В соответствии с подпунктом 30) статьи 25 Закона Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила безопасности на городском рельсовом транспорте.
2. Комитету транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 12 мая 2023 года № 344 |
Правила безопасности на городском рельсовом транспорте
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила безопасности на городском рельсовом транспорте (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 30) статьи 25 Закона Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан", и определяют порядок обеспечения безопасности движения на городском рельсовом транспорте".
2. Правила распространяются на транспортные предприятия городского рельсового транспорта, осуществляющие деятельность в сфере городского рельсового транспорта, независимо от формы собственности.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) городской рельсовый транспорт (далее – ГРТ) – вид транспорта (метрополитен, трамвай, легкорельсовый, монорельсовый транспорт), предназначенный для перевозки пассажиров по путям в границах города и пригородной зоне;
2) транспортное предприятие – юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан;
4) нарушение безопасности движения – происшествие на путях ГРТ, которое классифицируется в соответствии с настоящими Правилами, произошедшее в результате отклонений от установленных требований по безопасности движения при осуществлении перевозочного процесса.
Глава 2. Порядок обеспечения безопасности на ГРТ
4. Транспортные предприятия ГРТ, осуществляющие деятельность в сфере ГРТ, независимо от формы собственности в пределах своей компетенции соблюдают безопасность движения и требования действующего законодательства Республики Казахстан в сфере ГРТ, предусматривающие комплексом организационных и технических мер:
1) профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением ГРТ;
2) укрепление трудовой дисциплины;
3) периодический обязательный медицинский осмотр, а также предсменного (предрейсового) и послесменного (послерейсового) обязательного медицинского осмотра машинистов монорельсового транспорта, метрополитена, водителей трамвая службы движения и работников, непосредственно связанных с движением ГРТ, в соответствии со статьей 86 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области здравоохранения;
4) совершенствование системы профессиональной подготовки, обучения, повышения квалификации работников основных профессий работников ГРТ с учетом внедрения новой техники, технологий и инструментов менеджмента, а также отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях, влекущих риски нарушения безопасности движения на ГРТ;
5) периодические проверки машинистов монорельсового транспорта, метрополитена, водителей трамвая службы движения и работников, связанных с движением ГРТ, на предмет знания настоящих Правил, постановления Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам" (далее – ПДД), Правил технической эксплуатации рельсовых транспортных средств, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 35 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10329) (далее – ПТЭ РТС), Правил содержания, технического обслуживания и ремонта городского рельсового транспорта, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 июля 2017 года № 500 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15585) (далее – ПСТО РГРТ);
6) осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути и контактного рельса, искусственных сооружений, подвижного состава, устройств автоматики сигнализации и связи, звуковой и световой сигнализации, электроснабжения, контактно-кабельной сети и тяговых подстанций, электромеханических устройств, систем информационных технологий, оборудования, механизмов и технических средств ГРТ;
7) содержание в исправном состоянии и эффективное использование средств дефектоскопии и систем диагностики;
8) осуществление по утвержденному графику проверок состояния и использования устройств, приборов контроля безопасности с принятием мер по устранению выявленных недостатков;
9) постоянной работы по внедрению новых устройств, приборов безопасности и систем;
10) изыскание и внедрение новых форм организации обеспечения безопасности движения;
11) обобщение и распространение опыта безаварийной работы;
12) обеспечение технически исправным инструментом и техническими средствами в соответствии со спецификой проводимых работ;
13) проведение периодических проверок исправного состояния рельсов, стрелочных переводов, перекрестных съездов и путей оборота и отстоя подвижного состава, с эффективным использованием средств дефектоскопии и систем диагностики на соответствие условиям безопасности движения;
14) соблюдение технологии ремонта и содержания подвижного состава, путей, тоннельных сооружений, устройств автоматики, сигнализации и связи, электроснабжения, электромеханических устройств и технических средств;
15) выполнение плановых видов ремонта, состояния охраны труда и техники безопасности, соблюдение режима труда и отдыха.
5. Транспортные предприятия ГРТ обеспечивают:
безопасные условия для жизни и здоровья человека, проезда пассажиров;
безопасность движения при эксплуатации, содержании, ремонте, техническом и сервисном обслуживании подвижного состава, стрелочных переводов, путей и технических средств ГРТ;
экологическую безопасность;
противопожарную безопасность;
санитарно-эпидемиологическую безопасность.
6. Верхнее строение пути, платформы для посадки и высадки пассажиров, перекрестные съезды, станции метрополитена, а также другие объекты ГРТ, связанные с движением вагонов (поездов) и маневровой работой, являются зонами повышенной опасности, оборудованы сигнальными ограждениями в соответствии с ПДД и ПТЭ РТС.
7. Владельцам линий связи, электропередач, и объектов пересекающих пути или находящихся в непосредственной близости от них сооружений, обеспечивают безопасность их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений, а также своевременное информирование уполномоченных органов и организации ГРТ о возникновении аварий или аварийных ситуациях, угрожающих безопасности движения.
8. Транспортные предприятия ГРТ, осуществляющие перевозку пассажиров, обеспечивают безопасные условия перевозок, наличие средств и аварийно-спасательных служб, для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.
При возникновении аварийной ситуации в процессе перевозки транспортные предприятия ГРТ оказывают содействие немедленной отправке указанных аварийно-спасательных служб на место происшествия.
9. Пожарная безопасность это:
организация контроля, за соблюдением мер пожарной безопасности, а также за подготовкой подвижного состава к перевозочному процессу;
соблюдение установленного противопожарного режима, недопущением к работе лиц, не прошедших инструктаж по соблюдению мер пожарной безопасности;
проведение периодических осмотров территории, зданий, производственных и служебных помещений, с целью контроля, за содержанием путей эвакуации, противопожарных преград, разрывов, подъездов и дорог, средств пожаротушения (гидрантов, внутренних пожарных кранов, огнетушителей) и принятием срочных мер по устранению обнаруженных нарушений и недостатков;
исправное содержание, постоянной готовностью к действию установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и связи.
10. Не соблюдение мер обеспечения безопасности движения на ГРТ в зависимости от последствий подразделяются (классифицируются) по следующим видам нарушений безопасности движения:
особый случай брака в работе;
брак в работе;
прочие нарушения безопасности движения.
11. К особым случаям брака в работе относятся случаи столкновения, схода подвижного состава на путях ГРТ, в результате которых погиб человек и (или) поврежден подвижной состав до степени исключения его из инвентаря.
12. К бракам в работе относятся случаи столкновения, схода подвижного состава на путях ГРТ, в результате которых человек получил тяжкий вред здоровью и (или) поврежден подвижной состав в объеме капитального ремонта.
13. К прочим нарушениям безопасности движения относятся случаи, не имеющие последствия особого случая брака в работе и брака в работе на путях ГРТ, перечень которых определен настоящими Правилами:
1) прием поезда на занятый путь – проследование прибывающего поезда (хотя бы частью локомотива) на разрешающий входной (маршрутный) сигнал светофора или пригласительный сигнал, или выдача разрешения машинисту поезда на следование на станцию при маршруте, приготовленном на путь, занятый другим поездом или подвижным составом;
2) прием (отправление) поезда по не готовому маршруту;
4) проезд запрещающего сигнала светофора;
5) перевод стрелочного перевода под подвижным составом ГРТ;
6) проезд станции электропоездом без остановки по необоснованной причине:
7) само-расцепление автосцепок, сцепных устройств вагонов в составе поезда;
8) не ограждение сигналами остановки места препятствия для движения поездов или производства работ, требующего остановки поезда;
9) ложное разрешающее показание светофора при системе автоматической блокировки взамен запрещающего;
10) ложное разрешающее показание светофора при управлении движением на основе беспроводной связи;
11) самопроизвольный уход подвижного состава на перегон или путь отстоя;
12) наезд на препятствие или тупиковые упоры;
13) изломы оси, осевой шейки колеса, колесной пары подвижного состава ГРТ;
14) обрыв автосцепки, сцепных устройств подвижного состава в поезде ГРТ;
15) излом рельса подвижного состава ГРТ;
16) заклинивание колесной пары ГРТ;
17) нарушение габаритов подвижного состава, оборудования или приближения строений;
18) падение на путь деталей подвижного состава ГРТ, предметов, вызвавших нарушение графика движения поездов;
19) полный перерыв в движении электропоездов на 30 минут и более, вследствие, неисправности подвижного состава, пути и тоннельных сооружений, контактного рельса, устройств электроснабжения, автоматики, телемеханики движения поездов (далее – АТДП) и связи, электромеханических и технических средств, затопление, пожар, а также нарушений и неправильных действий обслуживающего персонала;
20) открытие раздвижных (прислонно-раздвижных) дверей поезда во время движения поезда с пассажирами и (или) с противоположной от платформы стороны на станции;
21) оставление в тоннелях или на наземных участках после ночных работ незакрепленного оборудования, инструмента и предметов, на которые возможен наезд подвижного состава ГРТ;
22) проезд предупредительного сигнального знака "Остановка первого вагона", повлекший, невозможной высадку пассажиров первого вагона;
23) назначение хозяйственному поезду вспомогательного поезда и сцепление с ним;
24) неисправность (неправильные действия), вызвавшее внезапное перекрытие светофора с разрешающего показания на запрещающее;
25) неисправность диспетчерских видов связи и поездной радиосвязи, продолжительностью более одного часа;
26) задержка движения поездов ГРТ с нарушением графика движения электропоездов на 5 минут и более, вследствие нарушений работоспособности состояния подвижного состава, пути контактного рельса, устройств электроснабжения, АТДП и связи, тоннельных сооружений, инженерно-технических устройств;
27) не ограждение сигнальными знаками места производства путевых работ;
28) падение или волочение деталей подвижного состава на участках пути ГРТ;
29) случаи наезда на людей на путях ГРТ;
30) дорожно-транспортное происшествие на путях ГРТ, а именно столкновение подвижного состава с транспортным средством;
31) случаи возгорания подвижного состава, верхнего строения пути, которые явились следствием нарушений технического содержания;
32) нарушения устройства верхнего строения пути, произошедшие в результате природных факторов (размывы и заносы пути) или действий посторонних лиц, которые вызвали задержку ГРТ по данному участку;
33) наложение посторонними лицами предметов на путь ГРТ, которые вызвали применение экстренного торможения поезда и его остановку;
34) нарушения безопасности движения, случаи, которые явились следствием сторонних причин, не попадающие в вышеуказанный перечень.
Глава 3. Учет нарушений безопасности движения
14. Случаи нарушения безопасности на ГРТ подлежат учету.
15. Допущенные нарушения безопасности движения учитываются за транспортными предприятиями ГРТ.
16. Первые руководители транспортных предприятий ГРТ обеспечивают содействие в полноте ведения первичного учета и правильной классификации случаев нарушений безопасности.
17. Классификация нарушений безопасности движения используется для учета всеми транспортными предприятиями ГРТ.
18. При происшествии одновременно нескольких случаев нарушений безопасности движения принимается во внимание то нарушение, которое привело к более тяжким последствиям.
19. Транспортными предприятиями ГРТ информация о нарушениях безопасности движения на трамвайных путях и путях метрополитена, передается в уполномоченный орган и его территориальные подразделения.