Об общественных советах

Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года № 383-V ЗРК.

      Примечание РЦПИ!
      Вводится в действие с 01.01.2016.
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон определяет правовой статус, порядок формирования и организацию деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней, а также национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями (далее – субъекты квазигосударственного сектора).

      Сноска. Преамбула – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус общественных советов

      1. Общественными советами являются консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, органами местного государственного управления, субъектами квазигосударственного сектора по вопросам их компетенции, за исключением государственных органов, указанных в части второй настоящего пункта, совместно с некоммерческими организациями, гражданами.

      Общественные советы не образуются с участием Верховного Суда Республики Казахстан, Конституционного Суда Республики Казахстан, органов прокуратуры, Администрации Президента Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, Министерства обороны Республики Казахстан, Управления делами Президента Республики Казахстан, Аппарата Правительства Республики Казахстан, Управления материально-технического обеспечения, Национального центра по правам человека Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, специальных государственных органов Республики Казахстан.

      2. Консультативно-совещательные, наблюдательные органы при государственных органах, образуемые в ином порядке, чем предусмотрено настоящим Законом, и некоммерческие организации не могут иметь наименование "общественный совет" и обладать в полном объеме полномочиями, установленными настоящим Законом.

      3. Общественные советы формируются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

      4. Общественные советы образуются на двух уровнях – республиканском и местном. Общественные советы являются автономными и самостоятельными. Взаимодействие между общественными советами осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

      5. К республиканскому уровню общественных советов относятся общественные советы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, за исключением государственных органов, указанных в части второй пункта 1 настоящей статьи, а также субъектами квазигосударственного сектора совместно с некоммерческими организациями, гражданами.

      6. К общественным советам местного уровня относятся общественные советы соответствующей административно-территориальной единицы. При этом функции Общественного совета на уровне села, поселка, сельского округа, города районного значения возлагаются на собрание местного сообщества.

      7. Количество представителей гражданского общества в Общественном совете должно составлять не менее двух третей от общего числа его членов.

      8. Рекомендации общественных советов являются обязательными для рассмотрения государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, которые принимают предусмотренные законодательством Республики Казахстан решения и дают мотивированные ответы.

      9. Ответственность за социально-экономическое развитие и состояние дел в соответствующих регионе, отрасли, сфере деятельности не может быть возложена на Общественный совет и остается за государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора.

      10. В целях обеспечения достижения целей и задач, предусмотренных настоящим Законом, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан и его представители в областях, городах республиканского значения, столице либо сотрудники Национального центра по правам человека могут принимать участие в заседаниях общественных советов в пределах компетенции Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 11.07.2017 № 91-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020); от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2021 № 91-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); РК от 05.11.2022 № 157-VII (порядок введения в действие см. ст. 3); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественных советах

      1. Законодательство Республики Казахстан об общественных советах основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 2-1. Уполномоченный орган по вопросам деятельности общественных советов

      1. Уполномоченным органом по вопросам деятельности общественных советов является центральный исполнительный орган, осуществляющий межотраслевую координацию в сфере взаимодействия государства и гражданского общества.

      2. Уполномоченный орган по вопросам деятельности общественных советов:

      1) реализует государственную политику по вопросам деятельности общественных советов;

      2) осуществляет координацию и методическое сопровождение деятельности общественных советов на республиканском и местном уровнях;

      3) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об общественных советах;

      4) разрабатывает и утверждает Типовое положение об Общественном совете;

      5) разрабатывает и утверждает правила организации и проведения общественного контроля;

      6) осуществляет подготовку и внесение Национального доклада о деятельности общественных советов в Республике Казахстан не менее одного раза в три года в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан не позднее 25 декабря текущего года;

      7) вырабатывает рекомендации по формированию состава общественных советов, а также по количественному составу на местном уровне;

      8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Глава 1 дополнена статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 3. Цель и задачи общественных советов

      1. Целью деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам.

      2. Задачами общественных советов являются:

      1) представление интересов гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений на республиканском и местном уровнях;

      2) развитие взаимодействия центральных исполнительных органов и органов местного государственного управления и самоуправления, а также субъектов квазигосударственного сектора с гражданским обществом;

      3) организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности центральных исполнительных органов и органов местного государственного управления и самоуправления, а также субъектов квазигосударственного сектора.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4. Принципы деятельности общественных советов

      Общественные советы осуществляют свою деятельность на основе принципов:

      1) независимости;

      2) деятельности его членов на общественных началах;

      3) автономности;

      4) самостоятельности;

      5) публичности.

      Сноска. Статья 4 – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Полномочия общественных советов, образуемых министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также органами местного государственного управления

      Сноска. Заголовок статьи 5 – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. К полномочиям общественных советов, образуемых министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также органами местного государственного управления относятся:

      1) обсуждение проектов бюджетных программ администратора бюджетных программ, проектов документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;

      2) обсуждение выполнения бюджетных программ администратора бюджетных программ, рассмотрение результатов мониторинга хода реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;

      3) обсуждение отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов;

      4) обсуждение отчетов администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности;

      4-1) обсуждение отчетов о результатах мониторинга реализации планов развития государственных предприятий, контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, за исключением субъектов квазигосударственного сектора;

      5) участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О правовых актах", за исключением проектов нормативных правовых актов центральных и местных исполнительных органов, а также акимов, предусматривающих принятие решений об установлении (отмене) карантинной зоны с введением карантинного режима на соответствующей территории, установлении (снятии) карантина и (или) ограничительных мероприятий в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии, а также объявление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

      6) рассмотрение обращений физических и юридических лиц по общественно значимым вопросам соответствующей сферы деятельности государственного органа или региона, в том числе по вопросам совершенствования государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики государственных служащих, в соответствии с Типовым положением об Общественном совете;

      7) разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

      7-1) утверждение положения об Общественном совете;

      8) осуществление общественного контроля в формах, предусмотренных настоящим Законом;

      9) исключен Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      10) создание комиссий по направлениям деятельности;

      11) участие в работе органов местного государственного управления по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

      12) рассмотрение проекта решения местного исполнительного органа о создании индустриальной зоны регионального значения в соответствии с Законом Республики Казахстан "О специальных экономических и индустриальных зонах";

      13) заслушивание на местном уровне информации руководителей правоохранительных органов в пределах соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам обеспечения законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, за исключением сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.

      2. По итогам исполнения полномочий, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 4-1), 6), 7), 8) и 13) пункта 1 настоящей статьи, Общественный совет вносит рекомендации в соответствующий государственный орган, который в течение месяца, а по подпункту 1) – в течение десяти рабочих дней принимает предусмотренные законодательством Республики Казахстан решения и (или) дает мотивированный ответ, подписываемый первым руководителем соответствующего государственного органа либо лицом, его замещающим.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 04.05.2018 № 151-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.01.2021 № 401-VI (вводится в действие с 01.07.2021); от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 01.01.2023 № 182-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 5-1. Полномочия общественных советов, образуемых субъектами квазигосударственного сектора

      1. К полномочиям общественных советов, образуемых субъектами квазигосударственного сектора, относятся:

      1) обсуждение проектов планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний и планов мероприятий;

      2) обсуждение отчетов и мониторинга реализации планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний и планов мероприятий;

      3) обсуждение результатов финансово-хозяйственной деятельности;

      4) разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

      5) создание комиссий по направлениям деятельности;

      6) утверждение положения об Общественном совете;

      7) осуществление общественного контроля в формах, предусмотренных настоящим Законом.

      2. По итогам исполнения полномочий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 7) пункта 1 настоящей статьи, Общественный совет вносит рекомендации в соответствующий субъект квазигосударственного сектора, который в течение месяца, а по подпункту 1) – в течение десяти рабочих дней дает мотивированный ответ, подписываемый первым руководителем соответствующего субъекта квазигосударственного сектора либо лицом, его замещающим.

      3. Полномочия Общественного совета, образуемого Фондом национального благосостояния и национальными компаниями, входящими в группу Фонда национального благосостояния (далее – Фонд), определяются положением об Общественном совете, утверждаемым в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния" (далее – положение об Общественном совете Фонда).

