В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту оборонно-промышленного комплекса Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Приложение к приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 3 мая 2023 года № 315 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и детализирует порядок обеспечения антитеррористической безопасности объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении.
Настоящая Инструкция предназначена для использования руководителями, собственниками, владельцами объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении, работниками, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности таких объектов, при организации их антитеррористической защиты, а также для контролирующих и исполнительных органов при изучении, проверке и оценке состояния антитеррористической защищенности объектов оборонной промышленности.
Целью организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении, является создание условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта) и минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз.
2. Действие Инструкции распространяется на объекты оборонной промышленности, а именно организации оборонно-промышленного комплекса по совокупности персонала и (или) зданий, сооружений, комплекса зданий и сооружений либо их части.
3. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и сотрудниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);
2) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
3) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
4) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
5) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
6) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
7) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
8) охраняемые объекты – здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, иные здания, строения и сооружения, охраняемые Службой государственной охраны Республики Казахстан, а также прилегающие к ним территория и акватория;
9) средства ограничения доступа – оборудование и (или) средства, препятствующие несанкционированному доступу на объект, его потенциально опасные участки;
10) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
11) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
12) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
13) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
14) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
15) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
16) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
17) зоны отторжения – участки местности, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к инженерным ограждениям объекта, свободные от построек, деревьев, кустарников и прочего;
18) противотаранные устройства (заграждения) – инженерно-технические изделия, предназначенные для принудительного замедления и (или) остановки транспортных средств;
19) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
20) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
21) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказами Министра промышленности и строительства РК от 18.03.2024 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.08.2024 № 309 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается:
1) проведением организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом характера и специфики возможных террористических угроз, определяемых органами национальной безопасности, и их возможных последствий;
2) определением возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и их устранением;
3) оснащением необходимыми инженерно-техническими средствами:
по оборудованию периметра объекта, исключающие несанкционированный доступ и удовлетворяющие режимным условиям объекта: ограждение (физический барьер) периметра, зон и отдельных участков объекта; контрольно-пропускные пункты; противотаранные устройства (в том числе вазоны, элементы архитектуры, ландшафта, болларды и другие); укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов; средства контроля и управления доступом, ограничения доступа, системы и средства досмотра, освещения; зоны отторжения, контрольно-следовые полосы; наблюдательные вышки, системы контроля внешнего периметра;
по контролю за обстановкой на объекте: системы и средства связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации, системы охранные телевизионные, системы противодействия беспилотным летательным аппаратам;
обеспечивающие работу систем безопасности: системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения;
допускается оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении, иным инженерно-техническим оборудованием, прямо не указанным в настоящем пункте, но выполняющим те же задачи и функции или отвечающие тем же целям;
4) обеспечением установленного пропускного режима;
5) организацией подготовки (обучением) персонала, руководства и охраны объектов к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, средств террора, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);
6) контролем за соблюдением требований обеспечения антитеррористической защищенности;
7) своевременным информированием органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма;
8) участием персонала объекта в учениях, тренировках и экспериментах по вопросам реагирования на террористические проявления, а также минимизации и (или) ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма при проведении их уполномоченными государственными органами и организациями, органами оперативного управления;
9) обучением персонала объекта и сотрудников субъектов охранной деятельности навыкам первичного реагирования на угрозы террористического характера;
10) организацией оповещения и эвакуации персонала и посетителей в случае совершения акта терроризма на объекте;
11) своевременным составлением и поддержанием в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении, его надлежащим хранением;
12) формированием сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев прямо угрожающих жизни и здоровью людей, до прибытия основных спасательных, аварийных и иных служб;
13) подготовкой и организацией экстренных мер по обеспечению безопасности систем жизнеобеспечения и безопасности объекта (водоснабжения, электроснабжения, газового оборудования, пожаротушения), персонала и посетителей объекта, определением путей эвакуации, обеспечением персонала средствами защиты, определением ответственных лиц за указанные участки деятельности.
При получении информации об угрозе совершения акта терроризма для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения актов терроризма на объектах собственниками, владельцами, руководителями и иными должностными лицами объектов, осуществляются дополнительные меры.
Дополнительные меры соответствуют установленному уровню террористической опасности в соответствии с Правилами организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 (далее – Правила оповещения).
Служба государственной охраны Республики Казахстан устанавливает дополнительные требования к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предназначенных для пребывания охраняемых лиц, с учетом настоящих требований, объема и специфики организационных, охранных, режимных и иных мер, обеспечивающих необходимые уровни их безопасности.
14) Приказом руководителя объекта определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защите объекта и принятие мер в рамках настоящей Инструкции.
Выбор и назначение ответственного работника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защите объекта производится с учетом его компетенции и должностных обязанностей, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
5. Пропускной режим является частью общей системы безопасности объекта и призван обеспечить повышение уровня безопасности персонала и посетителей объекта, уязвимого в террористическом отношении.
