Сноска. Утратил силу приказом Министра обороны РК от 05.03.2019 № 134 (вводится в действие с 10.04.2019).
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения.
2. Центру метрологического обеспечения и стандартизации Министерства обороны Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в бумажном и электронном видах в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;
4) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан генерал-майора Жанжуменова Т.Ж.
4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики Казахстан генерал-полковник |
С. Жасузаков |
"СОГЛАСОВАН"
Генеральный прокурор
Республики Казахстан
государственный советник юстиции
2 класса
____________________ Ж. Асанов
"____"____________ 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям
и развитию Республики Казахстан
_________________ Ж. Касымбек
"____"____________ 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Начальник Службы
государственной охраны
Республики Казахстан
генерал-лейтенант
________________ А. Куренбеков
"____"____________ 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
_________________ К. Масимов
"____"____________ 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
генерал-полковник полиции
_________________ К. Касымов
"____"____________ 2017 года
Утвержден приказом Министра обороны Республики Казахстан от 28 июля 2017 года № 394 |
Правила
разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании" и определяют порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) разработчик – юридическое лицо, выполняющее работы и (или) оказывающее услуги по разработке, внесению изменений и/или дополнений в военные стандарты и их отмене;
2) работы военного назначения – деятельность, связанная со строительством, с капитальным ремонтом и модернизацией оборонных объектов и военного имущества, с созданием нового вооружения и военной техники, специальных средств, информационных, телекоммуникационных и геоинформационных систем, автоматизированных систем управления, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы, связанные с военным имуществом или обеспечением обороны и безопасности государства, имеющие вещественный результат;
3) услуги военного назначения – деятельность, связанная с испытанием, эксплуатацией, обслуживанием, текущим ремонтом, ликвидацией посредством утилизации, уничтожения, захоронения неиспользуемого военного имущества и неиспользуемого имущества специальных государственных и правоохранительных органов, научная и иная деятельность, связанная с обеспечением обороны и безопасности государства, не имеющие вещественного результата;
4) товары (продукция) военного назначения – вооружение, военная и специальная техника, боеприпасы, документация, объекты права интеллектуальной собственности, оборудование для производства и испытания товаров (продукции) военного назначения, а также комплектующие к ним;
5) военный стандарт на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения (далее – военный стандарт) – нормативно-технический документ, который в целях определенного и специального использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам военного назначения, содержит информацию с ограниченным доступом;
6) военная (оборонная) продукция – продукция (работы, услуги), создаваемая и (или) поставляемая для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
7) военная стандартизация – деятельность по разработке, утверждению (принятию), пересмотру, изменению, отмене, изданию и применению нормативных документов, направленная на достижения упорядоченности в отношении объектов военной стандартизации;
8) система военной стандартизации – деятельность участников в области военной стандартизации, направленная на повышение безопасности и качества объектов военной стандартизации, достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам военной стандартизации, при разработке, утверждении (принятии), актуализации, отмене и применении нормативных документов в области военной стандартизации, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил;
9) объект военной стандартизации – военная (оборонная) продукция, процессы, системы менеджмента, терминология, методы (методики) измерений и испытаний указанной продукции, процедуры оценки соответствия и иные объекты, подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации, связанные с военной (оборонной) продукцией, включая материалы, сырье, специальное технологическое оборудование;
10) базовая организация – республиканское государственное учреждение Центр метрологического обеспечения и стандартизации Министерства обороны Республики Казахстан, на который возложены функции по организации работ (услуг), касающихся планирования работ по военной стандартизации, формирования, ведения и актуализации фонда нормативных документов в области военной стандартизации, а также ведения сводного перечня нормативных документов в области военной стандартизации;
11) товары (продукция) двойного назначения (применения) – продукция и технологии, которые используются в гражданских целях, но могут быть использованы либо в последующем перепрофилированы и использованы государственными заказчиками как товар (продукция) военного назначения;
12) межгосударственный военный стандарт – стандарт, принятый уполномоченным межгосударственным органом или межгосударственной организацией по стандартизации, устанавливающий требования к военной (оборонной) продукции, а также процессам и иным объектам военной стандартизации, связанным с такой продукцией;
13) государственный заказчик – государственный орган Республики Казахстан (ведомство государственного органа), приобретающий работы и (или) услуги по разработке военных стандартов;
14) подразделение государственного заказчика – организация, уполномоченная государственным заказчиком на проведение работ в области военной стандартизации;
15) основополагающий военный стандарт – стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ в области военной стандартизации, а также категории и виды документов по стандартизации военной (оборонной) продукции;
16) техническая комиссия – консультативно-совещательный орган, создаваемый при государственном заказчике по вопросам военной стандартизации.
