ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень некоторых приказов уполномоченного органа по государственному планированию, в которые вносятся изменения.
2. Департаменту инвестиционной политики в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Р. Даленов |
СОГЛАСОВАН
Министерство финансов
Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № 34 |
Перечень некоторых приказов уполномоченного органа по государственному планированию, в которые вносятся изменения
1. В приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 "Об утверждении Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9938, опубликован 19 декабря 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктом 49-1) следующего содержания:
"49-1) мультипликативный эффект – влияние на развитие экономики при осуществлении бюджетных инвестиций в соответствующую отрасль;";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения содержит оценку:
1) проблемы текущего состояния отрасли, которая влияет на ее дальнейшее развитие, а также сравнительного анализа действующих предоставляемых и предлагаемых услуг;
2) предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации ГИП на смежные отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест;
3) альтернативных вариантов, рассмотренных при выборе варианта решения проблемы, с обоснованием выбора ГИП в качестве оптимального пути ее решения с учетом зарубежного опыта;
4) обоснованности предполагаемой институциональной схемы управления ГИП (основные участники, схема их взаимодействия, распределение выгод и затрат балансодержателей, схема управления ГИП в инвестиционном и постинвестиционном периодах);
5) предполагаемых рисков по проекту (финансовые, операционные, технические, кредитные, нормативно-правовые, технологические, маркетинговые, рыночные, коммерческие, экологическое и социальные риски) и мероприятия по их минимизации;
6) соответствия ГИП документам Системы государственного планирования, ежегодным посланиям Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениям Президента Республики Казахстан;
7) обоснованности объема ГИП;
8) обоснованности приоритетного выбора механизма реализации ГИП в зависимости от потребности государственных инвестиций.
Отраслевое заключение центрального уполномоченного органа в сфере информатизации по бюджетным инвестиционным проектам, направленным на развитие информационных систем, не требующих разработки технико-экономического обоснования, содержит расчеты и обоснования, соответствующие нормативам затрат на развитие информационных систем.
Стоимость бюджетных инвестиционных проектов, направленных на развитие информационных систем, не требующих разработки технико-экономического обоснования, подтверждается на основании расчетов и обоснований, представленных в составе отраслевого заключения уполномоченного органа в сфере информатизации.";
подпункт 9) пункта 54 изложить в следующей редакции:
"9) предполагаемого мультипликативного эффекта на отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест, в случае реализации БИП и без таковой;";
часть пятую подпункта 3) пункта 138 изложить в следующей редакции:
"Заключение отраслевой экспертизы содержит следующее:
оценку анализа существующей ситуации в отрасли;
оценку анализа ситуации в отрасли в случае нереализации мероприятий, указанных в ФЭО Инвестиций;
оценку влияния реализации мероприятий ФЭО Инвестиций на развитие отрасли с приведением количественных и качественных показателей и указанием:
роли и места мероприятий ФЭО Инвестиций в структуре экономики отрасли;
обоснованности выбора месторасположения и масштаба реализации мероприятий ФЭО Инвестиций;
возможности реализации мероприятий ФЭО Инвестиций;
достаточность и оценка эффективности технических решений по мероприятиям ФЭО Инвестиций;
оценку предполагаемого мультипликативного эффекта на смежные отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание новых рабочих мест;
оценку соответствия мероприятий ФЭО Инвестиций международным стандартам, применение оптимальных новейших технологий;
оценку альтернативных вариантов достижения целей мероприятий ФЭО Инвестиций;
обоснованности затрат на ввод объекта в эксплуатацию согласно ведомственным нормативам, утверждаемым отраслевым уполномоченным государственным органом в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года, в случае наличия.";
приложения 3 и 3-1 изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
2. В приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 157 "О некоторых вопросах планирования и реализации концессионных проектов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10122, опубликован 20 февраля 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах проведения конкурса по выбору концессионера, утвержденных указанным приказом:
пункт 64 изложить в следующей редакции:
"64. По местным концессионным проектам особой значимости государственные обязательства погашаются за счет средств местного бюджета за исключением компенсации расходов, связанных с валютными рисками.
Расходы, связанные с валютными рисками, распределяются в следующем порядке:
расходы, связанные с ослаблением курса национальной валюты, покрываются за счет собственных средств концессионера в размере, установленном на дату вступления в силу договора концессии, но не менее 5%;
оставшаяся часть расходов, связанных с ослаблением курса национальной валюты, покрывается за счет средств республиканского и местного бюджетов равными долями от общей суммы выплат.
Основаниями для компенсации расходов по валютным рискам из республиканского бюджета являются решения комиссии по концессионным проектам особой значимости и республиканской бюджетной комиссии.
Основаниями для компенсации расходов по валютным рискам из местного бюджета являются решения комиссии в отношении объектов концессии, относящихся к коммунальной собственности, и соответствующей бюджетной комиссии.";
в Правилах проведения мониторинга договоров концессии, проведения мониторинга и оценки реализации концессионных проектов, утвержденных указанным приказом:
приложение 2 изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
3. В приказе исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 "О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12717, опубликован 4 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденных указанным приказом:
часть вторую пункта 21 изложить в следующей редакции:
"Отраслевая экспертиза конкурсной документации проводится отраслевыми центральными государственными органами (по местным проектам, стоимость которых превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя и по республиканским проектам) либо местными отраслевыми государственными органами (по местным проектам, стоимость которых превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента внесения и включает оценку:
проблем текущего состояния отрасли, которые влияют на ее дальнейшее развитие;
соответствия целей проекта ГЧП решению существующих проблем в отрасли;
соответствия проекта ГЧП документам Системы государственного планирования, в том числе указание на наличие потребности в товарах, работах и услугах в соответствующей отрасли (сфере, регионе), а также наличия предполагаемого конечного результата проекта ГЧП, соответствия поручениям либо актам Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан;
возможности и целесообразности реализации проекта ГЧП по предлагаемой схеме;
технической сложности и (или) уникальности проекта ГЧП;
принадлежности объекта ГЧП к перечню объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710;
альтернативных вариантов реализации проекта ГЧП, исходя из принципа обеспечения сбалансированности интересов частного партнера и потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых частным партнером;
ситуации в отрасли в случаях реализации проекта ГЧП и отсутствия такой реализации;
распределения выгод от реализации проекта ГЧП;
предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации проекта на смежные отрасли (сферы) экономики;
предлагаемых источников возмещения затрат и получения доходов, государственной поддержки и ценовых решений, в том числе оценку оптимальности соотношения цена-качество по всем компонентам инвестиционных и операционных затрат;
технологических, технических решений, предусмотренных в конкурсной документации, в том числе график реализации;
планируемых физических параметров и технических характеристик объекта, создаваемого в результате реализации проекта ГЧП.";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета проводит согласование конкурсной документации по вопросам, входящим в компетенцию, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления, если проект является технически сложным и (или) уникальным, а по остальным проектам – в течение 10 (десяти) рабочих дней, с рассмотрением следующих вопросов:
1) предоставления поручительства государства по инфраструктурным облигациям или государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета при согласовании конкурсной документации, предусматривающей предоставление поручительства государства, согласовывает объем поручительства государства, предлагаемый организатором конкурса к предоставлению в рамках конкурса по определению частного партнера по проекту ГЧП;
2) принятия в республиканскую собственность объекта ГЧП или передачи существующего объекта республиканской собственности для реализации проекта ГЧП.
