Извлечение из приказа Министра государственных доходов
Республики Казахстан от 9 апреля 2002 года № 416
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года Z010210_ "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" приказываю:
1. Признать утратившими силу некоторые приказы согласно приложению:
...Приказ Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 22 декабря 1999 года N 15715 "Об утверждении изменений и дополнений в Инструкцию N 41 "О налогообложении недропользователей", утвержденную приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29 декабря 1997 года N 1"...
Министр ---------------------------------------------------------------------------
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу изменения и дополнения в Инструкцию N 41 V970442_ "О налогообложении недропользователей", утвержденную приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29 декабря 1997 г. N 1.
2. Департаменту методологии (Усенова Н.Д.):
- согласовать указанную Инструкцию с Министерством финансов
Республики Казахстан; - направить согласованную Инструкцию в Министерство юстиции Республики Казахстан на государственную регистрацию. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Канатова С.С. Министр О внесении изменений и дополнений в Инструкцию N 41 "О налогообложении недропользователей"
В тексте Инструкции ссылку на "Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, Z952235_ "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235" в любом падеже заменить ссылкой на "Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235" в надлежащем падеже;
в пункте 1 слова "1 января 1998 года" заменить словами "01 января 2000 года";
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. К геологоразведочным работам (геологическое изучение, разведка и подготовительные работы к добыче природных ресурсов) относятся:
проведение мониторинга состояния недр, сейсмопрогнозирование;
геологические, географические, гидрогеологические, инженерно-геологические, геоэкологические съемки;
изучение геологического строения территории Республики в целом с определением перспектив на полезные ископаемые;
морские геолого-физические, научные и тематические исследования;
научно-геологические исследования;
создание государственных геологических карт, являющихся информационной основой недропользования;
разведка месторождений полезных ископаемых и их оценка;
транспортировка имущества, необходимого для проведения геологоразведочных работ;
лабораторные, топографо-геодезические, картосоставительские, буровые, горнопроходческие и другие работы, относящиеся к геологоразведочным работам;
работы, связанные с подготовкой месторождения к добыче полезных
ископаемых, кроме работ, связанных с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность."; в пункте 10: слова "если иное не предусмотрено условиями контракта" исключить; предложение второе пункта 11 считать пунктом 11-1; в пункте 12: после слова "Инструкции" дополнить словами "считаются недействительными и"; после слов "положениями контрактов" дополнить словами "в целях приведения условий контракта в части налогообложения в соответствие с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим на дату заключения контракта"; в пункте 16: дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания: "5-1) социального налога;"; подпункт 8) исключить; в подпункте 9) слова "статьями 3 и 4" заменить словами "статьей 3"; подпункт 1)в) пункта 18 дополнить словами следующего содержания: " - для контрактов, заключенных до 01.07.98 г."; в абзаце первом пункта 26:
после слов "контракта на недропользование" дополнить словами "(добычу полезных ископаемых, в том числе общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод)";
после слов "имеет право на вычет" дополнить словами "в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан,";
дополнить пунктом 28-1 следующего содержания:
"28-1. При исчислении сумм расходов, подлежащих вычету из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с начала этапа добычи - расходов, образовавшихся за весь период деятельности недропользователя, связанных с проведением геологического изучения территорий (разведки) и работ, связанных с подготовкой месторождений к добыче полезных ископаемых, указанных в статье 23 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" N 2235 от 24.04.95 г., - из указанных сумм расходов вычитаются суммы доходов, полученных недропользователем по деятельности, осуществляемой в рамках заключенного контракта.
Пример
Компания "А" заключила контракт на разведку полезного ископаемого. После того, как произошло коммерческое обнаружение, компания "А" заключила контракт на добычу полезного ископаемого.
В ходе проведения работ по контракту на разведку компания "А" представила затраты на общую сумму 70,155 млн.тг, из которых:
20 000 тыс.тг. затраты, связанные с приобретением основных средств, для ведения разведочных работ,
50 000 тыс.тг. составили текущие затраты,
100 тыс.тг. - выплата подписного бонуса,
40 тыс.тг. - фонд оплаты труда работников,
15 тыс.тг. - внепроизводственные и прочие расходы.