      Сноска. Глава 1 дополнена статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2021 № 95-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Полномочия собрания местного сообщества в части выполнения функций Общественного совета

      Функции Общественного совета собрание местного сообщества осуществляет в соответствии с полномочиями, установленными Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и настоящим Законом.

Статья 7. Права и обязанности общественных советов и их членов

      1. В целях реализации своих полномочий члены общественных советов имеют право:

      1) доступа в государственные органы, органы местного государственного управления по вопросам, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона, за исключением государственных органов, при которых не образуются общественные советы в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, а также в субъекты квазигосударственного сектора по вопросам, предусмотренным пунктом 1 статьи 5-1 настоящего Закона, на основании и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан;

      2) участвовать в мероприятиях, проводимых государственными органами, органами местного государственного управления, субъектами квазигосударственного сектора по вопросам, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 5-1 настоящего Закона, за исключением государственных органов, при которых не образуются общественные советы в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, а также заседаний и мероприятий, на которых рассматриваются сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну;

      3) обращаться в государственные органы, органы местного государственного управления, субъекты квазигосударственного сектора по общественно значимым вопросам в целях осуществления своих полномочий, установленных настоящим Законом;

      4) вносить предложения по определению нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежащих рассмотрению на Общественном совете.

      Порядок определения общественными советами проектов нормативных правовых актов для рассмотрения определяется Типовым положением об Общественном совете;

      5) получать от государственного органа, органа местного государственного управления, субъекта квазигосударственного сектора документ, удостоверяющий статус члена Общественного совета;

      6) приглашать на заседания Общественного совета представителей государственных органов для обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего государственного органа;

      7) создавать по мере необходимости постоянные и (или) временные рабочие органы: комитеты и экспертные группы. Порядок организации и работы постоянных и (или) временных рабочих органов определяется Типовым положением об Общественном совете;

      8) участвовать в конкурсных комиссиях по государственным закупкам соответствующего государственного органа, за исключением государственных закупок, осуществляемых с применением особого порядка;

      9) участвовать в тендерных комиссиях (аукционных комиссиях) по закупкам соответствующего субъекта квазигосударственного сектора.

      2. В своей деятельности Общественный совет и его члены обязаны:

      1) соблюдать нормы Конституции, соответствующих ей законов, актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) осуществлять свою деятельность во взаимодействии с общественностью;

      3) не реже двух раз в год информировать население о деятельности Общественного совета через средства массовой информации и (или) интернет-ресурсы;

      4) публиковать в средствах массовой информации и (или) размещать на интернет-ресурсе соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, субъекта квазигосударственного сектора годовой отчет о своей деятельности;

      5) не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, а также не разглашать сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну, полученные от государственного органа, органа местного самоуправления или субъекта квазигосударственного сектора, за исключением информации, доступ к которой не подлежит ограничению в соответствии с Законом Республики Казахстан "О доступе к информации".

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОВЕТА РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО УРОВНЕЙ

Статья 8. Порядок создания рабочей группы по формированию Общественного совета

      1. Общественные советы республиканского и местного уровней и их составы формируются рабочими группами, руководители которых избираются из числа членов рабочих групп, представляющих гражданское общество, путем открытого голосования в соответствии с Типовым положением об Общественном совете.

      2. Представительство от государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора в составе рабочей группы не может превышать одну треть от общего числа членов рабочей группы. Персональный состав данного представительства определяется руководителем государственного органа, руководителем исполнительного органа субъекта квазигосударственного сектора самостоятельно.

      3. Представительство от гражданского общества составляет не менее двух третей от общего числа членов рабочей группы и формируется на основе предложений некоммерческих организаций и граждан в соответствии с Типовым положением об Общественном совете.

      4. Состав рабочей группы на республиканском уровне утверждается руководителем соответствующего государственного органа, руководителем исполнительного органа субъекта квазигосударственного сектора, на местном уровне – председателем маслихата соответствующей административно-территориальной единицы.

      5. Порядок отбора членов рабочей группы от гражданского общества, сроки проведения заседаний, перечень документов, полномочия и иные вопросы деятельности рабочей группы определяются в порядке, предусмотренном Типовым положением об Общественном совете или положением об Общественном совете Фонда.

      6. Рабочая группа разрабатывает проект положения об Общественном совете на основе Типового положения об Общественном совете.

      Требования настоящего пункта не применяются при разработке положения об Общественном совете Фонда.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Порядок формирования общественных советов

      1. Состав общественных советов формируется рабочей группой из числа представителей государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и на конкурсной основе – из представителей некоммерческих организаций и граждан в соответствии с Типовым положением об Общественном совете.

      2. Процедура формирования нового состава общественных советов начинается за два месяца до истечения срока полномочий действующего состава общественных советов в соответствии с порядком, установленным настоящей главой.

      Действующие члены общественных советов вправе подать свои заявления для участия в конкурсе на общих основаниях, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.

      3. Количественный состав членов общественного совета определяется рабочей группой:

      1) на республиканском уровне:

      в общественных советах, образуемых министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, – от пятнадцати до тридцати членов;

      в общественных советах, образуемых в субъектах квазигосударственного сектора, – от десяти до пятнадцати членов;

      2) на местном уровне с учетом положений подпункта 7) пункта 2 статьи 2-1 настоящего Закона.

      4. От одного юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, в Общественный совет может быть избран только один представитель. При формировании общественных советов республиканского уровня одно и то же лицо может быть избрано членом только одного Общественного совета.

      5. Одно и то же лицо может быть избрано членом Общественного совета не более двух раз подряд.

      6. Объявление о конкурсе публикуется рабочей группой в республиканских и (или) местных средствах массовой информации и (или) размещается на интернет-ресурсе государственного органа, органа местного самоуправления, субъекта квазигосударственного сектора с указанием их наименования, почтового адреса, сроков подачи документов, адреса электронной почты, на которые направляются документы и иные сведения в соответствии со статьей 10 настоящего Закона для участия в конкурсе.

      7. Рабочая группа проводит конкурс в соответствии с Типовым положением об Общественном совете или положением об Общественном совете Фонда и формирует состав Общественного совета, а также определяет резервный список кандидатов в Общественный совет в случае выбытия членов данного органа.

      8. Сформированный рабочей группой состав Общественного совета на республиканском уровне утверждается руководителем соответствующего государственного органа, руководителем исполнительного органа соответствующего субъекта квазигосударственного сектора, на местном уровне – председателем маслихата соответствующей административно-территориальной единицы и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе соответствующего органа, субъекта квазигосударственного сектора.

      Срок полномочий избранного состава Общественного совета составляет три года.

      9. Общественный совет принимает решение об отборе кандидатов в его состав из резервного списка кандидатов в Общественный совет в случаях:

      1) прекращения полномочий члена Общественного совета, представляющего гражданское общество;

      2) необходимости увеличения численности Общественного совета с учетом рекомендуемого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи количественного состава.

      В случаях отказа кандидата из резервного списка кандидатов в Общественный совет от занятия членства в Общественном совете и отсутствия других кандидатов в резервном списке кандидатов в Общественный совет, Общественный совет принимает решение о проведении дополнительного конкурса в состав Общественного совета в порядке, предусмотренном Типовым положением об Общественном совете или положением об Общественном совете Фонда.

      10. При прекращении полномочий члена Общественного совета, представляющего государственный орган, субъект квазигосударственного сектора, решение о включении нового члена Общественного совета вместо прекратившего полномочия принимает руководитель соответствующего государственного органа, руководитель исполнительного органа соответствующего субъекта квазигосударственного сектора..

      Сноска. Статья 9 – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенным Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Требования, предъявляемые к кандидатам в члены рабочей группы и Общественного

      Сноска. Заголовок статьи 10 с изменением, внесенным Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      1. Кандидатом в члены рабочей группы и Общественного совета может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцати лет, а также на местном уровне – постоянно проживающий в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.

      Кандидат в члены рабочей группы и Общественного совета не должен:

      1) иметь судимость, которая не погашена или не снята в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

      2) быть в установленном законом порядке признанным судом виновным в совершении коррупционного преступления и (или) коррупционного правонарушения;

      3) состоять на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.

      2. Для участия в конкурсе представляются:

      1) письменное предложение некоммерческой организации и (или) заявление гражданина о выдвижении кандидатуры в состав рабочей группы и Общественного совета;

      2) сведения о профессиональной и (или) общественной деятельности кандидата с указанием автобиографических данных;

      3) справка о наличии либо отсутствии судимости;

      4) справка о наличии либо отсутствии психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.

      5) согласие на сбор, обработку, распространение и публикацию персональных данных кандидата.

      Кандидат в члены рабочей группы и Общественного совета представляет справки, предусмотренные подпунктами 3) и 4) части первой настоящего пункта, самостоятельно или посредством письменного согласия на истребование указанных справок государственным органом или субъектом квазигосударственного сектора, с участием которого образуется Общественный совет, из информационных систем.

      Член рабочей группы по формированию Общественного совета не допускается к конкурсу для избрания в члены Общественного совета.

      3. Кандидаты не допускаются к конкурсу для избрания при наличии одного из следующих случаев:

      1) несоответствия требованиям, установленным в пункте 1 настоящей статьи;

      2) непредставления документов и (или) сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

      3) представления документов и (или) сведений, содержащих недостоверную информацию.

      4. Положением об Общественном совете Фонда могут быть предусмотрены дополнительные требования к кандидатам в члены Общественного совета Фонда.

      Сноска. Статья 10 – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

Статья 11. Организационная структура Общественного совета и полномочия его президиума

      1. Высшим органом Общественного совета является заседание.

      2. Для оперативного осуществления руководства деятельностью Общественного совета в период между его заседаниями избирается президиум Общественного совета. В состав президиума Общественного совета входят председатель Общественного совета, уполномоченный представитель государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора, с участием которого образован Общественный совет, председатели комиссий, отдельные члены общественного совета.

      3. На заседаниях президиума Общественного совета могут участвовать депутаты Парламента Республики Казахстан, не являющиеся членами данного Общественного совета.

      4. Президиум Общественного совета:

      1) координирует работу комиссий Общественного совета;

      2) организует подготовку проведения заседаний Общественного совета;

      3) обеспечивает организационную и информационную поддержку деятельности Общественного совета;

      4) осуществляет мониторинг исполнения рекомендаций Общественного совета..

      Сноска. Статья 11 – в редакции Закона РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Полномочия председателя и секретаря Общественного совета

      1. Председатель Общественного совета:

      1) организует деятельность Общественного совета;

      2) председательствует на заседаниях;

      3) подписывает документы от имени Общественного совета;

      4) координирует деятельность по реализации решений Общественного совета;

      5) участвует в заседаниях республиканского государственного органа, органа местного государственного управления, субъекта квазигосударственного сектора с правом совещательного голоса;

      6) на время своего отсутствия делегирует исполнение обязанностей председателя одному из членов президиума Общественного совета.

      В случае прекращения полномочий председателя Общественного совета до избрания нового председателя его полномочия передаются одному из членов президиума по решению Общественного совета.

      2. Секретарь Общественного совета:

      1) обеспечивает решение организационных вопросов подготовки и проведения заседаний Общественного совета;

      2) организует и ведет делопроизводство в Общественном совете, а также контролирует сроки исполнения решений Общественного совета.

      3. Секретарь Общественного совета не является членом Общественного совета.

      Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 13. Организация деятельности Общественного совета

      1. Первое заседание Общественного совета открывает руководитель рабочей группы.

      На этом заседании открытым голосованием простым большинством голосов избираются председатель Общественного совета, состав президиума, составы комиссии Общественного совета.

      Председатель Общественного совета избирается из числа его членов – известных общественных деятелей, не состоящих на государственной службе.

      2. Основной формой работы общественных советов являются заседания. Заседание Общественного совета считается правомочным при участии не менее двух третей от общего числа его членов.

      3. Заседания Общественного совета являются открытыми.

      Условия, сроки и порядок проведения заседаний Общественного совета, повестка дня заседаний, порядок принятия решений и иные вопросы проведения заседаний определяются Типовым положением об Общественном совете.

      Иные вопросы проведения заседаний определяются решением Общественного совета.

      4. Общественные советы при осуществлении своей деятельности взаимодействуют друг с другом на условиях равенства и партнерства.

      5. В пределах своих полномочий члены общественных советов с правом совещательного голоса могут участвовать в деятельности иных общественных советов, а на местном уровне, кроме того, председатель Общественного совета района, города областного значения вправе входить в состав Общественного совета области, города республиканского значения, столицы.

      6. Организационное обеспечение деятельности Общественного совета на республиканском уровне осуществляется соответствующим государственным органом или субъектом квазигосударственного сектора, с участием которого образован Общественный совет.

      На местном уровне организационное обеспечение деятельности Общественного совета осуществляется маслихатом соответствующей административно-территориальной единицы.

      Руководитель соответствующего государственного органа, руководитель исполнительного органа соответствующего субъекта квазигосударственного сектора, с участием которого образован Общественный совет, а также председатель маслихата соответствующей административно-территориальной единицы по согласованию с председателем Общественного совета возлагают обязанности секретаря Общественного совета на работника, привлекаемого по трудовому договору в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023); от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Публичность работы Общественного совета

      1 Общественный совет информирует население о:

      1) результатах его взаимодействия с гражданским обществом и государственными органами, а также субъектами квазигосударственного сектора;

      2) составе Общественного совета;

      3) повестке дня заседаний;

      4) принятых решениях;

      5) других вопросах, имеющих общественную значимость.

      2. Информация публикуется в средствах массовой информации и (или) размещается на соответствующих интернет-ресурсах.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Прекращение полномочий членов Общественного совета

      1. Член Общественного совета может выйти из его состава по собственному желанию путем подачи заявления в письменной форме.

      2. Член Общественного совета может быть досрочно исключен из его состава решением Общественного совета в случае невозможности принимать участие в его работе по состоянию здоровья либо по следующим основаниям:

      1) в случае его смерти;

      2) признания судом безвестно отсутствующим;

      3) объявления судом умершим;

      4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

      5) непосещения заседания Общественного совета по неуважительным причинам более трех раз в течение одного года;

      6) поступления члена Общественного совета, избранного от гражданского общества, на государственную службу;

      7) в случае ликвидации некоммерческой организации, от которой был избран представитель в Общественный совет;

      8) в случае наступления оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона.

      3. Общественный совет принимает решение о включении в состав Общественного совета нового члена вместо выбывшего на оставшийся срок его полномочий в порядке, определенном пунктами 9 и 10 статьи 9 настоящего Закона.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15-1. Прекращение деятельности Общественного совета

      1. Общественный совет прекращает свою деятельность по истечении срока полномочий, предусмотренных частью второй пункта 8 статьи 9 настоящего Закона, или в случае ликвидации государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора, с участием которого он образован.

      Общественный совет в случае реорганизации государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора, с участием которого он был образован, продолжает свою деятельность до утверждения нового состава Общественного совета реорганизованного государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора.

      2. Формирование Общественного совета в государственных органах, в субъектах квазигосударственного сектора, образовавшихся в результате реорганизации, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 16. Цели и задачи Общественного совета в области общественного контроля

      1. Общественный контроль осуществляется Общественным советом в целях расширения возможности гражданского общества участвовать в процессе принятия решений государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора.

      2. Задачи общественного контроля:

      1) повышение эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов квазигосударственного сектора;

      2) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

      3) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора, обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов;

      4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17. Понятие, объект и субъект общественного контроля

      1. Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в формах общественного мониторинга, общественного слушания, общественной экспертизы и заслушивания отчета о результатах работы государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора, направленная на защиту общественных интересов.

      2. Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов республиканского и местного уровней и их должностных лиц, а также деятельность субъектов квазигосударственного сектора.

      3. Субъектом общественного контроля являются общественные советы, а также некоммерческие организации, граждане по поручению общественных советов.

      Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Формы общественного контроля

      1. Общественным мониторингом является процедура общественного контроля, представляющая собой наблюдение со стороны субъектов общественного контроля за деятельностью государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора.

      2. Под общественным слушанием понимается процедура общественного контроля, осуществляемая посредством проведения собрания для публичного обсуждения вопросов, предусмотренных подпунктами 1), 5) и 6) пункта 1 статьи 5, подпунктом 1) пункта 1 статьи 5-1 настоящего Закона, а также общественно значимых решений государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора по вопросу их соответствия общественным интересам.

      3. Общественная экспертиза – это процедура общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключению факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

      4. Заслушивание отчета о результатах работы государственного органа, субъекта квазигосударственного сектора является процедурой общественного контроля и представляет собой публичное обсуждение на заседании Общественного совета результатов деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, субъектов квазигосударственного сектора по вопросам, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 5-1 настоящего Закона.

      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Механизмы осуществления общественного контроля

      Общественный контроль осуществляется посредством:

      1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;

      2) участия членов Общественного совета и субъектов общественного контроля в заседаниях коллегиальных органов государственного органа;

      3) включения в состав государственных комиссий членов общественных советов;

      4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан, в том числе в форме электронного документа;

      5) подачи запросов;

      6) иных способов, определяемых Общественным советом, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 19 с изменением, внесенным Законом РК от 02.10.2023 № 31-VIII (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 20. Порядок организации и проведения общественного мониторинга

      1. Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      2. Общественный мониторинг осуществляется в целях выявления негативных последствий для граждан и ущемлений общественных интересов в результате оказания государственными органами государственных услуг, реализации государственных программ, стратегических планов и бюджетных программ, программ развития территорий, реализации субъектами квазигосударственного сектора планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний, планов мероприятий и планов развития, оказания государственных услуг, а также применения норм законодательства Республики Казахстан.

      3. Общественный мониторинг осуществляется членами Общественного совета, а также представителями некоммерческих организаций и гражданами по поручению Общественного совета.

      4. При проведении общественного мониторинга члены Общественного совета вправе запрашивать у государственных органов и их должностных лиц, а также у субъектов квазигосударственного сектора необходимую информацию, относящуюся к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан о доступе к информации.

      5. По результатам общественного мониторинга лица, его осуществлявшие, составляют заключение. Заключение общественного мониторинга включает:

      1) информацию о выявленных негативных последствиях для граждан и об ущемлении общественных интересов в результате оказания государственных услуг;

      2) рекомендации по устранению причин и условий, выявленных в ходе общественного мониторинга нарушений законодательства Республики Казахстан;

      3) предложения по повышению эффективности контролируемых объектов;

      4) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, внутренние документы субъектов квазигосударственного сектора.

      6. На основании заключения общественного мониторинга Общественным советом принимаются и направляются в соответствующие государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора рекомендации.

      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2021 № 95-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Порядок организации и проведения общественного слушания

      1. Порядок организации и проведения общественного слушания определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Общественное слушание проводится Общественным советом в сроки, согласованные с республиканским или местным органом государственного управления, субъектом квазигосударственного сектора, определенным пунктами 5 и 6 статьи 1 настоящего Закона.

      2. Порядок организации и проведения общественного слушания должен предусматривать:

      1) заблаговременное оповещение участников общественного слушания о времени и месте его проведения через средства массовой информации и (или) письменные приглашения, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

      2) заблаговременное ознакомление с проектами нормативных правовых актов и решений, выносимых на общественное слушание, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

      3) другие меры, обеспечивающие участие в общественном слушании;

      4) опубликование итогового протокола общественного слушания, включая мотивированное обоснование принятых решений.

      3. Исключен Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Общественное слушание проводится по инициативе членов Общественного совета.

      5. В ходе проведения общественного слушания ведется протокол, в котором фиксируются:

      1) дата и место проведения общественного слушания;

      2) количество присутствующих;

      3) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) председателя и секретаря общественного слушания;

      4) повестка дня, содержание выступлений.

      6. По результатам общественного слушания принимается итоговый протокол, который подписывается председателем и секретарем общественного слушания.

      7. Итоговый протокол считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Общественного совета.

      8. Итоговый протокол общественного слушания включает:

      1) информацию о соблюдении контролируемыми государственными органами и их должностными лицами, а также субъектами квазигосударственного сектора законодательства Республики Казахстан;

      2) рекомендации по устранению выявленных в ходе общественного слушания положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

      3) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, внутренние документы субъектов квазигосударственного сектора.

      9. Рекомендации, принятые на основе итогового протокола, направляются председателем Общественного совета:

      1) государственным органам, субъектам квазигосударственного сектора, субъектам общественного контроля;

      2) государственным органам, уполномоченным осуществлять контроль за деятельностью государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, для изучения и принятия мер;

      3) средствам массовой информации.

      10. Требования настоящей статьи не распространяются на отношения, связанные с деятельностью Общественного совета Фонда.

      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22. Порядок организации и проведения общественной экспертизы

      1. Общественная экспертиза осуществляется по поручению Общественного совета, принятому на его заседании, экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.

      Объектами общественной экспертизы являются проекты принимаемых решений государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора на предмет соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключения факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

      2. Инициаторами общественной экспертизы могут выступать физические лица и (или) некоммерческие организации, за исключением структурных подразделений (филиалов и представительств) международных и иностранных организаций, которые направляют соответствующее ходатайство в Общественный совет.

      3. Особенности проведения общественной экологической экспертизы, порядок ее регистрации, содержание заключения устанавливаются Экологическим кодексом Республики Казахстан.

      4. Законодательными актами Республики Казахстан могут определяться иные субъекты, основания и порядок организации и проведения общественной экспертизы.

      5. Требования настоящей статьи не распространяются на отношения, связанные с деятельностью Общественного совета Фонда.

      Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Порядок организации и проведения заслушивания отчетов о результатах работы

      1. Заслушивание отчета о результатах работы включает в себя доклад первого руководителя государственного органа республиканского уровня, руководителя исполнительного органа субъекта квазигосударственного сектора и содоклад председателя Общественного совета, а на территориях – доклад акима административно-территориальной единицы и содоклады председателя маслихата, председателя Общественного совета в соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 настоящего Закона.

      2. В ходе заслушивания отчета о результатах работы, ведется протокол, в котором фиксируются:

      1) дата и место заслушивания отчета;

      2) количество присутствующих;

      3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) выступавших должностных лиц;

      4) повестка дня, содержание отчета и выступлений.

      3. По результатам заслушивания отчета принимается резолюция, которая должна содержать:

      1) оценку деятельности контролируемых органов и их должностных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию;

      2) рекомендации по устранению выявленных в ходе заслушивания отчета положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

      3) предложения по совершенствованию деятельности государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора.

      4. Отчет считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших участников заседания.

      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.01.2021 № 406-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года.

Президент


Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ


On the public councils

Law of the Republic of Kazakhstan dated November 2, 2015 № 383-V.

      Unofficial translation

      This Law shall determine the legal status, procedure for the formation and organization of the activities of public councils aimed at implementing the state policy for the formation of a state accountable to the population, ensuring the broad participation of non-profit organizations, citizens in decision-making by state bodies at all levels, as well as national managing holdings, national holdings, national companies (hereinafter - subjects of the quasi-public sector).

      Footnote. Preamble - is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Chapter 1. General Privisions

Article 1. Legal status of public councils

      1. Public councils shall be consultative, advisory, supervisory bodies formed by ministries, bodies directly subordinate and accountable to the President of the Republic of Kazakhstan, local government bodies, subjects of the quasi-public sector on the issues of their competence, with the exception of state bodies specified in part two of this paragraph, together with non-profit organizations, citizens.

      Public councils shall not be formed with involvement of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, the Constitutional Court of the Republic of Kazakhstan, prosecution authorities, the Administration of the President of the Republic of Kazakhstan, the National Bank of the Republic of Kazakhstan, the Ministry of Defense of the Republic of Kazakhstan, the Executive Office of the President of the Republic of Kazakhstan, the Office of the Government of the Republic of Kazakhstan, the Department of Material and Technical Support , the National Center for Human Rights of the Republic of Kazakhstan, the Supreme Audit Chamber of the Republic of Kazakhstan, the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan, the Supreme Judicial Council of the Republic of Kazakhstan, the authorized body for regulation, control and supervision of the financial market and financial organizations, special state bodies of the Republic of Kazakhstan.

      2. Consultative, advisory and supervisory bodies at state bodies, formed in another order than provided by this Law, and non-profit organizations may not have the name "public council" and have full powers established by this Law.

      3. Public councils shall be formed in the manner prescribed by this Law, with the exception of cases provided for by this Law.

      4. Public councils shall be formed at two levels - republican and local. Public councils shall be autonomous and independent. Interaction between public councils shall be carried out in the order provided by this Law.

      5. The republican level of public councils includes public councils formed by ministries, bodies directly subordinate and accountable to the President of the Republic of Kazakhstan, with the exception of state bodies specified in part two of paragraph 1 of this Article, as well as subjects of the quasi-public sector together with non-profit organizations, citizens.

      6. Public councils at the local level include public councils of the corresponding administrative-territorial unit. At the same time, the functions of the Public Council at the level of village, settlement, rural district, and city of district significance are assigned to the meeting of the local community.

      7. The number of representatives of civil society in the Public Council shall be not less than two thirds of the total number of its members.

      8. Recommendations of public councils shall be mandatory for consideration by state bodies, subjects of the quasi-public sector, which take decisions provided for by the legislation of the Republic of Kazakhstan and give reasoned answers.

      9. Responsibility for socio-economic development and the state of affairs in the respective region, industry, field of activity cannot be assigned to the Public Council and remains with state bodies, subjects of the quasi-public sector.

      10. Pursuant to the goals and objectives provided for by this Law, the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan and his representatives in regions, cities of republican status, the capital or employees of the National Center for Human Rights may take part in public council meetings within the competence of the human rights Commissioner in the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 1 as amended by the laws of the Republic of Kazakhstan dated 27.02.2017 № 49-VI (shall be enforced upon ten calendar days after the day of its first official publication); dated 11.07.2017 № 91-VI (shall be enforced upon ten calendar days after the day of its first official publication); dated 03.07.2019 № 262-VI (shall be enforced from 01.01.2020); dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 29.12. 2021 № 91-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (enforcement, see Article 3); dated 19.04.2023 № 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 2. Legislation of the Republic of Kazakhstan on public councils

      1. The legislation of the Republic of Kazakhstan on public councils shall be based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan and shall consist of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. If an international treaty ratified by the Republic of Kazakhstan establishes other rules than those contained in this Law, the rules of the international treaty shall apply.

Article 2-1. Authorized body for the issues of public councils activities

      1. An authorized body for the issues of public council’s activities shall be the central executive body, carrying out intersectoral coordination in the field of interaction between the state and civil society.

      2. An authorized body for the issues of public councils activities shall:

      1) implement the state policy on the issues of public councils activities;

      2) carry out coordination and methodological support of the activities of public councils at the republican and local levels;

      3) develop proposals for improving the legislation of the Republic of Kazakhstan on public councils;

      4) develop and approve the Model regulations on the public council;

      5) develop and approve the rules for organizing and conducting public control;

      6) prepares and submits a National Report on the activities of public councils in the Republic of Kazakhstan at least once every three years to the Government of the Republic of Kazakhstan for subsequent submission to the President of the Republic of Kazakhstan no later than December 25 of the current year;

      7) develop recommendations on the formation of the composition of public councils, as well as on the quantitative composition at the local level;

      8) exercise other powers provided for by other laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Chapter 1 is supplemented by Article 2-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 3. Aim and objectives of public councils

      1. The purpose of the activity of public councils is to express the opinion of civil society on socially important issues.

      2. The tasks of public councils are:

      1) representation of the interests of civil society and taking into account the opinion of the public when discussing and making decisions at the republican and local levels;

      2) development of interaction between central executive bodies and local government and self-government bodies, as well as subjects of the quasi-public sector with civil society;

      3) organization of public control and ensuring the transparency of activities of central executive bodies and bodies of local government and self-government, as well as subjects of the quasi-public sector.

      Footnote. Article 3 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 4. Principles of activity of public councils

      Public councils shall carry out their activities on the basis of the following principles:

      1) independence;

      2) activities of its members on a voluntary basis;

      3) autonomy;

      4) self-consistency;

      5) publicity.

      Footnote. Article 4 – is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 5 Powers of public councils formed by ministries, bodies directly subordinate and accountable to the President of the Republic of Kazakhstan, as well as local government bodies

      Footnote. The heading of Article 5 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

      1. The powers of public councils formed by ministries, bodies directly subordinate and accountable to the President of the Republic of Kazakhstan, as well as local government bodies shall include:

      1) discussion of draft budget programs of the administrator of budget programs, draft documents of the State Planning System of the Republic of Kazakhstan;

      2) discussion of the implementation of budget programs of the administrator of budget programs, consideration of the results of monitoring the progress of implementation of documents of the State Planning System of the Republic of Kazakhstan;

      3) discussion of the executive bodies' reports on the achievement of target indicators;

      4) discussion of the reports of the administrator of budget programs on the implementation of budget programs, on the execution of plans of income and expenditure of money from the sale of goods (works, services), on the receipt and expenditure of money from charity;

      4-1) discussion of reports on the results of monitoring the implementation of development plans for state-owned enterprises, state-controlled joint-stock companies and limited liability partnerships, with the exception of subjects of the quasi-public sector;

      5) participation in the development and discussion of draft regulatory legal acts relating to the rights, freedoms and obligations of citizens, in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On Legal Acts", with the exception of draft regulatory legal acts of central and local executive bodies, as well as akims, providing for the adoption of decisions on the establishment (cancellation) of a quarantine zone with introduction of a quarantine regime in the relevant territory, the establishment (removal) of quarantine and (or) restrictive measures in cases provided for by the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of veterinary medicine, as well as the declaration of a natural and man-made emergency;

      6) consideration of applications from individuals and legal entities on socially significant issues of the relevant field of activity of a state body or region, including on the issues of improving public administration and organizing the transparent work of the state apparatus, including compliance with the standards of professional ethics of civil servants, in accordance with the Model regulations on the Public council;

      7) development and submission to the state bodies of proposals to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      7-1) approval of the regulation on the Public Council;

      8) implementation of public control in the forms provided for by this Law;

      9) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      10) establishment of commissions by area of activity;

      11) participation in the work of local state administration bodies on issues of regulation of land relations in accordance with the land legislation of the Republic of Kazakhstan;

      12) consideration of the draft decision of the local executive body on the creation of an industrial zone of regional importance in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On Special Economic and Industrial Zones";

      13) hearing at the local level of information from the heads of law enforcement agencies within the relevant administrative-territorial unit on the issues of ensuring the rule of law and observance of human and civil rights and freedoms, with the exception of information constituting state secrets or other secret protected by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Based on the results of execution of the powers provided for in subparagraphs 2), 3), 4), 4-1), 6), 7), 8) and 13) of paragraph 1 of this Article, the Public Council shall make recommendations to the relevant state body, which, in within a month, and under subparagraph 1) - within ten working days shall take decisions provided for by the legislation of the Republic of Kazakhstan and (or) give a reasoned answer, signed by the first head of the relevant state body or a person assisting him/her.

      Footnote. Article 5 as amended by the laws of the Republic of Kazakhstan dated 04.05.2018 № 151-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 21.01.2019 № 217-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 03.04.2019 № 243-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 02.01.2021 № 401-VI (shall be enforced from 01.07.2021); dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 01.01.2023 № 182-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication); dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 5-1. Powers of public councils formed by subjects of the quasi-public sector

      1. The powers of public councils formed by subjects of the quasi-public sector shall include:

      1) discussion of draft plans for the development of national management holdings, national holdings and national companies and action plans;

      2) discussion of reports and monitoring of the progress of development plans for national managing holdings, national holdings and national companies and action plans;

      3) discussion of the results of financial and economic activities;

      4) development and submission of proposals to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan to state bodies;

      5) creation of commissions on the areas of activity;

      6) approval of the regulation on the Public council;

      7) exercise of public control in the forms provided for by this Law.

      2. Based on the results of execution of the powers provided for in subparagraphs 2), 3) and 7) of paragraph 1 of this Article, the Public Council shall make recommendations to the relevant subject of the quasi-public sector, which, within a month, and under subparagraph 1) within ten working days, gives a reasoned a response signed by the first head of the relevant subject of the quasi-public sector or by a person assisting him/her.

      3. The powers of the Public Council, formed by the national wealthfare Fund and national companies that are part of the national wealthfare Fund group (hereinafter- the Fund) shall be determined by the regulation on the Public council, approved in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On the National Wealthfare Fund" (hereinafter- the regulation on Public Council of the Fund).

      Footnote. Chapter 1 is supplemented by Article 5-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 30.12.2021 № 95-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 6. Powers of the local community meeting in terms of performing the functions of the Public Council

      The functions of the Public Council shall be performed by the local community meeting in accordance with the powers established by the Law of the Republic of Kazakhstan "On Local State Management and Self-Government in the Republic of Kazakhstan" and this Law.

Article 7. Rights and duties of public councils and their members

      1. In order to exercise their powers, the members of public councils shall have the right to:

      1) access to state bodies, local government bodies on the issues provided for in paragraph 1 of Article 5 of this Law, with the exception of state bodies under which public councils are not formed in accordance with part two of paragraph 1 of Article 1 of this Law, as well as to the subjects of the quasi-public sector on the issues provided for in paragraph 1 of Article 5-1 of this Law, on the basis and in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) participate in the events held by state bodies, local government bodies, subjects of the quasi-public sector on the issues provided for in paragraph 1 of Article 5 and paragraph 1 of Article 5-1 of this Law, with the exception of state bodies that do not form public councils in accordance with part two of paragraph 1 of Article 1 of this Law, as well as meetings and events where the information constituting state secrets or other secret protected by the laws of the Republic of Kazakhstan is considered;

      3) apply to the state bodies, local government bodies, subjects of the quasi-public sector on socially significant issues in order to exercise their powers established by this Law;

      4) make proposals on determination of normative legal acts relating to the rights, freedoms and duties of citizens subject to consideration by the Public council.

      The procedure for determining draft regulatory legal acts by public councils for consideration shall be determined by the Model regulation on the Public Council;

      5) receive a document certifying the status of a member of the Public Council from a state body, a local government body, a subject of the quasi-public sector;

      6) invite representatives of state bodies to meetings of the Public Council to discuss the issues within the competence of the relevant state body;

      7) create, as necessary, permanent and (or) temporary working bodies: committees and expert groups. The order of organization and works of permanent and (or) temporary working bodies shall be determined by the Model regulations on the Public council;

      8) participate in competitive commissions for public procurement of the relevant state body, with the exception of public procurement carried out using a special procedure;

      9) participate in tender commissions (auction commissions) for the procurement of the relevant subject of the quasi-public sector.

      2. The Public Council and its members shall be obliged to carry out their activities:

      1) to comply with the norms of the Constitution, corresponding laws, acts of the President of the Republic of Kazakhstan, the Government of the Republic of Kazakhstan, other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan;

      2) to carry out their activities in cooperation with the public;

      3) at least twice a year to inform the population about the activities of the Public Council through the mass media and (or) Internet resources;

      4) publish an annual report on its activities in the media and (or) post on the Internet resource of the relevant state body, local government body, subject of the quasi-public sector;

      5) not to distribute personal data without the consent of the subject of personal data, and also not to disclose information constituting state secrets or other secret protected by the laws of the Republic of Kazakhstan, received from a state body, local government body or a subject of the quasi-public sector, with the exception of information, access to which is not subject to restriction in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan "On Access to Information".

      Footnote. Article 7 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Chapter 2. TIME OF THE PUBLIC FORMING OF THE PUBLIC OF THE REPUBLICAN AND LOCAL COUNCILS

Article 8. Procedure for setting up a working group to form the Public Council

      1. Public councils at the republican and local levels and their composition are formed by working groups, the leaders of which are elected from among the members of working groups representing civil society through open voting in accordance with the Standard regulations on the Public Council.

      2. Representation from a state body, a subject of the quasi-public sector in the composition of the working group cannot exceed one third of the total number of members of the working group. The personal composition of this representative office shall be determined by the head of the state body, the head of the executive body of the subject of the quasi-public sector independently.

      3. Representation from civil society constitutes at least two-thirds of the total number of members of the working group and is formed on the basis of recommendations from non-profit organizations and citizens in accordance with the Standard regulations on the Public Council.

      4. The working group membership shall be approved at the republican level by the head of the relevant state body, the head of the executive body of the quasi-public sector entity, at the local level - by the chairman of the maslikhat of the corresponding administrative-territorial unit.

      5. The procedure for selecting members of the working group from civil society, the timing of meetings, the list of documents, powers and other issues of the working group's activities shall be determined in the manner prescribed by the Model regulations on the Public Council or the regulations on the Public Council of the Foundation.

      6. The working group shall develop a draft regulation on the Public Council based on the Model regulations on the Public council.

      The requirements of this paragraph shall not apply when developing the regulation on the Public Council of the Fund.

      Footnote. Article 8 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced from 01.01.2023); dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 9. The procedure for the formation of public councils

      1. The composition of public councils is formed by a working group from among representatives of government bodies, entities of the quasi-public sector and, on a competitive basis, from representatives of non-profit organizations and citizens in accordance with the Standard regulations on the Public Council.

      2. The procedure for forming a new composition of public councils begins two months before the expiration of the term of office of the current composition of public councils in accordance with the procedure established by this chapter.

      The current members of public councils shall have the right to submit their applications for participation in the competition on the general basis provided for in Article 10 of this Law.

      3. The number of members of the Public Council shall be determined by the working group:

      1) at the republican level:

      in public councils formed by ministries, bodies directly subordinate and accountable to the President of the Republic of Kazakhstan - from fifteen to thirty members;

      in public councils formed in the subjects of the quasi-public sector - from ten to fifteen members;

      2) at the local level, subject to the provisions of subparagraph 7) of paragraph 2 of Article 2-1 of this Law.

      4. From one legal entity that is a non-profit organization, only one representative can be elected to the Public council. When forming public councils at the republican level, the same person can be elected a member of only one Public Council.

      5. The same person may be elected a member of the Public Council no more than two times in a row.

      6. The announcement of the competition shall be published by the working group in the republican and (or) local mass media and (or) posted on the Internet resource of the state body, local government body, subject of the quasi-public sector indicating their name, postal address, deadlines for submitting documents, address e-mail, to which documents and other information are sent in accordance with Article 10 of this Law for participation in the competition.

      7. The working group shall conduct a competition in accordance with the Model regulations on the Public Council or the regulations on the Public Council of the Fund and form the composition of the Public council, and also shall determine the reserve list of candidates for the Public Council in case of retirement of members of this body.

      8. The composition of the Public Council formed by the working group at the republican level is approved by the head of the relevant state body, the head of the executive body of the corresponding subject of the quasi-public sector, at the local level - by the chairman of the maslikhat of the relevant administrative-territorial unit and is subject to publication in the media and (or) posting on the Internet -resource of the relevant body, a subject of the quasi-public sector.

      The term of office of the elected members of the Public Council shall be three years.

      9. The Public Council shall take a decision on the selection of candidates for its membership from the reserve list of candidates for the Public Council in the following cases:

      1) termination of powers of a member of the Public Council representing civil society;

      2) the need to increase the number of the Public council, taking into account the quantitative composition recommended in accordance with paragraph 3 of this Article.

      In cases of refusal of a candidate from the reserve list of candidates to the Public Council from membership in the Public Council and absence of other candidates in the reserve list of candidates to the Public council, the Public Council shall decide to hold an additional competition for the membership of the Public Council in accordance with the procedure provided for by the Model regulations on the Public Council or the regulations on the Public Council of the Fund.

      10. Upon termination of the powers of a member of the Public Council representing a state body, a subject of the quasi-public sector, the decision to include a new member of the Public Council in place of the terminated member shall be made by the head of the relevant state body, the head of the executive body of the relevant subject of the quasi-public sector.

      Footnote. Article 9 - is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 10. Requirements for candidates for members of the working group and the Public Council

      Footnote. The title of Article 10 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the day of its first official publication).

      1. A candidate for membership in the working group and the Public Council may be a citizen of the Republic of Kazakhstan who has reached the age of eighteen, and also at the local level - a permanent resident within the relevant administrative-territorial unit.

      A candidate for membership of the working group and the Public Council must not:

      1) have a criminal record that has not been canceled or expunged in accordance with the procedure established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) be found guilty by the court of committing a corruption crime and (or) a corruption offense in the manner prescribed by the law;

      3) be registered with organizations providing mental health care for mental and behavioral disorders (diseases), including those associated with the use of psychoactive substances.

      2. To participate in the competition, the following documents shall be submitted:

      1) a written recommendation from a non-profit organization and (or) a citizen’s application for nomination to the working group and the Public Council;

      2) information about the professional and (or) social activities of the candidate, indicating autobiographical data;

      3) a certificate of the presence or absence of a criminal record;

      4) a certificate of the presence or absence of mental, behavioral disorders (diseases), including those associated with the use of psychoactive substances;

      5) consent to the collection, processing, dissimination and publication of the candidate’s personal data.

      A candidate member of the working group and the Public Council submits the certificates specified in subparagraphs 3) and 4) of part one of this paragraph, independently or through written consent to the request of these certificates by a state body or entity of the quasi-public sector, with the participation of which the Public Council is formed, from information systems.

      A member of the working group on the formation of the Public Council shall not be allowed to compete for election to the members of the Public council.

      3. Candidates shall not be allowed to compete for election in the presence of one of the following cases:

      1) non-compliance with the requirements established in paragraph 1 of this Article;

      2) failure to submit documents and (or) information specified in paragraph 2 of this Article;

      3) submission of documents and (or) information containing false information.

      4. The Regulations on the Public Council of the Fund may provide for additional requirements for the candidates for members of the Public Council of the Fund.

      Footnote. Article 10 - is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Chapter 3. ACTIVITIES OF PUBLIC COUNCIL

Article 11. Organizational structure of the Public Council and powers of its presidium

      1. The supreme body of the Public Council shall be the meeting.

      2. The Presidium of the Public Council shall be elected for the operational management of activities of the Public Council in the period between its meetings. The Presidium of the Public Council consists of the Chairman of the Public Council, an authorized representative of a state body, the subject of the quasi-public sector with participation of which the Public Council was formed, chairmen of commissions, individual members of the Public Council.

      3. Deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan who are not the members of this Public Council may participate in meetings of the Presidium of the Public Council.

      4. The Presidium of the Public Council shall:

      1) coordinate the work of the commissions of the Public Council;

      2) organize the preparation for the meetings of the Public Council;

      3) provide organizational and informational support for the activities of the Public Council;

      4) monitor the implementation of recommendations of the Public Council.

      Footnote. Article 11 - is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 12. Powers of the Chairman and Secretary of the Public Council

      1. Chairman of the Public Council:

      1) organizes the activities of the Public Council;

      2) presides at meetings;

      3) sign documents on behalf of the Public Council;

      4) coordinates the implementation of the decisions of the Public Council;

      5) participate in meetings of the republican state body, local government body, subject of the quasi-public sector with the right of an advisory vote;

      6) during his absence, delegates the performance of the duties of chairman to one of the members of the Presidium of the Public Council.

      In the event of termination of the powers of the chairman of the Public Council before the election of a new chairman, his powers are transferred to one of the members of the presidium by the decision of the Public Council.

      2. Secretary of the Public Council:

      1) ensures the solution of organizational issues of preparation and holding the meetings of the Public Council;

      2) organizes and conducts business in the Public Council, as well as controls the terms of execution of decisions of the Public Council.

      3. The Secretary of the Public Council shall not be a member of the Public Council.

      Footnote. Article 12 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 13. Organization of the activities of the Public Council

      1. The first meeting of the Public Council is opened by the head of the working group.

      At this meeting, the chairman of the Public Council, the presidium, and the members of the commission of the Public Council are elected by open voting by a simple majority of votes.

      The Chairman of the Public Council is elected from among its members - well-known public figures who are not in public service.

      2. The main form of work of public councils is their meetings. A meeting of the Public Council is considered to be competent with the participation of not less than two thirds of the total number of its members.

      3. Meetings of the Public Council shall be public.

      The conditions, terms and procedure for holding meetings of the Public Council, the agenda of meetings, the procedure for making decisions and other issues of holding meetings are determined by the Standard regulations on the Public Council.

      Other issues of holding meetings shall be determined by the decision of the Public Council.

      4. When carrying out their activities, Public Councils interact with each other on terms of equality and partnership.

      5. Within the limits of their powers, members of public councils with the right of advisory vote may participate in the activities of other public councils, and at the local level, in addition, the chairman of the Public Council of the district, the city of regional importance has the right to be a member of the Public Council of the region, the city of national importance, the capital.

      6. Organizational support for the activities of the Public Council at the republican level shall be carried out by the relevant state body or a subject of the quasi-public sector, with participation of which the Public Council was formed.

      At the local level, organizational support for the activities of the Public Council shall be carried out by the maslikhat of the corresponding administrative-territorial unit.

      The head of the relevant state body, the head of the executive body of the relevant quasi-public sector entity, with whose participation the Public Council was formed, as well as the chairman of the maslikhat of the relevant administrative-territorial unit, in agreement with the chairman of the Public Council, shall assign the duties of the Public Council secretary to the employee engaged under an employment contract in accordance with the labor legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 13 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced from 01.01.2023); dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the date of its first official publication).

Article 14. Publicity of the work of the Public Council

      1 The Public Council shall inform the population about:

      1) the results of its interaction with civil society and government bodies, as well as subjects of the quasi-public sector;

      2) composition of the Public Council;

      3) the agenda of meetings;

      4) decisions taken;

      5) other issues of public importance.

      2. Information shall be published in the mass media and (or) placed on the corresponding Internet resources.

      Footnote. Article 14 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 15. Termination of powers of members of the Public Council

      1. A member of the Public Council may resign from the Council by submitting a written application.

      2. A member of the Public Council may be prematurely expelled from its composition by the decision of the Public Council if it is impossible to take part in its work for health reasons or for the following reasons:

      1) in the event of his/her death;

      2) recognition by the court as missing;

      3) declaration by the court as dead;

      4) recognition by the court as incapable or partially incapacitated in the manner established by the laws of the Republic of Kazakhstan;

      5) failure to attend a meeting of the Public Council for unexcused reasons more than three times within one year;

      6) admission of a member of the Public Council, elected from civil society, to the public service;

      7) in case of liquidation of a non-profit organization from which a representative was elected to the Public Council;

      8) in the event of occurrence of the grounds provided for in paragraph 1 of Article 10 of this Law.

      3. The Public Council shall make a decision on inclusion of a new member in the Public Council instead of the one who left for the remaining term of his powers in the manner prescribed by paragraphs 9 and 10 of Article 9 of this Law.

      Footnote. Article 15 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 15-1. Termination of the activities of the Public Council

      1. The Public Council shall terminate its activities upon the expiration of the term of office provided for by part two of paragraph 8 of Article 9 of this Law, or in the event of liquidation of the state body, subject of the quasi-public sector, with the participation of which it was formed.

      In case of reorganization of the state body, the subject of the quasi-public sector, with the participation of which it was formed, the Public Council shall continue its activities until the approval of the new composition of the Public Council of the reorganized state body, the subject of the quasi-public sector.

