В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении Министерства туризма и спорта Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии.
2. Службе по мобилизационной подготовке Министерства туризма и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение трех рабочих дней после введения в действие настоящего приказа размещение его на интернет-ресурсе Министерства туризма и спорта Республики Казахстан;
3) в течение трех рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом представление в Департамент юридической службы Министерства туризма и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра туризма и спорта Республики Казахстан |
С. Жарасбаев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство по чрезвычайным
ситуациям Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждена приказом Исполняющий обязанности министра туризма и спорта Республики Казахстан от 29 июля 2024 года № 141 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении Министерства туризма и спорта Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении Министерства туризма и спорта Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее – Постановление № 305).
2. Настоящая Инструкция распространяется на объекты Министерства туризма и спорта Республики Казахстан, а также на объекты, осуществляющие деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии, отнесенные к объектам, уязвимым в террористическом отношении (далее - объекты), в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234, за исключением объектов образования, находящихся в ведении Министерства туризма и спорта Республики Казахстан (далее – Министерство).
3. Настоящая Инструкция не распространяется на объекты, осуществляющие деятельность в сферах, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, требования к организации антитеррористической защиты которых детализируются нормативными правовыми актами, утвержденными первыми руководителями государственных органов в ведении которых данные объекты находятся.
Организация антитеррористической защиты объектов образования, находящихся в ведении Министерства, осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в области образования Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года № 117 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27414).
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и сотрудниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);
2) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
3) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
4) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
5) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
6) инженерно-техническая укрепленность – конструктивные элементы, инженерные, технические средства и (или) их совокупность, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению на объект либо его части;
7) охраняемая зона (участок) – территория, а также выделенные на объекте зоны (участки), части зданий (строения и сооружения), помещения и их конструктивные элементы, подлежащие охране;
8) охраняемые объекты – здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, иные здания, строения и сооружения, охраняемые Службой государственной охраны Республики Казахстан, а также прилегающие к ним территория и акватория;
9) средства ограничения доступа – оборудование и (или) средства, препятствующие несанкционированному доступу на объект, его потенциально опасные участки;
10) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
11) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
12) спортивные клубы по спортивной стрельбе – крытые (закрытые) тиры, полуоткрытые тиры, открытые тиры (стрельбища), стенды;
13) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
14) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
15) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
16) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
17) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
18) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
19) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
20) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.
5. При эксплуатации объектов собственниками, владельцами, руководителями объектов обеспечиваются соблюдение требований Постановления № 305, а также настоящей Инструкции.
6. На объекте приказом собственника, владельца, руководителя определяется (определяются) лицо (лица) и (или) подразделение (подразделения), обеспечивающие проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
Выбор и назначение ответственного сотрудника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.
Руководителем объекта издается соответствующий приказ, функция сотрудника включается в должностные обязанности.
7. Целью организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, является создание условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта), и минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз.
8. Антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается созданием условий, направленных на:
1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, что достигается принятием мер по:
установлению пропускного режима на объектах и его неукоснительного соблюдения;
укреплению объекта в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект;
2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:
контролю за обстановкой на объектах и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;
профилактике терроризма (правовое просвещение, формирование негативного эмоционального отношения к терроризму) среди работников;
улучшением материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объектов;
3) пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах, что достигается принятием мер по:
осуществлению охраны объектов силами подготовленных сотрудников объекта или заключением договора с субъектами охранной деятельности;
организацией постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты посетителей и транспортных средств;
формированию у коллектива культуры безопасности, антитеррористического сознания;
контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов;
4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах, что достигается принятием мер по:
разработке рекомендации действий реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов;
соответствующей подготовке сотрудников субъектов охранной деятельности, сотрудников в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;
организации своевременного оповещения уполномоченных органов, в случае совершения акта терроризма на объекте;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, его надлежащим хранением.
Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
9. Собственники, владельцы, руководители или иные должностные лица объектов, при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт антитеррористической защищенности объекта, осуществляющих охрану объекта, оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий.
10. При получении информации об угрозе совершения акта терроризма для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения актов терроризма на объектах, уязвимых в террористическом отношении, собственниками, владельцами, руководителями и иными должностными лицами объектов осуществляются меры, соответствующие установленному уровню террористической опасности в соответствии с Правилами организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611.
11. Перечень документов в области антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении Министерства и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии, определен согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
12. Пропускной режим на объектах осуществляется частными охранными организациями, имеющими лицензию на оказание охранных услуг, в том числе охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении.
13. Пропускной режим на объектах, подлежащих государственной охране осуществляется специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел.
14. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности руководитель объекта определяет структурное подразделение и лиц ответственных за организацию, контроль и обеспечение пропускного режима.
15. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режима на каждом объекте руководитель предусматривает в должностной инструкции работника ответственного за функцию охраны надлежащие права и обязанности.
16. Договор об оказании охранных услуг с частными охранными организациями заключается в установленном законодательством порядке с организациями, имеющими разрешительные документы на осуществление деятельности по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении.
17. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов, пропускной режим направлен на:
1) предупреждение несанкционированного доступа на территорию, а также исключение возможности бесконтрольного передвижения посторонних лиц и автотранспорта;
2) предотвращение несанкционированного перемещения предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту, в том числе огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
3) сохранение материальных и информационных ресурсов, недопущение противоправных проявлений, пресечение фактов хищений;
4) обеспечение безопасности лиц, находящихся на объектах.
18. Пропускной режим осуществляется путем:
1) организации пункта пропуска с функцией контроля доступа на объекты;
2) оснащения объектов защиты инженерно-техническими средствами охраны, предназначенными для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц и автотранспорта, обеспечения сохранности имущества, а также автоматизированными системами контроля и управления доступом, охранной сигнализацией, видеонаблюдением;
3) осуществления обхода (патрулирования) территории, проведения визуального осмотра на предмет выявления возможных подозрительных предметов, нахождения посторонних лиц;
4) введения постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, дающих их обладателям право доступа на объект, а также вноса/выноса (ввоза/вывоза) товарно-материальных ценностей;
5) определения перечня лиц, имеющих право доступа на объект, ответственных работников, уполномоченных на принятие решений по выдаче пропусков, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу/выносу (ввозу/вывозу);
6) ограничения круга лиц, допущенных в режимные помещения для работы с секретными документами;
7) контроля соблюдения внутреннего распорядка.
19. Пропускной режим на объекте осуществляется согласно порядку организации пропускного и внутриобъектового режима, который разрабатывается администрацией объекта, и утверждается приказом руководителя.
20. Порядок организации пропускного режима для объектов предусматривает:
график работы сотрудников объектов и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;
порядок пропуска на объект посетителей;
порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;
перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты, если это не предусмотрено иными правовыми актами;
перечень потенциально опасных участков объектов (входные ворота, входная дверь, запасной выход, окна первого этажа, подвальное помещение);
участок доступа устанавливаются не менее двух основных участков:
первый участок - здания, территории, помещения доступ в которые сотрудникам, посетителям не ограничен;
второй участок - здания и (или) помещения доступ в которые разрешен определенной категории лиц – электрощитовые, котельни.
21. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режимов на каждом объекте, с учетом присущих ему особенностей, руководитель организации или руководитель частной охранной организации (по согласованию с руководителем объекта) разрабатывает должностную инструкцию по обеспечению безопасности, которая в обязательном порядке предусматривает:
1) проверку соответствующих документов на право пребывания на объекте, в том числе с учетом проводимых массовых мероприятий;
2) проверку соответствующих документов и характер ввозимых грузов при пропуске на территорию объекта автотранспортных средств;
3) проверку документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих объект по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;
4) регулярный обход территории объектов на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
5) немедленный доклад руководителю объекта и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии о всех обнаруженных нарушениях;
6) действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта, исходя из оснащенности конкретного объекта при выявлении лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию объекта и (или) совершить противоправные действия в отношении сотрудников, посетителей при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра объекта.
22. Перечень основных предметов, запрещенных к проносу на объекты, уязвимые в террористическом отношении Министерства и объекты, уязвимые в террористическом отношении, осуществляющие деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии, определен согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
23. В случае заключения договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности собственник, владелец, руководитель объекта указывает в договоре охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защиты и должного уровня безопасности, к которым относятся:
1) организация допуска работников, посетителей, транспортных средств на объект или его части (зоны);
2) выявление на территории объекта лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на объект;
3) охрана объекта, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц;
4) контроль за местами возможного массового пребывания людей на объекте;
5) организация учебных мероприятий по исполнению мероприятий, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
6) надлежащее использование сотрудниками охранной организации инженерно-технических средств защиты, установленных на объектах и проведение дополнительных занятий по приобретению и (или) совершенствованию навыков их использования.
24. Информация о пропускном режиме размещается администрацией объекта на соответствующей территории в месте доступном для обозрения.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
25. Собственники, владельцы, руководители объектов являются организаторами мероприятий по организации профилактических и учебных мероприятий по обеспечению их антитеррористической защищенности.
26. В целях обеспечения высокого качества организации профилактических и учебных мероприятий руководителем объекта их координация, а также проведение указанных мероприятий с работниками объекта возлагается на лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
27. Целью профилактических мероприятий является создание на объектах условий, способствующих минимизации совершения на объекте терроризма.
28. Целью учебных мероприятий является ознакомление сотрудников с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения при угрозе совершения акта терроризма и после его совершения.
29. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические) и экспериментов с:
1) сотрудниками объекта;
2) работниками субъекта охранной деятельности, заключившего договор об оказании охранных услуг по объектам, уязвимым в террористическом отношении.
30. Организация и проведение экспериментов на объектах, осуществляется оперативным штабом по борьбе с терроризмом и заключается в оценке режима, готовности объектов к воспрепятствованию совершению акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий.
31. К проведению инструктажей, занятий (практических и теоретических) привлекаются представители заинтересованных уполномоченных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта.
Варианты тематик инструктажей, занятий (практических и теоретических) по вопросам антитеррористической безопасности, определены согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
32. Планирование профилактических и учебных мероприятий с субъектами охранной деятельности, заключившими договора об оказании охранных услуг, организуется руководителем субъекта охранной деятельности.
33. Занятия (практические и теоретические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденными руководителем объекта по согласованию с руководителем субъекта охранной деятельности.
34. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории объекта с охватом всего коллектива объекта проводятся один раз в год при координации антитеррористической комиссии.
35. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива объекта предшествует проведение теоретических и практических занятий, инструктажей с отдельными группами работников (с учетом специфики работы).
36. С работниками, ответственными за организацию пропускного режима, проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
37. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на плановый и внеплановый.
38. Во время инструктажа до персонала доводятся алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера и при возникновении акта терроризма, способы минимизации и ликвидации его последствий, согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
39. Плановый инструктаж проводится один раз в год. Плановый инструктаж проводится индивидуально или для группы работников.
40. Внеплановый инструктаж проводится руководителями или иными должностными лицами объектов либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:
1) введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
41. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
42. Практические и теоретические занятия проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем объекта, уязвимого в террористическом отношении, с периодичностью не реже одного раза в год.
Практические и теоретические занятия проводятся индивидуально или с группой работников объектов.
В ходе теоретических занятий доводится соответствующая информация, в ходе практических занятий отрабатываются действия персонала:
1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) в случае угрозы акта терроризма;
3) при обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта.
43. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.
Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью объекта. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.
Ведение журнала осуществляется лицом, ответственным за проведение мероприятий по антитеррористической защите объекта.
44. Для объектов с большим количеством персонала (более 20 человек) документирование проведения указанных мероприятий осуществляется в виде протокола или справки.
45. Факт проведения эксперимента на объекте подтверждается актом о результатах проведения эксперимента, который хранится у руководителя объекта.
46. После поступления акта о результатах эксперимента на объекте его руководитель, иное должностное лицо в течение 7 (семь) рабочих дней принимают соответствующие меры реагирования, в том числе и внесение изменений в содержание обучения.
47. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защите, не менее чем за пять суток уведомляет органы национальной безопасности и внутренних дел о планируемых практических занятиях по отработке алгоритмов действий различного круга лиц объектов.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
48. Руководители объектов и субъектов охранной деятельности, заключивших договор на охрану объектов, взаимодействуют с территориальными органами внутренних дел, национальной безопасности и оперативными штабами по борьбе с терроризмом в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, антитеррористических операций.
49. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.
50. В случае задействования объекта оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении разноуровневых антитеррористических учений, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и работников объекта, руководитель объекта, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг, оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп работников к проведению указанных мероприятий.
51. По итогам проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и работников объекта, в планы, графики и рекомендации вносятся соответствующие изменения и дополнения.
52. Руководители объектов и субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма в течение 10 (десять) рабочих дней разрабатывают алгоритмы действий персонала объекта, субъектов охранной деятельности:
1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.
53. При установлении уровней террористической опасности, руководители объектов принимают следующие меры:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности, оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
досмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием специальных технических средств;
инструктаж сотрудников охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, персонала объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации людей, материальных ценностей и документации с определением мест эвакуации;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности сотрудников по обеспечению безопасности;
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объекта (при необходимости).
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
54. Паспорт антитеррористической защиты объекта, уязвимого в террористическом отношении (далее – паспорт) предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.
55. Паспорт разрабатывается согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32950), в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
56. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.
На объектах Министерства паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов. Собственник, владелец, руководитель объекта, независимо от форм собственности, принимает меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защиты объекта, контроле состояния антитеррористической защиты объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
57. В случаях, когда объект располагается в здании, сооружении (комплекс зданий и сооружении), имеющем несколько правообладателей, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между правообладателями: совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
58. Руководителем объекта назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
59. Проект паспорта составляется в течение сорока пяти рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
60. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, направляется на согласование с руководителем территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта, в течение десяти календарных дней после разработки.
Срок согласования проекта паспорта не превышает пятнадцати рабочих дней со дня поступления паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.
61. В случае наличия замечаний к проекту паспорта, он возвращается лицу, направившему проект паспорта, с указанием причин, послуживших причиной возврата.
Проект паспорта дорабатывается в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня возврата.
Срок согласования проекта паспорта, поступившего повторно, (во исполнение ранее указанных замечаний) не превышает семь рабочих дней.
62. Обжалование замечаний к проекту паспорта и действия (бездействия) должностного лица, согласующего паспорт, осуществляется в порядке, определяемом Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
63. В течение десяти рабочих дней после согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта.
64. В случаях, когда здание, сооружение (комплекс зданий и сооружений) используются для размещения объектов, принадлежащих нескольким правообладателям, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
65. При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов, уязвимых в террористическом отношении.
66. При составлении одним правообладателем паспорт утверждается руководителем объекта по согласованию с другими правообладателями объекта.
67. Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление другим правообладателям объекта определяется письменным соглашением между их правообладателями.
68. Учет паспортов объекта осуществляется в формате номенклатурных дел.
69. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится согласно требованиям, предъявляемым к организации работы с информацией с ограниченным доступом, у ответственного лица или в подразделении объекта, определенного приказом руководителя организации, являющейся правообладателем объекта.
70. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.
71. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
72. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее десяти календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.
73. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
74. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение двадцати рабочих дней с момента возникновения причины его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
75. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, или лица, уполномоченного организацией подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения. Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя организации, являющейся правообладателем объекта, направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта.
76. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в пять лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину текста паспорта.
Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в течение 7 (семь) рабочих дней в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта. Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта. Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
77. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок и экспериментов.
Глава 6. Требования, предъявляемые к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
78. С учетом возможных последствий совершения акта терроризма объекты делятся на следующие группы:
1) к первой группе относятся:
объекты Министерства, а также объекты, уязвимые в террористическом отношении, осуществляющие деятельность в сферах игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии, рассчитанные на одновременное пребывание (вместимостью) от 200 до 300 человек;
2) ко второй группе относятся:
объекты Министерства, а также объекты, уязвимые в террористическом отношении, осуществляющие деятельность в сферах игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии, рассчитанные на одновременное пребывание (вместимостью) от 300 и более человек;
физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, рассчитанные на одновременное пребывание (вместимостью) 500 и более человек. Спортивные клубы по спортивной стрельбе независимо от вместимости;
административные здания Министерства, его Комитетов, независимо от количества сотрудников.
79. Объекты первой группы в обязательном порядке оснащаются системой оповещения, системой видеонаблюдения с передачей видеоизображения в Центры оперативного управления либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел.
80. Объекты второй группы дополнительно к техническому оснащению, предусмотренные пунктом 79 настоящей Инструкции, оснащаются мобильным либо стационарным средством подачи тревоги (тревожная кнопка) с выводом в дежурные части территориальных органов внутренних дел, либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности.
81. Дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 79 и 80 настоящей Инструкции объекты массового скопления людей:
1) в целях обнаружения оружия и других предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному вносу (выносу), ввозу (вывозу) на (с) объект (объекта) оснащаются техническими средствами досмотра;
2) в целях обеспечения санкционированного доступа к отдельным зданиям, помещениям и зонам объекта, а также выхода из них оборудуются системами контроля и управления доступом (турникеты);
3) в зависимости от расположения (входных групп, открытых мест возможного массового пребывания людей) и подъездных путей по отношению к путям движения транспортных средств в целях предотвращения риска наезда на посетителей объекта могут оборудоваться противотаранными устройствами;
4) в зависимости от наличия потенциально опасных участков оснащаются системой охранной сигнализации.
82. В случае отнесения объектов, к объектам, подлежащим государственной охране, они независимо от распределения по группам, указанным в пункте 78 настоящей Инструкции, оснащаются в соответствии с Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
83. К техническим средствам досмотра относятся портативный (ручной, переносный) металлоискатель, рентгено-телевизионная установка, стационарный металлоискатель.
84. Портативный (ручной, переносный) металлоискатель:
1) обеспечивает обнаружение металлических предметов (стальная пластинка размером 100х100х1 миллиметров) на расстоянии 0,12-0,15 метров при скорости перемещения устройства 0,2-0,5 метров в секунду, иметь звуковую сигнализацию наличия металлического предмета, обеспечивать нормальную работу в условиях электромагнитной обстановки;
2) имеет гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 3 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
3) позволяет производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
4) при работе от автономного источника питания изделие сохраняет обнаружительные характеристики при 60 % разряде (по напряжению) источников питания, обеспечивает длительность непрерывной работы изделия от автономного источника питания не менее 10 часов.
85. Рентгено-телевизионная установка:
1) распознает огнестрельное оружие металлическое и неметаллическое, его детали, боеприпасы всех калибров, гранаты и другие виды оружия осколочного/разрывного действия, ножи, дубинки, мечи, взрывчатые вещества военного и коммерческого назначения, детонаторы и часовые механизмы, электрические и электронные изделия, источники электроэнергии;
2) имеет следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в эксплуатационном режиме:
проникающая способность - 27 миллиметров по стали;
разрешающая способность - 0,1 миллиметров;
анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
ток трубки - 0,7 миллиампер;
охлаждение трубки в герметичной масляной ванне с принудительной вентиляцией;
3) имеет следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в максимальном режиме, при использовании опции "Высокая проникающая способность":
проникающая способность: 35 миллиметров;
разрешающая способность: 0,1 миллиметров;
анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
ток трубки - 0,7 миллиампер;
типовой уровень утечки излучения не превышает 0,1 микрорентген в час;
4) скорость конвейера рентгено-телевизионной установки не менее 0,15 метров в секунду;
5) имеет гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
6) позволяет производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
7) имеет световую сигнализацию включения рентгеновского излучения, имеет блокировки, обеспечивающие выключение рентгеновского излучения при нарушении целостности защитных экранов и прекращение подачи электрического тока в случае превышения эксплуатационных нагрузок и неисправности;
8) имеет уровень рентгеновского излучения в рентгено-телевизионной установке не позволяющий нарушить целостность кинофотоматериалов, электронных носителей при десятикратном пропускании их через рабочую зону рентгено-телевизионной установке;
9) имеет уровень мощности дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 сантиметров от внешних панелей рентгеновского оборудования не более 0,03 рентгена в секунду, уровень шума работающего рентгеновского оборудования не более 60 децибел;
10) обеспечивает защиту конструкции рентгеновского оборудования от воздействия рентгеновского излучения.
86. Стационарный металлоискатель:
1) позволяет обнаруживать на теле человека и в его одежде металлические предметы, запрещенные к проносу на объекты, при этом вероятность ложного срабатывания на металлические предметы личного пользования общей массой не более 100 грамм;
2) имеет автоматическую световую и звуковую сигнализацию наличия запрещенного металлического предмета, исключает несанкционированное изменение установленных обнаружительных параметров, его электронная схема изделия автоматически возвращается в исходное положение через 3 секунды после выключения сигнала тревоги (окончание сигнала тревоги означает готовность устройства к работе), время выхода на рабочий режим не превышает 30 секунд после включения в сеть;
3) обеспечивает нормальную работу совместно с рентгено-телевизионной установкой в условиях электромагнитной обстановки, в составе группы аналогичных устройств в количестве от 2 до 4 штук, установленных в одну линию на расстоянии от 3-х до 8 метров друг от друга, работу в плане при расстоянии между блоками датчиков 1 метр;
4) соответствует всем требованиям при работе в круглосуточном режиме, наработка на отказ - не менее 6000 часов, время регламентных работ - менее 5 % от времени эксплуатации, гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
5) позволяет производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации, комплектоваться документацией, достаточной для поддержания его нормальной и безопасной эксплуатации, исправного состояния, и ремонта, состоящей из руководства по эксплуатации и полного технического описания изделия с методами диагностики;
6) имеет проем арки не менее 2 метров в высоту и 0,76 метров в ширину, визуальную и регулируемую звуковую сигнализацию, а также возможность изменять уровень чувствительности в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Все технические средства, применяемые при досмотре, отвечают следующим требованиям безопасности:
1) включают в себя контур защитного заземления, исключающий поражение электрическим током;
2) обеспечивают электробезопасность;
3) применяемые в изделиях материалы обеспечивают безопасность для здоровья человека.
87. Система видеонаблюдения устанавливается в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения, для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей.
88. На объекте, занимающем отдельное здание (комплекс зданий, сооружений), системой видеонаблюдения оборудуются:
1) периметр территории, прилегающей к объекту;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) главный и запасные входы;
4) места возможного массового пребывания людей на объекте;
5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
6) досмотровые помещения (комнаты), участки досмотра транспорта (при наличии);
7) помещения и территории по усмотрению руководителя (собственника) объекта.
89. На объекте, занимающем часть здания, системой видеонаблюдения необходимо охватывать:
1) места возможного массового пребывания людей на объекте;
2) главный и запасные входы (при наличии).
90. Система видеонаблюдения обеспечивает:
1) передачу визуальной информации с телекамер на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные на посте сотрудника по обеспечению безопасности;
2) работу в автоматизированном режиме;
3) возможность оценки ситуации на объекте в режиме реального времени;
4) срок хранения информации не менее 30 суток.
91. В темное время суток, если освещенность помещений и прилегающих территорий объектов ниже чувствительности телекамер, включается освещение видимого или инфракрасного диапазона света (при его наличии).
92. Технические требования к системам видеонаблюдения соответствуют минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693).
93. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования сотрудников и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
94. Оповещение сотрудников и посетителей объекта осуществляется по внутренним линиям связи, с помощью других технических и подвижных средств связи (сигнализация) в соответствии с заранее разработанным планом, которые обеспечивают:
1) подачу звуковых и световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещениях объектах, а также действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта. Системы оповещения об эвакуации и блокировании помещений отличаются сигналами.
95. Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей, в случае проведения эвакуации действуют в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения.
96. Средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) (тревожная кнопка) устанавливается в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма на объекте.
97. Средством подачи тревоги в обязательном порядке оснащается пост лиц, обеспечивающих безопасность объекта, и входы на объект, предназначенные для массового пропуска.
98. Объекты оснащаются системами контроля и управления доступом и (или) средствами ограничения доступа в целях обеспечения санкционированного входа в здания, помещения и зоны объекта и (или) выхода из них.
Оснащение объекта системой контроля и управления доступом производится по зонам, предусматривающим различный уровень доступа персонала, посетителей на объект и (или) его зоны (участки).
99. Системы контроля и управления доступом обеспечивают автоматическую запись и сохранение в течение одного года на носителях информации архива всех событий для их последующей однозначной классификации с целью обеспечения объективного расследования при попытке или возможном совершении акта терроризма, формирования доказательственной базы, проведения расследований при несанкционированных действиях персонала объекта или посторонних лиц.
Турникет обеспечивает ручной и автоматический и (или) дистанционный способ открывания и блокирования устройства.
100. Для объектов с малой проходимостью (посещаемостью) персонала и посетителей допускается оборудование объекта только средствами ограничения доступа на объект и (или) его потенциально опасные участки и критические зоны.
101. Объекты оснащаются системами и средствами охранной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект и (или) охраняемую зону объекта.
Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:
1) режима работы объекта;
2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
3) количества охраняемых зон.
102. Независимо от групп, определенных в пункте 78 настоящей Инструкции, объекты при наличии потенциально опасных участков оборудуются системами и средствами охранной сигнализации.
103. По решению собственника, владельца на объекте устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защищенности объекта.
Инженерно-техническое оборудование объекта всегда поддерживается в рабочем состоянии.
104. В случае невозможности оснастить объекты инженерно-техническим оборудованием в течение 6 месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководством объекта принимаются меры для планирования средств республиканского бюджета, внебюджетных источников на оснащение объекта, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта.
Перечень документов в области антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении Министерства и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии
1. Приказ о назначении ответственного лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов и замещающего лица, на время его отсутствия (с указанием функциональных обязанностей).
2. Правила об организации пропускного и внутриобъектового режимов объектов (при его наличии) и приказ руководителя объекта об их утверждении.
3. План организационных и практических мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности объектов.
4. Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
5. Инструкция (памятка) по действиям сотрудников объектов на возможные угрозы террористического характера.
6. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории объекта.
7. Список автотранспортных средств, имеющих право въезда на территории объектов (при необходимости).
8. Паспорт антитеррористической защищенности объектов.
9. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей учреждения, в случае получения информации об угрозе совершения акта терроризма, и иных чрезвычайных ситуаций.
10. Приказ о проведении практических занятий по безопасной и своевременной эвакуации персонала объектов и посетителей объектов из зданий, с графиком проведения практических и теоретических занятий, утвержденный руководителями объектов.
11. Программы, протоколы обучения персонала объектов способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
12. Договора на охрану объектов (копии лицензий организации, осуществляющей охранную деятельность), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения.
13. Инструкция, алгоритмы по действиям персонала объектов при установлении уровней террористической опасности.
14. Схема оповещения персонала и посетителей объектов при установлении уровней террористической опасности.
Перечень основных предметов, запрещенных к проносу на объекты, уязвимые в террористическом отношении Министерства и объекты, уязвимые в террористическом отношении, осуществляющие деятельность в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности, туризма и туристкой индустрии
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения.
2. Механические и аэрозольные распылители и устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества:
1) взрывчатые;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) радиоактивные;
5) едкие;
6) пиротехнические;
7) легковоспламеняющиеся.
Варианты тематик инструктажей, занятий (практических и теоретических) по вопросам антитеррористической безопасности
№ п/п | Наименование тем | Форма проведения | Контингент обучаемых |
1. | Ознакомление с требованиями о запрете разглашений информаций по порядку охраны объекта и другой информации, которая может быть использована для совершения акта терроризма | Лекция | Сотрудники объекта, впервые принятые на работу |
2. | Особенности объекта, уязвимых в террористическом отношении, возможные последствия в случае совершения на него акта терроризма | Лекция | Все сотрудники объекта |
3. | Техника осмотра помещений, выявления возможных мест закладки взрывных устройств | Лекция | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
4. | Порядок проведения мероприятий по предотвращению акта терроризма на объектах и недопущения проникновения на территорию объекта посторонних лиц | Лекция | Руководство объекта |
5. | Ответственность сотрудников в случаях совершении акта терроризма на объекте | Лекция | Все сотрудники объекта |
6. | Порядок действий сотрудников объекта при получении анонимного телефонного звонка об угрозе проведения акта терроризма | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
7. | Порядок действий сотрудников объекта при обнаружении подозрительного предмета | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
8. | Порядок действий сотрудников объекта при обнаружении вблизи объекта или на ее территории подозрительных лиц | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
9. | Порядок действий сотрудников объекта при вооруженном нападении на объект | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
10. | Порядок действий сотрудников объекта при обнаружении подозрительных почтовых отправлений | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
11. | Порядок действии сотрудников объекта при захвате заложников | Инструкторско-методические занятия | Все сотрудники объекта |
12. | Правила использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты | Практические занятия | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
13. | Порядок проведения осмотра и досмотра транспортных средств и людей на контрольно-пропускном пункте | Практические занятия | Сотрудники, привлекаемые к мероприятиям по обеспечению пропускного режима |
Алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера и при возникновении акта терроризма, способы минимизации и ликвидации его последствий
1. Действия посетителей при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности;
2) информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) информировать любым способом территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности.
3. Действия сотрудников частной охранной организации объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) выявить вооруженного злоумышленника;
2) блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте вооруженного нападения;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте;
5) обеспечить собственную безопасность.
4. Действия руководства объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) организовать мероприятие по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) обеспечить взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
5. Действия посетителей при возникновении угрозы захвата заложников:
1) защититься, избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
2) информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
6. Действия персонала объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) защититься, избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности;
2) информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
7. Действия сотрудников частной охранной организации объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) выявить вооруженных злоумышленников;
2) блокировать их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать любым способом руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте;
5) обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники);
6) при этом охране не следует покидать свой пост в соответствии с договором на оказание охранных услуг.
8. Действия руководства объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности доступным способом о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
2) организовать принятие мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) организовать взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
9. Действия посетителей и (или) персонала объекта при захвате в заложники:
1) необходимо взять себя в руки, успокоится, не паниковать, разговаривать спокойным голосом;
2) необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцирует преступников к применению физической силы или оружия;
3) выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
4) подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию;
5) не выражать внешней ненависти и пренебрежения к похитителям;
6) с самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов. Спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет;
7) не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение;
8) не бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
9) запомнить, как можно больше информации о террористах (их количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
10) постараться определить место своего нахождения (заточения);
11) при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, сообщить о произошедшем в территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности или службу охраны объекта;
12) не пренебрегать пищей, какой бы она ни была. Это поможет сохранить силы и здоровье;
13) при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую помощь;
14) главное не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать;
15) расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов для поражения преступников.
10. Действия посетителей и (или) персонала объекта при проведении сотрудниками специальных подразделений операции по освобождению заложников:
1) лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
2) не бежать навстречу сотрудникам правоохранительных органов или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;
3) держаться подальше от проемов дверей и окон;
4) не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать его, не подходить к нему, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охрану и персоналу объекта либо в правоохранительные органы;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина);
9) информирование охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице/лицах (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
10) покинуть объект и (или) укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охрану и персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
9) помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информирование охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
12) оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
13) покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
13. Действия сотрудников частной охранной организации при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охране, персоналу объекта либо в правоохранительные органы;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
9) обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информирование охраны правоохранительные и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
12) при этом охране не следует покидать свой пост в соответствии с договором на оказание охранных услуг.
14. Действия руководства при обнаружении подозрительного предмета:
1) незамедлительное информирование правоохранительные, специальные государственные органы о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
2) организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
3) организация эвакуации людей с объекта, оповещение о нештатной ситуации на объекте;
4) обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
5) организация взаимодействия персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.
15. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:
1) наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
2) подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
3) от предмета исходит характерный запах миндаля или необычный запах;
4) необычное размещение обнаруженного предмета;
5) установленные на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
16. Расстояние для удаления и (или) оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
1) граната РГД-5 – 50 метров;
2) граната Ф-1 – 200 метров;
3) тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
4) тротиловая шашка массой 400 грамм – 55 метров;
5) пивная банка 0,33 литров – 60 метров;
6) дипломат (кейс) – 230 метров;
7) дорожный чемодан – 350 метров;
8) автотранспорт класса "Жигули" – 460 метров;
9) автотранспорт класса "Волга" – 580 метров;
10) микроавтобус – 920 метров;
11) грузовой транспорт (фургон) – 1240 метров.
17. Действия персонала и посетителей при атаке с применением "террористов-смертников":
1) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
2) информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия сотрудников частной охранной организации при атаке с применением "террористов-смертников":
1) блокировать их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
2) информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
3) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
4) при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
5) обеспечить собственную безопасность;
6) при этом охране не следует покидать свой пост в соответствии с договором на оказание охранных услуг.
19. Действия руководства при атаке с применением "террористов-смертников":
1) незамедлительная передача информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
2) предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
3) обеспечение организованной эвакуации людей;
4) обеспечение собственной безопасности.
20. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, персонал, сотрудник частной охранной организации):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи;
2) голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
3) темп речи (быстрый или медленный);
4) произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
5) манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
6) обратите внимание на звуковой фон (шум автомобильного или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
7) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
8) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы: Куда, кому, по какому телефону звонит данный человек? Какие конкретные требования он выдвигает? Выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц? На каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного? Как и когда с ним можно связаться? Кому вы можете или нужно сообщить об этом звонке?
9) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством объекта решений или совершения каких-либо действий;
10) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству объекта о телефонной угрозе.
ЖУРНАЛ
учета учебных мероприятий по антитеррористической защите
(титульный лист)
________________________________
(наименование организации)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий
по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "____" ____________ 20____ г.
Дата окончания ведения журнала "____" ____________ 20____ г.
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Ф.И.О. (отчество при наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Ф.И.О. (отчество при наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ф.И.О. | плановый | Ф.И.О. | ||||
внеплановый | Ф.И.О. |
Примечание:
1) в ходе плановых инструктажей до сотрудников доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений, тренировок и экспериментов;
2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом, так и комбинированным - рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;
3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);
4) при необходимости проведения внепланового инструктажа с персоналом объекта его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись – "внеплановый", "по телефонограмме №___", "по уровню террористической опасности".
Раздел 2. Занятия
Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись лица, проводившего занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | ||||
2. |
Примечание: Темы занятий и учебные вопросы следует четко конкретизировать.
Основными отчетными документами о проведении занятий являются:
1. Журнал учета проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;
2. График проведения инструктажей антитеррористической направленности;
3. График проведения практических занятий;
4. План подготовки и проведения практических занятий;
5. Отчет о результатах проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;
6. Лекционные материалы по проведенным темам теоретических занятий.