Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 17.01.2023 № 32 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 60 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16894) следующие изменения:
подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Правила проведения органами прокуратуры анализа состояния законности, а также осуществления оценки актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций, вступивших в законную силу";
в Инструкции по организации надзора за законностью деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений, судебных актов, вступивших в законную силу, исполнительного производства, представительства интересов государства в суде по гражданским, административным делам и по делам об административных правонарушениях, утвержденной указанным приказом:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В целях реализации указанных задач прокурор:
1) анализирует состояние законности;
2) оценивает акты и решения Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций, независимо от формы собственности;
3) проводит проверки соблюдения законности в деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности;
4) представляет интересы государства в суде по гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях, а также осуществляет надзор за законностью исполнительного производства;
5) рассматривает обращения в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Анализ состояния законности и оценка актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций проводится в порядке, определяемом статьями 8 и 10 Закона.";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Проверки в деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц назначаются и проводятся прокурором для защиты прав, свобод и законных интересов:
1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;
2) неограниченного круга лиц;
3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан;
4) субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
К лицам, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, свобод и законных интересов относятся:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети, находящиеся в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания, центрах адаптации несовершеннолетних, учебно-воспитательных учреждениях с обеспечением особых условий воспитания, обучения и социальной реабилитации;
лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
иные лица, не способные самостоятельно осуществлять защиту своих прав, свобод и законных интересов.
Под неограниченным кругом лиц понимается индивидуально неопределенный круг лиц или множественность участников правоотношений, при которой невозможно либо затруднительно заранее определить еҰ количественный состав.
Под необратимыми последствиями для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан понимаются правовой акт либо действия (бездействие), если их исполнение причинило либо может причинить вред здоровью и жизни человека и гражданина, повлекло или может повлечь угрозу национальной безопасности.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Прокурор вправе назначить и провести проверку в случаях, предусмотренных пунктом 8 Инструкции.
В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) статьи 7 Закона проверка проводится только прокурором.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"Постановление о проведении проверки выносится Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, прокурором области, заместителем прокурора области, прокурором района и приравненным к нему прокурорами (далее – прокурор района), а также лицами, их замещающими.
В постановлении о проведении проверки указывается:
1) номер, дата, наименование государственного органа, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность прокурора, основания проверки;
2) наименование проверяемого субъекта (объекта) или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его местонахождение, бизнес-идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер);
3) предмет (тематика) проверки с указанием проверяемого периода;
4) кому поручена проверка и сведения о специалистах, привлекаемых к ней;
5) срок проведения (начало и конец) проверки;
6) права и обязанности проверяемого субъекта;
7) подпись лица, уполномоченного подписывать постановление.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Постановление о проведении проверки, за исключением проводимых в рамках законодательства об исполнительном производстве, административных правонарушениях, до начала проверки регистрируется в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.
В случае, когда необходимость проверки вызвана поручениями Главы государства, Генерального Прокурора, а также в случаях требующих безотлагательного выхода на проверку, регистрация постановления о проведении проверки производится в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов в течение следующего рабочего дня после начала проверки.
Постановление о проведении проверки вручается проверяемому субъекту для ознакомления в момент прибытия на объект.
Сведения о регистрации постановления о проведении проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов предоставляются в момент прибытия на объект либо в течение следующего рабочего дня после его регистрации.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Проверка проводится только теми лицами, которые указаны в постановлении о проведении проверки.
Состав лиц, проводящих проверку, изменяется по решению прокурора, назначившего проверку либо лицом, его замещающим.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати рабочих дней.
При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения в исключительных случаях продлевается по согласованию с Генеральным Прокурором, его заместителем, прокурором области не более чем на тридцать рабочих дней.
Ходатайство о продлении срока проверки вносится не позднее, чем за пять рабочих дней до истечения срока проверки на рассмотрение:
1) Генеральному Прокурору за подписью заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры;
2) заместителю Генерального Прокурора за подписью руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры;
3) прокурору области за подписью его заместителей, руководителя структурного подразделения областной и приравненной к ней прокуратуре, прокурора района либо лиц, их замещающих.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Проверка может приостанавливаться в случаях:
назначения экспертизы – до получения заключения эксперта;
необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, государственных органов – до их получения;
в случаях, препятствующих проведению проверки (болезнь лица, участвующего в проверке, форс-мажорные обстоятельства, розыск лиц, причастных к предмету проводимой проверки, совершение процессуальных действий, назначение либо проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий, направление требований о проведении проверки или даче заключения, необходимости получения сведений и документов от учреждений и иных организаций, независимо от формы собственности) – до их устранения.
Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. При проведении проверок:
выясняются причины и условия допущенных нарушений законности;
устанавливаются проблемы соблюдения законности (правовые и организационные) и их влияние на соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, общества и государства;
оценивается деятельность государственных и уполномоченных органов, а также их должностных лиц, ответственных за недопущение или предотвращение нарушений.
Независимо от тематики проверки в постановлении о ее проведении в качестве предмета указывается применение законодательства о противодействии коррупции, о профилактике правонарушений и об административных правонарушениях (если проверяемый орган или организация является субъектом профилактики правонарушений, обладает полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении), а также законность правовых актов государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций (по тематике проверки).";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. По результатам проверки принимаются следующие решения:
о внесении актов прокурорского надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Закона;
о проведении совещаний с обсуждением результатов проверки;
о направлении информационных писем;
о передаче материалов в структурное подразделение, осуществляющее надзор за законностью уголовного преследования (в том числе для принятия решения о регистрации фактов в Едином реестре досудебных расследований (далее - ЕРДР) либо в производство специальных прокуроров;
о регистрации материалов в Книге учета информации (далее – КУИ) и другие меры, предусмотренные уголовным законодательством Республики Казахстан.
По фактам нарушений законности прокурор вправе в ходе проведения проверки, до ее завершения, вносить акты прокурорского надзора и реагирования, а также принимать меры для регистрации фактов ЕРДР.
По вопросам проводимой проверки, для получения объяснений, вызывать должностных, физических лиц, представителей юридических лиц и иных организаций вправе лица, которые указаны в постановлении о проведении проверки либо их непосредственные руководители.
В рамках рассматриваемого в соответствии со статьей 21 Закона обращения вызывать должностных, физических лиц и представителей юридических лиц для получения объяснений вправе должностные лица, которым поручено рассмотрение обращения либо их непосредственные руководители.
Требования о предоставлении необходимой информации, документов и иных материалов по вопросам проводимой проверки и рассматриваемых в соответствии со статьей 21 Закона обращений подписываются Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, его заместителем, прокурором области, их заместителями, прокурором района, их заместителями либо лицами, их замещающими, а также лицами, указанными в постановлении о назначении проверки либо их непосредственными руководителями.
Требование о незамедлительной отмене мер запретительного или ограничительного характера, наложенных государственными и иными органами и организациями независимо от формы собственности, их должностными лицами, приостановлении полностью или частично действия незаконного акта подписываются Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, его заместителем, прокурором области, их заместителями, прокурором района, их заместителями либо лицами, их замещающими.";
пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. Прокуроры вступают в процесс по гражданским делам:
1) затрагивающим интересы государства;
2) когда требуется защита общественных интересов или граждан, предусмотренных в пункте 8 Инструкции;
3) когда это признано необходимым судом;
4) возбужденным по инициативе прокурора;
5) о лишении родительских прав;
6) об оспаривании законности нормативного правового акта;
7) о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением или организацию с особым режимом содержания;
8) об усыновлении (удочерении) детей.";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. Прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс по делам, предусмотренным в пунктах 26, 27 Инструкции, после судебных прений дает заключение по существу дела в целом.
На всех стадиях гражданского и административного судопроизводства прокуроры определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Результаты ознакомления с материалами дела на всех стадиях гражданского и административного процесса участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю для утверждения последними заключения.
Заключение прокурора составляется в письменном виде, в нем указываются:
наименование дела;
стороны;
суть заявленных требований;
обстоятельства, на которые ссылаются стороны;
мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
В заключении по делу, подлежащему пересмотру в судах апелляционной, кассационной инстанциях, также указываются:
судья (докладчик, состав коллегии), краткое содержание судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
прокурор, участвовавший в рассмотрении дела в суде первой инстанции, краткое содержание его заключения;
доводы жалобы (ходатайства);
результаты изучения дела;
выводы об обоснованности жалобы (ходатайства).
Заключения по гражданским и административным делам, по которым судебные акты вступили в законную силу, назначенным к рассмотрению Верховным Судом в кассационном порядке, утверждаются заместителем Генерального Прокурора.
