В соответствии с подпунктом 55-46) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан "О торговом мореплавании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила удаления затонувшего имущества, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
Приложение к приказу Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 5 апреля 2023 года № 217 |
Правила удаления затонувшего имущества
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила удаления затонувшего имущества (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 55-46) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан "О торговом мореплавании" (далее – Закон) и определяют порядок удаления затонувшего имущества.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) опасность – любое состояние или угроза, которые представляют опасность или препятствие для судоходства или морской среды.
2) Морская администрация порта – территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа;
3) собственник затонувшего судна – судовладелец либо собственник судна, затонувшего в территориальных водах Республики Казахстан;
4) удаление затонувшего имущества – действия, направленные на предотвращение, уменьшение или устранение опасности, создаваемой затонувшим имуществом, включая подъем затонувшего имущества из воды либо снятие его с мели или смещение за пределы установленных морских коридоров, либо его уничтожение, а также, при необходимости, совокупность указанных действий. Удаление затонувшего имущества также включает сопутствующие работы по транспортировке и хранению затонувшего имущества;
5) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере торгового мореплавания, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию.
3. Действие настоящих Правил распространяется на эксплуатируемые морские суда, плавающие:
1) под Государственным флагом Республики Казахстан;
2) под флагом иностранного государства во время их плавания или стоянки в территориальных и внутренних водах Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок удаления затонувшего имущества
4. Уполномоченный орган при проведении расследования аварийного случая в соответствии с приказом исполняюшего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 147 "Об утверждении Правил расследования аварийных случаев с судами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10709), определяет потенциальную опасность затонувшего судна.
При определении опасности во внимание принимаются следующие факторы:
1) тип, размеры и конструкция затонувшего имущества;
2) глубина воды в данном районе;
3) приливные уровни в данном районе;
4) особо уязвимые морские районы;
5) близость установленных морских корридоров и схем разделения движений в территориальных водах Республики Казахстан;
6) плотность и частота движения судов;
7) тип движения;
8) характер и количество груза на затонувшем судне, количество и типы нефтепродуктов, в том числе бункерного топлива и смазочного масла на борту затонувшего судна и ущерб, который причинит при попадании груза или нефтепродуктов в морскую среду;
9) уязвимость портовых сооружений;
10) преобладающие метеорологические и гидрографические условия;
11) подводная топография данного района;
12) высота затонувшего судна над или под водой при минимальном астрономическом приливе;
13) акустические и магнитные профили затонувшего судна;
14) близость прибрежных установок, трубопроводов, телекоммуникационных кабелей и аналогичных конструкций.
5. При определении, что затонувшее судно создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и работам в порту, Морская администрация порта незамедлительно информирует об этом уполномоченный орган государства регистрации судна и собственника затонувшего судна.
6. Удаление затонувшего имущества осуществляется на основании документации (далее – Документация) по удалению затонувшего имущества, которая содержит описание способа и средств удаления затонувшего имущества, последовательность действий и требования к безопасности их проведения.
7. Документация по удалению затонувшего имущества разрабатывается собственником затонувшего имущества в соответствии с установленным Морской администрацией порта сроком в течение не более чем одного месяца со дня определения, что затонувшее судно создает угрозу в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
8. Морская администрация порта в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления документации по удалению затонувшего имущества согласовывает Документацию и при необходимости совместно с собственником затонувшего имущества вносит изменения в Документацию, и уведомляет собственника затонувшего имущества, о принятом решении. Копия документации остается на хранении у Морской администрации порта до завершения удаления затонувшего имущества.
9. Срок, установленный Морской администрацией порта, при необходимости продлевается на срок, в течение которого удаление затонувшего имущества было неосуществимо в силу гидрометеорологической, ледовой или навигационной обстановки.
10. Собственник судна при необходимости заключает контракт с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для удаления затонувшего судна.
11. Морской администрацией порта осуществляет удаление затонувшего имущества в соответствии со статьей 51 Закона Республики Казахстан "О торговом мореплавании".
12. Удаление затонувшего имущества оформляется актом об удалении затонувшего имущества и экологической зачистке места в произвольной форме, откуда удалено имущество. Акт об удалении затонувшего имущества подписывается собственником затонувшего имущества или Морской администрацией порта, в случае, если подъем осуществлялся в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.