О статусе столицы Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 296.

Оглавление

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области функционирования столицы Республики Казахстан, определяет правовые, экономические и организационные основы ее деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Столица Республики Казахстан

      1. Столица определена Конституцией Республики Казахстан.

      2. Столица Республики Казахстан (далее – столица) является:

      1) политическим и административным центром государства;

      2) местом нахождения оригинала текста Конституции Республики Казахстан, эталонов Государственного Флага и Государственного Герба Республики Казахстан, которые хранятся в Резиденции Президента Республики Казахстан "Акорда".

      3. В столице находятся Резиденция Президента Республики Казахстан "Акорда", Парламент, Правительство, Верховный Суд и иные центральные государственные органы Республики Казахстан.

      Отдельные центральные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут находиться вне столицы.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о статусе столицы

      1. Законодательство о статусе столицы основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Символы столицы

      Столица имеет свои символы: герб, флаг и гимн.

      Описание и порядок использования символов определяются маслихатом столицы.

Статья 4. Звания и поощрения города

      1. Гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства за особые заслуги в развитии экономики, социальной сферы, науки и культуры столицы маслихатом по представлению акима столицы может присваиваться звание "Астана қаласының құрметті азаматы".

      2. Местный представительный орган (маслихат) и местный исполнительный орган (акимат) столицы вправе устанавливать и применять иные виды поощрений.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Территория и пригородная зона столицы

      1. Территорию столицы составляют земля, водные объекты в границах административно-территориальных единиц столицы, устанавливаемых и изменяемых Правительством Республики Казахстан с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов.

      2. Земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию, образуют пригородную зону столицы, размеры и границы которой устанавливаются и изменяются Правительством Республики Казахстан по совместным предложениям маслихата и акимата столицы и маслихата и акимата области, территория которой включена в пригородную зону.

      Порядок и режим использования земель, включенных в пригородную зону, определяются Правительством Республики Казахстан по совместным предложениям маслихата и акимата столицы, согласованным с маслихатом и акиматом области, территория которой включена в пригородную зону.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2017 № 86-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Сноска. Статья 6 исключена Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Особенности местного государственного управления в столице

Статья 7. Задачи органов местного государственного управления столицы

      Задачами органов местного государственного управления столицы по обеспечению осуществления городом функций столицы Республики Казахстан являются:

      1) создание условий для выполнения столицей роли политического, административного, культурного и экономического центра Республики Казахстан;

      2) повышение конкурентных возможностей столицы среди других столиц мира, создание города с устойчивым развитием;

      3) развитие столицы как центра международных отношений;

      4) создание условий для осуществления деятельности Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства, Верховного Суда, иных центральных государственных органов, а также дипломатических представительств иностранных государств;

      5) создание условий для организации и проведения общегосударственных и международных мероприятий;

      6) осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 8. Полномочия маслихата столицы

      Наряду с полномочиями, установленными законодательством Республики Казахстан, маслихат столицы в пределах своей компетенции:

      1) устанавливает международные связи с местными представительными органами других государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) исключен Законом РК от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      3) утверждает:

      планы экономических и социальных программ развития столицы, бюджета столицы и отчеты о его исполнении;

      правила регулирования миграционных процессов на территории столицы;

      размеры и порядок оказания социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан;

      схемы градостроительного освоения территории столицы, разрабатываемые в реализацию генерального плана столицы;

      градостроительный регламент территории столицы;

      4) согласовывает проекты договоров об отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 22.12.2016 № 28-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 08.01.2019 № 215-VІ (вводится в действие по истечении трех месяцев после дня его первого официального опубликования); от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Полномочия местного исполнительного органа столицы

      Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Наряду с полномочиями, установленными законодательством Республики Казахстан, местный исполнительный орган столицы в пределах своей компетенции:

      1) утверждает перечень коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами, осуществляет владение, пользование и распоряжение государственными пакетами акций акционерных обществ и долями участия товариществ с ограниченной ответственностью, зарегистрированных на территории столицы, за исключением юридических лиц, отнесенных к республиканской собственности;

      2) осуществляет владение, пользование и распоряжение коммунальной собственностью столицы;

      3) издает постановления, регулирующие отношения по приватизации коммунальной собственности столицы;

      4) исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      5) исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      6) исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      7) осуществляет заимствование в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

      8) участвует в выработке государственной архитектурной, градостроительной и строительной политики, применяемой на территории столицы и пригородной зоны;

      9) координирует деятельность субъектов по реализации утвержденного в установленном законодательством Республики Казахстан порядке генерального плана развития и застройки столицы, комплексной схемы градостроительного планирования прилегающих территорий (проекта районной планировки), отнесенных к пригородной зоне столицы;

      10) организует разработку проекта генерального плана развития и застройки территории столицы и пригородной зоны;

      11) исключен Законом РК от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      12) подготавливает материалы предварительных заключений для градостроительного совета столицы;

      13) осуществляет контроль за сроком проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов реконструкции;

      14) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      15) разрабатывает размеры и порядок оказания социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан;

