Сноска. Утратило силу решением Восточно-Казахстанского областного маслихата от 12.04.2024 № 12/96-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание ИЗПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с подпунктами 4-2), 4-3) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 "Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги "Выдача разрешения на вырубку деревьев" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10886), Восточно-Казахстанский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить:
1) Правила содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области согласно приложению 1 к настоящему решению;
2) Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области согласно приложению 2 к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель сессии | А. Анчугин |
Секретарь Восточно-Казахстанского областного маслихата |
Д. Рыпаков |
Приложение 1 к решению Восточно-Казахстанского областного маслихата от 23 апреля 2021 года № 4/40-VII |
Правила содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области
Сноска. Правила в редакции решения Восточно-Казахстанского областного маслихата от 16.09.2022 № 19/164-VІІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок содержания и защиты зеленых насаждений на территории Восточно-Казахстанской области.
2. Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома, на дачных участках.
3. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке, осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон о разрешениях);
3) пересадка деревьев и зеленых насаждений – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждений, осуществляемая на участках, определенном уполномоченным органом;
4) дендрологический план – схематический документ размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового состава существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;
5) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);
6) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;
7) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 га, независимо от видового состава;
8) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженные, которые в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и составляют единый городской зеленый фонд;
9) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;
10) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;
11) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленный на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства и строительных работ;
12) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50 (пятидесяти) %, то они подлежат обязательной вырубке;
13) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;
14) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;
15) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;
16) незаконная вырубка – вырубка деревьев, осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;
17) озелененные территории – участок земли, на котором располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;
18) организация по озеленению - физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность по озеленению, содержанию, работы по уходу зеленых насаждений и озелененных территорий общего пользования на территории населенного пункта;
19) газон - элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;
20) работы по уходу – уход за почвой, подземной и надземной частью растений (подкормка, полив, рыхление, санитарно-профилактические мероприятия и прочие действия);
21) вынужденная вырубка – вырубка деревьев, без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
22) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;
23) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;
24) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
25) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);
26) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;
27) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
28) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющие функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;
29) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая к их гибели, с целью придания им определенной эстетической формы и омолаживания зеленых насаждений;
30) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);
31) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и к объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
Глава 2. Содержание и защита зеленых насаждений
4. Озелененные территории всех категорий и видов образуют систему озеленения в границах населенного пункта, входят в зеленый фонд населенного пункта и выполняют рекреационные, средообразующие и санитарно-защитные функции, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.
5. Собственники земельных участков и (или) землепользователи содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и работы по уходу за счет собственных средств.
6. Основным предназначением, функциями развития зеленого фонда населенных пунктов является:
сохранение экологического баланса;
сохранение оптимального температурного режима, в том числе в летний период;
сохранение режима влажности воздуха;
адсорбция загрязненного воздуха (выхлопные газы, канализация, пожары, запах накопленных коммунальных отходов и другие источники загрязнения воздуха);
поглощение, очистка, иное устранение загрязнений и других форм негативного воздействия на определенной территории;
декоративно-эстетическая, формирование благоприятной среды проживания.
7. Меры по защите и оздоровлению зеленого фонда и окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами, согласно требованиям настоящих Правил.
8. Развитие озелененных территорий соответствующей административно-территориальной единицы производится в соответствии с дендрологическим планом.
9. Объекты озеленения создаются на землях общего пользования в соответствии с генеральным планом населенного пункта.
10. На территории земель общего пользования, подпадающие под рекреационную зону, не допускаются размещение (строительство) новых и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, непосредственно не связанных с функционированием рекреационной зоны.
11. При проектировании и строительстве объектов предусматривается озеленение территории, предоставленного под строительство объекта с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений на территории предполагаемого к строительно-монтажным работам участка.
Глава 3. Порядок ведения документации по учету зеленых насаждений
12. Учету подлежат все виды зеленых насаждений посредством:
инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, расположенных в границах учетного объекта;
заполнения акта приживаемости зеленых насаждений, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
ведение реестра зеленых насаждений;
разработки дендрологического плана.
13. Услуги по проведению инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования, могут производиться на договорной основе за счет местного бюджета и (или) за счет других источников финансирования.
14. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппарат акима соответствующей административно-территориальной единицы для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом.
15. Документами, отображающими результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации, лесопатологического обследования, а также изменения включенные в дендрологический план, которые составляются на электронных и бумажных носителях.
16. Зеленые насаждения, прошедшие учет заносятся в реестр зеленых насаждений, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
17. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом, как на бумажном, так и на электронном носителях.
18. Ведение учета зеленых насаждений включает в себя:
1) учет и получение достоверных данных о количестве, видового состава и состоянии зеленых насаждений;
2) определение основных направлений политики населенного пункта в сфере защиты, сохранения зеленых насаждений и развития озелененных территорий;
3) обеспечение достоверной информацией население и заинтересованных лиц о количестве, состоянии зеленых насаждений и окружающей среды в населенном пункте;
4) анализ состояния зеленых насаждений на территории населенного пункта;
5) создание единой информационной базы для эффективного управления зелеными насаждениями в местах общего пользования, в том числе установление соответствия количества зеленых насаждений действующим строительным и санитарным нормам;
6) регламентирование работ по содержанию озелененных территорий, капитальному ремонту и реконструкции их;
7) определение собственников озелененных территорий и установления ответственных юридических и физических лиц за их сохранность и состояние;
8) организация рационального использования озелененных территорий города;
9) разработка проектов озеленения, планов мероприятий по уходу, рекомендации по содержанию, уходу и пользованию зелеными насаждениями.
19. Дендрологический план разрабатывается уполномоченным органом в пределах границ населенного пункта, с привлечением организаций, оказывающие услуги дендрологических обследований, имеющих в своем составе экологов и (или) дендрологов.
20. Дендрологический план состоит из двух частей.
Первая часть – состоящая из картографического изображения, на котором каждому зеленому насаждению присваивается порядковый номер и сопровождается пересчетной ведомостью. На картографическом изображении кроме зеленых насаждений отображаются открытые участки газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки и мест общего пользования включая улицы, дороги (проезжую часть).
Вторая часть - описательная, в которой указываются идентификационные характеристики озеленяемого объекта, идентификационные характеристики дендрологического плана, количественный и видовой состав произрастающих зеленых насаждений, описывается рельеф местности, состав почв, на которых произрастают зеленые насаждения с указанием отметок:
для вырубки (больные, высохшие);
под пересадку;
не затронутые.
21. Масштаб дендрологического плана 1:10000.
22. Дендрологический план составляется и хранится на электронных и бумажных носителях и публикуются на официальных интернет - ресурсах уполномоченного органа.
23. Дендрологический план составляется один раз в пять лет и в последующем корректируется уполномоченным органом.
24. По истечении пяти лет, в связи с климатическими особенностями, формированием планировочной структуры и архитектурного облика населенного пункта или его части составляется и утверждается новый дендрологический план.
25. В малых городах (с численностью населения до 50 тысяч жителей) при отсутствии изменений, допускается переутверждение имеющегося дендрологического плана.
Глава 4. Меры по содержанию и защите зеленых насаждений
26. Содержание зеленых насаждений включает в себя:
1) замена почво - грунта в посадочных ямах и траншеях, посадка зеленых насаждений и уход за ними;
2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, стрижка живой изгороди, поднятие штамба у деревьев, удаление поросли;
3) устройство цветников, газонов, прополка сорняков, покос травы, укрытие в зимний период;
4) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода, в жаркое и засушливое время года полив осуществляется с большей частотой;
5) формирование кроны;
6) омолаживание, производимое исходя из биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности с сохранением скелетных и полускелетных частей;
7) внесение удобрений;
8) борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений;
9) санитарная обрезка аварийных, сухостойных деревьев и кустарников, выкорчевка пней;
10) организация мониторинга за состоянием зеленых насаждений;
11) зачистка и пломбировка дупел, обработка мест спилов масляной краской.
27. Содержание и защита зеленых насаждений осуществляется:
1) на землях общего пользования - уполномоченным органом;
2) в парках и скверах возлагается на собственников или на уполномоченное собственником лицо;
3) на территории промышленных предприятий и других объектах собственности, а также на отведенной и закрепленной территории – возлагается на собственников или пользователей этих объектов;
4) на территориях, отведенных под строительно-монтажные работы – возлагается на заказчика.
28. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживанию густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.
29. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года с комом земли с соблюдением необходимых мер по их сохранению, защите и интенсивного ухода. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку проводят в период с наступления осени до ранней весны.
30. При проведении работ, строительные организации выполняют следующие мероприятия, обеспечивающие сохранность расположенных на земельном участке, отведенном под застройку или производство строительных работ, зеленых насаждений:
1) устанавливают ограждение стройплощадок с учетом того, чтобы деревья и кустарники оставались за их пределами. Вокруг каждого дерева или группы деревьев, оставляемого на стройплощадке, сооружают индивидуальную защиту, обеспечивающую сохранение ствола и кроны дерева от повреждения. С целью сохранения древесно-кустарниковой растительности допускается частичная обрезка низких и широких крон, обвязка стволов, связывание кроны кустарников;
2) не допускается использование сохраняемых деревьев в качестве столбов для прикрепления оград, светильников и прочих предметов и нанесение повреждений;
3) не допускается обнажения корней деревьев и засыпания приствольных кругов землей, строительными материалами и мусором;
4) при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров и других сооружений в районе существующих зеленых насаждений не допускаются изменения вертикальных отметок против существующих. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
5) не допускается стоянка машин на газонах, складирование строительного материала, слив горюче-смазочных материалов, нечистот;
6) подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагают вне зеленых насаждений и не нарушают установленные ограждения деревьев;
7) работы подкопом в зоне корневой системы деревьев и кустарников производят ниже расположения основных скелетных корней, не повреждая корневой системы;
8) сохраняют верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, производят снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт используется при озеленении территорий и (или) передается организации по озеленению.
31. При проведении работ по асфальтированию, мощению, покрытию тротуаров и проездов плиткой оставляют вокруг дерева приствольный круг диаметром не менее 1,2 метра.
Глава 5. План работ уполномоченного органа по озеленению территорий населенного пункта
32. Озеленение, посадка зеленых насаждений на территориях общего пользования может производиться за счет средств разных уровней бюджета, а также за счет иных источников финансирования.
33. Для проведения озеленительных работ на территориях общего пользования уполномоченный орган подготавливает дефектный акт на один из видов и/или одновременно видов нижеследующих работ:
1) определение объема по вырубке предполагаемого сухостоя с указанием адреса (месторасположения), вида зеленого насаждения, его характеристик (диаметр ствола, высота, состояние и другое);
2) определение объема планируемого на конкретном участке посадки новых зеленых насаждений (вид и наименование зеленого насаждения, сроки посадки);
3) определение плана участка, где будут расположены компенсационные зеленые насаждения с определением вида и его характеристик, сроков посадки;
4) определение объема выкорчевки пней с указанием месторасположения, объема (количества).
34. Уполномоченный орган составляет калькуляцию затрат для определения объема работ с целью реализации дефектного акта произвольной формы, с определением стоимости затрат на закуп зеленых насаждений, их транспортировку, затраты на удобрения, полив, подвоз грунта, механизацию и рабочую силу, а также на последующий уход для приживаемости вновь посаженного зеленого насаждения.
35. При производстве работ по кронированию зеленых насаждений и/или вырубке сухостоя, затрагивающие инженерные сети (электроснабжение, освещение, водоснабжение, теплоснабжение), не менее чем за три рабочих дня производится согласование сроков выполнения работ с собственниками инженерных сетей и оповещается население, предприятия и организации посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи о предполагаемых работах на участке с указанием времени и продолжительности работ.
Глава 6. Порядок вырубки деревьев
36. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, если существующие зеленые насаждения составляют угрозу для других сооружений, включая здания жилой застройки, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.
37. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:
1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства и инженерных сетей;
4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;
5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;
6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.
38. Вырубка деревьев производится по разрешению уполномоченного органа в соответствии с разрешительными процедурами.
Уполномоченный орган не выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений занесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2006 года №1034 (далее - Перечень).
39. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по озеленению, обслуживающие данный участок.
40. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах благоустройства с инженерной инфраструктурой производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом, в следующих случаях:
падение деревьев, а также их ветвей представляет угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, инженерным коммуникациям и сетям;
препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков, в случае, когда дорожный знак невозможно перенести.
41. Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования аварийно-спасательных служб, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.
42. Санитарная обрезка деревьев на землях общего пользования производится организациями по озеленению, обслуживающими данный земельный участок по письменному согласованию с уполномоченным органом.
43. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, с предварительным выездом специалиста уполномоченного органа на место вырубки для точного определения количественного, породного состава, состояния и месторасположения деревьев в соответствии с реестром зеленых насаждений и заполнением им акта обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 2.
44. При получении разрешения на вырубку деревьев, физическими и юридическими лицами предоставляется гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
45. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки (опилки, ветки, листья, кора) складировать и хранить на месте производства работ не допускается.
Глава 7. Порядок посадки, пересадки и компенсационной посадки деревьев
46. Физические и юридические лица могут принимать участие в озеленении территорий общего пользования за счет собственных средств по письменному согласию уполномоченного органа с указанием территории для высадки зеленых насаждений в соответствии с дендрологическим планом.
47. Физические и юридические лица после осуществления высадки зеленых насаждений за счет собственных средств, передают данные о выполненных мероприятиях уполномоченному органу, а уполномоченный орган принимает зеленые насаждения и вносит их в реестр по учету зеленых насаждений.
48. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки в соответствии с письменным указанием уполномоченного органа.
49. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.
50. В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается десятикратный размер компенсации, в соответствии с требованиями пункта 59 настоящих Правил.
51. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города и населенного пункта, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.
52. При получении разрешения на вырубку деревьев производится компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев в десятикратном размере за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка.
53. Компенсационная посадка и дальнейшая работа по уходу и содержанию на землях общего пользования проводятся организациями по озеленению, имеющие в своем штате специалистов в области озеленения.
54. В случае гибели зеленых насаждений, находящихся на прилегающей территории, юридическое или физическое лицо, в ведении которого находится эта территория, производит компенсационную посадку в десятикратном размере.
55. Уполномоченный орган один раз в год размещает на своем интернет-ресурсе информацию по проведенной компенсационной посадке за текущий период и перечень организаций по озеленению.
56. Физическое или юридическое лицо, совершившее незаконную вырубку, уничтожение, повреждение деревьев или нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, несет ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и производит компенсационную посадку деревьев в пятидесятикратном размере.
57. В случае незаконной вырубки, уничтожения, повреждения многолетних насаждений и (или) зеленых насаждений, занесенных в Перечень, производится компенсационная посадка зеленых насаждений того же вида (подвида) в стократном размере и предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 340 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
58. Размер вреда за незаконную порубку, уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, произрастающих в черте городов или населенных пунктов, предусмотренный пунктом 4 Базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 441, исчисляется уполномоченным органом.
59. Компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метра с комом.
Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.
60. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке, уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожении или повреждении деревьев на участке, указанным уполномоченным органом.
При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки, территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.
61. При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации по озеленению.
62. Компенсационная посадка деревьев осуществляется в соответствии с дендрологическим планом.
63. В случае механического повреждения или уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования и на частных территориях в результате дорожно-транспортного происшествия, виновной стороной производится компенсационная посадка в пятикратном размере поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений путем высадки саженцев согласно пункту 59 настоящих Правил.
64. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица в течение одного месяца информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.
65. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 26 настоящих Правил.
66. По истечении трех лет, физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости зеленых насаждений, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, и передают на баланс местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы для дальнейшего содержания.
67. Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.
68. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите за ними в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения повторной посадки.
Приложение 1 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области |
|
Форма |
Реестр зеленых насаждений на 1 января ____ года
Распределение площади объектов (участков) зеленых насаждений по категориям земель, типам растительности и функциональному назначению
Город/населенный пункт
Административный район: (код) ___________________
Ответственный владелец: _________________________
Реестр зеленых насаждений
Таблица | |||||||||||
№ п/п инвентарный/ № паспорта зеленого насаждения | Функциональное назначение земель (категория насаждений) | Древесная растительность | |||||||||
Единичные деревья, штук | Группы, куртины, штука | Рощи сады, штук | Линейные насаждения, штук | Итого, штук | |||||||
Кустарниковая растительность | |||||||||||
Единичные, штук | Живая изгородь, погонный метр | Рядовые посадки, штук | Групповые посадки, штук | Всего погонный метр/штук | |||||||
Открытые пространства | |||||||||||
Цветники | Газоны | ||||||||||
Летники, метр2 | Многолетники, метр2 | Контейнерные, штук | Вазон, метр2 | Альпинарий, рокарий, метр2 | Итого: метр2/ штук | Партерные, метр2 | Обыкновенные, метр2 | На почвенный покров, метр2 | Итого: метр2/ штук | ||
Приложение 2 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области |
|
Форма |
Акт обследования зеленых насаждений
"___"___________20__года
№ п/п | Породный состав зеленых насаждений | Сохраняются | Вырубка по разрешению | Вырубка без разрешения | ||||||
штук | возраст, лет | диаметр ствола, сантиметр | штук | возраст, лет | диаметр ствола, сантиметр | штук | возраст, лет | диаметр ствола, сантиметр | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
Всего: | ||||||||||
Итого |
продолжение таблицы
Пересадка, кронировка (омолаживание) | Санитарная обрезка | Качественное (фактическое) состояние | Размер возмещения ущерба за единицу | Сумма ущерба исчисленного по размерам возмещения ущерба | Компенсационное восстановление, штук | ||||
штук | возраст, лет | диаметр ствола, сантиметр | штук | возраст, лет | диаметр ствола, сантиметр | месячный расчетный показатель | Тенге | ||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Настоящий акт составлен в _______ экземплярах.
Примечание: Акт обследования не является документом, дающим разрешение на вырубку или пересадку зеленых насаждений.
Представитель физического или юридического лица________________________________
подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)
Должностное лицо уполномоченного органа _____________________________________
подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)
Гарантийное письмо
_______________________________________________________________ (наименование физического или юридического лица) гарантирует произвести компенсационную посадку деревьев в количестве _____ штук, ___________ породы в течение шести месяцев с момента получения разрешения на вырубку деревьев, взамен деревьев в количестве _______ штук, _________________ породы, которые будут вырублены для ____________________________________ по адресу:
(указывается причина) __________________________________________________ согласно акту обследования зеленых насаждений от " " 20__ года.
В случае гибели высаженных саженцев, гарантирует произвести повторную посадку.
В течение трех лет с момента компенсационной посадки, гарантирует проводить мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4),5), 6), 7) и 8) пункта 26 Правил содержания и защиты зеленых насаждений и по истечению трех лет передать их на баланс местного исполнительного органа на основании акта приживаемости деревьев. __________________________________________________________________
(наименование физического или юридического лица) осведомлено, что за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений будет нести ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Дата: "___" ____________ 20__ года
______________________________________________________________
ФИО и подпись руководителя (печать при наличии)
Приложение 4 к Правилам содержания и защиты зеленых насаждений Восточно-Казахстанской области |
|
Форма |
Акт приживаемости зеленых насаждений
"___" _________ 20___ года
Адрес посаженных зеленых насаждений: _________________________________________
№ | Наименование физического или юридического лица | Дата и номер разрешения или согласования | Количество вырубленных деревьев, штук | Количество пересаженных деревьев, штук | Общее количество компенсационной или инициативной посадки, штук, порода | Состояние | Количество саженцев к восстановлению, штук | Примечание | |
Прижилось, штук | не прижились, штук | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||
Итого: |
Представитель физического или юридического лица________________________________
подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)
Должностное лицо уполномоченного органа ________________________________________
подпись (Ф.И.О) (печать при наличии)
Приложение 2 к решению Восточно-Казахстанского областного маслихата от 23 апреля 2021 года № 4/40-VII |
Правила благоустройства территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила благоустройства территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан от (Особенная часть), Земельным кодексом Республики Казахстан, Экологическим Кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", законами Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон), "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 "Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги "Выдача разрешения на вырубку деревьев" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10886) и иными нормативными правовыми актами.
2. Правила определяют порядок и регулируют отношения в сфере благоустройства территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или собственниками земель, зданий и сооружений, встроенных помещений, нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории Восточно-Казахстанской области, независимо от формы собственности.
3. Координация и организация работ по благоустройству территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области осуществляется местными исполнительными органами, уполномоченными органами управления, руководителями учреждений и предприятий, ответственными за благоустройство.
4. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
2) места общего пользования – это территории, объекты, которые доступны или открыты для населения;
3) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, придомовым земельным участком, не вошедшим в состав кондоминиума, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения, и другие инженерные системы общего пользования, а также охранные зоны тепловых сетей и инженерных систем общего пользования);
4) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;
5) твердые бытовые отходы (далее - ТБО) – коммунальные отходы в твердой форме;
6) опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, радиоактивностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), и могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
7) отходы производства – остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;
8) обращение с отходами – виды деятельности, связанные с отходами, включая предупреждение и минимизацию образования отходов, учет и контроль, накопление отходов, а также сбор, переработку, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение (складирование) и удаление отходов;
9) отходы, не приемлемые на полигонах – жидкие отходы; опасные отходы, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными; отходы, вступающие в реакцию с водой; отходы от медицинских или ветеринарных учреждений, которые являются инфицированными; целые использованные шины и их фрагменты, за исключением применения в качестве стабилизирующего материала при рекультивации; отходы, которые не соответствуют критериям приема; ртутьсодержащие лампы и приборы; лом цветных и черных металлов; батареи литиевые, свинцово-кислотные; пестициды; макулатура, картон и отходы бумаги; стеклобой; электронное и электрическое оборудование; отходы содержащие стойкие органические загрязнители; отходы пластмассы, пластика, полиэтилена и полиэтилентерефталатовая упаковка; отходы строительных материалов; пищевые отходы;
10) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
11) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
12) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющий функции в сфере регулирования коммунального хозяйства;
13) организация – физическое или юридическое лицо, специализирующиеся в области благоустройства;
14) малые архитектурные формы (МАФ) – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);
15) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических и физических лиц;
16) договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки, – договор, заключаемый между оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) и производителем (импортером) на основании типового договора об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
17) землепользователь - юридическое или физическое лицо, использующее земельные участки в черте города или населенного пункта, независимо от цели и форм собственности (предприятия, организации, коммерческие структуры, предприниматели, владельцы домов частного сектора, кооперативы собственников квартир и другие);
18) коммунальные отходы - отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах, в том числе в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства, близкие к ним по составу и характеру образования;
19) раздельный сбор коммунальных отходов – процесс, при котором коммунальные отходы собираются раздельно в зависимости от типа и состава отходов для обеспечения последующей утилизации, переработки и удаления;
20) утилизация отходов - использование отходов в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов;
21) захоронение отходов - складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока;
22) переработка отходов - физические, химические или биологические процессы, включая сортировку, направленные на извлечение из отходов сырья и (или) иных материалов, используемых в дальнейшем в производстве (изготовлении) товаров или иной продукции, а также на изменение свойств отходов в целях облегчения обращения с ними, уменьшения их объема или опасных свойств;
23) размещение отходов - хранение или захоронение отходов производства и потребления;
24) хранение отходов - складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления;
25) жидкие отходы - любые отходы в жидкой форме, за исключением сточных вод;
26) удаление отходов - операции по захоронению и уничтожению отходов;
27) маломобильные группы населения – лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, информации или ориентировании в пространстве, в том числе использующие детские коляски, пожилого возраста, инвалиды.
Глава 2. Благоустройство территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области
1. Обеспечение чистоты и порядка
5. Юридические и физические лица соблюдают чистоту и поддерживают порядок на территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области, в том числе на территориях индивидуальных жилых домов, не допускают повреждения и разрушения элементов благоустройства (дорог, тротуаров, газонов, малых архитектурных форм, освещения, водоотвода). При необходимости вскрытия благоустроенных территорий приводят их в первоначальный вид.
6. Текущее санитарное содержание местности осуществляется организациями, специализирующихся в области благоустройства территории.
7. Текущее содержание и санитарная очистка городов и населенных пунктов осуществляются организациями по благоустройству.
8. Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, в том числе собственники капитальных и временных объектов:
1) обеспечивают санитарное содержание и благоустройство отведенной территории за счет своих средств самостоятельно либо путем заключения договоров с организациями;
2) бережно относятся к объектам любой собственности, информируют соответствующие органы о случаях причинения ущерба объектам государственной собственности;
3) содержат в технически исправном состоянии и чистоте (при необходимости производят чистку, мойку) таблички с указанием улиц и номеров домов;
4) содержат ограждения (заборы) и малые архитектурные формы в надлежащем состоянии (покраска, побелка с внешней стороны ограждения (забора) на прилегающей территории;
9. Физическим и юридическим лицам не допускается:
1) сорить на улицах, площадях, пляжах, парках, скверах и местах общего пользования;
2) сжигание ТБО, тары, производственных, бытовых и опасных отходов, разведение огня в местах общего пользования, включая внутренние территории предприятий и индивидуальных жилых домов, а также в контейнерах;
3) сброс неочищенных вод промышленных предприятий в водоемы;
4) мойка, очистка и ремонт транспортных средств, а также стирка ковровых изделий внутри жилых кварталов и в местах общего пользования, у водоразборных колонок, подъездов жилых домов, на водоемах, в местах массового отдыха людей;
5) перевозка грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, спила деревьев без покрытия их брезентом или другим материалом, исключающими загрязнение дорог;
6) отчуждение в любом виде и форме опасных отходов, запрещенных к размещению на полигоне любым юридическим и физическим лицам, не являющимися организациями;
7) отчуждение в любом виде и форме коммунальных отходов, любым юридическим и физическим лицам, не являющимися организациями.
10. Искусственный сброс поверхностных вод в водосточные коллекторы с территории организаций и инженерных систем разрешен при наличии согласований и договора с организациями, эксплуатирующими канализационные сети.
2. Организация уборки территорий городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области
11. Уборка и содержание мест общего пользования включают в себя следующие виды услуг:
1) уборка и вывоз мелкого и бытового мусора и отходов;
2) уборка и вывоз крупногабаритного мусора и отходов;
3) подметание;
4) покос и вывоз камыша, бурьяна, травы и иной дикорастущей растительности;
5) текущий ремонт и окраска ограждений и малых архитектурных форм.
12. Уборку и содержание в чистоте проезжей части улиц по всей ее ширине, площадей, дорог и проездов дорожной сети города и населенного пункта, парковочных карманов, а также набережных, мостов, путепроводов производят организации, выигравшие конкурс на производство данных работ в соответствии с действующим законодательством.
13. Уборка тротуаров, расположенных вдоль улиц и проездов или отделенных от проезжей части газонами, и не имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, дворовых территорий, учреждений, предприятий, объектов торговли и обслуживания, а также тротуаров, прилегающих к ограждениям набережных, производится организациями, осуществляющими уборку и содержание проезжей части.
14. Уборка и мойка остановочных комплексов и прилегающих к ним территорий на остановочных площадках общественного пассажирского транспорта осуществляются их собственниками.
15. Собственники объектов обеспечивают санитарную очистку и уборку прилегающей территории (автостоянки, боксовые гаражи, ангары, складские подсобные строения, сооружения, объекты торговли и услуг) организациями коммунального хозяйства или же производят ее самостоятельно.
16. Орган управления кондоминиумом многоэтажных жилых домов района обеспечивает доступ для специализированных транспортных средств:
1) к контейнерным площадкам;
2) к газораспределительным установкам;
3) к внутриквартальным территориям жилых домов в ходе уборки от снега и мусора.
17. Орган управления кондоминиумом, собственники многоэтажных жилых домов района, собственники зданий и сооружений и мусоровывозящие организации обеспечивают надлежащее санитарное состояние на контейнерных площадках и прилегающих к ним территорий.
18. Физическим и юридическим лицам, организациям по уборке не допускается:
1) перемещать мусор на проезжую часть улиц и проезды при выполнении работ по санитарной очистке территории;
2) выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
3) повреждение и уничтожение зеленых насаждений при складировании снега;
4) перемещение снега на тротуары и газоны при формировании снежных валов у края дороги;
5) вынос и складирование снега на проезжей части, после уборки снежного вала;
6) складирование снежного вала на ливнеприемниках;
7) сбрасывание снега, льда и мусора в воронки водосточных труб;
8) сброс мусора, грязи, загрязненного снега, наледи, неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков на территории береговой зоны;
9) сброс смета и бытового мусора в водосточные коллекторы, дождеприемные колодцы и арычную систему;
10) сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников.
19. В период листопада организации, ответственные за уборку отведенных территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы с газонов вдоль улиц и магистралей, дворовых территорий.
20. При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах физическим и юридическим лицам допускается временное складирование снега высотой не более тридцати сантиметров, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
21. Уборка и вывоз снега от края проезжей части производится силами физических и юридических лиц, ответственных за уборку проезжей части данной улицы или проезда.
22. Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуаров и дворовых территорий физических и юридических лиц обеспечивает беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов, независимо от погодных условий.
23. Организациями по вывозу снега работы по посыпке песком со специальной примесью начинаются с начала снегопада или появления гололеда.
24. Для обеспечения своевременной уборки снега организациями по вывозу снега обеспечивается круглосуточное дежурство машин и механизмов по согласованию с заказчиком.
25. Физическими и юридическими лицами снег, счищаемый с проезжей части дорог, улиц, проездов, тротуаров, сдвигается на обочины дорог и в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы в виде снежных валов, а с подъездов и подходов к зданиям, лестничных сходов – в места, не препятствующие проходу пешеходов и проезду транспорта.
26. При уборке снега организации, осуществляющие уборку снега, обеспечивают сохранность элементов благоустройства, зеленых насаждений, всех инженерных коммуникаций.
27. На улицах и проездах с односторонним движением транспорта, в том числе на магистралях с разделительной полосой в виде скверов, газонов и бетонных блоков, зоны, со стороны которых начинается подметание проезжей части, организациями по вывозу снега очищаются от снега и наледи до бортового камня, в течение всего зимнего периода постоянно.
28. Организациями по вывозу снега въезды, выезды во дворы, внутриквартальные проезды расчищаются в первую очередь, после механизированного сгребания и подметания с края проезжей части.
29. Организациями по вывозу снега вывоз снега от остановок общественного транспорта, наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, из мест массового посещения людей (торговых центров, рынков, гостиниц, вокзалов, автостанций, театров, учреждений образования и здравоохранения), осуществляется в течение суток после окончания снегопада, с обеспечением проезда по внутридворовым и внутриквартальным территориям.
30. Вывоз снега с магистральных улиц и проездов, обеспечивающий безопасность дорожного движения, вывоз складированного после уборки снега с дворовых территорий и внутри дворовых проездов осуществляется организациями по уборке в течение трех суток после окончания снегопада, с остальных улиц и территорий – не позднее пяти суток после окончания снегопада. Вывоз снега, собранного с территорий частного сектора, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
31. Физическими и юридическими лицами вывоз снега осуществляется на специально подготовленные площадки.
32. Места временного складирования снега после снеготаяния очищаются от мусора и благоустраиваются организациями, ответственными за складирование мусора.
33. Организациями по вывозу снега в местах, где невозможно применение техники для уборки снега, должна использоваться ручная зачистка.
34. Снег, счищаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, разрешается складировать на территориях дворов в местах, не препятствующих свободному проезду транспорта и движению пешеходов на срок не более трех суток. Складирование снега на внутри дворовых территориях должно предусматривать отвод талых вод.
35. В зимнее время собственникам и арендаторам зданий (паркингов) и помещений необходимо организовывать своевременную уборку собственных и прилегающих территорий от снега и наледи и обеспечить их вывоз на снежный полигон самостоятельно или по договору с организациями. Очистка кровель зданий на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, должна производиться с предварительной установкой ограждения опасных участков. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель производится на внутренние дворовые территории. Сброс снега осуществляется с обеспечением безопасности пешеходов и воздушных сетей, светильников и насаждений.
36. Сброшенные с кровель зданий снег и ледяные сосульки убираются собственником (балансодержателем) здания (объекта), органом управления кондоминиумом на проезжую часть улицы и вывозятся на снежный полигон самостоятельно либо по договору со специализированной организацией.
37. Организациями по вывозу снега в ходе проведения уборки снега с последующим снятием наледи, в первую очередь, расчищаются дорожки для пешеходов, проезды во дворы, подъезды к контейнерам для сбора мусора и пожарным гидрантам, а также к газораспределительным установкам и трансформаторным подстанциям.
38. Органы управления объектом кондоминиума или организации по договорам обслуживания с наступлением весеннего периода на прилегающей территории организовывают:
1) расчистку канав для обеспечения оттока в местах, где это требуется для нормального оттока талых вод;
2) систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой канализации;
3) общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, сбор и удаление мусора, оставшегося снега и льда.
39. В период проведения противопаводковых мероприятий, органы управления кондоминиумами и собственники индивидуальных жилых домов проводят своевременную уборку снега во дворах, очищают от снега малые архитектурные формы и декоративные элементы. Собственники индивидуальных жилых домов, органы управления объектами кондоминиума, а также собственники нежилых помещений производят отчистку верхних частей колодцев инженерных сетей, к чьей зоне ответственности они отнесены или закреплены.
40. Парки и пляжи, кроме установленных урн, оснащаются специальными площадками для размещения контейнеров местным исполнительным органом.
41. Организациями по уборке по окончании зимнего сезона береговая зона водоемов должна быть очищена от мусора, стихийных свалок, проводятся мероприятия по поддержанию санитарного состояния водного бассейна.
42. Организациями по уборке после ежедневного закрытия пляжа необходимо производить основную уборку берега, собранный мусор и отходы подлежат незамедлительному вывозу.
43. Профилактическое обследование, очистка каналов, труб и дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод с территорий города и населенных пунктов, очистка коллекторов ливневой канализации, смотровых и дождеприемных колодцев производятся организациями в сфере водоснабжения и водоотведения не реже одного раза в месяц.
44. Физические и юридические лица обеспечивают рабочее состояние решеток дождеприемных колодцев, не допуская засорение решеток и колодцев.
45. Содержание ограждений на проезжей части, тротуарах и газонах, других элементах благоустройства дороги обеспечивается организациями, на балансе которых они находятся.
3. Сбор и вывоз отходов
46. Собственники твердых бытовых отходов должны пользоваться централизованной системой сбора отходов или услугами субъектов, выполняющих операции по раздельному сбору (сортировке), утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов, либо самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов в соответствии с пунктами 48, 49, 50 настоящих Правил.
47. Централизованной системой сбора и раздельного сбора отходов пользуются физические и юридические лица, независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающие или находящиеся в жилых домах.
Централизованная система сбора и раздельного сбора отходов организовывается местным исполнительным органом посредством проведения конкурса по определению мусоровывозящих организаций с территории городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области.
48. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от форм собственности и вида деятельности, не находящиеся в жилых домах и имеющие собственные контейнерные площадки (площадки для раздельного сбора) вправе заключать договора с субъектами, выполняющими операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению отходов.
49. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от форм собственности и вида деятельности могут самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов при условии заключения договоров со специализированными субъектами, выполняющими операции по утилизации, переработке, хранению, размещению отходов города и населенного пункта. При этом должны иметь документы на прием отходов на полигон ТБО, либо документ на прием отходов субъектам, выполняющим операции по сбору, утилизации, переработку, хранение, размещение отходов.
50. Собственники твердых бытовых отходов должны осуществлять сортировку отходов на местах образования (пластмассы, пластика, полиэтилена и полиэтилентерефталатовая упаковка, макулатура, картон и отходы бумаги, стеклобой), размещать отходы в специальные контейнеры (в случае их наличия), расположенные на контейнерных площадках.
51. На территории домовладений располагаются специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для специализированного транспорта в соответствии с требованиями пункта 22 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения", утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 183 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10796) и пунктов 55, 56, 57 и 58 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления", утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21934)".
52. Вывоз отходов, габариты и объемы которых превышают размеры контейнеров на контейнерных площадках, производится собственниками, либо мусоровывозящими организациями.
53. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, необходимо производить самостоятельный вывоз строительного мусора на специальные места или по договору с мусоровывозящими организациями согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан.
54. Физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются опасные отходы, обеспечивают безопасное обращение с момента их образования.
55. Мусоровывозящие организации оказывают услуги по мусороудалению в сроки, указанные в договоре, и осуществляют доставку твердых бытовых отходов на организации, производящие сортировку либо производить сортировку самостоятельно, обезвреживание и их переработку с последующей утилизацией.
56. Местные исполнительные органы на территории жилых домов размещают специальные площадки для контейнеров, с обеспечением доступа для специализированных транспортных средств.
57. Физическими и юридическими лицами твердо-бытовые отходы вывозятся специализированным транспортным средством, жидкие отходы из неканализованных индивидуальных жилых домов – ассенизационным вакуумным транспортом.
58. Слив жидких отходов физическими и юридическими лицами производится в специализированные пункты приема сточных вод, определяемые организацией, эксплуатирующей канализационные сети. Не допускается производить самовольный слив жидких отходов в непредназначенные колодцы.
59. Вывоз жидких отходов мусоровывозящими организациями производится на специализированном транспортом средстве в специально отведенные места. Контейнеры после опорожнения обрабатываются дезинфицирующим раствором на местах или заменяются чистыми, прошедшими обработку на местах опорожнения. Места обработки контейнеров необходимо оборудовать установками для чистки, мойки и дезинфекции с подводкой горячей и холодной воды, организации стока.
60. Физическим и юридическим лицам, на территории которых находятся контейнерные площадки, необходимо выполнять следующие требования:
1) контейнерные площадки, подходы и подъездные пути к ним должны иметь твердое покрытие, огорожены сплошным ограждением, исключающим распространение мусора на прилегающие территории;
2) обеспечивать надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий;
3) своевременно заключать договоры на вывоз ТБО, крупного мусора, снега;
4) обеспечивать в зимнее время года очистку от снега и наледи подходов и подъездов к контейнерным площадкам с целью создания нормальных условий для работы специализированных транспортных средств и пользования населением.
61. Физическим и юридическим лицам не допускается:
1) выставление тары с мусором и бытовыми отходами на улицах, местах общего пользования, лестничных площадках;
2) создание свалок, закапывание мусора в землю;
3) загрязнение территории контейнерных площадок, помещение в контейнеры и складирование на площадках и прилегающих к ним территориях мусора, не относящегося к твердо-бытовым отходам;
4) сброс в выгребные ямы строительного мусора, отходов производства, тары;
5) складирование мусора на прилегающей территории к индивидуальным жилым домам, зданиям и сооружениям;
6) сброс жидких отходов и крупногабаритного мусора в мусоропровод;
7) сброс и складирование золы в контейнеры для твердых бытовых отходов и на контейнерные площадки.
62. Организации обслуживающие контейнерные площадки производят их своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров; принимают меры по обеспечению регулярной мойки, дезинфекции и дезинсекции против мух мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники (контейнеры), а также сборников отходов.
63. При выгрузке контейнеров в специализированную технику, уборку просыпавшегося мусора, производят работники организации, осуществляющей вывоз твердо-бытовых отходов.
64. Физические и юридические лица выгребы дворовых уборных ям очищают по мере их заполнения, но не реже одного раза в месяц.
65. Содержание мусоропровода осуществляет организация, в ведении которой находится жилой дом.
66. Вывоз ТБО осуществляется мусоровывозящими организациями в сроки, согласно утвержденному графику, установленному уполномоченным органом. Графики вывешиваются на площадках по сбору ТБО.
67. Собственники индивидуальных жилых домов и нежилых строений вправе иметь контейнеры для сбора золы.
68. Физические лица обеспечивают складирование образованной золы в специальные контейнеры для сбора золы, расположенные на территории контейнерных площадок.
69. Физические лица обеспечивают сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в специальные контейнеры, расположенные на территории контейнерных площадок.
70. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, приборов и других опасных отходов, запрещенных к размещению на полигоне отходов, и их транспортировка от источника образования производятся исключительно организациями, осуществляющими их переработку/утилизацию.
71. Юридические лица и организации по уборке и сбора мусора устанавливают урны для мусора:
1) в местах массового посещения населения на расстоянии не менее 50 метров одна от другой;
2) во дворах, в парках, на площадях и других территориях на расстоянии от 10 до 100 метров;
3) на остановках общественного транспорта и у входа в торговые объекты и объекты юридических лиц - по две урны.
72. Установка, очистка и мойка урн производятся организациями, эксплуатирующими территории, либо собственниками, во владении или пользовании которых находятся территории. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день.
73. Мойка урн производится собственниками или организациями по уборке по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
74. Вывоз строительного мусора, скола асфальта при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, производящими работы на главных магистралях города, – незамедлительно, на остальных улицах и во дворах – в течение суток.
75. Уборка мусора с акваторий рек, водоемов, каналов на территории города и населенного пункта и содержание территорий, прилегающих к ним, обеспечивается обслуживающими организациями.
76. Физическими и юридическими лицами не допускается складирование тары на прилегающей территории, газонах, крышах торговых палаток, киосков и других объектов торговли.
77. Обустройство строительных площадок, участков для работ производится физическими и юридическими лицами в соответствии требованиями СН РК 1.03-00-2011 "Строительное производство. Организация строительства предприятий, зданий и сооружений".
4. Благоустройство улиц, жилых кварталов и микрорайонов
78. Территории городов и населенных пунктов при благоустройстве обеспечиваются оптимальными условиями и средствами доступа для всех категорий населения, включая маломобильные группы населения к местам общего пользования, жилого и рекреационного назначения, а также к объектам транспортной инфраструктуры в соответствии государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
79. Все виды работ по благоустройству территорий городов и населенных пунктов, предусмотренные проектной (проектно-сметной) документацией, выполняются по утвержденным проектам. Данные виды работ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
80. Жилые зоны микрорайонов и кварталов оборудуются площадками для мусорных контейнеров, сушки белья, отдыха, игр детей, занятий спортом, выгула домашних животных, автостоянками, парковками, зелеными зонами.
81. Количество, размещение и оборудование площадок должны соответствовать государственным нормативам в области архитектуры, градостроительства и строительства.
82. Органы управления кондоминиумом по завершении работ по благоустройству двора осуществляют дальнейшее текущее содержание МАФ.
83. Органы управления кондоминиумом, занимающиеся благоустройством дворовых территорий ежегодно в период с 15 апреля по 15 октября заполняют песочницы детских площадок песком.
84. Органы управления кондоминиумом за счет собственных средств осуществляют замену, ремонт и покраску МАФ. Ремонт и покраска МАФ осуществляются в весенне-летний период.
85. Физические и юридические лица, в ведении которых находятся инженерные коммуникации, обеспечивают надлежащее техническое состояние инженерных сетей и сооружений, которые могут вызвать нарушение благоустройства территории городов и населенных пунктов области.
5. Содержание фасадов зданий и сооружений
86. Собственники зданий и сооружений обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов объектов и их отдельных элементов (балконы, лоджии, водосточные трубы), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски, производят световое оформление витрин магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы.
87. Физическим и юридическим лицам не допускается самовольное переоборудование фасадов зданий и конструктивных элементов.
88. В случае, если в собственности физических или юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц находятся отдельные нежилые помещения в нежилых или жилых зданиях, то данным лицам необходимо принять долевое участие в ремонте и реставрации фасадов зданий пропорционально занимаемым площадям. При проведении планового сплошного ремонта и реставрации фасада здания или сооружения лица, принимающие в нем долевое участие, могут объединять средства, направляемые на данные цели, в размерах, пропорциональных занимаемым площадям.
89. Арендаторы зданий, помещений и сооружений принимают участие в ремонте, реставрации и реконструкции фасадов зданий и сооружений в соответствии с условиями договора аренды.
90. Содержание памятников истории и культуры, находящихся в коммунальной собственности, осуществляется местными исполнительными органами.
91. Лицевая часть магазинов и офисов содержатся в чистоте и в исправном состоянии, отдельные элементы по мере необходимости ремонтируются и окрашиваются их балансодержателями.
92. Содержание в чистоте и в исправном состоянии указателей улиц, номерных знаков, адресных табличек и флагштоков возлагается на балансодержателей зданий, сооружений.
93. Физические и юридические лица в темное время суток обеспечивают наружное освещение фасадов, подъездов, каждой площадки лестничной клетки (лестницы, не имеющие естественного освещения, должны освещаться в течение суток), строений и указателей улиц, номеров домов, подъездов, а также указателей пожарных гидрантов.
94. Не допускается наклеивать, развешивать и размещать иным способом на зданиях, сооружениях, ограждениях, деревьях, опорах электроснабжения, остановочных павильонах и других не приспособленных для этих целей объектах какие-либо объявления и иную информацию.
6. Содержание наружного освещения и фонтанов
95. Организациями в сфере наружного освещения, включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, набережных и других освещаемых объектов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 люкс, а отключение в утренние сумерки при ее повышении до 10 люкс по графику, утвержденному местным исполнительным органом, за исключением территорий, не оснащенных системой диммирования.
96. Элементы устройства наружного освещения и контактной сети, металлические опоры, кронштейны содержатся в чистоте, не должны иметь очагов коррозии и окрашиваются их собственниками. Замена перегоревших светильников осуществляется организациями в сфере наружного освещения.
97. Вышедшие из строя газоразрядные лампы, содержащие ртуть, хранятся в специально отведенных помещениях и вывозятся на специальные предприятия для их утилизации. Указанные типы ламп на полигон не вывозятся.
98. Вывоз сбитых опор освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется собственником опоры на основных магистралях незамедлительно; на остальных территориях, а также демонтируемых опор – в течение суток.
99. Уполномоченный орган обеспечивает надлежащее состояние и эксплуатацию фонтанов, находящихся в коммунальной собственности.
100. В период работы фонтанов, а также в период их отключения очистка водной поверхности от мусора производится организациями по уборке ежедневно.
101. Сроки включения фонтанов, режим их работы, график промывки и очистки чаш, технологические перерывы и окончание работы определяются уполномоченным органом.
7. Ответственность за нарушение требований Правил
102. За нарушение требований настоящих Правил предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 505 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".