ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от24 августа 2017 года № 486 "Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15801, опубликован 18 октября 2017 годав Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:
в Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации, утвержденной указанным приказом:
в пункте 3:
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) летная эксплуатация воздушного судна – процесс эксплуатации воздушного судна, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра воздушного судна до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно(момента подбора беспилотного летательного аппарата);";
подпункт 7) исключить;
подпункты 8) и 9) изложить в следующей редакции:
"8) орган безопасности полетов государственной авиации – структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющее государственный контроль и надзор по вопросам безопасности полетов в государственной авиации Республики Казахстан;
9) части обеспечения – авиационно-технические базы, авиационные комендатуры, центры управления воздушным движением, части связи и радиотехнического обеспечения, части материально-технического обеспечения;";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) опасный фактор – любое (реальное или потенциальное) воздействие на какой-либо элемент авиационной системы, способное привести к возникновению авиационного события;";
подпункты 13), 14) и 15) изложить в следующей редакции:
"13) органы управления государственной авиации:
Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан – в авиации Министерства обороны Республики Казахстан;
Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан – в авиации Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
Авиационная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – в авиации Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
14) орган безопасности полетов – структурное подразделение в составе органа управления, авиационной части, осуществляющее деятельность, направленную на предотвращение авиационных происшествий с государственными воздушными судами;
15) система управления безопасностью полетов – системный подход к управлению безопасностью полетов, включающий организационную структуру, иерархию (распределение)ответственности, руководящие принципы и процедуры;";
дополнить подпунктами 17) и 18) следующего содержания:
"17) фактор риска – прогнозируемая вероятность и серьезность последствий возникновения авиационного события;
18) добровольное (конфиденциальное) сообщение – переданная неофициальная информация об опасных факторах (факторах риска) авиационной деятельности, влияющих на безопасное выполнение полетов.";
в пункте 6:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) обеспеченность предстоящих полетов и перелетов наземными радиотехническими средствами;";
заголовок параграфа 2 изложить в следующей редакции:
"Параграф 2. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления, авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий";
параграф 3 исключить;
заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:
"Глава 3. Деятельность руководителей и специалистов органов безопасности полетов по предотвращению авиационных происшествий";
заголовок параграфа 1 изложить в следующей редакции:
"Параграф 1. Общие положения";
заголовок параграфа 2 изложить в следующей редакции:
"Параграф 2. Деятельность руководителя органа безопасности полетов государственной авиации";
в пункте 32:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"32. Руководитель органа безопасности полетов государственной авиации в пределах компетенции:";
дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
"8) запрашивает у структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан, органов управления и авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации необходимую информацию по вопросам безопасности полетов.";
заголовок параграфа 4 изложить в следующей редакции:
"Параграф 4. Деятельность специалистов безопасности полетов государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий";
в пункте 34:
дополнить подпунктом 11) следующего содержания:
"11) ведут учет нарушений требований безопасности полетов и авиационных событий.";
заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов в государственной авиации";
заголовок параграфа 1 изложить в следующей редакции:
"Параграф 1. Содержание, сущность, принципы и организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Сущность деятельности по управлению безопасностью полетов заключается в активном выявлении опасных факторов авиационной деятельности, оценке уровня риска и принятии мер по уменьшению уровня риска путем устранения опасных факторов, снижения их влияния или уклонения от них.
Сущность профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий заключается в проведении мероприятий, направленных на исключение повторяемости авиационных происшествий по известным группам факторов-причин.";
заголовок параграфа 2 исключить;
пункты 39 и 40 изложить в следующей редакции:
"39. Организация деятельности специалистов органов безопасности полетов включает в себя:
1) управление безопасностью полетов;
2) планирование работы по предотвращению авиационных происшествий;
3) основные профилактические мероприятия по предотвращению авиационных происшествий;
4) анализ и оценку эффективности работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов.
40. Система управления безопасностью полетов организуется в авиационных частях и органах управления государственной авиации.";
дополнить пунктом 40-1 следующего содержания:
"40-1. В органе безопасности полетов государственной авиации осуществляется контроль за профилактической работой по предотвращению авиационных происшествий и деятельностью по управлению безопасностью полетов в субъектах государственной авиации.";
пункт 53 изложить в следующей редакции:
"53. Инспектирование (проверка)структурных подразделений государственной авиации по вопросам безопасности полетов является одной из прямых обязанностей всего руководящего состава и осуществляется должностными лицами всех инстанций.";
пункты 55, 56 и 57 изложить в следующей редакции:
"55. Система добровольного (конфиденциального) предоставления сообщений по вопросам безопасности полетов организуется в органе безопасности полетов государственной авиации, с целью содействия сбору информации о недостатках авиационной деятельности и особых ситуациях, угрожающих безопасности полетов. Система предусматривает защиту источников информации. Представленная информация подлежит проверке органом безопасности полетов государственной авиации.
56. Руководители органов управления государственной авиации, командиры авиационных частей при подтверждении информации полученной по системе добровольных сообщений принимают меры по устранению (локализации) выявленных недостатков с направлением органу безопасности полетов государственной авиации уведомления о принятых мерах.
57. Оценка уровня риска осуществляется органом безопасности полетов на основе анализа опасных факторов и представляет собой процесс определения степени вероятности и серьезности последствий возникновения авиационного происшествия.";
часть первую пункта 59 изложить в следующей редакции:
"59. По результатам анализа опасных факторов органом безопасности полетов определяется вероятность возникновения авиационного происшествия с последующей оценкой уровней риска:";
подпункт 8) пункта 70 исключить;
пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71. Программа структурно состоит из четырех разделов:
первый раздел – краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, имевших место в государственной авиации за последние пять лет;
второй раздел – краткий анализ авиационных инцидентов за прошедший год (в органе управления – за все подчиненные части государственной авиации, в авиационной части, части обеспечения – за свою часть);
третий раздел – задачи, условия их решения и меры по устранению опасных факторов при их выполнении;
четвертый раздел – перечень планируемых профилактических мероприятий.";
пункт 73 изложить в следующей редакции:
"73. Детально мероприятия четвертого раздела Программы разрабатываются по результатам проведенного анализа первых трех (аналитических) разделов Программы, определяются сроки их проведения и ответственные исполнители.";
пункт 79 изложить в следующей редакции:
"79. Планы мероприятий по обеспечению безопасности полетов разрабатываются органами безопасности полетов в авиационных частях (штабами – в частях обеспечения) на месяц и утверждаются командирами частей.";
пункт 119 изложить в следующей редакции:
"119. Оперативная (периодическая) информация хранится в папке с отчетной документацией по мероприятиям оперативной (периодической) информации. Отметка о доведении оперативной (периодической) информации заносится в журнал учета мероприятий по боевой подготовке (классный журнал) в раздел "Безопасность полетов".";
пункт 122 изложить в следующей редакции:
"122. Конференция по безопасности полетов (далее – Конференция) организуется и проводится для руководящего состава органов управления и авиационных частей (частей обеспечения) государственной авиации с периодичностью:
1) органом безопасности полетов государственной авиации – не реже 1 раза в 3 года;
2) органами управления государственной авиации – не реже одного раза в год.
В год проведения Конференции органом безопасности полетов государственной авиации решением руководителя органа управления государственной авиации Конференция не проводиться.";
пункт 124 исключить;
пункт 125 изложить в следующей редакции:
"125. В авиационных частях и частях обеспечения вопросы безопасности полетов при решении наиболее сложных (новых) задач, рассматриваются при проведении летно-технических конференций по особенностям сезонной эксплуатации.";
в пункте 126:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) разработку и издание приказа на проведение Конференции – за 30 суток до начала Конференции;";
пункт 136 изложить в следующей редакции:
"136.Материалы Конференции обобщаются, регистрируются и хранятся в том органе безопасности полетов, который проводил Конференцию.";
пункт 148 изложить в следующей редакции:
"148. Основными учебными вопросами являются:
"1) анализ авиационных событий (наземных происшествий, недостатков в обеспечении полетов), свойственных рассматриваемой теме за определенный период;
2) обстоятельства и причины наиболее характерных авиационных событий (наземных происшествий, недостатков в обеспечении полетов);
3) рекомендации авиационному персоналу по правильным действиям в процессе возникновения и развития особой ситуации в полете (для частей обеспечения – действиям при обеспечении полетов).";
дополнить пунктом 182-1 следующего содержания:
"182-1. Командиры авиационных частей, частей обеспечения при проведении анализа оценивают каждый вид обеспечения полетов и выставляют итоговую оценку части за соответствующий отчетный период.";
в пункте 183:
подпункты 12) и 13) изложить в следующей редакции:
"12) журнал учета замечаний проверяющих, по форме согласно приложению 4-1 к настоящей Инструкции;
13) материалы проверок комиссиями по вопросам безопасности полетов;";
дополнить подпунктами 15) и 16) следующего содержания:
"15) отчетно-учетная документация по видам обеспечения полетов;
16) журналы учета качества обеспечения полетов по видам обеспечения (для органов управления).";
пункты 186 и 187 изложить в следующей редакции:
"186. Этапы подготовки анализа:
1) сбор, обработка, систематизация, обобщение статистических данных;
2) анализ произошедших авиационных событий, чрезвычайных и наземных происшествий;
3) вывод на основе анализа статистических данных и данных из других источников, в том числе оценка состояния безопасности полетов;
4) выработка рекомендаций и предложений по профилактике выявленных и прогнозируемых опасных факторов.
187. Анализ проводят руководители органов управления, командиры авиационных частей и частей обеспечения.";
дополнить пунктом 187-1 следующего содержания:
"187-1. Выводы из анализа за соответствующий отчетный период доводятся до всего авиационного персонала на подведении итогов работы органа управления государственной авиации, авиационной части, части обеспечения и включаются в материалы подведения итогов отдельным разделом.";
пункт 188 изложить в следующей редакции:
"188. Анализ состояния безопасности полетов и деятельности по предотвращению авиационных происшествий разрабатывается в авиационных частях по типовой форме, согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.";
дополнить пунктом 188-1 следующего содержания:
"188-1. Анализ состояния безопасности полетов в органах управления государственной авиации разрабатывается по форме, установленной руководителем органа управления государственной авиации.";
дополнить пунктом 189-1 следующего содержания:
"189-1. В частях обеспечения состояние безопасности полетов оценивается по состоянию работы по предотвращению авиационных происшествий.";
пункты 190 и 191 изложить в следующей редакции:
"190. Состояние аварийности оценивается:
1) "удовлетворительно", если за оцениваемый период в авиационной части не произошло авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна, связанных с ошибочными действиями и нарушениями, допущенными авиационным персоналом;
2) "неудовлетворительно", если за оцениваемый период в авиационной части допущены авиационное происшествие или серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна, связанные с ошибочными действиями и нарушениями, допущенными авиационным персоналом.
191. Состояние работы по предотвращению авиационных происшествий определяется как среднеарифметическое значение оценок профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и деятельности по управлению безопасностью полетов согласно приложению 5-1, и выставляется:
1) "отлично", если средний балл составляет не менее 4,6;
2) "хорошо", если средний балл составляет менее 4,6, но не менее 3,6;
3) "удовлетворительно", если средний балл составляет менее 3,6, но не менее 2,6;
4) "неудовлетворительно", если средний балл составляет менее 2,6.";
подпункт 5) пункта 204 изложить в следующей редакции:
"5) отсутствие у инженерно-технического состава практических навыков в выполнении видов подготовок к полетам и регламентных работ в случаях уменьшения количества полетов воздушных судов;";
пункт 207 дополнить подпунктами10) и 11) следующего содержания:
"10) строительство объектов, линий электропередачи, других препятствий, расположенных на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс;
11) размещение объектов, приводящих к массовому скоплению птиц или ухудшению полетной видимости (вследствие дымовой завесы).";
пункт 208 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
"10) контролем за деятельностью учреждений, предприятий и организаций по размещению на приаэродромной территории объектов, представляющих угрозу безопасности полетов воздушных судов.";
заголовок параграфа 6 изложить в следующей редакции:
"Параграф 6. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в радиотехническом обеспечении полетов";
пункты 210, 211 и 212 изложить в следующей редакции:
"210. Опасными факторами в радиотехническом обеспечении полетов являются:
1) ошибки операторов средств радиотехнического обеспечения полетов в выдаче данных экипажам воздушных судов и персоналу группы руководства полетами;
2) прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов подряд антенны радиолокационной станции, а также на конечном этапе наведения на цель;
3) использование необлетанных средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
4) пропуск операторами средств радиотехнического обеспечения полетов сигнала "Бедствие" или задержка с его выдачей более двух минут;
5) неграмотные действия личного состава по включению средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, приводящие к прекращению передачи информации (или ее искажению) летным экипажам и персоналу группы руководства полетами;
6) отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, несвоевременное включение автономных источников питания;
7) отказы средств связи и радиотехнического обеспечения во время полетов.
211. Предотвращение опасных факторов в радиотехническом обеспечении полетов осуществляется:
1) соблюдением требований руководящих документов, регламентирующих оборудование аэродромов инфраструктурой и средствами связи и РТО, подготовку личного состава и техники к обеспечению полетов;
2) повышением уровня профессиональной подготовки и натренированности личного состава;
3) постоянным контролем готовности личного состава к выполнению своих обязанностей, в том числе и в особых ситуациях;
4) повышением качества подготовки средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
5) совершенствованием (многократным резервированием) системы энергоснабжения объектов управления, навигации и посадки;
6) обеспечением подразделений связи и радиотехнического обеспечения полетов необходимыми запасными частями, расходными материалами, обменным фондом агрегатов, блоков и комплектующих изделий;
7) эффективным контролем технической исправности и правильности эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
8) выполнением мероприятий по предупреждению часто повторяющихся отказов средств связи и радиотехнического обеспечения полетов.
212. Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в радиотехническом обеспечении полетов изложен в приложении 11 к настоящей Инструкции.";
в пункте 216:
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
"7) отсутствие и/или использование не по назначению санитарного транспорта на аэродроме во время полетов;";
подпункты 1) и 2) пункта 221 изложить в следующей редакции:
"1) докладывает Министру обороны Республики Казахстан о состоянии безопасности полетов в государственной авиации Республики Казахстан ежегодно до 15 февраля, за прошедший календарный год;
2) представляет органам управления государственной авиации, информацию о состоянии безопасности полетов за прошедший календарный годи рекомендации по предотвращению авиационных происшествий и исключению повторяемости авиационных инцидентов ежегодно до 20 февраля.";
пункт 222 изложить в следующей редакции:
"222. Органы управления государственной авиации представляют в орган безопасности полетов государственной авиации:
1) до 25 декабря информацию о принятых мерах по устранению выявленных при проверках состояния безопасности полетов в органах управления государственной авиации и авиационных частях (частях обеспечения) недостатков за текущий год;
2) ежедневно до 08.00 выписки из плана работы авиации и информацию о результатах полетов за предыдущие сутки, суточный план использования воздушного пространства государственной авиации;
3) ежечасно фактическую метеорологическую информацию по аэродромам, используемым воздушными судами государственной авиации.";
дополнить пунктом 222-1 следующего содержания:
"222-1. Авиационные части представляют в орган безопасности полетов государственной авиации:
1) ежемесячно до 5 числа анализ состояния безопасности полетов и деятельности по предотвращению авиационных происшествий войсковой части за прошедший месяц по форме, согласно приложению 5 к настоящей Инструкции;
2) ежемесячно до 5 числа сведения о техническом состоянии воздушных судов государственной авиации, копии бланков учета неисправностей авиационной техники, выявленных за прошедший месяц;
3) ежедневно до 17.00 плановые таблицы полетов на следующие сутки. При планировании нескольких летных смен, окончательную плановую таблицу в течении часа после окончания полетов;
4) ежедневно в течение одного часа после окончания полетов (устно) информацию об отказах воздушных судов и недостатках в обеспечении полетов, приведших к невыполнению плана работы авиации и об авиационных инцидентах;
5) немедленно устный доклад об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах.";
в пункте 223:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) сбор, анализ, разработку и доведение информации по безопасности полетов;";
пункты 224, 225 и 226 изложить в следующей редакции:
"224. Основными задачами информационного обеспечения являются:
1) сбор и анализ информации по безопасности полетов;
2) разработка и предоставление информационно-аналитических документов по безопасности полетов органам управления, авиационным частям (частям обеспечения), а также другим заинтересованным организациям по запросу;
3) оперативное и периодическое информирование органов управления, авиационных частей (частей обеспечения) государственной авиации о произошедших авиационных событиях, результатах их расследований, выявленных опасных факторах (факторах риска) авиационной деятельности.
225. Организация информационного обеспечения мероприятий по предотвращению авиационных происшествий возлагается на орган безопасности полетов государственной авиации с привлечением структурных подразделений государственной авиации и других организаций, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов.
226. К информационно-аналитическим документам относятся акты, справки-доклады, представления, предложения, служебные письма и другие документы, содержащие информацию по безопасности полетов, необходимую для воздействия на деятельность по предотвращению авиационных происшествий.";
приложения 1, 2 и 4 изложить в редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему приказу;
дополнить приложением 4-1 согласно приложению 4 к настоящему приказу;
приложение 5 изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему приказу;
дополнить приложением 5-1 согласно приложению 6 к настоящему приказу;
приложения 9, 10 и 11 изложить в новой редакции согласно приложениям 7, 8 и 9 к настоящему приказу;
приложения 14 и 15 исключить.
2. Департаменту по надзору за безопасностью полетов государственной авиации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны – начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики Казахстан |
Н. Ермекбаев |
СОГЛАСОВАН
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
" ___ " ___________ 2020 года
СОГЛАСОВАН
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
" ___ " ______________2020 года
Приложение 1 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 1 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
|
Форма |
Журнал учета предупреждений о факторах риска
Начат "___" ____________ 20___ г. | |
Окончен "___" ____________ 20___ г. |
Ответственный за ведение журнала____________________________________
Первая страница
№ п/п | Исходящий № | Уровень риска | Перечень опасных факторов, которые обуславливают уровень риска |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вторая страница
Предложения руководителя органа безопасности полетов по уменьшению уровня риска. Воинское звание, Ф.И.О. (при его наличии), подпись |
Указания командира | Отметка о выполнении указаний командира |
5 | 6 | 7 |
Указания по ведению журнала:
1. Журнал ведется в органах безопасности полетов органа управления, авиационных частей, штабах частей обеспечения.
2. В столбце № 2 записывается исходящий регистрационный номер при разработке предупреждения о факторе риска в вышестоящем органе безопасности или входящий регистрационный номер при разработке предупреждения в авиационных частях (частях обеспечения);
3. В столбце № 3 оценка уровня риска осуществляется в соответствии с пунктом 59 настоящего приказа.
4. Столбцы 4, 5, 6 заполняются в соответствии с оглавлением столбцов с конкретизацией опасных факторов, предложений и указаний.