      16) координирует вопросы труда и обеспечивает реализацию политики занятости населения в столице;

      17) осуществляет международное сотрудничество по вопросам развития столицы;

      18) создает условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий в столице в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      18-1) определяет юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, основными предметами деятельности которого являются содействие социально-экономическому развитию столицы, развитию делового туризма, а также подготовка столицы к международной выставке;

      19) координирует деятельность в области эффективного функционирования систем тепло- энерго-, водо-, газоснабжения, канализации и водоотведения, дорожной деятельности, всех видов столичного транспорта и связи, благоустройства, озеленения, санитарной очистки города, а также инженерного обеспечения, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

      19-1) определяет перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих ремонту, направленному на придание единого архитектурного облика столице;

      19-2) из числа юридических лиц со стопроцентным участием государства в уставном капитале, созданных по решению местного исполнительного органа столицы, определяет уполномоченную организацию по организации ремонта многоквартирных жилых домов, направленного на придание единого архитектурного облика столице;

      19-3) утверждает правила организации и проведения ремонта многоквартирных жилых домов столицы, направленного на придание единого архитектурного облика столице;

      19-4) утверждает правила компенсации собственникам помещений (квартир) затрат, связанных с ремонтом многоквартирных жилых домов, направленным на придание единого архитектурного облика столице;

      19-5) осуществляет через уполномоченную организацию за счет средств местного бюджета полную компенсацию собственникам помещений (квартир) затрат, связанных с ремонтом многоквартирных жилых домов, направленным на придание единого архитектурного облика столице;

      19-6) организует снос аварийных многоквартирных жилых домов;

      19-7) обеспечивает проведение за счет средств местного бюджета государственного технического обследования функционирующих многоквартирных жилых домов (с определением общего имущества объекта кондоминиума), а также изготовление и возмещение расходов по изготовлению кадастрового паспорта объекта недвижимости на многоквартирный жилой дом и придомовой земельный участок в случае поступления соответствующего обращения от собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома на основании решения собрания собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан "О жилищных отношениях" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество";

      19-8) вправе при наличии средств местного бюджета осуществлять организацию и финансирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов с условием обеспечения возвратности средств собственниками квартир, нежилых помещений многоквартирных жилых домов;

      19-9) вправе при наличии средств местного бюджета осуществлять организацию и финансирование ремонта и замены лифтов в многоквартирных жилых домах с условием обеспечения возвратности средств собственниками квартир, нежилых помещений многоквартирных жилых домов;

      19-10) разрабатывает и утверждает правила обеспечения возвратности денег собственниками квартир, нежилых помещений, связанных с ремонтом и заменой лифтов, капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома;

      19-11) организует работу жилищной инспекции по осуществлению государственного контроля в отношении субъектов контроля в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения;

      19-12) организует работу жилищной инспекции по осуществлению государственного надзора в отношении субъектов надзора в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств;

      19-13) определяет городского оператора системы жизнеобеспечения жителей столицы со стопроцентным участием государства в уставном капитале;

      19-14) вправе при наличии средств местного бюджета осуществлять организацию и финансирование мероприятий по реконструкции, текущему или капитальному ремонту наружных стен, кровли многоквартирных жилых домов, направленных на придание единого архитектурного облика столице;

      20) координирует деятельность медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги на территории столицы;

      21) реализует политику в области развития и функционирования объектов внутренней торговли и бытового обслуживания;

      22) осуществляет меры по обеспечению единства и сохранности объектов городского хозяйства, элементов благоустройства и развитию города;

      23) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      24) по согласованию с заинтересованными государственными органами определяет схемы и порядок движения транзитного автомобильного транспорта;

      25) организует платные автостоянки (автопарковки);

      26) утверждает:

      перечень улиц столицы;

      правила организации автостоянок (автопарковок, паркингов) и определения их категорий;

      правила пользования коммунальными платными автопарковками (паркингами);

      по согласованию с уполномоченным государственным органом в области транспорта правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице;

      по согласованию с заинтересованными центральными уполномоченными государственными органами правила предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы;

      27) осуществляет принудительное отчуждение земельных участков и (или) иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе";

      27-1) принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации государственного предприятия на праве хозяйственного ведения в сфере обеспечения принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд, их освобождения от зданий (строений, сооружений), а также координирует его деятельность;

      28) предъявляет иски в суд о принудительном изъятии земельных участков, не используемых по назначению на территории столицы, о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

      29) обеспечивает проведение путевых работ на судоходном участке реки Есиль в пределах административно-территориальной границы столицы;

      30) разрабатывает и утверждает тарифную политику, применяемую на общественном транспорте столицы;

      31) разрабатывает и утверждает правила передачи в управление объектов транспортной инфраструктуры столицы;

      32) определяет компанию, осуществляющую функции управления объектами транспортной инфраструктуры столицы;

      33) осуществляет мероприятия по передаче в управление объектов транспортной инфраструктуры столицы;

      34) разрабатывает и утверждает Правила внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления дорожным движением;

