В соответствии с пунктом 1 статьи 22-1 Закона Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам Евразийского экономического союза.
2. Департаменту внешнеторговой деятельности Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан |
С. Жумангарин |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом Заместитель Премьер-Министра - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 254-НҚ |
Правила проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам Евразийского экономического союза
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам Евразийского экономического союза (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 22-1 Закона Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности" (далее – Закон) и определяют условия и порядок проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
1) ущерб – подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли экономики Республики Казахстан, которое наступило вследствие ввоза промышленного товара с территории государства-члена ЕАЭС, предоставившего субсидию при производстве, транспортировке, хранении этого товара, и выражается в сокращении объема производства и реализации аналогичного товара на территории Республики Казахстан, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы и уровень инвестиций в данную отрасль;
2) заинтересованные лица – производитель аналогичного товара, объединение производителей, большинство участников которого является производителями аналогичного товара, производитель субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, объединение производителей такого субсидируемого товара, большинство участников которого является производителями данного товара, субсидирующее государство-член ЕАЭС и (или) компетентный орган субсидирующего государства-члена ЕАЭС, общественные объединения потребителей (в случае, если субсидируемый товар, являющийся объектом расследования, потребляется преимущественно физическими лицами), потребители субсидируемого товара, являющегося объектом расследования (в случае, если они используют этот товар при производстве продукции) и объединения таких потребителей;
3) специфическая субсидия – мера государственной поддержки государств-членов ЕАЭС, специфичность которой определяется на основании принципов, изложенных в Протоколе о единых правилах предоставления промышленных субсидий, утвержденном приложением № 28 к Договору о ЕАЭС, ратифицированному Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года (далее – Договор);
4) промышленные товары – товары, классифицируемые в группах 25 – 97 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), а также рыба и рыбопродукты, за исключением товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в субпозициях 2905 43 000 0 и 2905 44, позициях 3301, 3501 – 3505, субпозициях 3809 10 и 3824 60, позициях 4101 – 4103, 4301, 5001 00 000 0 – 5003 00 000 0, 5101 – 5103, 5201 00 – 5203 00 000 0, 5301 и 5302 (субпозиция 2905 43 000 0 – маннит, субпозиция 2905 44 – сорбит, позиция 3301 – эфирные масла, позиции 3501-3505 – альбуминоидные вещества, модифицированные крахмалы, клеи, субпозиция 3809 10 – вещества для обработки поверхностей, субпозиция 3824 60 – сорбитол, прочие продукты, позиции 4101-4103 – шкуры и кожевенное сырье, позиция 4301 – невыделанная пушнина, позиции 5001 00 000 0 – 5003 00 000 0 – шелк-сырец и отходы шелка, позиции 5101-5103 – шерсть и волос животных, субпозиции 5201 00 – 5203 00 000 0 – хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, позиция 5301 – лен-сырец, позиция 5302 – пенька сырая) (в соответствии с пунктом 2 Протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий, утвержденного приложением № 28 к Договору, приводимое описание товаров не является исчерпывающим);
5) компенсирующая мера – мера по нейтрализации негативного воздействия специфической субсидии субсидирующего государства-члена ЕАЭС на отрасль экономики государства – члена ЕАЭС, подавшего заявление на введение данной меры;
6) производитель субсидируемого товара – производитель субсидируемого товара государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию;
7) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, формирующий торговую политику и осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в сфере торговой деятельности;
8) аналогичный товар – промышленный товар, произведенный в Республике Казахстан, полностью идентичный товару, при производстве, вывозе с территории государства-члена ЕАЭС или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия, либо в отсутствие такого товара – другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, при производстве, вывозе с территории государства-члена ЕАЭС или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия.
Глава 2. Условия и порядок проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам ЕАЭС
3. Условиями проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам ЕАЭС являются достаточность и достоверность доказательств и сведений.
4. Расследование в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам ЕАЭС, а также установления наличия ущерба отрасли национальной экономики вследствие ввоза субсидируемого товара с территории государства-члена, предоставившего специфическую субсидию, либо вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС проводится уполномоченным органом на основании поданного обращения заявителя либо по собственной инициативе уполномоченного органа в случае, указанном в пункте 10 настоящих Правил.
5. Поданное обращение заявителя подлежит регистрации в уполномоченном органе в день его поступления, которое содержит перечень сведений согласно приложению к настоящим Правилам.
6. Уполномоченный орган до принятия решения о начале расследования уведомляет в письменной форме компетентный орган государства-члена ЕАЭС, на территории которого предоставляется рассматриваемая специфическая субсидия, о поступлении обращения в сроки, указанные в пункте 7 настоящих Правил.
7. Уполномоченный орган в целях принятия решения о начале расследования в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты регистрации обращения изучает достаточность и достоверность доказательств и сведений, содержащихся в этом обращении. В целях получения дополнительных сведений, необходимых для подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры уполномоченным органом указанный срок продлевается не более, чем на 10 (десять) календарных дней.
8. После принятия к рассмотрению обращения, до принятия решения о начале расследования и в ходе расследования уполномоченный орган предлагает компетентному органу государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, провести консультации в целях уточнения наличия, размера и использования, а также последствий предоставления специфической субсидии и в целях достижения взаимоприемлемого решения.
9. Уполномоченный орган до истечения срока, указанного в пункте 7 настоящих Правил, принимает решение о начале расследования или отказе в его проведении.
При принятии решения об отказе в проведении расследования уполномоченный орган в письменной форме в срок не более 10 (десять) календарных дней с даты принятия такого решения уведомляет заявителя о причине отказа в проведении расследования.
Решение об отказе в проведении расследования принимается в случаях, если заявителем не представлены соответствующие сведения в сроки, указанные в пункте 7 настоящих Правил, а также определения уполномоченным органом не достаточных и не достоверных доказательств и сведений, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
При принятии решения о начале расследования уполномоченный орган уведомляет в письменной форме заявителя, компетентный орган государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, а также другие известные ему заинтересованные лица о принятом решении и обеспечивает в срок не более 5 (пять) рабочих дней с даты принятия решения о начале расследования публикацию уведомления о начале расследования на интернет-ресурсе уполномоченного органа. Дата публикации уведомления о начале расследования признается датой начала расследования.
10. Уполномоченный орган принимает решение о начале расследования (в том числе по собственной инициативе) в случае, если в распоряжении этого органа имеются доказательства наличия фактов нарушения положений Договора и (или) наличия ущерба отрасли национальной экономики вследствие ввоза субсидируемого товара на рынок Республики Казахстан или вытеснения субсидируемым товаром аналогичного товара с рынка государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, либо другого государства-члена ЕАЭС.
11. После принятия решения о начале расследования уполномоченный орган направляет известным ему производителям аналогичного товара и производителям субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, перечень вопросов, на которые они представляют ответы в целях проведения расследования.
Перечень вопросов считается полученным с даты его передачи непосредственно представителю производителя аналогичного товара или производителя субсидируемого товара или через 7 (семь) календарных дней с даты отправки этого перечня по почте.
12. Производители аналогичного товара и производители субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, которым был направлен перечень вопросов, представляют свои ответы на указанные вопросы в уполномоченный орган в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты получения ими такого перечня.
На основании письменного заявления производителей аналогичного товара и производителей субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, с указанием мотивированной причины, указанный срок продлевается уполномоченным органом, но не более чем на 10 (десять) календарных дней.
13. В целях проверки представленных в ходе расследования сведений или получения дополнительных сведений, связанных с проводимым расследованием, уполномоченный орган проводит расследование на территории государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, при условии получения согласия на это соответствующего производителя субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, а также при условии предварительного уведомления представителей правительства соответствующего государства-члена ЕАЭС и отсутствия со стороны этого государства-члена ЕАЭС возражений в отношении проведения расследования на его территории.
В случае необходимости проверки представленных в ходе расследования сведений или получения дополнительных сведений, связанных с проводимым расследованием, уполномоченный орган направляет своих представителей к месту нахождения производителей аналогичного товара, для проведения консультации и переговоров с заинтересованными лицами, ознакомления с образцами субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, и принятия иных необходимых для проведения расследования действий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
14. Уполномоченный орган в ходе проведения расследования направляет в компетентные органы государства-члена ЕАЭС, предоставившего или предоставляющего рассматриваемую субсидию, а также заинтересованным лицам запросы о представлении информации, имеющей отношение к проводимому расследованию.
15. Заинтересованные лица представляют необходимые для проведения расследования сведения в срок, указанный в уведомлении, но не менее 15 (пятнадцать) календарных дней (в том числе конфиденциальную информацию) с указанием источника их получения. С целью уточнения указанных сведений уполномоченный орган запрашивает у заинтересованных лиц дополнительные сведения.
16. Доказательства и сведения, относящиеся к расследованию, представляются в уполномоченный орган на казахском и русском языках, а оригиналы документов, составленные на иностранном языке, сопровождаются их нотариально засвидетельствованными переводами на казахский или русский языки.
17. Уполномоченный орган с учетом необходимости защиты конфиденциальной информации в ходе расследования и на основании письменного заявления заинтересованных лиц ознакомляет их со сведениями (неконфиденциальной информацией), представленными в письменной форме любым заинтересованным лицом в качестве доказательств, относящихся к расследованию.
Уполномоченный орган ознакомляет участников расследования с иной информацией, относящейся к расследованию и используемой им в ходе расследования, но не являющейся конфиденциальной.
18. Письменные уведомления, запросы о представлении информации, запросы дополнительных сведений, сведения, представленные в письменной форме в качестве доказательств, относящиеся к расследованию, и иная информация, относящаяся к расследованию, указанные в пунктах 9, 14, 15 и 17 настоящих Правил, направляются уполномоченным органом заинтересованным лицам через государственный орган, осуществляющий внешнеполитическую деятельность.