5. Столбец 7 заполняется отметкой "выполнено (устранено)", с проставлением даты, воинского звания, росписи исполнителя (руководителя органа безопасности) и его ФИО, а также регистрационного номера документа, если контроль исполнения профилактического мероприятия подразумевал его наличие (рапорт, акт, доклад).
Приложение 2 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 2 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
|
Форма |
Перечень планируемых профилактических мероприятий (четвертый раздел Программы)
Приложение 3 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 4 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
Перечень разрабатываемых документов и проводимых мероприятий
№ п/п | Наименование документа, мероприятия | Частота разработки (проведения) | Основание для разработки | |||
год | период | квартал | месяц | |||
В органах управления государственной авиации | ||||||
1. | Программа. | + | Инструкция по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации, утвержденная приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24августа 2017 года № 486 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15801) (далее – Инструкция) | |||
2. | Конференция по безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
3. | Планы профилактических мероприятий. | По результатам расследований авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна | Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан, утвержденные приказом Министра обороны Республики Казахстан от 18 марта 2015 года № 145 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10821) (далее – Правила) | |||
4. | Информация (план) о мерах, которые будут приняты для устранения выявленных нарушений, в части касающейся органа управления. | По результатам проверок комиссией органа безопасности полетов государственной авиации | Правила проведения государственного контроля и надзора за деятельностью государственной авиации по вопросам безопасности полетов, утвержденные приказом Министра обороны Республики Казахстан от 7августа 2017 года № 424 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15928) (далее – Правила контроля и надзора) | |||
5. | Раздел подведения итогов по оценке состояния безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
6. | Периодический анализ надежности авиационной техники. | + | Правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации Республики Казахстан, утвержденные приказом Министра обороны Республики Казахстан от 19августа 2019 года № 634дсп (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19303) (далее – ПИАО) | |||
7. | Материалы анализа авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов за последние 5 лет. | + | Инструкция | |||
В авиационных частях | ||||||
1. | Программа. | + | Инструкция | |||
2. | Летно-техническая конференция по особенностям сезонной эксплуатации. | + | Инструкция | |||
3. | Материалы методических советов по вопросам безопасности полетов. | При вводе в строй летного состава после длительных перерывов, при освоении новых типов воздушных судов, при освоении новых видов летной подготовки | Инструкция по организации летной работы | |||
4. | Специальные занятия по безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
5. | Разбор (анализ) авиационных инцидентов. | По окончанию расследования | Правила | |||
6. | Периодический анализ надежности авиационной техники. | + | ПИАО | |||
7. | План мероприятий по обеспечению безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
8. | Анализ качества выполнения полетных заданий по материалам объективного контроля. | Постоянно | Инструкция | |||
9. | Приказы командира части по результатам расследования авиационных инцидентов, выявленных по первой группе факторов-причин. | по завершению расследования | Правила | |||
10. | Раздел подведения итогов по анализу состояния безопасности полетов | + | Инструкция | |||
11. | Планы профилактических мероприятий. | По результатам расследований авиационных инцидентов, произошедших в авиационной части | Правила | |||
12. | План устранения выявленных нарушений, касающихся авиационной части. | По результатам проверки комиссией органа по безопасности полетов государственной авиации | Правила контроля и надзора | |||
В частях обеспечения | ||||||
1. | Программа. | + | Инструкция | |||
2. | Специальные занятия по безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
3. | Раздел подведения итогов по деятельности по предотвращению авиационных происшествий. | + | Инструкция | |||
4. | Разбор авиационных инцидентов, (наземных происшествии), связанных с неудовлетворительным обеспечением полетов. | По завершению расследования | Правила | |||
5. | План мероприятий по обеспечению безопасности полетов. | + | Инструкция | |||
6. | Приказы командира части по результатам расследования авиационных инцидентов, если события допущены по вине личного состава. | по завершению расследования | Правила | |||
7. | План устранения выявленных нарушений по безопасности полетов. | По результатам проверки комиссией органа по безопасности полетов государственной авиации | Правила контроля и надзора |
Приложение 4 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 4-1 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
|
Форма |
Журнал учета замечаний проверяющих
№ | Замечания проверяющих | Должность, воинское звание, роспись, фамилия проверющего, дата проверки | Указания командира части | Дата, отметка о выполнении |
1. | ||||
2. |
Примечания:
1. Журнал заполняется должностными лицами органов управления государственной авиации (управления командующего ВВС СВО ВС РК) при выявлении замечаний в вопросах организации, проведения и управления полетами, всех видов их обеспечения, а также в работе по предотвращению авиационных происшествий при проведении проверок вне состава комиссий.
2. Ответственный за ведение и хранение журнала – заместитель командира части по безопасности полетов (по летной подготовке).
Приложение 5 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 5 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
|
Форма |
Анализ состояния безопасности полетов и деятельности по предотвращению авиационных происшествий авиационной части _______________
номер части (за ________________ 20__ года) отчетный месяц
1. Основные итоги выполнения плана летной подготовки:
1) количество летных смен (запланировано/выполнено);
2) общий налет (запланировано/выполнено);
3) выполнение плана по задачам (текстуально выполненные и невыполненные задачи), причины их невыполнения.
2. Анализ авиационных событий за период:
1) общее количество авиационных событий и налет на одно событие;
2) количество авиационных событий и налет на одно событие по категориям (авиационных инцидентов, серьезных авиационных инцидентов, серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна);
3) распределение авиационных событий по группам факторам-причинам (1 группа, 2 группа, 3 группа);
4) распределение авиационных событий по этапам полета (запуск и выруливание, взлет и набор высоты, полет по кругу, полет по маршруту, техника пилотирования в зоне, групповая слетанность, боевое применение по воздушным целям, боевое применение по наземным и морским целям, облет авиационной техники, заход на посадку, посадка, заруливание);
5) распределение авиационных событий по метеоусловиям (День: простые и сложные метеоусловия, Ночь: простые и сложные метеоусловия);
6) распределение авиационных событий по классной квалификации летного состава.
3. Повторяемость авиационных событий по одним и тем же причинам.
4. Общий характер нарушений и ошибочных действий по категориям личного состава:
1) отклонения от расчетных режимов полета, выходящие за оценку удовлетворительно согласно нормативов курсов боевой (летной) подготовки;
2) ошибочные действия летного состава при выполнении полетных заданий (количество) и их причины.
5. Анализ разработанных предупреждений о факторах риска:
1) общее количество предупреждений, с указанием количества предупреждений о допустимом и количества предупреждений о неприемлемом уровне риска (с указанием причин разработки предупреждения и принятых мерах по устранению опасных факторов);
2) перечень неустраненных опасных факторов, указанных в предупреждениях.
6. Сравнительный анализ состояния безопасности полетов в анализируемом периоде с предыдущим периодом и с аналогичным периодом прошлого года.
7. Вопросы обеспечения безопасности полетов, требующие решения.
8. Положительные примеры грамотных профессиональных действий летного состава, персонала группы руководства полетами и наземных специалистов по обеспечению безопасности полетов.
9. Выводы в виде оценки безопасности полетов в части и в каждом ее подразделении.
10. Указания командира по предотвращению авиационных происшествий.
11. Анализ состояния безопасности полетов в инженерно-авиационном обеспечении:
1) виды работ, выполненные на авиационной технике
Тип | Регламентные работы | Подготовка к полетам | Парковые дни | Работы по переводу на сезонное обслуживание | Работы по хранению | ||||
Вид | Кол-во | Предварительная | Предполетная | К повторному полету | Послеполетная | ||||
2) замена авиационных двигателей (когда, причина, основание, замечания и результаты);
3) целевые осмотры и проверки (какие, когда, основания, замечания и результаты);
4) периодические работы (какие, когда, замечания и результаты);
5) войсковой ремонт (какой, когда, причина, замечания и результаты);
6) работы по бюллетеням промышленности (какие, когда, основания, замечания и результаты);
7) отказы и неисправности, выявленные на авиационной технике
№ п/п | Тип ВС (бортовой №) | Дата отказа и вид работ | Характер отказа (обстоятельства) | Причина | Виновность и последствия | Дата и способ устранения |
8) наработка авиационной техники, тренажеров
Тип воздушного судна | Количество отказов | Наработка | |||||||||
общее | на земле | В воздухе | количество АИ по причине отказов ВС | количество серьезных авиационных инцидентов по причине отказов ВС | общая | на земле | в воздухе | на один отказ | на один авиационный инцидент | на один серьезный авиационный инцидент | |
9) профилактические мероприятия по предупреждению отказов и неисправностей;
10) применение авиационных средств поражения и работы, выполненные на них:
Тип авиационного средства поражения | Количество применений | Выполненные работы | |||
Регламентные работы | Подготовка к применению | Сезонное обслуживание | |||
Вид | Количество | ||||
11) нарушения технологической дисциплины специалистами инженерно-авиационной службы:
№ п/п | Дата и вид работы на авиационной технике | Должность, воинское звание, ФИО (при его наличии) специалиста, допустившего нарушение | Описание нарушения, причина и последствия | Принятые меры по устранению нарушения и наказанию виновных |
12) другие мероприятия, проведенные инженерно-техническим составом или с привлечением специалистов инженерно-авиационной службы по обеспечению безопасности полетов;
13) вопросы, требующие решения по обеспечению безопасности полетов в инженерно-авиационном отношении.
12. Анализ состояния безопасности полетов в аэродромно-техническом обеспечении полетов:
№ п/п | Дата | Отказы средств наземного обеспечения полетов, нарушения и упущения персоналом при их эксплуатации | Причина |
1) авиационные инциденты из-за нарушения и упущений в аэродромно-техническом обеспечению полетов;
2) нарушения в содержании и подготовке аэродрома к полетам;
3) недостатки в организации приема, хранения и контроля качества авиационного топлива;
4) недостатки (упущения) в работе зарядных аккумуляторных станций;
5) нарушения в организации движения автотранспорта, средств наземного обеспечения полетов и пешеходов на аэродроме;
6) нарушения (упущения) в электроснабжении аэродрома и объектов управления воздушным движением;
7) Сведения о техническом состоянии аэродромных покрытий:
Наименование элемента покрытия | Техническое состояние | Общая площадь | Имеющиеся дефекты | Объем дефектов (м², м³, пог.м) | Виды произведенных работ (замена, ремонт, заливка и т.д.) | Объем работ (м²,м³, пог.м) |
Взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием | ||||||
Магистральная рулежная дорожка | ||||||
1,2,3,4 рулежная дорожка | ||||||
Место стоянки | ||||||
Позиция центральной заправочной топливом | ||||||
Грунтовая взлетно-посадочная полоса | ||||||
Контрольно-моечный пункт | ||||||
Подъездные автомобильные дороги |
Примечание: графы заполняются по каждому элементу покрытий по отдельности.
8) вопросы, требующие решения по обеспечению безопасности полетов в аэродромно-техническом отношении.
13. Анализ состояния безопасности полетов средств связи и радиотехнического обеспечения полетов
1) Показатели качества обеспечения:
Параметр анализа | В отчетном периоде | В предыдущем периоде | В аналогичном периоде прошлого года |
Количество обеспеченных смен (учебно-тренировочных полетов) | |||
Средняя оценка за обеспечение полетов | |||
Выявлено недостатков в обеспечении полетов, всего: | |||
Налет авиационной техники на один недостаток, час |
2) показатели надежности средств связи и радиотехнического обеспечения полетов:
Параметр анализа | В отчетном периоде | В предыдущем периоде | В аналогичном периоде прошлого года |
Коэффициент технической готовности радиотехнических средств (далее – РТС) | |||
Средний срок службы РТС, лет | |||
Выявлено неисправностей РТС при обеспечении учебно-тренировочных полетов: | |||
сбоев | |||
повреждений | |||
отказов | |||
аварий | |||
Налет авиационной техники на одну неисправность, час |
3) уровень подготовки личного состава (только в анализах за полугодие и год):
Категория военнослужащих | Количество подготовленных специалистов | ||||
мастер | 1 класса | 2 класса | 3 класса | б/к | |
Офицеры | |||||
В/служащие по контракту | |||||
В/служащие по призыву |
4) Причины неисправностей радиотехнических средств в отчетном периоде (только в анализах за полугодие и год):
По производственно-техническим недостаткам | |||||||||||
заводские дефекты (монтаж, сборка) | некачественный ремонт | Выход из строя деталей и приборов | |||||||||
отказ блока, модуля, платы, детали | отказ (сбой) программного обеспечения | отказ систем первичного или вторичного электропитания | отказ аппаратуры мониторинга и управления, панелей индикации | отказ приемо-передающих блоков (устройств) | отказ антенно-фидерных устройств | нарушения изоляции монтажных жгутов, комплектных соединительных кабелей, волноводных и высокочастотных трактов, отказ кабельных разъемов | отказ механических элементов схемы (двигателя, редуктора, шестерен, подшипника) | отказ линий трансляции информации (модемы, волоконно-оптические линии связи, линии телеуправления и телесигнализации) | невыясненная причина | ||
Продолжение таблицы
По эксплуатационным причинам | По прочим причинам | ||||||
слабое знание техники | нарушение правил эксплуатации | несвоевременное выполнение технических обслуживаний | некачественное выполнение технических обслуживаний | плохой технический контроль | расстройка оборудования | влияние метеоусловий и внешних факторов | естественный износ деталей и приборов |
5) причины недостатков в обеспечении полетов (только в анализах за полугодие и год):
По вине личного состава из-за: | Из-за неисправностей средств по причине: | Недостаток обнаружен во время | |||||||
некачественной подготовки средств связи и радиотехнического обеспечения к обеспечению полетов | недисциплинированности личного состава и халатного отношения к выполнению своих служебных обязанностей | неподготовленности личного состава к несению дежурства, нечеткого знания своих обязанностей и неумения использовать тактико-технические возможности средств и их аппаратуры контроля | нарушения объема и сроков проведения технического обслуживания и облета средств | конструктивно-производственных недостатков средств | некачественного ремонта средств | предварительной подготовки | предполетной подготовки | обеспечения полетов | послеполетной подготовки |
ЛС-НПС | ЛС-НДХ | ЛС-НПД | ЛС-НТО | КПН | НРС | ПВП | ППП | ВОП | ПСП |
6) оценка причин, приведших к ухудшению (улучшению) качества обеспечения полетов;
7) оценка причин, приведших к снижению (повышению) надежности радиотехнических средств;
8) какие дополнительно мероприятия проведены (спланированы) для профилактики недостатков в обеспечении полетов и неисправностей радиотехнических средств;
9) вопросы, требующие решения по обеспечению безопасности полетов в радиотехническом отношении;
10) Вывод: Состояние безопасности полетов в радиотехническом обеспечении полетов в отчетном периоде оценивается на ____________.
14. Анализ состояния безопасности полетов в метеорологическом и орнитологическом обеспечении:
1) состояние технических средств метеорологического обеспечения полетов (наличие, укомплектованность), проблемные вопросы;
2) проблемные вопросы в орнитологическом обеспечении полетов (состояние активных, пассивных, акустических и биоакустических средств отпугивания птиц, столкновения воздушных судов с птицами, наличие в районе аэродрома мест скоплении птиц);
3) ошибки в прогнозах погоды и несвоевременное информирование персонала группы руководства полетами и летного состава об опасных явлениях погоды;
4) авиационные инциденты из-за нарушения и упущений по метеорологическому и орнитологическому обеспечению полетов;
5) пренебрежение метеорологическими условиями со стороны руководящего летного состава и персонала группы руководства полетами, выпуск в полет экипажей воздушных судов в метеоусловиях, не соответствующих уровню их подготовки и характеру выполнения полетных заданий;
6) неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и воздушной разведок погоды, необъективная информация о погоде от летных экипажей воздушных судов;
7) несоответствие технического оснащения в метеорологическом отношении аэродрома установленному минимуму погоды;
8) вопросы, требующие решения по обеспечению безопасности полетов в метеорологическом и орнитологическом отношении.
15. Анализ состояния безопасности полетов в медицинском обеспечении:
1) состояние здоровья летного состава;
2) случаи нарушения требований в медицинском обеспечении полетов (нарушения предполетного режима отдыха, летным составом и персоналом группы руководства полетами, ухудшения состояния здоровья авиационным персоналом во время выполнения полетов, нарушение сроков меж отпускного периода летного состава и группы руководства полетами, истечение сроков врачебно-летной комиссии, углубленного медицинского осмотра);
3) авиационные инциденты из-за нарушения и упущений в медицинском обеспечении полетов;
4) вопросы, требующие решения по обеспечению безопасности полетов в медицинском отношении.
17. Анализ выполнения мероприятий Программы:
1) оценка полноты и качества выполнения мероприятий Программы;
2) необходимость корректировки Программы:
3) какие дополнительные профилактические мероприятия по выявленным опасным факторам и с учетом поступления новых задач разработаны.
Командир авиационной части ________________
номер части
__________________ _______________________________________________
воинское звание Ф.И.О. (при его наличии)
Приложение 6 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 5-1 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
Оценка состояния работы по предотвращению авиационных происшествий
1. Профилактическая работа по предотвращению авиационных происшествий оценивается по следующим показателям:
2. Деятельности по управлению безопасностью полетов оценивается по показателю эффективности – Э субп
Коф – количество предупреждений о факторах риска, разработанных в авиационных частях, по которым были выполнены мероприятия в полном объеме;
Nчф – количество авиационных инцидентов, выявленных по первой группе факторов-причин ("человеческий фактор") должностными лицами авиационной части;
Nоу – количество авиационных инцидентов, выявленных по первой группе факторов-причин ("человеческий фактор") должностными лицами органов управления (органом безопасности полетов государственной авиации);
Nобщ – общее количество авиационных инцидентов, выявленных в авиационной части по первой группе факторов-причин ("человеческий фактор").
Полученное значение показателя определяет оценку деятельности по управлению безопасностью полетов согласно таблице.
Э субп | Оценка деятельности по управлению безопасностью полетов | Критерии эффективности СУБП авиационной части |
≥ 0,8 | отлично | эффективная деятельность по управлению безопасностью полетов |
0,79 ÷ 0,35 | хорошо | результативная деятельность по управлению безопасностью полетов |
0,34 ÷ 0 | удовлетворительно | достаточная деятельность по управлению безопасностью полетов |
-0,01 ÷ - 1 | неудовлетворительно | неэффективная (неприемлемая) деятельность по управлению безопасностью полетов |
Примечание: при отсутствии в авиационной части авиационных инцидентов по первой группе факторов-причин ("человеческому фактору") показатель эффективности (Э субп) определяется отношением Коф/10.
Приложение 7 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 9 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в инженерно-авиационном обеспечении полетов
Приложение 8 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 10 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в аэродромно-техническом обеспечении полетов
Приложение 9 к приказу Министра обороны Республики Казахстан от 6 августа 2020 года № 371 |
|
Приложение 11 к Инструкции по предотвращению авиационных происшествий в государственной авиации |