Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 20.07.2009 № 348 .
1. Утвердить Положение о мастере производственного обучения профессионально-технических учебных заведений Республики Казахстан.
2. Считать утратившим силу Приказ Госпрофобразования СССР от 5
марта 1988 г., N 42 "Об утверждении Положения о мастере производственного обучения профессионально-технического училища Госпрофобразования СССР".
3. Настоящий приказ подлежит включению в Перечень действующих
актов Министерства образования Республики Казахстан.
Министр
Вносит: Согласовано:
Главное учебно-методическое Заместитель министра
управление "24" февраля 1994 г.
профтехобразования Юридический отдел
22 февраля 1994 г.
"___" февраль 1994 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о мастере производственного обучения
профессионально-технического учебного
заведения Республики Казахстан
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Мастер производственного обучения
профессионально-технического учебного заведения (далее мастер) является основным организатором производственного обучения учащихся.
Главная задача мастера - обеспечить подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и мастерством, современными экономическими знаниями, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в общественной жизни трудового коллектива.
Он непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ, развитие у учащихся умений творчески применять полученные знания, обеспечивает соблюдение ими правил и норм по охране труда на закрепленном участке работы, воспитание у учащихся осознанного отношения к учебе, любви к избранной профессии, уважения к труду и людям труда.
2. Мастер назначается приказом руководителя профессионально-технического учебного заведения, как правило, из числа высококвалифицированных рабочих, а также специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование и рабочую квалификацию, как минимум на разряд (класс, категорию) выше установленного выпускникам профессионально-технического учебного заведения по соответствующим профессиям. Мастер по вождению транспортных средств должен также иметь трехлетний стаж работы по соответствующей категории автотранспортных средств и свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению по утвержденным программам. Мастер, не имеющий педагогического образования, проходит в течении первого года работы подготовку на курсах повышения квалификации и сдает зачет по основам педагогики, психологии и методики производственного обучения.
3. В зависимости от конкретных условий мастер может закрепляться за учебной группой или учебной мастерской, лабораторией, участком, группой цехов предприятия, полигоном, учебным хозяйством (далее мастер мастерской) для обучения групп переменного состава учащихся по соответствующим видам работ и разделам программ.
Производственное обучение и практику учащихся мастер проводит согласно учебному плану и расписанию занятий. Учебные занятия в мастерских, на полигонах и производстве проводятся, как правило, в учебных группах (бригадах) численностью по 12-15 человек, а в специальных профессионально-технических учебных заведениях - 10 человек.
4. В соответствии с трудовым законодательством нормированная продолжительность рабочего времени мастера составляет 41 час в неделю, в которые включаются: подготовка учебно-материальной базы обучения, комплексное методическое обеспечение, личная подготовка и проведение занятий по производственному обучению, организация производства полезной продукции, выполнение учащимися различных видов работ, в том числе и во внеучебное время.
Учебная нагрузка мастера непосредственно по производственному обучению учащихся определяется учебными планами и программами с учетом проведения занятий в параллельных по профессии группах.
5. Администрация профессионально-технического учебного заведения может разрешить мастеру, в установленном порядке, за дополнительную оплату руководить методической комиссией, вести кружки, заведовать учебным кабинетом (мастерскими, лабораторией), а также выполнять работу по совмещению обучения в других группах (по профессии), участвовать во внеучебное время в работе хозрасчетных подразделений, выпуске полезной продукции. Мастеру с высшим или средним специальным образованием может быть разрешено вести преподавательскую работу.
6. По итогам аттестации, с учетом результатов работы и личного вклада в совершенствование учебно-воспитательного процесса, ему может быть присвоено звание: "Мастер высшей категории", "Мастер производственного обучения I категории", "Мастер производственного обучения II категории", а также в установленном порядке звание "Казакстанын енбек сiнiрген-кызыметкерi" и другие звания.
II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МАСТЕРА
7. В соответствии с требованиями повышения эффективности современного производства мастер формирует у учащихся профессиональные знания, рыночную психологию, навыки и умения, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой производственного обучения.
Несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ производственного обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, выполнение соответствующих работ в производстве товарной продукции.
8. Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживанию и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, выполнение ими норм времени и выработки плана производственного обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции.
9. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности производственного обучения, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к урокам, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Готовит технологическую документацию, чертежи, эскизы, эталоны и т.д.
Активно участвует в методической работе, проводимой в училище.
10. Обеспечивает в соответствии с договорами с государственными и негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами своевременную расстановку учащихся по самостоятельным рабочим местам, с учетом результатов поэтапной аттестации, включение их в состав лучших производственных бригад и звеньев под руководством передовиков, новаторов производства и ветеранов труда, закрепление за ними опытных наставников. Организует производственное обучение и практику учащихся, привлекает высококвалифицированных рабочих и специалистов к проведению инструктажей, знакомит их с программой и графиком перемещения учащихся по рабочим местам. Вовлекает всех учащихся в общественно-производственную жизнь трудовых коллективов за повышение производительности труда и качества продукции, экономию и бережливость, способствует достижению установленного уровня квалификации по профессии и адаптации учащихся в условиях производства.
11. Осуществляет контроль за перечислением государственными и частными предприятиями, организациями денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики, своевременной выплатой им в учебном заведении установленных вознаграждений, а также оплатой непосредственно на производстве и за перевыполнение норм выработки премий учащимся, проходящим производственную практику в составе рабочих бригад.
12. Развивает у учащихся стремление к овладению навыками использования вычислительной техники, к техническому творчеству, рационализаторской и изобретательской деятельности как основе профессионального мастерства. Подготавливает учащихся к поэтапной аттестации, конкурсам на лучшего учащегося по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении.
Широко использует в учебном процессе научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт.
13. Оказывает помощь классному руководителю в работе по воспитанию казахстанского патриотизма, благоговейного отношения к Флагу, Гербу, Гимну Республики Казахстан, законопослушания, уважения к власти; укреплению дисциплины и соблюдению учащимися правил внутреннего распорядка в учебном заведении и трудового распорядка на предприятиях, физическому развитию учащихся, подготовке их к службе в рядах Вооруженных Сил. Участвует в выставлении учащимся оценок.
14. Содержит в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты, приспособления и оснастку, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет руководству профессионально-технического учебного заведения предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, инвентаря и активно участвует в реализации принятых предложений.
15. В зависимости от специфики подготавливаемых профессий, конкретных условий обучения в профессионально-технических учебных заведениях и на предприятиях (объединениях, организациях) наряду с закреплением мастера за группой или за учебной мастерской могут применяться бригадная и другие формы организации работы мастеров.
III. МАСТЕР ИМЕЕТ ПРАВО
16. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития профессионально-технического заведения, исходя из задач дальнейшего совершенствования подготовки квалифицированных рабочих кадров, рационального использования учебно-производственной базы мастерских и ее развития. Принимать участие в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, организациями, кооперативами, частными лицами на прохождение учащимися практики.
17. Обсуждать на совете учебного заведения, педагогическом совете, методических органах, собраниях, заседаниях, конференциях вопросы обучения и воспитания учащихся, критиковать недостатки в работе, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их производственного обучения, совершенствования учебно-воспитательной и методической работы, рациональной организации труда руководства училища и вышестоящих органов профессионально-технического образования и других организаций.
18. Прекращать работу учащихся в мастерских учебного заведения, на производстве и при выполнении общественно полезного труда в случаях неисправности оборудования, инструментов, других нарушений охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении мастер немедленно ставит в известность руководителей учебного заведения и предприятия (объединения, организации и частное предприятие).
19. Определять совместно с классным руководителем и ученическим активом меры поощрения учащихся, добившихся высоких показателей в учебно-производственной деятельности, воспитанности, за активную общественную деятельность в коллективе учебной группы. Ходатайствовать перед администрацией профессионально-технического учебного заведения о поощрении в установленном порядке лучших учащихся и наложении взысканий за нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка.
20. Участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников профессионально-технического учебного заведения в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров, совета бригадиров.
21. Пользоваться кредитами на индивидуальное строительство домов, преимуществами, установленными законодательством Республики Казахстан, наравне с педагогическими работниками учебных заведений образования и квалифицированными работниками и специалистами предприятий и организаций, для которых осуществляется подготовка, переобучение и повышение квалификации рабочих.