Сноска. Утратил силу приказом Министра просвещения РК от 03.08.2022 № 348 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) следующие изменения:
приложение 5 указанного приказа изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
приложение 6 указанного приказа изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту технического и профессионального образования, Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический Департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятиях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о Министра образования и науки Республики Казахстан |
Б. Асылова |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
_________________
"_____" __________2021 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
________________
"_____" __________2021 года
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
________________
"_____" __________2021 года
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки, к уровню подготовки обучающихся, сроку обучения по образовательным программам технического и профессионального образования (далее – образовательные программы ТиПО).
Настоящий ГОСО применяется организациями образования, реализующими образовательные программы ТиПО (далее – организации ТиПО), в том числе в военных, специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ ТиПО.
2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:
1) компонент ВСУЗа – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, определяемых ВСУЗом самостоятельно для освоения образовательной программы;
2) войсковая стажировка – вид учебной деятельности в военных, специальных учебных заведениях, направленный на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения функциональных обязанностей, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
3) базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося;
4) базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося;
5) индивидуальный компонент обучающегося – часть образовательной программы, направленная на расширение практического опыта освоения квалификации через проектную работу;
6) компонент по выбору организации образования – перечень дисциплин и (или) модулей, определяемых организацией ТиПО в соответствии с региональным планом развития, требованиями работодателей, с учетом стандартов WorldSkills в рамках освоения образовательной программы;
7) демонстрационный экзамен – форма проведения промежуточной и/или итоговой аттестации, позволяющая обучающемуся практически продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции;
8) дипломная работа (проект) – итоговая самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой обобщение результатов освоения обучающимся образовательной программы ТиПО;
9) индивидуальный учебный план – учебный план обучающегося, способствующий реализации индивидуальных образовательных потребностей в пределах осваиваемой образовательной программы ТиПО;
10) проектная работа – практическая и/или творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством педагога или наставника;
11) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ТиПО для конкретной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;
12) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ТиПО, регламентирующий перечень, объемов учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;
13) профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
14) профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции;
15) консультация – форма учебных занятий, которая обеспечивает помощь обучающимся при освоении образовательной программы;
16) кредит – числовое выражение общего веса результатов обучения в квалификации либо отдельного компонента квалификации;
17) кредитно-модульная система обучения – модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве кредитной и модульной технологиях обучения;
18) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и (или) модулей, осваиваемых обучающимися в обязательном порядке;
19) факультативные занятия – дополнительное обучение с целью углубления знаний, развития интересов, способностей обучающихся в рамках выбранной специальности, не входящее в обязательное обучение.
Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования с ориентиром на результаты обучения
3. Содержание ТиПО определяется образовательными программами и ориентируется на результаты обучения.
Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает:
при подготовке квалифицированных рабочих кадров:
1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей;
2) выполнение лабораторно-практических занятий;
3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;
4) сдачу промежуточной и итоговой аттестации.
при подготовке специалистов среднего звена:
1) изучение общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей;
2) выполнение лабораторно-практических занятий;
3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;
4) выполнение курсового и дипломной (письменной или практической) работы, если иное не предусмотрено рабочими учебными программами и планом;
5) сдачу промежуточной и итоговой аттестации.
В ВСУЗах содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождение войсковой стажировки.
4. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется с учетом профиля специальности по направлениям: общественно-гуманитарное, естественно-математическое.
К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля специальности относятся: "Казахский язык" и "Казахская литература" , "Русский язык и литература" (для групп с казахским языком обучения), "Русский язык" и "Русская литература", "Казахский язык и литература" (для групп с русским языком обучения), "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История Казахстана", "Самопознание", "Физическая культура", "Начальная военная и технологическая подготовка".
В зависимости от профиля специальности организации ТиПО выбирают для изучения по две дисциплины углубленного и стандартного уровней обучения.
К дисциплинам углубленного уровня обучения естественно-математического профиля относятся: "Физика", "Химия", "Биология", "География". К дисциплинам стандартного уровня обучения относятся: "Всемирная история", "Биология", "География".
К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся "Всемирная история", "Химия", "Биология", "География". К дисциплинам стандартного уровня обучения относятся: "Физика", "Химия", "Графика и проектирование".
К дисциплинам углубленного уровня обучения по профилю "Искусство и культура" относятся "Иностранный язык", "Всемирная история", "География", "Химия". К дисциплинам стандартного уровня обучения относятся: "Физика", "Биология", "Графика и проектирование".
Перечень и объем общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от профиля специальности организацией ТиПО самостоятельно.
Общеобразовательные дисциплины изучаются на 1-2 курсе и могут интегрироваться в базовые и/или профессиональные модули.
Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения, из них допускается планирование 2 часов в неделю за счет факультативных занятий или спортивных секций.
Для ВСУЗов занятия по "Физической подготовке" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю. По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.
Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое, актерское искусство) занятия по "Физической культуре" реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.
Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу "Основы медицинских знаний" – раздельно. К практическим занятиям по разделу "Основы военного дела" девушки не привлекаются. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы (за исключением профиля "Искусство и культура") совместно с местными органами военного управления. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях ТиПО под руководством медицинского работника. Cодержание учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебной дисциплины "Начальная военная и технологическая подготовка" (за исключением ВСУЗов).
5. Образовательные программы разрабатываются организациями ТиПО самостоятельно с участием работодателей на основе настоящих требований ГОСО, профессиональных стандартов (при наличии), профессиональных стандартов WorldSkills (при наличии).
Образовательная программа включает: паспорт, рабочий учебный план и рабочие учебные программы.
6. Для формирования базовых компетенций организация ТиПО предусматривает изучение общегуманитарных, социально-экономических дисциплин или базовых модулей (за исключением военных специальностей).
Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и национального самосознания, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Образовательные программы ТиПО предусматривают изучение следующих базовых модулей:
1) развитие и совершенствование физических качеств;
2) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;
3) применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства;
4) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе.
Допускается включение дополнительных базовых модулей.
Включение модуля "Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе" необходимо предусмотреть в образовательных программах по подготовке специалистов среднего звена.
По усмотрению организации ТиПО базовые модули интегрируются в профессиональные модули в зависимости от профиля специальности, за исключением военных специальностей.
7. Содержание профессиональных модулей и (или) специальных дисциплин учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.
Профессиональные модули (дисциплины) определяются организацией ТиПО самостоятельно.
В целях расширения практического опыта освоения квалификации по усмотрению организации ТиПО реализуется индивидуальный компонент обучающегося через проектную работу в рамках профессиональных модулей.
8. Образовательные программы ТиПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.
Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются планом учебного процесса и рабочими учебными программами.
Образовательные программы ТиПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).
В ВСУЗах профессиональная практика включает практические и методические занятия по дисциплинам, определяющим боевую подготовку. Занятия проводятся в классах, лабораториях, на учениях и на полевых выходах. Данные занятия направлены на приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Сроки проведения и содержание практических занятий определяются рабочими учебными планами, графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.
В ВСУЗах количество учебного времени на профессиональную практику, войсковую стажировку, на изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, и специальных дисциплин, определяется соответствующим уполномоченным органом.
9. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Контрольные работы, зачеты и курсовые проекты (работы) проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины и/или модуля, экзамены - в сроки, отведенные на промежуточную и/или итоговую аттестацию.
Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является экзамен.
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения; русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения; истории Казахстана, математике и дисциплине углубленного уровня.
Экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся за счет кредитов/часов, выделенных на модуль "Общеобразовательные дисциплины".
Квалификационный экзамен проводится после освоения каждой рабочей квалификации в форме практической работы или демонстрационного экзамена в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организаций ТиПО и/или на производственных площадках предприятий.
Итоговая и (или) промежуточная аттестация для специальностей сферы искусства и культуры предусматривает выполнение творческих заданий.
Положение о творческом задании разрабатывается организациями ТиПО самостоятельно.
Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.
Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями (с несохранным интеллектом) проводится в виде выполнения практической работы, для других категорий – определяется организацией ТиПО самостоятельно.
10. Рабочие учебные планы разрабатываются на основе моделей учебного плана ТиПО, согласно приложениям 1, 2 ГОСО.
11. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ТиПО.
12. Рабочие учебные программы и планы по специальности "Хореографическое искусство" разрабатываются с учетом приема с 4 (5) класса и с 9 класса (после 9 класса).
13. При разработке образовательных программ организации ТиПО:
1) самостоятельно определяют объем и содержание дисциплин/модулей с сохранением общего количества кредитов/часов отведенное на обязательное обучение;
2) определяют последовательность, перечень и количество модулей/квалификаций в рамках одной специальности;
3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.
