ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2021 года № ҚР ДСМ-5 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22066) следующие изменения и дополнения:
в Санитарных правилах "Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов" утвержденных указанным приказом:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Эксплуатация транспортных средств допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта высокой эпидемической значимости нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со статьями 19 и 20 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс).";
дополнить пунктом 47-1 следующего содержания:
"47-1. Электроотопительные и электроосветительные приборы в пассажирских вагонах метрополитена очищаются от пыли и грязи по мере загрязнения.";
дополнить пунктом 60-1 следующего содержания:
"60-1. Допустимые уровни освещенности на расстоянии 0,7 метров (далее – м) от стенки вагона на высоте 0,5 м от поверхности дивана пассажирского вагона метрополитена - не менее 150 лк (при освещении лампами накаливания - не менее 75 лк).";
дополнить пунктом 72-1 следующего содержания:
"72-1. Санитарное состояние подвижного состава перед выходом его на линию проверяется бригадиром мойщиков-уборщиков подвижного состава, мастером (бригадиром) участка, на котором проводилось техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, с отметкой о проведенной уборке
в произвольном журнале санитарного состояния подвижного состава.";
дополнить пунктом 77-1 следующего содержания:
"77-1. Допустимые параметры микроклимата в салонах вагонов метрополитена (при естественной вентиляции):
1) в теплый период года температура воздуха допустимо выше температуры окружающего воздуха не более чем на 3°C, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха не нормируются;
2) в холодный период года температура воздуха - 16°C (+ - 2°C), разница температур по высоте – не более 5°C, разница температур воздуха и ограждений – не более 5°C, температура пола – не менее 5°С, относительная влажность воздуха – от 30 до 70 %, скорость движения воздуха – не более 0,4 м/сек.";
пункт 78 изложить в следующей редакции:
"78. Уровень шума в купе пассажирских вагонов допускается не выше 65 децибел (далее – дБа), тамбурах – 68 дБа, межвагонных переходах – 80 дБа, в салоне МВПС не выше 75 дБа, в вагоне метрополитена при движении в тоннелях – не более 70 дБа.";
дополнить пунктом 82-1 следующего содержания:
"82-1. Пассажирский вагон метрополитена оборудуется системами и устройствами, обеспечивающими:
1) функционирование поездной радиосвязи и оповещения;
2) сигнализацию контроля закрытия дверей;
3) регистрацию параметров движения и работы систем управления, контроля, безопасности;
4) принудительную аварийную вентиляцию пассажирских вагонов метрополитена;
5) световую и тональную сигнализацию предупреждения о начале закрытия дверей;
6) поддержание микроклимата в кабине управления и в пассажирских салонах.";
пункты 245, 246 изложить в следующей редакции:
"245. Температура воздуха в салоне (кабине) в холодный период при перевозке пассажиров, поддерживается не ниже +14ºС, при относительной влажности 70-75 %, в летнее время не выше +22 ºС (+2).
