Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 17.01.2023 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 6) статьи 37 Закона Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI "О прокуратуре" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга.
2. Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
4) представление в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан в структурное подразделение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ответственное за нормотворческую деятельность, сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан |
Ж. Асанов |
Утверждены приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 31 августа 2017 года № 93 |
Правила проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга (далее – Правила) определяют порядок проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) субъекты межведомственных научных исследований (субъекты исследований) – организации образования, научные учреждения и структурные подразделения правоохранительных органов Республики Казахстан;
2) научный результат – продукт научной деятельности (научный продукт), содержащий новые знания или решения конкретной проблемы правоприменения и зафиксированный на любом информационном носителе, который может включать в себя нормативные правовые, организационно-методические, информационно-аналитические, учебные, научные и другие материалы, получившие одобрение Научно-методического совета Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – НМС Академии);
3) прикладное исследование – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач правоохранительной деятельности;
4) межведомственная научно-исследовательская работа в сфере правоохранительной деятельности (МНИР) – работа, проводимая межведомственной рабочей группой, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в сфере правоохранительной деятельности в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей социально-правовых явлений, научного обобщения, научного обоснования проектов, в том числе нормативных правовых актов;
5) координация межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности – деятельность, направленная на взаимодействие всех субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в сфере правоохранительной деятельности в целях совершенствования научно-исследовательской работы и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов;
6) мониторинг межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности – систематическое наблюдение, сбор, обобщение, анализ, оценка, регистрация данных о проводимых межведомственных научных исследованиях для обеспечения качества МНИР и достижения запланированного результата.
7) стратегические исследования – фундаментальные либо прикладные исследования, направленные на решение стратегических задач правоохранительной деятельности;
8) фундаментальное исследование – теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Настоящие Правила распространяются на все виды межведомственных научных исследований (далее – МНИ) правоохранительных органов Республики Казахстан, за исключением исследований, содержащих информацию, составляющую государственные секреты.
4. Виды МНИ: прикладные, фундаментальные и стратегические.
5. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – Академия) является координатором МНИ в сфере правоохранительной деятельности.
Глава 2. Взаимодействие Академии с правоохранительными органами и их ведомственными научными учреждениями и организациями образования
Сноска. Заголовок главы 2 - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
6. Сотрудничество Академии с субъектами исследований осуществляется посредством:
1) формирования единой научной политики в сфере правоохранительной деятельности;
2) организации и осуществления научного, научно-методического, аналитического и информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан;
3) проведения совместных фундаментальных, прикладных и стратегических научных исследований по актуальным проблемам деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан;
4) внесения предложений по совершенствованию, формированию перспективных и приоритетных направлений научных исследований, нормативному правовому регулированию научной деятельности.
7. Основными формами сотрудничества являются:
1) участие в работе НМС Академии;
2) участие в работе межведомственной рабочей группы;
3) проведение совместных научно-практических и научно-методических мероприятий;
4) совместное использование материально-технических ресурсов (лабораторий, полигонов, аудиторий, конференц-залов, оборудования и специальных средств и т.п.), программного обеспечения;
5) взаимный обмен аналитическими и отчетными материалами, предоставление информации по запросу с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о государственных секретах.
8. Результатами сотрудничества являются подготовка методических рекомендаций, учебных, учебно-методических и справочных пособий, сборников, иных научных изданий, аналитических документов, проектов правовых актов и других материалов.
Глава 3. Проведение межведомственных научных исследований
9. Порядок проведения МНИ представляет собой совокупность этапов и действий, подлежащих выполнению для достижения конечного результата исследований.
10. Порядок проведения МНИ состоит из следующих этапов:
1) подготовительный этап;
2) исследовательский этап;
3) заключительный этап.
11. Подготовительный этап включает выявление проблемы практики, выбор темы исследования, построение гипотезы, исследование условий и ресурсных возможностей, формирование пула актуальных тем исследований, утверждение темы исследования, формирование межведомственной рабочей группы.
Виды работ, подлежащих выполнению в процессе подготовительного этапа МНИ:
1) анализируются законодательство, правоприменительная практика, научные работы в разрезе Республики Казахстан, ближнего и дальнего зарубежья, в целях выявления проблем правоприменительной практики и ее структуризации определяются ключевые проблемы и ряд составляющих, формулируются темы исследования и вопросы, подлежащие исследованию;
2) проводится анализ публикаций в средствах массовой информации, программных документов, поручений Главы государства, Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, материалов Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, иных консультативно-совещательных органов правоохранительных и государственных органов, решений коллегий, совещаний органов прокуратуры в целях выбора темы исследования;
3) определяются объект, предмет, цель и задачи исследования для построения гипотезы исследования;
4) для исследования условий, ресурсных возможностей (кадровых, финансовых, нормативных правовых, материально-технических) осуществляется:
определение рабочего места, необходимой техники, программного обеспечения, расходных материалов;
составление сметы исследования (научные командировки, услуги сторонних организаций и лиц, в том числе национальных и зарубежных экспертов, научных консультантов, расходы на научно-организационное сопровождение, приобретение материалов и оборудования, аренда и др.);
разработка рабочей программы исследования, содержащей календарный план (с указанием конкретных мероприятий, ответственных исполнителей, сроков и форм завершения);
5) для формирования пула актуальных тем исследований Академия изучает предложения правоохранительных органов Республики Казахстан, представляемые по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
6) для утверждения темы МНИ ежегодно в четвертом квартале, не позднее 25 декабря организуется и проводится заседание НМС Академии, субъекты исследования информируются о результатах работы НМС.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. Исследовательский этап включает в себя стадии методологической подготовки исследования, проведения исследования и оформления результатов.
13. Стадия методологической подготовки межведомственных научных исследований включает в себя:
1) организацию ряда условий проведения исследования, таких как организация рабочего места и исследовательской среды;
2) подготовку соответствующей обстановки, техники, приборов, средств, инструктаж;
3) оценку особенностей эмпирической и экспериментальной базы;
4) подготовку бланков анкет, программ и материалов наблюдений (в произвольной форме).
14. Стадия проведения межведомственных научных исследований предусматривает:
1) сбор и систематизацию материалов исследования, отработку понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования;
2) анализ статистических данных, обобщения правовых актов, практики противодействия преступности и профилактики правонарушений, материалов гражданских, административных и уголовных дел, прокурорских проверок применения законодательства, зарубежного опыта, результатов ранее проведенных социологических исследований;
3) осуществление командировок в научные организации или территориальные подразделения правоохранительных органов различных регионов страны и зарубежья;
4) проведение анкетирования, социологического опроса и обобщение полученных данных;
5) организацию и проведение опытно-экспериментальной работы (по необходимости);
6) организацию и проведение заседаний научно-исследовательской группы (авторского коллектива), межведомственных рабочих групп, НМС Академии;
7) подготовку информационно-аналитических, методических и научных материалов, предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и правоприменительной практики;
8) составление промежуточного отчета о МНИР (анализ текущей ситуации, проблем в разрезе национальной и зарубежной) практики, предложения нормативного и организационного характера, выводы о продолжении исследования либо частичном или полном его прекращении, либо определении новых направлений).
15. Стадия оформления результатов включает апробацию и внедрение результатов исследований, обобщение и сопоставление с результатами апробации.
16. Апробация и внедрение результатов исследований осуществляется путем:
1) проведения конференций, круглых столов и иных научных мероприятий;
2) научного консультирования, рецензирования и публикации научных статей, в том числе в международных изданиях;
3) использование в нормотворчестве, учебном процессе и практической деятельности, а также при научно-методическом сопровождении процесса внедрения результатов.
17. При обобщении результатов и сопоставлении с результатами апробации составляется заключительный отчет о МНИР (в произвольной форме) и разрабатываются научные, методические или учебные издания.
18. После рассмотрения результатов МНИ на заседании НМС Академии и получения одобрения, результаты направляются для внедрения в:
1) практическую деятельность правоохранительных и других государственных органов, организаций;
2) учебный процесс;
3) нормотворческую деятельность.
19. Основные формы внедрения научных результатов:
1) применение в практике правоохранительных и других органов, ведомств;
2) использование сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей;
3) использование в учебном процессе;
4) подготовка методических рекомендаций, пособий, монографий и тематических памяток.
5) использование в подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан;
6) использование при подготовке и реализации ведомственных и иных программ;
7) использование в подготовке и принятии ведомственных актов правоохранительных органов Республики Казахстан.
20. Научная продукция, как результат МНИ, подлежит распространению следующими способами:
1) опубликование в ведомственных периодических изданиях, на сайтах правоохранительных органов и субъектов исследований;
2) размещение в информационных фондах научно-технической информации республиканского, ведомственного или регионального уровней, межведомственной научно-информационной системе Академии в порядке, определяемом правоохранительными органами, и тиражирование ее для конкретных потребителей;
3) апробирование научных результатов на научных конференциях, семинарах, круглых столах, совещаниях, выездных заседаниях, читательских конференциях по монографиям и учебным пособиям.
21. Ответственными за внедрение результатов МНИ являются субъекты, проводившие исследование.
22. Внедрение результатов МНИ в учебный процесс, практическую и нормотворческую деятельность оформляется актом по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
23. Заключительный этап проведения исследований сводится к оценке результатов исследования на заседании НМС Академии.
Результаты МНИ рассматриваются на заседании НМС Академии, по итогам обсуждения принимается решение о признании плана исследования выполненным либо невыполненным.
24. В случае выполнения плана исследования отчет об исследовании направляется в организации образования, научные учреждения и структурные подразделения правоохранительных органов Республики Казахстан.
25. Сроки исполнения плановых мероприятий по каждому этапу МНИ устанавливаются в рабочей программе исследования, проект которой рассматривается на заседании НМС Академии и утверждается ректором Академии.
Сроки МНИ не могут устанавливаться меньше одного года и свыше трех лет. Сроки исследований могут быть продлены руководством Академии на основании мотивированного рапорта руководителя межведомственной рабочей группы.
Глава 4. Порядок мониторинга межведомственных научных исследований
26. Согласно запросу Академии для проведения мониторинга МНИ правоохранительные органы и их ведомственные научные учреждения и организации образования направляют результаты МНИ (с отражением сведений по индикаторам научных исследований), заключительные отчеты о МНИР, материалы исследований и акты внедрения в Академию к 25 января.
Сноска. Пункт 26 - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. В ходе мониторинга осуществляется оценка эффективности МНИ как показателя достижения научного результата в соответствующей правоохранительной сфере.
28. Определение эффективности проводимых МНИ осуществляется на основе суммирования баллов рейтинговой системы по показателям измеряемых таблицей индикаторов МНИ, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. Мониторинг МНИ осуществляется Академией ежегодно в первом квартале, не позднее 25 марта.
Сноска. Пункт 29 - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30. По результатам мониторинга МНИ Академией составляется справка с отражением сведений по индикаторам МНИ, информации о целесообразности дальнейшего проведения исследования либо о завершении научного проекта, иные сведения, в том числе предложения, направленные на совершенствование научных исследований.
31. Результаты мониторинга рассматриваются на заседании НМС Академии во втором квартале, где оценивается эффективность проводимых исследований, работы авторских коллективов либо отдельных исполнителей.
По результатам заседания НМС Академии принимает следующие решения:
1) о продолжении исследования;
2) о прекращении работ по проведению исследования;
3) о прекращении отдельных направлений исследования;
4) о необходимости введения новых направлений исследования или новых тем исследований;
5) о мерах по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан;
6) о мерах по повышению эффективности исследований;
7) о проведении разъяснительных и информационных мероприятий по полученным результатам исследований;
8) о внедрении результатов исследований в практическую, нормотворческую деятельность и учебный процесс;
9) иные решения, направленные на совершенствование научной деятельности и правоприменительной практики.
Сноска. Пункт 31 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Информация о результатах мониторинга с приложением копии протокольного решения НМС направляется правоохранительным органам, ведомственным научным учреждениям и организациям образования в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента подписания протокола.
33. Результаты мониторинга МНИ размещаются на официальном сайте Академии в течение 5 (пяти) дней после утверждения на заседании НМС Академии.
Сноска. Пункт 33 - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Приложение 1 к Правилам проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга |
|
Форма |
Пул актуальных тем исследований
1 | Предлагаемая тема исследования | |
2 | Обоснование актуальности исследования (прикладного, фундаментального, стратегического) | |
3 | Цель и задачи исследования (указывается, что конкретно необходимо разработать и какие вопросы исследовать) | |
4 | Вид выходных (ожидаемых) результатов | |
5 | Практическое назначение результатов исследования (для каких подразделений, категорий сотрудников) |
Акт
о внедрении ___________________
Комиссия в составе (председатель), ___________________________________________
(руководитель учреждения, самостоятельного подразделения, Ф.И.О.
(при его наличии), ученое звание/степень, воинское звание, классный чин)
__________________________________________________________________________
(члены комиссии) __________________________________________________________
(члены комиссии: руководители подразделений, сотрудники из числа
__________________________________________________________________________
профессорско-преподавательского состава)
составила настоящий акт о том, что подготовленные
__________________________________________________________________________
(указать данные разработчика, подразделение и наименование внедряемых
материалов) использованы __________________________________________
(указать, где конкретно, дисциплина, тема и т.д.)
Настоящее внедрение предусмотрено п. ___ Плана ____ на 20___ г.
(при внедрении сверх плана указать инициатора).
Председатель комиссии _____________________
Члены комиссии _____________________
_____________________
_____________________
М.П.
Приложение 3 к Правилам проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга |
Таблица индикаторов межведомственного научного исследования
Сноска. Таблица индикаторов - в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 23.12.2020 № 156 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Показатель индикатора (в т.ч. материалы, подготовленные и используемые в рамках проводимого исследования) | Балл | Прим. |
Состав авторского коллектива | |||
---|---|---|---|
1. | Сотрудники правоохранительных органов | 5 | |
2. | Представители государственных органов | 3 | |
3. | Остепененные участники авторского коллектива (за ед.) | 5 | |
4. | Зарубежные участники авторского коллектива (за ед.) | 5 | |
Издание научных трудов (за ед.): | |||
5. | Сборник криминологического форума, круглого стола | 10 | |
6. | Диссертация, методические рекомендации | 20 | |
7. | Монография, пособия | 40 | |
Научная статья (за ед.): | |||
8. | В казахстанских изданиях | 3 | |
9. | В изданиях стран СНГ | 4 | |
10. | В зарубежном издании | 6 | |
11. | В изданиях, рекомендованных Министерством образования и науки Республики Казахстан для публикаций основных результатов научной деятельности | 10 | |
12. | В международных изданиях, входящих в базу РИНЦ | 15 | |
13. | В международных изданиях, входящих в базу Web of Science Core Collection, Science Citation Index Expanded, Social Sciences Citation Index, Scopus | 20 | |
Научные мероприятия | |||
14. | Участие в международных конференциях, круглых столах, семинарах по научным исследованиям (за ед.) | 3 | |
15. | Участие в конференциях, круглых столах, семинарах по научным исследованиям (за ед.) | 2 | |
16. | Организация и проведение конференции, круглого стола, научного семинара и др. (ед.) | 10 | |
17. | Организация и проведение конференции, круглого стола, научного семинара с участием экспертов из стран СНГ | 15 | |
18. | Организация и проведение научных мероприятий (конференции, круглые столы, научные семинары и др.) с участием зарубежных экспертов | 20 | |
Использование практической информации: | |||
19. | Результаты анализа материалов гражданских, административных и уголовных дел | 3 | |
20. | Проведение и обобщение результатов интервьюирования, научного эксперимента, моделирования | 10 | |
Внедрение результатов межведомственных научных исследований | |||
21. | В учебный процесс | 5 | |
22. | В практическую деятельность правоохранительных органов | 20 | |
23. | в нормотворчество | 40 | |
Итоговая сумма баллов | |||
Низкий балл: |