Пропускной режим включает в себя организацию санкционированного допуска лиц и транспортных средств на объект или его части (зоны), выявление лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые используются для их реализации, охрану объекта, защиту потенциально опасных участков объекта и критических зон, в том числе исключения бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц.
Пропускной режим вводится в целях:
1) исключения возможности несанкционированного допуска в охраняемые зоны, зоны ограниченного доступа и на территорию объекта, уязвимого в террористическом отношении, посторонних лиц и транспортных средств;
2) установления и поддержания порядка при входе (выходе), въезде (выезде) на территорию (с территории) объекта;
3) исключения несанкционированного вноса (выноса) и ввоза (вывоза) имущества, запрещенных предметов на территорию и с территории объекта;
4) повышения уровня антитеррористической защиты.
Порядок обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов устанавливается руководством объекта, уязвимого в террористическом отношении, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
В период проведения антитеррористической операции обеспечение пропускного и внутриобъектового режима регулируется оперативным штабом (республиканским, областным, городским) по борьбе с терроризмом.
6. Введению пропускного режима предшествует подготовительная работа, направленная на:
1) определение границ охраняемой зоны, зоны ограниченного доступа;
2) ограждение периметра территории объекта, запрещающих проникновение в охраняемую зону;
3) введение единых образцов личных, транспортных и материальных пропусков (далее – пропуска установленного образца), организацию работы по их учету, регистрации и выдаче;
4) организацию патрулирования территории объекта, уязвимого в террористическом отношении, нарядами (экипажами) службы охраны.
7. Мероприятия по обеспечению на объекте, уязвимом в террористическом отношении, помимо порядка организации пропускного режима, предусматривают:
1) определение ответственного (-ых) лица (лиц) и (или) подразделения (-й) за поддержание соответствующего пропускного режима;
2) закрепление в договоре об оказании охранных услуг ответственности и обязанностей субъекта охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности.
Зоны общего осмотра состоят из одного или нескольких пунктов осмотра.
8. При объявлении уровня террористической опасности в соответствии с Правилами организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма проведение осмотра лиц, посещающих объект, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, осуществляется службой осмотра (охраны) в зонах общего досмотра.
Целями осмотра являются обеспечение антитеррористической защиты и соблюдение должного уровня безопасности объектов, персонала и посетителей.
Осмотр персонала и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, осуществляется для предотвращения незаконного проноса опасных веществ и предметов.
Лицо, которое отказывается пройти осмотр или предъявления для такого осмотра ручной клади, багажа, на объект не допускается.
9. В целях выявления и предупреждения террористических преступлений служба безопасности объекта собственными силами и средствами осуществляет охрану общественного порядка и патрулирование контролируемых зон.
10. При обнаружении в ходе осмотра веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты, представляющих повышенную опасность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, опасные устройства, предметы или вещества) работники, осуществляющие досмотр, вызывают дежурные наряды полиции для их изъятия и производства соответствующих процедур, а также принятия решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в отношении лица, у которого они обнаружены, за исключением случаев наличия соответствующего разрешения на хранение и ношение веществ и предметов, запрещенных к вносу на объект, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
11. Внутриобъектовый режим, осуществляемый службой безопасности объекта, включает:
1) порядок нахождения на объекте, осуществляющих свою деятельность на объекте работников и посетителей;
2) режим функционирования инженерных систем, коммуникаций, оборудования, установленных или размещенных на объекте;
3) порядок проведения ремонтно-строительных, погрузочных, разгрузочных и иных работ на объекте;
4) выдачу пропусков для въезда автотранспортных средств и входа работников (грузчиков) на территорию объекта и их встречу;
5) запрещение распространения на объекте печатной и рукописной продукции, пропагандирующей экстремизм, национальную неприязнь, призывающей к насильственной смене власти, а также проведение несанкционированных общественно-политических акций и агитационной работы;
6) обеспечение безопасности в режимных помещениях и зонах ограниченного доступа объекта сопровождаемых лиц и транспортных средств сторонних организаций;
7) обеспечение контроля и документирование фактов нарушений правил внутриобъектового режима.
12. В охраняемой зоне не допускаются:
1) нахождение персонала после окончания рабочего времени (смены), без разрешения руководства объекта (кроме лиц, работающих в круглосуточном режиме);
2) загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, ограничивающими видимую часть территории, затрудняющими движение персонала, транспорта и дающими возможность возникновения возгорания или закладки взрывного устройства;
3) оставлять открытыми окна и двери, в том числе имеющие металлические решетки.
13. Инженерно-технические средства охраны объектов подключаются (выводятся) на пульт подразделения охраны, обеспечивающего безопасность объектов.