246. Для районов с высокой влажностью наружного воздуха и при применении воздухоохладителей допускается повышение относительной влажности в салоне автобуса на 10%. В салонах с принудительной вентиляцией и с установками кондиционирования воздуха система вентиляции работает непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в автобусе.";
2. Внести в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 сентября 2021 года № ҚР ДСМ-98 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам по обслуживанию транспортных средств и пассажиров", (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 24530) следующие изменения и дополнения:
в Санитарных правилах "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам по обслуживанию транспортных средств и пассажиров", утвержденных приложением 1 к указанному приказу:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие термины и определения:
1) авиационная техническая база (далее – АТБ) – комплекс сооружений, механических и иных средств, предназначенных для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту, доработкам конструкции, технологического оборудования и оснастки воздушных судов, по сбору и расшифровке полетной информации;
2) авиационно-химические работы (далее – АХР) – работы, выполняемые гражданской авиацией с применением пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве на участках сельскохозяйственных, лесных и другие угодий;
3) автотранспортное предприятие – юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке автомобильным транспортом грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) автозаправочная станция – технологический комплекс сооружений, оснащенный оборудованием, обеспечивающий хранение и розничную реализацию нефтепродуктов;
5) автогазозаправочная станция – технологический комплекс сооружений, оснащенный оборудованием, обеспечивающий хранение и розничную реализацию сжиженного газа;
6) станция (мастерская) технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств – комплекс сооружений, предназначенный для технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств;
7) автовокзал – комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет более пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью свыше семидесяти пяти человек и билетными кассами, пункты медицинского освидетельствования водителей и оказания первичной медико-санитарной помощи, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, посты для осмотра автобусов, диспетчерские пункты и комнату матери и ребенка;
8) автостанция – комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет менее пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью до семидесяти пяти человек и билетными кассами, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, диспетчерские пункты, расположенный на территории не менее двух с половиной тысяч квадратных метров;
9) ангар – сооружение для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
10) аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование;
11) аэродром сельскохозяйственный – аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации выполняющих авиационно-химические работы;
12) аэровокзал – комплекс зданий и сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров воздушного транспорта в аэропортах;
13) бластчиллер – аппарат интенсивного охлаждения, обеспечивающий заморозку продукта;
14) бортовое питание – питание, предназначенное для авиапассажиров и экипажей воздушных судов, реализуемое на борту воздушного судна в течение полета;
15) объект бортового питания – объект общественного питания по производству, переработке, реализации и организации бортового питания;
16) рацион бортового питания – набор пищевых продуктов, предназначенный для питания одного человека на борту воздушного транспорта;
17) вагонное и локомотивное депо, локомотивно-ремонтный и вагонно-ремонтный заводы – комплекс производственных сооружений, железнодорожных путей, предназначенный для выполнения планового и капитального ремонта вагонов, локомотивов, ремонта и укомплектования вагонных, локомотивных узлов и деталей;
18) сервировочное отделение – участок на объекте бортового питания, предназначенный для комплектования и сервировки бортового питания;
19) дегазационная площадка – площадка для очистки от пестицидов и дегазации воздушных судов после выполнения авиационно-химических работ;
20) дефростер – оборудование, предназначенное для размораживания продуктов;
21) диспетчерский центр (пункт) – здание (помещение) для размещения рабочих мест диспетчеров с необходимым оборудованием;
22) диспетчеры – операторы центра (пункта) оперативного контроля и управления движением транспортных средств;
23) комплексный пункт подготовки крытых вагонов – объект, предназначенный для очистки, промывки и дезинфекционной обработки крытых вагонов после перевозки продовольственных, хозяйственных, сильнодействующих химических веществ и сыпучих опасных грузов;
24) пункты технического обслуживания, текущего ремонта и экипировки пассажирских вагонов – подразделения железнодорожного транспорта, обеспечивающие контроль исправности, текущий ремонт пассажирских вагонов, проведение осмотра, текущего безотцепочного ремонта и подготовки к перевозкам и экипировке подвижного состава;
25) путевая машинная станция – структурное подразделение железнодорожного транспорта, предназначенное для осуществления среднего и капитального ремонта пути;
26) дистанция пути – структурное подразделение железнодорожного транспорта, осуществляющее текущее содержание, ремонтные и восстановительные работы на железнодорожных путях;
27) пассажирское здание – комплекс помещений, сооружений (включая пассажирские платформы и вокзальные переходы) и других видов имущества, предназначенный для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом;
28) рабочая зона – пространство высотой до двух метров (далее – м) над уровнем пола или площадки, в котором находятся постоянные или временные рабочие места;
29) восстановительный поезд – поезд, предназначенный для ликвидации последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях;
30) касалетка – потребительская упаковка (закрывающиеся посуда, контейнер), предназначенная для контакта с пищевой продукцией, изготовленная из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией (в том числе из алюминиевой фольги, полимерная, стеклянная, фарфоровая), используемая для организации питания (в том числе бортового питания) в соответствии с маркировкой по ее применению для контакта с пищевой продукцией;
31) транспорт – это зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный транспорт;
32) объект по обслуживанию транспортных средств (воздушный, железнодорожный, водный, автомобильный) и пассажиров (далее – объект транспорта) – сооружение или комплекс сооружений недвижимого имущества транспорта, предназначенный для технического обслуживания, ремонта, мойки и оснащения транспортных средств, а также обслуживания пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов и почтовых отправлений;
33) метрополитен – вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним;
34) речной порт – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
35) производственные перегрузочные комплексы – комплекс сооружений, предназначенный для погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи, переработки пылящих грузов;
36) пестициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами. Пестициды объединяют следующие группы таких веществ: гербициды, уничтожающие сорняки, инсектициды, уничтожающие насекомых-вредителей, фунгициды, уничтожающие патогенные грибы, зооциды, уничтожающие вредных теплокровных животных и другие химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами;
37) порционирование – деление по массе и (или) объему, и (или) количеству сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, в том числе безалкогольных и алкогольных напитков;
38) хладоэлемент – холодильный элемент в герметично закрытой емкости, заполненной водой, которая замораживается перед использованием и служит для поддержания температуры в контейнере в пределах от 0 градусов Цельсия до плюс (далее – +) 8 градусов Цельсия (далее – о С);
39) санитарная специальная одежда (далее – санитарная одежда) – комплект защитной одежды персонала (головной убор или сетка для волос, куртка с брюками или халат (одноразовый или многоразовый), маска защитная для лица, используемая в производстве пищевой продукции, сетка для бороды (усов); фартук, обувь; перчатки (одноразовые или многоразовые)), предназначенный для защиты сырья, вспомогательных материалов и готовой пищевой продукции от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и других загрязнений;
40) санитарно-карантинный тупик – участок железнодорожного полотна, предназначенный для изоляции и отстоя вагона с пассажирами, контактировавшими с больным карантинным или особо опасным инфекционным заболеванием;
41) железнодорожный вокзал – комплекс зданий, сооружений (включая пассажирские платформы и вокзальные переходы) и других видов имущества, предназначенный для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом и приему-выдаче багажа, грузобагажа;
42) морской порт – комплекс сооружений, расположенных на предоставленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке земельных участках, предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, багажа и осуществления операций с грузами, а также для иных целей деятельности морского транспорта;
43) загрузочная площадка – площадка для загрузки воздушных судов пестицидами.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. На объектах транспорта используется холодная и горячая вода для хозяйственно-питьевых водоснабжений, соответствующая требованиям Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов" утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года № 26 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31934).";
дополнить пунктами 20-1, 20-2 следующего содержания:
"20-1. Линейные пункты метрополитенов оборудуются люминесцентным освещением.
20-2. При проведении капитального и текущего ремонта пути в туннеле на ограниченном участке предусматривается применение дополнительного местного освещения не менее 50 лк.
В туннелях, в местах расположения устройств и механизмов применяется дополнительное местное освещение (не менее 50 лк).";
дополнить пунктом 54-1 следующего содержания:
"54-1. Искусственная освещенность на основных рабочих местах в зависимости от характера зрительных работ, составляет:
1) для работ малой точности (слесари-ремонтники, слесари-сантехники, аккумуляторщики, кузнецы) – от 100 до 200 лк;
2) для работ средней точности (токари-расточники, токари, фрезеровщики, слесари контрольно-измерительных приборов, радиомеханики) от 150 до 300 лк.";
заголовок параграфа 10 изложить в следующей редакции:
"Параграф 10. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации железнодорожных вокзалов, станций метрополитена, пассажирских зданий";
пункт 95 изложить в следующей редакции:
"95. Залы ожидания пассажиров размещаются в надземных этажах и в подземных этажах (метрополитена), сообщающихся с помещениями по обслуживанию пассажиров, привокзальной площадью, станцией метрополитена и перроном.";
пункт 101 изложить в следующей редакции:
"101. На перронах, платформах железнодорожного вокзала, станции метрополитена устанавливаются урны, которые очищаются от мусора ежедневно и по мере заполнения.".
3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения Республики Казахстан |
А. Альназарова |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности и строительства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан