В соответствии с пунктом 2 статьи 144 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые правила ликвидации исторического загрязнения.
2. Департаменту государственной политики в управлении отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Утвержден приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 27 августа 2021 года № 345 |
Правила ликвидации исторического загрязнения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила ликвидации исторического загрязнения (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок ликвидации исторического загрязнения.
2. В Правилах используются следующие понятия:
1) историческим загрязнением признается накопленный экологический ущерб, причиненный водам и (или) землям, который возник в результате прежней деятельности, в том числе совокупности воздействий различных видов антропогенной деятельности, обязанности по устранению, которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;
2) объектами исторического загрязнения признаются территории и акватории или их отдельные участки, на которых выявлены исторические загрязнения, а также бесхозяйные объекты капитального строительства и хранения или захоронения отходов, являющиеся источником исторического загрязнения.
3) мониторинг состояния окружающей среды представляет собой деятельность, включающую наблюдения, сбор, хранение, учет, систематизацию, обобщение, обработку и анализ данных, оценку состояния загрязнения окружающей среды, производство информации о состоянии загрязнения окружающей среды, в том числе прогностической информации, и предоставление указанной информации государственным органам, иным физическим и юридическим лицам.
Иные понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Кодексом.
Глава 2. Проект ликвидации исторического загрязнения
3. Работы по ликвидации исторического загрязнения включают в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерные изыскания (геодезические, геологические, гидрометеорологические, гидрогеологические, экологические), разработку проекта работ по ликвидации исторического загрязнения, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации исторического загрязнения, контроль и приемку выполненных работ, и дальнейший мониторинг состояния окружающей среды.
4. Для проведения разработки проекта по ликвидации исторического загрязнения местные исполнительные органы районов, городов, в отношении отдельных объектов уполномоченный орган в области охраны окружающей среды привлекают организации, имеющие лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках".
5. Проект ликвидации исторического загрязнения состоит из:
1) пояснительной записки, в которой отражаются мероприятия, включая рекультивацию, проводимых с целью приведения производственных объектов и земельных участков в состояние, обеспечивающее безопасность окружающей среды, жизни и здоровья населения в произвольной форме за подписью первого руководителя;
2) инженерно-изыскательной и графической документации, полностью отражающую фактическое состояние поверхностных и подземных (с результатами анализов) водных и земельных ресурсов за подписью ответственного лица;
3) копии топографических планов земной поверхности, геологической карты;
4) схемы размещения ликвидируемых исторических загрязнений за подписью первого руководителя;
5) детального описания мероприятий по ликвидационным работам исторического загрязнения за подписью первого руководителя;
6) используемого оборудования для ликвидационных работ;
7) оценки воздействия ликвидации исторического загрязнения на окружающую среду за подписью первого руководителя;
8) акта по порядку проведения обследований и инженерных изысканий.
6. При ликвидации исторического загрязнения необходимо обеспечить:
1) безопасность населения и персонала, охрана недр и окружающей среды, зданий и сооружений, в том числе меры по предотвращению прорывов воды, газов;
2) предотвращение загрязнения подземных вод;
3) радиационную безопасность персонала и населения;
4) проведение оценки воздействия ликвидации исторического загрязнения на окружающую среду;
5) меры, исключающие на период ликвидации исторического загрязнения несанкционированное использование и доступ к объектам;
6) рекультивацию нарушенных земель при проведении ликвидации исторического загрязнения;
7) меры по недопущению хозяйственной деятельности на объекте находящиеся на ликвидации;
8) приведение мониторинга состояния компонентов окружающей среды для дальнейшего использования в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в зависимости от направления особенностей и режима использования данных земельных участков и местных условий.
7. Государственная экологическая экспертиза проекта ликвидации исторического загрязнения проводится в рамках процедуры выдачи экологических разрешений на воздействие и отдельное заключение государственной экологической экспертизы не выдается.
8. Проведение работ по ликвидации исторического загрязнения осуществляется в соответствии с проектом работ по ликвидации исторического загрязнения.
Глава 3. Порядок приемки работ по ликвидации исторического загрязнения
9. Приемка работ по ликвидации исторического загрязнения по их завершению осуществляется комиссией, создаваемой местным исполнительным органом районов, городов и в отношении отдельных объектов уполномоченным органом в области охраны окружающей среды из представителей уполномоченных органов в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологической службы, по изучению и использованию недр, по управлению земельными ресурсами.
10. Состав комиссии утверждается местным исполнительным органом районов, городов и в отношении отдельных объектов уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по каждому отдельному объекту в соответствии с пунктом 3 статьи 144 Кодекса.
Решения принимаются на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных проектом ликвидации исторического загрязнения, каждым членом комиссии из пяти человек без права замены. Члены приемочной комиссии по результатам непосредственного осмотра и оценки полноты, качества выполненных работ, вносят особое мнение.
Отказ от подписания акта приемки работ по ликвидации исторического загрязнения предоставляется председателю приемочной комиссии в виде особого мнения с указанием причин отказа. Члены приемочной комиссии в течении пяти дней вырабатывают рекомендации по устранению выявленных нарушений при их наличии с возобновлением приемки работ по устранению исторического загрязнения.
Дата начала работы приемочной комиссии определяется заказчиком с учетом времени, необходимого для завершения работ по техническому вооружению, и времени, необходимого для проезда членов приемочной комиссии к месту приемки объектов исторического загрязнения.
11. В течение пяти рабочих дней с даты непосредственного осмотра территории и/или акватории, на которой проходила ликвидация исторического загрязнения и предоставления документов, подтверждающих факт ликвидации исторических загрязнений (протоколы анализов, отчеты по мониторингу, топографические и гидрологические карты, сравнительные анализы и таблицы и т.п.), составляется акт приемки работ по ликвидации (далее – акт приемки), согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
К акту приемки прилагаются:
1) планы размещения ликвидированных исторического загрязнения и других производственных объектов;
2) перечень и объем фактически выполненных работ, предусмотренных проектом ликвидации исторического загрязнения;
3) справка о фактически произведенных затратах на ликвидацию исторического загрязнения;
4) данные мониторинга состояния окружающей среды;
5) к акту выполненных работ прикладывается фото и видеофиксации объекта исторического загрязнения до и после осуществления работ по ликвидации.
Решения по приемке работ принимается коллегиально членами Комиссии.
12. Комиссия прекращает свою деятельность с момента подписания акта приемки работ по ликвидации исторического загрязнения в полном объеме и вынесением коллегиального положительного решения.
В случае приемки ликвидации исторического загрязнения с нарушениями члены комиссии приемки ликвидации несут ответственность в соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
13. Перечень ликвидированных объектов исторического загрязнения по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
14. Мониторинг исторического загрязнения после проведения ликвидированных работ организуют местные исполнительные органы районов, городов. В отношении отдельных объектов, по которым ликвидация исторического загрязнения проводилась по решению Правительства Республики Казахстан организует уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. Результаты мониторинга публикуются на интернет-ресурсах местные исполнительные органы районов, городов и уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
15. Отчет о проведенной работе по ликвидации исторического загрязнения публикуется на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Отчет содержит информацию о проведении ликидационных работ: мероприятия, объем строительных и монтажных работ, сроки реализации, фактические финансовые затраты, состояние окружающей среды (атмосферный воздух, почвенный покров, акватория) ликвидированного исторического загрязнения.
Приложение 1 к Правилам ликвидации исторического загрязнения |
|
Форма |
АКТ
приемки работ по ликвидации исторического загрязнения
№_______________ | "____" _________20___года |
__________________________________________________________________
(название исторического загрязнения, местонахождение и категория)
Комиссия, созданная
__________________________________________________________________
(наименование органа, создавшего комиссию)
"____" ______________ 20 ___ года _________ в составе
Председателя (Фамилия, имя, отчество (при наличии) и занимаемая должность)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Членов (Фамилия, имя, отчество (при наличии) и занимаемая должность)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Произвели осмотр территории (акватории), на которой проводились работы по ликвидации исторического загрязнения, рассмотрели все представленные документы и материалы, характеризующие полноту и качество работ, осуществленных в целях ликвидации исторического загрязнения в соответствии с проектом ликвидации и статьи 144 Экологического кодекса Республики Казахстан.
Решение:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особое мнение (при наличии такового)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Приложение 2 к Правилам ликвидации исторического загрязнения |
|
Форма |
Перечень
ликвидированных объектов исторического загрязнения
№ п/п | Наименование ликвидированного исторического загрязнения, местонахождение | Регистрационный номер государственного реестра исторического загрязнения | Дата ликвидации исторического загрязнения | Дата акта приемки | Наименование организации, разработавшей проект ликвидации | Наименование организации, выполнившей работы по ликвидации | Наименование госоргана, принявшего акт о ликвидации исторического загрязнения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |