В соответствии с подпунктом 41-2) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила управления профессиональными рисками.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Б. Нурымбетов |
Утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 сентября 2020 года № 363 |
Правила управления профессиональными рисками
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 28.12.2022 № 524 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила управления профессиональными рисками (далее – Правила) определяют порядок управления профессиональными рисками, включающий в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) система управления охраной труда (далее - СУОТ) – комплекс взаимосвязанных мероприятий по реализации политики по охране труда, выполнению требований безопасности труда, управлению профессиональными рисками;
2) рабочее место – место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности;
3) профессиональный риск (далее - ПР) – риск утраты трудоспособности либо смерти работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
4) оценка профессионального риска (далее - ОПР) – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;
5) управление профессиональными рисками (далее - УПР) – составная часть системы управления охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска;
6) производственное оборудование – машины, механизмы, устройства, аппараты, приборы и иные технические средства, необходимые для работы, производства.
Глава 2. Порядок управления профессиональными рисками
3. УПР состоит из следующих процедур:
идентификация ПР;
ОПР;
корректирующие меры;
контроль и мониторинг ПР.
4. Процедура УПР включает в себя:
организация проведения процедур УПР в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса Республики Казахстан осуществляется производственным советом по безопасности и охране труда, в случае его отсутствия, руководителем предприятия определяется состав экспертной группы, для проведения идентификации ПР, ОПР, разработки корректирующих мер по результатам ОПР, контроля и мониторинга, и распределения полномочий и обязанностей между ее членами;
определение объектов оценки с учетом перечня всех профессий (должностей) или профессиональных групп, по которым будет проводиться ОПР, разработка графика проведения ОПР, назначение лиц, проводящих оценку.
Параграф 1. Идентификация профессионального риска
5. Идентификация ПР проводится по каждой профессии (должности) (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов и видов деятельности для выявления производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей с учетом характера их воздействия на организм работника (механические, физические, химические, биологические и психофизиологические факторы).
6. К производственным факторам физического воздействия на организм работника (Ф) относятся:
микроклимат (Ф1), в том числе:
1) температура воздуха - Ф1.1;
2) скорость движения воздуха - Ф1.2;
3) относительная влажность воздуха - Ф1.3;
4) ТНС-индекс - Ф1.4;
5) атмосферное (барометрическое) давление - Ф1.5;
6) тепловое излучение - Ф1.6.
излучения (Ф2), в том числе:
1) неионизирующие электромагнитные поля и излучения - Ф2.1;
2) ионизирующее излучение - Ф2.2;
3) инфракрасное излучение - Ф2.3;
4) ультрафиолетовые излучения - Ф2.4;
5) лазерное излучение - Ф2.5;
6) рентгеновское излучение - Ф2.6.
Виброакустические факторы (Ф3), в том числе:
1) шум - Ф3.1;
2) вибрация (общая и локальная) - Ф3.2;
3) инфразвук - Ф3.3;
4) ультразвук - Ф3.4.
освещенность (Ф4), в том числе:
1) недостаточная освещенность рабочей зоны - Ф4.1;
2) повышенная яркость света - Ф4.2.
аэрозольный состав воздуха (Ф5), в том числе:
1) высоко и умереннофиброгенные аэрозоли - Ф5.1;
2) слабофиброгенные аэрозоли - Ф5.2.
К производственным факторам химического воздействия на организм работника (Х) относятся:
1) вредные химические вещества 1-4 классов (Х1);
2) вещества опасные для развития острого отравления (остронаправленные и раздражающие) (Х2);
3) канцерогены (Х3);
4) аллергены (высоко- и умеренно- опасные) (Х4);
5) противоопухолевые средства, гормоны (Х5);
6) наркотические анальгетики (Х6);
7) неорганические вещества(Х7).
К производственным факторам биологического воздействия на организм работника (Б) относятся:
1) патогенные микроорганизмы (Б1);
2) другие виды микроорганизмов (растения и животные) (Б2).
К производственным факторам психофизиологического воздействия на организм работника (П) относятся:
1) тяжесть трудового процесса труда (П1);
2) напряженность трудового процесса (П2).
К опасным производственным факторам (механического воздействия) относятся:
падение в рабочей зоне (М1), в том числе:
1) падение работника с высоты - М1.1;
2) падение работника при передвижении (с одной точки до другой) - М1.2;
3) падение, обрушение, обвал предметов на работника - М1.3;
4) падение, разрушение зданий, сооружений и их элементов - М1.4.
Дорожно-транспортное происшествие (М2), в том числе:
1) наезд транспортного средства при передвижении по территории предприятия - М2.1;
2) аварии на транспорте - М2.2.
Воздействие производственных механизмов, машин и частей оборудования (М3), в том числе:
1) воздействие движущихся и вращающихся частей оборудования, механизмов, машин (удары, захваты, сдавливания) - М3.1;
2) воздействие элементов конструкции производственного оборудования, которые имеют острые углы, кромки, заусенцы и неровные поверхности, также, воздействие высокой и низкой температуры поверхности оборудования при движении работника - М3.2.
Электробезопасность, пожаро - и взрывобезопасность М.4, в том числе:
1) поражение электрическим током - М4.1;
2) угроза пожара или взрыва (трение или повышенное давление), в том числе вызванный электричеством - М4 2.
7. Идентификация ПР включает:
сбор информации для ОПР и ее документационный анализ;
техническое обследование и визуальный осмотр рабочего места, наблюдение за ходом работы и выявление соответствия деятельности требованиям к безопасности работ, изучение всех характеристик производственной среды и трудового процесса: рабочего места, производственного оборудования и машин, материалов, технологии и методов работы;
перечень производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей по каждой профессии (должности) (рабочему месту) в разрезе производственных процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности. Реестр профессионального риска по предприятию утверждается руководителем предприятия, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
8. По результатам идентификации ПР, если имеются наличия профессий (должностей) (рабочих мест) с идентичным характером выполняемых работ и аналогичными условиями труда разрешается выбор одной профессиональной группы или одного рабочего места для ОПР.
Параграф 2. Оценка профессиональных рисков
9. ОПР подлежат все производственные факторы, указанные в Реестре профессионального риска по предприятию, и оформляются протоколом ОПР (индивидуального) согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
10. ОПР проводится по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности.
11. ОПР включает в себя комплексную оценку условий труда по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности организации на соответствие их требованиям законодательства Республики Казахстан в области охраны труда, и состоит из:
1) оценки вредности условий труда (воздействия вредных производственных факторов);
2) оценки травмоопасности условий труда (воздействия опасных производственных факторов);
3) оценки безопасности производственного оборудования;
4) оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты (далее -СИЗ);
5) оценки заболеваемости.
12. Оценка вредности условий труда (воздействия вредных производственных факторов) проводится по производственным факторам физического, химического, биологического и психофизиологического воздействия на организм работника.
Оценка вредности условий труда производится на основе лабораторных и инструментальных измерений параметров вредных производственных факторов с использованием поверенных средств измерений и их сопоставлении с установленными нормативами в соответствии с подпунктом 2) статьи 9 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71.
В подземных угольных шахтах лабораторные и инструментальные измерения не проводятся.
Оценку вредности условий труда разрешается проводить с использованием результатов аттестации рабочих мест по условиям труда при их наличии и условии, что срок проведения последней аттестации не превышает 5 (пяти) лет.
13. Оценка травмоопасности условий труда проводится по опасным производственным факторам (механического воздействия).
Оценка травмоопасности условий труда проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, определяющих содержание трудового процесса, функциональные обязанности и виды выполняемых работ.
14. Оценка безопасности производственного оборудования проводится по каждой профессии (должности) на ее рабочем месте на основе комплексной проверки на наличие документации по производственному оборудованию и его конструкциям, в том числе отдельным частям, наличие средств коллективной и (или) индивидуальной защиты к производственным оборудованиям, обеспечивающих безопасность проведения работ с использованием производственного оборудования.
Проверка наличия документации по производственному оборудованию (документационная оценка безопасности производственного оборудования) осуществляется на основании документационного анализа и проверки наличия:
1) технической документации (паспорт);
2) эксплуатационной документации и технологический регламент (при наличии требований в нормативных правовых актах);
3) документации по обслуживанию, ремонту, обследованию, диагностированию производственного оборудования (при наличии требований и нормативных правовых актах);
4) соответствие производственного оборудования к сроку эксплуатации согласно дате ввода, в эксплуатацию и к сроку, предусмотренному технической документацией и документом, подтверждающим остаточный или продленный срок эксплуатации;
5) сертификатов о поверке или калибровке средств измерений, входящих в комплект производственного оборудования.
Проверка наличия средств индивидуальной и (или) коллективной защиты к производственному оборудованию и его конструкциям, в том числе отдельным частям (визуально-техническая оценка безопасности производственного оборудования), осуществляется на основании визуального осмотра и технического контроля их соответствия, к установленной нормативно-технической документации, обеспечивающим безопасность проведения работ с использованием производственного оборудования.
15. Оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ проводится по каждой профессии (должности) (профессиональной группе, рабочему месту) по всем наименованиям СИЗ на основе комплексной проверки выполнения требований к наличию нормативно-технической документации на выдачу СИЗ с указанием нормы; фактическому наличию СИЗ в соответствии с установленными нормами их выдачи; наличию сертификатов качества на использование СИЗ.
16. Оценка заболеваемости проводится на основании исходных данных по листам временной нетрудоспособности работников с указанием наименования профессии (должности), структурного подразделения, пола, возраста, кода болезни по МКБ10 (Международная классификация болезней), вида временной нетрудоспособности (травма или заболевание), режима лечения (амбулаторно или стационарно), периода нетрудоспособности и общего количества дней нетрудоспособности.
Для учета и систематизации исходных данных ведется Журнал регистрации листов временной нетрудоспособности работников по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Оценка заболеваемости работников проводится на основе комплексного анализа листов временной нетрудоспособности работников данной профессии по следующим трем показателям: суммарная продолжительность временной утраты нетрудоспособности (суммирование всех дней нетрудоспособности); количество случаев острых респираторных вирусных инфекций в год (прямой подсчет имеющихся случаев заболевания с данным диагнозом); наличие хронических заболеваний.
17. По результатам ОПР по каждой профессии/должности (профессиональной группе, рабочему месту) степень ПР устанавливается от одного до пяти:
1 степень – допустимый риск при расчетном значении степени от 0 до 1;
2 степень – низкий риск при расчетном значении степени свыше 1 до 2;
3 степень – средний риск при расчетном значении степени свыше 2 до 3;
4 степень – высокий риск при расчетном значении степени свыше 3 до 4;
5 степень – очень высокий риск при расчетном значении степени свыше 4 до 5.
18. Расчетное значение степени ПР по каждой профессии (должности) (профессиональной группе, рабочему месту) определяется по формуле:
где:
В – показатель вредности условий труда, характеризует вероятность воздействия производственных (вредных) факторов на трудоспособность работника данной профессии (должности) (профессиональной группы) на его рабочем месте;
Т – показатель травмоопасности условий труда, характеризует вероятность воздействия производственных (опасных) факторов на трудоспособность работника данной профессии (должности) (профессиональной группы) на его рабочем месте;
ОБ – показатель безопасности производственного оборудования, используемого в трудовом процессе работником данной профессии (должности) (профессиональной группы) на его рабочем месте;
СИЗ – показатель обеспеченности СИЗ, используемых в трудовом процессе работником данной профессии (должности) (профессиональной группы);
З – показатель заболеваемости работников данной профессии (должности) (профессиональной группы).
19. По результатам оценки профессиональных рисков формируется отчет согласно приложению 4 к настоящим Правилам с приложением Реестра профессионального риска предприятия, протоколов по оценке профессионального риска.
20. Периодичность проведения ОПР устанавливается не менее одного раза в 5 лет с учетом степени ПР:
1 степень (допустимый риск) - один раз в 5 лет;
2 степень (низкий риск) - один раз в 3 года;
3 степень (средний риск) - один раз в 2 года;
4 степень (высокий риск) - ежегодно;
5 степень (очень высокий риск) - после проведения корректирующих мер по устранению риска.
При модернизации, реконструкции, замены оборудования и изменений в технологических процессах, проводится внеплановая ОПР, с учетом таких изменений на рабочих местах.
Параграф 3. Корректирующие меры
21. Необходимость проведения корректирующих мер определяется в зависимости от степени риска:
1-2 степень (допустимый /низкий риск) - корректирующие меры могут проводиться по решению работодателя;
3 степень (средний риск) - в течение года после установления степени риска проводятся корректирующие меры по снижению риска;
4-5 степень (высокий/ очень высокий риск) - в течение 3 месяцев после установления степени риска проводятся корректирующие меры по снижению риска.
22. Приоритетность корректирующих мер определяется на основе упорядочивания всех профессий (должностей) (профессиональных групп) в порядке убывания степени ПР.
23. В течении одного месяца после завершения ОПР на основе корректирующих мер руководителем предприятия утверждается План мероприятий по управлению профессиональными рисками, разработанный согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Параграф 4. Контроль и мониторинг профессиональных рисков
24. Контроль ПР включает в себя проверку выполнения всех корректирующих мер ПР установленных Планом мероприятий по УПР.
25. Контроль ПР проводится на основе сбора информации, анализа первичных материалов и обязательной документации УПР.
26. Мониторинг ПР включает в себя сбор и формирование аналитических данных результатов ОПР согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам управления профессиональными рисками |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия " " _____ |
РЕЕСТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
(по предприятию и структурным подразделениям)
Год ________
№ п/п | Наименование вида деятельности, структурного подразделения, профессии (должности) | Количество работников | Удельный вес работников* | Идентифицируемые факторы** | ||||
В | Т | ОБ | СИЗ | З | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Административная деятельность | |||||||
Структурное подразделение | ||||||||
Профессии (должности) | ||||||||
2 | Производственная деятельность | |||||||
Структурное подразделение | ||||||||
Профессии (должности) | ||||||||
3 | Вспомогательная деятельность | |||||||
Структурное подразделение | ||||||||
Профессии (должности) | ||||||||
ВСЕГО | 100% |
Примечание:
* удельный вес рассчитывается как отношение численности работников по каждой профессии к общей численности работников предприятия;
** указываются идентифицированные факторы, по столбцам В (вредности условий труда) и Т (травмопасности условий труда) указывается наименование и код вредного или опасного производственного фактора, по столбцам ОБ (показатель безопасности производственного оборудования), СИЗ, З (показатель заболеваемости работников данной профессии (должности) (профессиональной группы)) указывается знак (+) в случае использования производственного оборудования или средств индивидуальной и коллективной защиты, наличие листов временной нетрудоспособности.
Ответственное лицо по ОТ _____________________________________
подпись ФИО (при его наличии)
"____" ___________20___ г.
Расшифровка аббревиатур:
В – показатель вредности условий труда;
Т – показатель травмоопасности условий труда;
ОБ – показатель безопасности производственного оборудования;
СИЗ – показатель обеспеченности средства индивидуальной защиты;
З – показатель заболеваемости;
ФИО – фамилия, имя, отчество (при его наличии);
ОТ – охрана труда.
Приложение 2 к Правилам управления профессиональными рисками |
ПРОТОКОЛ
оценки профессионального риска (индивидуального)
№_____ от "______" __________ 20 ___ года
1 | Наименование предприятия | |
2 | Наименование структурного подразделения | |
3 | Вид деятельности (категория персонала) | |
4 | Наименование профессии (должности), рабочего места (код профессии) | |
5 | Контингент работников, по выполняемой профессии/занимаемой должности/ в определенном рабочем месте | |
6 | Форма организации труда | |
7 | Тип производства | |
8 | Количество производственного оборудования | |
9 | Перечень основного производственного оборудования | |
10 | Используемое сырье, материалы |
1. Оценка вредности условий труда (воздействия вредных производственных факторов)
№ | Код фактора | Наименование вредного производственного фактора | Показания фактора | Класс условий труда | Балл* | Примечание | |||||
Норма (ПДК/ ПДУ); | Фактический уровень | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | х | х | |||||||||
2 | х | х | |||||||||
3 | х | х | |||||||||
Сумма баллов, итого | суммируются баллы по всем указанным факторам | ||||||||||
Показатель вредности производственных факторов (В) |
Примечание:
* Баллы (по вредным факторам) определяются в случае выявления несоответствия фактического уровня фактора установленной гигиенической норме (ПДК/ПДУ) в соответствии с классом условий труда:
1 балл – класс 2;
2 балла – класс 3.1;
3 балла – класс 3.2;
4 балла – класс 3.3;
5 баллов – класс 3.4.
Показатель вредности производственных факторов (В) определяется на основе отнесения суммы баллов к одному из нижеуказанных интервалов:
1 – 0 баллов;
2 – от до 5 баллов
3 – от 6 до 15 баллов;
4 – от 16 до 25 баллов;
5 – более 25 баллов.
2. Оценка травмоопасности условий труда (воздействия опасных производственных факторов)
№ | Виды выполняемых работ | Наименование опасного производственного фактора | х | х | х | Балл | Примечание |
Код фактора | |||||||
Сумма, итого | суммируются баллы по всем указанным факторам | ||||||
Общее количество видов выполняемых работ | суммируется число видов выполняемых работ | ||||||
Сумма баллов, итого | рассчитывается как отношение суммы к количеству выполняемых работ | ||||||
Сведения о несчастных случаях | Дата: | ||||||
Количество пострадавших | |||||||
Показатель травмоопасности условий труда (Т) |
Примечание: Баллы (по опасным факторам) устанавливаются на основе экспертной оценки и определяются путем произведения числового значения частоты возникновения производственного (опасного) фактора (1 - не более 1 раза в год; 2 - не более 1 раза в квартал; 3 - не более 1 раз в месяц; 4 - не более 1 раза в неделю; 5 - постоянно в течении рабочей смены) и числового значения тяжести последствий возможного воздействия производственного (опасного) фактора (1 - легкая, 2 - средняя, 3 - тяжелая/смерть).
Показатель травмоопасности условий труда (Т) для работника данной профессии (профессиональной группы) на его рабочем месте равен:
1 - если за отчетный период по данной профессии не был зарегистрирован несчастный случай и сумма баллов равна нулю;
2 - если за отчетный период по данной профессии не был зарегистрирован несчастный случай и сумма баллов от одного до 5;
3 - если за отчетный период по данной профессии не был зарегистрирован несчастный случай и сумма баллов от 6 до 15 баллов;
4 - если за отчетный период по данной профессии не был зарегистрирован несчастный случай, и сумма баллов от 16 до 25 баллов или если за отчетный период по данной профессии был зарегистрирован несчастный случай с легкой и средней степенью тяжести;
5 - если за отчетный период по данной профессии не был зарегистрирован несчастный случай, и сумма баллов более 25 баллов или если за отчетный период по данной профессии был зарегистрирован несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом.
3. Оценка безопасности производственного оборудования
№ п/п | Наименование оборудования | Критерии документированной оценки | Баллы | Примечание | ||||||||
Дата ввода в эксплуатацию оборудования | Срок эксплуатации, лет | Соответствие сроку эксплуатации | Наличие документации | |||||||||
Техническая | Эксплуатационная | Поверочная | Дб | Вб | Итого | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
определяется как среднее арифметическое баллов документированной и визуальной оценки | ||||||||||||
Сумма балов, итого | суммируются баллы по всем наименованиям оборудования | |||||||||||
Общее количество производственного оборудования | ||||||||||||
Показатель безопасности производственного оборудования (ОБ) | рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству производственного оборудования. |
Примечание: Показатель безопасности производственного оборудования (ОБ), используемого в трудовом процессе работником данной профессии (профессиональной группы) равен 1, если в трудовом процессе работником не используется производственное оборудование. Если в трудовом процессе работником используется производственное оборудование, показатель безопасности производственного оборудования (ОБ) определяется как отношение суммы баллов к общему количеству производственного оборудования по каждой профессии (рабочему месту). Общий балл оценки равен среднему арифметическому баллов документационной (Дб) и визуальной (Вб) оценки по каждому из видов производственного оборудования.
Балл документационной оценки (Дб) устанавливается от 1 до 5 в зависимости от наличия технической, эксплуатационной документации по обслуживанию, ремонту, обследованию, диагностированию производственного оборудования, а также соответствия производственного оборудования сроку эксплуатации или остаточному, или продленному ресурсу по каждому из видов производственного оборудования:
1 балл - при выполнении всех требований;
2 балла - при невыполнении одного из требований;
3 балла - при невыполнении двух из требований;
4 балла - при невыполнении трех из требований;
5 баллов - при невыполнении всех требований.
Балл визуально-технической оценки (Вб) устанавливается от 2 до 5 в зависимости от соблюдения требований к конструкции оборудования и его отдельным частям, а также к средствам защиты:
2 балла - при соблюдении всех требований к конструкции оборудования и его отдельным частям и наличии всех необходимых средств защиты;
3 балла - при несоблюдении требований к конструкции оборудования и его отдельным частям и наличии всех необходимых средств защиты, которые могут привести травматическому воздействию на работника легкой тяжести;
4 балла - при несоблюдении требований к конструкции оборудования и его отдельным частям и наличии всех необходимых средств защиты, которые могут привести травматическому воздействию на работника средней тяжести;
5 баллов - при несоблюдении требований к конструкции оборудования и его отдельным частям и наличии всех необходимых средств защиты, которые могут привести получению работником тяжелой травмы.
3.1. Визуально-техническая оценка безопасности производственного оборудования
№ | Требования к конструкции оборудования и его отдельным частям | Требования к средствам защиты | Балл Вб | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Исключена разрушающая нагрузка на производственное оборудование и его отдельных частей | Оснащение устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок | ||
2 | Исключена возможность падения (опрокидывания) и самопроизвольного смещения оборудования | Наличие средств и методов закрепления оборудования и его частей | ||
3 | Исключено падение или выбрасывание предметов (например, инструмента, заготовок, обработанных деталей, стружки), а также выбросов смазывающих, охлаждающих и других рабочих жидкостей | Наличие защитных ограждений (кожухи, щиты, козырьки, барьеры и экраны) | ||
4 | Исключена возможность воздействия движущихся частей производственного оборудования | Наличие защитных ограждений, чтобы исключить возможность контакта с ними работника или предусмотрены сигнализация, сигнальные цвета, знаки безопасности и органы управления аварийной остановки | ||
5 | Исключена возможность возникновения опасности при полном или частичном самопроизвольном прекращении, восстановлении подачи энергии для конструкции зажимных, захватывающих, подъемных и загрузочных устройств или их приводов | Наличие защитных ограждений, чтобы исключить возможность контакта с ними работника или предусмотрены сигнализация, сигнальные цвета, знаки безопасности и органы управления аварийной остановки | ||
6 | Элементы конструкции производственного оборудования имеют острые углы, кромки, заусенцы и неровные поверхности | Предусмотрены меры защиты работающих | ||
7 | Исключена возможность травмоопасности от производственного оборудования и его отдельных частей (трубопроводы гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительные кабели и другие части), действующих при помощи гидравлической, пневматической энергии, энергии пара | Защищены ограждениями или расположены так, чтобы предотвратить их случайное повреждение работающим или средствами технического обслуживания, наличие маркировок в соответствии с монтажными схемами, блокировочные замки и фиксаторы | ||
8 | Исключена возможность самопроизвольного ослабления или разъединения креплений сборочных единиц и деталей, а также перемещение подвижных частей за пределы, предусмотренные конструкцией | Наличие в органах управления производственным оборудованием средств экстренного торможения и аварийной остановки (выключения) | ||
9 | Исключена вероятность возникновения пожаровзрывоопасности | Наличие предупредительной сигнализации, системы пожаротушения, аварийной вентиляции, герметической оболочки, аварийного слива горючих жидкостей и стравливания горючих газов | ||
10 | Исключена вероятность возникновения электроопасности | Наличие ограждений, заземление, зануление, изоляция токоведущих частей, защитное отключение | ||
Сумма балов | суммируются все баллы по указанным требованиям | |||
Количество требований | 10 | |||
Визуально-техническая оценка безопасности производственного оборудования, Вб, итого | рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству требований |
4. Оценка обеспеченности СИЗ
№ п/п | Наименование СИЗ | ГОСТ, СТ РК | Норма выдачи на год (единица) | Наличие СИЗ по факту | Документация | Балл | Примечание | ||
Соответствие Нормам (0/1) | Наличие сертификата качества (0/1) | Наличие документации (0/1) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сумма баллов | Суммируются баллы по всем наименованиям СИЗ | ||||||||
Количество СИЗ | Суммируется общее количество СИЗ | ||||||||
Показатель обеспеченности СИЗ, итого | Рассчитывается как отношение суммы баллов СИЗ к количеству СИЗ |
Примечание: Показатель обеспеченности СИЗ, используемых в трудовом процессе работником данной профессии (должности) (профессиональной группы) на его рабочем месте равен одному, если в трудовом процессе работником не используется СИЗ.
Если в трудовом процессе работником используется СИЗ, показатель обеспеченности СИЗ определяется как отношение суммы баллов по каждому виду СИЗ к общему нормативно установленному количеству СИЗ.
Балл устанавливается от 2 до 5 в зависимости от наличия нормативно-технической документации на выдачу СИЗ с указанием нормы; наличия СИЗ в соответствии с установленными нормами их выдачи; наличия сертификатов качества на использование СИЗ:
2 балла - при выполнении всех требований;
3 балла - при невыполнении одного из требований;
4 балла - при невыполнении двух из требований;
5 баллов - при невыполнении всех требований.
5. Оценка заболеваемости
№ п/п | Работник | Критерии оценки заболеваемости | Балл | Примечание | ||
Суммарная продолжительность ВУТ | Количество случаев ОРВИ | Наличие хронических заболеваний | ||||
Работник 1 | ||||||
Работник 2 | ||||||
Работник 3 | ||||||
Сумма баллов | ||||||
Количество работников | ||||||
Показатель заболеваемости (З) | рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству работников |
Примечание: Показатель заболеваемости (З) работников данной профессии (должности) (профессиональной группы) определяется на основе комплексной проверки и анализа листов о временной нетрудоспособности работников данной профессии и равен одному, если за отчетный период по данной профессии не зарегистрировано листов о временной нетрудоспособности. Если за отчетный период по данной профессии были зарегистрированы листы о временной нетрудоспособности, показатель заболеваемости (З) рассчитывается как отношение суммы баллов к количеству работников данной профессии (профессиональной группы).
Балл по каждому работнику устанавливается в зависимости от суммарной продолжительности временной утраты нетрудоспособности, количества случаев острых респираторных вирусных инфекций в год, наличия хронических заболеваний на основе комплексной проверки и анализа листов о временной нетрудоспособности:
1 балл, если суммарная продолжительность временной утраты нетрудоспособности не более 7 дней в год, количество случаев острых респираторных вирусных инфекций в год не более 1 раза в год, при отсутствии хронических заболеваний;
2 балла, если суммарная продолжительность временной утраты нетрудоспособности не более 14 дней в год, количество случаев острых респираторных вирусных инфекций в год не более 2 раз в год, при отсутствии хронических заболеваний;
3 балла, если суммарная продолжительность временной утраты нетрудоспособности не более 21 дня в год, количество случаев острых респираторных вирусных инфекций в год не более 3 раз в год, при наличии хронических заболеваний;
4 балла, если суммарная продолжительность временной утраты нетрудоспособности более 21 дня в год, количество случаев острых респираторных вирусных инфекций в год более 3 раз в год, при наличии хронических заболеваний;
5 баллов, при наличии зарегистрированных профессиональных заболеваний.
6. Расчет степени профессионального риска
№ п/п | Наименование профессии (профессиональной группы) | Показатель | Степень ПР | ||||
В | Т | ОБ | СИЗ | З | |||
ВСЕГО |
Степень профессионального риска: ___________________________________
Ответственное лицо по оценке профессиональных рисков
_______________ __________________________________________________
подпись Ф.И.О. (при его наличии)
"____" ___________20___ года
или Специалист экспертной организации:
_______________ __________________________________________________
подпись Ф.И.О. (при его наличии)
"____" ___________20___года
С результатами оценки профессионального риска ознакомлен (ы):
__________________________________________________________________
Ф.И.О. (при его наличии), дата подпись
__________________________________________________________________
Ф.И.О. (при его наличии), дата подпись
Расшифровка аббревиатур:
ФИО – фамилия, имя, отчество (при его наличии);
ОТ – охрана труда;
ТБ – техника безопасности;
СИЗ – средства индивидуальной защиты;
ПДУ – предельно допустимые нормы уровни;
ПДК – предельно допустимые концентрации;
ГОСТ – государственный стандарт;
СТ РК - стандарты Республики Казахстан;
ВУТ – временная утрата трудоспособности;
ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции;
В – показатель вредности условий труда;
Т – показатель травмоопасности условий труда;
ОБ – показатель безопасности производственного оборудования;
З – показатель заболеваемости;
Дб - балл документационной оценки безопасности оборудования;
Вб – балл визуальной оценки безопасности оборудования;
ПР – профессиональный риск.
Приложение 3 к Правилам управления профессиональными рисками |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖУРНАЛ
регистрации листов о временной нетрудоспособности
№ п/п | Ф.И.О. | Наименование профессии | Наименование структурного подразделения | Вид деятельности | Вид временной нетрудоспособности* (Тр/З) | Период нетрудо способности | Общее количество дней нетрудоспособности | Код болезни по МКБ-10 | Пол | Возраст | Режим лечения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Примечание:
столбец 5: указывается А, если работник относится к административно-управленческому, П, если к производственному, В, если к вспомогательному персоналу;
столбец 6: указывается Тр, если имеет место травма, З, если имеет место заболевание;
столбец 7: указывается период нетрудоспособности с какого числа и по какое число включительно в формате дд/мм/гг.;
столбец 13: указывается А, если амбулаторное лечение, С -стационарное лечение.
Расшифровка аббревиатур:
ФИО – фамилия, имя, отчество (при его наличии);
МКБ – международная классификация болезней;
Тр – травма;
З – заболевание.
Приложение 4 к Правилам управления профессиональными рисками |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТЧЕТ
по результатам оценки профессиональных рисков
ПОДГОТОВЛЕНО
Ответственное лицо по ОТ и ТБ___________ ____________________ подпись ФИО
"____" ___________20___ г.
или
Руководитель экспертной организации _______________ ____________________
подпись ФИО
"____" ___________20___ г.
Примечание: * при отсутствии Производственного совета ответственным лицом является второе ответственное лицо после руководителя предприятия (например, технический директор и главный инженер).
1. Общие сведения
Экспертная организация | ||
Адрес организации | ||
Основание проведения оценки профессиональных рисков | ||
Полное и сокращенное наименование предприятия | ||
Организационно-правовая форма | ||
Юридический адрес | ||
Фактический адрес | ||
Вид экономической деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД)/ Класс профессионального риска | ||
Показатели профессионально-квалификационной структуры предприятия | Количество профессий | Численность работников |
ВСЕГО по предприятию, в том числе: | ||
Административная деятельность | ||
Производственная деятельность | ||
Вспомогательная деятельность |
Расшифровка аббревиатур:
ФИО – фамилия, имя, отчество (при его наличии);
ОТ и ТБ – охрана труда и техника безопасности;
ОКЭД – общий классификатор экономической деятельности.
Приложение 5 к Правилам управления профессиональными рисками |
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия ______________________ ФИО "___" ______________ 20____ г. |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПЛАН
мероприятий по управлению профессиональными рисками
Год________
Структурное подразделение | Профессия | Степень риска | Корректирующие меры | Степень риска и ожидаемые результаты | Ответственные лица | Срок выполнения | Контроль выполнения |
Ответственное лицо по ОТ ____________ _______________________
подпись ФИО
"____" ___________20___ г.
Расшифровка аббревиатур:
ФИО – фамилия, имя, отчество (при его наличии);
ОТ – охрана труда.
Приложение 6 к Правилам управления профессиональными рисками |
|
Форма |
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аналитические данные результатов оценки профессионального риска
1. Анализ вредности условий труда (производственных факторов)
Структурное подразделение | Наименование профессии (должности) | Количество работников | Химические факторы | Физические факторы | Биологические факторы | Психофизиологические факторы | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Административная деятельность | |||||||
2. Производственная деятельность | |||||||
3. Вспомогательная деятельность | |||||||
2. Анализ травмоопасности условий труда (производственных факторов)
№ | Структурное подразделение | Наименование профессии (должности) | Количество работников | Виды факторов (риска) травмирования | Степень травмоопасности трудового процесса | Оценка травмоопасности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Административная деятельность | ||||||
2. Производственная деятельность | ||||||
3. Вспомогательная деятельность | ||||||
3. Анализ безопасности производственного оборудования
№ п/п | Структурное подразделение | Наименование профессии (должности) | Количество работников | Наименование оборудования | Критерии документированной оценки | ||
Дата ввода в эксплуатацию оборудования | Срок эксплуатации, лет | Соответствие сроку эксплуатации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 Административная деятельность | |||||||
2 Производственная деятельность | |||||||
3 Вспомогательная деятельность | |||||||
Продолжение таблицы
Критерии документированной оценки | Оценка безопасности производственного оборудования | ||||
Наличие документации | |||||
Техническая | Эксплуатационная (наличие инструкции по эксплуатации) | Поверочная | |||
Документированная оценка | Визуально-техническая оценка | Итого | |||
1. Административная деятельность | |||||
2. Производственная деятельность | |||||
3. Вспомогательная деятельность | |||||
4. Анализ обеспеченности СИЗ
№ п/п | Структурное подразделение | Наименование профессии (должности) | Количество работников | Наименование СИЗ | Норма выдачи на год (единица) | Наличие СИЗ по факту | Документация | Оценка об-ти СИЗ | Примечание | ||
Соответствие Нормам (0/1) | Наличие сертификата качества (0/1) | Наличие документации (0/1) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Административная деятельность | |||||||||||
2. Производственная деятельность | |||||||||||
3. Вспомогательная деятельность | |||||||||||
5. Анализ заболеваемости
№ п/п | Наименование структурного подразделения | Наименование профессии (должности) | Количество работников | Удельный вес профессии | Количество работников, которым установлена степень риска заболеваемости | Степень риска заболеваемости по профессии | Степень риска заболеваемости по профессии с учетом удельного веса | Степень риска заболеваемости по структурному подразделению |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Административная деятельность | ||||||||
2. Производственная деятельность | ||||||||
3. Вспомогательная деятельность | ||||||||
Расшифровка аббревиатур:
СИЗ – средства индивидуальной защиты.
_______________________________