Об утверждении Правил формирования и использования мотивированного суждения

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 271. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 ноября 2018 года № 17752. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 189.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 12.11.2019 № 189 (вводится в действие с 01.01.2020).

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и использования мотивированного суждения.

      2. Департаменту надзора за банками (Кизатов О.Т.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления его направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта и пунктом 3 настоящего постановления.

      3. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.

      5. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2019 года и подлежит официальному опубликованию.

      Председатель
Национального Банка
Д. Акишев

  Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 29 октября 2018 года № 271

Правила формирования и использования мотивированного суждения

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования и использования мотивированного суждения (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" (далее - Закон) и определяют порядок формирования и использования мотивированного суждения.

      2. В Правилах используются следующие понятия:

      1) коллегиальный орган – орган Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк), принимающий мотивированное суждение, состав и порядок деятельности которого утверждаются Правлением Национального Банка;

      2) надзорное подразделение – подразделение Национального Банка, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью финансовых организаций и формирующее проект мотивированного суждения Национального Банка;

      3) мотивированное суждение - обоснованное профессиональное мнение коллегиального органа, которое является основанием для применения мер надзорного реагирования и принятия решений в случаях, предусмотренных Законом и законами от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон о банках), от 23 декабря 1995 года "Об ипотеке недвижимого имущества", от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности" (далее – Закон о страховой деятельности), от 3 июня 2003 года "О Фонде гарантирования страховых выплат", от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг).

      3. Мотивированное суждение формируется и используется Национальным Банком в отношении лиц, указанных в пункте 1 статьи 62-6 Закона, в целях защиты законных интересов депозиторов, кредиторов, страхователей, клиентов, инвесторов и корреспондентов финансовых организаций, обеспечения финансовой устойчивости, недопущения ухудшения финансового положения и увеличения рисков, связанных с деятельностью финансовых организаций, указанных в пункте 1 статьи 62-6 Закона, а также раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий.

      При использовании мотивированного суждения соблюдаются принципы, предусмотренные частью второй пункта 3 статьи 62-6 Закона.

      4. Мотивированное суждение используется Национальным Банком в случаях, предусмотренных частью второй пункта 2 статьи 62-6 Закона.

Глава 2. Порядок формирования мотивированного суждения

      5. Разработка проекта мотивированного суждения осуществляется надзорным подразделением.

      6. Проект мотивированного суждения основывается на информации, указанной в части третьей пункта 3 статьи 62-6 Закона.

      Для разработки проекта мотивированного суждения надзорное подразделение использует уместную и надежную информацию. При этом использование устной информации не допускается.

      Информация признается уместной, если она содержит сведения о фактах, которыми подтверждаются, опровергаются либо ставятся под сомнение выводы о существовании обстоятельств, имеющих значение для формирования мотивированного суждения.

      Информация признается надежной, если она получена надзорным подразделением законным способом из различных источников и представляет собой сведения о фактах, на основе которых надзорное подразделение устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для формирования мотивированного суждения, а также подтверждена документально.

      7. При разработке проекта мотивированного суждения для применения меры надзорного реагирования надзорным подразделением принимаются во внимание пояснения лиц, указанных в пункте 1 статьи 62-6 Закона, при их наличии. Для получения указанных пояснений надзорное подразделение направляет соответствующий запрос. Непредставление лицом, указанным в пункте 1 статьи 62-6 Закона, пояснений в срок, определенный Национальным Банком и составляющий не менее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения запроса, считается их отсутствием.

      8. Надзорное подразделение направляет проект мотивированного суждения лицу, указанному в пункте 1 статьи 62-6 Закона, которое в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его получения представляет в надзорное подразделение мотивированный ответ о согласии либо несогласии с проектом мотивированного суждения.

      Непредставление лицом, указанным в пункте 1 статьи 62-6 Закона, мотивированного ответа в установленный срок считается согласием данного лица с проектом мотивированного суждения.

      9. По результатам рассмотрения мотивированного ответа о несогласии с проектом мотивированного суждения в случае его представления лицом, указанным в пункте 1 статьи 62-6 Закона, надзорное подразделение определяет необходимость вынесения проекта мотивированного суждения на рассмотрение коллегиального органа.

      При вынесении надзорным подразделением проекта мотивированного суждения на рассмотрение коллегиального органа к нему прилагаются материалы (документы), включая мотивированный ответ о согласии либо несогласии лица, указанного в пункте 1 статьи 62-6 Закона, с проектом мотивированного суждения (при его наличии).

      9-1. По ходатайству лица, указанного в пункте 1 статьи 62-6 Закона, коллегиальный орган приглашает на заседание коллегиального органа представителей лица, указанного в пункте 1 статьи 62-6 Закона, и (или) представителей объединений юридических лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, аккредитованных в Национальном Банке.

      Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 9-1 в соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК от 31.05.2019 № 82 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      10. По результатам рассмотрения проекта мотивированного суждения и приложенных к нему материалов (документов) коллегиальный орган принимает одно из следующих решений:

      1) мотивированное суждение;

      2) решение об отсутствии или недостаточности оснований для формирования и использования мотивированного суждения.

Глава 3. Порядок использования мотивированного суждения

      11. Мотивированное суждение по оценке деловой репутации является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о наличии либо отсутствии безупречной деловой репутации у:

      1) кандидата на занятие должности руководящего работника банка, банковского холдинга, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, страховой (перестраховочной) организации, страхового холдинга, страхового брокера, организации, гарантирующей осуществление страховых выплат, профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением организаций, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность);

      2) руководящего работника (или кандидата, рекомендуемого для назначения или избрания на должность руководящего работника) дочерней организации создаваемой, приобретаемой банком, банковским холдингом, страховой (перестраховочной) организацией, страховым холдингом;

      3) руководящего работника (или кандидата, рекомендуемого для назначения или избрания на должность руководящего работника) организации, в которой банк, банковский холдинг, страховая (перестраховочная) организация, страховой холдинг приобретают значительное участие в капитале;

      4) заявителя (для физического лица) либо руководящего работника заявителя (для юридического лица), приобретающего статус крупного участника банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющего инвестиционным портфелем, банковского холдинга, страхового холдинга.

      12. При оценке деловой репутации лица, указанного в пункте 11 Правил, рассматриваются следующие случаи, факты и (или) обстоятельства:

      1) привлечение лица, указанного в пункте 11 Правил, к уголовной ответственности за уголовные правонарушения против личности, против собственности, в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления;

      2) участие физического лица, указанного в пункте 11 Правил, в качестве обвиняемого либо подсудимого в уголовном процессе в связи с уголовными правонарушениями против личности, против собственности, в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления;

      3) наличие нарушений требований законодательства Республики Казахстан либо законодательства иного государства, регулирующих профессиональную деятельность, которой занималось (занимается) лицо, указанное в пункте 11 Правил;

      4) уклонение лица, указанного в пункте 11 Правил, от выполнения требований международных профессиональных стандартов, применяемых в Республике Казахстан, в части этики, исключения конфликта интересов;

      5) признание неплатежеспособным юридического лица, в котором лицо, указанное в пункте 11 Правил, являлось должностным лицом и (или) крупным акционером (крупным участником), в период деятельности лица в качестве должностного лица и (или) нахождения в статусе крупного акционера (крупного участника) данного юридического лица или в течение 2 (двух) лет после прекращения его полномочий в качестве должностного лица и (или) утраты статуса крупного акционера (крупного участника) данного юридического лица;

      6) расторжение трудового договора с лицом, указанным в пункте 11 Правил, по инициативе работодателя по отрицательным мотивам;

      7) представление лицом, указанным в пункте 11 Правил, недостоверной информации в отношении себя (своей личности, профессиональной деятельности, аффилированных с ним лиц) или своего имущества либо уклонение от представления такой информации.

      Положения части первой настоящего пункта распространяются также на случаи, факты и (или) обстоятельства, имеющие (имевшие) место на территории иностранных государств.

      13. Мотивированное суждение по оценке финансового положения является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о наличии либо отсутствии неустойчивого финансового положения у учредителя банка, страховой (перестраховочной) организации, заявителя, приобретающего статус крупного участника банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющего инвестиционным портфелем, банковского холдинга, страхового холдинга.

      14. При оценке финансового положения лица, указанного в пункте 13 Правил, рассматриваются следующие случаи, факты и (или) обстоятельства:

      1) в отношении лица, указанного в пункте 13 Правил, имеется решение суда о взыскании долга, неисполненное на дату подачи заявления на выдачу разрешительных документов, указанных в подпункте 1) части второй пункта 2 статьи 62-6 Закона, или в период его рассмотрения, либо лицо, указанное в пункте 13 Правил, имеет просроченные или исполненные с нарушением сроков обязательства в размере более 100 000 000 (ста) миллионов тенге;

      2) юридическое лицо, указанное в пункте 13 Правил, проводило реструктуризацию своих обязательств перед кредиторами в связи с ухудшением его финансового положения;

      3) в отношении юридического лица, указанного в пункте 13 Правил, применялись ускоренная реабилитационная процедура, реабилитационная процедура или процедура урегулирования неплатежеспособности;

      4) участие физического лица, указанного в пункте 13 Правил, в качестве обвиняемого либо подсудимого в уголовном процессе в связи с уголовными правонарушениями против личности, против собственности, в сфере экономической деятельности, за коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления;

      5) лицо, указанное в пункте 13 Правил, не располагает имуществом и (или) деньгами, достаточными для обеспечения дополнительной капитализации банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющего инвестиционным портфелем в целях обеспечения их финансовой устойчивости в соответствии с требованием Национального Банка, предусмотренным подпунктом 6) пункта 2 статьи 47-1 Закона о банках, подпунктом 6) пункта 2 статьи 53-4 Закона о страховой деятельности, подпунктом 3) пункта 2 статьи 72-3 Закона о рынке ценных бумаг;

      6) отношение обязательств юридического лица, указанного в пункте 13 Правил, к собственному капиталу составляет более 5 (пяти), для финансовой организации – более 10 (десяти).

      15. Мотивированное суждение о признании лица в качестве лица, связанного особыми отношениями с банком, является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о наличии признаков связанности соответствующего лица особыми отношениями с банком в случаях, когда:

      1) банк, крупный участник банка, участник банковского конгломерата имеют контроль над юридическим лицом в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

      2) денежные потоки и (или) основные обязательства физического или юридического лица возникли в результате сделки с банком и (или) лицом, связанным с банком особыми отношениями, которая приведет к ухудшению финансового положения банка;

      3) цель получения банковского займа и (или) его использование не соответствуют характеру хозяйственной деятельности и (или) потребностям заемщика - физического или юридического лица исходя из его предпринимательской или трудовой деятельности и (или) бизнес-плана такого лица;

      4) информация о структуре собственности заемщика – юридического лица не предоставляет возможности установить всех конечных бенефициаров и (или) всех участников, владеющих более 10 (десятью) процентами голосующих акций (за исключением случаев, когда акции находятся в номинальном держании) или долей участия в уставном капитале заемщика – юридического лица;

      5) ожидаемые денежные потоки физического или юридического лица с учетом обеспечения не достаточны для погашения обязательств по банковскому займу на дату принятия решения о его выдаче (за исключением случаев принятия банком мер в целях улучшения качества активов банка);

      6) решение соответствующего органа банка, в полномочия которого входит принятие решений об отчуждении активов, изменении предмета залога и прекращении залога, решений о выдаче банковских займов и банковских гарантий, по сделке с заемщиком - физическим или юридическим лицом (за исключением случаев исполнения перед банком обязательств, обеспеченных залогом, взыскания банком предмета залога, замены предмета залога на равноценный) принято с существенным нарушением требований банка к заключаемым сделкам, предусмотренных внутренними документами банка, приводит или привело к существенным рискам для банка;

      7) условия договора банковского займа, заключенного с заемщиком – физическим или юридическим лицом, предполагают не соответствующие обычаям делового оборота ограничения ответственности заемщика – физического или юридического лица по исполнению условий договора банковского займа, предусматривают события, наступление которых прекращает полностью или в части обязательства заемщика – физического или юридического лица по договору банковского займа, и приводят или привели к существенным рискам для банка;

      8) условия сделки банка с физическим или юридическим лицом соответствуют критериям для признания сделок с льготными условиями, предусмотренным пунктом 2 статьи 40 Закона о банках, пунктом 20 Правил и дополнительным критериям отнесения сделок к сделкам с льготными условиями, установленным нормативным правовым актом Национального Банка в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 40 Закона о банках.

      Случаи, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 5), 6) и 7) части первой настоящего пункта, рассматриваются надзорным подразделением, если размер сделки, в том числе нескольких сделок с одним и тем же лицом, составляет:

      более 2 (двух) процентов от собственного капитала банка на дату принятия решения – для банков с размером собственного капитала до 100 000 000 000 (ста миллиардов) тенге включительно;

      более 1 (одного) процента от собственного капитала банка на дату принятия решения – для банков с размером собственного капитала свыше 100 000 000 000 (ста миллиардов) тенге.

      Условия, предусмотренные частью второй настоящего пункта, не распространяются на случаи осуществления сделки (нескольких сделок), которая (которые) предусматривает (предусматривают) уклонение от указанных размеров сделок.

      При наличии у банка и (или) лица адекватной и эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля, позволяющей минимизировать риски от сделок с лицом в случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, такое лицо не признается лицом, связанным с банком особыми отношениями.

      16. Мотивированное суждение о признании лица в качестве лица, связанного особыми отношениями со страховой (перестраховочной) организацией, является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о наличии признаков связанности соответствующего лица особыми отношениями со страховой (перестраховочной) организацией в случаях, когда:

      1) страховая (перестраховочная) организация, крупный участник страховой (перестраховочной) организации, участник страховой группы имеют контроль над юридическим лицом в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

      2) решение соответствующего органа страховой (перестраховочной) организации, в полномочия которого входит принятие решений об отчуждении активов, решений о заключении сделок с физическим или юридическим лицом, в том числе по страхованию (перестрахованию), принято с существенным нарушением требований страховой (перестраховочной) организации к заключаемым сделкам, предусмотренных внутренними документами страховой (перестраховочной) организации, и приводит или привело к существенным рискам для страховой (перестраховочной) организации;

      3) договор страхования (перестрахования), заключенный с лицом, содержит условия, исключающие наступление страхового случая и (или) осуществление страховой выплаты;

      4) условия сделки страховой (перестраховочной) организации с физическим или юридическим лицом соответствуют критериям для признания сделок с льготными условиями, предусмотренным пунктом 2 статьи 15-1 Закона о страховой деятельности, пунктом 20 Правил и дополнительным критериям отнесения сделок к сделкам с льготными условиями, установленным нормативным правовым актом Национального Банка в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 15-1 Закона о страховой деятельности.

      При наличии у страховой (перестраховочной) организации и (или) лица адекватной и эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля, позволяющей минимизировать риски от сделок с лицом в случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, такое лицо не признается лицом, связанным со страховой (перестраховочной) организацией особыми отношениями.

      17. При формировании мотивированного суждения о признании лица в качестве лица, связанного с банком, страховой (перестраховочной) организацией особыми отношениями, в случаях предусмотренных подпунктом 1) пункта 15 и подпунктом 1) пункта 16 Правил, Национальный Банк рассматривает при наличии мнение независимого эксперта, в том числе привлеченного банком, страховой (перестраховочной) организацией.

      18. Требования, установленные в пунктах 15 и 17 Правил, распространяются на банковские холдинги (за исключением нерезидентов Республики Казахстан, являющихся банковским холдингом или лицом, обладающим признаками банковского холдинга, и соответствующих требованиям пункта 9 статьи 40 Закона о банках) и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

      19. Требования, установленные в пунктах 16 и 17 Правил, распространяются на страховые холдинги, за исключением нерезидентов Республики Казахстан, являющихся страховым холдингом, лицом, обладающим признаками страхового холдинга, и соответствующих требованиям подпункта 1) пункта 6 статьи 15-1 Закона о страховой деятельности, и страховых холдингов, являющихся банковскими холдингами, входящими в состав банковских конгломератов.

      20. Мотивированное суждение об установлении факта предоставления банком, страховой (перестраховочной) организацией льготных условий лицам, связанным с ними особыми отношениями, а также об отнесении сделки, совершенной банком, страховой (перестраховочной) организацией, к сделкам с льготными условиями является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о наличии признаков, указывающих на предоставление банком, страховой (перестраховочной) организацией льготных условий лицам, связанным с ними особыми отношениями, в случае превышения размера сделки внутреннего лимита, установленного банком, страховой (перестраховочной) организацией для такого типа сделок, без надлежащего экономического анализа.

      21. Мотивированное суждение по оценке качества системы управления рисками и внутреннего контроля в банке является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о качестве системы управления рисками и внутреннего контроля в банке и применяется для оценки:

      1) риск-профиля и риск-аппетита (допустимого уровня рисков) банка на предмет соответствия выбранной бизнес-модели и стратегии развития;

      2) стратегического и бюджетного планирования на предмет соответствия бюджета банка экономическим целям, определенным стратегией банка, бизнес-моделью, и принимаемым банком рискам;

      3) качества прогнозирования основных финансовых показателей банка на предмет:

      адекватности используемых допущений при формировании бюджета (завышения или занижения планового объема активов, обязательств, капитала (прибыли или убытков);

      наличия анализа соответствия бюджета фактическим показателям;

      4) методики определения агрегированного уровня (уровней) риск-аппетита банка и уровня риск-аппетита по каждому виду риска на предмет:

      наличия необходимого уровня собственного капитала и ликвидности для покрытия установленных уровней риск-аппетита;

      адекватности предельного значения количественных и качественных лимитов на различные виды рисков в рамках многоуровневой системы лимитов;

      5) качества системы корпоративного управления банка на предмет:

      наличия и соблюдения мер по урегулированию конфликта интересов в корпоративном управлении;

      наличия фактов принятия решений о заключении сделок или об осуществлении операций при наличии существенных рисков, о которых имелась письменная информация, подготовленная подразделениями банка, осуществляющими управление рисками. Положения настоящего абзаца применяются к сделке или совокупности сделок, размер которых составляет:

      более 1 (одного) процента от собственного капитала банка на дату принятия решения - для банков с размером собственного капитала до 100 000 000 000 (ста миллиардов) тенге включительно;

      более 2 (двух) процентов от собственного капитала банка на дату принятия решения - для банков с размером собственного капитала свыше 100 000 000 000 (ста миллиардов) тенге;

      6) внутренних процедур определения достаточности собственного капитала и ликвидности для покрытия рисков, присущих деятельности банка, на предмет:

      качества оценки рисков;

      наличия в оценке достаточности собственного капитала результатов стресс-тестирования;

      применения надлежащего риск-профиля в процессе определения достаточности собственного капитала;

      адекватности допущений при оценке потенциальных оттоков клиентов в стрессовых ситуациях и адекватности оценки необходимого уровня ликвидных активов в целях их покрытия;

      7) реализации внутренних политик, а также процедур по управлению рисками, присущими деятельности банка, на предмет:

      соблюдения регламентированных процедур;

      соблюдения внутренних политик по совершаемым сделкам, в том числе наличия исключений, документирования таких исключений с информированием совета директоров о заключении сделок, не соответствующих процедурам и политикам, утвержденным банком;

      8) процедур по определению лиц, связанных с банком особыми отношениями, на предмет:

      наличия и соблюдения надлежащих ограничений для сделок с лицами, связанными с банком особыми отношениями, включая запрет на предоставление им льготных условий;

      выявления лиц, связанных с банком особыми отношениями, при наличии необходимой информации, в целях недопущения заключения сделок на льготных условиях и увеличения концентрации кредитного риска;

      раскрытия информации о сделках с лицами, связанными с банком особыми отношениями;

      9) процедур по анализу принимаемого банком в залог имущества на предмет:

      корректности методики определения рыночной стоимости залога, корректности рыночной стоимости, учитываемой при выдаче банковского займа и формировании резервов (провизий), с учетом применения независимой оценки в случаях спорных ситуаций;

      соблюдения сроков по обращению взыскания на предмет залога;

      соответствия сроков действия договора залога структуре предоставляемого финансирования с учетом финансового положения заемщика (созаемщика, гаранта, поручителя);

      возможности реализации права обращения взыскания на предмет залога;

      10) эффективности управления кредитным риском банка на предмет:

      наличия и соблюдения внутренних политик и процедур кредитования;

      наличия и соблюдения процедур по выявлению активов с признаками обесценения в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в том числе по представлению совету директоров банка информации по указанным активам, принятию мер по управлению ими;

      адекватности допущений, используемых для оценки бизнес-планов заемщиков;

      периодичности мониторинга индивидуальных банковских займов;

      достаточности частоты и полноты мониторинга заемщиков, имеющих признаки ухудшения финансового состояния;

      наличия и соблюдения банком процедур кредитного администрирования;

      наличия возможности у заемщиков, получивших банковский заем в иностранной валюте, адекватно реагировать на изменения курса валюты займа;

      11) качества внутренней рейтинговой оценки заемщиков (скоринга) банка на предмет:

      адекватности используемых моделей рейтинговой оценки заемщиков (скоринга) банка;

      своевременности внесения изменений в используемые модели рейтинговой оценки заемщиков (скоринга) банка в целях поддержания их актуальности, в том числе в части присваиваемых весов, баллов;

      осуществления периодической валидации моделей рейтинговой оценки заемщиков (скоринга) банка;

      12) соответствия размера сформированных провизий (резервов) требованиям, установленным постановлением Правления Национального Банка от 22 декабря 2017 года № 269 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16502;

      13) методики определения справедливой стоимости финансовых инструментов на предмет отражения адекватной их стоимости;

      14) эффективности стратегии фондирования банка на предмет:

      достаточности и необходимости диверсификации источников фондирования по видам, валютам, срокам;

      наличия высокой концентрации в структуре фондирования;

      наличия альтернативных источников фондирования;

      наличия неконтролируемых существенных разрывов между активами и пассивами по срокам и валюте;

      15) процедур управления ликвидностью банка на предмет:

      достаточности уровня ликвидных активов для своевременного исполнения обязательств по платежам, включая ежедневную потребность в ликвидных средствах с учетом непредвиденных оттоков;

      обоснованности включения в состав ликвидных активов инструментов, доступных для реализации в короткие сроки в текущих рыночных условиях;

      корректности планирования оттоков фондирования;

      16) эффективности работы системы раннего предупреждения банка, направленной на своевременное реагирование на изменения внутренних и (или) внешних индикаторов рисков, на предмет:

      корректности показателей системы раннего предупреждения, в том числе учета доступной банку информации, потенциально влияющей на увеличение уровня рисков;

      адекватности действий банка при повышении риска, выявленного в рамках системы раннего предупреждения;

      своевременности и эффективности утвержденных мероприятий при превышении установленных уровней системы раннего предупреждения;

      17) плана финансирования на случай непредвиденных обстоятельств и обеспечения непрерывности деятельности банка на предмет:

      наличия в плане перечня эффективных и обоснованных мер по восстановлению ликвидности и достаточности собственного капитала при реализации рисков, присущих деятельности банка;

      подтвержденной вероятности реализации стрессовых сценариев, непредвиденных обстоятельств;

      определения необходимых ресурсов для восстановления деятельности банка, их адекватности;

      18) эффективности процедур управления операционным риском банка на предмет:

      наличия и соблюдения процедур оценки операционного риска по ключевым направлениям бизнеса, услугам, процессам и информационным системам;

      наличия и соблюдения процедур оценки операционного риска при внедрении новых финансовых услуг и продуктов;

      наличия необходимого инструментария в целях эффективного выявления операционного риска и мер по его управлению;

      документирования фактов крупных убытков вследствие реализации операционного риска и реализации мер по их минимизации;

      19) эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля банка в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на предмет:

      подверженности финансовой организации риску легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      адекватности процедур идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, адекватности оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по типу клиента;

      выявления операций, подлежащих финансовому мониторингу;

      эффективности взаимодействия подразделений по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      адекватности и достаточности принимаемых банком мер для минимизации риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

      уязвимости предоставляемых услуг, а также способов их предоставления риску легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

      20) стресс-тестирования в банке на предмет:

      полноты, корректности и обоснованности используемых сценариев;

      актуальности прогнозируемого изменения внешних и внутренних показателей в рамках сценариев;

      адекватности моделей и процедур проведения стресс-тестирования;

      применения результатов стресс-тестирования в системе управления рисками банка и принятии управленческих решений (при необходимости);

      наличия взаимосвязи (корреляции) изменения риск-факторов на структуру активов и пассивов банка;

      21) качества системы управленческой информации по рискам, присущим деятельности банка, на предмет достоверности, полноты, своевременности предоставляемой коллегиальным органам банка информации, а также полноты отражения в указанной информации рисков для целей принятия управленческих решений;

      22) эффективности функционирования системы трех линий защиты на предмет:

      независимости подразделений и соответствия квалификационным требованиям работников второй и третьей линий защиты;

      наличия и соблюдения мер по урегулированию конфликта интересов между участниками системы трех линий защиты и (или) совмещения функциональных обязанностей ее участников;

      23) качества процедур внутреннего контроля на предмет:

      соответствия внутренних документов банка требованиям банковского законодательства Республики Казахстан и (или) несвоевременного приведения внутренних документов банка в соответствие с банковским законодательством Республики Казахстан;

      наличия существенного объема сделок, заключенных без соблюдения установленных внутренних процедур банка;

      24) эффективности деятельности подразделения внутреннего аудита банка при проведении независимой оценки эффективности процедур управления рисками на предмет:

      применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности подразделения внутреннего аудита;

      предоставления по результатам аудиторских проверок рекомендаций, направленных на повышение эффективности процедур управления рисками;

      наличия процедур мониторинга исполнения рекомендаций, выданных подразделением внутреннего аудита.

      Положения, предусмотренные в подпунктах 1), 2), 3), 6), 16), 17) и 21) настоящего пункта, распространяются на банковский конгломерат.

      22. Мотивированное суждение по оценке качества системы управления рисками и внутреннего контроля в страховой (перестраховочной) организации и страховой группе, профессиональном участнике рынка ценных бумаг (за исключением организаций, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность) является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о качестве системы управления рисками и внутреннего контроля в страховой (перестраховочной) организации и страховой группе, профессиональном участнике рынка ценных бумаг (за исключением организаций, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность) и применяется в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 13), 15), 16), 17), 18), 19), 20), 21), 22), 23) и 24) (для страховой (перестраховочной) организации, профессионального участника рынка ценных бумаг), подпунктами 1), 2), 3), 6), 16), 17) и 21) (для страховой группы) пункта 21 Правил.

      23. Мотивированное суждение по оценке адекватности провизий (резервов) банка, страховой (перестраховочной) организации, профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением организаций, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность) является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о соответствии сформированных провизий (резервов) банка, страховой (перестраховочной) организации, профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением организаций, осуществляющих трансфер-агентскую деятельность) международным стандартам финансовой отчетности, методикам по формированию провизий (резервов), в том числе соответствии методик по их формированию рискам банка, страховой (перестраховочной) организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, и о достоверности используемой для их формирования информации.

      24. Мотивированное суждение по оценке адекватности страховых резервов, сформированных актуарием, имеющим лицензию на осуществление актуарной деятельности на страховом рынке (далее – страховые резервы), является обоснованным профессиональным мнением коллегиального органа о соответствии страховых резервов международным стандартам финансовой отчетности, методикам расчета страховых резервов и их структуре, в том числе соответствии методик по их формированию рискам страховой (перестраховочной) организации, и о достоверности используемой для их формирования информации.

      Мотивированное суждение по оценке адекватности страховых резервов используется в случаях (но не ограничиваясь ими):

      необоснованного изменения методики расчета страховых резервов либо параметров, используемых при расчете страховых резервов, в результате которого происходит улучшение показателей пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, установленных постановлением Правления Национального Банка от 26 декабря 2016 года № 304 "Об установлении нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, перечня, форм, сроков представления отчетности о выполнении пруденциальных нормативов страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми группами, Правил представления отчетности о выполнении пруденциальных нормативов страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми группами, требований к приобретаемым страховыми (перестраховочными) организациями, дочерними организациями страховых (перестраховочных) организаций или страховых холдингов акциям (долям участия в уставном капитале) юридических лиц, перечня облигаций международных финансовых организаций, приобретаемых страховыми холдингами, минимального требуемого рейтинга для облигаций, приобретаемых страховыми холдингами, и перечня рейтинговых агентств, а также перечня финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале), приобретаемых страховыми (перестраховочными) организациями", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14794 (далее – постановление № 304);

      формирования доли перестраховщика в страховых резервах по договору перестрахования при отсутствии в условиях заключаемого договора перестрахования экономической выгоды (целесообразности) для перестрахователя;

      использования не полной и (или) недостоверной информации при расчете страховых резервов, которое привело к снижению (или имеется вероятность снижения) платежеспособности страховой (перестраховочной) организации и (или) нарушению страховой (перестраховочной) организацией пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, установленных постановлением № 304.

      25. В случае принятия коллегиальным органом мотивированного суждения надзорное подразделение готовит проект меры надзорного реагирования или решения в случаях, предусмотренных подпунктом 3) пункта 2 Правил.

On approval of the Rules for the Formation and Use of Reasoned Judgment

Resolution of the Board of the National Bank of the Republic of Kazakhstan of October 29, 2018 No. 271. Registered in the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on November 16, 2018 No. 17752.

      Unofficial translation

      Footnote. It became invalid by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 12.11.2019 No. 189 (effective from 01.01.2020).

      In compliance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated March 30, 1995 "On the National Bank of the Republic of Kazakhstan", the Board of the National Bank of the Republic of Kazakhstan hereby RESOLVED as follows:

      1. That the attached Rules for the Formation and Use of Reasoned Judgment shall be approved

      2. In accordance with the procedure established by the legislation of the Republic of Kazakhstan, the Bank Supervision Department (O. T Kizatov.) shall:

      1) jointly with the Legal Department (N.V. Sarsenova) ensure the state registration of this resolution with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan;

      2) within ten calendar days from the date of state registration of this resolution, send its copies both in Kazakh and Russian languages to the Republican State Enterprise on the Right of Economic Management "Republican Center of Legal Information "for official publication and inclusion into the Reference Control Bank of Regulatory Legal Acts of the Republic of Kazakhstan;

      3) place this resolution on the Internet resource of the National Bank Of the Republic of Kazakhstan after its official publication;

      4) within ten working days after the state registration of this resolution submit to the Legal Department the Information on the implementation of measures provided for in subparagraphs 2), 3) of this paragraph and paragraph 3 of this resolution.

      3. within ten calendar days after the state registration of this resolution, the Department for Protection of the Rights of Consumers of Financial Services and External Communications (Terentyev A. L.) shall provide its copy to the periodic printing publications for official publication.

      4. Deputy Chairman of the National Bank of the Republic of Kazakhstan O. A. Smolyakov shall be authorized to oversee the implementation of this resolution.

      5. This resolution shall enter into force from January 1, 2019 and shall be subject to official publication.

      Chairman of the National Bank D. Akishev

  Approved
by Resolution of the Board of the
National Bank of the
Republic of Kazakhstan
No. 271 dated October 29, 2018,

Rules for the Formation and Use of Reasoned Judgment
Chapter 1. General provisions

      1. These Rules for the Formation and Use of Reasoned Judgment (hereinafter referred to as the Rules) shall be developed in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated March 30, 1995 "On the National Bank of the Republic of Kazakhstan" (hereinafter referred to asthe Law) and shall determine the procedure for formation and use of reasoned judgment.

      2. The Rules shall use the following concepts:

      1) collegial body – the body of the National Bank of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as the National Bank),which shall accept reasoned judgment, composition and procedure of activity, which shall be approved by the Board of the National Bank;

      2) supervisory unit – subdivision of the National Bank, providing control and supervision over the activity of financial organizations and forming the reasoned judgment project of the National Bank;

      3) reasoned judgment-a reasoned professional report of a collegial body, which shall be the basis for the implementation of measures of supervisory response and decision-making in cases provided by the Law and the Laws dated 31 August 1995 "On Banks and Banking Activities in the Republic of Kazakhstan "(hereinafter referred to as the Law on Banks), dated December 23, 1995" On Mortgage of Immovable Property", dated December 18, 2000" On Insurance Activities" (hereinafter referred to as the Law on Insurance Activities), dated June 3,2003" On Fund Insurance Payments Guarantee Fund ", dated July 2, 2003 "On Securities Market "(hereinafter referred to as the Law on Securities Market).

      3. The National Bank shall form and use reasoned judgment in respect of persons referred to paragraph 1 of Article 62-6 of the Law, in order to protect the legitimate interests of depositors, creditors, insurers, clients, investors and correspondents of financial organizations, to ensure financial stability, to avoid worsening the financial situation and to increase the risks associated with the activities of financial organizations referred to in paragraph 1 of Article 62-6 of the Law, as well as early intervention and adoption timely oversight.

      The principles stipulated in the second paragraph 3 of Article 62-6 of the Law shall be observed in the use of reasoned judgment.

      4. Reasoned judgment shall be used by the National Bank in cases stipulated by the second part of paragraph 2 of Article 62-6 of the Law.

Chapter 2 Procedure for forming reasoned judgment

      5. The supervisory unit shall carry out development of reasoned judgment project.

      6. The reasoned judgment project shall be based on the information referred to in paragraph 3 of Article 62-6 of the Law.

      To develop a reasoned judgment project, the supervisory unit shall use relevant and reliable information. The use of oral information shall be prohibited.

      Information shall be deemed relevant if it contains facts that shall be corroborated, refuted or questioned about the existence of circumstances relevant to the formation of a reasoned judgment.

      The information shall be recognized reliable if it is obtained by the supervisory unit in a lawful way from various sources and represent the facts based on which the supervisory unit shall determine the existence or absence of circumstances, relevant to the formation of a reasoned judgment, as well as documented confirmation.

      7. In developing a reasoned judgment project for the application of the supervisory response, the supervisory unit shall take into account the explanations of the persons referred to in Article 62-6, paragraph 1 of the Law, in its existence. In order to obtain these explanations, the supervisory unit shall forward the relevant request. Failure to represent the person referred to in paragraph 1 of Article62-6 of the Law, explanations within the period determined by the National Bank and constituting not less than 5 (five) working days from the date of receipt of the request shall be considered as absence thereof.

      8. The supervisory unit shall forward the reasoned judgment project to the person referred to in paragraph 1 of Article 62-6 of the Law, which within five (5) working days from the date of its receipt, submit to the supervisory unit a reasoned response to consent or disagreement with a reasoned judgment project.

      Failure to represent the person referred to in paragraph1 of Article 62-6 of the Law, reasoned response within the prescribed period shall be considered as consent of the person with the reasoned judgment project.

      9. On the basis of consideration of the reasoned response about the disagreement with the reasoned judgment project in case of its submission by the person referred to in paragraph 1 of Article 62-6 of the Law, the supervisory unit shall determine the need to reasoned judgment project for consideration by a collegial body.

      When the supervising subdivision of the reasoned judgment project is submitted to the collegial body, it shall be accompanied by materials (documents), including a reasoned response to the consent or disagreement of the person referred to in paragraph 1 of Article 62-6 of the Law, with the reasoned judgment project (in its existence).

      10. Because of consideration of the reasoned judgment project and the materials (documents) attached thereto, the collegial body shall take one of the following decisions:

      1) reasoned judgment;

      2) a decision on the absence or insufficiency of grounds for the formation and use of reasoned judgment.

Chapter 3. How to use reasoned judgment

      11. Reasoned judgment on evaluation of business reputation shall be a reasonable professional report of the collegial body on the presence or absence of impeccable business reputation in:

      1) a candidate for the position of a managing officer of a bank, a bank holding, an organization that shall perform certain types of banking operations, an insurance (reinsurance)company, an insurance holding company, an insurance broker, an organization, guaranteeing the application of insurance payments, a professional participant of the securities market (except for organizations carrying out transfer-agency activities);

      2) a supervising employee (or a candidate recommended for appointment or election to the position of executive officer)of the subsidiary organization created, acquired by the bank, bank holding, insurance (reinsurance) company, insurance holding;

      3) the executive officer (or candidate recommended for appointment or election to the position of executive officer) of the organization in which the bank, bank holding, insurance (reinsurance) company, insurance holding shall acquire significant participation in capital;

      4) the applicant (for an individual) or the executive officer of the applicant (for a legal entity) acquiring the status of a major participant of the bank, the insurance(reinsurance) company, managing the investment portfolio, the bank holding, insurance holding.

      12. In assessing the business reputation of a person referred to in paragraph 11 of the Rules, the following cases, facts and/or circumstances shall be considered:

      1) attraction of the person, specified in paragraph 11 of the Rules, to criminal liability for criminal offenses against the person, against property, in the sphere of economic activity, for corruption and other criminal offenses against interests civil service and civil management;

      2) Participation of an individual referred to in paragraph 11 of the Rules as an accused or defendant in criminal proceedings in connection with criminal offences against the person, against property, in the sphere of economic activity, for corrupt and other criminal offences against the interests of civil service and civil management;

      3) existence of violations of the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan or the legislation of another state regulating professional activities, which have been engaged in (engaged) person, specified in paragraph 11 of the Rules;

      4) Evasion of the person specified in paragraph 11 of the Rules, from fulfillment of the requirements of international professional standards, applied in the Republic of Kazakhstan, in the part of ethics, exclusion of conflict of interests;

      5) Recognition of non-creditworthiness of a legal entity in which the person referred to in paragraph 11 of the Rules shall have been an official and (or) a major shareholder (major participant), during the period of activity of the person as an official and (or) positioning the status of a major shareholder (major participant) of the legal entity or within 2 (two) years after termination of its authority as an official and (or) loss of the status of a major shareholder (major participant) of the legal entity;

      6) termination of the employment contract with the person specified in paragraph 11 of the Rules, upon the initiative of the employer on negative motives;

      7) submission by the person referred to in paragraph 11 of the Rules, false information by the candidate himself/herself (his/her personality, professional activity, affiliated with him/her) or his/her property or evasion of the submission of such information.

      The Provisions of part one of this paragraph shall also apply to cases, facts and (or) circumstances having a place in the territory of a foreign states.

      13. The reasoned judgment on the assessment of the financial situation shall be a reasonable professional report of the collegial body on the presence or absence of unstable financial situation of the founder of the bank, insurance (reinsurance) organization, applicant, acquiring the status of a major participant of the bank, insurance (reinsurance) company, managing investment portfolio, bank holding, and insurance holding.

      14. In assessing the financial situation of the person referred to in paragraph 13 of the Rules, the following cases, facts and/or circumstances shall be considered:

      1) in respect of the person referred to in paragraph 13 of the Rules, the court shall enforce the collection of the debt, not executed on the date of application for issuance of permits, referred to in subparagraph 1) part two of paragraph 2 of Article 62-6 of the Law, or during its consideration or the person referred to in paragraph 13 of the Rules have overdue or executed obligations in the amount of more than KZT 100 000 000 (one hundred million;

      (2) the legal entity referred to in paragraph 13 of the Rules have restructured its obligations to creditors in the view of its worsening financial situation;

      (3) in respect of the legal entity referred to in paragraph 13 of the Rules, an accelerated rehabilitation procedure, rehabilitation procedure or insolvency procedure have been applied;

      4) participation of an individual referred to in paragraph 13 of the Rules as an accused or defendant in criminal proceedings in connection with criminal offences against the person, against property, in the sphere of economic activity, for corrupt and other criminal offences against the interests of civil service and civil management;

      5) The person referred to in paragraph 13 of the Rules, have no property and (or) money sufficient to provide additional capitalization of the bank, the insurance (reinsurance)company, managing the investment portfolio in order to ensure their financial stability in accordance with the requirement of the National Bank, stipulated by subparagraph 6) of paragraph 2 of Article 47-1 of the Law on banks, subparagraph 6) of paragraph 2 of Article 53-4 of the Law on insurance activity, subparagraph 3) of paragraph 2 of Article 72-3 of the Law on the Securities Market;

      6) the relationship of obligations of a legal entity referred to in paragraph 13 of the Rules to its own capital is more than 5 (five), for a financial institution-more than 10 (ten).

      15. Reasoned judgment on the recognition of a person as a person associated with a special relationship with the bank shall be a reasonable professional report of the collegial body on the existence of signs of the relationship of the person concerned with special relations with the bank in cases where:

      1) a bank, a major bank participant, a participant of a banking conglomerate have control over a legal entity in accordance with international financial reporting standards;

      2) cash flows and (or) basic obligations of an individual or legal entity having risen as a result of a transaction with the bank and(or) a person connected with the bank by special relationship, which will lead to a worsening of the bank's financial position;

      3) the purpose of obtaining a bank loan and (or) its use does not correspond to the nature of economic activity and (or)the needs of the borrower-an individual or legal entity based on his entrepreneurial or work activity and (or) business plan of such entity;

      4) information on the ownership structure of the borrower –a legal entity does not provide an opportunity to establish all the final beneficiaries and (or) all participants owning more than 10 (ten) percent of voting shares (except for cases when the shares shall be in nominal holding) or shares of participation in the authorized capital of the borrower – legal entity;

      5) the expected cash flows of an individual or legal entity, taking into account the collateral is not sufficient to repay the obligations on the bank loan at the date of the decision on its issuance (except in cases of bank taking measures to improve the quality of assets of the bank);

      6) the decision of the corresponding body of the bank, which is authorized to make decisions on alienation of assets, change of pledge and termination of pledge, decisions on the issue of bank loans and bank guarantees, on the transaction with the borrower-individual or legal entity (except for cases of execution before the bank of obligations secured by the pledge, for enclosure by the bank of the pledge, replacement of the pledge on the equivalent) taken with a substantial violation of the bank's requirements for the concluded transactions, provided by the bank's internal documents, lead to or resulted in significant risks for the bank;

      7) the terms of the bank loan agreement concluded with the borrower – an individual or legal entity, shall assume not corresponding to the customs of business turnover limitation of liability of the borrower – an individual or legal entity on fulfillment of conditions of bank loan agreement, shall provide the events, the occurrence of which terminate completely or in part of the obligation of the borrower- an individual or legal entity under the bank loan agreement, and lead or have resulted significant risks to the bank

      8) the terms of the transaction of the bank with an individual or legal entity shall meet the criteria for recognition of transactions with preferential conditions, provided by paragraph 2 of Article 40 of the Law on banks, paragraph 20 of the Rules and additional criteria for the attribution of transactions to transactions with preferential conditions established by the regulatory legal act of the National Bank in accordance with the second part of Article 40, paragraph 2 of the Law on banks.

      The cases provided for in subparagraphs 1), 2), 3), 5), 6) and 7) of the first part of this paragraph shall be considered by the supervisory unit if the transaction amount, including several transactions with the same person, shall:

      Be more than 2 (two) percent of the bank's own capital at the date of decision-for banks with the size of their own capital up to KZT 100 000 000 000 (one hundred billion) inclusive;

      Be more than 1 (one) percent of the bank's own capital at the date of decision-for banks with the size of their own capital over KZT 100 000 000 000 (one hundred billion).

      The conditions stipulated in the second part of this paragraph shall not apply to the cases of the transaction (several transactions), which (which) provide (provide) evasion of the specified size of transactions.

      If the bank and/or the person have an adequate and effective risk management and internal control system, allow minimizing the risks from transactions with the person in the cases, provided for in the first part of this paragraph, such person shall not be recognized as the person associated with special relationship with the bank.

      16. Reasoned judgment on the recognition of a person as a person associated with a special relationship with the insurance (reinsurance) company shall be a reasonable professional report of the collegial body on the existence of signs of connectedness of the person concerned with a special relationship with the insurance (reinsurance) company in cases where:

      1) insurance (reinsurance) company, a major participant of the insurance (reinsurance) company, the member of the insurance group have control over the legal entity in accordance with international financial reporting standards;

      2) the decision of the corresponding body of the insurance (reinsurance) company, which authority include making decisions on the alienation of assets, decisions on the conclusion of transactions with an individual or legal entity, including insurance (reinsurance), accepted with a substantial violation of the requirements of the insurance (reinsurance) company to the concluded transactions provided by the internal documents of the insurance (reinsurance) company, and lead or have resulted in significant risks to the insurance (reinsurance)company;

      3) the contract of insurance (reinsurance), concluded with the person, contain the conditions excluding occurrence of the insured event and (or) realization of the insurance payment;

      4) conditions of the transaction of an insurance(reinsurance) company with an individual or legal entity meet the criteria for recognition of transactions with preferential conditions stipulated by paragraph 2 of Article 15-1 of the Law on Insurance Activity, paragraph 20 of the Rules and additional criteria for the allocation of transactions to transactions with preferential conditions established by the regulatory legal act of the National Bank in accordance with part 2 of Article 15-1 of the Law on Insurance Activities.

      If an insurance (reinsurance) company and (or) person have an adequate and effective system of risk management and internal control, which allow minimizing risks from transactions with a person in cases provided for in the first part of this paragraph, such person shall not be recognized by the person connected with the insurance (reinsurance) company with special relationship.

      17. In the formation of reasoned judgment on the recognition of a person as a person associated with a bank, an insurance (reinsurance) company with special relationship, in the cases provided for in subparagraph 1) of paragraph 15 and subparagraph 1) of paragraph 16 of the Rules, the National Bank shall consider the report of the independent expert, including the bank, the insurance (reinsurance) company.

      18. The requirements set out in paragraphs 15 and 17 of the Rules shall apply to bank holdings (except for non-residents of the Republic of Kazakhstan who are bank holding or a person possessing the characteristics of a bank holding and corresponding requirements of paragraph 9 of Article 40 of the Law on Banks) and organizations carrying out certain types of banking operations.

      19. The requirements set out in paragraphs 16 and 17 of the Rules shall apply to insurance holdings, except for non-residents of the Republic of Kazakhstan, which are the insurance holding company, a person possessing the signs of the insurance holding and corresponding requirements of subparagraph 1) of paragraph 6 of Article 15-1 of the Law on Insurance Activities, and insurance holdings, which are bank holdings, which are the part of the banking conglomerates.

      20. Reasoned judgment on the establishment of the fact that the bank, the insurance (reinsurance) company grant preferential conditions to persons associated with special relationships, as well as the attribution of the transaction, provided by the bank, insurance (reinsurance) company, to transactions with preferential conditions shall be a reasonable professional report of the collegial body on the existence of signs indicating the provision by the bank, the insurance(reinsurance) company of preferential conditions to persons, connected with special relationship, in case of exceeding the size of the transaction of the internal limit established by the bank, the insurance (reinsurance)company for such type of transactions, without proper economic analysis.

      21. Reasoned judgment on the quality assessment of the risk management system and internal control in the bank shall present a reasonable professional report of the collegial body on the quality of risk management system and internal control in the bank and shall be applied for evaluation:

      1) risk-profile and risk-appetite (acceptable level of risks) of the bank for compliance with the chosen business model and development strategy;

      2) strategic and budget planning for compliance of the bank's budget with the economic goals determined by the bank's strategy, business model, and the risks taken by the bank;

      3) the quality of forecasting the bank's main financial indicators for:

      adequacy of the assumptions used in the budget formation (overstatement or underestimation of the planned volume of assets, liabilities, capital (profit or loss);

      availability of an analysis of budget compliance with actual indicators;

      4) methods of determining the aggregate level (levels) of risk-appetite of the bank and the level of risk appetite for each type of risk for:

      availability of the necessary level of equity and liquidity to cover the established levels of risk appetite;

      adequacy of the limit value of quantitative and qualitative limits on different types of risks within a multilevel system of limits;

      5) quality of the corporate management system of the bank for:

      availability and compliance of measures to resolve conflicts of interest in corporate management;

      availability of the fact of making decisions on the conclusion of transactions or on the implementation of transactions in the presence of significant risks, which have been available in written information prepared by the bank's units that manage risks. The Provisions of this paragraph shall apply to a transaction or aggregate of transactions, the amount of which shall be:

      more than 1 (one) percent of the bank's own capital at the date of decision-for banks with the size of their own capital up to KZT 100 000 000 000 (one hundred billion) inclusive;

      more than 2 (two) percent of the bank's own capital at the date of decision-for banks with the size of their own capital over KZT 100 000 000 000 (one hundred billion);

      6) internal procedures for determining the adequacy of equity and liquidity to cover the risks inherent in the bank's activities on the subject:

      quality of risk assessment;

      availability of stress testing results in the assessment of capital adequacy;

      applying the appropriate risk profile in the process of determining the adequacy of equity;

      adequacy of assumptions in the evaluation of potential customer outflows in stressful situations and adequacy of assessment of the required level of liquid assets for the purpose of their covering;

      7) implementation of internal policies, as well as procedures for the management of risks inherent in the bank's activities, for the purpose of:

      compliance with regulated procedures;

      compliance with internal policies on transactions, including exceptions, documenting such exceptions with informing the board of directors on the conclusion of transactions that shall not conform to the procedures and policies approved by the bank;

      8) procedures for identification of persons associated with the bank with special relationship, for the following:

      availability and observance of appropriate restrictions for transactions with persons connected with the bank by special relationship, including the prohibition on granting preferential terms thereto;

      identification of persons associated with the bank with special relationship, with necessary information, in order to prevent the conclusion of transactions on preferential terms and increase the concentration of credit risk;

      disclosure of transactions with persons associated with the bank with special relationships;

      9) procedures for the analysis of the property accepted by the bank for the purpose of:

      correctness of the method of determining the market value of pledge, the correctness of market value, taken into account when issuing a bank loan and the formation of reserves (provisions), taking into account the application of independent evaluation in cases of disputes;

      compliance with the terms for foreclosure on the subject of pledge;

      conformity of terms of the pledge agreement to the structure of provided financing taking into account the borrower's financial position (co-borrower, guarantor);

      possibility of realization of the right of foreclosure on the subject of pledge;

      10) effectiveness of credit risk management of the bank on the subject:

      availability and compliance with internal policies and procedures of crediting;

      availability and compliance of procedures to identify assets with the signs of impairment in accordance with international financial reporting standards, including the submission to the board of directors of the bank information on the specified assets, the adoption of measures to manage them

      adequacy of assumptions used to assess borrowers' business plans;

      periodicity of monitoring of individual bank loans;

      adequacy of frequency and completeness of monitoring of borrowers with signs of worsening of financial condition;

      bank's credit administration procedures;

      the possibility of borrowers who have received a bank loan in foreign currency to adequately respond to changes in the exchange rate of the loan;

      11) quality of the internal rating of borrowers (scoring) of the bank on the subject:

      adequacy of the used models of rating evaluation of borrowers (scoring) of the bank;

      timeliness of changes in the used models of rating evaluation of borrowers (scoring) of the bank in order to maintain their relevance, including in terms of assigned weights, points;

      implementation of periodic validation of the rating models of borrowers (scoring) of the bank;

      12) conformity of the size of the formed provisions(reserves) with the requirements established by Resolution of the Board of the National Bank № 269 dated December 22, 2017 "On Approval of the Rules for the Establishment of Provisions (Reserves) in Accordance with International Standards of Financial Reporting and Requirements of the Legislation of the Republic of Kazakhstan on Accounting and Financial Reporting", registered in the Register of State Registration of Regulatory Legal Acts under № 16502;

      13) methods for determining the fair value of financial instruments to reflect their adequate value;

      14) effectiveness of the bank's funding strategy for:

      sufficiency and necessity of diversification of sources of funding by types, currencies, terms;

      availability of high concentration in the structure of funding;

      availability of alternative sources of funding;

      availability of uncontrolled significant gaps between the assets and liabilities in terms of time and currency;

      15) procedures for management of liquidity of the bank on the subject:

      sufficiency of liquid assets level for timely fulfillment of payment obligations, including the daily need for liquid funds taking into account unforeseen outflows;

      validity of the inclusion in the liquid assets of instruments available for implementation in the short term in the current market conditions;

      correctness of planning of funding outflows;

      16) the effectiveness of the bank's early warning system, aimed at timely response to changes in internal and (or) external risk indicators, to:

      correctness of the indicators of the early warning system, including accounting for the information available to the bank, potentially influencing the risk level increase;

      adequacy of the bank's actions while increasing the risk identified in the early warning system;

      timeliness and effectiveness of mandated activities in excess of established levels of the early warning system;

      17) a plan of financing in case of unforeseen circumstances and ensuring the continuity of the bank's activity on the subject:

      availability of the list of effective and reasonable measures to restore liquidity and sufficiency of equity in the implementation of risks inherent in the bank's activities;

      confirmed the probability of implementation of stressful scenarios, unforeseen circumstances;

      determining the necessary resources to restore the bank's activities, their adequacy;

      18) efficiency of procedures of management of operational risk of the bank on the subject:

      availability and compliance of operational risk assessment procedures in key business areas, services, processes and information systems;

      availability and compliance of operational risk assessment procedures in the implementation of new financial services and products;

      availability of the necessary instruments to identify effectively operational risks and management measures;

      documenting the facts of major losses due to the implementation of operational risk and implementation of measures to minimize them;

      19) effectiveness of the risk management system and internal control of the bank in the sphere of counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism, for the following purpose:

      exposure of the financial institution to the risk of legalization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism;

      adequacy of procedures for identification of the client (its representative) and beneficial owner, adequacy of the assessment of risk of legalization (laundering) of proceeds of crime, and financing of terrorism by client type;

      identification of operations subject to financial monitoring;

      efficiency of interaction of subdivisions on issues of counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism;

      adequacy and sufficiency of the measures taken by the bank to minimize the risk of legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism;

      vulnerabilities of provided services, as well as ways of their granting to the risk of legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism;

      20) stress testing in the bank on the subject:

      completeness, correctness and validity of the scenarios used;

      the relevance of projected changes in external and internal indicators in scenarios;

      adequacy of stress testing models and procedures;

      applying stress testing results in the bank's risk management system and taking managerial decisions (if necessary);

      availability of interrelation (correlation) of change of risk-factors on structure of assets and liabilities of the bank;

      21) the quality of the management information system on the risks inherent in the bank's activities for the reliability, completeness, timeliness of information provided to the collegial bodies of the bank, as well as the completeness of the disclosure of risks in the pointed information for management decision-making purposes;

      22) the effectiveness of the system of three protection lines for:

      independence of subdivisions and conformity to qualification requirements of workers of the second and third lines of protection;

      the existence and observance of measures to settle the conflict of interest between the members of the system of three protection lines and (or) combining the functional responsibilities of its participants;

      23) the quality of internal control procedures for:

      compliance of the bank's internal documents with the requirements of banking legislation of the Republic of Kazakhstan and (or) untimely bringing of the bank's internal documents in compliance with banking legislation Of the Republic of Kazakhstan;

      the availability of a substantial volume of transactions concluded without compliance with the established internal procedures of the bank;

      24) effectiveness of the internal audit unit of the bank in conducting an independent assessment of the effectiveness of risk management procedures for:

      applying a risk-oriented approach to the planning of the internal audit unit;

      providing audit-based recommendations to improve the effectiveness of risk management procedures;

      procedures for monitoring the implementation of recommendations issued by the internal audit unit.

      the Provisions provided for in subparagraphs 1), 2), 3), 6),16), 17) and 21) of this paragraph shall apply to the banking conglomerate.

      22. Reasoned judgment on the quality assessment of the risk management system and internal control in the insurance (reinsurance) company and the insurance group, a professional participant of the securities market (with the exception of organizations carrying out transfer-agency activity) shall be a reasonable professional report of the collegial body on the quality of risk management system and internal control in the insurance (reinsurance) company and the insurance group, professional securities market participant (with the exception of organizations, carrying out transfer-agency activity) and shall be applied in cases, provided by subparagraphs 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 18), 19), 20), 21), 22), 23) and 24) (for the insurance ( reinsurance) organization, professional participant of securities market), subparagraphs 1), 2), 3), 6), 16), 17) and 21) (for insurance group) of paragraph 21 of the Rules.

      23. Reasoned judgment on the assessment of adequacy of provisions (reserves) of the bank, insurance (reinsurance) company, professional participant of the securities market (with the exception of organizations, carrying out transfer-agency activities) shall be a reasonable professional report of the collegial body on the conformity of the formed provisions (reserves) of the bank, the insurance (reinsurance) company, the professional participant of the securities market (with the exception of organizations, carrying out transfer-agency activity) to the international standards of financial reporting, methods on formation of provisions (reserves), including conformity of methods on their formation of risks of the bank, the insurance (reinsurance) company, a professional participant of the securities market, and the reliability of information used for their formation.

      24. Reasoned judgment on the assessment of adequacy of insurance reserves, formed by the actuary, licensed to carry out actuarial activity in the insurance market (hereinafter referred to as the Insurance Reserves), shall be a reasonable professional report of the collective body on compliance of insurance reserves with international standards of financial reporting, methods of calculating insurance reserves and their structure, including the conformity of methods for their formation of risks of the insurance (reinsurance) company, and the reliability of information used for their formation.

      Reasoned judgment on the assessment of adequacy of insurance reserves shall be used in cases (but not limited to):

      Unreasonable change in the method of calculating insurance reserves or parameters used in the calculation of insurance reserves, which results in improved performance of prudential standards and other mandatory standards and limits, established by Resolution of the Board of the National Bank № 304 dated December 26, 2016 "On Establishment of Regulatory Values and Methods of Calculations Prudential Standards of Insurance (Reinsurance) Company and Insurance Group and Other Obligatory to Observance of Norms and Limits, List, Forms, Terms of Reporting on Performance of Prudential Norms by Insurance (Reinsurance) Companies and Insurance Groups, Rules of Reporting on Fulfillment of Prudential Regulations by Insurance (Reinsurance) Companies and Insurance Groups, Requirements to the Acquired Insurance (Reinsurance) Companies, Subsidiaries of Insurance (Reinsurance) Companies or Insurance Holdings Shares (Shares of Participation in the Authorized Capital) of Legal Entities, the List of Bonds of International Financial Organizations, Purchased by Insurance Holdings, the Minimum Required Rating for Bonds Purchased by Insurance Holdings, and List of Rating Agencies, as well as the List of Financial Instruments(Except for Shares and Shares of Participation in the Authorized Capital), Acquired by Insurance (Reinsurance) Companies”, registered in the Register of State Registration of Regulatory Legal Acts under № 14794 (hereinafter referred to as Resolution № 304);

      formation of the reinsurance share in the insurance reserves under the reinsurance contract in the absence of an economic benefit (expediency) for the reinsurer in the conditions of the concluded reinsurance contract;

      use of incomplete and (or) unreliable information in the calculation of insurance reserves, which resulted in a decrease (or there is a possibility of reduction) of solvency of the insurance (reinsurance) company and (or) violation of the insurance (reinsurance) organization prudential standards and other mandatory rules and limits established by resolution № 304.

      25. If a reasoned judgment is adopted by a collegial body, the supervisory unit shall prepare a project supervisory response or decision in the cases provided for in subparagraph 3) of paragraph 2 of the Rules.