В соответствии с пунктом 3 статьи 5-1 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности Центров поддержки семьи.
2. Комитету по делам молодежи и семьи Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства культуры и информации Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и информации Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр культуры и информации Республики Казахстан |
А. Балаева |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министр культуры и информации Республики Казахстан от 14 июня 2024 года № 256-НҚ |
Правила осуществления деятельности Центров поддержки семьи
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления деятельности Центров поддержки семьи (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 5-1 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" и определяют порядок осуществления деятельности Центров поддержки семьи (далее – Центры).
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье) условия для преодоления оснований, объективно нарушающих жизнедеятельность человека и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) трудная жизненная ситуация – ситуация, признанная по основаниям, предусмотренным Социальным кодексом Республики Казахстан, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно;
3) контакт-центр "111" по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей (далее – контакт-центр "111") – юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в сфере информатизации, выполняющее функции информационно-справочной, организационной, психологической службы по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей;
4) интегрированная модель оказания лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, всесторонней поддержки в пределах компетенции государственных органов – организационный и функциональный подход, предусматривающий участие государственных органов под координацией уполномоченного государственного органа в целях усиления межведомственного взаимодействия.
3. Координация и методическое руководство деятельностью Центров осуществляются уполномоченным органом в сфере государственной семейной политики.
4. Штатное расписание работников Центров устанавливается местными исполнительными органами районов и городов с соблюдением минимальных штатных нормативов работников Центра согласно приложению, к настоящим Правилам.
5. Финансирование Центров осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок осуществления деятельности Центров поддержки семей
6. Центры осуществляют:
1) реализацию мер государственной семейной политики, в том числе мер по сохранению брака и семьи, разрешению семейных конфликтов;
2) координацию работы по охвату поддержкой лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, государственными органами в пределах своей компетенции, в том числе посредством интегрированной модели;
3) содействие в оказании социальной, юридической и психологической поддержки лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
4) оказание поддержки лицам с признаками бытового насилия с возможностью их временного проживания сроком до одного месяца;
5) информационно-разъяснительную работу о направлениях и мерах государственной семейной политики;
6) взаимодействие с местными исполнительными органами, организациями, волонтерами, консультативно-совещательными органами по вопросам реализации государственной семейной политики, профилактики бытового насилия;
7) мониторинг и анализ тенденций государственной семейной политики;
8) организацию работы мобильных групп по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, при участии органов образования, здравоохранения, внутренних дел в пределах своей компетенции под координацией местного исполнительного органа по вопросам социальной защиты и занятости населения;
9) реализацию иных мер по профилактике бытового насилия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. В Центрах организуются структурные подразделения по:
1) консультации и комплексному сопровождению;
2) методологии и информационно-просветительской работе.
8. Структурное подразделение по консультации и комплексному сопровождению:
осуществляет консультативную помощь, проводит оценку и определяет потребность лица (семьи) в мерах государственной поддержки;
организует работу мобильных групп по раннему выявлению и координацию работы по охвату лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, координирует работу государственных органов и организаций по оказанию всесторонней поддержки лицам (семьям), оказавшихся в трудной жизненной ситуации в пределах своей компетенций;
организует временное проживание лиц с признаками бытового насилия.
9. Структурное подразделение по методологии и информационно-просветительской работе:
осуществляет проведение обучающих и просветительских мероприятий среди населения, направленных на укрепление семьи, в том числе по созданию семьи, на повышение осведомленности населения о мерах государственной поддержки лиц (семей), а также на профилактику бытового насилия;
составляет аналитические записки и отчеты, проводит мониторинг эффективности оказываемой помощи и поддержки лицам (семьям).
10. Структурные подразделения Центра взаимодействуют с местными исполнительными органами, организациями, волонтерами, консультативно-совещательными органами в пределах своей компетенции.
11. Центры содействуют в оказания помощи и всесторонней поддержки всем обратившимся лицам (семьям) на добровольной основе.
12. Оказание помощи и всесторонней поддержки лицам (семьям) осуществляется:
1) при обращении самих лиц (семей);
2) при обращении в контакт-центр "111" по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей;
3) на основе сведений из информационных систем государственных органов;
4) при получении информации о лицах (семьях), оказавшихся в трудной жизненной ситуации от государственных органов, консультативно-совещательных, коллегиальных органов, организаций и физических лиц;
5) на основе информации из средств массовой информации, социальных сетей.
13. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 12 настоящих Правил организуется проведение беседы с лицами (семьями) и с их согласия на сбор и обработку персональных данных формирует сведения по лицу (семье) для определения мер всесторонней поддержки. В зависимости от потребностей лица (семьи) проводится:
1) консультация и/или информация перенаправляется в соответствующие организации в течение одного рабочего дня;
2) первичная оценка лица (семьи) для определения трудной жизненной ситуации и выработки мер реагирования в течение трех рабочих дней, а при угрозе жизни и здоровью - в течении одного рабочего дня с назначением незамедлительных мер реагирования;
3) определение потребностей для составления индивидуального плана работы для лиц (семей), определенных по итогам первичной оценки как находящиеся в трудной жизненной ситуации.
14. В случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 5) пункта 12 настоящих Правил в зависимости от потребностей лица (семьи) проводится:
1) консультация и/или информация перенаправляется в соответствующие организации в течение одного рабочего дня;
2) первичная оценка лица (семьи) для определения трудной жизненной ситуации и выработки мер реагирования в течение трех рабочих дней, а при угрозе жизни и здоровью - в течении одного рабочего дня с назначением незамедлительных мер реагирования;
3) определение потребностей для составления индивидуального плана работы для лиц (семей), определенных по итогам первичной оценки как находящиеся в трудной жизненной ситуации.
15. Индивидуальный план работы составляется после определения потребностей на период не более одного года. К разработке индивидуального плана вместе с семьей, привлекаются соответствующие специалисты, включая юристов, психологами, социальных педагогов, медицинских работников, социальных работников, сотрудников местных полицейских служб, представителей неправительственных организаций.
16. Мероприятия индивидуального плана работы указываются раздельно по каждому виду государственной поддержки в пределах компетенции государственных органов, мер активного участия лица (семьи) в улучшении своей жизненной ситуации. Каждое указанное мероприятие содержит сроки реализации.
17. Разработанный индивидуальный план работы подписывается сотрудником Центра и лицом (семьей) и утверждается руководителем Центра. По необходимости индивидуальный план работы пересматривается и корректируется.
18. Координация работы по охвату лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, всесторонней поддержкой в пределах компетенций государственных органов осуществляется согласно подпункту 20-1) статьи 19 Социального кодекса Республики Казахстан.
19. Основаниями для прекращения реализации мероприятий индивидуального плана работы являются:
1) лицо (семья) и государственные органы и организации выполнили мероприятия индивидуального плана работы;
2) отказ лиц (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, от дальнейшего сопровождения;
3) невыполнение лицом (семьей), оказавшейся в трудной жизненной ситуации мероприятий индивидуального плана работы;
4) объективные подтвержденные основания, имеющие индивидуальный характер.
20. Центры организуют работу мобильных групп по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации.
21. В состав мобильных групп по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, входят представители органов образования, здравоохранения, внутренних дел под координацией местных исполнительных органов по вопросам социальной защиты и занятости населения. Состав мобильных групп утверждается распоряжением акима района, акима района города сроком на один календарный год.
22. При поступлении информации о непосредственной угрозе жизни и здоровью лицу (семье) Центры привлекают мобильные группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, для разработки мер незамедлительного реагирования. В плане мер реагирования определяются меры всесторонней поддержки, ответственные за их реализацию местные исполнительные и территориальные органы, организации.
23. Центры оказывают следующие меры поддержки лицам с признаками бытового насилия:
1) информационную, юридическую, психологическую помощь;
2) помощь в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
3) содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
4) предоставление консультаций по вопросам мер государственной поддержки;
5) предоставление временного проживания сроком до одного месяца.
24. Для идентификации лиц с признаками бытового насилия Центр в течение двух рабочих дней перенаправляет лицо в организации, предоставляющие специальные социальные услуги жертвам бытового насилия в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 "Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32941).
25. Предоставление временного проживания лицам с признаками бытового насилия осуществляется за счет бюджетных средств, на основании направления районных (городских) уполномоченных органов по вопросам социальной защиты и занятости населения, здравоохранения, внутренних дел по месту фактического нахождения лица (семьи), а также по личному обращению лица непосредственно в Центры.
26. При обращении лиц, с несовершеннолетними детьми, прием в Центры осуществляется вместе с ними, о чем в течение двадцати четырех часов Центры письменно извещают правоохранительные органы и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству.
Приложение к Правилам осуществления деятельности Центров поддержки семьи |
Минимальные штатные нормативы работников Центров поддержки семьи
№ п/п | Наименование должности | Количество обращений в день | ||
до 50 | 51-100 | свыше 100 | ||
1. | директор | 1 единица на учреждение | ||
2. | заместитель директора | - | 1 | 1 |
3. | главный бухгалтер | 0,5 | 1 | 1 |
4. | руководитель структурного подразделения | 2 единицы на учреждение | ||
5. | бухгалтер | - | - | 1 |
6. | инспектор по кадрам | 0,5 | 1 | 1 |
7. | менеджер по государственным закупкам | 0,5 | 1 | 1 |
8. | социальный работник | 2 | 2 | 3 |
9. | психолог | 2 | 2 | 3 |
10. | юрист | 2 единица на учреждение | ||
11. | специалист по работе со средствами массовой информации и общественностью | 1 единица на учреждение | ||
12. | специалист по аналитике и мониторингу | - | 1 | 2 |
13. | специалист по защите информации/информационных технологий | - | 1 | 1 |
14. | специалист по профилактической работе с населением | 1 | 2 | 3 |
15. | водитель | 1 единица на 1 транспортное средство | ||
16. | сторож | 1 единицы на учреждение | ||
17. | уборщица | согласно типовым нормативам | ||
18. | дворник | согласно типовым нормативам | ||
Штатные нормативы персонала по сопровождению лиц (семей), | ||||
19. | специалист по социальной работе | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
20. |
социальный работник | 2 | 3 | 4 |
Примечание:
При необходимости установленные должности могут взаимозаменяться в пределах фонда оплаты труда