В соответствии с частью третьей пункта 4 статьи 176 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан.
2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2021 года.
И.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
А. Примкулов |
"СОГЛАСОВАН" Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство финансов Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство энергетики Республики Казахстан |
Утверждена приказом И.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 сентября 2021 года № 394 |
Методика определения суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика определения суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан (далее – Методика), разработана в соответствии с частью третьей пункта 4 статьи 176 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и устанавливает методику определения суммы экономической выгоды, полученной субъектами контроля в результате нарушения требований экологического законодательства.
2. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1) экономическая выгода, полученная субъектом контроля в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан, (далее – экономическая выгода) – получение субъектом контроля преимущества в виде экономии денежных средств или получения дохода (выручки) в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан;
2) субъекты контроля – физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляется государственный экологический контроль.
3. Сумма экономической выгоды определяется в соответствии с настоящей Методикой должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, в случаях выявления при проведении государственного экологического контроля административного правонарушения, за совершение которого Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрено наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды.
4. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в месячный срок с даты установления факта совершения субъектом контроля административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды, проводят сбор и анализ материалов, запрашивают у такого субъекта контроля необходимую информацию и определяют сумму экономической выгоды.
5. Сумма экономической выгоды в виде получения субъектом контроля дохода (выручки) определяется при выявлении факта осуществления антропогенного воздействия на окружающую среду без экологического разрешения, когда его получение являлось обязательным для вновь введенного в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, либо без обязательной декларации о воздействии на окружающую среду.
6. При выявлении иных, помимо указанных в пункте 5 настоящей Методики, административных правонарушений, за совершение которых в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 44 КоАП предусмотрено наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды, сумма экономической выгоды определяется в виде экономии субъектом контроля денежных средств в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан (далее – экономия денежных средств).
7. Экономия денежных средств образуется путем отсрочки расходов, которые субъект контроля понес бы при полном и своевременном соблюдении соответствующих требований экологического законодательства Республики Казахстан, либо путем уклонения от таких расходов.
8. Экономия денежных средств путем отсрочки расходов возникает в случаях, когда субъект контроля своевременно не понес единовременные расходы, необходимые для выполнения требований экологического законодательства Республики Казахстан.
9. Экономия денежных средств путем уклонения от расходов возникает в случаях, когда субъект контроля избежал текущих (периодических) расходов, которые он понес бы в определенный период, при соблюдении требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Расходы, указанные в части первой настоящего пункта, определяются за весь период совершения правонарушения, являющегося длящимся.
Согласно статьи 62 КоАП длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, и не завершено к моменту его обнаружения.
10. Определение суммы экономической выгоды, полученной субъектами контроля в результате нарушения требований экологического законодательства, осуществляется в две стадии:
1) сбор информации для установления среднерыночной стоимости товаров, работ и услуг, расходов на оплату труда персонала, необходимой для расчета суммы экономической выгоды;
2) расчет суммы экономической выгоды в соответствии с главами 2-7 настоящей Методики в зависимости от вида административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды.
11. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, используют в качестве источников информации о рыночной стоимости соответствующих товаров, работ и услуг информацию (прайс-листы, коммерческие предложения), полученную от субъектов предпринимательства, осуществляющих их реализацию, посредством направления официальных запросов, а также иные источники коммерческой информации, находящиеся в открытом доступе.
При этом среднерыночная стоимость соответствующих товаров, работ и услуг учитывается по среднеарифметическому значению данных, полученных в соответствии с частью первой настоящего пункта. Среднеарифметическое значение устанавливается по данным не менее трех субъектов предпринимательства и (или) источников коммерческой информации, находящихся в открытом доступе, которые имеют лицензии и (или) разрешения на осуществление соответствующей деятельности (выполнение работ, оказание услуг, реализацию товаров) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, осуществляют деятельность не менее трех лет на момент запроса информации, и в отношении работ имеют утвержденный технологический регламент ведения работ, квалификационный состав технических руководителей и специалистов.
В целях получения информации о стоимости соответствующих товаров, работ и услуг должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, направляют официальные запросы субъектам предпринимательства, осуществляющим реализацию таких товаров, работ и услуг других организаций, а последние предоставляют соответствующую информацию в добровольном порядке.
12. При определении суммы экономической выгоды не используется информация субъектов предпринимательства, которые:
1) находятся на стадии банкротства или ликвидации;
2) числятся в списке несостоятельных должников;
3) числятся в списке налогоплательщиков, признанных бездействующими;
4) числятся в списке налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями;
5) числятся в реестре недобросовестных участников государственных закупок.
