Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов за системой образования, в части высшего и послевузовского образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30920) следующие изменения и дополнения:
в Критериях оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, утвержденных указанным приказом (далее – Критерий):
пункт 2 изложить в новой редакции:
"2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) период оценки – определенный временной период, за который проводятся оценки рисков по субъективным критериям на основании отчетных данных, результатов мониторинга автоматизированных информационных систем;
3) объекты контроля в сфере образования – имущество, находящееся на праве собственности или ином законном основании у субъекта контроля, подлежащее государственному контролю;
4) субъекты контроля в сфере образования – юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются государственный контроль;
5) организации образования – организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие высшее и (или) послевузовское образование следующих видов: национальные исследовательские университеты, национальные организации высшего и (или) послевузовского образования, исследовательские университеты, университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватория), военные специальные учебные заведения (далее – военные, специальные ОВПО);
6) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
7) значительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части создания условий для освоения образовательных программ высшего и послевузовского образования;
8) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части организации образовательной и научной деятельности высшего и (или) послевузовского образования;
9) грубые нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, влекущие или подтверждающие снижение качества образовательного процесса, несоответствие квалификационным требованиям, предъявленным к образовательной деятельности организации высшего и послевузовского образования;
10) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
11) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям законодательства в сфере высшего и послевузовского образования с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
12) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъектов (объектов) контроля к различным степеням риска;
13) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
14) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
15) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников информации согласно пункту 7 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где:
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям;
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.";
дополнить пунктами 14-1, 14-2 и 14-3 следующего содержания:
"14-1. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критерий, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
14-2. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия;
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi;
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
14-3. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля;
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы);
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы);
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 7 настоящих Критерий.";
приложения 1 и 2 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу;
приложения 4 и 5 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, изложить согласно приложениям 3 и 4 к настоящему приказу;
дополнить приложением 7 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, согласно приложению 5 настоящего приказа;
приложения 2 и 3 к утвержденному указанным приказом изложить в редакции согласно приложениям 6 и 7 к настоящему приказу.
2. Комитету по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением Перечня субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования, указанного в приложении 5 к Критериям, который вводится в действие с 1 января 2024 года.
и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан |
__________Т. Жаксылыков |
Министр науки и высшего образования Республики Казахстан |
__________С. Нурбек |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Степень нарушений требований за соблюдением законодательства Республики Казахстан
за системой образования, в части высшего и послевузовского образования,
для проведения профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля
№ п/п | Критерии | Степень нарушений |
1. |
Наличие и соответствие содержания устава установленным требованиям: | значительное |
2. |
Обеспечение и соблюдение организацией высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) принципов академической честности. | значительное |
3. | Обеспечение трудоустройства не менее 50% выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение года выпуска и проведение мониторинга количества созданных выпускникам рабочих мест | значительное |
4. | Соблюдение требований к содержанию высшего и послевузовского образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения в ОВПО и в военных, специальных ОВПО | значительное |
5. | Соблюдение требований по формированию результатов обучения как на уровне всей образовательной программы высшего и послевузовского образования, так и на уровне отдельных модулей или учебной дисциплины | значительное |
6. |
Обеспечение ОВПО функционирования системы внутреннего обеспечения качества, основанной на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG–исиджи): | значительное |
7. | Соблюдение требований к организации и проведению профессиональной (учебной, педагогической, исследовательской, производственной и преддипломной) практики обучающихся и правил определения организаций в качестве баз практик | значительное |
8. | Соблюдение утвержденной ОВПО кадровой политики, квалификационных характеристик должностей работников и правил конкурсного замещения должностей работников ОВПО. Обеспечение повышения квалификации руководящих кадров, педагогов и научных работников | грубое |
9. | Наличие утвержденной организационной структуры ОВПО, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, академического календаря, норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда работников | грубое |
10. | Соблюдение и реализация академической политики ОВПО | грубое |
11. |
Соблюдение утвержденного ОВПО порядка приема, перевода, восстановления и отчисления обучающихся. Соблюдение норм выдачи документов об образовании выпускникам и сроков внесения данных в информационную систему уполномоченного органа в области науки и высшего образования и его размещение на сайте ОВПО. | грубое |
12. |
Соблюдение требований кредитной технологии обучения. Соблюдение регистрации обучающихся на учебные дисциплины, учет освоенных кредитов, организация промежуточной и итоговой аттестации, ведение всей истории учебных достижений обучающихся в ОВПО; в военных специальных ОВПО – деятельность подразделений мониторинга и контроля (оценки) качества образования. | грубое |
13. |
Соблюдение требований по предоставлению дистанционного обучения и онлайн-обучения: | грубое |
14. |
Обеспечение ОВПО функционирования информационной системы управления (высокотехнологичная информационно–образовательная среда, включающая веб–сайт, информационно–образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно–образовательных ресурсов), интегрированной с информационной системой образования уполномоченного органа в области науки и высшего образования, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет). | грубое |
15. | Наличие в ОВПО информационных ресурсов, включая библиотечный фонд с учебной, учебно-методической, научной литературой, а также электронными изданиями в соответствии с образовательными программами. | грубое |
16. |
Соблюдение требований к чтению лекций преподавателями, имеющими соответствующую ученую и (или) академическую степень/звание и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или имеющие стаж практической работы по профилю не менее пяти лет. | грубое |
17. | Соблюдение требований к порядку проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Наличие системы оценки учета учебных достижений обучающихся согласно балльно–рейтинговой буквенной системе оценки учета учебных достижений, обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация) | грубое |
18. | Соблюдение требований по оценке результатов обучения в ОВПО путем проведения среза знаний обучающихся при проведении государственного контроля | грубое |
19. | Соблюдение требований к организации и проведению защиты дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (проектов) и докторских диссертаций обучающихся | грубое |
20. | Соблюдение требований к научно–исследовательской работе в ОВПО в соответствии с их видами деятельности: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям; организация научно-исследовательской работы обучающихся; разработка и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство; формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением военных, специальных ОВПО; защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков. Обеспечение наличия подтверждающих документов | грубое |
21. | Реализация в ОВПО научных и научно–технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/прикладным исследованиям на основе грантового и программно–целевого финансирования, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме Республиканского государственного учреждения | грубое |
22. |
Реализация сотрудничества ОВПО с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве, участие в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, подготовку кадров из числа иностранных граждан, вступление в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования. | грубое |
23. | Обеспечение материальными активами (аудиторной и лабораторной базы, учебных кабинетов, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов), зданий (учебных корпусов): соответствующим санитарным правилам и нормам, утвержденным уполномоченным органом в сфере здравоохранения, наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации образования. | грубое |
24. | Создание и соблюдение ОВПО специальных условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями | грубое |
Степень нарушений требований за соблюдением законодательства Республики Казахстан
за системой образования, в части высшего и послевузовского образования,
для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям
№ п/п | Критерии | Степень нарушений |
1. | Наличие в организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) соглашений о сотрудничестве с организациями образования или научными, или научно–образовательными, или научно–производственными центрами по соответствующим направлениям подготовки, за исключением военных специальных ОВПО | значительное |
2 | Обеспечение ОВПО соответствия минимальных затрат организаций образования на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 30 % от стоимости государственного образовательного заказа на соответствующий учебный год, за исключением военных специальных ОВПО | значительное |
3 | Наличие образовательных программ высшего и (или) послевузовского образования и соответствие их содержания, внесенных в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, установленным требованиям законодательства с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования и ведомственной принадлежности ОВПО | значительное |
4 |
Наличие действующей (переоформленной) лицензии и приложений к лицензии по реализуемым направлениям подготовки кадров; | грубое |
5 | Обеспечение соблюдения требований к количественному составу преподавателей с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования, в части: обеспеченности преподавателями всех дисциплин; соответствия образования, ученой/академической степени и/или ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин; соблюдения доли преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО; соблюдения доли преподавателей по совместительству; обеспеченности преподавателями с требуемым опытом практической работы (научно–педагогической, клинической) по профилю преподаваемых дисциплин, с требуемым количеством научных трудов; в том числе по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" - обеспеченности специалистами с требуемой квалификационной врачебной категорией по профилю подготовки | грубое |
6 |
Обеспечение соблюдения требований к качественному составу преподавателей с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования, в части: соблюдения требуемой доли преподавателей по направлению подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой/академической степенью кандидата наук/доктора наук и(или) доктора философии (PhD)/доктора по профилю, и/или ученым званием и/или в воинском (специальном) звании при наличии требуемого педагогического стажа или в классном чине не ниже советника юстиции или судьи, либо судьи в отставке, и/или преподавателей, удостоенных спортивных званий/почетных званий и государственных наград Республики Казахстан, от общего числа преподавателей по направлению подготовки кадров. | грубое |
7 |
Наличие библиотечного фонда учебной и научной литературы в формате печатных и электронных изданий за последние десять лет, обеспечивающих 100% дисциплин образовательных программ направления подготовки кадров, в том числе изданных по языкам обучения, с учетом ведомственной принадлежности ОВПО; | грубое |
8 |
Наличие необходимых материальных активов, зданий (учебные корпуса), обеспечивающих качество образовательных услуг: собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или доверительного управления для организаций образования с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %, с учебными помещениями с площадью, соответствующей санитарным правилам, а также требованиям пожарной безопасности; оборудованные медицинские пункты с лицензией на медицинскую деятельность, пункты питания обучающихся в учебных корпусах ОВПО; наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях ОВПО; наличие уведомления о начале и прекращении деятельности (эксплуатации) объекта незначительной эпидемической значимости, направленное в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту нахождения ОВПО; наличие условий для проживания (обеспечение общежитиями/хостелами/гостиницами) не менее 70 % иногородних обучающихся от общего числа нуждающихся; | грубое |
9 | Создание ОВПО условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в зданиях (входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств для лиц с инвалидностью). | грубое |
10 |
Обеспечение доступности широкополосного интернета, включая беспроводные технологии, оснащенности компьютерными кабинетами, компьютерами, учебно-лабораторной и материально-технической базой, оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в соответствии с образовательной программой направления подготовки кадров. | грубое |
11 | Обеспечение повышения квалификации преподавателей не реже одного раза в три года с отрывом от основной деятельности и объемом не менее 72 часов за курс обучения; для руководителей организаций образования повышение квалификации в области менеджмента - не реже одного раза в три года; по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" – в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения; по направлению подготовки кадров "Архитектура и строительство" по профилю преподаваемых дисциплин – не реже одного раза в три года в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях: по направлению подготовки кадров "Искусство" по профилю преподаваемых дисциплин – не реже одного раза в три года в образовательных, творческих, научно-исследовательских и других организациях сферы культуры и искусства; для военных, специальных ОВПО - в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин или по методике преподавания с объемом не менее 36 академических часов за курс обучения | грубое |
12 |
Обеспечение осуществления руководства дипломными работами (проектами) студентов преподавателями соответствующего профиля и (или) специалистами, осуществляющих трудовую деятельность по профилю подготовки со стажем работы не менее 10 лет. | грубое |
13 |
Наличие в ОВПО баз практик по направлению подготовки кадров в соответствии с образовательной программой, наличие договоров на прохождение практики и по дуальному обучению с организациями, определенными в качестве баз практики и наставников в соответствии с направлением подготовки кадров. | грубое |
14 | Наличие подтверждающих документов по трудоустройству выпускников ОВПО по бакалавриату согласно направлению подготовки кадров, при этом соблюдение требований к доли трудоустроенных от общего числа выпускников с учетом направления подготовки кадров в течение года выпуска, в том числе обеспеченность непрерывной трудовой деятельностью не менее трех месяцев, за исключением военных, специальных ОВПО | грубое |
15 | Осуществление ОВПО непрерывного приема обучающихся за последние 2 года по соответствующему направлению подготовки кадров, за исключением зачисления в ОВПО путем перевода или восстановления обучающихся | грубое |
16 |
Обеспечение ОВПО использования компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка наличие подтверждающего документа. | грубое |
17 | Наличие в ОВПО финансируемых научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в соответствии с договором с организациями и предприятиями, наличие действующего договора с приложением Технической спецификации и Календарного плана работ | грубое |
18 | Наличие в магистратуре, резидентуре и докторантуре специализированной научно–технической, научно–методической, клинической, экспериментальной базы по реализуемым направлениям подготовки кадров в соответствии с образовательной программой и с учетом ведомственной принадлежности ОВПО | грубое |
19 | Наличие в докторантуре договоров о сотрудничестве с аккредитованными зарубежными и (или) научными организациями, реализующими программы послевузовского образования, и предусматривающих нормы по статусу ОВПО–партнера по соответствующему направлению подготовки кадров, привлечении зарубежных консультантов и реализации совместных научных проектов; наличие действующего договора/соглашения, свидетельства об аккредитации программ зарубежной организации образования, соответствующих реализуемому направлению подготовки кадров. | грубое |
20 | Наличие в докторантуре аккредитованных лабораторий по направлениям подготовки кадров в следующих областях: "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии", "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Сельское хозяйство и биоресурсы", "Здравоохранение", с копией свидетельств об аккредитации лабораторий или копии договоров с такими лабораториями | грубое |
21 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, доступность широкополосного интернета с пропускной способностью сети не менее 500 мегабайт в секунду, включая беспроводные технологии. Обеспечение информационной безопасности систем и защиты данных | грубое |
22 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие собственной цифровой инфраструктуры в соответствии с установленными требованиями. Наличие в системе управления обучением ОВПО цифрового контента, цифровых платформ с функциями синхронного и асинхронного обучения, системы онлайн–прокторинга | грубое |
23 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие библиотечного фонда учебной и научной литературы: в формате электронных изданий за последние десять лет, обеспечивающих 100 % дисциплин образовательной программы направления подготовки кадров. Обеспечение доступа обучающимся и профессорско–преподавательскому составу к электронным информационным ресурсам базам данных | грубое |
24 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, соответствие образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, в соответствии с установленными требованиями и наличие не менее 10% дисциплин от общего объема кредитов образовательной программы с применением массового открытого онлайн–курса на официальной платформе ОВПО и (или) подписки на международные образовательные платформы | грубое |
25 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие системы антиплагиата, интегрированной в систему управления обучением | грубое |
26 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, интеграция системы управления обучением ОВПО с информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего образования | грубое |
27 |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие не менее 80% штатных преподавателей, прошедших повышение квалификации в области IT–компетенции и методики онлайн–обучения по реализуемому направлению подготовки кадров за последние 3 года не менее 72 часов. | |
28 | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, доля преподавателей в соответствии с дисциплинами образовательной программы, для которых основным местом работы является ОВПО – 100 % | |
29 | Доля преподавателей по образовательным программам направлений подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой/академической степенью или ученым званием, или преподаватели, удостоенные спортивных званий "Заслуженный тренер", от общего числа преподавателей – не менее 70% | грубое |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным
критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Отсутствие обучающихся в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), участвующих в программах академической мобильности, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 20 | 1 и более обучающихся | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
2 | Отсутствие привлеченных зарубежных ученых к учебной и (или) научной деятельности ОВПО, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 20 | 1 и более ученых | менее 1 ученого |
0% | 100% | ||||
3 | Доля обучающихся ОВПО, переведенных и восстановленных из зарубежных вузов, более 30 % от общего контингента обучающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 30 | менее 30 % | более 30 % |
0% | 100% | ||||
4 | Доля обучающихся первого курса, условно зачисленных в ОВПО, более 10% от общего контингента приема | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 30 | менее 10 % | более 10 % |
0% | 100 % | ||||
5 | Отрицательное решение по результатам институциональной и/или специализированной аккредитации, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0 % | 100 % | ||||
Для проверок на соответствие требованиям | |||||
1 | Отсутствие в ОВПО финансируемых научно–исследовательских и (или) опытно–конструкторских работ | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0 % | 100 % | ||||
2 | Отсутствие в ОВПО научных и научно–технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/ прикладным исследованиям на основе грантового и (или) программно–целевого финансирования, и (или) коммерческого финансирования и (или) инициативных исследовательских тем, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме Республиканского государственного учреждения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 50 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0% | 100% | ||||
3 | Нарушение сроков переоформления лицензии и (или) приложений к лицензии, в случаях, установленных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
4 | Наличие более 3–х мотивированных отказов и (или) предварительных отказов в выдаче приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по одному и тому же направлению подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 3 отказов | более 3 отказов |
0% | 100% | ||||
5 | Отсутствие в ОВПО приема обучающихся по группе образовательных программ, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 1 обучающегося | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
6 | Отсутствие в ОВПО выпуска по группе образовательных программ, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 1 обучающегося | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
7 | Несоответствие ППС ОВПО квалификационным требованиям по остепененности в разрезе направлений подготовки | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
8 | Необеспечение ОВПО условий для проживания не менее 70% иногородних обучающихся по уровню бакалавриата, от общего числа нуждающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | обеспечение более 70% | обеспечение менее 70% |
0% | 100% | ||||
9 | Необеспечение ОВПО компьютерными кабинетами, компьютерами, учебно–лабораторной и материально–технической базой, оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в соответствии с направлением подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
10 | Отсутствие компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным
критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Отсутствие обучающихся в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), участвующих в программах академической мобильности, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 20 | 1 и более обучающихся | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
2 | Отсутствие привлеченных зарубежных ученых к учебной и (или) научной деятельности ОВПО, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 20 | 1 и более ученых | менее 1 ученого |
0% | 100% | ||||
3 | Доля обучающихся ОВПО, переведенных и восстановленных из зарубежных вузов, более 30% от общего контингента обучающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 30 | менее 30% | более 30% |
0% | 100% | ||||
4 | Доля обучающихся первого курса, условно зачисленных в ОВПО, более 10% от общего контингента приема | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 30 | менее 10% | более 10% |
0% | 100% | ||||
5 | Процент оценок "А" и "А–" по отношению к общему числу положительных оценок согласно таблицы Распределения оценок для руководства, обозначенных в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, за академический период более 20% и (или) процент оценок "F" по отношению к общему числу оценок за академический период более 20%, за исключением летнего семестра | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 20% | более 20% |
0% | 100% | ||||
6 | Отрицательное решение по результатам институциональной и/или специализированной аккредитации, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
7 | Отсутствие у ОВПО аккредитации, как субъекта научной и (или) научно-технической деятельности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие аккредитации | отсутствие аккредитации |
0% | 100% | ||||
8 | Доля средств от бюджета ОВПО, выделяемых на обновление учебной, лабораторной баз, используемых для учебного процесса, менее 5% ежегодно | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 5% | менее 5% |
0% | 100% | ||||
0% | 100% | ||||
Для проверок на соответствие требованиям | |||||
1 | Отсутствие в ОВПО финансируемых научно–исследовательских и (или) опытно–конструкторских работ | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0% | 100% | ||||
2 | Отсутствие в ОВПО научных и научно–технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/ прикладным исследованиям на основе грантового и (или) программно–целевого финансирования, и (или) коммерческого финансирования и (или) инициативных исследовательских тем, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме Республиканского государственного учреждения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | 1 и более проектов | менее 1 проекта |
0% | 100% | ||||
3 | Отсутствие информационной системы управления образованием, в т.ч. платформы управления обучением, включающей веб–сайт, образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность цифровых образовательных ресурсов, электронной библиотеки, а также доступа к системе тестирования и открытым электронным ресурсам, источникам | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
4 | Доля защит докторантов ОВПО менее 40% от общего количества выпускников | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 25 | более 40% | менее 40% |
0% | 100% | ||||
5 | Нарушение сроков переоформления лицензии и (или) приложений к лицензии, в случаях, установленных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
6 | Наличие более 3–х мотивированных отказов и (или) предварительных отказов в выдаче приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по одному и тому же направлению подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 3 отказов | более 3 отказов |
0% | 100% | ||||
7 | Наличие более 3–х отрицательных результатов экспертизы образовательных программ в рамках одного направления подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 3 ОП | более 3 ОП |
0% | 100% | ||||
8 | Исключение из Реестра образовательных программ более 3–х образовательных программ по одному направлению подготовки, за исключением добровольного отказа | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 3 ОП | более 3 ОП |
0% | 100% | ||||
9 | Отрицательное заключение Комиссии по итогам конкурса на размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием по всем заявкам ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | отсутствие отрицательного заключения | наличие отрицательного заключения |
0% | 100% | ||||
10 | Отсутствие в ОВПО приема обучающихся по группе образовательных программ, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 1 обучающегося | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
11 | Отсутствие в ОВПО выпуска по группе образовательных программ, за исключением военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 1 обучающегося | менее 1 обучающегося |
0% | 100% | ||||
12 | Доля обучающихся первого курса, поступивших в ОВПО на платной основе со средним баллом ЕНТ от 50 до 60 баллов, более 30% от общего контингента приема, за исключением поступивших по родственным направлениям подготовки кадров высшего образования, предусматривающим сокращенные сроки обучения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | менее 30% | более 30% |
0% | 100% | ||||
13 | Несоответствие профессорско–преподавательского состава ОВПО квалификационным требованиям по остепененности в разрезе направлений подготовки | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
14 | Доля средств от бюджета ОВПО, выделяемых на повышение квалификации профессорско–преподавательского состава, не менее 0,2% ежегодно, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме республиканского государственного учреждения | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | более 0,2% | менее 0,2% |
0% | 100% | ||||
15 | Отсутствие интеграции информационной системы ОВПО с информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие интеграции | отсутствие интеграции |
0% | 100% | ||||
16 | Необеспечение ОВПО полного, достоверного и своевременного заполнения административных данных, утвержденных уполномоченным органом в области науки и высшего | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 100% заполнение | заполнение до 75% |
0 | 100 | ||||
17 | Необеспечение ОВПО условий для проживания не менее 70% иногородних обучающихся по уровню бакалавриата, от общего числа нуждающихся | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | обеспечение более 70% | обеспечение менее 70% |
0% | 100% | ||||
18 | Необеспечение ОВПО компьютерными кабинетами, компьютерами, учебно–лабораторной и материально–технической базой, оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в соответствии с направлением подготовки кадров | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
19 | Отсутствие компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | наличие | отсутствие |
0% | 100% | ||||
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным
критериям за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Отрицательные результаты и (или) не предоставление материалов самооценки военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | 0 факт | 1 факт |
0% | 100% | ||||
Для проверок на соответствие требованиям | |||||
1 | Отрицательные результаты государственной аттестации военных, специальных ОВПО | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | 100 | аттестован | не аттестован |
0% | 100% |
Проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского образования,
в отношении организаций высшего и послевузовского образования
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля _______________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес–идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения _______________________________________________
№ п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | |
1. |
Наличие и соответствие содержания устава установленным требованиям: | ||
2. |
Обеспечение и соблюдение организацией высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) принципов академической честности. | ||
3. | Обеспечение трудоустройства не менее 50% выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение года выпуска и проведение мониторинга количества созданных выпускникам рабочих мест | ||
4. | Соблюдение требований к содержанию высшего и послевузовского образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся и сроку обучения в ОВПО и в военных, специальных ОВПО | ||
5. | Соблюдение требований по формированию результатов обучения как на уровне всей образовательной программы высшего и послевузовского образования, так и на уровне отдельных модулей или учебной дисциплины | ||
6. |
Обеспечение ОВПО функционирования системы внутреннего обеспечения качества, основанной на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG–исиджи): | ||
7. | Соблюдение требований к организации и проведению профессиональной (учебной, педагогической, исследовательской, производственной и преддипломной) практики обучающихся и правил определения организаций в качестве баз практик | ||
8. | Соблюдение утвержденной ОВПО кадровой политики, квалификационных характеристик должностей работников и правил конкурсного замещения должностей работников ОВПО. Обеспечение повышения квалификации руководящих кадров, педагогов и научных работников | ||
9. | Наличие утвержденной организационной структуры ОВПО, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, академического календаря, норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда работников | ||
10. | Соблюдение и реализация академической политики ОВПО | ||
11. |
Соблюдение утвержденного ОВПО порядка приема, перевода, восстановления и отчисления обучающихся. Соблюдение норм выдачи документов об образовании выпускникам и сроков внесения данных в информационную систему уполномоченного органа в области науки и высшего образования и его размещение на сайте ОВПО. | ||
12. |
Соблюдение требований кредитной технологии обучения. Соблюдение регистрации обучающихся на учебные дисциплины, учет освоенных кредитов, организация промежуточной и итоговой аттестации, ведение всей истории учебных достижений обучающихся в ОВПО; в военных специальных ОВПО – деятельность подразделений мониторинга и контроля (оценки) качества образования. | ||
13. |
Соблюдение требований по предоставлению дистанционного обучения и онлайн-обучения: | ||
14. |
Обеспечение ОВПО функционирования информационной системы управления (высокотехнологичная информационно–образовательная среда, включающая веб–сайт, информационно–образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно–образовательных ресурсов), интегрированной с информационной системой образования уполномоченного органа в области науки и высшего образования, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет). | ||
15. | Наличие в ОВПО информационных ресурсов, включая библиотечный фонд с учебной, учебно-методической, научной литературой, а также электронными изданиями в соответствии с образовательными программами. | ||
16. |
Соблюдение требований к чтению лекций преподавателями, имеющими соответствующую ученую и (или) академическую степень/звание и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или имеющие стаж практической работы по профилю не менее пяти лет. | ||
17. | Соблюдение требований к порядку проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Наличие системы оценки учета учебных достижений обучающихся согласно балльно–рейтинговой буквенной системе оценки учета учебных достижений, обучающихся с переводом их в традиционную шкалу оценок и ECTS (иситиэс) (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация) | ||
18. | Соблюдение требований по оценке результатов обучения в ОВПО путем проведения среза знаний обучающихся при проведении государственного контроля | ||
19. | Соблюдение требований к организации и проведению защиты дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций (проектов) и докторских диссертаций обучающихся | ||
20. | Соблюдение требований к научно–исследовательской работе в ОВПО в соответствии с их видами деятельности: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям; организация научно-исследовательской работы обучающихся; разработка и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство; формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением военных, специальных ОВПО; защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков. Обеспечение наличия подтверждающих документов | ||
21. | Реализация в ОВПО научных и научно–технических программ/проектов по фундаментальным исследованиям/прикладным исследованиям на основе грантового и программно–целевого финансирования, за исключением ОВПО в организационно–правовой форме Республиканского государственного учреждения | ||
22. |
Реализация сотрудничества ОВПО с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве, участие в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, подготовку кадров из числа иностранных граждан, вступление в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования. | ||
23. | Обеспечение материальными активами (аудиторной и лабораторной базы, учебных кабинетов, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов), зданий (учебных корпусов): соответствующим санитарным правилам и нормам, утвержденным уполномоченным органом в сфере здравоохранения, наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации образования. | ||
24. | Создание и соблюдение ОВПО специальных условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями |
Должностное (ые) лицо (а)
_____________________________________________ должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля _________________________________
должность подпись
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист за системой образования, в части высшего и послевузовского
образования, на соответствие квалификационным требованиям организаций высшего и послевузовского образования
Государственный орган, назначивший проверку
________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес–идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля _______________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________
№п/п | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | |
1. | Наличие в организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) соглашений о сотрудничестве с организациями образования или научными, или научно–образовательными, или научно–производственными центрами по соответствующим направлениям подготовки, за исключением военных специальных ОВПО | ||
2. | Обеспечение ОВПО соответствия минимальных затрат организаций образования на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 30% от стоимости государственного образовательного заказа на соответствующий учебный год, за исключением военных специальных ОВПО | ||
3. | Наличие образовательных программ высшего и (или) послевузовского образования и соответствие их содержания, внесенных в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, установленным требованиям законодательства с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования и ведомственной принадлежности ОВПО | ||
4. |
Наличие действующей (переоформленной) лицензии и приложений к лицензии по реализуемым направлениям подготовки кадров; | ||
5. | Обеспечение соблюдения требований к количественному составу преподавателей с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования, в части: обеспеченности преподавателями всех дисциплин; соответствия образования, ученой/академической степени и/или ученого звания преподавателя профилю преподаваемых дисциплин; соблюдения доли преподавателей, для которых основным местом работы является ОВПО; соблюдения доли преподавателей по совместительству; обеспеченности преподавателями с требуемым опытом практической работы (научно–педагогической, клинической) по профилю преподаваемых дисциплин, с требуемым количеством научных трудов; в том числе по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" - обеспеченности специалистами с требуемой квалификационной врачебной категорией по профилю подготовки | ||
6. |
Обеспечение соблюдения требований к качественному составу преподавателей с учетом направления подготовки кадров высшего и (или) послевузовского образования, в части: соблюдения требуемой доли преподавателей по направлению подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой/академической степенью кандидата наук/доктора наук и(или) доктора философии (PhD)/доктора по профилю, и/или ученым званием и/или в воинском (специальном) звании при наличии требуемого педагогического стажа или в классном чине не ниже советника юстиции или судьи, либо судьи в отставке, и/или преподавателей, удостоенных спортивных званий/почетных званий и государственных наград Республики Казахстан, от общего числа преподавателей по направлению подготовки кадров. | ||
7. |
Наличие библиотечного фонда учебной и научной литературы в формате печатных и электронных изданий за последние десять лет, обеспечивающих 100% дисциплин образовательных программ направления подготовки кадров, в том числе изданных по языкам обучения, с учетом ведомственной принадлежности ОВПО; | ||
8. |
Наличие необходимых материальных активов, зданий (учебные корпуса), обеспечивающих качество образовательных услуг: собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или доверительного управления для организаций образования с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5 %, с учебными помещениями с площадью, соответствующей санитарным правилам, а также требованиям пожарной безопасности; оборудованные медицинские пункты с лицензией на медицинскую деятельность, пункты питания обучающихся в учебных корпусах ОВПО; наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях ОВПО; наличие уведомления о начале и прекращении деятельности (эксплуатации) объекта незначительной эпидемической значимости, направленное в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту нахождения ОВПО; наличие условий для проживания (обеспечение общежитиями/хостелами/гостиницами) не менее 70 % иногородних обучающихся от общего числа нуждающихся; | ||
9. | Создание ОВПО условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в зданиях (входных путей, средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, окрашивание контрастной краской дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств для лиц с инвалидностью). | ||
10. |
Обеспечение доступности широкополосного интернета, включая беспроводные технологии, оснащенности компьютерными кабинетами, компьютерами, учебно-лабораторной и материально-технической базой, оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в соответствии с образовательной программой направления подготовки кадров. | ||
11. | Обеспечение повышения квалификации преподавателей не реже одного раза в три года с отрывом от основной деятельности и объемом не менее 72 часов за курс обучения; для руководителей организаций образования повышение квалификации в области менеджмента - не реже одного раза в три года; по направлению подготовки кадров "Здравоохранение" – в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения; по направлению подготовки кадров "Архитектура и строительство" по профилю преподаваемых дисциплин – не реже одного раза в три года в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях: по направлению подготовки кадров "Искусство" по профилю преподаваемых дисциплин – не реже одного раза в три года в образовательных, творческих, научно-исследовательских и других организациях сферы культуры и искусства; для военных, специальных ОВПО - в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин или по методике преподавания с объемом не менее 36 академических часов за курс обучения | ||
12. |
Обеспечение осуществления руководства дипломными работами (проектами) студентов преподавателями соответствующего профиля и (или) специалистами, осуществляющих трудовую деятельность по профилю подготовки со стажем работы не менее 10 лет. | ||
13. |
Наличие в ОВПО баз практик по направлению подготовки кадров в соответствии с образовательной программой, наличие договоров на прохождение практики и по дуальному обучению с организациями, определенными в качестве баз практики и наставников в соответствии с направлением подготовки кадров. | ||
14. | Наличие подтверждающих документов по трудоустройству выпускников ОВПО по бакалавриату согласно направлению подготовки кадров, при этом соблюдение требований к доли трудоустроенных от общего числа выпускников с учетом направления подготовки кадров в течение года выпуска, в том числе обеспеченность непрерывной трудовой деятельностью не менее трех месяцев, за исключением военных, специальных ОВПО | ||
15. | Осуществление ОВПО непрерывного приема обучающихся за последние 2 года по соответствующему направлению подготовки кадров, за исключением зачисления в ОВПО путем перевода или восстановления обучающихся | ||
16. |
Обеспечение ОВПО использования компьютерной программы для проверки наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка наличие подтверждающего документа. | ||
17. | Наличие в ОВПО финансируемых научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в соответствии с договором с организациями и предприятиями, наличие действующего договора с приложением Технической спецификации и Календарного плана работ | ||
18. | Наличие в магистратуре, резидентуре и докторантуре специализированной научно–технической, научно–методической, клинической, экспериментальной базы по реализуемым направлениям подготовки кадров в соответствии с образовательной программой и с учетом ведомственной принадлежности ОВПО | ||
19. | Наличие в докторантуре договоров о сотрудничестве с аккредитованными зарубежными и (или) научными организациями, реализующими программы послевузовского образования, и предусматривающих нормы по статусу ОВПО–партнера по соответствующему направлению подготовки кадров, привлечении зарубежных консультантов и реализации совместных научных проектов; наличие действующего договора/соглашения, свидетельства об аккредитации программ зарубежной организации образования, соответствующих реализуемому направлению подготовки кадров. | ||
20. | Наличие в докторантуре аккредитованных лабораторий по направлениям подготовки кадров в следующих областях: "Естественные науки, математика и статистика", "Информационно-коммуникационные технологии", "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли", "Сельское хозяйство и биоресурсы", "Здравоохранение", с копией свидетельств об аккредитации лабораторий или копии договоров с такими лабораториями | ||
21. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, доступность широкополосного интернета с пропускной способностью сети не менее 500 мегабайт в секунду, включая беспроводные технологии. Обеспечение информационной безопасности систем и защиты данных | ||
22. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие собственной цифровой инфраструктуры в соответствии с установленными требованиями. Наличие в системе управления обучением ОВПО цифрового контента, цифровых платформ с функциями синхронного и асинхронного обучения, системы онлайн–прокторинга | ||
23. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие библиотечного фонда учебной и научной литературы: в формате электронных изданий за последние десять лет, обеспечивающих 100 % дисциплин образовательной программы направления подготовки кадров. Обеспечение доступа обучающимся и профессорско–преподавательскому составу к электронным информационным ресурсам базам данных | ||
24. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, соответствие образовательной программы, внесенной в реестр образовательных программ уполномоченного органа в области науки и высшего образования, в соответствии с установленными требованиями и наличие не менее 10% дисциплин от общего объема кредитов образовательной программы с применением массового открытого онлайн–курса на официальной платформе ОВПО и (или) подписки на международные образовательные платформы | ||
25. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие системы антиплагиата, интегрированной в систему управления обучением | ||
26. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, интеграция системы управления обучением ОВПО с информационной системой уполномоченного органа в области науки и высшего образования | ||
27. |
Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, наличие не менее 80 % штатных преподавателей, прошедших повышение квалификации в области IT–компетенции и методики онлайн–обучения по реализуемому направлению подготовки кадров за последние 3 года не менее 72 часов. | ||
28. | Для ОВПО, реализующих образовательные программы в форме онлайн–обучения, доля преподавателей в соответствии с дисциплинами образовательной программы, для которых основным местом работы является ОВПО – 100 % | ||
29. | Доля преподавателей по образовательным программам направлений подготовки кадров, для которых основным местом работы является ОВПО, с ученой/академической степенью или ученым званием, или преподаватели, удостоенные спортивных званий "Заслуженный тренер", от общего числа преподавателей – не менее 70% | ||
Должностное (ые) лицо (а) ___________________________________________
должность подпись
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________________________
должность подпись