Заключения по административным делам, по которым судебные акты не вступили в законную силу, назначенным к рассмотрению Верховным Судом в кассационном порядке, утверждаются руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры.
Исходя из части 1 статьи 73 ГПК, непредставление суду первой инстанции имеющихся у стороны доказательств исключает возможность представления этих доказательств суду апелляционной, кассационной инстанций.
По административным делам бремя доказывания возложено на административный орган и должностное лицо.
Поэтому прокуроры принимают меры, направленные на обеспечение своевременного представления государственными юридическими лицами доказательств, необходимых для правильного разрешения дела судом.
Прокуроры реагируют на факты ненадлежащего представительства в гражданском и административном процессе интересов государственных учреждений и предприятий их представителями, инициируя привлечение к ответственности виновных лиц.
При выявлении по материалам гражданских и административных дел нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц, прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения и/или незамедлительно рапортом в письменном виде или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора, который принимает одно из следующих решений:
о регистрации рапорта в ЕРДР;
о регистрации материалов в КУИ;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о возбуждении дисциплинарного производства;
о предъявлении иска;
о внесении иных актов прокурорского надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Закона, с целью привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и устранения нарушений.
Прокуроры анализируют практику (качество) рассмотрения частных определений, при выявлении нарушений законности принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования.
Сведения о результатах анализа и принятых мерах включаются в информации, направляемые в Генеральную прокуратуру в соответствии с пунктом 70 Инструкции.";
пункт 47 изложить в следующей редакции:
"47. При выявлении по материалам дел об административных правонарушениях нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного постановления и/или незамедлительно рапортом в письменном виде или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора, который принимает одно из следующих решений:
1) о регистрации рапорта в ЕРДР;
2) о регистрации материалов в КУИ;
3) о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) о возбуждении дисциплинарного производства;
5) о предъявлении иска в суд;
6) о внесении иных актов прокурорского надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Закона, с целью привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и устранения нарушений.
При необходимости прокуроры истребуют дополнительные сведения и материалы для принятия решений.";
пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. Прокурором, подписавшим акты надзора и реагирования, обеспечивается контроль за их исполнением и фактическим устранением нарушений законности.
При этом необходимо контролировать ход исполнения решений и действий государственных органов, принятых во исполнение актов прокуроров, добиваться возмещения ущерба государству и привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Акты прокурорского надзора, внесенные на основании, в порядке и пределах, установленных законом, обязательны для рассмотрения и исполнения органами, организациями и должностными лицами, которым они адресованы.
Нерассмотрение, неисполнение актов прокурорского надзора, внесенных на основании, в порядке и пределах, установленных законом, либо невыполнение законных требований прокурора влекут ответственность, установленную законом.".
Правила проведения анализа состояния законности и оценки актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Службе по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
3) направление копии настоящего приказа для сведения руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ведомств, учреждений и организации образования прокуратуры, прокурорам областей, городов республиканского значения, столицы Республики Казахстан и приравненным к ним прокурорам.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан |
Г. Нурдаулетов |
Приложение к приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 октября 2021 года № 139 |
|
Приложение 2 к приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 60 |
Правила проведения органами прокуратуры анализа состояния законности,
а также осуществления оценки актов и решений Правительства,
иных государственных, местных представительных и исполнительных органов,
органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций,
вступивших в законную силу
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения органами прокуратуры анализа состояния законности, а также осуществления оценки актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций, вступивших в законную силу (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 8, пунктом 2 статьи 10 Законом Республики Казахстан "О прокуратуре" (далее – Закон) и определяют порядок проведения органами прокуратуры анализа состояния законности и осуществления оценки актов и решений, вступивших в законную силу, Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций на предмет их соответствия Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан.
2. Анализ состояния законности (далее – анализ) и оценка актов и решений являются формами высшего надзора органов прокуратуры и осуществляются в целях реализации задач, предусмотренных в статье 4 Закона.
Глава 2. Анализ состояния законности
3. Анализ проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских, административных и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.
Проведение анализа может быть поручено предметно-сквозной группе под руководством руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, прокурора области и приравненного к нему прокурора (далее – прокурор области), прокурора района и приравненного к нему прокурора (далее – прокурор района), а также их заместителей либо лиц, их замещающих.
4. Анализ проводится по конкретному вопросу либо сфере правоотношений/законодательства в целях оценки состояния законности.
5. Территориальные прокуроры ежеквартально проводят анализ по вопросу защиты прав предпринимателей.
Информация о результатах и принятых мерах, а также о причинах и условиях, способствующих нарушениям прав предпринимателей, с конкретными предложениями по снижению административного давления на бизнес представляется в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
6. Территориальные прокуроры раз в полгода проводят анализы по вопросам:
1) законности и эффективности расходования бюджетных средств;
2) осуществления закупа (в том числе государственного) товаров, работ и услуг;
3) применения налогового законодательства;
4) применения экологического законодательства, законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об особо охраняемых природных территориях, о недрах и недропользовании;
5) рассмотрения устных (в том числе поступивших в рамках Мобильных групп по защите бизнеса при органах прокуратуры) и письменных обращений субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Прокурор области информацию о результатах и принятых мерах представляет в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
7. Территориальные прокуроры не реже одного раза в год проводят анализы:
1) соблюдения законности при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящимся в воспитательном, лечебном или другом аналогичном учреждении;
2) применения законодательства, направленного на эффективность работы с детьми с особенностями поведения;
3) применения законодательства, направленного на защиту и поддержку прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями (в том числе инклюзивное образование).
Прокурор области информацию о результатах и принятых мерах представляет в Генеральную прокуратуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
8. Органы военной прокуратуры с учетом специфики правоотношений в сфере военной безопасности, не реже одного раза в год осуществляют проведение анализов по вопросам:
1) обеспечения и оборота военного имущества, в том числе оружия и боеприпасов;
2) обеспечения боевой готовности;
3) состояния противодиверсионной и антитеррористической защищенности;
4) охраны Государственной границы;
5) обеспечения социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Военные прокуроры при истребовании информации, документов и иных материалов, связанных с проведением анализа и оценки актов, вступивших в силу, принимают меры по обеспечению защиты запрашиваемых сведений и их носителей.
В случае если в рамках проведения анализа требуется истребование документов и иных материалов, раскрывающих детали сооружения военных объектов, инициируется вопрос о проведении проверки в порядке, установленным пунктом 18 Правил.
Главный военный прокурор информацию о результатах и принятых мерах представляет в Генеральную прокуратуру до 25 июня и 25 декабря.
9. Органы транспортной прокуратуры с учетом специфики не реже одного раза в год осуществляют проведение анализов по вопросам:
1) обеспечения безопасности на транспорте;
2) защиты прав и интересов пассажиров, субъектов предпринимательства и потребителей транспортных услуг;
3) осуществления закупа (в том числе государственного) товаров, работ и услуг;
4) таможенного законодательства.
Главный транспортный прокурор информацию о результатах и принятых мерах представляет в Генеральную прокуратуру до 25 июня и 25 декабря.
10. Анализ проводится на основании мониторинга (наблюдения) ситуации на поднадзорной территории, осуществляемого на постоянной основе, либо сведений о нарушениях законности и данных, полученных органами прокуратуры из различных источников информации, в том числе обращений, информаций, документов и иных материалов, истребованных от государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, иных организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также по поручениям Президента Республики Казахстан или Генерального Прокурора Республики Казахстан (далее – Генеральный Прокурор) или вышестоящей прокуратуры.
Анализ также проводится, исходя из актуальности вопросов, приоритетности направлений либо особенностей региона, на основе годового или квартального плана, утвержденного Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, прокурором области, заместителем прокурора области либо лицами, их замещающими.
11. Проведение анализа инициируется по рапорту, согласованному Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, прокурором области, заместителем прокурора области, прокурором района либо лицами, их замещающими.
В рапорте указывается:
1) дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт;
2) предмет (тематика) анализа;
3) мотивированные основания;
4) период анализа;
5) срок проведения анализа;
6) органы, ведомства и учреждения органов прокуратуры, привлекаемые к проведению анализа (в случае поручения анализа предметно-сквозной группе).
Анализ, инициированный прокурором района, затрагивающий права и законные интересы субъектов частного предпринимательства, проводится с одновременным уведомлением прокурора области.
Анализ, инициированный органами военной прокуратуры, проводится с одновременным уведомлением Генеральной прокуратуры.
Вышестоящий прокурор вправе прекратить проведение анализа состояния законности нижестоящих прокуроров.
12. В ходе анализа используются следующие сведения:
1) статистические данные;
2) информация о выделенных средствах из государственного бюджета;
3) итоги встреч с населением;
4) факты неэффективной работы государственных органов, в том числе по вопросам профилактики экстремизма и терроризма, выявления, предупреждения и локализации нарушений общественного порядка, которые могут вызвать конфликты на межэтнической и/или межконфессиональной почве, социальное недовольство граждан, акции протеста;
5) результаты рассмотрения обращений юридических и физических лиц уполномоченными государственными органами;
6) публикации в средствах массовой информации (в том числе на интернет-ресурсах);
7) информация государственных органов, их баз данных;
8) информационные системы и ресурсы, в том числе интегрированные с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов;
9) материалы уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях;
10) результаты предыдущих проверок прокуратуры и государственных органов;
11) результаты оперативно-розыскных мероприятий, специальных мероприятий и негласных следственных действий, в том числе рассекреченные и предоставленные субъектами оперативно-розыскной деятельности или органом уголовного преследования;
12) другие источники информации.
Также активно используются аналитические методы работы для выявления нарушений законности, а также причин и условий, им способствующих, учитывая, что во многих случаях своевременный анализ сведений государственных органов, статистических данных и другой информации и принятие на его основе мер реагирования позволяет предупредить нарушения либо минимизировать их последствия без проверочных мероприятий.
13. Прокурор вправе в установленном законодательством порядке получать доступ к информации и материалам, связанным с проведением анализа и оценки актов, вступивших в силу.
Запрашиваемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленный прокурором срок.
Данный срок не должен быть менее трех рабочих дней.
В необходимых случаях в целях предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан запрашиваемая информация, документы и иные материалы предоставляются незамедлительно.
Требования прокурора по вопросам проводимого анализа, оценки актов, вступивших в силу, обязательны для исполнения органами, организациями и должностными лицами.
Срок проведения анализа приостанавливается:
при необходимости получения сведений, документов и иных материалов, в том числе гражданских, административных и уголовных дел, дел об административных правонарушениях - до их поступления;
в случае назначения экспертизы – до получения результата;
в связи с иными факторами, объективно препятствующими проведению анализа – до их устранения.
Срок анализа приостанавливается по мотивированному рапорту на имя лица, согласовавшего его проведение, не позднее, чем за пять рабочих дней до истечения срока.
Анализ возобновляется на следующий рабочий день после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
14. В случае необходимости при проведении анализа проводится визуальный осмотр объекта (субъекта), расположенного в открытых для посещения местах (места общественного пользования либо на открытой местности) путем применения фото и видеофиксации с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
15. Анализ проводится в течение тридцати рабочих дней.
При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом анализа срок его проведения продлевается не более чем на тридцать рабочих дней с согласия вышестоящего прокурора.
16. При проведении анализа:
1) устанавливаются проблемы состояния законности и их влияние на соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, общества и государства;
2) оценивается деятельность уполномоченных государственных органов;
3) предлагаются механизмы устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих им;
4) предлагаются приоритетные направления в работе для решения системных проблем, где необходимо принятие комплексных мер (в том числе законодательные и организационные).
17. Результаты анализа оформляются в виде справки, которая содержит:
1) дату, предмет анализа, а также период времени, охваченный анализом;
2) установленные в ходе анализа сведения с приведением статистики и иные обстоятельства, имеющие значение для анализа;
3) выводы о состоянии законности, полученные в результате анализа, в том числе причины и условия совершения правонарушений;
4) предложения о способах разрешения и устранения правонарушений, имеющихся проблем, недостатков и пробелов в законодательстве Республики Казахстан.
После окончания анализа справка направляется для ознакомления уполномоченному государственному органу либо организации, которые при наличии возражений предоставляют их письменно в течение пяти рабочих дней со дня вручения справки.
18. По результатам анализа принимается одно из следующих решений:
1) о внесении актов надзора и реагирования, информировании уполномоченных органов, передаче материалов в структурные подразделения, осуществляющие надзор за законностью уголовного преследования, либо в производство специальных прокуроров и принятии иных мер.
Регистрация документов и материалов об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований осуществляется структурными подразделениями, осуществляющими надзор за досудебным расследованием в органах прокуратуры;
2) о направлении в уполномоченные государственные органы требования о проведении проверки в деятельности:
- государственных, местных представительных и исполнительных органов и иных организаций;
- субъектов предпринимательства, в том числе квазигосударственного сектора, в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил;
3) о проведении самостоятельной проверки в деятельности:
- государственных, местных представительных и исполнительных органов и иных организаций;
- субъектов предпринимательства, в том числе квазигосударственного сектора, в порядке, предусмотренном пунктом 10 Инструкции;
4) о направлении Генеральному Прокурору ходатайства о назначении самостоятельной проверки в деятельности субъекта предпринимательства;
5) о регистрации материалов в Книге учета информации (далее – КУИ) и принятии других мер, предусмотренных уголовным законодательством Республики Казахстан.
19. Территориальные прокуроры организуют учет зарегистрированных в КУИ материалов, переданных в порядке части 5 статьи 181 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК) и ежемесячно проводят сверки с уполномоченным органом по таким материалам, полученным заключениям и актам проверок.
20. Требования о проведении проверки, в том числе, указанные в актах надзора и реагирования, подписываются Генеральным Прокурором, заместителем Генерального Прокурора, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, его заместителем, прокурором области, их заместителями, прокурором района, их заместителями либо лицами, их замещающими.
Прокурор района направляет требования о проведении проверки в деятельности субъектов частного предпринимательства, в том числе, указанные в актах надзора и реагирования, после его согласования с прокурором области, Главным военным прокурором и Главным транспортным прокурором с приведением обоснования целесообразности направления требования.
21. В ходатайстве Генеральному Прокурору о назначении самостоятельной проверки в деятельности субъектов предпринимательства указывается мотивированное обоснование необходимости ее проведения органами прокуратуры, признаки нарушений законности и принятые уполномоченными государственными органами меры.
Ходатайства о назначении проверки субъектов предпринимательства направляются Генеральному Прокурору за подписью заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, прокурора области, а также лиц, их замещающих.
Глава 3. Оценка актов и решений Правительства, иных государственных,
местных представительных и исполнительных органов,
органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций.
22. Прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан:
1) актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, за исключением актов, указанных в пункте 2 статьи 24 Закона;
2) актов и решений иных организаций независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, свобод и законных интересов, касаются неограниченного круга лиц либо носят публичный характер.
Предусмотренный в настоящем пункте надзор осуществляется путем оценки нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального применения, решений государственных органов и иных организаций, а также вступивших в законную силу судебных актов по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях.
23. Оценка актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций осуществляется в ходе анализов, проверок, рассмотрения обращений в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 21 Закона, а также по поручениям Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора, заместителя Генерального Прокурора, руководителя самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры, прокурора области, прокурора района, их заместителей либо лиц, их замещающих.
24. Акты и решения государственных органов (за исключением судебных актов), иных организаций и их должностных лиц изучаются на предмет наличия компетенции и полномочий по их принятию, соответствия установленным законами требованиям, противоречий нормативным правовым актам, в том числе вышестоящих уровней, наличия государственной регистрации и опубликования в установленном законом порядке (при необходимости) и других вопросов.
25. На противоречащие Конституции, законам, актам Президента Республики Казахстан и ратифицированным Республикой международным договорам, нормативные и иные правовые акты, решения государственных органов и должностных лиц вносится протест.
26. Протест вносится в орган или должностному лицу, принявшему незаконный акт, решение, или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.
В случае, если прокурор не имеет полномочий на опротестование таких актов и решений, материалы направляются соответствующим прокурорам по компетенции.
27. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта, решения либо приведения их в соответствие с Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстан и ратифицированными Республикой международными договорами и восстановления нарушенного права.
28. До принятия решения по протесту Генеральный Прокурор, заместители Генерального Прокурора, областные и приравненные к ним прокуроры, районные и приравненные к ним прокуроры вправе приостановить исполнение опротестованного правового акта либо действия, если их исполнение привело либо может привести к нарушению прав, свобод и законных интересов лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту, неограниченного круга лиц, субъектов частного предпринимательства, а также необратимым последствиям для жизни и здоровья людей либо для безопасности Республики Казахстан.
Приостановление актов и решений осуществляется путем принятия постановления.
Постановление, приостанавливающее действие нормативного правового акта, подлежит незамедлительному опубликованию.
29. При отклонении органом или должностным лицом, принявшим и издавшим незаконное решение, нормативный правовой акт, правовой акт индивидуального применения, либо вышестоящим органом или должностным лицом соответствующего протеста прокурор обращается в суд с заявлением о признании их незаконными в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК) и Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – АППК).
30. Оценка вступивших в законную силу судебных актов по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренным УПК, ГПК, АППК, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.