Согласование конкурсной документации центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета оформляется в виде письма о согласовании либо несогласовании с отражением причин несогласования, либо требований по доработке конкурсной документации.";
пункт 32 исключить;
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Заключение экспертизы конкурсной документации содержит:
паспорт конкурсной документации;
оценку соответствия конкурсной документации требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в области ГЧП;
оценку информационного листа, в том числе оценку мер государственной поддержки и источников возмещения затрат и получения доходов, которые планируется предоставить частному партнеру, а также возможность принятия государственных обязательств в пределах установленных нормативными правовыми актами лимитов государственных обязательств Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, утвержденных уполномоченным органом по государственному планированию в соответствии с пунктом 2 статьи 164 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;
оценку условий конкурсной документации;
оценку проекта договора ГЧП;
рекомендации организатору конкурса, проектной группе, конкурсной комиссии по определению частного партнера, иным заинтересованным лицам по:
повышению качества конкурсной документации;
повышению качества управления проектом ГЧП;
обеспечению эффективности реализации проекта ГЧП и управлению рисками.";
пункты 36 и 37 изложить в следующей редакции:
"36. Оценка проекта договора ГЧП в составе конкурсной документации содержит:
1) анализ проекта договора на соответствие статье 46 Закона;
2) анализ проекта договора в соответствии с условиями конкурсной документации;
3) анализ рисков государственного партнера и частного партнера, включая оценку влияния изменений внешних условий на реализацию проекта ГЧП;
4) анализ мер, объемов и условий предоставления государственной поддержки деятельности субъектов ГЧП, а также состава возмещения затрат и получения доходов субъектов ГЧП;
5) анализ ответственности сторон, условий рассмотрения споров, возможных к возникновению в рамках реализации проекта ГЧП;
6) выводы и рекомендации по проекту договора в составе конкурсной документации;
7) анализ графика выплат по проекту, в случае наличия государственных обязательств по проекту ГЧП.
37. Центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию согласовывает конкурсную документацию и направляет организатору конкурса заключение экспертизы конкурсной документации, проведенной Центром развития ГЧП или юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы.
В целях обеспечения транспарантной и независимой оценки конкурсной документации местных проектов государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них соответствующих изменений и (или) дополнений, бизнес-планов к местным проектам государственно-частного партнерства при прямых переговорах по определению частного партнера, в том числе при внесении в них соответствующих изменений и (или) дополнений экспертиза в обязательном порядке проводится юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченными на проведение экспертизы.";
пункт 60 изложить в следующей редакции:
"60. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию вносит заявку на оказание услуг по консультативному сопровождению проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов на рассмотрение в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию для последующего внесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию вносит заявку на оказание услуг по консультативному сопровождению проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов на рассмотрение бюджетной комиссии.
По объемам финансирования услуг по консультативному сопровождению каждого проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта, одобренного бюджетными комиссиями, центральный или местный уполномоченный орган по государственному планированию формируют перечень услуг по консультативному сопровождению проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов, которое осуществляется за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию.";
пункт 74 изложить в следующей редакции:
"74. Организатором конкурса создается конкурсная комиссия для определения частного партнера (далее – Комиссия).
Председателем Комиссии является первый руководитель организатора конкурса (в случае если организатором конкурса является местный исполнительный орган – не ниже заместителя акима области, города республиканского значения и столицы).
Секретарем Комиссии является представитель организатора конкурса не ниже заместителя руководителя структурного подразделения.
В состав Комиссии включаются представители уполномоченных органов по государственному планированию, по исполнению бюджета не ниже заместителя руководителя структурного подразделения, представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
При этом в случае если проект ГЧП не предусматривает государственные обязательства, включение представителя уполномоченного органа по исполнению бюджета в состав комиссии, не обязательно.
В случаях, когда организатором конкурса выступают товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат государству, в состав Комиссии также включается представитель (представители) уполномоченного органа соответствующей отрасли.
В состав Комиссии могут включаться представители иных государственных органов, организаций.
Рабочим органом Комиссии является организатор конкурса.";
часть вторую подпункта 2) пункта 141 изложить в следующей редакции:
"Отраслевая экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП проводится отраслевыми центральными государственными органами (по местным проектам, стоимость которых превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя и по республиканским проектам) либо местными отраслевыми государственными органами (по местным проектам, стоимость которых не превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента его внесения и включает оценку:
проблем текущего состояния отрасли, которые влияют на ее дальнейшее развитие;
соответствия целей проекта ГЧП решению существующих проблем в отрасли;
соответствия проекта ГЧП документам Системы государственного планирования, в том числе указание на наличие потребности в товарах, работах и услугах в соответствующей отрасли (сфере, регионе), а также наличия предполагаемого конечного результата проекта ГЧП, соответствия поручениям либо актам Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан;
возможности и целесообразности реализации проекта ГЧП по предлагаемой схеме;
технической сложности и (или) уникальности проекта ГЧП;
принадлежности объекта ГЧП к перечню объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710;
альтернативных вариантов реализации проекта ГЧП исходя из принципа обеспечения сбалансированности интересов частного партнера и потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых частным партнером;
ситуации в отрасли в случаях реализации проекта ГЧП и отсутствия такой реализации;
распределения выгод от реализации проекта ГЧП;
предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации проекта на смежные отрасли (сферы) экономики;
предлагаемых источников возмещения затрат и получения доходов, государственной поддержки и ценовых решений, в том числе оценку оптимальности соотношения цена-качество по всем компонентам инвестиционных и операционных затрат;
технологических, технических решений, предусмотренных в бизнес-плане к проекту ГЧП, в том числе график реализации;
планируемых физических параметров и технических характеристик объекта, создаваемого в результате реализации проекта ГЧП.";
пункт 147 изложить в следующей редакции:
"147. Общий срок рассмотрения бизнес-плана к проекту ГЧП центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом экспертизы не должен превышать 40 (сорок) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, а по остальным проектам – не должен превышать 25 (двадцать пять) рабочих дней.
В случаях необходимости представления недостающей и (или) дополнительной информации по бизнес-плану к проекту ГЧП Центр развития ГЧП или юридические лица, определяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы (в случае привлечения), направляют соответствующие запросы, копию запроса – центральному или местному уполномоченному органу по государственному планированию в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления пакета документов (но не более одного раза). Недостающая и (или) дополнительная информация либо уведомление о необходимости дополнительных сроков направляется разработчиком бизнес-плана к проекту ГЧП, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса.
При этом дополнительный срок представления недостающей и (или) дополнительной информации не превышает 15 (пятнадцать) календарных дней.
Со дня направления запроса и до представления необходимой информации сроки проведения экспертизы приостанавливаются.
В случае непредставления в срок необходимой информации согласно запросу, бизнес-план к проекту ГЧП, возвращается разработчику без рассмотрения.";
пункт 160 изложить в следующей редакции:
"160. По итогам принятия постановления Правительства Республики Казахстан (по проектам особой значимости) или решения маслихата в соответствии со статьями 162 и 163 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, организатор конкурса либо прямых переговоров (уполномоченное лицо) заключает договор ГЧП с потенциальным частным партнером.
В случае отсутствия государственных обязательств по проекту ГЧП организатор прямых переговоров (уполномоченное лицо) заключает договор ГЧП с потенциальным частным партнером на основании решения Комиссии по проведению прямых переговоров о результатах прямых переговоров.";
пункт 186 изложить в следующей редакции:
"186. Результатом оценки реализации проектов ГЧП является отчет, содержащий рекомендации по улучшению качества управления проектами ГЧП.
Центр развития ГЧП в рамках оценки реализации проектов ГЧП проводит анализ, по итогам которого подготавливает аналитический отчет с рекомендациями по совершенствованию законодательства в области ГЧП.
Структура отчета оценки реализации проектов ГЧП состоит из:
сводной информации по оценке проектов ГЧП с выводами и рекомендациями, в том числе по срокам подготовки проектов ГЧП;
основной части отчета;
рекомендаций по совершенствованию законодательства в области ГЧП с приложением сравнительной таблицы (при необходимости).
К отчету прилагается краткая информация по каждому проекту ГЧП, включающая наименование, стоимость, цель, период реализации проекта ГЧП, наименование государственного и частного партнера, а также текущий статус проекта ГЧП.
По проектам ГЧП особой значимости при необходимости проводится отдельная оценка реализации таких проектов.";
приложение 1 изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему приказу.
"Экономическое заключение на инвестиционное предложение"
1. | Общая информация по проекту |
1.1. | Наименование государственного инвестиционного проекта |
1.2. | Мощность проекта (единица измерения) |
1.3. | Период реализации (лет) |
1.4. | Период эксплуатации (лет) |
1.5. | Обоснование реализации проекта (согласно заключению отраслевой экспертизы) |
1.6. | Механизмы и объемы финансирования (все затраты до ввода в эксплуатацию) (тысяч тенге) |
1) | Стоимость разработки (корректировки) технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (тысяч тенге) |
2) | Стоимость выкупа земли (тысяч тенге) |
3) | Возможность принятия государственных обязательств в пределах установленных нормативными правовыми актами лимитов государственных обязательств (в случае реализации проекта как государственно-частного партнерства) |
1.7. | Соответствие приоритетам бюджетной инвестиционной политики |
1.8. | Наличие представленной документации |
2. | Соответствие положениям документов Системы государственного планирования, ежегодным посланиям Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениям Президента Республики Казахстан (указать реквизиты документа) |
3. | Институциональная схема управления проектом (информация обо всех участниках проекта, как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период, их взаимодействие) |
4. | Наличие измеримых (количественных) показателей конечного результата |
5. | Возможность реализации проекта с точки зрения оценки рисков |
6. | Обоснованность расчетов стоимости государственного инвестиционного проекта |
7. | Обоснованность приоритетного выбора механизма реализации государственного инвестиционного проекта в зависимости от потребности государственных инвестиций |
Выводы (определение возможного вида и способов финансирования государственных инвестиционных проектов из бюджета, а также целесообразности реализации государственного инвестиционного проекта).
Методика отбора государственного инвестиционного проекта
1. Основными предпосылками среди прочего для реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) для государства являются:
дефицит бюджетных средств на развитие ряда социально значимых сфер экономики;
отсутствие возможности повышения налогов для пополнения бюджетов;
ограничения для использования государственных заимствований в целях увеличения доходов бюджетов;
недовольство населения качеством предоставления государственных услуг.
2. Основными критериями участия государства в проектах ГЧП является эффективное управление бюджетными средствами через призму повышения налогов для увеличения доходов бюджета, сокращения (не увеличения) расходов бюджета, то есть критерии бюджетной эффективности проектов, а также законодательная возможность реализации государственного инвестиционного проекта (далее – ГИП) посредством механизмов ГЧП.
3. Первичный отбор проектов осуществляется на основании юридических критериев, таких как отсутствие ограничений по передаче объекта инвестиций в ГЧП, а также критерия наличия потребности в бюджетных инвестициях.
Если объект инвестиций входит в Перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710, то проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
В зависимости от потребности государственных инвестиций государственный инвестиционный проект рассматривается в следующей приоритетности:
1) проект, не требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, кроме проектов, предусматривающих гарантию потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП, рассматривается к реализации посредством ГЧП;
2) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций;
3) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством ГЧП.
4. Экономическая экспертиза состоит из двух уровней:
первый уровень экономической экспертизы будет проводиться на предмет оценки показателя "Приоритетность ГИП", который будет содержать оценку ГИП на соответствие документам Системы государственного планирования, а также срочности реализации проекта. В случае наличия срочности реализации проекта, проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
Путем осуществления государственных инвестиционных проектов не реализуются проекты, направленные на предоставление развлекательных услуг, игорный бизнес, парикмахерские и салоны косметических услуг, банно-оздоровительные комплексы, торгово-развлекательные центры и другие.
Если затраты на разработку и экспертизу документации превышает стоимость реализации проекта, то ГИП не рассматривается через механизм ГЧП.
второй уровень, методом анализа затрат и выгод определить коэффициент бюджетной эффективности по следующей формуле:
, где:
Кбэ – коэффициент бюджетной эффективности;
ДБбиj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством бюджетного инвестиционного проекта либо участие государства в уставном капитале в период j;
РБбиj – средства, направляемые на реализацию проекта (как в ходе инвестиций, так и в ходе эксплуатации) в период j;
ДБгчпj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством ГЧП в период j;
РБгчпj – государственные обязательства по проекту ГЧП в период j;
Ст – ставка дисконтирования.
Значение ставки дисконтирования рекомендуется выбирать равной значению ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на дату разработки инвестиционного предложения либо среднему значению прогнозируемой инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан.
Если Кбэ > 0, то ГИП рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции;
Если Кбэ ≤ 0, то в первую очередь ГИП рассматривается к реализации как проект ГЧП.
Если коэффициент бюджетной эффективности ГИП имеет отрицательное значение и возникает необходимость рассмотрения через проект ГЧП, рассчитывается срок окупаемости проекта, по формуле:
IC (Invest Capital) – первоначальные инвестиционные затраты в проекте;
CFi (Cash Flow) – денежный поток от проекта в i-й период времени, который представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации.
Для расчета денежного потока необходимо воспользоваться следующими формулами:
или
CFi = Доход – Операционные издержки – Налоговые платежи и выплаты по заемному капиталу, где:
А (Amortization) – амортизация, вид денежного потока, который не является затратами;
NP (Net Profit) – чистая прибыль инвестиционного проекта.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.
5. Если ГИП рассматривается к реализации не как проект ГЧП, то определение схемы финансирования осуществляется на основании следующего алгоритма:
если объект инвестиций находится на балансе субъекта квазигосударственного сектора, то проект рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц либо бюджетного кредитования;
если объект инвестиций находится на балансе государственного учреждения, то проект рассматривается к реализации как бюджетный инвестиционный проект;
при отсутствии прямого финансового дохода либо, если основным выгодоприобретателем является государственное учреждение, ГИП реализуется как БИП;
если основной доход в постинвестиционной (эксплуатационной) стадии проекта формируется за счет государственного бюджета, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
если основной доход формируется не за счет государственного бюджета, но юридическое лицо имеет организационно-правовую форму государственного предприятия либо некоммерческого акционерного общества, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
в случаях, не соответствующих вышеуказанным проводится дополнительная проверка финансовых показателей юридического лица.
Так, если у юридического лица имеются ограничения по пруденциальным нормативам либо ковенантам по ранее осуществленным, но не погашенным займам, то реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.
Информация по мониторингу реализации концессионных проектов, мониторинга договоров концессии по объектам концессии, относящимся к республиканской и коммунальной собственности
Наименование концессионного проекта | ||||||||
Предмет договора | ||||||||
Концедент | ||||||||
Концессионер | ||||||||
Компенсация инвестиционных затрат, тысяч тенге, всего | ||||||||
Компенсация эксплуатационных затрат, тысяч тенге, всего | ||||||||
Вознаграждение за управление, тысяч тенге, всего | ||||||||
Арендная плата, тысяч тенге, всего | ||||||||
Плата за доступность, тысяч тенге, всего | ||||||||
Меры государственной поддержки согласно пункту 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "О концессиях" | ||||||||
Наличие группы по управлению проектом | ||||||||
Контрольные события | Измерение | План | Факт | Причины отклонения | Запланированные меры реагирования (матрица рисков) | Принятые/ принимаемые меры | Влияние на проект, его контрольные точки: стоимость, сроки, качество/ доступность услуг | |
сроки | Подписание договора (дата подписания, номер договора) | дата | ||||||
Регистрация договора в органах казначейства (дата регистрации, регистрационный номер договора) | дата | |||||||
Вступление договора в силу | дата | |||||||
Предоставление земельного участка (номер и дата свидетельства) | дата | |||||||
Выдача разрешения на строительство, иных разрешений (вид и дата документа) | дата | |||||||
Финансовое закрытие: обеспечение проекта финансовыми ресурсами (дата, номер кредитного договора) | дата | |||||||
Начало строительства | дата | |||||||
Завершение строительства | дата | |||||||
Ввод объекта в эксплуатацию (дата и номер акта) | дата | |||||||
Прием объекта в государственную собственность (дата, номер акта) | дата | |||||||
Погашение займа | дата | |||||||
Выплата арендных платежей | дата | |||||||
Передача прав концессионеру (права пользования, владения), дата, номер акта, договора) | дата | |||||||
стоимость | Компенсация инвестиционных затрат (на текущую дату) | тысяч тенге | ||||||
Компенсация эксплуатационных затрат (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Вознаграждение за управление (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Арендная плата за пользование объектом концессии (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта концессии (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Плата за доступность (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Собственные средства | тысяч тенге | |||||||
Заемные средства | в валюте займа, в тысячах тенге | |||||||
Стоимость строительства объекта | тысяч тенге | |||||||
Стоимость объекта концессии | тысяч тенге | |||||||
качество/ доступность | Рабочие места в период эксплуатации | количество мест | ||||||
Показатели конечного результата | ||||||||
Исполнение обязательств концедентом по договору: (указывается перечень обязательств по договору) | согласно договору | |||||||
