О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение

Закон Республики Казахстан от 4 ноября 2003 года N 490.

     

      ОГЛАВЛЕНИЕ

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, а также определяет основания и условия его проведения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) эффективность управления - показатели, характеризующие соотношение между целями и результатами управления собственностью в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      2) управление собственностью - осуществление полномочий владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью;

      3) государственный мониторинг собственности - наблюдение, сбор информации, анализ, оценка и прогноз состояния структуры собственности и эффективности управления объектов собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      4) объекты мониторинга - юридические лица и их аффилиированные лица, за исключением физических лиц, все виды имущества государственной или частной собственности, в отношении которых проводится государственный мониторинг собственности;

      5) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий функции по проведению государственного мониторинга собственности;

      6) управление организацией - комплекс мер, необходимых для формирования и достижения целей деятельности организации;

      7) экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость;

      8) отрасли экономики, имеющие стратегическое значение, - добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд), машиностроение, космическая деятельность, агропромышленный комплекс, водное хозяйство, химическая промышленность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, а также отрасли, производящие продукцию военно-промышленного назначения;

      9) экономическая эффективность - оценочные показатели экономической деятельности, характеризуемые соотношением полученного результата к затраченным ресурсам.

      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 12.02.2009 N 131-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности

      1. Законодательство Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы государственного мониторинга собственности

      Принципами государственного мониторинга собственности являются:

      1) законность при осуществлении деятельности по проведению государственного мониторинга собственности;

      2) научность, комплексность, последовательность, системность, объективность, достоверность и достаточность при проведении государственного мониторинга собственности.

Статья 4. Цели и задачи государственного мониторинга собственности

      1. Государственный мониторинг собственности является составной частью единой государственной политики реформирования отношений собственности.

      2. Целью государственного мониторинга собственности является обеспечение эффективного экономического развития и экономической безопасности Республики Казахстан.

      3. Задачами государственного мониторинга собственности являются:

      1) повышение эффективности управления объектами мониторинга;

      2) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, содействие притоку инвестиций в национальную экономику;

      3) сохранение ресурсно-энергетической основы страны;

      4) обеспечение достоверности экономических прогнозов, научного обоснования экономической политики на основе данных государственного мониторинга собственности;

      5) информационное обеспечение макроэкономического, отраслевого и регионального планирования, направленного на достижение задач социально-экономической политики;

      6) использование данных государственного мониторинга собственности для обеспечения достоверности экономических прогнозов, научного обоснования социально-экономической политики;

      7) анализ выполнения обязательств и условий договоров, заключенных с государственными органами;

      8) предупреждение ситуаций, наносящих ущерб экономической безопасности государства.

Статья 5. Участники государственного мониторинга собственности

      Участниками государственного мониторинга собственности являются:

      1) уполномоченный орган;

      2) центральные и местные исполнительные органы;

      3) физические или юридические лица, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга;

      4) юридические лица, специализирующиеся в сфере оказания консалтинговых услуг, независимые эксперты и консультанты, привлекаемые уполномоченным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке к проведению мониторинга.

Статья 5-1. Критерии включения объектов в перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности

      Объекты, подлежащие включению в перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, должны относиться к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение, и соответствовать одному из следующих критериев:

      числиться в перечне объектов, формирование и утверждение которых предусмотрено в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

      принадлежать к национальным холдингам и (или) национальным компаниям.

      Сноска. Глава 1 дополнена статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 12.02.2009 N 131-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 2. Государственный мониторинг собственности

Статья 6. Содержание и предмет государственного мониторинга собственности

      1. Содержание государственного мониторинга собственности составляют:

      1) наблюдение за состоянием и эффективностью управления объектов мониторинга;

      2) сбор и системный анализ информации по предмету мониторинга;

      3) непосредственное обследование объектов мониторинга;

      4) анализ финансового, экономического, правового, технологического, производственно-технического, экологического состояния объектов;

      5) оценка эффективности управления объектами мониторинга и прогноз влияния деятельности объектов мониторинга на развитие экономики отрасли, региона и республики в целом;

      6) выработка мер, направленных на повышение эффективности деятельности отдельных объектов мониторинга.

      2. К предмету государственного мониторинга собственности относятся:

      1) динамика и структура производства;

      2) финансовое и экономическое состояние объектов мониторинга;

      3) состояние основных средств объектов мониторинга, внедрение в производство передовых технологий;

      4) инвестиционная деятельность;

      5) соблюдение экологических требований и рациональное использование природных ресурсов;

      6) использование трудовых ресурсов;

      7) правовые вопросы, относящиеся к статусу и функционированию объектов мониторинга.

Статья 7. Осуществление государственного мониторинга собственности

      1. Государственный мониторинг собственности осуществляется путем проведения:

      базовых комплексных обследований объектов мониторинга не чаще одного раза в три года, а в случаях, представляющих угрозу безопасности государства, по мере необходимости, но не чаще одного раза в год;

      периодического оперативного сбора информации по деятельности объектов мониторинга по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.

      2. Базовые комплексные обследования объектов мониторинга осуществляются путем непосредственного обследования и включают в себя:

      1) сбор и системный анализ информации по производственно-техническим, технологическим, инвестиционным, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;

      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;

      3) экспертную оценку перспектив развития техники и применения достижений научно-технического прогресса;

      4) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.

      3. Периодический оперативный сбор информации предназначен для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между комплексными систематическими обследованиями.

      4. Обследование объектов мониторинга может быть проведено по всем либо по отдельным вопросам, относящимся к предмету государственного мониторинга собственности.

Статья 8. Виды государственного мониторинга собственности

      Видами государственного мониторинга собственности являются:

      1) мониторинг форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Мониторинг форм собственности направлен на определение соотношения частной, государственной собственности Республики Казахстан и собственности иностранных граждан и (или) юридических лиц, организационно-правовых форм юридических лиц в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      2) мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности основан на использовании правомочий государства как субъекта права собственности и направлен на повышение эффективности функционирования государственного сектора в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      3) мониторинг эффективности управления объектами частной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Мониторинг эффективности управления объектами частной собственности осуществляется в целях обеспечения экономической безопасности государства, сохранения и укрепления промышленного потенциала, развития производительных сил.

Статья 9. Мониторинг эффективности управления объектами государственной и частной собственности

      1. Мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности осуществляется в отношении:

      1) государственных предприятий и учреждений;

      2) всех видов имущества, являющихся государственной собственностью, в том числе находящихся в доверительном управлении, аренде.

      2. Мониторинг эффективности управления объектами частной собственности осуществляется в отношении предприятий отраслей экономики, имеющих стратегическое значение.

Статья 10. Осуществление государственного мониторинга собственности в отношении иностранных предприятий и предприятий с иностранным участием

      1. Осуществление государственного мониторинга собственности в отношении иностранных предприятий и предприятий с иностранным участием в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, производится на тех же условиях и в том же порядке, что и в отношении объектов собственности, принадлежащих физическим и юридическим лицам Республики Казахстан.

      2. При осуществлении государственного мониторинга собственности обеспечивается соблюдение гарантий, предоставленных иностранным инвесторам законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Гарантии при осуществлении государственного мониторинга собственности

      При осуществлении государственного мониторинга собственности гарантируются:

      неприкосновенность собственности;

      невмешательство в оперативное управление и производственно-хозяйственную деятельность;

      недопустимость нарушения текущей деятельности объектов мониторинга;

      сохранение конфиденциальности данных, относящихся к государственным секретам и (или) являющихся предметом охраняемой законом тайны, и ставших известными в ходе обследования;

      соблюдение других гарантий и прав, предоставленных законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 3. Компетенция государственных органов
Республики Казахстан в области государственного
мониторинга собственности

Статья 12. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности

      Правительство Республики Казахстан:

      1) определяет государственный орган, уполномоченный на проведение государственного мониторинга собственности;

      2) по представлению уполномоченного органа утверждает перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, вносит в него изменения и (или) дополнения;

      3) использует данные государственного мониторинга собственности при выработке и корректировке государственной социально-экономической политики;

      4) по результатам обследования объектов мониторинга использует экономические, финансовые и иные предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры, направленные на сохранение и повышение экономической эффективности предприятий в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      5) использует данные государственного мониторинга собственности для оптимизации структуры государственной собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 12.02.2009 N 131-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа в области государственного мониторинга собственности

      Уполномоченный орган:

      1) формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности;

      1-1) не реже одного раза в три года вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по изменению и (или) дополнению перечня объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, по рекомендациям заинтересованных центральных и местных исполнительных органов;

      2) запрашивает и получает информацию по предмету государственного мониторинга собственности, необходимую для достоверного и объективного анализа;

      3) отслеживает объекты мониторинга по основным производственно-техническим, технологическим, финансово-экономическим, правовым и иным параметрам с целью анализа происходящих изменений и прогноза развития производительных сил в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      4) выявляет потребности в оптимизации структуры форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение;

      5) осуществляет методическое обеспечение и координацию работ по ведению государственного мониторинга собственности;

      6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;

      7) Исключен Законом РК от 01.07.2024 № 107-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8) организует проведение систематических обследований объектов мониторинга, осуществляя сбор и анализ информации по предмету государственного мониторинга собственности;

      9) осуществляет анализ информации по предмету государственного мониторинга собственности с целью выявления факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие регионов и республики в целом;

      10) разрабатывает и представляет Правительству Республики Казахстан предложения по предупреждению и устранению негативных процессов в сфере экономики;

      11) обосновывает объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по государственному мониторингу собственности;

      12) вправе привлекать для участия в непосредственном обследовании объектов мониторинга, сборе и анализе информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности, представителей центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан;

      12-1) оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации;

      13) запрашивает и получает от центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также объектов мониторинга документы и сведения, необходимые для осуществления государственного мониторинга собственности;

      14) в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекает независимых экспертов и консультантов для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке предложений и рекомендаций;

      15) уведомляет руководителей объекта мониторинга о проведении обследования с указанием лиц, которым поручено его провести, и перечня информации, которая должна быть предоставлена для ознакомления;

      16) по результатам государственного мониторинга собственности представляет Правительству Республики Казахстан, а также заинтересованным центральным и местным исполнительным органам обобщенные аналитические записки, прогнозы развития, предложения и рекомендации, в том числе по правомерности и целесообразности осуществления прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения стратегическими объектами;

      17) знакомит с результатами обследования объектов мониторинга лиц, в собственности или управлении которых находятся эти объекты;

      18) в случае необходимости совместно с центральными исполнительными органами и лицами, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга, разрабатывает меры, направленные на повышение экономической эффективности предприятий;

      19) ведет единую республиканскую базу данных государственного мониторинга собственности;

      20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 11 января 2007 года N 218 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 7 августа 2007 г. N 321 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 12.02.2009 N 131-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 01.07.2024 № 107-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Компетенция местных представительных органов в области государственного мониторинга собственности

      Местные представительные органы:

      1) на основании данных государственного мониторинга собственности совместно с уполномоченным органом участвуют в разработке предложений и рекомендаций, направленных на развитие соответствующей административно-территориальной единицы;

      2) вправе использовать данные государственного мониторинга собственности при утверждении экономических и социальных программ развития территории.

      Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 15. Компетенция центральных и местных исполнительных органов в области государственного мониторинга собственности

      Центральные и местные исполнительные органы в пределах своей компетенции:

      1) предоставляют уполномоченному органу информацию, необходимую для осуществления государственного мониторинга собственности;

      2) по инициативе уполномоченного органа направляют представителей для участия в непосредственном обследовании объектов мониторинга, сборе и анализе информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности;

      3) при осуществлении своих функций используют данные государственного мониторинга собственности;

      4) участвуют в формировании, изменении и (или) дополнении перечней объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности;

      5) по результатам государственного мониторинга собственности вносят в Правительство Республики Казахстан предложения по выработке и корректировке государственной социально-экономической политики, по оптимизации структуры форм собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 12.02.2009 N 131-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Глава 4. Организация ведения
государственного мониторинга собственности

Статья 16. Права и обязанности независимых экспертов и консультантов

      1. Независимыми экспертами и консультантами, привлекаемыми для выполнения отдельных видов работ по ведению государственного мониторинга собственности, являются физические и юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по исследованию, консультированию, выработке заключений и рекомендаций в сфере правового, финансово-экономического, социально-экономического, экологического, производственно-технического и технологического анализа, обладающие соответствующими знаниями и опытом.

      2. Независимые эксперты и консультанты при проведении государственного мониторинга собственности имеют право:

      1) получать необходимую информацию об объекте мониторинга;

      2) непосредственно обследовать объект мониторинга в соответствии с планом и программой мониторинга;

      3) доступа к документации, необходимой для осуществления государственного мониторинга собственности.

      3. Независимые эксперты и консультанты при проведении государственного мониторинга собственности обязаны:

      1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан о государственном мониторинге собственности;

      2) провести комплексный, объективный и качественный анализ, подготовить аргументированные отчет и заключение;

      3) не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, ставшую известной при осуществлении государственного мониторинга собственности;

      4) обеспечивать сохранность переданных им документов и материалов.

      4. Условиями договора могут быть предусмотрены и иные права и обязанности независимых экспертов и консультантов.

Статья 17. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного мониторинга собственности

      1. Хозяйствующие субъекты, являющиеся объектами мониторинга либо в собственности или управлении которых находится имущество, являющееся объектом мониторинга, имеют право:

      1) знакомиться с предварительными и окончательными выводами отчетов и заключений по результатам обследования объектов мониторинга;

      2) представлять письменные или устные пояснения, замечания и предложения относительно объектов мониторинга;

      3) обжаловать действия уполномоченного органа, независимых экспертов и консультантов при осуществлении государственного мониторинга собственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      2. Хозяйствующие субъекты, являющиеся объектами мониторинга либо в собственности или управлении которых находится имущество, являющееся объектом мониторинга, обязаны:

      1) предоставлять уполномоченному органу необходимую информацию;

      2) обеспечить лицам, осуществляющим государственный мониторинг собственности, допуск к объектам мониторинга и не препятствовать действиям этих лиц.

      Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Электронная база данных государственного мониторинга собственности

      1. Электронная база данных государственного мониторинга собственности содержит краткую правовую, техническую и экономическую информацию об объектах мониторинга. Ее ведение осуществляется уполномоченным органом.

      2. Государственные органы и организации, которые создают и ведут регистры и информационные базы данных о физических и юридических лицах, на безвозмездной основе предоставляют уполномоченному органу информацию, необходимую для формирования и обновления электронной базы данных государственного мониторинга собственности.

      3. Доступ к информации государственного мониторинга собственности предоставляется в порядке, установленном уполномоченным органом.

      Сноска. Статья 18 с изменением, внесенным Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Использование данных государственного мониторинга собственности

      1. Данные государственного мониторинга собственности используются государственными органами при разработке и осуществлении:

      непосредственного управления государственным сектором экономики;

      государственного регулирования отношений собственности;

      государственного экономического прогнозирования и программирования;

      промышленной политики;

      инвестиционной, структурной, институциональной, налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики и других элементов государственной экономической политики;

      государственного регулирования охраны и рационального использования природных ресурсов;

      регулирования внешнеэкономической деятельности;

      мер по обеспечению экономической, экологической безопасности государства.

      2. Результаты государственного мониторинга собственности могут являться основанием для выработки уполномоченным органом, центральными и местными исполнительными органами, а также лицами, в собственности либо управлении которых находятся объекты мониторинга, совместных программ и мер, направленных на повышение эффективности деятельности отдельных объектов мониторинга и (или) отраслей экономики.

Статья 20. Финансирование работ по ведению государственного мониторинга собственности

      Осуществление работ по ведению государственного мониторинга собственности финансируется в соответствии с законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного мониторинга собственности

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о государственном мониторинге собственности, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 22. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Казахстан



On State Monitoring of Property in Branches of Economics Having Strategic Significance

The Law of the Republic of Kazakhstan dated 4 November 2003 No. 490.

      This Law regulates public relations arising in the process of carrying out the state monitoring of property in branches of economics having strategic significance, as well as determines the grounds and conditions of its conducting.

Chapter 1. General provisions

Article 1. Basic definitions used in this Law

      The following basic definitions shall be used in this Law:

      1) management efficiency – indices characterizing correlation between the purposes and results of property management in the branches of economics having strategic significance;

      2) property management – carrying out of powers to possess, use and dispose of property;

      3) state monitoring of property – supervision, collection of information, analysis, assessment and forecast of the condition of property structure and management efficiency of the objects of property in the branches of economics having strategic significance;

      4) objects of monitoring – legal entities and their affiliated persons with the exception of individuals, all the types of property of state or partial property in respect of which the state monitoring of property is conducted;

      5) authorized body – state body carrying out the functions within the provided powers on conducting the state monitoring of property;

      6) organization management – set of measures required for formation and reaching the purpose of activity of organization;

      7) economic security – condition of protection of the national economics of the Republic of Kazakhstan from internal and external conditions, processes and factors threatening its stable development and economic independence;

      8) branches of economics having strategic significance – extraction and processing of fuel and energy mineral resources (coal, oil, gas, uranium and metallic ores), machine industry, space activity, agroindustrial complex, water industry, chemical industry, transport and communication, production and electric energy distribution, as well as branches producing products of military-industrial purpose;

      9) economic efficiency – estimated figures of economic activity characterized by correlation of received result to consumed resources.

      Footnote. Article 1 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 12.02.2009 № 131-IV (the order of enforcement see Article 2).

Article 2. Legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of state monitoring of property

      1. Legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of state monitoring of property is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan, consists of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. If international treaty ratified by the Republic of Kazakhstan establishes other rules than those contained in this Law, the rules of international treaty shall be applied.

Article 3. Principles of state monitoring of property

      Principles of state monitoring of property are:

      1) legality upon carrying out of the activity on conducting the state monitoring of property;

      2) scientific character, complexity, sequence, consistency, objectivity, credibility and sufficiency upon conducting the state monitoring of property.

Article 4. Purposes and tasks of state monitoring of property

      1. State monitoring of property is a component part of the uniform state policy of reforming the relations of property.

      2. Purposes of state monitoring of property is ensuring of effective economic development and economic security of the Republic of Kazakhstan.

      3. Tasks of state monitoring of property are:

      1) increase of efficiency of managing the objects of monitoring;

      2) creation of favorable conditions for ensuring of economic growth of the state, assistance to inflow of investments to the national economics;

      3) preservation of resource energy ground of the country;

      4) ensuring of credibility of economic forecasts, scientific rationale of economic policy on the basis of data of the state monitoring of property;

      5) information support of macroeconomic, sector and regional planning oriented to reaching the tasks of social economic policy;

      6) use of data of the state monitoring of property for ensuring of credibility of the economic forecasts, scientific rationale of social economic policy;

      7) analysis of performing the obligations and conditions of contracts concluded with the state bodies;

      8) prevention of situations inflicting the damage to economic security of the state.

Article 5. Participants of state monitoring of property

      Participants of state monitoring of property are:

      1) authorized body;

      2) central and local executive bodies;

      3) individuals or legal entities in the property or management of which there are objects of monitoring;

      4) legal entities specialized in the scope of rendering of consulting services, independent experts and advisers involved by the authorized body in conduct of monitoring in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 5-1. Criteria of including the objects into the list of objects of branches of economics having strategic significance in respect of which the state monitoring of property is carried out

      Objects subjected to inclusion into the list of objects of the branches of economy having strategic significance in respect of which the state monitoring of property is carried out shall relate to the branches of economics having strategic significance and conform to one of the following criteria:

      to be itemized in the list of objects the formation and approval of which is provided in accordance with the legislative acts of the Republic of Kazakhstan;

      to belong to the national holdings and (or) national companies.

      Footnote. Chapter 1 is supplemented by Article 5-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 12.02.2009 № 131-IV (the order of enforcement see Article 2).

Chapter 2. State monitoring of property

Article 6. Content and subject of the state monitoring of property

      1. Content of the state monitoring of property are:

      1) supervision of condition and effectiveness of managing the objects of monitoring;

      2) collection and system analysis of information by the subject of monitoring;

      3) directly inspection of the objects of monitoring;

      4) analysis of financial, economic, legal, technological, production and technical, ecological state of objects;

      5) assessment of efficiency of managing the objects of monitoring and forecast of the influence of activity of the objects of monitoring to development of economic of the branch, region and republic generally;

      6) development of measures oriented to increase of efficiency of the activity of separate objects of monitoring.

      2. Subject of the state monitoring of property includes:

      1) dynamics and structure of production;

      2) financial and economic condition of the objects of monitoring;

      3) condition of main means of objects of monitoring, introduction of advanced technology into production;

      4) investment activity;

      5) compliance with environmental requirements and rational use of natural resources;

      6) use of labour forces;

      7) legal issues related to the status and functioning of the objects of monitoring.

Article 7. Carrying out of the state monitoring of property

      1. State monitoring of property shall be carried out by conducting:

      basic integrated surveys of the objects of monitoring no more than once every three years, and in cases representing security threat of the state as required, but no more than once per year;

      periodical operative collection of information on activity of the objects of monitoring as required, but no more than once per year.

      2. Basic integrated surveys of the objects of monitoring shall be carried out by direct inspection and shall include:

      1) collection and system analysis of information on production and technical, technological, investment, financial economic, environmental and legal parameters of activity of the objects of monitoring;

      2) assessment of management efficiency of the objects of monitoring, forecast of changing the condition for the purpose of making recommendations and overcoming negative processes representing a threat of economic security of the state;

      3) expert estimation of the prospects of developing the technology and applying achievements of scientific technical progress;

      4) provision of state bodies by necessary information on condition of the objects of monitoring, tendencies and forecasts of their development.

      3. Periodical operative collection of information is designated for current update of main data of monitoring on activity of the objects in periods between integrated systematical surveys.

      4. Survey of objects of monitoring may be conducted regarding all or separate questions related to the subject of the state monitoring of property.

Article 8. Types of state monitoring of property

      Types of state monitoring of property are:

      1) monitoring of the forms of ownership in branches of economics having strategic significance.

      Monitoring of the forms of ownership is oriented to determination of correlation of private, state property of the Republic of Kazakhstan and property of foreign citizens and (or) legal entities, legal organizational forms of legal entities in branches of economics, having strategic significance;

      2) monitoring of management efficiency of the objects of state property in branches of economics having strategic significance.

      Monitoring of management efficiency of the objects of state property is based on use of the state powers as a subject of the right of property and is oriented to increase the effectiveness of functioning of the state sector in branches of economics having strategic significance;

      3) monitoring of management efficiency of the objects of private property in branches of economics having strategic significance.

      Monitoring of management efficiency of objects of private property shall be carried out for the purpose of ensuring economic security of the state, preservation and strengthening of industrial potential, development of productive forces.

Article 9. Monitoring of management efficiency of objects of state and private property

      1. Monitoring of management efficiency of objects of state property shall be carried out in respect of:

      1) state enterprises and institutions;

      2) all the types of property being the state property, as well as being in trust management, rent.

      2. Monitoring of management efficiency of the objects of private property shall be carried out in respect of enterprises of branches of economics having strategic significance.

Article 10. Carrying out of the state monitoring of property in respect of foreign enterprises and enterprises with foreign participation

      1. Carrying out of the state monitoring of property in respect of foreign enterprises and enterprises with foreign participation in branches of economics having strategic significance shall be performed in the same conditions and in the same procedure that in respect of the objects of property belonging to individuals and legal entities of the Republic of Kazakhstan.

      2. Upon carrying out of state monitoring of property, the compliance of guarantees provided to foreign investors shall be ensured by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 11. Guarantees upon carrying out of the state monitoring of property

      Upon carrying out of the state monitoring of property it shall be guaranteed:

      inviolability of property;

      non-interference in operative management and production and economic activity;

      inadmissibility of violation of current activity of the objects of monitoring;

      preservation of confidentiality of data related to the state secrets and (or) being the subject of the secret being protected by the Law and that became known in the course of the survey;

      compliance of other guarantees and rights provided by the legislative acts of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 3. Competence of state bodies of the Republic of
Kazakhstan in the field of state monitoring of property

Article 12. Competence of the Government of the Republic of Kazakhstan in the field of state monitoring of property

      The Government of the Republic of Kazakhstan shall:

      1) determine state body authorized to conduct the state monitoring of property;

      2) approve the list of the objects of branches of economics under presentation of the authorized body, having strategic significance in respect of which the state monitoring of property is carried out, introduce amendments and (or) supplements in it;

      3) use data of the state monitoring of property upon formulation and correction of the state social economic policy;

      4) use economic, financial and other measures provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan following the results of the survey of the objects of monitoring, oriented to preservation and increase of economic efficiency of enterprises in the branches of economics having strategic significance;

      5) use data of the state monitoring for optimization of the structure of state property in the branches of economics having strategic significance;

      6) perform other functions imposed on it by the Constitution, the Laws of the Republic of Kazakhstan and acts of the president of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 12 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 12.02.2009 № 131-IV (the order of enforcement see Article 2); dated 05.07.2011 № 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011).

Article 13. Competence of the authorized body in the field of the state monitoring of property

      Authorized body shall:

      1) form and introduce for approval of the Government of the Republic of Kazakhstan the list of the objects of branches of economics having strategic significance in respect of which the state monitoring of property is carried out;

      1-1) no less than once every three years, introduce suggestions on amending and (or) supplementing the list of the objects of branches of economics having strategic significance to the Government of the Republic of Kazakhstan in respect of which the state monitoring of property is carried out, upon recommendations of interested central and local executive bodies;

      2) request and receive information on the subject of state monitoring of property required for trustworthy and objective analysis;

      3) monitor the objects of monitoring on basic production technical, technological, financial economic, legal and other parameters for the purpose of analysis of occurring changes and forecast of development of production forces in branches of economics having strategic significance;

      4) detect needs in optimization of the structure of the form of ownership in branches of economics having strategic significance;

      5) carry out methodological support and work coordination on conducting the state monitoring of property;

      6) develop and approve regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan in the field of state property monitoring in accordance with the purpose and objectives of this Law and the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      7) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.07.2024 № 107-VIII (shall be enforced upon expiry of sixty calendar days after the date of its first official publication).

      8) organize conduct of systematic surveys of objects of monitoring carrying out the collection and analysis of information on the subject of state monitoring of property;

      9) carry out analysis of information on the subject of state monitoring of property for the purpose of detecting the facts having adverse effect on social economic development of regions and republic generally;

      10) develop and represent suggestions to the Government of the Republic of Kazakhstan on prevention and elimination of negative processes in the scope of economics;

      11) substantiate the volume of state budget appropriations for conduct of works on the state monitoring of property;

      12) have the right to involve the representatives of central and local executive bodies of the Republic of Kazakhstan for participation in indirect surveys of the objects of monitoring, collection and analysis of information related to the subject of the state monitoring of property;

      12-1) render electronic services with applying identification systems in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on informatization;

      13) request and receive the documents and details required for carrying out the state monitoring of property from central and local executive bodies of the Republic of Kazakhstan, as well as the objects of monitoring;

      14) involve independent experts and advisers for conduct of works on surveys of the objects of monitoring, collection and analysis of information, formulation of suggestions and recommendations in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      15) notify the heads of the object of monitoring on conduct of the survey with specification of persons instructed to conduct it, and the list of information that shall be presented for familiarization;

      16) represent generalized analytical notes, forecasts of development, suggestions and recommendations to the Government of the Republic of Kazakhstan, as well as to interested central and local executive bodies, including on legality and practicability of exercising the rights of possession and (or) use and (or) disposal of strategic objects following the results of the state monitoring of property;

      17) familiarize with the results of surveying the objects of monitoring of the persons in ownership or management of which these objects are;

      18) develop the measures oriented to increase of economic efficiency of enterprises in case of necessity jointly with central executive bodies and persons in ownership or management of which the objects of monitoring are;

      19) keep unified republican data base of the state monitoring of property;

      20) carry out the other powers provided by this Law, other Laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 13 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 11 January 2007 № 218 (shall be enforced from the date of official publication); dated 7 August 2007 № 321 (shall be enforced from the date of its official publication); dated 12.02.2009 № 131-IV (the order of enforcement see Article 2); dated 05.07.2011 № 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 01.07.2024 № 107-VIII (shall be enforced upon expiry of sixty calendar days after the date of its first official publication).

Article 14. Compensation of local representative bodies in the field of state monitoring of property

      Local representative bodies shall:

      1) participate in development of suggestions and recommendations oriented to development of the relevant administrative territorial entity on the basis of data of the state monitoring of property jointly with the authorized body;

      2) have the right to use data of the state monitoring of property upon approval of economic and social programs of the territory’s development.

      Footnote. Article 14 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 № 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 15. Competence of central and local executive bodies in the field of state monitoring of property

      Central and local executive bodies within the competence shall:

      1) represent information to the authorized body required for carrying out of the state monitoring of property;

      2) direct representatives for participation in indirect survey of the objects of monitoring, collection and analysis of information related to the subject of the state monitoring of property at the initiative of the authorized body;

      3) use data of the state monitoring of property upon carrying out of own functions;

      4) participate in formation, amending and (or) supplementing the lists of objects of branches of economics having strategic significance in respect of which the state monitoring of property is carried out;

      5) submit proposal on development and correction of the state social economic policy, on optimization of the structure of forms of ownership in branches of economics having strategic significance to the Government of the Republic of Kazakhstan following the results of the state monitoring of property.

      Footnote. Article 15 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 12.02.2009 № 131-IV (the order of enforcement see Article 2).

Chapter 4. Organization of conducting the state monitoring
of property

Article 16. Rights and obligations of independent experts and advisers

      1. Independent experts and advisers involved for performance of separate types of works on conducting the state monitoring of property are individuals and legal entities carrying out professional activity on research, counseling, development of conclusions and recommendations in the scope of legal, financial economic, social economic, environmental, production and technical and technological analysis having the relevant knowledge and experience.

      2. Upon conduct of the state monitoring of property, the independent experts and advisers shall have the right to:

      1) receive necessary information on the object of monitoring;

      2) survey directly the object of monitoring in accordance with the plan and program of monitoring;

      3) access to documentation required for carrying out the state monitoring of property.

      3. Upon conducting the state monitoring of property, the independent experts and advisers shall be obliged to:

      1) comply with requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan on state monitoring of property;

      2) conduct complex, objective and qualified analysis, prepare substantiated report and conclusion;

      3) not to divulge the details that are the secret protected by the Law, became known upon carrying out of the state monitoring of property;

      4) ensure preservation of documents and materials transferred to them.

      4. Conditions of contract may provide the other rights and obligations of independent experts and advisers.

Article 17. Rights and obligations of economic entities upon carrying out of the state monitoring of property

      1. Economic entities that are objects of monitoring or which own or manage the property that is the object of monitoring shall have the right to:

      1) familiarize with preliminary and final summaries of reports and conclusions;

      2) represent written or verbal explanations, notes and suggestions in respect of the objects of monitoring;

      3) appeal the actions of the authorized body, independent experts and advisers upon carrying out of the state monitoring of property in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. Economic entities that are objects of monitoring or which own or manage the property that is the object of monitoring shall have the right to:

      1) represent necessary information to the authorized body;

      2) provide access to the objects of monitoring to persons carrying out the state monitoring of property and not to impede the actions of these persons carrying.

      Footnote. Article 17 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 24.05.2018 № 156-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 18. Electronic data base of the state monitoring of property

      1. Electronic data base of the state monitoring of property shall contain brief legal, technical and economic information on the objects of monitoring. Its maintenance shall be carried out by the authorized body.

      2. State bodies and organizations that create and maintain registers and informational data base on individuals and legal entities shall provide information to the authorized body on a gratuitous basis required for formation and updating of the electronic data base of the state monitoring of property.

      3. Access to information of the state monitoring of property shall be provided in the manner established by the Government of the Republic of Kazakhstan.

Article 19. Use of data of the state monitoring of property

      1. Data of the state monitoring of property shall be used by the state bodies upon development and carrying out of:

      direct management of the state sector of economics;

      state regulation of relations of property;

      state economic forecast and programming;

      industrial policy;

      investment, structure, institutional, tax, money and credit, pricing policy and other elements of the state economic policy;

      state regulation of protection and rational use of natural resources;

      regulation of foreign economic activity;

      measures on ensuring of economic environmental safety of the state.

      2. Results of the state monitoring of property may be the ground for formulation of joint programs and measures oriented to increase of efficiency of the activity of separate objects of monitoring and (or0 branches of economics by the authorized body, central and local executive bodies, as well as persons in ownership or management of which the objects of monitoring are.

Article 20. Financing of works on conducting the state monitoring of property

      Carrying out of works on conducting the state monitoring of property shall be financed in accordance with the Law on republican budget for the relevant financial year.

Chapter 5. Final conclusions

Article 21. Responsibility for breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of state monitoring of property

      Persons being guilty in breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan on state monitoring of property shall bear responsibility established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 22. Order of enforcement of this Law

      This Law enters into force from the date of its official publication.

The President

of the Republic of Kazakhstan