературы


казахский




русский




английский




переводной, указать направление перевода (с какого на какой):

– __________________________________________________________ .

      другой – ________________________________________________________ .

      2.6. Полное наименование учебной литературы с выходными данными, включая сведения о профильных кафедрах вузов, проводивших коллективное рецензирование

      ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________.

      2.7. Сведения об авторах учебной литературы

ФИО (при его наличии) полностью по удостоверению личности/паспорту

Гражданство автора

Специальность по высшему образованию

Квалификационная категория

Ученая степень, ученое звание

Номер, дата и организация, выдавшая сертификат о прохождении обучающих курсов в области разработки учебников

Опыт и стаж работы

1.







2.







3.














      2.8. Вариант написания Ф.И.О. (при его наличии) авторов, подлежащий к использованию в полиграфических данных учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.9. Количество частей, из которых состоит учебная литература

      ________________________________________________________________ .

      2.10. Вид издания


первое издание (вновь разработанное)




дополненное и исправленное издание (переизданное)

      2.11. Описание новшеств, содержащихся во вновь разработанном бумажном учебнике


впервые внедряемые теоретические сведения (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .




инновационные методические подходы (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .


новые технические решения (не более 150 слов):

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________ .

      2.12. Формат учебной литературы

      ________________________________________________________________ .

      2.13. Вес бумажной версии учебной литературы с учетом ожидаемой обложки, гр.

      ________________________________________________________________ .

      2.14. Электронные опции, имеющиеся в бумажной учебной литературе


QR код для скачивания электронной версии учебника




QR код для отсылки к видео-, аудиофайлам в Интернете

- количество QR кодов – ______________________________________.




AR (дополненная реальность)

- количество AR объектов – ____________________________________.




электронное приложение в виде диска

      другое – _______________________________________________________ .

      2.15. Вместе с этой учебной литературой представляется на экспертизу:


учебник




методическое руководство




рабочая тетрадь




прописи




хрестоматия




спутник




сборник диктантов




сборник задач и упражнений




картографический атлас




Пособие




электронный учебник




электронный учебно-методический комплекс

      другое – ______________________________________________________.

      3. Сведения о защите авторских прав. Подтверждает ли разработчик принятие всех необходимых мер, в том числе путем оформления соответствующих документов, по соблюдению прав авторов учебной литературы и материалов, использованных в учебной литературе, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторских и смежных правах?


Подтверждаю




Не подтверждаю

      4. Информация о способах независимой оценки, использованных в проверке данной учебной литературы


коллективное рецензирование профильной кафедрой вуза на научность содержания




коллективное рецензирование профильной кафедрой вуза на методическую составляющую






дополнительный редактор (научный и/или литературный)

      другое – ______________________________________________________.

      5. Информация о коллективном рецензировании профильной кафедры вуза, проводившей независимую оценку учебника и УМК на научность*

Реквизиты рецензий от данного рецензента (дата, номер, место составления)

ФИО (при его наличии) по удостоверению личности/паспорту, ученое степень и ученое звание заведующего кафедрой

Количество предоставления рецензий от кафедры

Наличие справки о проведенной работе по рецензиям





      * Оригинал итоговой рецензии, подписанной заведующей кафедрой и заверенной вузом, а также справка о проведенной работе по данной рецензии, прилагаются к данному заключению.

      6. Информация о коллективном рецензировании профильной кафедры вуза, проводившей независимую оценку учебника и УМК на методическую составляющую*

Реквизиты рецензий от данного рецензента (дата, номер, место составления)

ФИО (при его наличии) по удостоверению личности/паспорту, ученое степень и ученое звание заведующего кафедрой

Количество предоставления рецензий от кафедры

Наличие справки о проведенной работе по рецензиям





      * Оригинал итоговой рецензии, подписанной заведующей кафедрой и заверенной вузом, а также справка о проведенной работе по данной рецензии, прилагаются к данному заключению.

