В соответствии с подпунктом 7-1) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
2. Департаменту инклюзивного и специального образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Утверждены совместным приказом Министр здравоохранения Республики Казахстан от 1 марта 2024 года № 7, от 27 февраля 2024 года № 54 и Министр просвещения Республики Казахстан от 27 февраля 2024 года № 49 |
Стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями
Глава 1. Общие положения
1. Стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями (далее - Стандарты) разработаны в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".
2. Настоящие Стандарты устанавливают требования к объему, качеству и условиям социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
3. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями – деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
4. К категории ребенок (дети) с ограниченными возможностями относится ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Глава 2. Субъекты, предоставляющие социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья
5. Социальные услуги и социальное обеспечение в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки предоставляют следующие субъекты:
1) специальные организации образования (психолого-медико-педагогическая консультация (далее – ПМПК), реабилитационный центр (далее – РЦ), кабинет психолого-педагогической коррекции (далее – КППК), специальная школа-интернат (далее – СШИ), Центр поддержки детей с аутизмом (расстройствами аутистического спектра) (далее - АЦ);
2) центры оказания специальных социальных услуг, предоставляющие услуги в условиях стационара оказывающие услуги детям от трех до восемнадцати лет, полустационара и на дому от полутора до восемнадцати лет (государственной и негосударственной форм собственности);
3) организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь;
4) организации, оказывающие стационарную помощь;
5) организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
6) организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход;
7) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД.
Глава 3. Условия социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержки
6. Направление детей в ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), организаций образования, здравоохранения при согласии родителей (законных представителей).
7. В РЦ, КППК, СШИ, АЦ дети с ограниченными возможностями принимаются на основании заключения и рекомендаций ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
8. В организации стационарного типа, полустационара прием осуществляется по решению отделов занятости и социальных программ районов, городов областного и республиканского значения (столицы) или акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по месту жительства получателя по месту жительства получателя.
9. В организации здравоохранения прием осуществляется на основе оценки и определения потребности в услугах с последующим составлением индивидуального плана с учетом состояния здоровья, возрастных и других особенностей.
Глава 4. Требования к объему и качеству социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержки
10. Объем социального обслуживания и социального обеспечения включает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые услуги.
11. К социально-бытовым услугам относятся:
1) услуги по предоставлению жилой площади;
предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных, лечебных, образовательных, культурных мероприятий, обучения навыкам самообслуживания, основам бытовой ориентации; в том числе для спальных комнат в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предоставление адаптированных помещений и приспособлений, обеспечивающих осуществление бытовых нужд без обращения к посторонней помощи;
2) предоставление рационального, диетического и/или лечебного питания;
3) предоставление одежды, обуви, постельного белья, предметов личной гигиены, твердого инвентаря и технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения в соответствии с минимальными нормами одежды, обуви, постельного белья, предметов личной гигиены, твердого инвентаря и технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения;
4) предоставление транспортных услуг по перевозке получателей услуг для лечения, реабилитации, обучения, участия в культурных и досуговых мероприятиях;
5) предоставление квалифицированных специалистов, оказывающих услуги по реабилитации, лечению, обучению, организации воспитательного процесса, медицинской реабилитации.
12. Требования к качеству предоставления социально-бытовых услуг:
1) предоставляемые жилые помещения по размерам и показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям и обеспечивают удобство проживания получателей услуг;
2) при размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития и социализации;
3) предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, оборудование кабинеты специалистов оснащаются необходимой мебелью и специализированным оборудованием;
4) горячее питание, в том числе диетическое, готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг;
5) одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, удобны в носке, соответствуют полу, росту и размерам получателей услуг, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
6) при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения.
13. К социально-медицинским услугам относятся:
1) услуги по проведению медико-социального обследования;
2) обеспечение по назначению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
3) проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарственных средств и процедур по назначению лечащего врача);
4) оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны);
5) организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
6) проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера;
7) содействие в обеспечении санаторно-курортного лечения.
14. Требования к качеству предоставления социально-медицинских услуг:
1) содействие в своевременном проведении медико-социальной экспертизы, оказание помощи получателям услуг в подготовке документов для прохождения освидетельствования с целью определения потребностей в мерах социальной защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
2) обеспечение по назначению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
3) проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарственных средств и процедур по назначению лечащего врача);
4) оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны).
15. К социально-психологическим услугам относятся:
1) проведение психологической диагностики, обследования личности и коррекционной работы;
2) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
3) психологическое консультирование;
4) оказание психологической помощи получателям услуг;
5) оказание индивидуальной социально-психологической помощи и проведение социально-психологических тренингов, использование интерактивных методов.
16. Требования к качеству предоставления социально-психологическим услуг:
1) психодиагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателей услуг, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;
2) беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса обеспечивают укрепление психического здоровья получателей услуг, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
17. К социально-педагогическим услугам относятся:
1) социально-педагогическое консультирование;
2) содействие в получении образования детьми по учебным программам, рекомендованным в соответствии с их индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями;
3) содействие в получении образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;
4) обучение детей основам социально-бытовой ориентировки, способствующих их социальной адаптации детей;
5) формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю, навыкам общения; проведение педагогической и коррекционно-развивающей диагностики.
18. Требования к качеству предоставления социально-педагогических услуг:
1) социально-педагогическое консультирование обеспечивает оказание квалифицированной помощи получателям услуг в решении социально-педагогических проблем;
2) педагогическая диагностика и обследование личности проводятся с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и дают на основании всестороннего изучения личности детей с ограниченными возможностями, объективную оценку по оказанию эффективной педагогический помощи получателю услуг.
3) обучение основам социально-бытовых навыков, по результатам которых получатели услуг в полном объеме осваивают навыки социального характера: самообслуживание, санитарно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера (умение одеваться, мелкий ремонт одежды, уход за жилым помещением).
19. К социально-правовым услугам относятся:
1) юридическое консультирование по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
3) оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;
4) получение по доверенности полагающихся пособий, социальных выплат в порядке, установленном Гражданским, Социальным кодексами Республики Казахстан;
5) обеспечение представительства в суде для защиты прав и интересов.
20. Требования к качеству предоставления социально - правовых услуг:
1) консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с правом на получение специальных социальных услуг и защиту своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов, необходимых для практического решения этих вопросов.