В соответствии с подпунктом 8) пункта 16 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 и пунктом 12 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан.
2. Департаменту стратегического анализа и развития в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Утверждена приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 82 |
Методика разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 8) пункта 16 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 и пунктом 12 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 (далее – Система государственного планирования), и раскрывает основные подходы по разработке, реализации и проведению мониторинга Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан.
2. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1) соисполнитель – центральные государственные органы, местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора, подведомственные и другие организации, с которыми осуществляется межведомственное взаимодействие по реализации Стратегии, от деятельности которых зависит достижение целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов, ответственных за их достижение в пределах своих полномочий и функциональных обязанностей;
2) национальные интересы Республики Казахстан – совокупность законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя;
3) Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Стратегия) – документ Системы государственного планирования, определяющий основные проблемы и угрозы, стратегические цели и целевые индикаторы, задачи и показатели результатов в области обеспечения национальной безопасности;
4) национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства;
5) риск национальной безопасности – ситуация, при которой формируются негативные факторы, способные воспрепятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан;
6) угрозы национальной безопасности – совокупность внешних и внутренних факторов (процессов и явлений), препятствующих или могущих препятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан;
7) вызовы национальной безопасности – совокупность опасных факторов, свидетельствующих о наличии негативных явлений, способных воспрепятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан.
Иные понятия используются в соответствии с определениями, используемыми в Системе государственного планирования.
Глава 2. Разработка Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан
3. Стратегия является документом Системы государственного планирования и разрабатывается в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года и Общенациональных приоритетов.
4. Разработка Стратегии осуществляется на пятилетний период уполномоченным органом по государственному планированию не менее чем за 1 год до завершения действия предыдущей Стратегии на основе предложений заинтересованных органов и организаций.
5. Стратегия разрабатывается в соответствии с требованиями главы 8 Системы государственного планирования и содержит следующие разделы:
1) вызовы и угрозы национальной безопасности;
2) анализ текущей ситуации;
3) цели, целевые индикаторы, показатели результатов, задачи и подходы;
4) стратегические направления национальной безопасности;
5) механизмы реализации.
6. В разделе "Цели, целевые индикаторы, показатели результатов, задачи и подходы" указывается концептуальное видение дальнейшего развития национальной безопасности, формирование благоприятных условий для реализации национальных интересов, установленных Законом Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан", в том числе задачи, подходы и меры, которые необходимо реализовать до конца периода реализации Стратегии, а также принципиальные изменения в предстоящем периоде.
7. В разделе "Анализ текущей ситуации" описывается оценка текущей ситуации состояния в области национальной безопасности, а также основные проблемы.
8. В разделе "Вызовы и угрозы национальной безопасности" отражается анализ глобальных трендов в сфере национальной безопасности, актуальных для Казахстана, позитивного опыта мировой практики по решению аналогичных вопросов, которые могут быть адаптированы к условиям Казахстана.
9. В разделе "Стратегические направления национальной безопасности" указываются стратегические направления развития национальной безопасности.
10. В разделе "Механизмы реализации" указываются основные подходы по реализации развития национальной безопасности.
11. Заинтересованные государственные органы не позднее 1 апреля за год до окончания реализации предыдущей Стратегии направляют предложения к проекту Стратегии в уполномоченный орган по государственному планированию.
12. Уполномоченный орган по государственному планированию формирует проект Стратегии, согласованный с заинтересованными государственными органами, вносит его на рассмотрение Правительства Республики Казахстан не позднее 1 мая за год до окончания реализации предыдущей Стратегии.
Глава 3. Реализация Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан
13. Для реализации Стратегии с момента ее утверждения уполномоченным органом по государственному планированию в двухмесячный срок разрабатывается План действий по управлению рисками национальной безопасности (далее – План) по форме согласно приложению 1 к настоящей Методике на основании предложений государственных органов, участвующих в реализации Стратегии.
В Плане отражаются наименование раздела Стратегии, цели, целевые индикаторы, задачи, показатели результатов, мероприятия, формы завершения мероприятий, ответственные государственные органы или организации, сроки их реализации, а также источники финансирования.
План разрабатывается на весь период реализации Стратегии.
14. В процессе реализации Стратегии обеспечивается:
согласованность в межведомственном взаимодействии;
ориентация на достижение заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
сбалансированность финансовых, трудовых и других видов задействуемых ресурсов.
15. Реализация Стратегии осуществляется посредством реализации:
Плана территориального развития страны;
концепций, национальных проектов;
планов развития государственных органов;
планов развития области, города республиканского значения, столицы;
планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний;
других документов, направленных на реализацию и развитие национальной безопасности.
16. Стратегия для своевременной и качественной реализации обеспечивается необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, материально-техническими).
17. Источниками финансирования Стратегии являются средства республиканского и местных бюджетов.
18. Распределение бюджетных средств, необходимых для достижения целей, целевых индикаторов и показателей результатов Стратегии на плановый период, осуществляется в процессе формирования проектов республиканского и местных бюджетов.
19. Предусмотренные в Стратегии цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов, достижение которых предполагается за счет финансирования из республиканского и местных бюджетов, взаимоувязаны с целями и показателями результатов бюджетных программ соответствующих государственных органов.
20. Межведомственное взаимодействие зависит от согласованных действий центральных и местных государственных органов, организаций квазигосударственного сектора, их заинтересованности и вовлеченности в процесс реализации Стратегии.
21. Государственный орган, организация, участвующая в реализации Стратегии, концентрируется на конкретных целях для достижения существенных результатов в соответствующей области национальной безопасности.
22. При реализации Стратегии особое внимание уделяется выявлению и анализу рисков, а также принятию необходимых мер по управлению рисками.
23. Риски, как и значительная часть информации, собранная в процессе разработки Стратегии, изменяются по мере их реализации и постоянно отслеживаются.
24. При возникновении новых рисков в ходе реализации Стратегии, государственные органы, соисполнители в пределах своих полномочий проводят:
1) анализ рисков – отслеживают возможные риски, которые повлияют на ход реализации Стратегии и воспрепятствуют достижению запланированных целей, целевых индикаторов и показателей результатов;
2) управление рисками – осуществляют необходимые мероприятия в случае усиления вероятности или наступления риска недостижения запланированных целей, целевых индикаторов и показателей результатов.
Анализ и управление рисками выполняются на протяжении планового периода реализации Стратегии государственными органами – соисполнителями, ответственными за достижение целей, целевых индикаторов, показателей результатов.
25. Основная цель процесса управления рисками при принятии управленческих решений – увеличение вероятности успешного достижения целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов Стратегии. Процесс управления рисками связан с принятием необходимых и своевременных решений.
26. Управление рисками содержит действия, которые предпримет государственный орган, ответственный за достижение целей, целевых индикаторов и показателей результатов.
Глава 4. Мониторинг, оценка и контроль Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан
27. Мониторинг Стратегии проводится ежегодно.
28. Ежегодный мониторинг Стратегии проводится уполномоченным органом по государственному планированию на основании информации, представленной государственными органами, соисполнителями ответственными за достижение целей, целевых индикаторов, показателей результатов, а также мероприятий согласно закреплению по Плану.
29. Корректировка Стратегии и Плана осуществляется на основании заключения Администрации Президента Республики Казахстан по результатам мониторинга, в том числе анализа рисков.
30. Оценка и контроль Стратегии осуществляется на основе отчетов о реализации по итогам которых подготавливается проект заключения.
31. Соисполнители в срок до 10 января года следующего за отчетным годом представляют в государственный орган, ответственный за достижение целей, целевых индикаторов, показателей результатов, а также мероприятий по Плану, отчет о реализации Плана по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике (далее – Отчет).
32. Центральные государственные и местные исполнительные органы, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, показателей результатов, а также мероприятий по Плану, в пределах своей компетенции, представляют Отчет о его выполнении по разделам:
1) "Безопасность граждан, общества и государства" в уполномоченный орган в сфере охраны общественного порядка;
2) "Экономическая безопасность" в уполномоченный орган по государственному планированию;
3) "Экологическая безопасность и гражданская защита" в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
4) "Информационная безопасность" в уполномоченный орган в области информационной безопасности;
5) "Формирование благоприятной международной среды для реализации национальных интересов" в уполномоченный орган в сфере внешней политики страны;
6) "Укрепление обороноспособности страны" в уполномоченный орган, осуществляющий государственную политики государственной авиации и территориальной обороны.
33. Уполномоченные органы, перечисленные в пункте 32 настоящей Методики, ежегодно до 25 января, следующего за отчетным годом, представляют в уполномоченный орган по государственному планированию Отчет за подписью первого руководителя данного уполномоченного государственного органа.