3. Стандартизация военной (оборонной) продукции направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечения национальной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан;
2) обеспечения безопасности, надежности, качества продукции военного назначения и ее конкурентоспособности;
3) содействие средствами стандартизации инновационному развитию военных технологий, техническому переоснащению и модернизации оборонно-промышленного комплекса.
4. Цели стандартизации военной (оборонной) продукции достигаются путем:
1) внедрения передовых технологий, обеспечение эффективного использования средств производства военной (оборонной) продукции и достижений научно-технического прогресса при разработке и производстве военной (оборонной) продукции;
2) оптимизации и унификации номенклатуры военной (оборонной) продукции, обеспечения ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращения сроков и затрат ее создания, освоения в производстве, а также затрат на производство, эксплуатацию и утилизацию;
3) реализации государственных целевых программ в рамках государственного оборонного заказа;
4) реализации годовых Планов по военной стандартизации.
5. Организация работ в области военной стандартизации организуется и осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета, предусматриваемых государственным заказчиком на соответствующий год, если не предусмотрен иной источник финансирования.
В целях повышения безопасности и обеспечения качества объектов военной стандартизации юридические лица и иные некоммерческие организации Республики Казахстан могут за счет собственных средств финансировать расходы на выполнение работ в области военной стандартизации, указанных в пункте 13 настоящих Правил, с включением в План работ по военной стандартизации на соответствующий год.
6. К нормативным документам в области военной стандартизации, в которых устанавливаются требования к военной (оборонной) продукции, процессам и иным объектам военной стандартизации, связанным с такой продукцией, относятся:
1) военные стандарты, в том числе основополагающие военные стандарты;
2) межгосударственные военные стандарты;
3) военные дополнения к национальным стандартам;
4) нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники.
7. Нормативные документы в области военной стандартизации являются обязательными для применения и исполнения в отношении объектов военной стандартизации.
Глава 2. Разработка военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
8. Разработка (пересмотр) военных стандартов осуществляется с учетом целей стандартизации военной (оборонной) продукции, а также направлений ее развития.
9. Разработка (пересмотр) военных стандартов осуществляется в соответствии с ежегодным Планом работ по военной стандартизации (произвольной формы), формируемого базовой организацией в первом квартале текущего года, на основании предложений подразделений государственных заказчиков, а также предложений юридических лиц по разработке военных стандартов в инициативном порядке за счет собственных средств.
Предложения в План работ по военной стандартизации подаются подразделением государственного заказчика в базовую организацию в рамках утвержденного лимита денежных средств соответствующего мероприятия.
Базовая организация после поступления предложений в течении десяти рабочих дней рассматривает их и принимает решение о включении либо об отказе во включении в ежегодный План работ по военной стандартизации.
10. Основанием для отказа во включении в ежегодный План работ по военной стандартизации является:
1) несоответствие предложений задачам в области военной стандартизации;
2) необеспеченность мероприятий по военной стандартизации финансовыми ресурсами;
3) неактуальность мероприятий на день принятия решения (принят либо пересмотрен военный стандарт с одинаковой областью распространения, предлагаемые изменения не соответствуют современному научно-техническому уровню развития науки, техники и технологии).
11. План работ по военной стандартизации утверждается ежегодно Министерством обороны Республики Казахстан на основании предложений от государственных заказчиков.
12. Разработка, согласование и утверждение Плана работ по военной стандартизации, включая установление форм документов к указанному плану, определяется основополагающими военными стандартами.
13. Разработка (пересмотр) военных стандартов включают в себя следующие этапы:
1) разработка технического задания (технической спецификации), технико-экономического обоснования;
2) разработка проекта военного стандарта и направление его на рассмотрение заинтересованным государственным органам, организациям и предприятиям, перечень которых определен техническим заданием (технической спецификацией);
3) доработка проекта военного стандарта с учетом полученных замечаний и предложений заинтересованных государственных органов, организаций и предприятий;
4) отнесение к сведениям ограниченного распространения и составляющим государственные секреты;
5) подготовка к утверждению (принятию), в том числе проведение экспертизы, утверждение (принятие) и учет военного стандарта;
6) внесение изменений и дополнений.
14. Разработка (пересмотр) военных стандартов, внесение изменений, проведение экспертизы, утверждение, отмена, распространение указанных документов осуществляется в соответствии с основополагающими военными стандартами.
15. Разработка (пересмотр) военных стандартов осуществляется государственными органами в пределах своей компетенции, а также юридическими лицами Республики Казахстан, имеющими допуск к проведению секретных работ, лицензию в сфере оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением (при наличии), отвечающие требованиям технического задания (технической спецификации) заказчика.
16. Основанием для засекречивания нормативных документов является их соответствие действующим в государственных органах и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию.
Глава 3. Согласование и экспертиза военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
17. Разработчик согласовывает проект военного стандарта в зависимости от объекта военной стандартизации с заинтересованными государственными органами, ведомствами, учреждениями и юридическими лицами в пределах их компетенции.
18. Срок согласования проектов военных стандартов не должен превышать шестидесяти календарных дней со дня их поступления на рассмотрение.
19. Военные стандарты, содержащие требования к методам контроля (испытаний) и методикам выполнения измерений, не стандартизированным на национальном и межгосударственном уровнях, подлежат согласованию на соответствие законодательству в области обеспечения единства измерений Республики Казахстан.
20. Проекты военных стандартов по терминологии направляются на рассмотрение в Государственную терминологическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан (пункт 5 положения о Республиканской терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 1998 года № 367).
21. По итогам рассмотрения и согласования разработчик осуществляет подготовку сводки отзывов к проекту военного стандарта.
Принятые и непринятые разработчиком замечания и предложения включаются в сводку отзывов. В случае несогласия с замечаниями и предложениями, приводится мотивированное обоснование.
22. Разработчик с учетом полученных замечаний и (или) предложений готовит окончательную редакцию проекта военного стандарта и направляет на экспертизу в подразделение государственного заказчика.
Экспертиза включает:
1) установление соответствия разрабатываемых проектов военных стандартов требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) анализ и оценку метрологического обеспечения объектов военного назначения с целью соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений;
3) выявление необходимости пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных военных стандартов;
4) исключение дублирования требований действующих военных стандартов;
5) установление наличия функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности;
6) установление соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации военной (оборонной) продукции иностранных государств (при их наличии).
23. Экспертиза военных стандартов проводится подразделением государственного заказчика с привлечением экспертов уполномоченного органа в области технического регулирования и метрологии с соответствующей формой допуска к информации, составляющим государственные секреты и (или) ограниченного распространения в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней со дня их поступления.
По результатам проведения экспертизы составляется экспертное заключение.
24. Разработчик по результатам экспертизы формирует дело стандарта и направляет его в подразделение государственного заказчика для дальнейшего рассмотрения и принятия решения об утверждении на заседании технического совета и технической комиссии по вопросам военной стандартизации.
25. На каждый проект военного стандарта разработчиком формируется дело стандарта.
26. Подразделение государственного заказчика возвращает проект военного стандарта на доработку в случаях:
1) несоответствия требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) недостижения цели, установленной в техническом задании (технической спецификации);
3) несоответствия дела стандарта пункту 27 настоящих Правил.
Глава 4. Утверждение и введение в действие военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
27. При утверждении военного стандарта в подразделение государственного заказчика направляется сопроводительным письмом разработчика сформированное дело стандарта, оформленное в регистре и включающее:
1) опись дела;
2) проект военного стандарта на государственном и русском языках в двух экземплярах, на бумажном и электронном носителях;
3) пояснительная записка;
4) техническое задание (техническая спецификация);
5) документы, подтверждающие согласование проектов военных стандартов согласующими органами (оригиналы). При согласовании по каналам электронной почты предоставляется электронный вариант письма на бланке согласующего органа с электронной цифровой подписью руководителя;
6) сводка отзывов;
7) экспертное заключение;
8) протокол заседания технического совета по вопросам военной стандартизации;
9) протоколы заседаний рабочей группы разработчика по рассмотрению проекта военного стандарта (в случае их проведения);
10) протокол заседания приемочной комиссии и (или) акты испытаний военной (оборонной) продукции (в случае его проведения);
11) заключение Государственной терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан (по проектам военных стандартов по терминологии);
12) нормативные документы по стандартизации военной (оборонной) продукции иностранного государства, с положениями которых гармонизирован проект военного стандарта;
13) фотография изделия (при наличии).
28. Сформированное дело стандарта выносится подразделением государственного заказчика для принятия решения об утверждении проекта военного стандарта на заседание технической комиссии по вопросам военной стандартизации.
29. Военный стандарт утверждается в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента его представления и вводится в действие приказом руководителя государственного заказчика.
Глава 5. Учет военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
30. Военные стандарты после утверждения подлежат учету и регистрации в Книге регистрации (учета) военных стандартов базовой организации, с указанием следующих сведений:
1) дата и порядковый номер регистрации;
2) обозначение военного стандарта;
3) наименование военного стандарта;
4) номер и дата приказа об утверждении военного стандарта;
5) наименование, юридический адрес разработчика;
6) изменение и отмена военного стандарта;
7) дата введения;
8) гармонизация с нормативными документами по стандартизации военной (оборонной) продукции иностранных государств (при их наличии).
31. Государственный заказчик после утверждения военного стандарта передает на хранение в базовую организацию дело стандарта.
32. Учет и регистрацию военных стандартов проводит базовая организация.
33. Военные стандарты издаются, переиздаются и распространяются базовой организацией.
34. Военные стандарты образуют фонд нормативных документов по военной стандартизации, являющиеся информационным ресурсом.
35. Формирование и ведение фонда нормативных документов по военной стандартизации включает в себя:
1) учет и комплектование военных стандартов (подлинников и копий), дел военных стандартов;
2) депозитарное хранение в течении пяти лет отмененных, утративших силу военных стандартов;
3) предоставление информации о военных стандартах и копий таких документов, включая их издание и распространение.
36. Формирование и ведение фонда нормативных документов в области военной стандартизации, в том числе представления информации и копий документов, определяется основополагающими военными стандартами.
37. Базовая организация осуществляет предоставление участникам деятельности в области военной стандартизации информации о составе военных стандартов, об изменениях этого состава.
Глава 6. Изменения и отмена военных стандартов на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения
38. Изменения к военным стандартам разрабатывают при дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении их действия.
39. Внесение изменений в военные стандарты осуществляется на основе проведения проверки или получения предложений от заинтересованных государственных органов и юридических лиц.
40. Изменения в военные стандарты представляются на утверждение в подразделение государственного заказчика в соответствии с главами 2-5 настоящих Правил.
41. Изменения к военным стандартам утверждаются и вводятся в действие приказом руководителя государственного заказчика.
42. Отмена военных стандартов, осуществляется при:
1) прекращение выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного и двойного назначения, производившейся по данному военному стандарту;
2) введении в действие нового военного стандарта.
43. При отмене военного стандарта лицо инициирующий отмену направляет в подразделение государственного заказчика:
1) предложение об отмене;
2) информацию о документе, его заменяющем или отмене военного стандарта без замены с обоснованием;
3) письмо, подтверждающее согласие заказчика и разработчика военного стандарта на отмену.
44. Отмена военного стандарта осуществляется приказом руководителя государственного заказчика, в интересах которого разработан военный стандарт по согласованию с заинтересованными государственными органами, ведомствами, учреждениями и юридическими лицами в пределах их компетенции.