      35) разрабатывает и утверждает Правила управления и эксплуатации транспортной инфраструктуры;

      36) исключен Законом РК от 21.05.2024 № 86-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      37) разрабатывает правила регулирования миграционных процессов на территории столицы в соответствии с типовыми правилами регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан;

      38) разрабатывает градостроительный регламент территории столицы;

      39) согласовывает проекты государственных нормативов (государственные нормативные документы) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, применяемых на территории столицы и пригородной зоны;

      40) разрабатывает схемы градостроительного освоения территории столицы, разрабатываемые в реализацию генерального плана столицы;

      41) обеспечивает координацию деятельности управляющих компаний специальных экономических зон;

      42) разрабатывает и утверждает правила установки летних площадок, объектов общественного питания, объектов сферы услуг.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2010 № 369-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2015 № 312-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 362-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 22.12.2016 № 28-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2019 № 284-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.06.2021 № 60-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.03.2023 № 207-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.04.2023 № 221-VII (вводится в действие с 01.07.2023); от 21.05.2024 № 86-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 22.11.2024 № 138-VIII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9-1. Организация, оказывающая содействие социально-экономическому развитию столицы, развитию делового туризма, а также подготовке столицы к международной выставке

      Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Организация, оказывающая содействие социально-экономическому развитию столицы, развитию делового туризма, а также подготовке столицы к международной выставке:

      1) осуществляет выработку и внесение на рассмотрение акимата столицы предложений по проведению мероприятий, направленных на продвижение бренда столицы, и реализацию данных мероприятий;

      2) оказывает услуги акимату столицы по продвижению бренда столицы;

      3) осуществляет привлечение инвестиций и реализацию проектов в рамках развития туристской дестинации;

      4) осуществляет развитие промышленно-инновационной деятельности в области возобновляемых источников энергии;

      5) продвигает мероприятия, способствующие развитию делового туризма в столице;

      6) предоставляет необходимую информацию о столице местным и зарубежным туристам;

      7) осуществляет поиск, изучение, привлечение и внедрение инновационных решений в области туризма;

      8) вносит предложения по развитию туристского потенциала столицы;

      9) осуществляет иную деятельность, определяемую акиматом столицы.

      Сноска. Глава 2 дополнена статьей 9-1 в соответствии с Законом от 27.10.2015 № 362-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2021 № 87-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9-2. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в сфере обеспечения принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд, их освобождения от зданий (строений, сооружений)

      1. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в сфере обеспечения принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд, их освобождения от зданий (строений, сооружений) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе":

      1) обеспечивает уведомление собственников или негосударственных землепользователей о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

      2) обеспечивает определение рыночной стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, определяет размер возмещения;

      3) обеспечивает подготовку сметной стоимости освобождения изымаемых земельных участков от зданий (строений, сооружений);

      4) обеспечивает проведение переговоров, согласительных процедур с собственниками изымаемого имущества или негосударственными землепользователями;

      5) представляет интересы акимата столицы в судах по вопросам принудительного изъятия земельных участков или иного имущества для государственных нужд;

      6) обеспечивает за счет бюджетных средств выплату возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и убытков, подлежащих возмещению;

      7) обеспечивает освобождение земельных участков от зданий (строений, сооружений).

      2. Местный исполнительный орган столицы приобретает услуги и работы в сфере обеспечения принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд, их освобождения от зданий (строений, сооружений) у государственного предприятия, определенного в пункте 1 настоящей статьи.

      Сноска. Глава 2 дополнена статьей 9-2 в соответствии с Законом от 27.10.2015 № 362-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Аким столицы

      Наряду с полномочиями, установленными законодательством Республики Казахстан, аким столицы в пределах своей компетенции:

      1) представляет столицу в отношениях с Президентом Республики Казахстан, Парламентом, Правительством, иными центральными государственными органами Республики Казахстан, международными организациями и представителями иностранных государств;

      2) согласовывает проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, непосредственно затрагивающих интересы столицы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      3) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проекты нормативных правовых актов и другие предложения по вопросам функционирования и развития столицы;

      4) принимает участие в решении вопросов проведения в столице мероприятий общегосударственного и международного характера;

      5) вносит в соответствующие государственные органы предложения о передаче в коммунальную собственность города объектов, находящихся в республиканской собственности, расположенных на территории столицы, имеющих важное значение для обеспечения выполнения городом функций столицы.

Статья 11. Коммунальная собственность столицы

      Коммунальная собственность столицы является составной частью государственной собственности Республики Казахстан и состоит из:

      1) собственности на земли, находящиеся на территории столицы, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности;

      2) прав собственности на акции в акционерных обществах, долей участия в товариществах с ограниченной ответственностью, где акимат столицы выступает в качестве акционера (участника);

      3) улиц столицы, собственности на недвижимость;

      4) имущества государственных учреждений и коммунальных государственных предприятий, где акимат столицы выступает в качестве собственника;

      5) иного имущества и прав, в том числе имущественных, активов.