      7. Информация о научной и/или литературной редакции данной учебной литературы (при наличии включаются в выходные данные учебной литературы)

ФИО (при его наличии) научного и/или литературного редакторов по удостоверению личности/паспорту

Условия деятельности научного и/или литературного редактора (штатная должность, на основе гражданского договора)

Опыта и стаж работы

1.






      8. Выводы по независимой оценке данной учебной литературы. Подтверждает ли разработчик, что вышеперечисленные меры по обеспечению качества учебной литературы обеспечило реализацию требований ГОСО, типового учебного плана, типовой учебной программы и Требований?


Подтверждаю




Не подтверждаю

      ФИО (при его наличии) разработчика _____________

                                          (подпись)

      М.П. Дата

  Приложение 3
к Правилам по подготовке,
экспертизе, апробации и
проведению мониторинга,
изданию учебников для
организаций среднего
образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего образования
  Форма
  Директору республиканского
государственного предприятия
на праве хозяйственного ведения
"Республиканский научно-
практический центр экспертизы
содержания образования"
(от)_______________________
(фамилия, имя, отчество
(при его наличии) адрес:
телефон:

                  Заявление (для физических и (или) юридических лиц)

      Сноска. Приложение 3 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

            Прошу провести экспертизу учебной литературы
"_________________________________________________________________",
      разработанной издательством (автором (коллективом авторов),
разработчиком) ____________________________________________________
в количестве _____ наименований и разместить (учебники для уровня среднего образования)
на интернет-ресурсе услугодателя (Республиканское государственное предприятие на праве
хозяйственного ведения "Республиканский научно-практический центр экспертизы
содержания образования") http://www.okulyk-edu.kz, электронную версию бумажного
учебника в формате PDF с пометкой "Проект" для обеспечения доступа к ним широкого
круга общественности.
      Уровень образования _______________________________________.

Наименование

Категория (учебник, УМК)

Форма разработки (бумажная, электронная)

Вновь разработанный или переизданный

Авторы

Возрастная группа (класс или группа)

Язык разработки

1

2

3

4

5

6

7

8









      Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах.
_______________________________________________________
                  (подпись заявителя)
"___" ______________ 20___ года.
Подпись, печать (для юридического лица) (при наличии) услугополучателя
_______________________________
      Дата подачи заявления "___" _____________ 20___ года
      Принял: ________________________________________________
                  (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)

  Приложение 4
к Правилам по подготовке,
экспертизе, апробации и
проведению мониторинга,
изданию учебников для
организаций среднего
образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего
образования

Перечень основных требований к оказанию государственной услуги: Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования

      Сноска. Приложение 4 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1

Наименование услугодателя

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования"

2

Способы предоставления государственной услуги

Прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются Государственной корпорацией

3

Срок оказания государственной услуги

50 (пятьдесят) календарных дней

4

Форма оказания государственной услуги

Бумажная

5

Результат оказания государственной услуги

Экспертное заключение авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги с указанием причин отказа

6

Размер оплаты, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан

Государственная услуга оказывается платно (бесплатно).
Государственная услуга на учебные издания, включенные в Тематический план экспертизы и апробации учебников и УМК (далее – Тематический план), оказывается на бесплатной основе в соответствии с настоящими Правилами. На учебные издания, не включенные в Тематический план, государственная услуга оказывается платно.
Стоимость оказания государственной услуги устанавливается услугодателем по согласованию с Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1 статьи 120 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Стоимость экспертизы одного печатного листа учебников, учебно-методического комплекса и пособия, электронного учебника, электронного учебного издания для всех уровней образования:
1) по естественнонаучному циклу – 15 849 тенге;
2) по общественно-гуманитарному циклу – 11 887 тенге;
3) по культурологическому циклу – 9 906 тенге.
Стоимость экспертизы одной минуты электронного учебника, электронного учебного издания для всех уровней образования – 2 678 тенге.
Оплата производится путем ее внесения на расчетный счет услугодателя в безналичной форме через банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

7

График работы

1) Услугодателя – с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:30 часов с перерывом на обед с 13:00 до 14:30 часов, кроме выходных и праздничных дней в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
2) Государственной корпорации – прием заявлений и выдача готовых результатов государственной услуги осуществляется через Государственную корпорацию с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 18.00 часов без перерыва, дежурные отделы обслуживания населения Государственной корпорации с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 20.00 часов и в субботу с 9.00 до 13.00 часов кроме праздничных и выходных дней согласно Трудового кодекса Республики Казахстан
В Государственной корпорации государственная услуга оказывается по выбору услугополучателя в порядке электронной очереди, без предварительной записи и ускоренного обслуживания, возможно бронирование электронной очереди посредством веб-портала "электронного правительства".
Адреса мест оказания государственной услуги размещены на:
1) интернет-ресурсе услугодателя;
2) сайте Государственной корпорации: www.gov4c.kz.

8

Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги (документы уполномоченного представителя юридического лица по документу, подтверждающему его полномочия или физического лица по нотариально заверенной доверенности)

1. Разработчик и (или) издательство (для дошкольного воспитания и обучения) направляют через Государственную корпорацию услугодателю следующие материалы:
1) заявление на проведение экспертизы учебно-методических комплексов и пособий по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2) сведения об авторе / авторском коллективе: копии документов, подтверждающих соответствие авторов квалификационным требованиям (ученая степень и звание, квалификационные категории, сертификаты о прохождении обучающих курсов в области разработки учебников);
3) заключение о проведении внутрииздательской экспертизы учебников и УМК по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, подписанное руководителем издательства и заверенное печатью организации (при наличии);
4) заключение о независимой оценке учебников и УМК по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, подписанное разработчиком;
5) письмо, подписанное руководителем издательства об объеме (в печатных листах и минутах) учебников и УМК, направляемых на экспертизу;
6) три экземпляра оригинала-макета учебников (печатный-электронный), УМК и пособий (в том числе его электронная версия на USB-носителе в формате PDF) без указания разработчика, издательства и авторов, один экземпляр оригинала-макета учебников (печатный-электронный), УМК и пособий (в том числе его электронная версия на USB носителе в формате PDF) с указанием разработчика, издательства и авторов;
7) руководство по установке и руководство для пользователя в свободной форме – для электронных УМК и пособий;
8) документ, подтверждающий оплату (при проведении экспертизы на платной основе).
2. Разработчик и (или) издательство (для начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования) направляют через Государственную корпорацию услугодателю следующие материалы:
1) заявление на проведение экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2) сведения о разработчике и (или) издательстве, авторе/ авторском коллективе): копии документов, подтверждающих соответствие авторов квалификационным требованиям (ученая степень и звание, квалификационные категории, сертификаты о прохождении обучающих курсов в области разработки учебников;
3) письменное согласие издательства, разработчика о размещении электронной версии учебников, УМК и пособий в ePub формате на интернет ресурсе уполномоченного органа в области образования в случае его включения в Перечень учебников и УМК;
4) заключение о проведении внутрииздательской экспертизы учебников и УМК по форме согласно приложению 1 настоящих Правил, подписанное руководителем издательства и заверенное печатью организации;
5) заключение о независимой оценке учебников и УМК по форме согласно приложению 2 настоящих Правил, подписанное разработчиком;
6) гарантийное письмо, подписанное руководителем издательства об отсутствии нарушений авторских и гражданских прав в использовании учебных материалов и первоисточников;
7) письмо, подписанное руководителем издательства об объеме (в печатных листах и минутах) учебников, УМК и пособий, направляемых на экспертизу;
8) четыре экземпляра оригинала-макета учебников (печатный-электронный), УМК и пособий (в том числе его электронная версия на USB носителе в формате PDF) без указания разработчика, издательства и авторов, один экземпляр оригинала-макета учебников (печатный-электронный), УМК и пособий (в том числе его электронная версия на USB носителе в формате PDF) с указанием разработчика, издательства и автора (авторов);
9) руководство по установке и руководство для пользователя в свободной форме – для электронных учебников, УМК и пособий;
10) документ, подтверждающий оплату (при проведении экспертизы на платной основе).
Примечание:
При оказании услуги на платной основе (прием на экспертизу учебных изданий, не включенных в Тематический план), для составления двухстороннего договора на оказание услуг, требуется удостоверение личности автора/руководителя издательства, либо электронный документ посредством сервиса цифровых документов (для идентификации личности).
При получении государственной услуги услугополучатель представляет письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
При приеме документов услугополучателю выдается расписка о приеме соответствующих документов.
Сведения о документах, удостоверяющих личность, работник Государственной корпорации получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" и направляет услугодателю.

9

Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан

1) Установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
3) отрицательный ответ уполномоченного государственного органа на запрос о согласовании, которое требуется для оказания государственной услуги, а также отрицательное заключение экспертизы, исследования либо проверки;
4) в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрете на деятельность (отдельных видов деятельности), требующую получения определенной государственной услуги;
5) в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого услугополучатель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги;
6) законами Республики Казахстан устанавливаются иные основания для отказа в оказании государственных услуг. При представлении услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 8 настоящего Перечня, и (или) документов с истекшим сроком действия работник Государственной корпорации отказывает в приеме заявления и выдает расписку по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

10

Требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой и через Государственную корпорацию

Максимально допустимое время ожидания для сдачи пакета документов услугополучателем в Государственную корпорацию – 15 (пятнадцать) минут.
Максимально допустимое время обслуживания услугополучателя в Государственной корпорации – 15 (пятнадцать) минут.
Прием на экспертизу учебников и УМК для дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, включенных в Тематический план, осуществляется в период до 31 мая.
На заключительную экспертизу учебники и УМК принимаются по утвержденному графику услугодателя в период с 5 по 10 января текущего года.
Прием на экспертизу учебных изданий, не включенных в Тематический план, осуществляется в период с 5 января по 31 октября текущего года;
Услугополучателям, имеющим в установленном законодательством порядке полную или частичную утрату способности, или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, прием документов для оказания государственной услуги производится работником Государственной корпорации с выездом по месту жительства посредством обращения через Единый контакт-центр 1414, 8 800 080777.
Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством справочных служб услугодателя, а также Единого контакт-центра "1414", 8-800-080-7777.

  Приложение 5
к Правилам по подготовке,
экспертизе, апробации и
проведению мониторинга,
изданию учебников для
организаций среднего
образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего
образования
  Форма
  _________________________
(фамилия, имя, отчество (при его
наличии) либо наименование
организации ___________
(адрес услугополучателя)

                  Расписка об отказе в приеме документов

      Сноска. Приложение 5 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Руководствуясь пунктом 2 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О
государственных услугах", отдел № __ филиала Государственной корпорации
"Правительство для граждан" (указать адрес) отказывает в приеме документов на оказание
государственной услуги "Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу
на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего,
технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского
образования" ввиду представления Вами неполного пакета документов, предусмотренному
перечнем основных требований к оказанию государственной услуги, и (или) документов с
истекшим сроком действия, а именно:
      Наименование отсутствующих документов:
      1) ____________________________________
      2) ____________________________________
      Настоящая расписка составлена в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.
_______________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество (при его наличии) работника некоммерческого акционерного
общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан") __________________
                                                                  (подпись)
      Исполнитель: _____________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
      Телефон: _________________________________________________________
      Получил: _________________________________________________________
            (фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись услугополучателя)

  "___" _________ 20__ года
Приложение 6
к Правилам по подготовке,
экспертизе, апробации и
проведению мониторинга,
изданию учебников для
организаций среднего
образования и учебно-
методических комплексов для
дошкольных организаций,
организаций среднего образования
  Форма

                  Экспертное заключение на учебное издание
                        №___________ "___" _______ 20___ г.

      Сноска. Приложение 6 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 14.08.2023 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Наименование: __________________________________________________
      2. Вид издания ____________________________________________________
      3. Автор (авторы) учебной литературы: _______________________________
      4. Издательство (разработчик), год издания: ____________________________
      5. Уровень образования (класс, возрастная группа): ______________________
      6. Результаты экспертизы: ___________________________________________
      Директор (заместитель директора)
      (Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения
"Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования")

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.