Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ "Об утверждении Правил сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12720) следующие изменения и дополнения:
в Правилах сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденных указанным нормативным постановлением:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) апелляция – письменное обращение кандидата по итогам квалификационного экзамена о пересмотре принятого решения;
2) апелляционная комиссия – комиссия, создаваемая для рассмотрения апелляций кандидатов;
3) квалификационный экзамен – процедура выполнения кандидатом экзаменационного модуля по дисциплинам сертификации;
4) организация по подтверждению знаний – организация, которая проводит обучение кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;
5) экзаменационный модуль – объем заданий, состоящий из тестовых вопросов и ситуационных задач в форме тестов;
6) кандидат – гражданин Республики Казахстан, претендующий на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня;
7) подтверждение знаний кандидата – оценка уровня знаний кандидата посредством сдачи квалификационного экзамена в офлайн режиме;
8) наблюдатели – лица, осуществляющие наблюдение за процессом проведения квалификационного экзамена;
9) Национальная комиссия по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора (далее – Национальная комиссия) – консультативно-совещательный орган, который определяет профессиональные, деловые качества лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня;
10) сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора (далее – сертификация) – процедура присвоения кандидату квалификации государственного аудитора соответствующего уровня, посредством подтверждения знаний и собеседования в Национальной комиссии;
11) сертификат государственного аудитора – документ установленного образца, выдаваемый на электронном и бумажном носителях Национальной комиссией, имеющий специальную степень защиты, подтверждающий присвоение кандидату квалификации государственного аудитора соответствующего уровня;
12) Рабочий орган Национальной комиссии (далее – Рабочий орган) – Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата), деятельность которого определяется Положением о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 21 декабря 2015 года № 23-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12680) (далее – Положение о Национальной комиссии);
13) абонентское устройство сотовой связи – средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи, не имеющее постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающее в сетях сотовой связи;
14) веб-портал "электронного правительства" – информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме.";
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Квалификационный экзамен состоит из тестовых вопросов и ситуационных задач в форме тестов.
Квалификационный экзамен по желанию кандидата проводится на государственном или русском языках.
7. График проведения квалификационных экзаменов по дисциплинам на календарный год определяется Центром по согласованию с Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом.";
пункты 13, 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"13. Перечень типовых тестовых вопросов и ситуационных задач в форме тестов разрабатываются Центром по согласованию с Высшей аудиторской палатой, уполномоченным органом и размещаются на интернет-ресурсе Центра.
14. Кандидаты, имеющие национальные и (или) международные профессиональные квалификации в области бухгалтерского учета и аудита, работающие по направлениям соответствующих сертификатов, освобождаются от сдачи отдельных экзаменов по дисциплинам сертификации. Освобождение осуществляется по решению Рабочего органа, на основании представленных Центром подтверждающих документов, из соответствующих организаций, выдавших национальные и (или) международные профессиональные сертификаты в следующем порядке:
1) кандидаты освобождаются от сдачи экзаменов по дисциплинам "Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в квазигосударственном секторе в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" и "Аудит финансовой отчетности", при наличии одной из следующих квалификаций:
"аудитор";
АССА (Association of Chartered Certified Accountants) (Ассоциация сертифицированных присяжных бухгалтеров);
АСА (Associated Chartered Accountant) (Ассоциированный дипломированный бухгалтер);
2) кандидаты освобождаются от сдачи экзамена по дисциплине "Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в квазигосударственном секторе в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", при наличии одной из следующих квалификаций:
"профессиональный бухгалтер";
DipIFR (Diploma in International Financial Reporting) (Диплом по международной финансовой отчетности);
3) кандидаты освобождаются от сдачи экзаменов по дисциплинам "Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в государственных учреждениях в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора" и "Аудит финансовой отчетности", при наличии одной из следующих квалификаций:
CIPFA (The Chartered Institute of Public Finance and Accountancy) (Диплом по международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора);
CIPFA public auditor (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy Public Auditor) (Дипломированный институт государственных финансов и бухгалтерского учета государственный аудитор) c CIPFA DipIPSAS (Diploma in international public sector accounting standards) (Диплом по международным стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе);
4) кандидаты освобождаются от сдачи экзамена по дисциплине "Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в государственных учреждениях в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора", при наличии квалификации IPSAS АССА (Certificate in International Public Sector Accounting Standards) (Сертификат по международным стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе).
15. Центр организует квалификационный экзамен по экзаменационным модулям, согласованным в месячный срок с Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом со дня их поступления.