34. Уполномоченный орган по государственному планированию на основе информации о реализации Стратегии, полученной от уполномоченных органов, ответственных за достижение целей, целевых индикаторов, показателей результатов, а также мероприятий по Плану, формирует Отчет и проект заключения о реализации Стратегии по форме согласно приложению 3 к настоящей Методике и представляет в Правительство Республики Казахстан в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом.
35. Отчет о реализации Стратегии содержит анализ по исполнению целей, целевых индикаторов, показателей результатов, а также мероприятий по Плану.
36. Отчет и проект заключения о реализации Стратегии, представленные уполномоченным органом по государственному планированию, при необходимости, дорабатываются в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и представляются в Аппарат Совета Безопасности Республики Казахстан до 15 февраля, следующего за отчетным годом.
Приложение 1 к Методике разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан |
|
Форма |
План
действий по управлению рисками национальной безопасности
Примечание: План действий по управлению рисками национальной безопасности (далее – План) заполняется в соответствии с пояснением по заполнению отчетов о реализации Плана согласно приложению к настоящей форме.
Приложение к форме Плана действий по управлению рисками национальной безопасности |
Пояснение по заполнению Плана действий по управлению рисками национальной безопасности
1. В строках "Наименование раздела 1" и "Наименование раздела n" указываются разделы Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Стратегия), Плана действий по управлению рисками национальной безопасности (далее – План).
Каждый раздел разделяется на задачи и мероприятия, мероприятия указываются в графе "действие".
2. В строке "Цель" указывается цель раздела Стратегии, Плана.
3. В строках "Целевой индикатор 1" и "Целевой индикатор n" указываются целевые индикаторы раздела Стратегии, Плана;
4. В строках "Задача 1" и "Задача n" указываются задачи разделов Стратегии, Плана.
5. В строках "Показатель результата 1" и "Показатель результата n" указываются показатели результатов задач раздела Стратегии, Плана.
6. В графе 2 "Действие" указываются наименование мероприятий по их реализации исходя из последовательности разделов и задач Стратегии, Плана.
7. В графе 3 "Форма завершения" указывается форма завершения мероприятий (качественная характеристика мероприятия, раскрывающая в чем, выражается завершение мероприятия, например, мероприятие "Реконструкция и капитальный ремонт гидроузлов и водохранилищ, находящихся в республиканской собственности" имеет форму завершения "акты приемки государственных комиссий").
8. В графе 4 "Ответственные исполнители" указываются государственные органы, подведомственные ему организации, субъекты квазигосударственного сектора, ответственные за исполнение задач и мероприятий.
При этом, подведомственные организации и субъекты квазигосударственного сектора по исполнению задач и мероприятий указываются как соисполнители.
9. В графе 5 "Срок исполнения" указываются запланированный срок исполнения целевого индикатора, показателей индикаторов, мероприятий.
В случае если формой завершения по предусмотренным мероприятиям является информирование вышестоящие органы, то сроки исполнения данных мероприятий корреспондируются друг с другом и информирование вышестоящих органов осуществляется не более двух раз в год в целом по Плану.
10. В графе 6 "Источники финансирования" заполняются источники финансирования (средства республиканского и/или местных бюджетов).
Приложение 2 к Методике разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан |
|
Форма |
Отчет
о реализации Плана действий по управлению рисками национальной безопасности
Отчетный период ________________________
Утвержден _____________________________
Государственный орган _____________________________________
1. Информация о ходе реализации Плана
№ | Действие | Форма завершения | Ответственные исполнители | Срок исполнения | Источники финансирования | Информация об исполнении (причины не исполнения) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Наименование раздела 1 | ||||||
Цель | ||||||
Целевой индикатор 1 | ||||||
Целевой индикатор n | ||||||
Задача 1 | ||||||
Показатели результатов 1 | ||||||
Показатели результатов n | ||||||
Мероприятие 1 | ||||||
Мероприятие n | ||||||
Задача n | ||||||
Показатели результатов 1 | ||||||
Показатели результатов n | ||||||
Мероприятие 1 | ||||||
Мероприятие n | ||||||
Наименование раздела n | ||||||
Цель | ||||||
Целевой индикатор 1 | ||||||
Целевой индикатор n | ||||||
Задача 1 | ||||||
Показатели результатов 1 | ||||||
Показатели результатов n | ||||||
Мероприятие 1 | ||||||
Мероприятие n | ||||||
Задача n | ||||||
Показатели результатов 1 | ||||||
1Показатели результатов n | ||||||
Мероприятие | ||||||
Мероприятие n |
2. Анализ внутреннего и внешнего воздействия
Факторы внутреннего и внешнего воздействия и их влияние на достижение целевых индикаторов/показателей результатов | Принятые меры |
---|---|
1 | 2 |
Внутренние факторы: | |
….. | |
Внешние факторы: | |
….. |
3. Аналитическая записка
Первый руководитель ___________________________ подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Примечание: отчет о реализации Плана действий по управлению рисками национальной безопасности (далее – План) заполняется в соответствии с пояснением по заполнению отчетов о реализации Плана согласно приложению к настоящей форме.
