В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О противодействии торговле людьми" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые Правила перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи и предоставления специальных социальных услуг.
2. Департаменту по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан уведомление Юридического департамента Министерства внутренних дел Республики Казахстан об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 1) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан и вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
__________ С. Жакупова |
Министр внутренних дел Республики Казахстан |
__________ Е. Саденов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры
и информации
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждены совместным приказом Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 октября 2024 года № 406 и Министр внутренних дел Республики Казахстан от 22 октября 2024 года № 844 |
Правила перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи и предоставления специальных социальных услуг
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи и предоставления специальных социальных услуг (далее – Правила перенаправления) разработаны в соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан "О противодействии торговле людьми" (далее -Закон) и определяют систему сотрудничества, в рамках которой субъекты противодействия торговле людьми в пределах своей компетенции участвуют в выявлении, перенаправлении, защите и оказании помощи жертвам торговли людьми, в том числе потенциальным, для обеспечения всесторонней и доступной системы поддержки жертвам торговли людьми.
2. В настоящих Правилах перенаправления используются следующие основные понятия:
1) субъекты противодействия торговле людьми – уполномоченные государственные органы, иные государственные органы, организации здравоохранения и образования, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы, некоммерческие организации, физические или юридические лица, осуществляющие туристскую деятельность, а также оказывающие трудовое посредничество, международные организации, аккредитованные на территории Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми;
2) субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги жертвам торговли людьми, (далее – субъекты ССУ) – юридические лица, занятые в государственном и негосударственном секторах по предоставлению специальных социальных услуг и финансируемые из бюджетных средств;
3) жертва торговли людьми – лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми;
4) идентификация жертвы торговли людьми – процедура признания лица жертвой торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) потенциальная жертва торговли людьми – лицо, находящееся в уязвимом положении вследствие материальной, психологической или иной зависимости, несовершеннолетия или пожилого возраста, сиротства или отсутствия родительского попечения, инвалидности, психического и иного заболевания, злоупотребления психоактивными веществами, безработицы, бездомности (лица без определенного места жительства), неурегулированного правового статуса, создающем условия к совершению в отношении него преступлений, связанных с торговлей людьми, а также предполагаемая (возможная) жертва торговли людьми до прохождения идентификации в качестве жертвы торговли людьми;
3. Координацию работы субъектов противодействия торговле людьми по Правилам перенаправления осуществляют органы внутренних дел (далее – МВД) и центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения (далее – МТСЗН) в соответствии с Законом (далее – уполномоченные государственные органы).
Глава 2. Порядок сотрудничества субъектов противодействия торговле людьми в выявлении, перенаправлении, защите и оказании помощи потенциальным жертвам торговли людьми
4. К субъектам, участвующим в выявлении и перенаправлении жертв торговли людьми, в том числе потенциальных жертв торговли людьми (далее – субъекты Правил перенаправления), в соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона относятся:
1) органы внутренних дел;
2) центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения;
3) уполномоченный орган в области здравоохранения;
4) уполномоченный орган в области образования;
5) уполномоченный орган в сфере внешней политики, включая загранучреждения Республики Казахстан;
6) центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности;
7) уполномоченный орган в области масс-медиа;
8) Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
9) организации здравоохранения;
10) организации образования;
11) местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы;
12) некоммерческие организации;
13) физические и юридические лица, осуществляющие туристическую деятельность;
14) физические и юридические лица, оказывающие трудовое посредничество;
15) субъекты ССУ;
16) мобильные группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении";
17) иные государственные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми.
5. Выявление потенциальной жертвы торговли людьми (при самообращении, поступлении информации, публикации в СМИ) осуществляется субъектами Правил перенаправления по индикаторам торговли людьми согласно приложению 1 к настоящим Правилам перенаправления.
6. Субъект Правил перенаправления, выявивший потенциальную жертву торговли людьми, предлагает ей содействие в перенаправлении для идентификации с целью оказания ей помощи и предоставления специальных социальных услуг.
7. Обязательным условием при перенаправлении потенциальной жертвы торговли людьми является наличие ее информированного согласия.
8. Взаимодействие (коммуникация/общение) с выявленной потенциальной жертвой торговли людьми осуществляется в безопасном для нее месте, с учетом ее мнения по выбору пола взаимодействующего лица (при наличии одного пола с потенциальной жертвой торговли людьми) для получения информированного согласия.
9. После получения информированного согласия потенциальной жертвы торговли людьми субъект Правил перенаправления, выявивший потенциальную жертву торговли людьми:
1) незамедлительно устно посредством телефонного звонка или сообщения обеспечивает информирование субъекта ССУ, органы внутренних дел (подразделение по борьбе с торговлей людьми) или местный исполнительный орган района, города областного, республиканского значения, столицы в сфере социальной защиты и занятости населения о выявлении потенциальной жертвы торговли людьми;
2) проявляет внимание к неотложным практическим потребностям потенциальной жертвы торговли людьми, включая содействие в визуальном обследовании ее состояния здоровья, вызове скорой медицинской помощи, предоставлении воды, вещей первой необходимости.
10. Субъекты ССУ, органы внутренних дел (подразделения по борьбе с торговлей людьми) или местный исполнительный орган района, города областного, республиканского значения, столицы в сфере социальной защиты и занятости населения, получив информацию о потенциальной жертве торговли людьми, принимают меры по ее идентификации, оказанию помощи и предоставлению специальных социальных услуг.
11. Безопасное перемещение потенциальной жертвы торговли людьми с целью ее идентификации, оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг обеспечивают субъекты, проводящие идентификацию, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона.
12. В случае невозможности обеспечить незамедлительное безопасное перемещение потенциальной жертвы торговли людьми с целью ее идентификации, оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг, местный исполнительный орган района, города областного, республиканского значения, столицы в сфере социальной защиты и занятости населения обеспечивает безопасное место (транспорт, жилье, еду) до ее идентификации, но не более трех суток.
При истечении указанного периода потенциальная жертва торговли людьми направляется в субъекты ССУ.
13. В случае отказа потенциальной жертвы торговли людьми от помощи субъект Правил перенаправления, выявивший потенциальную жертву торговли людьми, предоставляет потенциальной жертве торговли людьми информационную карточку согласно приложению 2 к настоящим Правилам перенаправления.
14. Если при выявлении потенциальной жертвы торговли людьми, возраст точно не определен и есть основания полагать, что она является несовершеннолетним лицом, то действует презумпция, согласно которой это лицо считается несовершеннолетним и подлежит соответствующему обращению до выяснения его возраста.
15. Взаимодействие (коммуникация/общение) с выявленной потенциальной несовершеннолетней жертвой торговли людьми (далее – несовершеннолетнее лицо) осуществляется в безопасном для нее месте, с учетом ее мнения по выбору пола взаимодействующего лица (при наличии одного пола с несовершеннолетним лицом) для оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг.
16. Субъект Правил перенаправления, выявивший несовершеннолетнее лицо:
1) незамедлительно устно посредством телефонного звонка или сообщения информирует органы внутренних дел (подразделение по борьбе с торговлей людьми или ювенальная полиция) или органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству;
2) проинформирует несовершеннолетнее лицо о его перенаправлении для оказания ему/ей помощи и специальных социальных услуг. Коммуникация с несовершеннолетним лицом должна соответствовать его возрасту и развитию с соблюдением принципа наилучших интересов ребенка;
3) не оставляет несовершеннолетнее лицо без присмотра и ответственно за передачу несовершеннолетнего лица в органы внутренних дел (подразделение по борьбе с торговлей людьми или ювенальная полиция) или органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству;
4) содействует обеспечению безопасности несовершеннолетнего лица, проявляет внимание к неотложным его практическим потребностям и визуальному обследованию его состояния здоровья, включая вызов скорой медицинской помощи, предоставление воды, вещей первой необходимости.
17. Безопасное перемещение несовершеннолетнего лица с целью его идентификации, оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг обеспечивают субъекты, проводящие идентификацию.
18. В случае невозможности обеспечить незамедлительное безопасное перемещение несовершеннолетнего лица с целью его идентификации, оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг, органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству обеспечивают безопасное место (транспорт, жилье, еду) до его идентификации, но не более трех суток.
При истечении указанного периода несовершеннолетнее лицо направляется в Центр поддержки детей.
19. Субъект, которому было передано несовершеннолетнее лицо, до процедуры его идентификации, выясняет обстоятельства и принимает решение о сообщении его законным представителям.
20. Субъекты Правил перенаправления, участвующие в выявлении и перенаправлении жертв торговли людьми, в том числе потенциальных жертв торговли людьми, информируют органы внутренних дел (подразделение по борьбе с торговлей людьми) о ставших известными им фактах готовящихся либо совершенных преступлений, связанных с торговлей людьми.
21. Загранучреждения Республики Казахстан в сотрудничестве с органами внутренних дел выдают в кратчайшие сроки свидетельства на возвращение в Республику Казахстан и обеспечивают возвращение граждан Республики Казахстан, в том числе несовершеннолетних лиц, беженцев, признанных Республикой Казахстан, и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, ставших жертвами торговли людьми, в соответствии со статьей 19 Закона.
22. Если потенциальная жертва торговли людьми, выявленная за границей, изъявляет желание и дает информированное согласие на идентификацию и перенаправление для оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг, загранучреждения Республики Казахстан в сотрудничестве с местным исполнительным органом района, города областного, республиканского значения, столицы в сфере социальной защиты и занятости населения обеспечивают перенаправление в субъекты ССУ.
23. Если потенциальной жертвой торговли людьми, выявленной за границей, является несовершеннолетнее лицо, в том числе находящееся без сопровождения, загранучреждения Республики Казахстан в сотрудничестве с Комитетом по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан или органами, осуществляющими функции по опеке или попечительству, иностранного государства обеспечивают перенаправление в Центр поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах (далее – Центр поддержки детей) согласно подпункту 5) пункта 29 Типовых правил деятельности организаций образования для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29329).
24. Идентификация потенциальной жертвы торговли людьми проводится в соответствии с Критериями оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, утвержденных совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 528, Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 июля 2023 года № 123, Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 271 и Министра просвещения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 190 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33002) (далее – Критерии).
25. Идентификацию потенциальной жертвы торговли людьми проводят органы внутренних дел совместно с местным исполнительным органом районов, городов областного, республиканского значения, столицы, определяющим направление в сфере социальной защиты и занятости населения, субъектом ССУ, некоммерческой организацией.
26. До проведения идентификации субъекту, проводящему идентификацию, необходимо убедиться, что потенциальная жертва торговли людьми:
1) находится в условиях, при которых ей гарантирована безопасность и конфиденциальность;
2) не нуждается в скорой медицинской помощи, включая психологическую помощь и помощь в случае употребления психоактивных веществ;
3) не нуждается в неотложных потребностях, включая воду, гигиенические средства и вещи первой необходимости.
27. В случае, если потенциальная жертва торговли людьми нуждается в помощи, то субъект, проводящий идентификацию:
1) незамедлительно вызывает скорую медицинскую помощь;
2) содействует в удовлетворении неотложных потребностей потенциальной жертвы торговли людьми, включая воду, гигиенические средства и вещи первой необходимости.
28. В процессе идентификации потенциальных жертв торговли людьми субъекты, проводящие идентификацию, соблюдают принципы недопустимости дискриминации, в том числе по вопросам гендерного подхода и интересов детей, обеспечения их безопасности и оказания им помощи, а также обеспечения конфиденциальности информации о лице и сведений, которые позволяют установить их статус.
29. Идентификация проводится независимо от наличия факта возбуждения уголовного производства по поводу совершенных действий.
30. Идентификация потенциальной жертвы торговли людьми не проводится в случае, если по факту начато досудебное расследование и лицо признано потерпевшим.
31. Субъекты, проводящие идентификацию потенциальной жертвы торговли людьми, обеспечивают конфиденциальность собранной информации о ней и сведений, которые позволяют установить статус жертвы торговли людьми.
32. В случае если лицо идентифицировано жертвой торговли людьми, субъект, проводящий идентификацию, информирует его о правах и обязанностях, защите и помощи, оказываемой субъектами противодействия торговле людьми в соответствии со статьей 17 Закона и субъектами ССУ в соответствии со Стандартом оказания специальных социальных услуг жертвам торговли людьми в области социальной защиты населения, утвержденным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32941) (далее – Стандарт ССУ в области социальной защиты населения).
33. Если потенциальная жертва торговли людьми не признана жертвой торговли людьми или отказалась от прохождения идентификации, то она перенаправляется по месту жительства с предварительным разъяснением ей прав и законных интересов в случае наступления угрозы совершения факта торговли людьми и предоставлением информационной карточки согласно приложению 2 к настоящим Правилам перенаправления.
34. Потенциальная жертва торговли людьми вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта, о непризнании ее жертвой торговли людьми в административном (досудебном) порядке.
35. Если иное не предусмотрено законом, обращение потенциальной жертвы торговли людьми в суд допускается после обжалования в досудебном порядке.
В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица.
36. Если потенциальной жертвой торговли людьми является несовершеннолетнее лицо, находящееся без сопровождения, то субъекты, проводящие идентификацию несовершеннолетнего лица, незамедлительно информируют органы внутренних дел (подразделение по борьбе с торговлей людьми или ювенальная полиция) или органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, по месту их нахождения.
37. До выбора формы устройства несовершеннолетнего лица на воспитание, исполнение обязанностей его законного представителя временно возлагается на органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству, по месту нахождения несовершеннолетнего лица.
38. В случае если несовершеннолетнее лицо идентифицировано жертвой торговли людьми, Центр поддержки детей информирует его о правах и обязанностях, защите и помощи, оказываемой субъектами противодействия торговле людьми в соответствии со статьей 17 Закона и Центром поддержки детей в соответствии со Стандартом оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 12 июня 2023 года № 165 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32760).
39. В случае, если субъектом, проводящим идентификацию, являются только органы внутренних дел и (или) только некоммерческая организация, то в течение одного рабочего дня данный субъект обеспечивает перенаправление жертвы торговли людьми в субъекты ССУ, включая ее транспортировку и сопровождение с приложением листа оценки, ее заявления на предоставление специальных социальных услуг, отчета по форме согласно приложению 2 к Критериям, а при идентификации несовершеннолетнего лица – в Центр поддержки детей с приложением вышеперечисленных документов в настоящем пункте Правил перенаправления.
Глава 3. Порядок оказания помощи и предоставления специальных социальных услуг жертвам торговли людьми
40. Оказание помощи и предоставление специальных социальных услуг жертвам торговли людьми осуществляется в соответствии со Стандартом ССУ в области социальной защиты населения.
41. Субъекты ССУ на протяжении всего процесса оказания специальных социальных услуг обеспечивают социальное сопровождение жертвы торговли людьми с момента выявления и до момента завершения специальных социальных услуг.
42. В случае если жертва торговли людьми является лицом с инвалидностью, то субъект ССУ обеспечивает соблюдение статьи 16 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Законом Республики Казахстан "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
43. После завершения оказания специальных социальных услуг, если жертва торговли людьми является гражданином Республики Казахстан, и нуждается в дальнейшей социальной интеграции, то субъект ССУ:
1) перенаправляет ее в Центр поддержки семьи для оказания социальной, юридической и психологической поддержки лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с подпунктом 3) пункта 6 Правил осуществления деятельности Центров поддержки семьи, утвержденных приказом Министра культуры и информации Республики Казахстан от 14 июня 2024 года № 256-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 34499);
2) содействует в ее трудоустройстве в целях профилактики фактов повторной виктимизации.
44. После оказания завершения специальных социальных услуг, если несовершеннолетнее лицо является гражданином Республики Казахстан, и нуждается в дальнейшей социальной интеграции, то субъект ССУ:
1) перенаправляет его в Центр поддержки семьи для оказания социальной, юридической и психологической поддержки лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с подпунктом 3) пункта 6 Правил осуществления деятельности Центров поддержки семьи, утвержденных приказом Министра культуры и информации Республики Казахстан от 14 июня 2024 года №256-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 34499);
2) на основании проведенной оценки наилучших интересов ребенка содействует ее возвращению в семью либо определяют в организацию, осуществляющую функции по защите прав ребенка, в соответствии с Правилами осуществления функций государства по опеке и попечительству, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 382.