За период деятельности по разведке Компанией был получен доход в виде выплат банком процентов по депозиту в сумме 5 000 тыс.тг., доход от реализации опытно-промышленной партии - 90 тыс.тг., 80 тыс.тг. было получено от сдачи в лизинг технологического оборудования и 100 тыс.тг. - от сдачи в аренду помещений субподрядчикам, привлеченных для проведения геолого-разведочных работ на контрактной территории.
При определении сумм расходов, произведенных на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и дальнейшей их амортизации из 70,155 млн.тг. вычитаются:
сумма, полученная от реализации опытно-промышленных партий - 90 тыс.тг.,
сумма дохода, полученного от сдачи в аренду - 100 тыс.тг.,
и, тем самым, амортизируется сумма в 69,965 млн.тг.
При исчислении сумм амортизируемых расходов не подлежат вычету из общей суммы затрат 70,155 млн. тг. следующие доходы:
- доходы, полученные в виде процентов - 5 000,0 тыс.тг., которые подлежат исключению из совокупного годового дохода согласно статье 13 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235;
- доходы, полученные от сдачи технологического оборудования в лизинг;
- 80,0 тыс.тг., так как они подлежат вычету из совокупного годового дохода согласно статье 34 вышеназванного Закона.";
абзац третий пункта 31 изложить в следующей редакции:
"геологоразведочные работы, указанные в пункте 4-1 настоящей инструкции, с учетом того, что:
- перечень конкретных видов геологических работ, включая специальные, сопутствующие работы и затраты, их объем и стоимость должны определяться в проектно-сметной документации каждого геологического (научно-геологического) объекта, исходя из целей исследования и особенностей геологического объекта, научно-технических возможностей, геолого-методических требований к производству геологических работ, требований по охране недр и окружающей среды;
- отдельные виды специальных работ (чертежно-оформительские, экспертиза и так далее) могут выполняться силами других специализированных предприятий и являются составной частью геологоразведочных работ.
Необходимость выполнения этих работ основывается и указывается в проектно-сметной документации геологического объекта. При этом льгота применяется только к тем организациям, с которыми непосредственно заключены договоры на выполнение этих работ геологоразведочной организацией.";
в подпунктах 2):
пунктов 38, 42 и 44 слово "Отчетность" заменить словом "Декларация";
в пунктах 45, 46 и 47 после слов "полезных ископаемых" дополнить
словами "в том числе общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод"; дополнить пунктом 47-1 следующего содержания: "47-1. Для недропользователей, реализующих продукцию разных марок и сортов, цена ее реализации устанавливается как средняя на объем выпускаемых сортов и марок. Пример Горнообогатительный комбинат добыл 280 000 тонн хромовой руды с содержанием окиси хрома 40% и отгрузил 100 000 тонн руды и 50 000 тонн хромового концентрата с содержанием окиси хрома 60%. На счет комбината за реализованную продукцию поступило: за руду - 1 600 000 тенге за концентрат - 1 500 000 тенге Первоначально рассчитываем содержание окиси хрома в руде: 1 00 000 х 0,4 = 40 000 тонн, и в концентрате: 50 000 х 0,6 = 30 000 тонн Затем получаем общий вес окиси хрома: 40 000 + 30 000 = 70 000 тонн, и рассчитываем среднюю взвешенную цену реализации 1 тонны окиси хрома, которая равняется 1 600 000 + 1 500 000 Ц = ----------------------------- = 44,29 70 000 тенге/тонн Потом определяем количество окиси хрома в добытых запасах руды: 280 000 х 0,4 = 112 000 тонн Отсюда, размер Роялти составит: Ц х С х Зд 44,29 х 0,81 х 112 000 Р = --------------- = ------------------------------ = 40 180 тенге, 100 100 где С - ставка роялти";
в пункте 51 после слов "добываемым в коммерческих целях," дополнить словами "а также безвозмездно переданным или используемым для собственных нужд,";
предложение первое пункта 52 изложить в следующей редакции:
"52. Объектом обложения роялти является объем добытых полезных ископаемых (в т.ч. общераспространенных и подземных вод), независимо от того, предназначены они для продажи, безвозмездной передачи или использования для собственных нужд, исчисленный в стоимостном выражении, исходя из средней цены реализации первого товарного продукта, с учетом положений пунктов 55 и 60.";
в пункте 53:
после слов "полезных ископаемых" дополнить словами "в том числе общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод";
после слов "с учетом положений" дополнить словами "пункта 60";
пункт 55 изложить в следующей редакции:
"За среднюю цену реализации единицы первого товарного продукта по золоту, серебру и платине за отчетный период принимается фактически сложившаяся средневзвешенная цена реализации единицы этих металлов на Лондонской бирже металлов за отчетный период.
Пример
Предприятием, приступившим к отработке месторождения, было добыто за отчетный период 1 000 тыс.тн. медной руды со средним содержанием золота в ней 2 г/тн. За данный период предприятием было реализовано 1500 кг. аффинированного золота по цене 4 $/гр. Средняя же цена реализации на Лондонской бирже металлов на золото составила 9 $/гр.
Объекта обложения роялти рассчитывается следующим образом:
2 000кг х 9 = 18 000 $.";
пункт 56 изложить в следующей редакции:
"56. За среднюю цену реализации единицы первого товарного продукта по углеводородам принимается средневзвешенная цена его реализации без учета косвенных налогов (относимых на данную единицу) и уменьшенная на сумму фактических расходов на транспортировку до места продажи (относимую на данную единицу) за отчетный период.
Пример
Компания А.Р. за отчетный период реализовало углеводороды двум НПЗ:
НПЗ "К" приобрело 55 000 тонн по средней цене за 1 тн. 50 $,
НПЗ "Г" - 5 000 тонн по средней цене за 1 тн. 41 $.
При этом, на весь объем реализованной продукции, акциз составил 132 тыс.$, НДС - 519 тыс.$ и расходы по транспортировке - 50 тыс.$.
При исчислении средневзвешенной цены реализации 1 тн. необходимо: (55 * 50 + 5 * 41) - (132 + 519 + 50) 2 254 --------------------------------------- = ---------- = 37,57 $/тн.";
55 + 5 60
дополнить пунктом 56-1 следующего содержания:
"56-1. За среднюю цену реализации единицы первого товарного продукта по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам принимается фактически сложившаяся средневзвешенная цена реализации единицы добытых полезных ископаемых и подземных вод, без учета косвенных налогов (относимых на данную единицу) и сумм фактических расходов на транспортировку от места отгрузки (относимую на данную единицу) за отчетный период.";
пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. По остальным полезным ископаемым средней ценой реализации за отчетный период первого товарного продукта является средневзвешенная цена реализации единицы первого товарного продукта данных полезных ископаемых без учета только косвенных налогов (относимых на данную единицу).";
дополнить пунктом 59-1 следующего содержания:
"59-1. В случае отсутствия в отчетном периоде реализации полезных ископаемых, за исключением полезных ископаемых, указанных в пункте 1 статьи 100-1 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235, за среднюю цену реализации, принимается средняя цена реализации полезных ископаемых (первого товарного продукта) того периода, в котором имела место последняя реализация.
При полном отсутствии реализации полезных ископаемых (первого товарного продукта), за исключением указанных в пункте 1 статьи 100-1 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года N 2235, для исчисления объекта обложения роялти за отчетный период за среднюю цену реализации принимаются фактически сложившиеся затраты на добычу полезных ископаемых.
При этом недропользователь обязан произвести последующую корректировку роялти, исходя из фактической цены реализации полезных ископаемых (первого товарного продукта).
Пример
Недропользователь, приступивший к этапу добычи, первый год не проводил реализацию продукции, а складировал ее.
При этом роялти уплачивал исходя из фактически сложившихся затрат на их добычу.
После заключения Договора на поставку, была реализована первая партия ранее добытой и заскладированной продукции. При этом Недропользователь в отчетном периоде, в котором произведена реализация первой товарной продукции, производит корректировку роялти исходя из средней цены реализации продукции за отчетный период по фактически реализованному объему продукции, по которому роялти ранее уплачивалось исходя из фактически сложившихся затрат на их добычу.";
в пунктах 63 и 98 "Расчеты" заменить словом "Декларация";
дополнить пунктом 76-1 следующего содержания:
"76-1. В случае продления срока действия контрактов на добычу полезных ископаемых, за исключением полезных ископаемых, для которых установлены фиксированные ставки роялти, Компетентный орган вправе пересмотреть ставки роялти в сторону увеличения.
Пример
В ходе проведения налоговой экспертизы проекта Контракта на добычу золота, сроком действия на 20 лет, была установлена ставка роялти 1,5%. При этом внутренняя норма прибыли составила 13%.
По истечении указанного срока Недропользователь подал заявку на продление срока действия Контракта.
Исходя из расчета, при продолжении работ по добыче золота, внутренняя норма прибыли проекта составит, при ставке роялти 1,5%, - 13,9%.
Компетентный орган, при принятии решения о продлении срока действия Контракта, может принять решение об установлении иного размера ставки роялти.";
в главе 25:
название главы изложить в следующей редакции:
"Глава 25. Порядок установления размера исторических затрат, срок уплаты сумм возмещения исторических затрат и отчетность";
дополнить пунктом 103-1 следующего содержания:
"103-1. Порядок, сроки уплаты сумм возмещения исторических затрат и отчетность по данным суммам устанавливаются индивидуально в каждом контракте на недропользование.";
главу 26 исключить;
дополнить разделом VIII-I следующего содержания:
"Раздел VIII-I. Платежи недропользователей, подлежащие уплате в бюджет до заключения Контракта на недропользование.
Глава 26-1. Общие положения о платежах
104-1. Отчисления, ранее вносимые недропользователями в Республиканский фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и фиксированные рентные платежи, по полезным ископаемым, до заключения контрактов на недропользование (далее - плата), зачисляемые в доход республиканского бюджета в виде роялти, являются обязательными платежами недропользователей, независимо от форм собственности.
104-2. Обязательства по внесению платы наступают у недропользователей при следующих необходимых условиях:
добываемое ими полезное ископаемое находится на государственном учете как балансовые запасы, за исключением подземных вод, по которым обязательства по внесению платы наступают с момента их использования;
проектом разработки месторождения предусматривается использование этого полезного ископаемого;
получение в уполномоченном органе соответствующей лицензии на право добычи полезного ископаемого.
104-3. Выплата платы производится в денежной форме.
Глава 26-2. Общие условия исчисления и сроки внесения платы
104-4. Основанием для исчисления платы является добыча полезных ископаемых.
104-5. Плата исчисляется на основе ставок возмещения затрат на геологоразведочные работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы и фиксированных (рентных) платежей на нефть, газ и уголь (далее - "Ставки"), размеры которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
104-6. Недропользователи, эксплуатирующие месторождения комплексных руд, производят плату за каждый полезный компонент в руде.
104-7. Уплаченная плата, в пределах начисленной, подлежит вычету из совокупного годового дохода недропользователя.
Глава 26-3. Объект обложения платой
104-8. Объектом обложения платой является стоимость объема добытых полезных ископаемых за отчетный период, рассчитанная по средней цене реализации (с учетом положений пунктов 55, 56, 56-1, 59 и 60 настоящей Инструкции) первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых за отчетный период.
104-9. В случае отсутствия у водопользователя средств учета
добываемой воды, плата начисляется на объем потребления, согласованный с соответствующими территориальными органами по водному хозяйству Комитета по водным ресурсам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, исходя из технологических норм водопотребления и реальных (фактических) сроков эксплуатации тех или иных водоисточников. Глава 26-4. Порядок определения размера платы 104-10. Исчисление платы (за исключением фиксированных рентных платежей на нефть, газ и уголь) в денежном выражении производится по формуле: Ц * С * Зп П = --------------- , 100 где: П - плата; Ц - средняя цена реализации единицы конечной продукции; С - размер ставки в процентах от цены реализации; Зп - количество добытых полезных ископаемых за отчетный период.
Глава 26-5. Порядок уплаты платы 104-11. Отчетным периодом по определению платежей платы является календарный месяц. 104-12. Плательщики ежемесячно, а если среднемесячные платежи за квартал составляют менее 1 000 месячных расчетных показателей, то ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения декларацию по форме, установленной в Приложении 6 к настоящей Инструкции. 104-13. Учет начисленных и поступивших платежей осуществляется налоговыми органами на карточках лицевых счетов налогоплательщиков по установленной форме.". (Специалисты: Цай Л.Г. Склярова И.В)