14. Охрана объектов и обеспечение безопасности осуществляется службой безопасности объекта, имеющих соответствующую лицензию для осуществления охранной деятельности:
1) способом патрулирования: пешими, конными нарядами или автоэкипажами;
2) выставлением стационарных постов;
3) с помощью инженерно-технических средств охраны и оборудования видеонаблюдения;
4) путем использования служебных собак.
15. На основании правил организации пропускного и внутриобъектового режима на каждом объекте оборонной промышленности, с учетом его особенностей руководитель субъекта охранной деятельности разрабатывает должностные инструкции сотрудника охраны (инструкции по несению службы).
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
16. Целями проведения профилактических и учебных мероприятий являются повышение уровня специальной подготовки персонала объектов и работников субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг на объекте и готовности сил и средств к разрешению задач, связанных с предотвращением угроз террористического характера.
17. Профилактические и учебные мероприятия организуются собственниками, владельцами, руководителями или иными должностными лицами объектов, уязвимых в террористическом отношении.
К проведению профилактических и учебных мероприятий привлекаются сотрудники уполномоченных государственных органов и организаций, представители оперативных штабов по борьбе с терроризмом.
Профилактические и учебные мероприятия проводятся в форме инструктажей, занятий (практические и теоретические) и экспериментов с собственниками, владельцами, руководителями, персоналом объектов, уязвимых в террористическом отношении, работниками субъекта охранной деятельности, заключившего договор об оказании охранных услуг.
Эксперименты на объектах оборонного комплекса проводятся представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Решение об проведении эксперимента принимается руководителем оперативного штаба.
Факт проведения эксперимента на объекте подтверждается актом о результатах проведения эксперимента, который хранится у руководителя объекта.
О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите, по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
Для объектов с большим количеством персонала (более 20 человек) документирование проведения указанных мероприятий может осуществляться в протокольной форме.
18. По характеру и времени проведения инструктаж делится на плановый и внеплановый.
19. Во время инструктажа до персонала доводятся наиболее вероятные для объекта характер и специфика террористических угроз и алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера.
20. Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год или, в зависимости от метода работы (вахтовый, сменный, сезонный), не реже одного раза в два года.
Плановый инструктаж может проводится индивидуально и (или) для группы работников.
21. Внеплановый инструктаж проводится собственниками, владельцами, руководителями или иными должностными лицами объектов, руководителями субъектов охранной деятельности, прошедшими курсы подготовки на основе программы подготовки и переподготовки по антитеррористической защите объектов оборонной промышленности, либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах при:
1) введении в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
22. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников по мере необходимости. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Основными решаемыми при этом задачами являются:
1) доведение до каждого из работников объекта информации об основных источниках потенциальной опасности;
2) разъяснение работникам объектов главных направлений, касающихся антитеррористической защищенности организации-работодателя;
3) детализированное ознакомление каждого работника объекта с порядком действий в обстановке совершения террористического акта в пределах территории объекта.
23. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным собственником, владельцем, руководителем объекта (руководителем субъекта охранной деятельности).
Практические и теоретические занятия проводятся индивидуально или с группой работников однотипных объектов.
В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) в случае угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов;
4) лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защите, не менее чем за пять суток уведомляет органы национальной безопасности и внутренних дел о планирующемся практическом занятии по отработке алгоритмов действий различного круга лиц.
24. Учебные мероприятия (учебные тренировки) организуются собственниками, руководителями с персоналом объектов, а руководителями субъектов охранной деятельности – с привлекаемыми к охране объекта работниками, в целях повышения уровня специальной подготовки, готовности сил и средств к решению внезапно возникших задач.
Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способом защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и персонала.
С работниками, ответственными за организацию пропускного режима, в дополнение к учебным мероприятиям, проводятся занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, сохранению в тайне применяемых на объекте инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
Субъекты охранной деятельности, заключившие договоры об оказании охранных услуг по объектам, уязвимым в террористическом отношении, учебные тренировки (учебно-тренировочные занятия) с работниками охраны проводят ежеквартально в соответствии со специально разработанными графиками, которые утверждаются руководителем субъекта охранной деятельности.
Согласно графику, руководитель тренировок составляет план, в котором предусматривается:
тема учебной тренировки;
наименование объекта, дата и время проведения;
время и способ подачи сигнала "Тревога" из охраняемого объекта;
состав участников;
вводные задачи для участников тренировки.
План проведения учебной тренировки утверждается руководителем охранного подразделения и заказчиком.
Руководители тренировок действуют в строгом соответствии с утвержденным планом. В указанное в плане время прибывают на объект и подают заранее обусловленным способом сигнал "Тревога", фиксируют время его подачи, наблюдают за своевременностью прибытия и правильностью действии охранников на месте происшествия, старшего дежурного (начальника караула) – по руководству охранниками и принятию решений при подаче вводных задач.
25. Работники субъекта охранной деятельности, заключившего договор об оказании охранных услуг по объектам, уязвимым в террористическом отношении, осуществляющие досмотр в целях выявления оружия и других предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному вносу (выносу), ввозу (вывозу) на (с) объекта, подлежат прохождению первоначальной подготовки и переподготовки в области интерпретации рентген изображений с применением компьютерных тренажеров (симуляторов). Переподготовка проводиться не реже одного раза в два года.
26. Руководители объектов оборонной промышленности и субъектов охранной деятельности, заключивших договор на их охрану, взаимодействуют с антитеррористическими комиссиями, территориальными органами внутренних дел, национальной безопасности и оперативными штабами по борьбе с терроризмом в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, антитеррористических операций.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
27. Собственники, владельцы, руководители объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозу совершения или совершение акта (актов) терроризма, при необходимости уточняют алгоритмы действий персонала объекта, субъектов охранной деятельности, приведенные в приложении 3 к настоящей Инструкции:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.
28. Территориальные органы внутренних дел и национальной безопасности незамедлительно информируются в случаях:
1) совершения нападения на объект или получении сведений о готовящемся нападении;
2) попыток незаконного проникновения на территорию объекта;
3) возникновения пожаров и стихийных бедствий на объекте;
4) обнаружение в зданиях, складах или территории объекта подозрительных предметов;
5) проявления необоснованного интереса со стороны посторонних лиц к деятельности и состоянию защищенности объекта.
29. При представлении информации указываются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
При установлении уровней террористической опасности, руководители объектов принимают следующие меры безопасности:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;
инструктаж сотрудников охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала и персонала объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации людей, материальных ценностей и документации с определением мест эвакуации;
принятие мер по недопущению доступа к опасным веществам, хранящимся на объектах;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности сотрудников по обеспечению безопасности;
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
перевод объекта в чрезвычайный режим.
30. Государственные органы информируют (оповещают) собственников, владельцев, руководителей и иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, о возникновении угрозы или совершении акта (актов) терроризма в соответствии с Правилами оповещения.
Собственники, владельцы, руководители объектов, уязвимых в террористическом отношении, субъекты охранной деятельности, заключившие договор об оказании охранных услуг объекту, оказывают содействие уполномоченным государственным органам и (или) оперативным штабам при подготовке и проведении ими разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
31. На каждый объект, уязвимый в террористическом отношении, составляется паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – Паспорт) согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности, утвержденному совместному приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32950), в двух экземплярах с одновременной разработкой его электронного варианта.
Сноска. Пункт 31 - в редакции приказа Министра промышленности и строительства РК от 18.03.2024 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Проект паспорта составляется в течение 45 рабочих дней с момента получения собственником, владельцем, руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии устанавливаются иные сроки составления паспорта с учетом сложности объекта.
33. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, направляется на согласование должностному лицу органов полиции, указанному в типовом паспорте в течение 10 календарных дней после составления.
Срок согласования проекта паспорта не превышает 15 рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в паспорте.
34. При наличии замечаний к проекту паспорта, он возвращается к лицу, направившего проект паспорта, с указанием обстоятельств, послуживших причиной возврата.
Проект паспорта дорабатывается в срок не более 15 рабочих дней со дня возврата.
Срок согласования проекта паспорта, поступившего повторно (во исполнение ранее указанных замечаний) не превышает 7 рабочих дней.
35. В течение 10 рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) собственником, владельцем или руководителем организации, подразделения организации, являющейся правообладателем объекта.
36. В случаях, когда здание, сооружение или комплекс зданий и сооружений используются для размещения объектов, принадлежащих нескольким правообладателям, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
37. При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов, уязвимых в террористическом отношении.
38. При составлении одним правообладателем паспорт утверждается руководителем объекта по согласованию с другими правообладателями объекта.
39. Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление другим правообладателям объекта определяется письменным соглашением между их правообладателями.
40. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится у ответственного лица или в подразделении объекта, определенного приказом руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с ограниченным доступом.
41. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (электронный носитель информации (как правило, оптический диск) с записью отсканированного в формате PDF паспорта) в 10-дневный срок со дня его утверждения или корректировки направляются в подразделения органов внутренних дел для хранения.
42. Паспорт корректируется при изменении:
1) прав собственности;
2) замены руководителя, при его вступлении в должность, ответственное лицо не позднее в трехдневный срок осуществляет ознакомление с паспортом под роспись на титульном листе;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
43. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение 20 рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии устанавливаются иные сроки, исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
44. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения. Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, направляется заинтересованным для приобщения ко второму экземпляру паспорта.
45. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину текста паспорта.
Утративший силу паспорт, подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта.
Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
46. Сведения паспорта носят ограниченный характер, порядок работы с которыми определен требованиями законодательства, предъявляемыми к информации с ограниченным доступом.
47. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок, экспериментов и передается в оперативный штаб по борьбе с терроризмом по запросу его представителя.
48. На объектах, уязвимых в террористическом отношении, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственные секреты, паспорт разрабатывается в соответствии с настоящей Инструкцией и Законом Республики Казахстан "О государственных секретах".
Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
49. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, включает в себя мероприятия по установлению и защите охраняемых зон ограниченного доступа, контролируемых зон, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, охране оборудования, зданий и сооружений, расположенных в охраняемой зоне объекта, а также контролю и досмотру работников, посетителей, пассажиров, ручной клади, багажа, проходящих в контролируемые зоны объекта.
50. С учетом возможных последствий совершения акта терроризма и определения дифференцированных требований к инженерно-техническому оборудованию устанавливаются следующие группы объектов, уязвимые в террористическом отношении:
1) объекты оборонной промышленности первой группы – организации оборонно-промышленного комплекса, задействованные в производстве и хранении оружия массового поражения, боеприпасов, летательных аппаратов, взрыво-пожароопасных веществ (ядовитых, особо опасных бактериологических, биологических, химических и токсичных веществ);
2) объекты оборонной промышленности второй группы – объекты организаций оборонно-промышленного комплекса, задействованные в разработке, производстве, ремонте, модернизации, сервисном обслуживании, испытании, исследовании, хранении, а также ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки оружия и боеприпасов.
51. Все группы объектов, уязвимых в террористическом отношении, в обязательном порядке оснащаются системами охранными телевизионными и системами оповещения, контрольно-пропускными пунктами, средствами, обеспечивающими укрепленность зданий и сооружений (укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов), системами контроля и управления доступом, противотаранными устройствами (при наличии по периметру участков с повышенной опасностью), системами связи, системами охранной и тревожной сигнализации (в том числе мобильными либо стационарными средствами подачи тревоги), техническими средствами осмотра, обеспечивающими работу системы безопасности и средствами резервного, бесперебойного электроснабжения.
52. Для оснащения объектов первой группы, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 51 настоящей Инструкции, используются следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра объекта, исключающие несанкционированный доступ и удовлетворяющие режимным условиям объекта: ограждение (физический барьер) периметра, зон и отдельных участков объекта; контрольно-пропускные пункты; укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов; средства контроля и управления доступом, ограничения доступа, системы и средства досмотра, освещения, системы контроля внешнего периметра;
2) по контролю за обстановкой на объекте: системы и средства связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации, системы охранные телевизионные;
3) обеспечивающие работу систем безопасности: системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.
53. Ограждения являются капитальными сооружениями и строятся по типовым проектам. Наиболее совершенными типами основных ограждений являются железобетонные и сетчатые, усиленные в противоподкопном отношении железобетонным цоколем или арматурной сеткой с заглублением в землю на 200-400 мм.
Ограждение территории объектов выполняется высотой не менее 2,5 метров из железобетонных плит или металлического листа толщиной не менее 2 мм, а в районах с глубиной снежного покрова более одного метра - не менее 3 метров. Учитывая особенности объектов, допускается выполнение ограждений из металлических конструкций, соответствующих общему ансамблю прилегающих к нему строений (металлический решетчатый забор, выполненный из прута толщиной не менее 18 мм, с просветом между прутами не превышающим 100 мм). Ограждение выполняется прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин.
54. Для оснащения объектов второй группы дополнительно к мероприятиям предусмотренными пунктами 55, 56 настоящей Инструкции, используются следующие инженерно-технические средства:
1) по оборудованию периметра объекта;
ограждение периметра (физический барьер) согласно Своду Правил Республики Казахстан 3.02-142-2014 (Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства, проектирование ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений);
ограждение зон и отдельных участков объекта;
контрольно-пропускные пункты;
укрепленность зданий и сооружений (укрепленность стен зданий, сооружений объекта, его оконных проемов);
системы контроля и укрепления доступом;
противотаранные устройства (при наличии по периметру участков с повышенной опасностью);
системы охранного освещения и система охранной сигнализации;
2) по контролю за обстановкой на объекте:
системы связи;
системы охранной и тревожной сигнализации (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги);
технические средства досмотра;
3) обеспечивающие работу системы безопасности:
системы и средства резервного, бесперебойного электроснабжения.
55. В случае отнесения объектов оборонной промышленности, к объектам, уязвимых в террористическом отношении, они оснащаются в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране" (далее - Требования по инженерно-технической укрепленности объектов).
56. Подземные и наземные коммуникации объекта, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и подобных сооружений, через которые можно проникнуть на территорию объекта, в охраняемые здания, оборудуются постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запирающими устройствами (постоянные устройства устанавливаются на все коммуникации, не подлежащие открыванию, оборудованию подлежат все проемы, имеющие диаметр более 250 мм (сечением более 250×250 мм).
57. В ходе проектирования строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объекта собственнику, владельцу объекта необходимо определить соответствие объекта критериям отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и предусмотреть, в случае необходимости, соответствующее инженерно-техническое оснащение, переоснащение и наращивание средств антитеррора. При коренной реконструкции объекта, его модернизации ответственными лицами предпринимаются меры по приведению объектов в соответствие с требованиями настоящей Инструкции.
58. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 месяцев с момента придания объекту статуса уязвимого в террористическом отношении.
При этом, сроки подключения к Национальной системе видеомониторинга, технические требования к системам видеонаблюдения объектов соответствуют минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, определенные Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693).
59. Иные сроки устанавливаются по согласованию с антитеррористической комиссией при акимате после комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности объекта.
Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием устанавливается исходя из степени потенциальной опасности, угрозы совершения актов терроризма.
60. Инженерно-техническое оборудование объекта, уязвимого в террористическом отношении, поддерживается в рабочем состоянии. Объекты, уязвимые в террористическом отношении, использующие технические средства обеспечения безопасности, имеют квалифицированный инженерно-технический персонал для эксплуатации и разрабатывают графики проведения технического обслуживания данных технических средств.
61. Для проезда транспортных средств и прохода работников объектов в контролируемую зону в ограждении устанавливаются основной, запасной и вспомогательный входы/выходы, для въезда/выезда специального автотранспорта (скорая помощь, пожарная служба, фельдсвязь и другие).
Не допускается во внешнем периметровом ограждении наличие незапираемых дверей, ворот, а также лазов, проломов и повреждений.
Требования (характеристики) к ограждению объектов перечисленых в Требованиях по инженерно-технической укрепленности объектов.
62. Пункты досмотра (КПП внутренние) на объекте оборудуются досмотровыми техническими средствами и включают в себя:
1) стационарные металлообнаружители (металлодетекторы) предназначенные для обнаружения на теле человека и в его одежде холодного и огнестрельного оружия, металлосодержащих взрывных устройств, запрещенных к проносу различных видов металлосодержащей продукции производства, выполняются в виде стационарных устройств арочного или стоечного типа;
2) стационарное оборудование, позволяющее выявлять запрещенные вносу предметы и вещества, скрытые на теле человека и в его одежде (типа радиоволновых сканеров);
3) портативные (ручные) приборы предназначенные для обеспечения обнаружения и, в случае необходимости, распознавание черных и цветных металлов и их сплавов, обладать длительностью непрерывной работы от автономного источника питания не менее 10 часов;
4) рентгено-телевизионные установки предназначенные для распознавания металлического и неметаллического огнестрельного оружия, его деталей, боеприпасов всех калибров, гранат и других видов оружия осколочного/разрывного действия, ножей, дубинок, мечей, взрывчатых веществ военного и коммерческого назначения, детонаторов;
5) устройства для обнаружения взрывчатых, опасных химических веществ для выявления наличия их или их следов путем проведения компонентного и структурного анализа подозрительных проб воздуха;
6) считывающие устройства электронных пропусков, интегрированных с системой СКУД (считывание по идентификационному признаку, исключающему несанкционированный доступ);
7) помещения для производства личного досмотра;
8) устройства тревожной сигнализации, оповещающими пункты полиции и охраны;
9) системы видеонаблюдения;
10) столы для производства ручного (физического) досмотра ручной клади и багажа;
11) пластиковые, визуально просматриваемые емкости для размещения вещей и предметов досматриваемых лиц для досмотра рентгено-телевизионными установками;
12) ограждения, предотвращающие смешивание потоков досмотренного и не досмотренного персонала объектов и посетителей объектов, регулирующих поток персонала объектов и посетителей объектов, проходящих досмотр;
13) стенды с информацией о перечне опасных веществ и предметов, и выписками из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок досмотра персонала объектов и посетителей объектов, ручной клади и багажа.
В качестве инструмента обнаружения сокрытых взрывчатых веществ на отдельных объектах территории могут использоваться служебные собаки.
63. Система охранная телевизионная контролирует:
1) периметр территории объекта в границах собственности;
2) территорию подъездных путей к объекту;
3) пункты досмотра персонала и посетителей и места ожидания;
4) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта (при наличии);
5) главные и запасные входы;
6) территории и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
7) другие помещения по усмотрению руководителя (собственника) объекта.
Срок сохранение видеоинформации для последующего анализа событий, составляет не менее 30 суток.
Установка видеокамер производится с исключением "мертвых" зон.
64. Общие возможности видеокамер, порядок установки видеокамер, типы камер, возможности систем видеонаблюдения и другое соответствует техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
65. Технические средства осуществляющие хранение архива записей системы видеонаблюдения располагаются в антивандальных шкафах в отдельном помещении с ограниченным доступом;
66. Объекты, уязвимые в террористическом отношении, оснащаются средствами охраной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект и (или) охраняемую зону объекта. Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:
1) режима работы этого объекта;
2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
3) количества охраняемых зон.
67. Объекты, уязвимые в террористическом отношении, оборудуются системами и средствами охранного освещения в целях обеспечения их антитеррористической защищенности в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 метра, освещенностью не менее 10 люкс.
Освещение соответствует следующим требованиям:
1) обеспечивать службе охраны возможность обнаружения нарушителей до того, как они достигнут своих противоправных целей;
2) ограничивать и препятствовать проникновению нарушителей или осуществлению ими своих противоправных целей.
68. Освещение периметра на объектах предназначено для создания высокого уровня освещенности вдоль периметра. Для этого применяются высоко подвешенные лампы или лампы, установленные на небольшой высоте.
69. Локальное освещение применяется на недостаточно освещенных участках зоны, в которых может укрыться нарушитель. Для этой цели необходимо использовать небольшие источники света с антивандальной защитой. Необходимо принимать меры по обеспечению освещения всех темных участков, предусматривать локальное освещение крыш, пожарных и аварийных выходов.
70. Физическая защита используемого светотехнического оборудования соответствует степени угрозы. Для этих целей используются прочная монтажная арматура, бронированные кабели, и защищенные коммутационные устройства. Электроснабжение осуществляется от отдельного источника, а не от обычной сети. В целях электроснабжения потенциально опасных участков объекта, предусматривается резервная силовая установка для обеспечения бесперебойного питания.
71. Светотехническое оборудование подключается к системам обнаружения (камеры видеонаблюдения, датчики движения) для того, чтобы при нарушениях включалась тревожная сигнализация.
72. Для обеспечения безопасности на объекте используется мобильное, обычное радио и телефонное оборудование.
Телефоны поддерживают функцию автоматического определения номера абонента, либо быть оборудованы аппаратурой автоматического определения номера абонента, в соответствии с типом используемых телефонных систем связи и возможностью аудиозаписи телефонного разговора.
Для голосового и звукового информирования персонала и посетителей, используются системы оповещения диспетчерских служб.
73. Объекты, уязвимые в террористическом отношении, оснащаются системами и средствами резервного электроснабжения для обеспечения бесперебойной работы системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, освещения, видеонаблюдения.
Системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом содержат источники бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования не менее 2 часов при отсутствии основного сетевого питания.
Автономные резервные источники электрического питания обеспечивают работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 часов;
2) в сельских районах – не менее 48 часов;
3) в труднодоступных районах – не менее 72 часов.
Приложение 1 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Варианты тематик занятий
1. Варианты тематик учебных занятий (теоретических):
основные требования законодательства по вопросам антитеррористической безопасности;
сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;
информирование о возможных источниках террористической угрозы;
назначение алгоритмов действий различного круга лиц объектов оборонной промышленности на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.
2. Варианты тематик инструктажей:
детализированное ознакомление каждого из работников объекта оборонной промышленности с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории объекта;
ознакомление посетителей объекта оборонной промышленности о мерах безопасности при проведении эвакуации.
оказание первой медицинской помощи при:
огнестрельных, осколочных ранениях, колото-резаных, рваных ранах;
ожогах;
переломах костей;
отравлениях угарным газом и иными токсичными веществами;
шоковых состояниях, контузии;
сотрясении мозга.
3. Варианты тематик практических занятий:
отработка практических действия работников объекта оборонной промышленности, сотрудников охраны:
1) по организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
2) действия при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
3) по порядку информирования органов внутренних дел, уполномоченных органов при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;
4) по организации оповещения персонала и посетителей объекта оборонной промышленности;
5) по организации эвакуации персонала и посетителей объекта оборонной промышленности;
6) по организации действий при эвакуации людей.
Приложение 2 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
|
Форма |
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
(титульный лист)
___________________ (наименование организации)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г.
(внутренняя сторона)
1 Раздел. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1) в ходе плановых инструктажей до сотрудников доводятся алгоритмы действий при
всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей
зависит от тематики проводимых учений и тренировок;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей
антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным
способом, так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается
заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные
графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта его также
документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись:
"внеплановый по письму исх.: №__", "внеплановый по уровню террористической
опасности".
2 Раздел. Занятия
1. Дата проведения занятия;
2. Тема занятия;
3. Учебные вопросы;
4. Количество присутствующих работников;
5. Подпись лица, проводившего занятия.
Отчет о проведении занятия и тренировки
Тема занятия: ____________________________________________
Дата проведения: _________________________________________
Место проведения: ________________________________________
Состав участников: ________________________________________
Сведения о ходе проведения: _______________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Выводы: _______________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Ответственный за обеспечение | |
____________________________ |
_____________________________________ |
Приложение 4 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
Глава 1. Алгоритм действий при вооруженном нападении на персонал и посетителей объекта
1. Действия персонала:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
по возможности провести эвакуацию посетителей;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
2. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
обеспечить собственную безопасность.
3. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов о фактах и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Глава 2. Алгоритм действий при захвате заложников
4. Действия персонала объекта:
защититься: избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
по возможности информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
5. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного (-ых) злоумышленника (-ов);
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым доступным способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о фактах и обстоятельствах покушения на захват заложников;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другие);
обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники и другие).
6. Действия руководства объекта:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов и (или) третьих лиц доступным способом о фактах и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
7. Действия заложника:
успокоиться, не паниковать, разговаривать спокойным голосом;
не смотреть в глаза захватчиков, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцируют захватчиков к применению физической силы или оружия;
выполнять требования захватчиков, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
подготовиться физически и морально к суровому испытанию;
не высказывать ненависть и пренебрежение к захватчикам;
с самого начала (особенно в первый час) выполнять все указания захватчиков, спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий;
не привлекать внимания захватчиков своим поведением, не оказывать активного сопротивления;
не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
запомнить, как можно больше информации о захватчиков (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения;
при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;
не пренебрегать пищей, какой бы она ни была в целях сохранения силы и здоровья;
при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь;
не паниковать, даже если захватчики перестали себя контролировать;
расположится подальше от окон, дверей и самих захватчиков в целях обеспечения своей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение захватчиков;
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них;
по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
отнестись с пониманием, если при штурме и захвате с заложниками поступают некорректно, как с вероятными захватчиками: обыскивают, ограничивают движения, подвергают допросу (в подобных ситуациях такие действия спецподразделений до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных захватчиков считаются оправданными).
Глава 3. Алгоритм действий при закладке взрывных устройств и взрывчатых веществ
8. Признаки, которые указывают на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
9. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности – укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
10. Действия охраны при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), вести наблюдение;
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение возраст, клички, национальность и другие).
11. Действия руководства:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организация эвакуации людей с объекта, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие;
обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, представление необходимой информации.
12. Расстояние удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
граната РГД-5 – 50 м;
граната Ф-1 – 200 м;
тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;
пивная банка 0,33 л – 60 м;
дипломат (кейс) – 230 м;
дорожный чемодан – 350 м;
а/машина "легковая" – 460-580 м;
автобус – 920 м;
грузовая машина (фургон) – 1240 м.
Глава 4. Алгоритм действий при атаке с применением террористов-смертников
13. Действия персонала:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
14. Действия охраны:
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
15. Действия руководства:
незамедлительная передача (в том числе попытка передачи) информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
16. Внешние признаки террориста:
одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства (СВУ);
торчащие из-под одежды элементы СВУ, провода, тумблеры, выключатели;
наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;
осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;
использование камуфлированной форменной одежды, в которой присутствуют различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора).
Глава 5. Алгоритм действий при поступлении угрозы по телефону
17. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, сотрудник, сотрудник охранного подразделения):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
2) обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
3) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
4) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
5) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких-либо действий;
6) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству организации о телефонной угрозе.
Глава 6. Алгоритм действий при применении химически опасных и отравляющих веществ
18. Действия персонала:
обеспечить собственную безопасность;
информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов, охраны, персонала объекта о подозрительном лице, лицах или предметах.
19. Действия охраны:
выявить по внешним признакам возможно приверженца/ев к нетрадиционному религиозному течению (признаки см. выше) либо содержащие опасные вещества предметы;
информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении подозрительного лица, группы лиц или о выявлении предметов, предположительно содержащих опасные вещества;
по возможности блокировать продвижение лица/лиц к местам массового пребывания людей на объекте;
под благовидным предлогом задержать в изолированном месте с целью минимизации распространения опасных веществ;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
произвести осмотр помещений объекта на предмет закладок подозрительных предметов и поиск на его территории возможных пособников злоумышленника;
обеспечить собственную безопасность.
20. Действия руководства:
незамедлительная передача информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица, группы лиц, предметов, предположительно содержащих опасные вещества;
организовать осмотр помещений объекта на предмет закладок подозрительных предметов и поиск на его территории возможных пособников злоумышленника;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечить организованную эвакуацию людей;
обеспечить собственную безопасность.
Приложение 5 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов оборонной промышленности, уязвимых в террористическом отношении |
Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты оборонной промышленности
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патроном травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения;
11) предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия;
12) предметы, которые используются в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия);
13) боеприпасы к оружию и составные части к нему.
2. Механические и аэрозольные распылители и устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества:
1) взрывчатые;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) радиоактивные;
5) едкие;
6) пиротехнические;
7) легковоспламеняющиеся.