19. Срок проведения расследования не превышает 6 месяцев с даты начала расследования.
Расследование считается завершенным в день направления уполномоченным органом заключения о целесообразности применения компенсирующей меры на рассмотрение Межведомственной комиссии Республики Казахстан по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях (далее – МВК).
20. Заинтересованные лица действуют в ходе расследования самостоятельно или через своих представителей на основании нотариально удостоверенной доверенности.
В случае, если заинтересованное лицо в ходе расследования действует через уполномоченного представителя, уполномоченный орган доводит до заинтересованного лица все сведения о предмете расследования только через этого представителя.
21. Информация, представляемая заинтересованным лицом в уполномоченный орган, рассматривается в качестве конфиденциальной при представлении этим лицом обоснований, свидетельствующих о том, что раскрытие такой информации предоставит преимущество в условиях конкуренции третьему лицу либо повлечет за собой неблагоприятные последствия для лица, представившего информацию, или для лица, у которого получена эта информация.
Конфиденциальная информация не разглашается без разрешения представившего ее заинтересованного лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
В целях представления всем заинтересованным лицам сведений, достаточных для понимания сути представленной конфиденциальной информации, уполномоченный орган запрашивает от представляющего конфиденциальную информацию заинтересованного лица представление ее неконфиденциальной версии.
В случае непредставления заинтересованным лицом конфиденциальной информации в неконфиденциальной версии, это лицо представляет соответствующие обоснования.
В случае, если уполномоченный орган установит, что обоснования, представленные заинтересованным лицом, не позволяют отнести представленную информацию к конфиденциальной, либо заинтересованное лицо, не представившее неконфиденциальную версию конфиденциальной информации, не представляет обоснование или представляет сведения, которые не являются таким обоснованием, уполномоченный орган не учитывает эту информацию.
22. Уполномоченный орган несет предусмотренную законодательством Республики Казахстан ответственность за разглашение конфиденциальной информации.
Глава 3. Оформление заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам ЕАЭС
23. По итогам проведенного расследования уполномоченный орган в сроки, предусмотренные в пункте 19 настоящих Правил, готовит заключение о целесообразности применения компенсирующей меры и направляет его на рассмотрение МВК.
В случае одобрения МВК заключения о введении компенсирующей меры, уполномоченный орган вносит в Правительство Республики Казахстан проект соответствующего обращения главе Правительства субсидирующего государства-члена ЕАЭС о необходимости применения компенсирующей меры в связи с нарушением норм Договора и/или причинением ущерба отрасли национальной экономики в целях нейтрализации материального ущерба отрасли Республики Казахстан.
24. В случае отрицательного заключения МВК о целесообразности применения компенсирующей меры, уполномоченный орган направляет обоснованный отказ заявителю в течение 10 (десять) рабочих дней с момента регистрации протокола заседания МВК в уполномоченном органе.
Приложение к Правилам проведения расследования в целях подготовки заключения о целесообразности применения компенсирующей меры по отношению к государствам-членам Евразийского экономического союза |
|
Форма |
Перечень сведений
1. Информация о заявителе (адрес, телефон, факс, электронная почта, место регистрации, фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя);
2. Описание товара (с указанием страны происхождения и кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС));
3. Сведения о наличии, характере и размере специфической субсидии;
4. Сведения о производителях субсидируемого товара;
5. Сведения о национальных производителях аналогичного товара;
6. Сведения об изменении объема ввоза субсидируемого товара на территорию Республики Казахстан за 3 (три) календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
7. Сведения об изменении объема вывоза аналогичного товара с территории Республики Казахстан на территорию других государств-членов ЕАЭС;
8. Доказательства наличия ущерба отрасли экономики Республики Казахстан вследствие ввоза субсидируемого товара либо вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС. Доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики Республики Казахстан или угрозы его причинения вследствие ввоза субсидируемого товара, или вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС основываются на объективных факторах, которые характеризуют экономическое положение отрасли экономики и выражаются в количественных показателях (в том числе, объем производства товара и объем его продаж, доля товара на рынке государства-члена ЕАЭС, себестоимость производства товара, цена товара, данные о загрузке производственных мощностей, производительности труда, размерах прибыли, рентабельности производства и продаж товара, об объеме инвестиций в отрасль экономики Республики Казахстан);
9. Сведения об изменении объема импорта аналогичного товара (в количественном и стоимостном выражении) на таможенную территорию ЕАЭС за 3 (три) календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
10. Сведения об изменении объема экспорта аналогичного товара (в количественном и стоимостном выражении) с таможенной территории ЕАЭС за 3 (три) календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
11. Анализ других факторов, которые способны оказать влияние на отрасль экономики Республики Казахстан в анализируемый период.