14. Для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются:
1) специальные учебные программы, предусматривающее частичное или полное освоение образовательной программы ТиПО, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c несохранным интеллектом);
2) индивидуальные учебные программы и планы на основе образовательной программы по специальности ТиПО, с учетом физических нарушений и индивидуальных возможностей обучающихся (для лиц c сохранным интеллектом).
15. Содержание образовательной программы, основанной на результатах обучения, позволяет выстраивать траектории обучения с освоением:
рабочих квалификаций;
рабочих квалификаций и специалиста среднего звена;
специалиста среднего звена.
Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся
16. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю, а также факультативные занятия и консультации.
17. Для ВСУЗов на учениях, в период проведения полевых выходов, на полигонах, всех видов практик, войсковых стажировок учебная работа планируется из расчета до 54 часов учебных занятий в неделю.
18. Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов/1440 часов на учебный год.
Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.
19. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждой дисциплине и (или) модулю или другим видам учебной работы.
1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.
20. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.
Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
21. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.
Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся при достижении следующих уровней подготовки:
- при подготовке квалифицированных рабочих кадров: вести деятельность с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, применять базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, решать стандартные и простые однотипные практические задачи, выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов;
- при подготовке специалистов среднего звена: вести руководство стандартной работой других с учетом значимых социальных и этических аспектов, нести ответственность за собственное обучение и обучение других, применять профессиональные (практические и теоретические) знания для осуществления деятельности и практического опыта, решать типовые практические задачи широкого спектра, требующие самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбирать технологические пути осуществления деятельности, вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.
Глава 5. Требования к срокам обучения
22. Сроки освоения образовательных программ ТиПО зависят от сложности и/или количества квалификаций и определяются объемом предусмотренных кредитов/часов согласно моделей ГОСО.
Приложение 1 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования |
Модель учебного плана технического и профессионального образования
№ | Наименование модулей и видов учебной деятельности | Количество кредитов/часов | |||
для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом) | на базе основного среднего образования | на базе общего среднего образования | на базе технического и профессионального образования, высшего образования | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Модуль "Общеобразовательные дисциплины"* | + | 60/1440 | - | - |
2 | Базовые модули | + | + | + | |
3 | Профессиональные модули | ||||
3.1 | Профессиональные модули по рабочим квалификациям** | + | + | + | |
3.2 | Профессиональные модули квалификации специалиста среднего звена** | + | + | + | |
4 | Промежуточная аттестация | + | + | + | + |
5 | Итоговая аттестация | + | + | + | + |
Итого на обязательное обучение | |||||
Квалифицированные рабочие кадры | 120/2880 | 120/2880-180/4320*** | 60/1440-120/2880*** | - | |
Специалист среднего звена | - | 180/4320-240/5760**** | 120/2880-180/4320**** | 60/1440 | |
6 | Факультативные занятия | не более 4-х часов в неделю | |||
7 | Консультации | не более 100 часов на учебный год | |||
Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах | 138/3312 | 206/4944-274/6576 | 138/3312-206/4944 | 69/1656 |
Примечание:
* по специальности "Хореографическое искусство" составляет 38/912 кредитов/ часов.
** производственное обучение и/или профессиональная практика составляет не менее 40 % от профессионального модуля.
*** определяется в зависимости от сложности и (или) количества квалификаций.
**** определяется в зависимости от объема учебного времени, отведенного для уровня квалифицированных рабочих кадров.
Приложение 2 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования |
Модель учебного плана технического и профессионального образования для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена
№ | Наименование циклов, дисциплин и видов учебной деятельности | Количество кредитов/часов | |||
для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом) | на базе основного среднего образования | на базе общего среднего образования | на базе ТиПО, высшего образования | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Квалифицированные рабочие кадры | |||||
1 | Общеобразовательные дисциплины | + | 60/1440 | - | - |
2 | Общегуманитарные дисциплины | + | + | + | + |
3 | Общепрофессиональные дисциплины | + | + | + | + |
4 | Специальные дисциплины | + | + | + | + |
5 | Производственное обучение и профессиональная практика* | + | не менее 40 % от общего объема учебного времени на обязательного обучение | ||
6 | Промежуточная аттестация | + | + | + | + |
7 | Итоговая аттестация | + | + | + | + |
Итого на обязательное обучение | 120/2880 | 120/2880-180/4320** | 60/1440-120/2880** | 60/1440 | |
8 | Факультативные занятия | не более 4-х часов в неделю | |||
9 | Консультации | не более 100 часов на учебный год | |||
Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах | 138/3312 | 138/3312-207/4968** | 69/1656-138/3312** | 69/1656 | |
Специалист среднего звена | |||||
1 | Общеобразовательные дисциплины | 60/1440 | - | - | |
2 | Общегуманитарные дисциплины | + | + | + | |
3 | Социально-экономические дисциплины | + | + | + | |
4 | Общепрофессиональные дисциплины | + | + | + | |
5 | Специальные дисциплины | + | + | + | |
6 | Производственное обучение и профессиональная практика* | не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучение | |||
7 | Промежуточная аттестация | + | + | + | |
8 | Итоговая аттестация | + | + | + | |
Итого на обязательное обучение | - | 180/4320-240/5760 | 120/2880-180/4320 | 60/1440 | |
9 | Факультативные занятия | не более 4-х часов в неделю | |||
10 | Консультации | не более 100 часов на учебный год | |||
Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах | 206/4944-274/6576** | 138/3312-206/4944** | 69/1656 |
Примечание:
*в том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование.
** определяется в зависимости от сложности квалификаций.
Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования (далее – ГОСО) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки, к уровню подготовки обучающихся, сроку обучения по образовательным программам послесреднего образования (далее – образовательные программы ПО).
Настоящий ГОСО применяется организациями образования, реализующими образовательные программы ПО (далее – организации ПО) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ ПО.
2. В ГОСО применяются следующие термины и определения:
1) базовая компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для личностной, социальной и профессиональной деятельности обучающегося;
2) базовый модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование базовой компетенции обучающегося;
3) индивидуальный компонент обучающегося – часть образовательной программы, направленная на расширение практического опыта освоения квалификации через проектную работу;
4) компонент по выбору организации образования – перечень модулей, определяемых организацией ПО в соответствии с региональным планом развития, требованиями работодателей, с учетом стандартов WorldSkills в рамках освоения образовательной программы;
5) демонстрационный экзамен – форма проведения промежуточной и/или итоговой аттестации, позволяющая обучающемуся практически продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции;
6) дипломная работа (проект) – итоговая самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой обобщение результатов освоения обучающимся образовательной программы ПО.
7) индивидуальный учебный план – учебный план обучающегося, способствующий реализации индивидуальных образовательных потребностей в пределах осваиваемой образовательной программы послесреднего образования;
8) проектная работа – практическая и/или творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством педагога или наставника;
9) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования для конкретного модуля рабочего учебного плана;
10) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования, регламентирующий перечень, объемов учебных модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;
11) профессиональная компетенция – способность решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
12) профессиональный модуль – функционально завершенный структурный элемент образовательной программы, направленный на формирование профессиональной компетенции;
13) консультация – форма учебных занятий, которая обеспечивает помощь обучающимся при освоении образовательной программы;
14) кредит – числовое выражение общего веса результатов обучения в квалификации либо отдельного компонента квалификации;
15) кредитно-модульная система обучения – модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве кредитной и модульной технологиях обучения;
16) обязательный компонент – перечень учебных модулей, осваиваемых обучающимися в обязательном порядке;
17) факультативные занятия – дополнительное обучение с целью углубления знаний, развития интересов, способностей обучающихся в рамках выбранной специальности, не входящее в обязательное обучение.
Глава 2. Требования к содержанию послесреднего образования с ориентиром на результаты обучения
3. Содержание послесреднего образования определяется образовательными программами и ориентируется на результаты обучения.
Содержание образовательных программ послесреднего образования предусматривает освоение базовых и профессиональных модулей, включающих теоретические занятия, выполнение лабораторно-практических работ, прохождение производственного обучения и профессиональной практики.
4. Образовательные программы разрабатываются организациями ПО самостоятельно с участием работодателей на основе настоящих требований ГОСО, профессиональных стандартов (при наличии), профессиональных стандартов WorldSkills (при наличии).
Образовательная программа включает: паспорт, рабочий учебный план и рабочие учебные программы.
5. Содержание образовательных программ ПО предусматривает изучение интегрированных в модули образовательных программ технического и профессионального образования с включением отдельных модулей или дисциплин образовательных программ бакалавриата.
6. Образовательные программы ПО структурируются на основе компетентностного подхода с применением кредитно-модульной технологии.
Образовательные программы ПО разрабатываются организациями ПО на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ, необходимых для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности.
7. Для формирования базовых компетенций организация ПО предусматривает изучение базовых модулей.
Базовые компетенции направлены на формирование здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и трудовом коллективе, развитие чувств патриотизма и национального самосознания, приобретение навыков предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Образовательные программы ПО предусматривают изучение следующих базовых модулей:
1) развитие и совершенствование физических качеств;
2) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;
3) Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе;
4) Применение основных закономерностей и механизмов функционирования современной экономической системы в профессиональной деятельности.
По усмотрению организации ПО базовые модули интегрируются в профессиональные модули в зависимости от профиля специальности.
Допускается включение дополнительных базовых модулей.
8. Содержание профессиональных модулей учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.
Профессиональные модули определяются организацией ПО самостоятельно.
В целях расширения практического опыта освоения квалификации по усмотрению организации ПО реализуется индивидуальный компонент обучающегося через проектную работу в рамках профессиональных модулей.
9. Образовательные программы ПО наряду с теоретическим обучением предусматривают прохождение производственного обучения и профессиональной практики.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.
Сроки проведения и содержание производственного обучения и профессиональной практики определяются планом учебного процесса и рабочими учебными программами.
Образовательные программы ПО с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).
10. Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Контрольные работы, зачеты и курсовые проекты (работы) проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение модуля, экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.
Итоговая и (или) промежуточная аттестация для специальностей сферы искусства и культуры предусматривает выполнение творческих заданий.
Положение о творческом задании организация ПО разрабатывает самостоятельно.
Квалификационный экзамен проводится в форме практической работы или демонстрационного экзамена в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организаций ПО и/или на производственных площадках предприятий.
Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы. Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ПО.
11. Рабочие учебные планы разрабатываются на основе модели учебного плана ПО, согласно приложению ГОСО.
12. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем модулям учебного плана с ориентиром на результаты обучения и утверждаются организацией ПО.
13. При разработке образовательных программ организации ПО:
1) самостоятельно определяют объем и содержание модулей с сохранением общего количества кредитов/часов отведенное на обязательное обучение;
2) определяют последовательность, перечень и количество модулей/квалификаций в рамках одной специальности;
3) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.
14. Содержание образовательной программы ПО предусматривает подготовку прикладных бакалавров с освоением рабочих квалификаций и обеспечивает преемственность уровней образования и перезачет результатов обучения и кредитов/часов на следующем уровне образования по родственным специальностям (квалификациям).
Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся
15. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю, а также факультативные занятия и консультации.
16. Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов/1440 часов на учебный год.
Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.
17. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждому модулю или другим видам учебной работы.
1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.
18. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.
Глава 4. Требования к уровню подготовки обучающихся
19. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.
Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся: вести самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждение проблемы, аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией, применять широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области, выполнять самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач, решать практические задачи, предполагающие многообразие способов решения и их выбор, применять творческий подход (или умения и навыки самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем), вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.
Глава 5. Требования к срокам обучения
20. Сроки освоения образовательных программ определяются в зависимости от уровня образования:
- на базе общего среднего образования 180 кредитов;
- на базе технического и профессионального образования с квалификацией квалифицированных рабочих кадров 120 кредитов;
- на базе технического и профессионального образования с квалификацией специалиста среднего звена 60 кредитов.
Приложение к государственному общеобязательному стандарту послесреднего образования |
Модель учебного плана послесреднего образования
№ | Наименование модулей и видов учебной деятельности | Количество кредитов/часов | ||
На базе общего среднего образования | На базе технического и профессионального образования с квалификацией квалифицированных рабочих кадров | На базе технического и профессионального образования с квалификацией специалиста среднего звена | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Базовые модули | + | + | + |
2 | Профессиональные модули | |||
2.1 | Профессиональные модули по уровню квалифицированных рабочих кадров* | 60/1440 | - | - |
2.2 | Профессиональные модули квалификации прикладного бакалавра* | 120/2880** | 120/2880** | 60/1440 |
3 | Промежуточная аттестация | + | + | + |
4 | Итоговая аттестация | + | + | + |
Итого на обязательное | 180/4320 | 120/2880 | 60/1440 | |
5 | Факультативные занятия | не более 4-х часов в неделю | ||
6 | Консультации | не более 100 часов на учебный год | ||
Всего | 206/4944 | 138/3312 | 69/1656 |
Примечание:
* Производственное обучение и/или профессиональная практика составляет не менее 40 % от профессионального модуля.
** Предусмотрено освоение профессиональных модулей родственной квалификации специалиста среднего звена.