Проверка наличия (отсутствия) требований, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется на основании открытых данных государственных органов и (или) информации, полученной от таких государственных органов в пределах их компетенции по запросу должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.
13. В качестве источников информации по расходам на оплату труда наемных работников, должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль используют ежеквартальные данные по среднемесячной заработной плате наемных работников по видам экономической деятельности, публикуемые уполномоченным органом в области государственной статистики.
Расходы на оплату труда наемных работников рассчитываются должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, с учетом применимых налогов, пенсионных и иных обязательных отчислений в порядке, предусмотренном статьей 136 Кодекса.
14. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль и применяющие настоящую Методику, в целях определения суммы экономической выгоды в случае необходимости вправе привлекать соответствующих специалистов, экспертов и организации в порядке и случаях, предусмотренных Правилами привлечения внешних независимых экспертов, в том числе предъявляемые к ним квалификационные критерии, утвержденных приказом исполняющего обязанности министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 17 августа 2021 года № 331 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 24038).
15. Сумма экономической выгоды рассчитывается в тенге.
Если затраты, связанные с экономией денежных средств предусматриваются в эквиваленте иностранной валюты, то они переводятся в тенге по курсу Национального банка Республики Казахстан на момент совершения административного правонарушения.
16. В случае если субъектом контроля совершены два или более правонарушения, за совершение которых КоАП предусмотрено наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды, сумма экономической выгоды рассчитывается отдельно по каждому правонарушению.
17. Наложение административного взыскания не освобождает субъекта контроля от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба согласно пункта 5 статьи 55 КоАП.
Глава 2. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате непроведения ремедиации (устранения) причиненного экологического ущерба
18. Сумма экономической выгоды, полученной в результате непроведения ремедиации (устранения) причиненного экологического ущерба субъектом контроля, ответственным за устранение экологического ущерба, рассчитывается в виде экономии денежных средств путем отсрочки расходов по следующей формуле:
В = Рремед.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Рремед.–стоимость товаров, работ и услуг, необходимых для проведения ремедиации (расходы на проектирование, закупку, выполнение работ по ремедиации) и периодического мониторинга по результатам ремедиации в соответствии с программой ремедиации, которые не были выполнены субъектом контроля, ответственного за устранение экологического ущерба.
При этом экономия денежных средств путем уклонения от расходов не применяется.
19. Данные об объеме необходимых товаров, работ и услуг устанавливаются на основе программы ремедиации, согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды либо утвержденной субъектом контроля, ответственным за устранение причиненного ущерба, на основании решения суда, вступившего в силу в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, либо установленной судом.
При наличии в согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, либо утвержденной субъектом контроля, ответственным за устранение причиненного ущерба, на основании решения суда, вступившего в силу в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, либо установленной судом программе ремедиации указания стоимости соответствующих товаров, работ и услуг сумма экономической выгоды рассчитывается на основе данных программы ремедиации.
В случаях отсутствия программы ремедиации согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, осуществляют сбор соответствующей информации и устанавливают среднерыночную стоимость таких товаров, работ и услуг в порядке, установленном пунктами 11-13 настоящей Методики.
Глава 3. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате повторного неиспользования сооружений или оборудования для очистки и (или) контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса сточных вод в отношении одного и того же сооружения, оборудования, источника эмиссий
20. Сумма экономической выгоды, полученной в результате повторного неиспользования сооружений или оборудования для очистки и (или) контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса сточных вод (далее – сооружений, оборудования) в отношении одного и того же сооружения, оборудования, источника эмиссий рассчитывается в виде экономии денежных средств путем отсрочки расходов и (или) уклонения от них по следующей формуле:
В = Вотср. + Вукл.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Вотср. – размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов;
Вукл. – размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов.
При этом к данному правонарушению не относятся случаи нарушения правил эксплуатации или использования неисправных сооружений или оборудования для очистки и (или) контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса сточных вод, за которые ответственность установлена в части первой статьи 331 КоАП, не предусматривающей наложение штрафа, размер которого выражается в процентах от суммы экономической выгоды;
21. Для целей настоящей главы размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов рассчитывается по следующей формуле:
Вотср. = Ркап. – Ркап.факт.,
где:
Вотср. – размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов;
Ркап.–единовременные капитальные расходы, необходимые для соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан, касающихся обязательного наличия сооружений или оборудования для очистки и (или) контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса сточных вод;
Ркап.факт.–единовременные капитальные расходы, фактически понесенные субъектом контроля для выполнения указанных требований экологического законодательства Республики Казахстан.
22. Для целей настоящей главы к единовременным капитальным расходам относятся:
1) расходы на проектирование сооружений, оборудования;
2) расходы на приобретение оборудования;
3) расходы на приобретение товаров, необходимых для строительства сооружений, установки оборудования;
4) расходы на выполнение работ по строительству сооружений, установке (монтажу) оборудования;
5) расходы на выполнение пусконаладочных работ в отношении оборудования;
6) расходы на услуги по техническому надзору, авторскому надзору, проектному управлению, если применимо;
7) расходы на ввод в эксплуатацию сооружения, оборудования.
Если правонарушение выразилось в повторном неиспользовании субъектом контроля имеющихся сооружений, оборудования по причине необходимости их капитального ремонта или замены, соответствующие расходы, указанные в части первой настоящего пункта, рассчитываются в отношении требующихся капитального ремонта и (или) модернизации таких сооружений, оборудования.
23. Если к моменту расчета экономической выгоды должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, был установлен факт наличия у субъекта контроля сооружения, оборудования, не требующих капитального ремонта или замены, размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов определяется равным нулю.
24. Единовременные капитальные расходы, фактически понесенные субъектом контроля для выполнения требований экологического законодательства Республики Казахстан, подтверждаются субъектом контроля путем предоставления соответствующих документов (договоры на закуп товаров, работ и услуг, первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет).
25. Для целей настоящей главы размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов, рассчитывается по следующей формуле:
Вукл. = Рэксп. П,
где:
Вукл. – размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов;
Рэксп. – годовая сумма непроизведенных текущих (периодических) расходов, необходимых для эксплуатации и содержания сооружения, оборудования;
П – продолжительность правонарушения, исчисляемая в годах (неполный год учитывается пропорционально прошедшему времени на момент оценки).
26. К непроизведенным текущим (периодическим) расходам, необходимым для эксплуатации и содержания имеющегося сооружения, оборудования относятся:
1) расходы на приобретение необходимых материалов, сырья, услуг энерго- и водоснабжения;
2) расходы на оплату труда квалифицированных работников или услуг внешних квалифицированных специалистов, ответственных за эксплуатацию и содержание сооружений, оборудования;
3) расходы на оплату услуг технического обслуживания сооружения, оборудования;
4) расходы на текущий ремонт сооружения, оборудования;
5) расходы на восстановление и (или) удаление отходов, образующихся при эксплуатации сооружения, оборудования.
Глава 4. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения запрета на захоронение отходов, предусмотренного экологическим законодательством
27. Сумма экономической выгоды, полученной в результате нарушения запрета на захоронение отдельных видов отходов, рассчитывается по следующей формуле:
В = Рупр.отх.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Рупр.отх.– расходы, необходимые для восстановления отходов (подготовки к повторному использованию, переработки, утилизации) либо, если восстановление отходов невозможно, по их уничтожению, которые были отсрочены субъектом контроля.
28. К расходам, необходимым для восстановления и (или) уничтожения отходов, относятся расходы на оплату услуг специализированных организаций по выполнению операций по восстановлению и (или) уничтожению отходов, в том числе по осуществлению вспомогательных операций (сортировки, обработки), транспортировке отходов к местам их сортировки, обработки, восстановления и (или) уничтожения.
29. Расходы, понесенные субъектом контроля на незаконное захоронение отходов, запрещенных к захоронению согласно экологическому законодательству Республики Казахстан, не учитываются при расчете суммы экономической выгоды.
Глава 5. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате складирования отходов вне специально установленных мест, предназначенных для их накопления или захоронения
30. Сумма экономической выгоды, полученной в результате складирования отходов вне специально установленных мест, предназначенных для их накопления или захоронения (далее – специально установленные места), рассчитывается в виде экономии денежных средств путем отсрочки расходов и (или) уклонения от них по следующей формуле:
В = Вотср. + Вукл.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Вотср. – размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов;
Вукл. – размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов.
31. Для целей настоящей главы размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов рассчитывается по следующей формуле:
Вотср. = Ркап. – Ркап.факт.,
где:
Вотср. – размер экономии денежных средств путем отсрочки расходов;
Ркап. – единовременные капитальные расходы, необходимые для строительства (организации) специально установленного места;
Ркап.факт. – единовременные капитальные расходы, фактически понесенные субъектом контроля для строительства (организации) специально установленного места;
32. Для целей настоящей главы к единовременным капитальным расходам относятся:
1) расходы на проектирование специально установленных мест;
2) расходы на приобретение товаров, необходимых для строительства (организации) специально установленных мест;
3) расходы на выполнение работ по строительству (организации) специально установленных мест.
33. Единовременные капитальные расходы, фактически понесенные субъектом контроля для строительства (организации) специально установленного места, подтверждаются субъектом контроля путем предоставления соответствующих документов (договоры на закуп товаров, работ и услуг, первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет).
34. Для целей настоящей главы размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов, рассчитывается по следующей формуле:
Вукл. = Рэксп. П,
где:
Вукл. – размер экономии денежных средств путем уклонения от расходов;
Рэксп. – годовая сумма непроизведенных текущих (периодических) расходов, необходимых для эксплуатации и содержания специально установленного места;
П – продолжительность правонарушения, исчисляемая в годах (неполный год учитывается пропорционально прошедшему времени на момент оценки).
35. К непроизведенным текущим (периодическим) расходам, необходимым для эксплуатации и содержания специально установленных мест относятся:
1) расходы на приобретение необходимых материалов, сырья, услуг энерго- и водоснабжения;
2) расходы на оплаты труда квалифицированных работников или услуг внешних квалифицированных специалистов, ответственных за эксплуатацию и содержание специально установленных мест;
3) расходы на оплату услуг технического обслуживания специально установленных мест.
Глава 6. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате захоронения отходов без экологического разрешения или отходов, не заявленных в декларации о воздействии на окружающую среду
36. Сумма экономической выгоды, полученной в результате захоронения отходов без экологического разрешения, рассчитывается по следующей формуле:
В = Рсбор.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Рсбор – расходы на оплату услуг специализированных организаций по сбору (вывозу) отходов для дальнейшей передачи их на восстановление и (или) удаление;
37. Сумма экономической выгоды, полученной в результате захоронения отходов, не заявленных в декларации о воздействии на окружающую среду, рассчитывается по следующей формуле:
В = Рдекл.,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Рдекл. – расходы на подготовку и подачу декларации о воздействии на окружающую среду;
38. К расходам, необходимым для подготовки и подачи декларации о воздействии на окружающую среду, относятся расходы на оплату труда работников субъекта контроля либо услуг сторонних организаций по разработке и подаче такой декларации в части вида (видов) и (или) количества отходов, ранее не заявленных в ней как отходы, подлежащие передаче на захоронение.
39. Расходы, понесенные субъектом контроля на захоронение отходов без экологического разрешения или отходов, не заявленных в декларации о воздействии на окружающую среду, не учитываются при расчете суммы экономической выгоды.
Глава 7. Расчет суммы экономической выгоды, полученной в результате осуществления антропогенного воздействия на окружающую среду без экологического разрешения, когда его получение являлось обязательным для вновь введенного в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, либо без обязательной декларации о воздействии на окружающую среду
40. Сумма экономической выгоды, полученной в результате осуществления антропогенного воздействия на окружающую среду без экологического разрешения, когда его получение являлось обязательным для вновь введенного в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, либо без обязательной декларации о воздействии на окружающую среду, рассчитывается по следующей формуле:
В = Д,
где:
В – сумма экономической выгоды;
Д – размер дохода (выручки), полученного (полученной) субъектом контроля в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан (далее – доход);
Положения настоящей главы не распространяются на:
1) объекты, введенные в эксплуатацию до 1 июля 2021 года;
2) объекты, введенные в эксплуатацию после 1 июля 2021 года при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) соответствующего экологического разрешения, выданных до 1 июля 2021 года;
3) объекты, введенные в эксплуатацию при наличии экологического разрешения, действие которого после ввода объекта в эксплуатацию было приостановлено, прекращено по причине истечения срока действия такого экологического разрешения, его аннулирования, отзыва или лишения.
41. Доход рассчитывается как общая стоимость реализации всех товаров, работ и услуг, произведенных (выполненных, оказанных) на соответствующем вновь введенном в эксплуатацию объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, без экологического разрешения, когда его получение являлось обязательным, либо без обязательной декларации о воздействии на окружающую среду, за минусом налога на добавленную стоимость и акцизов (в отношении подакцизных товаров).
Доход рассчитывается за весь период эксплуатации объекта с момента его ввода в эксплуатацию до даты наложения административного взыскания в виде запрещения деятельности за совершение соответствующего правонарушения.
42. Стоимость реализованных товаров, работ и услуг рассчитывается исходя из первичных учетных документов, предусмотренных формой первичных учетных документов утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №562 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8265), на основании которых ведется бухгалтерский учет, и налоговых деклараций, представленных субъектом контроля в рамках государственного экологического контроля проведенных в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
43. В случае непредставления либо неполного представления субъектом контроля документов, указанных в пункте 42 настоящей Методики, должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль запрашивают соответствующую информацию у государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет.