В соответствии с подпунктом 11) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа и.о. Министра здравоохранения РК от 26.06.2024 № 31 (вводится в действие с 23.10.2024).1. Утвердить прилагаемые правила определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа.
2. Комитету медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан |
А. Цой |
Утвержден приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 октября 2020 года № ҚР ДСМ-147/2020 |
Правила определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа
Сноска. Правила - в редакции приказа и.о. Министра здравоохранения РК от 26.06.2024 № 31 (вводится в действие с 23.10.2024).
Глава 1. Общее положение
1. Настоящие правила определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) стандарт в области здравоохранения (далее – стандарт) – нормативный правовой акт, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики для обеспечения стандартизации в области здравоохранения в сфере медицинской, фармацевтической деятельности, образовательной и научной деятельности в области здравоохранения, цифрового здравоохранения;
2) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);
3) организация здравоохранения – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;
4) медицинские услуги – действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку;
5) медицинский инцидент – событие, связанное с оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами организации оказания медицинской помощи и с использованием технологий, оборудования и инструментов, обусловленное отклонением от нормального функционирования организма, которое может нанести вред жизни и здоровью пациента, а также привести к смерти пациента, за исключением случаев, предусмотренных административным и уголовным законодательством Республики Казахстан;
6) служба поддержки пациента и внутренней экспертизы (далее – Служба) – структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее деятельность по управлению качеством медицинских услуг.
Глава 2. Порядок определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учета и анализа
3. К медицинским инцидентам при оказании медицинской помощи относятся:
анафилактический шок, обусловленный патологической реакцией на адекватно назначенное и правильно примененное лекарственное средство (Т88.6);
аллергическая реакция на адекватно назначенное и правильно введенное лекарственное средство (Т88.7);
неблагоприятная реакция, вызванная хирургическим и терапевтическим вмешательством (Т88.9);
обращения за медицинской помощью по поводу неосложненных послеоперационных состояний (Z43, Z 44, Z93);
осложнения хирургических процедур во время беременности, родов и в послеродовом периоде (О00-О99);
осложнения, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией (Т80);
осложнения, обусловленные ортопедическими устройствами, имплантатами и трансплантатами (Т82-85);
дерматит, обусловленный лекарственными средствами и медикаментами (L23.3, L24.4, L25.1, L27.0-027.1);
отказ и отторжение пересаженных органов и тканей (Т86)
отравление и токсическое действие лекарственных средств и химических веществ (T36-T65);
осложнения, связанные с сердечными и сосудистыми устройствами, имплантатами и трансплантатами (Т82);
осложнения, связанные с мочеполовыми протезными устройствами, имплантатами и трансплантатами отмирание и отторжение пересаженных органов и тканей (Т83);
осложнения, связанные с внутренними ортопедическими протезными устройствами, имплантатами и трансплантатами (Т84);
отмирание и отторжение пересаженных органов и тканей (Т86);
перелом кости, связанный с введением ортопедического имплантата, суставного протеза или костной пластины (М96.6);
несовместимость между пациентом и лекарственным средством;
несовместимость между пациентом и медицинским изделием;
без идентифицированного медицинского изделия или проблем с его использованием;
проблема подачи или забора жидкости или газа при использований медицинского изделия;
непредвиденное механическое воздействие медицинского изделия на пациента.
4. Медицинские инциденты по кодам Международной классификации болезней 10-го пересмотра (далее – МКБ-10) согласно пункта 3 настоящих Правил, определяются при проведении самооценки в рамках внутренней экспертизы качества медицинских услуг, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.
Самооценка проводится один раз в месяц путем анализа пролеченных случаев в соответствии с графиком, формируемым медицинской организацией самостоятельно.
5. Медицинский работник (средний медицинский работник, врач, руководитель структурного подразделения) при определении медицинского инцидента, направляет информацию в Службу в течение суток с момента выявления с указанием обстоятельств и причин.
За своевременное выявление и информирование о медицинском инциденте, руководитель медицинской организации с учетом имеющихся возможностей устанавливает дополнительное материальное стимулирование медицинских работников.
6. Служба, в течение 5 (пяти) рабочих дней формирует справку (сводную информацию) о медицинском инциденте.
После одобрения руководителем медицинской организации справки (сводной информации), Служба в течение 3 (трех) рабочих дней направляет информацию о медицинском инциденте в организацию подведомственную уполномоченному органу в области здравоохранения (далее – организация).
7. Организация проводит учет медицинских инцидентов на основе информации представленной медицинскими организациями, а также государственных органов в сферах оказания медицинских услуг (помощи), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий либо их территориальными подразделениями, определивших медицинский инцидент при проведении государственного контроля.
8. При учете медицинских инцидентов указываются события, причины медицинского инцидента, краткое описание случаев, в том числе анамнеза (жизни, заболевания) пациента; наименование медицинской организации не указывается.
9. Анализ фактов наступления медицинского инцидента осуществляется посредством внутреннего аудита медицинской организации, местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы, государственными органами, осуществляющими государственный контроль в сферах оказания медицинских услуг (помощи), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также уполномоченным органом.
10. По результатам анализа медицинского инцидента вырабатываются меры по устранению и предотвращению повторных случаев медицинского инцидента при оказании медицинских услуг, а также актуализируются правовые акты в области здравоохранения.