      Сноска. Статья 11 с изменением, внесенным Законом РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность в столице

      1. На территории столицы архитектурная, градостроительная и строительная деятельность должна осуществляться в соответствии с генеральным планом столицы, градостроительной и архитектурно-строительной документацией, государственными нормативами (государственными нормативными документами) и в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.

      2. Исключен Законом РК от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Для рассмотрения и координации вопросов застройки территории столицы аким столицы создает градостроительный совет столицы.

      Градостроительный совет столицы возглавляет аким столицы.

      В состав градостроительного совета столицы входят представители акимата столицы, руководитель местного исполнительного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, государственного архитектурно-строительного контроля и надзора столицы, ведущие архитекторы. К работе градостроительного совета могут привлекаться представители общественных объединений, ассоциаций и иные лица.

      Градостроительный совет столицы:

      1) рассматривает архитектурно-градостроительные проекты на территории столицы и пригородной зоны:

      2) рассматривает и вносит рекомендации по вопросам монументально-художественного оформления столицы;

      3) осуществляет иные функции в соответствии с положением о градостроительном совете.

      Периодичность заседания градостроительного совета определяется акимом столицы.

      4. В целях придания единого архитектурного облика столице местный исполнительный орган столицы проводит технические обследования многоквартирных жилых домов.

      На основании актов технических обследований местный исполнительный орган столицы определяет перечень домов, подлежащих ремонту, направленному на придание единого архитектурного облика столице.

      После определения местным исполнительным органом столицы перечня домов собрание собственников помещений (квартир) принимает решение:

      о проведении ремонта, направленного на придание единого архитектурного облика столице, с привлечением уполномоченной организации;

      о выборе подрядной организации;

      об обращении через орган управления объектом кондоминиума за полной компенсацией затрат, связанных с ремонтом многоквартирных жилых домов, направленным на придание единого архитектурного облика столице.

      На основании решения собрания собственников помещений (квартир) орган управления объектом кондоминиума заключает с уполномоченной организацией договор на организацию проведения ремонта.

      На основании заключенного договора с органом управления объектом кондоминиума и решения собрания собственников помещений (квартир) уполномоченная организация заключает договор с подрядной организацией.

      По окончании работ уполномоченная организация совместно с органом управления объектом кондоминиума принимает от подрядной организации результаты работ.

      Орган управления объектом кондоминиума на основании решения собственников помещений (квартир) обращается в местный исполнительный орган столицы за полной компенсацией собственникам помещений (квартир) затрат, связанных с ремонтом многоквартирных жилых домов, направленным на придание единого архитектурного облика столице.

      Оплата подрядной организации за выполненный объем работ осуществляется уполномоченной организацией за счет средств, полученных от местного исполнительного органа столицы и предназначенных для полной компенсации собственникам помещений (квартир) затрат, связанных с ремонтом многоквартирных жилых домов.

      5. Для придания единого архитектурного облика столице уполномоченная организация наделена следующими полномочиями:

      1) организация ремонта многоквартирных жилых домов, направленного на придание единого архитектурного облика столице;

      2) заключение договоров с:

      органом управления объектом кондоминиума;

      подрядной организацией;

      3) оплата выполненных работ;

      4) мониторинг и контроль выполняемых работ подрядными организациями в отношении общего имущества объекта кондоминиума.

      Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2019 № 291-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 13. Инфраструктура столицы

      Инфраструктура столицы включает:

      1) инженерную инфраструктуру;

      2) транспортную инфраструктуру;

      3) систему инженерного обеспечения, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и внутренней торговли;

      4) систему благоустройства и озеленения;

      5) другие объекты и системы, необходимые для функционирования столицы.

Статья 13-1. Бюджет столицы

      При определении трансфертов общего характера на трехлетний период к прогнозному объему затрат по бюджетным программам развития применяется повышающий коэффициент в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

      Сноска. Глава 2 дополнена статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 01.01.2023 № 182-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Заключительные положения

      Сноска. Заголовок главы 3 в редакции Закона РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Особенности изъятия земельных участков для государственных нужд

      Сноска. Статья 14 исключена Законом РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

      2. Исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 20 мая 1998 г "О статусе столицы Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г, N 7-8, ст. 79; 2001 г., N 15-16, ст. 228, 229; 2002 г., N 6, ст. 75; 2003 г., N 24. ст, 178; 2004г., N 23, ст. 142)

      Сноска. Статья 15 с изменением, внесенным Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Президент
Республики Казахстан



On the status of the capital of the Republic of Kazakhstan

The Law of the Republic of Kazakhstan dated July 21, 2007 No. 296.

      Unofficial translation

      This Law regulates social relations in the sphere of functioning of the capital of the Republic of Kazakhstan, defines the legal, economic and organizational basis for its activities.

Chapter 1. General Provisions Article 1. The capital of the Republic of Kazakhstan

      1. The capital is determined by the Constitution of the Republic of Kazakhstan.

      2. The capital of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - the capital) is:

      1) the political and administrative center of the state;

      2) the location of the original text of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the standards of the National Flag and National Emblem of the Republic of Kazakhstan, which are kept in the residence of the President of the Republic of Kazakhstan “AkOrda”.

      3. The residence of the President of the Republic of Kazakhstan “AkOrda”, the Parliament, the Government, the Supreme Court and other central state bodies of the Republic of Kazakhstan are situated in the capital.

      Some central state bodies, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, may be outside of the capital.

      Footnote. Article 1 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 2. Legislation on the status of the capital

      1. The legislation on the status of the capital is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan and consists of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. If an international treaty, ratified by the Republic of Kazakhstan stipulates other rules than those provided in this Law, the rules of the international treaty shall apply.

Article 3. Symbols of the capital

      The capital has its own symbols: emblem, flag and anthem.

      Description and use of the symbols shall be defined by maslikhat of the capital.

Article 4. The title and promotion of the city

      1. The citizens of the Republic of Kazakhstan, foreigners and stateless persons may be awarded with the title "Astana kalasynyn құrmetti azamaty" for special merits in the development of the economy, social sphere, science, and culture of the capital by the maslikhat, on the proposal of the Akim of the capital.

      2. The local representative body (maslikhat) and the local executive body (akimat) of the capital are entitled to establish and apply different types of incentives.

      Footnote. Article 4 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 5. Territory and suburban area of the capital

      1. The territory of the capital is made up of land, and water objects within the boundaries of the administrative-territorial units of the capital, established and changed by the Government of the Republic of Kazakhstan, taking into account the opinions of local representative and executive bodies.

      2. The land outside the city limits, constituting with the city a single social, natural and economic area, forms a suburban area of the capital, the size and boundaries of which are set and changed by the Government of the Republic of Kazakhstan at the joint proposal of the akimat and maslikhat of the capital, and the maslikhat and akimat of the region, which territory is included in the suburban area.

      The procedure and regime of land use, included in the suburban area, shall be determined by the Government of the Republic of Kazakhstan on the joint proposal of the maslikhat and akimat of the capital, and agreed with the regional akimat and maslikhat, which territory is included in the suburban area.

      Footnote. Article 5 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2017 № 86-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 6. Competence of the Government of the Republic of Kazakhstan

      Footnote. Article 6 is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 19.04.2023 № 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 2. Features of the local public
administration in the capital Article 7. Tasks of the bodies of local public administration of the capital

      The tasks of the bodies of local public administration of the capital to ensure the implementation by the city the functions of the capital of the Republic of Kazakhstan are:

      1) creation of conditions for the implementation of the capital as a political, administrative, cultural and economic center of the Republic of Kazakhstan;

      2) increase of the competitive capacity of the capital, among other capitals of the world, creating a city with sustainable development;

      3) development of the capital as a center of international relations;

      4) creation of conditions for the activities of the President of the Republic of Kazakhstan, the Parliament, the Government, the Supreme Court, other central state bodies, as well as diplomatic missions of foreign states;

      5) creation of conditions for the organization and holding of national and international events;

      6) fulfillment of other functions, provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 8. Powers of the maslikhat of the capital

      In addition to the powers, provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan, the maslikhat of the capital, within its competence, shall:

      1) establish the international relations with the local representative bodies of other states in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 28.10.2015 № 366-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication);

      3) approve:

      the plans for economic and social development programs of the capital, the capital budget and reports on its implementation;

      the rules for regulation of migration processes in the territory of the capital;

      the amount and order of social assistance to certain categories of citizens in need;

      schemes of urban development of the capital's territory, developed for implementation of the capital master plan;

      urban-planning regulations of the territory of the capital;

      4) approve draft agreements on alienation of a land plot or other immovable property in connection with withdrawal of a land plot for state needs.

      Footnote. Article 8, as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication); dated 28.10.2015 № 366-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 22.12.2016 № 28-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 05.05.2017 № 59-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 08.01.2019 № 215-VI (shall be enforced upon the expiration of three months after the date of its first official publication); dated 21.01.2019 № 217-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 9. Powers of the local executive body of the capital

      Footnote. Title, as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication).

      In addition to the powers, provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan, the local executive body of the capital, within its competence, shall:

      1) approve the list of municipal property, not assigned to municipal entities, possess, use and dispose of the state-owned stakes of joint stock companies and stakes in limited liability companies, registered on the territory of the capital, except for legal entities, referred to the republican property;

      2) exercise possession, use, and disposal of communal property of the capital;

      3) issue resolutions regulating relations on the privatization of communal property of the capital;

      4) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);
      5) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);
      6) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      7) carry out borrowing in accordance with the budget legislation of the Republic of Kazakhstan;

      8) participate in the formulation of the state architectural, urban planning and construction policy, used in the capital and suburban areas;

      9) coordinate the activities of the subjects for the implementation of the approved in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan order the master plan for the development of the capital, the complex schemes of urban planning of the surrounding areas (draft regional planning), referred to the suburban area of the capital;

      10) organize the drafting of a master plan for the development and construction in the capital and suburban areas;

      11) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 28.10.2015 № 366-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication);

      12) prepare materials of the preliminary conclusions for the Town Planning Board of the capital;

      13) control the period of design, construction and commissioning of the objects of the reconstruction;

      14) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 № 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      15) develop the amount and order of social assistance to certain categories of citizens in need;

      16) coordinate the issues of labour and ensure the implementation of employment policy in the capital;

      17) carry out international cooperation on the development of the capital;

      18) create the conditions for national and international events in the capital in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      18-1) determine a legal entity with a 100% participation of the state in the authorized capital, the main activities of which are the promotion of socio-economic development of the capital, development of business tourism, as well as preparation of the capital for an international exhibition;

      19) coordinate activities in the field of the effective functioning of systems of heat, energy, water, gas-supply, sewerage and drainage, road activities, all kinds of metropolitan transport and communications, landscaping, gardening, sanitary cleaning of the city, as well as engineering, maintenance and repair of housing fund;

      19-1) defines the list of multi-apartment residential buildings subject to repair, aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      19-2) from among the legal entities with 100% state participation in the authorized capital established by the decision of the local executive body of the capital, determines the authorized organization to arrange repair of multi-apartment residential buildings aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      19-3) approves the rules for organization and carrying out of repair of multi-apartment residential buildings of the capital, aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      19-4) approves the rules for compensation of costs to owners of premises (apartments) associated with the repair of multi-apartment residential buildings, aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      19-5) through the authorized organization, at the expense of the local budget, fully compensates the costs to the owners of the premises (apartments) associated with the repair of multi-apartment residential buildings aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      19-6) organize the demolition of emergency multi-apartment residential buildings;

      19-7) facilitate the state technical inspection, at the local budget expense, of the functional multi-apartment residential buildings (with the determination of the common property of the condominium object), as well as production and reimbursement of expenses for the production of a cadastral passport of a real estate object for an apartment building and a house land plot in case of a corresponding application for it from the owners of apartments, non-residential premises of an apartment building based on the decision of the meeting of owners of apartments, non-residential premises of an apartment building as required by the laws of the Republic of Kazakhstan On Housing Relations and On State Registration of Rights to Immovable Property;

      19-8) have the right to organize and finance capital repair of a multi-apartment residential buildings with the condition of ensuring the return of funds by the owners of apartments, non-residential premises of a multi-apartment residential buildings, if local budget funds are available;

      19-9) have the right to organize and finance the repair and replacement of elevators in a multi-apartment residential buildings with the condition of ensuring the return of funds by the owners of apartments, non-residential premises of a multi-apartment residential buildings if local budget funds are available;

      19-10) develop and approve the rules for ensuring compensation of expenses on repair and replacement of elevators, major repairs of an apartment building by owners of apartments, non-residential premises;

      19-11) organize the work of the housing inspection on implementation of state control in relation to the subjects of control within the boundaries of settlements at the objects of social infrastructure in the spheres of housing fund management, gas and gas supply;

      19-12) organize the work of the housing inspection on implementation of state supervision in relation to the subjects of supervision within the boundaries of settlements at the objects of social infrastructure in the field of industrial safety over compliance with the requirements for the safe operation of hazardous technical devices;

      19-13) determine the city operator of the life support system for residents of the capital with one hundred percent participation of the state in the authorized capital;

      20) coordinate the activities of health care organizations that provide medical services in the capital;

      21) implement the policy in the development and operation of the objects of internal trade and consumer services;

      22) take measures to ensure the unity and safety of municipal facilities, elements of improvement and development of the city;

      23) Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 № 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      24) in coordination with the interested state bodies determine the scheme and the order for the movement of transit vehicles;

      25) organize the paid parking lots (car parks);

      26) approve:

      the list of streets of the capital;

      the rules for organization of parking lots (car parks, parking) and defining their categories;

      the rules for the use of municipal paid car parks (parking);

      in agreement with the authorized state body for transport, rules for the carriage of passengers and luggage by road in the capital;

      in agreement with the interested central authorized state bodies, the rules for the provision by individuals and legal entities of trade, entertainment, hotel, medical and other services in the capital;

      27) forcibly alienate land plots and (or) other immovable property associated with the seizure of a land plot for state needs in the manner prescribed by the Land Code of the Republic of Kazakhstan and the Law of the Republic of Kazakhstan “On State Property”;

      27-1) takes a decision on establishment, reorganization, liquidation of a state-owned enterprise on the basis of the right of economic management in the field of ensuring the compulsory seizure of land plots for state needs, their vacation from buildings (buildings, structures), and coordinates its activities;

      28) make claims to the court for compulsory seizure of land plots, not used for its intended purpose on the territory of the capital, on compulsory acquisition of the land plot or other immovable property in connection with the seizure of the land plot for state needs;

      29) ensure the performance of track works on the navigable section of the Yesil river within the administrative-territorial border of the capital;

      30) develop and approve the tariff policy, applied by public transport of the capital;

      31) develop and approve the rules for the transfer to the management of the transport infrastructure of the capital;

      32) determine the company performing the functions of management of the transport infrastructure of the capital;

      33) take measures to the transfer for management of the transport infrastructure of the capital;

      34) develop and approve the rules for implementation and operation of automated systems of traffic control;

      35) develop and approve the rules for management and operation of transport infrastructure;

      36) as excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 21.05.2024 № 86-VIII (shall enter into force upon expiry of sixty calendar days after the day of its first official publication).

      37) develops the rules for regulation of migration processes in the capital in accordance with the standard rules for regulation of migration processes in regions, cities of republican significance and the capital approved by the Government of the Republic of Kazakhstan;

      38) develop urban planning regulations for the territory of the capital;

      39) coordinates drafts of state standards (state normative documents) in the field of architectural, town-planning and construction activities used in the territory of the capital and the suburban area;

      40) prepares schemes for urban development of the territory of the capital, worked out for implementation of the master plan of the capital.

      41) ensure coordination of the activities of management companies of special economic zones;

      42) develop and approve the rules for installation of summer playgrounds, public catering facilities, service facilities.

      Footnote. Article 9, as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 28.12.2010 № 369-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication); dated 03.07.2013 № 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 07.11.2014 № 248-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.05.2015 № 312-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 27.10.2015 № 362-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 28.10.2015 № 366-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 22.12.2016 № 28-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 05.05.2017 № 59-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated от 26.12.2019 № 284-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated от 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); № 60-VII of 30.06.2021 (shall come into force ten calendar days after the date of its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 15.03.2023 № 207-VII (shall be enforced sixty calendar days after the date of its first official publication); dated 05.04.2023 № 221-VII (shall be enforced from01.07.2023); dated 19.04.2023 № 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication); dated 21.05.2024 № 86-VIII (shall enter into force upon expiry of sixty calendar days after its first official publication).

Article 9-1. Organization, providing assistance to socio-economic development of the capital, development of business tourism, as well as preparation of the capital for an international exhibition

      Footnote. The title as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

      An organization that promotes the socio-economic development of the capital, development of business tourism, as well as preparation of the capital for an international exhibition:

      1) carry out the development and submission for consideration of the akimat of the capital of proposals for holding events aimed at promoting the brand of the capital, and the implementation of these events;

      2) renders services to the capital akimat in promoting the brand of the capital;

      3) attracts investments and implements projects within the framework of development of tourist destination;

      4) carry out the development of industrial and innovative activities in the field of renewable energy sources;

      5) promotes activities contributing to development of business tourism in the capital;

      6) provides necessary information about the capital to local and foreign tourists;

      7) carries out search, study, attraction and introduction of innovative solutions in the field of tourism;

      8) makes proposals for development of tourist potential of the capital;

      9) carries out other activities determined by the capital akimat.

      Footnote. Chapter 2 is supplemented by Article 9-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.10.2015 № 362-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 27.12.2021 № 87-VII (effective after ten calendar days after the date of its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 9-2. State enterprise on the basis of the right of economic management in the sphere of ensuring compulsory seizure of land plots for state needs, their vacation from buildings (buildings, structures)

      1. State enterprise on the basis of the right of economic management in the sphere of ensuring compulsory seizure of land plots for state needs, their vacation from buildings (buildings, structures) in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On State Property":

      1) notifies the owners or non-state land users of the beginning of compulsory alienation of a land plot or other real property in connection with the seizure of a land plot for state needs;

      2) ensures determination of the market value of a land plot or other real property alienated in connection with the seizure of a land plot for state needs, determines the amount of compensation;

      3) provides preparation of the estimated cost of vacation of the seized land plots from buildings (buildings, structures);

      4) ensures the conduct of negotiations, conciliation procedures with owners of the seized property or non-state land users;

      5) represents the interests of the capital akimat in the courts on the issues of compulsory seizure of land plots or other property for state needs;

      6) at the expense of budgetary funds, ensures reimbursement of the cost of a land plot or other real property in connection with the seizure of a land plot for state needs and losses subject to reimbursement;

      7) ensures the vacation of land plots from buildings (buildings, structures).

      2. Local executive body of the capital acquires services and works in the sphere of compulsory seizure of land plots for state needs, their vacation from buildings (buildings, structures) from a state enterprise specified in paragraph 1 of this article.

      Footnote. Chapter 2 is supplemented by Article 9-2 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.10.2015 № 362-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication).

Article 10. Akim of the capital

      In addition to the powers, provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan, Akim of the capital, within its competence, shall:

      1) represent the capital in a relationship with the President of the Republic of Kazakhstan, the Parliament, the Government, other central state bodies of the Republic of Kazakhstan, international organizations and representatives of foreign states;

      2) approve the draft regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan, directly affecting the interests of the capital, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) submit for the consideration of the Government of the Republic of Kazakhstan the draft regulatory legal acts and other proposals on the functioning and development of the capital;

      4) participate in resolving issues of holding in the capital the events of national and international character;

      5) submit to the relevant state authorities the proposals on the transfer to the municipal property of the city the objects owned by the Republic and located in the capital, which are essential to ensure the city functions as the capital.

Article 11. Municipal property of the capital

      Municipal property of the capital is an integral part of the state property of the Republic of Kazakhstan and consists of:

      1) the ownership of land in the territory of the capital, except for land plots, which are privately owned;

      2) the rights of ownership of shares in joint stock companies, shares in limited partnerships, where the akimat of the capital acts as a shareholder (member);

      3) the streets of the capital, ownership of the property;

      4) the property of the state institutions and municipal state enterprises, where the akimat of the capital acts as owner;

      5) other property and rights, including the right of ownership, and assets.

      Footnote. Article 11, as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication).

Article 12. Architectural, urban planning and construction activity in the capital

      1. The architectural, urban planning and construction activities on the territory of the capital must be carried out in accordance with the general plan of the capital, urban planning, and architectural-construction documentation, state regulations (state regulatory documents) and in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on architectural, urban planning and construction activities in the Republic Kazakhstan.

      2. Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 05.05.2017 № 59-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication).

      3. Akim of the capital creates a town-planning council of the capital to review and coordinate construction in the capital.

      Akim of the capital heads the town-planning council of the capital.

      The composition of the town-planning council includes representatives of the akimat of the capital, the head of the local executive body for architecture, urban planning and construction, the state architectural and construction control and supervision of the capital, leading architects. The representatives of public organizations, associations and other persons may be involved in the work of the town-planning council.

      Town-planning council of the capital:

      1) examines the architectural and urban development projects in the capital and suburban areas:

      2) examines and makes recommendations on issues of monumental decoration of the capital;

      3) performs other functions in accordance with the regulations on Town-planning council.

      The frequency of the town-planning council meeting is determined by akim of the capital.

      4. In order to give a single architectural appearance to the capital, the local executive body of the capital conducts technical surveys of multi-apartment residential buildings.

      Based on the acts of technical surveys, the local executive body of the capital determines the list of residential buildings that are subject to repair, aimed at giving a single architectural appearance to the capital.

      After the local executive body of the capital determines the list of residential buildings, the meeting of the owners of the premises (apartments) takes a decision:

      on carrying out repairs aimed at giving a single architectural appearance to the capital, with involvement of an authorized organization;

      on choosing a contractor organization;

      on applying through the management body of the condominium object for full compensation of costs associated with the repair of multi-apartment residential buildings aimed at giving a single architectural appearance to the capital.

      On the basis of the decision of the meeting of the owners of the premises (apartments), the management body of the condominium object concludes a contract with the authorized organization to conduct the repair.

      On the basis of the concluded contract with the management body of the condominium object and the decision of the meeting of the owners of the premises (apartments), the authorized organization enters into a contract with a contractor organization.

      Upon completion of the works, the authorized organization, together with the management body of the condominium object, accepts the results of the contractor organization's work.

      The management body of the condominium object on the basis of the decision of the owners of the premises (apartments) appeals to the local executive body of the capital for full compensation to the owners of the premises (apartments) of the costs associated with the repair of multi-apartment residential buildings aimed at giving a single architectural appearance to the capital.

      Payment to the contractor organization for the performed work is carried out by the authorized organization at the expense of funds received from the local executive body of the capital and intended for full compensation to the owners of the premises (apartments) of the costs associated with the repair of multi-apartment residential buildings.

      5. To give a single architectural appearance to the capital the authorized organization has the following powers:

      1) to organize repair of multi-apartment residential buildings, aimed at giving a single architectural appearance to the capital;

      2) to conclude contracts with:

      the management body of the condominium object;

      a contractor organization;

      3) to pay for the work performed;

      4) to monitor and control the work performed by contractor organizations in relation to the common property of the condominium object.

      Footnote. Article 12, as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 06.01.2011 № 378-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 28.10.2015 № 366-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 05.05.2017 № 59-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication); dated 27.12.2019 № 291-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 13. Infrastructure of the capital

      Infrastructure of the capital includes:

      1) engineering infrastructure;

      2) transport infrastructure;

      3) system of engineering support, maintenance and repair of housing, health facilities, education and internal trade;

      4) system of general improvement and landscaping;

      5) other facilities and systems, necessary for the functioning of the capital.

Article 13-1. Budget of the capital

      When determining transfers of a general nature for a three-year period, an increasing coefficient shall be applied to the forecast amount of costs on budget development programs in the manner determined by the central authorized state planning body.

      Footnote. Chapter 2 has been supplemented by Article 13-1 pursuant to the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.01.2023 № 182-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 3. FINAL PROVISIONS

      Footnote. Title of Chapter 3 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication).

Article 14. Features of seizure of land plots for state needs

      Footnote. Article 14 is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.03.2011 № 414-IV (shall be enforced from the day of its first official publication).

Article 15. The procedure for the enforcement of this Law

      1. This Law enters into force from the day of its official publication.

      2. Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

      3. The Law of the Republic of Kazakhstan “On the status of the capital of the Republic of Kazakhstan” dated May 20, 1998 shall be deemed to have lost force (Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, 1998, № 7-8, Art. 79; 2001, № 15-16, Art. 228, 229; 2002, № 6, Art. 75; 2003, № 24. Art. 178; 2004, № 23, Art. 142).

      Footnote. Article 15 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.04.2019 № 243-VІ (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

      The President
of the Republic of Kazakhstan