В соответствии с подпунктом 8) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые нормы профессиональной этики поведения социальных работников.
2. Департаменту развития политики социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Оспанова Е.Д.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Т. Дуйсенова |
СОГЛАСОВАН
Министерство просвещения
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 августа 2022 года № 333 |
Нормы профессиональной этики поведения социальных работников
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие нормы профессиональной этики поведения социальных работников (далее – нормы профессиональной этики поведения) разработаны в соответствии с подпунктом 8) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах".
2. Настоящие нормы профессиональной этики поведения представляют собой свод этических принципов профессионального поведения и норм профессиональной этики поведения, которыми руководствуются социальные работники.
Глава 2. Этические принципы профессионального поведения
1. Основными этическими принципами социального работника являются:
1) социальная справедливость:
предполагает равноправное распределение социальным работником ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей получателей специальных социальных услуг (далее – услугополучатели);
2) честность:
не допускает злоупотребления социального работника своими полномочиями, доверительными отношениями с услугополучателями, коллегами и иными лицами;
ориентирует признавать границы между личной и профессиональной жизнью и не злоупотребляет своим положением ради личной материальной выгоды;
информирует в полном объеме услугополучателей о всех действиях, осуществляемых в отношении его интересов;
3) уважение чести и достоинства личности:
социальный работник уважает честь и достоинство личности с пониманием индивидуальных различий и культурно-этнического многообразия услугополучателей;
не допускает применение методов физического, морального и психологического насилия к услугополучателям;
4) гуманизм:
предполагает человеколюбие и сострадание социального работника к личности и создание социальным работником максимально комфортных и безопасных условий для услугополучателя;
5) патриотизм и служение обществу:
патриотизм и служение обществу лежат в основе социальной работы, проявляются через заботу о благополучии каждого гражданина;
социальный работник доносит до услугополучателя положительные результаты и достижения в социальной сфере;
социальный работник сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение услугополучателям;
6) компетентность и непрерывность профессионального развития:
социальный работник признает рамки своей компетенции и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;
социальный работник постоянно повышает уровень своего профессионализма;
социальный работник поддерживает и расширяет свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов в своей деятельности;
7) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:
социальный работник демонстрирует доброжелательное отношение услугополучателям, проявляя уважение к их убеждениям, ценностям, культуре, целям, нуждам, предпочтениям, взаимоотношениям с другими людьми;
социальный работник защищает и не унижает достоинство, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности услугополучателей на основе построения толерантных отношений с ними;
8) конфиденциальность:
в целях оказания социальных услуг информация об услугополучателе передается социальным работником другим государственным органам и организациям только с его разрешения, за исключением случаев, указанных в подпункте 4-1) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах";
социальный работник понимает, что использование цифровых технологий и социальных сетей может представлять угрозу для соблюдения конфиденциальности при предоставлении социальных услуг;
9) продвижение права на самоопределение:
социальный работник использует свои знания о социальных ресурсах и применяют свои практические навыки в целях оказания помощи людям выбрать наилучшие решения в соответствии с их ситуацией, приоритетами, сильными сторонами, потребностями и проблемами. Социальный работник уважает выбор и решения, которые делают услугополучатели, и не использует свои властные полномочия для принуждения.
10) продвижение права на участие:
социальный работник работает над созданием необходимой основы, позволяющей отдельным лицам, семьям развивать свои способности, навыки и уверенность в себе, чтобы участвовать в действиях и решениях, которые значимы для них.
Глава 3. Нормы профессиональной этики поведения
2. Социальный работник в отношениях с услугополучателями:
1) обращается к ним с уважением, вежливостью, соблюдая деликатность;
2) избирает наиболее эффективные способы, методы, формы социальной работы для получения наилучшего результата;
3) разъясняет услугополучателям их права и не допускает действий, нарушающих их, в том числе предупреждает любые формы дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
4) информирует услугополучателей о риске, возможностях, обязанностях, связанных с предоставлением специальных социальных услуг;
5) не допускает совершения сексуальных действий в отношении услугополучателей;
6) взаимодействует с законным представителем несовершеннолетнего лица, опекуном недееспособного лица только в интересах услугополучателя;
7) учитывает субъективную позицию услугополучателя к оказываемой ему благотворительной помощи;
8) уважает тайны услугополучателя и не распространяет информацию, полученную в ходе профессиональной социальной помощи, за исключением случаев прямо угрожающих жизни и здоровью услугополучателя;
9) руководствуется законодательством Республики Казахстан в сфере персональных данных и их защите;
10) получает письменное согласие услугополучателя, составленное в произвольной форме, на ведение аудио-, видео записи, публикации о нем в средствах массовой информации и социальных сетях и наблюдение третьей инстанцией за работой социального работника.
3. Социальный работник в отношениях с коллегами:
1) обращается с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность;
2) выстраивает взаимоотношения на основе профессиональных интересов и убеждений;
3) ценит и стремится оправдать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;
4) создает и поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
5) при замещении коллег действует в интересах их репутации;
6) осуществляет объективное законное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;
7) при приеме других социальных работников на работу проявляет спокойствие, деликатность и беспристрастность;
8) социальному работнику, ответственному за оценку деятельности других социальных работников, ознакамливает их с этой оценкой;
9) не злоупотребляет доверием своих коллег, не препятствует им в выполнении профессиональных обязанностей, не наносит ущерб;
10) оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического, методического мастерства и в развитии творческих способностей.
4. Социальный работник по отношению к обществу:
1) способствует исключению несправедливости против человека или группы людей, а также нарушение их прав;
2) содействует расширению личностных возможностей семей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) принимает активное участие в формировании социальной политики с целью улучшения социальных условий жизни и развития активной деятельности социальных институтов;
4) обеспечивает профессиональные услуги при возникновении чрезвычайных ситуаций.