Приложение к форме отчета о реализации Плана действий по управлению рисками национальной безопасности |
Пояснение по заполнению отчета о реализации Плана действий по управлению рисками национальной безопасности
Отчет о реализации Плана заполняется в следующем порядке.
1. По строке "Отчетный период" указывается период, по итогам которого представляется отчет.
2. По строке "Утвержден" указывается номер и дата документа, которым была утверждена Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан и План действий по управлению рисками национальной безопасности (далее – План).
3. По строке "Государственный орган" указывается наименование государственного органа, составляющего и предоставляющего отчет.
4. Раздел 1 "Информация о ходе реализации Плана".
1) в графе 1 "№" указывается порядковый номер мероприятия.
2) в графе 2 "Действие":
в строках "Цель", "Целевой индикатор" "Задачи", "Показатели результатов", "Мероприятия" указываются наименования целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов мероприятий или Плана.
3) в графе 3 "Форма завершения" указывается форма завершения мероприятий (качественная характеристика мероприятия, раскрывающая в чем выражается завершение мероприятия).
4) в графе 4 "Ответственные исполнители" указываются государственные органы и соисполнители, ответственные за достижение целевых индикаторов/показателей результатов и выполнение мероприятий Плана.
5) в графе 5 "Срок исполнения" указывается запланированный срок исполнения целевого индикатора, показателей индикаторов, мероприятий.
6) в графе 6 "Источники финансирования" заполняются источники финансирования (средства республиканского и/или местных бюджетов).
7) в графе 7 "Информация об исполнении" указывается "Исполнено", "Не исполнено" или "Частично исполнено" и информация о выполнении целевого индикатора, показателей индикаторов, мероприятий.
5. Раздел 2 "Анализ внутреннего и внешнего воздействия".
1) в графе 1 "Факторы внутреннего и внешнего воздействия и их влияние на достижение целевых индикаторов/показателей результатов" указываются отдельно внутренние и внешние факторы и оказанное ими положительное или отрицательное влияние на достижение показателей.
2) в графе 2 "Принятые меры" приводится информация о принятых конкретных мерах по преодолению негативных последствий и (или) использования позитивного влияния внешних факторов на достижение показателей государственным органом, ответственным за их достижение.
6. Отчеты включают в себя аналитическую записку.
7. Аналитическая записка отчета о реализации содержит:
информацию о степени решения проблем и задач, на решение которых направлен документ, влияние реализации документа на развитие национальной безопасности (данная информация включается в отчет в год проведения оценки документа);
выводы и предложения, в том числе предложения по корректировке документа об изменении действующего законодательства и другие.
Приложение 3 к Методике разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан |
|
Форма |
Проект заключения о реализации Стратегии национальной безопасности
1. Наименование документа: ________________________________________________
2. Номер, дата акта, которым утверждался документ: ___________________________
3. Государственный орган, ответственный за разработку: ________________________
4. Государственные органы-соисполнители и иные организации-соисполнители (государственные предприятия, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, включая национальные компании): ____________
5. Срок реализации: ________________________________________________________
6. Анализ достижения конкретных результатов, запланированных на отчетный период, а также позицию в отношении объективности причин, приводимых ответственными государственными органами в качестве обоснований недостижения (за весь период с момента начала реализации документа) целевых индикаторов и показателей результатов, и неисполнения конкретных мероприятий, приведших к такому не достижению: ____________
7. Выводы (оценка) и предложения по дальнейшим мерам, направленным на достижение поставленных в документе целей и задач, принятию (при необходимости) корректирующих действий, а для итоговых отчетов – выводы о влиянии предпринятых в рамках реализации документа мероприятий на развитие национальной безопасности и предложения о совершенствовании дальнейшей деятельности по соответствующему направлению/сфере/отрасли: _______________________________________________________