В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и в целях совершенствования межбюджетных отношений ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 139 "Об утверждении методики расчетов трансфертов общего характера" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10068, опубликован 30 января 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующее изменение:
Методику расчетов трансфертов общего характера, утвержденную указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту бюджетной политики в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках на официальное опубликование в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
Приложение к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 46 Утверждена приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 139 |
Методика расчетов трансфертов общего характера
Глава 1. Основные положения
1. Настоящая методика расчетов трансфертов общего характера (далее – Методика) разработана в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс) и применяется при определении объемов трансфертов общего характера на трехлетний период для бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы и при их изменении через каждые три года.
Глава 2. Определение объемов трансфертов общего характера
2. Объемы трансфертов общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов (за минусом трансфертов) и затрат соответствующего бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы согласно Бюджетному кодексу и рассчитываются по следующей формуле:
где:
ТОХi – объемы трансфертов общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы);
ПОДi – прогнозные объемы доходов i-й области (города республиканского значения, столицы);
ПОЗi – прогнозные объемы затрат i-й области (города республиканского значения, столицы).
При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы (ТОХi > 0) устанавливаются бюджетные изъятия из бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы в вышестоящий бюджет.
При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы (ТОХi < 0) устанавливаются бюджетные субвенции в бюджет области, города республиканского значения, столицы из вышестоящего бюджета.
Глава 3. Определение прогнозных объемов доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы
3. Прогнозные объемы доходов бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы рассчитываются согласно Методике прогнозирования поступлений бюджета, утверждаемой в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса.
Глава 4. Определение прогнозных объемов затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы
4. Прогнозные объемы затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы рассчитываются как сумма прогнозных объемов затрат по текущим бюджетным программам и по бюджетным программам развития с учетом установленных статьями 54, 55, 56, 56-1 Бюджетного кодекса направлений расходов по функциональному признаку.
При этом прогнозные объемы затрат по текущим бюджетным программам, которые направлены на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления и обязательств государства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющих постоянный характер, а также на достижение цели, решение конкретных задач и мероприятий стратегических и программных документов, состоят из:
затрат на оплату труда, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов и лекарственных средств, выплата пособий и других затрат (далее – текущие затраты);
затрат на укрепление материально-технической базы, капитальный ремонт и других затрат (далее – затраты капитального характера).
Параграф 1. Расчет прогнозных объемов текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы
5. Прогнозные объемы текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы, рассчитанные с помощью данной Методики, используются только для определения размеров трансфертов общего характера.
6. Для расчета текущих затрат определяется прогнозный объем текущих затрат в целом по бюджетам областей, городов республиканского значения, столицы.
7. При определении прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы учитываются:
1) совокупный объем текущих затрат с учетом увеличения текущих затрат на индекс потребительских цен в планируемом периоде в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и бюджетных параметров республики (за исключением заработной платы);
2) положения законов Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде;
3) положения проектов указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных правовых приказов руководителей ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, предусматривающие сокращение поступлений или увеличение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде, после обязательного рассмотрения Республиканской бюджетной комиссии;
4) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов абсолютными суммами по регионам по решению Республиканской бюджетной комиссии.
8. Из суммарного прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы исключаются средства на выплату экологических надбавок, оказание материальной помощи и на дополнительные отпуска работникам государственных учреждений и казенных предприятий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и добавляются абсолютными суммами после расчета прогнозных объемов текущих затрат по бюджетам областей, городов республиканского значения, столицы.
9. За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы принимаются объемы текущих затрат в соответствии с уточненным планом года, предшествующего планируемому периоду.
10. Расчет прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы производится в разрезе функциональных подгрупп осуществляемых государственных функций с учетом показателей и коэффициентов, приведенных в перечне функциональных подгрупп, осуществляемых государственных функций, показателей и коэффициентов к ним согласно приложению к настоящей Методике.
11. Расчет текущих затрат отдельной области (города республиканского значения, столицы) по отдельной функциональной подгруппе производится по следующей формуле:
где:
– расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы) по j-й функциональной подгруппе;
Зj – суммарный прогнозный объем текущих затрат по местным бюджетам всех областей, городов республиканского значения, столицы по j-й функциональной подгруппе;
– количество потребителей государственных услуг i-й области (города республиканского значения, столицы) по j-й функциональной подгруппе;
– коэффициенты, учитывающие объективные факторы, которые обусловливают отличия в стоимости предоставления государственных услуг в i-й области (городе республиканского значения, столице) по j-й функциональной подгруппе от среднереспубликанского уровня.
12. При расчете прогнозного объема текущих затрат применяются следующие коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обусловливают различия в стоимости предоставления государственных услуг:
1) коэффициент урбанизации:
где:
– численность городского населения i-й области по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
– численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Коэффициент урбанизации учитывает более высокий относительно среднереспубликанского уровень затрат, связанных с предоставлением государственных услуг в городской местности по отдельным функциональным подгруппам;
2) коэффициент дисперсности расселения:
где:
– численность населения i-й области, проживающего в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
– общая численность населения в i-й области по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Коэффициент дисперсности расселения учитывает более высокий по сравнению со среднереспубликанским уровень затрат, обусловленный необходимостью обеспечения определенным набором государственных услуг населению независимо от размеров населенного пункта, в том числе учитывая дополнительные транспортные и иные расходы;
3) коэффициент масштаба:
где:
– вес, с которым учитывается отклонение численности населения областей, городов республиканского значения, столицы от среднереспубликанского уровня;
– средняя численность населения одного региона по Республике Казахстан;
– численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Коэффициент масштаба учитывает эффект масштаба, отражающий снижение объема затрат на предоставление государственных услуг в расчете на одного потребителя с ростом численности потребителей;
4) коэффициент возрастной структуры населения:
где:
– численность населения i-й области (города республиканского значения, столицы) по определенной возрастной группе по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
– численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Коэффициент возрастной структуры населения учитывает повышенный спрос, предъявляемый отдельными категориями населения на государственные услуги, связанные со здравоохранением и образованием;
5) коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности:
где:
– численность сельского населения i-й области по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
– доля заработной платы в общем объеме текущих затрат по j-й функциональной подгруппе (в сумме по всем регионам).
Коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности учитывает потребность в дополнительных расходах на заработную плату в сельской местности по отдельным функциональным подгруппам;
6) коэффициент плотности:
где:
– плотность населения в среднем по Республике Казахстан;
рi – плотность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице);
– вес, с которым учитывается отклонение плотности населения областей, городов республиканского значения, столицы от среднереспубликанского уровня.
Коэффициент плотности учитывает увеличение затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы в связи с уменьшением плотности населения региона;
7) коэффициент содержания дорог:
где:
Ni – норматив финансирования на содержание автомобильных дорог местного значения i-й области (города республиканского значения, столицы), утверждаемый в соответствии с подпунктом 38) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "Об автомобильных дорогах";
– норматив финансирования на содержание автомобильных дорог в среднем по республике;
8) коэффициент учета бедности (на основе доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума):
где:
bi – доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в i-й области (городе республиканского значения, столице).
Коэффициент учета бедности учитывает увеличение затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы на выплату социальной помощи в связи с ростом доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
9) коэффициент учета продолжительности отопительного сезона:
где:
di – период отопительного сезона в i-й области (городе республиканского значения, столице);
– период отопительного сезона в среднем по Республике Казахстан;
– доля затрат на отопление в общем объеме текущих затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы.
Коэффициент учета продолжительности отопительного сезона учитывает зависимость затрат бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы на отопление от продолжительности отопительного сезона в Республике Казахстан.
13. При расчете текущих затрат:
для городов Алматы и Астана, учитывая их особый статус, применяются повышающие коэффициенты 1,25 и 1,5 соответственно.
Параграф 2. Расчет прогнозных объемов затрат капитального характера бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы
14. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, определяется с разбивкой по годам в соответствии с процентным отношением к общему объему финансирования текущих затрат области (города республиканского значения, столицы).
В расчетных текущих затратах i-й области (города республиканского значения, столицы) учитываются затраты на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, которые финансируются из республиканского бюджета.
Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, отдельно по каждой области (городу республиканского значения, столице) производится по следующей формуле:
где:
КЗi – расчетные затраты капитального характера i-й области (города республиканского значения, столицы);
РЗi – расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы);
k – величина процентного отношения затрат капитального характера к общему объему текущих затрат.
Для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей, городов республиканского значения, столицы величина k равняется 6,5%.
Параграф 3. Расчет прогнозных объемов затрат по бюджетным программам развития бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы
15. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития определяется с разбивкой по годам в процентном соотношении к прогнозному объему текущих затрат области (города республиканского значения, столицы).
Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития, отдельно по каждой области (городу республиканского значения, столице) производится по следующей формуле:
где:
ЗБПРi – расчетные затраты по бюджетным программам развития i-й области (города республиканского значения, столицы);
РЗi – расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы);
r – величина процентного отношения затрат по бюджетным программам развития к общему объему текущих затрат.
16. Величина коэффициента r устанавливается:
для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей, городов республиканского значения, столицы) - решением Республиканской бюджетной комиссии.
Глава 5. Заключительные положения
17. Расчеты определения объемов трансфертов общего характера вносятся на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии центральным уполномоченным органом по государственному планированию для определения прогнозных показателей бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы на предстоящий трехлетний период.
18. После рассмотрения на Республиканской бюджетной комиссии объемы трансфертов общего характера по годам в разрезе областей, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в соответствующем законе об объемах трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период.
19. В целях установления объемов трансфертов общего характера местный уполномоченный орган по государственному планированию области рассчитывает прогнозные объемы доходов и затрат бюджетов районов, городов областного значения в порядке, определяемом местным исполнительным органом области.
Приложение к Методике расчетов трансфертов общего характера |
Перечень функциональных подгрупп, осуществляемых государственных функций, показателей и коэффициентов к ним
Наименование функциональных подгрупп | Показатели | Коэффициенты |
1 | 2 | 3 |
1. Государственные услуги общего характера | ||
Представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления |
|
дисперсности расселения; |
Финансовая деятельность |
дисперсности расселения; | |
Планирование и статистическая деятельность |
дисперсности расселения; | |
Прочие услуги общего характера |
дисперсности расселения; | |
2. Оборона | ||
Военные нужды | Лица мужского пола призывного возраста от 18 до 26 лет включительно |
дисперсности расселения; |
Организация работы по чрезвычайным ситуациям | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
3. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, | ||
Правоохранительная деятельность | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
4. Образование | ||
Дошкольное воспитание и обучение | Численность детей в возрасте 1-5 лет |
урбанизации; |
Начальное, основное среднее и общее среднее образование | Численность детей в возрасте 6-18 лет |
дисперсности расселения; |
Техническое и профессиональное, послесреднее образование | Лица от 14 до 18 лет |
урбанизации; |
Переподготовка и повышение квалификации специалистов | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
Прочие услуги в области образования | Численность постоянного населения |
плотности; |
5. Здравоохранение | ||
Больницы широкого профиля |
|
возрастной структуры населения; |
Охрана здоровья населения |
плотности; | |
Специализированная медицинская помощь |
масштаба; | |
Поликлиники |
урбанизации; | |
Другие виды медицинской помощи |
плотности; | |
Прочие услуги в области здравоохранения |
плотности; | |
6. Социальная помощь и социальное обеспечение | ||
Социальное обеспечение | Численность детей в возрасте 6-18 лет и численность населения старше пенсионного возраста |
дисперсности расселения; |
Социальная помощь |
|
дисперсности расселения; |
Прочие услуги в области социальной помощи и социального обеспечения |
дисперсности расселения; | |
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | ||
Жилищное хозяйство | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
Коммунальное хозяйство |
урбанизации; | |
Благоустройство населенных пунктов |
урбанизации; | |
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство | ||
Деятельность в области культуры |
|
урбанизации; |
Спорт |
урбанизации; | |
Информационное пространство |
урбанизации; | |
Туризм | Туризм, количество койко-суток | учета продолжительности отопительного сезона |
Прочие услуги по организации культуры, спорта, туризма и информационного пространства | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | ||
Сельское хозяйство | Среднесписочная численность работников сельского хозяйства |
учета надбавок за работу в сельской местности; |
Водное хозяйство | Водопотребление (миллион кубических метров) | учета продолжительности отопительного сезона |
Лесное хозяйство | Лесной фонд (миллион гектар) | учета продолжительности отопительного сезона |
Охрана окружающей среды | Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ |
урбанизации; |
Земельные отношения | Численность постоянного населения | учета продолжительности отопительного сезона |
11. Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | ||
Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | Численность постоянного населения |
урбанизации; |
12. Транспорт и коммуникации | ||
Автомобильный транспорт | Протяженность автодорог местного значения |
урбанизации; |
Прочие услуги в сфере транспорта и коммуникаций | Пассажирооборот (миллион пассажиро-километров) |
урбанизации; |
13. Прочие | ||
Регулирование экономической деятельности | Численность постоянного населения | учета продолжительности отопительного сезона |
Поддержка предпринимательской деятельности и защита конкуренции | учета продолжительности отопительного сезона | |
Регулирование естественных монополий | учета продолжительности отопительного сезона | |
Прочее | учета продолжительности отопительного сезона |