В соответствии с подпунктом 10-2) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) сумму денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией для туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) сумму денег, подлежащих перечислению на банковский счет, открытый специально для администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение трех рабочих дней после его введения в действие размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан;
3) в течение трех рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Приложение 1 к приказу Министр культуры и спорта Республики Казахстан от 2 августа 2023 года № 212 |
Правила функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 10-2) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) специальный счет – банковский счет, открытый специально для администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
2) система гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – система) – совокупность правоотношений между гражданами Республики Казахстан, турагентами, туроператорами, туроператорами-фрахтователями, администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма и уполномоченным органом, обеспечивающих защиту прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
3) администратор системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма – юридическое лицо, определенный уполномоченным органом, единственным видом деятельности которого является осуществление функций администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
4) туристский код – уникальный номер, присваиваемый туристу туроператором в сфере выездного туризма, гарантирующий обязательства туроператора в рамках организованного выездного туризма;
5) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности.
Глава 2. Порядок функционирования системы
3. Субъектами системы являются:
1) туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – туроператоры);
2) туроператоры-фрахтователи, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – туроператоры-фрахтователи);
3) турагенты, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – турагенты);
4) администратор системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – администратор системы).
4. В целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в пункте 1 статьи 27-3 Закона, туроператоры и туроператоры-фрахтователи предоставляют администратору системы:
1) подлинник либо нотариально засвидетельствованную копию договора банковской гарантии на сумму денег, утвержденной уполномоченным органом, заключенного туроператором и туроператором-фрахтователем с банком второго уровня Республики Казахстан;
2) сведения о перечислении на специальный счет туроператором и туроператором-фрахтователем суммы денег с каждого реализованного турагентом гражданину Республики Казахстан туристского продукта, утвержденной уполномоченным органом.
5. Сведения о перечислении на специальный счет денег в размере, утвержденном уполномоченным органом, предоставляются туроператорами и (или) туроператорами-фрахтователями администратору системы ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, установленной администратором системы.
Администратор системы ежемесячно проводит с туроператорами и (или) туроператорами-фрахтователями сверку сведений о реализованных гражданам Республики Казахстан туристских продуктах и сумм денег, подлежащих перечислению на специальный счет.
6. Администратор системы осуществляет:
1) администрирование механизма присвоения туристского кода гражданам Республики Казахстан в рамках выездного туризма;
2) прием дифференцированной суммы гарантирования, определенной уполномоченным органом;
3) аналитическую и исследовательскую работу для подготовки предложений в уполномоченный орган по индексации размера сумм денег, перечисляемых с каждого реализованного турагентом гражданину Республики Казахстан туристского продукта, и сумм, подлежащих обеспечению банковской гарантией, заключенной туроператором и туроператором-фрахтователем с банком второго уровня Республики Казахстан.
7. Система не распространяется на правоотношения граждан Республики Казахстан с турагентами, туроператорами, туроператорами-фрахтователями, администратором системы и уполномоченным органом, связанные с поездками делового характера.
К поездкам делового характера относится посещение страны (места) временного пребывания гражданами Республики Казахстан в профессионально-деловых целях, занимающимися оплачиваемой деятельностью.
8. Администратор системы ежегодно размещает отчеты о своей деятельности на интернет-ресурсе администратора системы и публикует их в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, по истечении 30 календарных дней, следующих за отчетным периодом.
Глава 3. Порядок возврата внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты и применение метода зачета перечислений
9. Администратор системы в соответствии со статьей 27-2 Закона осуществляет:
1) возврат внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты туроператору или туроператору-фрахтователю системы при условии отсутствия фактов вывоза граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя системы в случае прекращения им вида туроператорской деятельности в сфере выездного туризма;
2) возврат внесенной банковской гарантии туроператором или туроператором-фрахтователем системы при достижении предельной суммы банковской гарантии данному туроператору или туроператору-фрахтователю.
Для возврата внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты туроператор или туроператор-фрахтователь направляют администратору системы письменное заявление (далее – заявление) в произвольной форме.
10. Администратор системы в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления проводит сверку перечисленных средств туроператором или туроператором-фрахтователем, проверку на отсутствие фактов вывоза граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя, а также учитывает наличие или отсутствие необходимости вывоза туристов туроператора или туроператора-фрахтователя.
11. После проведенной сверки администратор системы в течение 5 рабочих дней принимает решение о возврате либо отказе в возврате:
1) внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 9 настоящих Правил;
2) внесенной банковской гарантии в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 9 настоящих Правил.
12. Возврат банковской гарантии администратором системы осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления путем составления акта-приема передачи банковской гарантии.
Возврат перечисленных средств за реализованные туристские продукты осуществляется администратором системы в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления путем перечисления средств на банковский счет туроператора или туроператора-фрахтователя.
13. В случае возврата банковской гарантии, указанной в подпункте 2) пункта 9 настоящих Правил, при уменьшении суммы перечисленных средств за реализованные туристские продукты ниже суммы денег, подлежащей обеспечению банковской гарантией в соответствующем финансовом году, туроператором или туроператором-фрахтователем данная сумма пополняется в течение 5 рабочих дней со дня уменьшения указанной суммы либо предоставляется подлинник или нотариально засвидетельствованная копия договора банковской гарантии администратору системы в течение 30 календарных дней со дня уменьшения указанной суммы.
14. При возврате банковской гарантии и перечисленных средств за реализованные туристские продукты, а также достижении предельной суммы банковской гарантии комиссионный сбор и средства, затраченные на вывоз граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя, удерживаются из суммы денег, подлежащих перечислению в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 27-3 Закона.
15. Администратор системы обеспечивает применение метода зачета перечислений на следующий календарный год для туроператора или туроператора-фрахтователя системы через три года с момента вхождения данного туроператора или туроператора-фрахтователя в систему, за исключением суммы комиссии, отведенной на деятельность администратора системы.
Глава 4. Порядок осуществления мероприятий по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма
16. Действия по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – действия по защите прав граждан) включают в себя:
1) вывоз граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, с территории страны (места) временного пребывания на территорию Республики Казахстан авиатранспортом, железнодорожным, автомобильным или водным транспортом;
2) обеспечение размещения (временного проживания) граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, в гостинице или ином месте размещения на срок до начала осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное время);
3) доставку граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, от местонахождения в стране временного пребывания до пункта осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан;
4) организацию питания граждан Республики Казахстан, являющихся туристами (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 4 часов).
17. Решение об осуществлении действий по защите прав граждан принимается администратором системы по согласованию с уполномоченным органом в следующих случаях:
1) письменного или устного обращения гражданина Республики Казахстан в случае нарушения его прав в сфере выездного туризма;
2) обращения государственных органов по фактам нарушения законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности в сфере выездного туризма;
3) письменного обращения объединения (объединений) туристов по фактам нарушения прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
4) обращения средств массовой информации по фактам нарушения прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
5) иных случаях возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
18. При наступлении случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил, администратор системы в течение суток принимает следующие меры:
1) уточняет достоверность сведений, обстоятельств невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором или туроператором-фрахтователем обязательств по договору на туристское обслуживание;
2) принимает согласованное с уполномоченным органом решение об осуществлении действий по защите прав граждан при подтверждении сведений в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил;
3) уведомляет о принятом по согласованию с уполномоченным органом решении руководителя туроператора и (или) туроператора-фрахтователя, загранучреждение Республики Казахстан в стране нахождения туристов, а также информирует граждан Республики Казахстан через средства массовой информации.
19. Действия по защите прав граждан осуществляются в соответствии с договорами, заключенными администратором системы с третьими лицами (их объединениями), оказывающими услуги, указанные в пункте 16 настоящих Правил.
20. В случае недостаточности средств на специальном счете администратора системы для осуществления действий по защите прав граждан Республики Казахстан, указанных в пункте 16 настоящих Правил, а также для компенсации использованных средств специального счета администратор системы направляет банку второго уровня письмо по исполнению обязательств по банковской гарантии туроператора или туроператора-фрахтователя, не исполнивших обязательства по договору на туристское обслуживание.
Банки второго уровня на основании письма администратора системы в течение 5 календарных дней с момента поступления письма обеспечивают оплату в пользу администратора системы либо третьих лиц (их объединений), определенных администратором системы, денег в пределах сумм, обеспеченных банковской гарантией.
Приложение 2 к приказу |
Сумма денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией для туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма
№ п/п | Субъект, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма | Сумма денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией |
1. | Туроператор | 5 000 МРП |
2. | Туроператор-фрахтователь | 15 000 МРП |
Приложение 3 к приказу |
Сумма денег, подлежащих перечислению на банковский счет, открытый специально для администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма
№ п/п | Субъект системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма | Сумма денег с каждого реализованного туристского продукта, подлежащих перечислению на банковский счет |
1. | Туроператор | 0,5 МРП |
2. | Туроператор-фрахтователь | 0,5 МРП |