Экзаменационные модули, содержащие тестовые вопросы и ситуационные задачи в форме тестов, разрабатываются на государственном и русском языках, с учетом действующего законодательства, международных стандартов финансовой отчетности, стандартов государственного аудита и финансового контроля и подлежат обновлению 2 (два) раза в год.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. При прохождении квалификационного экзамена кандидату не допускается:
- заносить в помещение для проведения квалификационного экзамена электронные устройства (в том числе мобильные телефоны и иные электронные оборудования). Такие устройства на время проведения квалификационного экзамена помещаются на хранение в специальные шкафы с ячейками;
- разговаривать с другими лицами, обмениваться материалами;
- выносить из помещения для проведения квалификационного экзамена информацию на бумажных и электронных носителях, покидать помещение без сопровождения наблюдателей.
При нарушении кандидатом требований настоящего пункта экзаменационный процесс кандидата приостанавливается с последующим удалением его из помещения, а имеющиеся промежуточные результаты квалификационного экзамена аннулируются. Наблюдателями составляется акт о нарушении процедуры квалификационного экзамена по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
В состав наблюдателей входят: два представителя от Высшей аудиторской палаты, один представитель от уполномоченного органа, один представитель от Центра.";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. При проведении квалификационного экзамена представители Высшей аудиторской палаты и уполномоченного органа присутствуют на всех этапах квалификационного экзамена.";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Продолжительность квалификационного экзамена по каждой дисциплине сертификации составляет не более двух часов (120 минут).";
пункты 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"24. Квалификационный экзамен кандидата по каждой дисциплине считается пройденным, если количество правильных ответов составляет не менее семидесяти (70) процентов из ста (100) возможных по тестовым заданиям.
25. Результаты тестирования оформляются ведомостью и подписываются в течение 2 (двух) рабочих дней представителями Центра.";
пункт 26 исключить;
пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. Для рассмотрения заявлений кандидатов, несогласных с итогами квалификационного экзамена, Центром создается апелляционная комиссия в составе не менее трех членов, являющихся экспертами в соответствующих сферах специализации (дисциплины) сертификации по согласованию с Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом.";
пункт 40 изложить в следующей редакции:
"40. Для собеседования в Национальной комиссии на присвоение квалификации государственного аудитора допускается кандидат, имеющий опыт работы не менее 3 (трех) лет в:
системе органов государственного аудита и финансового контроля по направлениям, связанным с проведением аудита (аналитическое, методологическое, контроль качества, юридическое сопровождение);
и (или) в экономической, финансовой сферах, связанных с осуществлением, бухгалтерского учета, бюджетного учета, налогового администрирования, прогнозирования, планирования и исполнения бюджета, государственных финансов, государственных закупок, а также в аудиторской деятельности;
и (или) в правовой сфере, связанной с разработкой и (или) юридической экспертизой нормативных правовых актов;
и (или) в международных организациях в области аудита;
и (или) не менее 2 (двух) лет внутренним государственным аудитором или ассистентом государственного аудитора.";
заголовок параграфа 3 изложить в следующей редакции:
"Параграф 3. Порядок оказания государственной услуги. Порядок представления документов для получения государственной услуги";
пункты 43 и 44 изложить в следующей редакции:
"43. Для получения государственной услуги кандидат на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня (далее – услугополучатель) направляет через веб-портал "электронного правительства" документы, указанные в пункте 9 Перечня.
44. Услугодатель в день поступления документов и сведений осуществляет их прием и регистрацию.
При обращении услугополучателем после окончания рабочего времени, в выходные и/или праздничные дни, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется на следующий рабочий день.
В течение 2 (двух) рабочих дней документы отписываются ответственному сотруднику структурного подразделения.";
после пункта 44 дополнить заголовком параграфа 3-1 следующего содержания:
"Параграф 3-1. Порядок рассмотрения документов услугополучателя";
пункт 45 исключить;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
"46. Услугодатель организует проверку представленных документов услугополучателя на:
1) соответствие услугополучателя требованиям, установленным пунктами 38 и 40 настоящих Правил;
2) полноту, достоверность и корректность оформления документов согласно пунктам 41 и 43 настоящих Правил;
3) соблюдение требований, указанных в пункте 60 настоящих Правил, для лиц, подающих документы повторно.
При наличии оснований для отказа в оказании государственной услуги, предусмотренных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 8) и 9) пункта 10 Перечня, услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени, дате и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению согласно статье 73 Кодекса.
По результатам рассмотрения принимается решение о допуске к собеседованию, либо мотивированном отказе в допуске к собеседованию в Национальной комиссии.
Отказ в оказании государственной услуги по указанным в настоящем пункте основаниям не влечет запрета на повторную подачу документов для получения государственной услуги.";
пункты 51 и 52 изложить в следующей редакции:
"51. В случае соответствия услугополучателя требованиям, установленным в пунктах 38, 40, 41, 43 и 60 настоящих Правил и пункту 9 Перечня, услугополучатель допускается к собеседованию в Национальной комиссии и услугодатель в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня регистрации заявления направляет ему уведомление о допуске к собеседованию в Национальной комиссии посредством зарегистрированного на веб-портале "электронного правительства" абонентского устройства сотовой связи пользователя путем отправления короткого текстового сообщения.
52. Очередность услугополучателей определяется исходя из даты и номера регистрации их заявлений в информационной системе.";
после пункта 52 дополнить заголовком параграфа 3-2 следующего содержания:
"Параграф 3-2. Собеседование в Национальной комиссии";
дополнить пунктом 52-1 следующего содержания:
"52-1. Заседания Национальной комиссии проводятся не реже 1 (одного) раза в квартал, согласно Положению о Национальной комиссии.";
пункт 53 изложить в следующей редакции:
"53. Услугодатель не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до дня проведения собеседования размещает список лиц, допущенных к собеседованию, с указанием места, даты и времени проведения собеседования, на его интернет-ресурсе и направляет услугополучателю в "личный кабинет" через веб-портал "электронного правительства" уведомление о приглашении на заседание Национальной комиссии, а также готовит заключение по каждому услугополучателю на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.";
после пункта 60 дополнить заголовком параграфа 3-3 следующего содержания:
"Параграф 3-3. Порядок обжалования результата оказания государственной услуги";
пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62. Сертификат государственного аудитора соответствующего уровня на бумажном носителе выдается по журналу учета выдачи сертификатов государственного аудитора соответствующего уровня по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам, лично услугополучателю, либо его представителю по доверенности.
Координация, хранение, учет и использование бланка сертификата государственного аудитора соответствующего уровня осуществляется структурным подразделением услугодателя, ответственным за обеспечение деятельности Национальной комиссии.";
пункт 63 исключить;
пункт 64 изложить в следующей редакции:
"64. При утере, порче сертификата государственного аудитора соответствующего уровня на бумажном носителе, не имеющего электронной версии, услугополучатель направляет заявление услугодателю о получении его дубликата через канцелярию услугодателя, которое регистрируется в информационной системе электронного документооборота в день поступления документов.
Услугодатель со дня выдачи дубликата сертификата государственного аудитора соответствующего уровня в течение 5 (пяти) рабочих дней размещает информацию о недействительности утерянных, испорченных, поврежденных сертификатах на своем интернет-ресурсе.";
приложения 1 и 4 изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему нормативному постановлению;
приложение 6 исключить;
приложение 6-1 изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему нормативному постановлению.
2. Департаменту планирования и сертификации аппарата Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.
3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.
4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан |
А. Смаилов |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу допустить к сдаче квалификационного экзамена по подтверждению знаний на квалификацию государственного аудитора.
Домашний адрес, номер рабочего/домашнего и мобильного телефонов:
__________________________________________________________________________
Адрес электронной почты: _____________________________________________
Удостоверение личности или электронный документ из сервиса цифровых документов.
С Правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, ознакомлен (а) и согласен (а).
Дата заполнения: "______" _______________ 20___г.__________________
(подпись)
ТОО "Центр исследований, анализа и оценки эффективности" Документ о подтверждении знаний кандидата, претендующего на присвоение квалификации государственного аудитора
Зарегистрирован в электронной базе данных за № ___ от "___" ______________ 20__ года
Настоящий документ подтверждает, о________________________________
____________________________________________________________ получил(-а)
(фамилия, имя и отчество (при его наличии) кандидата) (далее – Ф.И.О.)
положительный результат по следующим дисциплинам сертификации:
№ | Наименование квалификационного экзамена | Результат (балл) |
1. | Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в государственных учреждениях в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора | |
2. | Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в квазигосударственном секторе в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности | |
3. | Аудит финансовой отчетности | |
4 | Аудит соответствия | |
5 | Аудит эффективности |
Срок действия документа "____" ________20___года
Руководитель _________________________________________________________
(Ф.И.О. при наличии) (подпись)
Место печати
(при наличии)
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Выдача сертификата государственного аудитора"
1 | Наименование государственной услуги | Выдача сертификата государственного аудитора |
2 | Наименование услугодателя | Высшая аудиторская палата Республики Казахстан |
3 | способы предоставления государственной услуги | Веб-портал "электронного правительства" (ww.egov.kz), через канцелярию услугодателя при выдаче дубликата |
4 | срок оказания государственной услуги | В течение 6 (шести) месяцев |
5 | форма оказания государственной услуги | электронная (частично автоматизированная), бумажная |
6 | результат оказания государственной услуги | Выдача сертификата государственного аудитора или мотивированный отказ в оказании государственной услуги |
7 | размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан | Бесплатно |
8 | график работы услугодателя |
График работы: |
9 | перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги |
1) заявление с указанием квалификации государственного аудитора соответствующего уровня, на которую претендует услугополучатель формируется автоматически, по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам; |
10 | основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан |
1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них; |
11 | иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги | Адрес места оказания государственной услуги размещен на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан – www.esep.gov.kz, раздел "Государственные услуги". Место оказания государственной услуги: город Астана, проспект Мәңгілік Ел 8, подъезд 10. |