45. В ходе досудебного расследования, лиц, признанных потерпевшими по преступлениям, связанным с торговлей людьми, предусмотренным статьями 116, 125 (пунктом 2) части третьей), 126 (пунктом 2) части третьей), 128, 134, 135, 308 и 309 Уголовного кодекса Республики Казахстан органы внутренних дел информируют о правах и обязанностях, защите и помощи, оказываемой субъектами противодействия торговле людьми в соответствии со статьей 17 Закона и субъектами ССУ в соответствии со Стандартом ССУ в области социальной защиты населения.
Приложение 1 к Правилам перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи и предоставления специальных социальных услуг |
ИНДИКАТОРЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Комбинация трех элементов помогает определить потенциальную жертву торговли людьми:
1) группа риска;
2) место, где можно выявить потенциальную жертву торговли людьми;
3) признаки торговли людьми
Группы риска (Кто?): | Место, где можно выявить потенциальную жертву торговли людьми (Где?): | Признаки (Как?): | |
Общие признаки торговли людьми | Специфические признаки различных форм торговли людьми | ||
1. Совершеннолетние лица: |
1. Потенциальные жертвы торговли людьми, в том числе несовершеннолетние, могут эксплуатироваться в следующих местах, но не ограничиваться: |
1. Общие поведенческие признаки для выявления потенциальной жертвы торговли людьми, могут включать, но не ограничиваться: |
1. Поведенческие признаки для выявления потенциальной жертвы торговли людьми при трудовой эксплуатации, могут включать, но не ограничиваться: |
Приложение 2 к Правилам перенаправления жертв торговли людьми для оказания им помощи и предоставления специальных социальных услуг |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА
1. В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан "О противодействии торговле людьми" лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми, имеет право:
1) получать информацию о правах и обязанностях, защите и помощи, оказываемой субъектами противодействия торговле людьми и субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги жертвам торговли людьми;
2) на соблюдение конфиденциальности персональных данных и их защиту в соответствии с Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите";
3) обращаться за получением специальных социальных услуг;
4) в качестве лица (семьи), нуждающегося (нуждающейся) в специальных социальных услугах, обращаться за социальной помощью, предоставляемой по решениям местных представительных органов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) получать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи согласно перечню медицинских услуг, определяемому уполномоченным органом в области здравоохранения;
6) получать гарантированную государством юридическую помощь в виде правового консультирования, а также принимать комплексную социальную юридическую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
7) на государственную защиту при признании органом, обеспечивающим безопасность защищаемых лиц, лицом, подлежащим государственной защите в ходе уголовного процесса, в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе";
8) на участие педагога и (или) психолога при допросе несовершеннолетнего лица в качестве свидетеля или потерпевшего в рамках досудебного расследования и рассмотрения уголовного дела в суде;
9) получать компенсацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;
10) получать содействие в организации доступа к представительствам и консульствам страны происхождения (страны гражданства);
11) на временное проживание на территории Республики Казахстан для получения иностранцем или лицом без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан, гарантированного объема специальных социальных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите;
12) на принятие решения об обращении в правоохранительные органы и о сотрудничестве с ними в течение периода предоставления ему специальных социальных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите, но не менее тридцати календарных дней, как иммигранта, выявленного и идентифицированного в качестве жертвы торговли людьми на территории Республики Казахстан;
13) обращаться в органы внутренних дел для получения визы на выезд из Республики Казахстан в страну гражданства иностранца или постоянного проживания лица без гражданства в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;
14) на осуществление трудовой деятельности без разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы до завершения производства по конкретному уголовному делу, связанному с торговлей людьми, в соответствии с законами Республики Казахстан;
15) в качестве лица, ищущего убежище, обращаться за присвоением статуса беженца либо лица без гражданства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
16) обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
17) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми, обязано:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о противодействии торговле людьми;
2) при взаимодействии с субъектами противодействия торговле людьми для защиты и получения помощи предоставлять полную и достоверную информацию о себе с учетом психологического состояния и состояния здоровья.
В случае, если Вы стали столкнулись с преступлениями, связанными с торговлей людьми просим позвонить в полицию на номер 102 или телефон доверия по борьбе с торговлей людьми "116 16" либо обратиться в ближайший полицейский участок.