Исполнение обязательств концессионером по договору: (указывается перечень обязательств по договору) | согласно договору | |||||||
Финансовое состояние концессионера, в том числе: | ||||||||
текущая ликвидность: текущие активы/текущие обязательства | коэффициент | |||||||
обеспеченность собственными средствами: (собственный капитал-вне оборотные активы)/текущие активы | коэффициент | |||||||
рентабельность активов: (чистая прибыль/стоимость активов)*100% | коэффициент | |||||||
Качество товаров, работ и услуг (указываются требования, критерии к качеству согласно договору) | согласно договору | |||||||
Виды деятельности, осуществляемые в рамках договора концессии | перечень согласно договору | |||||||
Объемы и виды работ, услуг по договору концессии | в натуральном выражении согласно договору | |||||||
Наличие земельного участка, с указанием правоустанавливающих документов и собственников | ||||||||
Наличие проектно-сметной документации, имеющего заключение комплексной вневедомственной экспертизы ( номер и дата заключения) | ||||||||
Меры государственной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "О концессиях" | согласно договору | |||||||
Погашение займа (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Погашение аренды (на текущую дату) | тысяч тенге | |||||||
Добавленная стоимость на 1 единицу выпускаемой продукции | тысяч тенге | |||||||
Применение и внедрение лучших мировых практик и инноваций | ||||||||
Состояние объекта концессии, переданного в лизинг, в аренду, в имущественный найм | согласно договору | |||||||
Фондоотдача объекта концессии, годовой объем произведенной продукции по концессионному проекту, тысячах тенге/среднегодовая стоимость объекта концессии, тысяч тенге | коэффициент |
Достоверность всех сведений подтверждаю ___________ "___" ___________ ____ года.
(фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись должностного лица)*(Дата заполнения)
Место печати
Примечание:
* Не ниже заместителя первого руководителя уполномоченного органа соответствующей отрасли; на местном уровне – не ниже заместителя акима области, города республиканского значения и столицы.
Приложение 4 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № 34 |
|
Приложение 1 к Правилам планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства |
|
Форма |
Информация по проектам государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) __________ местных исполнительных органов/центральных государственных органов по состоянию на ___________ (указывается отчетная дата представления информации)
№ п/п | Наименование проекта | Дата подписания и номер Договора и срок его действия | Дата и номер регистрации Договора в Казначействе | Вид контракта ГЧП | Стоимость проекта | ||
Уровень проекта | Вид инициативы ГЧП | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
продолжение таблицы
Источники финансирования проекта | Сфера (отрасль) реализации проекта | Объект ГЧП | Мощность проекта | Место нахождения объекта ГЧП | ||||
Собственные средства частного партнера | Заемные средства | Средства государственного бюджета | Средства субъектов квазигосударственного сектора | Иные средства | ||||
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
продолжение таблицы
Сроки и этапы реализации проекта | Государственный партнер (Концедент) адреса и контактные данные | Частный партнер (Концессионер), адреса и контактные данные | Компания ГЧП (при институциональном ГЧП), адреса и контактные данные | Дата и номер Постановления Правительства Республики Казахстан о принятии государственных обязательств (по проектам особой значимости) | Дата и номер решения Республиканской бюджетной комиссии о возможности принятия государственных обязательств, сумма обязательств одобренных к принятию | ||
период строительства | период эксплуатации | текущая стадия | |||||
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
продолжение таблицы
Сумма государственных обязательств | Источники возмещения затрат, получения доходов (в тысячах тенге) | ||||||||||
Сумма компенсации инвестиционных затрат | Сумма компенсации операционных затрат | Сумма компенсация эксплуатационных затрат | Сумма вознаграждения за управление | Сумма платы за доступность | |||||||
Принятая | Остаток | Освоенная | Остаток | Освоенная | Остаток | Освоенная | Остаток | Освоенная | Остаток | Освоенная | Остаток |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
продолжение таблицы
объемы государственных обязательств или выплат из бюджета (в тысячах тенге) | Сумма выплаченных средств при валютной компенсации (в тысячах тенге) | |||
всего | 2005 год | 2006 год | и так далее по каждому году до конца выплат государственных обязательств | |
38 | 39 | 40 | 41 | 42 |