      2. Formation of the Public Council in state bodies, in the subjects of the quasi-public sector, formed as a result of reorganization shall be carried out in accordance with this Law.

      Footnote. Chapter 3 is supplemented by Article 15-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Chapter 4. PROCEDURE FOR THE EXERCISE OF POWERS PUBLIC COUNCIL IN THE FIELD OF PUBLIC CONTROL

Article 16. Aims and objectives of the Public Council in the field of public control

      1. Public control shall be carried out by the Public Council in order to expand the ability of civil society to participate in the decision-making process of state bodies, subjects of the quasi-public sector.

      2. Tasks of public control:

      1) increasing the efficiency, openness and transparency of the activities of state bodies, local governments and subjects of the quasi-public sector;

      2) implementation of civil initiatives aimed at protection of public interests;

      3) increasing the level of citizens' confidence in the activities of the state and its bodies, local governments, subjects of the quasi-public sector, providing feedback between the society and the state, preventing and resolving social conflicts;

      4) Involvement of the population in the process of combating corruption.

      Footnote. Article 16 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 17. Concept, object and subject of public control

      1. Public control shall be understood as the activity of subjects of public control, carried out in the form of public monitoring, public hearing, public examination and hearing a report on the results of the work of a state body, a subject of the quasi-public sector, aimed at protecting public interests.

      2. The object of public control shall be the activities of state bodies of the republican and local levels and their officials, as well as the activities of subjects of the quasi-public sector.

      3. The subject of public control is public councils, as well as non-profit organizations, citizens on behalf of public councils.

      Footnote. Article 17 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 18. Forms of public control

      1. Public monitoring shall be a procedure of public control, which is an observation by the subjects of public control over the activities of state bodies, subjects of the quasi-public sector.

      2. A public hearing shall be understood as a procedure of public control carried out by holding a meeting for public discussion of the issues provided for in subparagraphs 1), 5) and 6) of paragraph 1 of Article 5 , subparagraph 1) of paragraph 1 of Article 5-1 of this Law, as well as publicly significant decisions of state bodies, subjects of the quasi-public sector on the issue of their compliance with public interests.

      3. Public expertise is a procedure of public control based on the use of special knowledge and (or) experience by the subjects of public control for research, analysis and evaluation of the public interest in order to preserve the environment favorable for the life and health of citizens, as well as the exclusion of factors that have a negative impact on the safety of individuals, localities and production facilities.

      4. Hearing a report on the results of the work of a state body, a subject of the quasi-public sector shall be a procedure of public control and is a public discussion at a meeting of the Public Council of the results of activities of the state bodies, local governments and their officials on the issues provided for in subparagraphs 2) and 3) of paragraph 1 Article 5 of this Law, subjects of the quasi-public sector on the issues provided for in subparagraphs 2) and 3) of paragraph 1 of Article 5-1 of this Law.

      Footnote. Article 18 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 19. Mechanisms of public control

      Public control shall be exercised by means of:

      1) access to information on the activities of the object of public control in accordance with the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of access to information;

      2) participation of members of the Public Council and subjects of public control in meetings of collegial bodies of the state body;

      3) inclusion of members of public councils into state commissions;

      4) submission of individual or collective appeals from citizens, including in the form of an electronic document;

      5) submission of requests;

      6) other methods determined by the Public Council and not prohibited by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 19 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.10.2023 № 31-VIII (shall be enforced six months after the day of its first official publication).

Article 20. Procedure for organizing and conducting public monitoring

      1. The procedure for organization and conduct of public monitoring shall be determined by this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. Public monitoring shall be carried out in order to identify negative consequences for citizens and infringement of public interests resulting from provision of public services by state bodies, implementation of state programs, strategic plans and budget programs, programs for the development of territories, implementation by quasi-public sector entities of plans for the development of national management holdings, national holdings and national companies, action plans and development plans, provision of public services, as well as application of the rules of the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      3. Public monitoring is carried out by members of the Public Council, as well as by representatives of non-profit organizations and citizens on behalf of the Public Council.

      4. When conducting public monitoring, the members of the Public Council shall have the right to request from state bodies and their officials, as well as from subjects of the quasi-public sector, the necessary information related to the subject of monitoring, in the manner and on the grounds established by the legislation of the Republic of Kazakhstan on access to information.

      5. According to the results of public monitoring, the persons who carried out it shall draw up an opinion. The conclusion of public monitoring includes:

      1) Information on the identified negative consequences for citizens and on the infringement of public interests as a result of the provision of public services;

      2) recommendations to eliminate the causes and conditions identified in the course of public monitoring of violations of the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) proposals to improve the effectiveness of controlled facilities;

      4) proposals for making changes and additions to regulatory legal acts, internal documents of subjects of the quasi-public sector.

      6. Based on the conclusion of public monitoring, the Public Council shall accept and send recommendations to the relevant state bodies, subjects of the quasi-public sector.

      Footnote. Article 20 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 30.12.2021 № 95-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 21. Procedure for organizing and holding a public hearing

      1. The procedure for organizing and holding a public hearing shall be determined by this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      The public hearing shall be held by the Public Council within the terms agreed with the republican or local government body, the subject of the quasi-public sector, as determined by paragraphs 5 and 6 of Article 1 of this Law.

      2. The procedure for organizing and holding a public hearing shall provide for:

      1) advance notification of the participants of the public hearing about the time and place of its holding through the mass media and (or) written invitations, but not later than ten calendar days prior to the day of its holding;

      2) advance acquaintance with draft regulatory legal acts and decisions submitted for public hearing, but not later than ten calendar days before the day of its holding;

      3) other measures ensuring participation in the public hearing;

      4) Publication of the final minutes of the public hearing, including a reasoned justification of the decisions made.

      3. Is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

      4. The public hearing shall be held on the initiative of the members of the Public Council.

      5. In the course of the public hearing, minutes shall be kept in which they shall be recorded:

      1) The date and place of the public hearing;

      2) the number of persons present;

      3) the name, surname, patronymic (if it is specified in the identity document) of the chairman and secretary of the public hearing;

      4) Agenda, content of speeches.

      6. The final minutes of the public hearing shall be adopted based on the results of the public hearing, which shall be signed by the chairman and the secretary of the public hearing.

      7. The final minutes shall be deemed adopted if more than half of the present members of the Public Council voted for them.

      8. The final minutes of the public hearing shall include:

      1) information on compliance of the legislation of the Republic of Kazakhstan by controlled state bodies and their officials, as well as subjects of the quasi-public sector;

      2) recommendations on elimination of the provisions revealed in the course of the public hearing that infringe or restrict the rights and legitimate interests of individuals and legal entities;

      3) proposals for amendments and additions to regulatory legal acts, internal documents of subjects of the quasi-public sector.

      9. Recommendations adopted on the basis of the final protocol are sent by the Chairman of the Public Council:

      1) to state bodies, subjects of the quasi-public sector, subjects of public control;

      2) to state bodies authorized to exercise control over the activities of state bodies and subjects of the quasi-public sector, for studying and taking measures;

      3) Mass media.

      10. The requirements of this Article do not apply to the relations related to the activities of the Public Council of the Fund.

      Footnote. Article 21 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 22. Procedure for organizing and conducting public expertise

      1. Public expertise shall be carried out on behalf of the Public Council, adopted at its meeting, by expert commissions created by public associations.

      The objects of public examination shall be draft decisions of state bodies, subjects of the quasi-public sector with a view to observing the rights and legitimate interests of individuals and legal entities, maintaining an environment favorable for the life and health of citizens, as well as eliminating factors that have a negative impact on ensuring the safety of individuals, inhabited points and production facilities.

      2. Individuals and (or) non-profit organizations, with the exception of structural subdivisions (branches and representative offices) of international and foreign organizations, which send a corresponding request to the Public Council, can act as initiators of a public examination.

      3. Peculiarities of the public environmental impact assessment, the procedure for its registration and the content of the conclusion shall be established by the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan.

      4. Legislative acts of the Republic of Kazakhstan may define other subjects, grounds and procedure for organization and conduct of public expertise.

      5. The requirements of this Article do not apply to the relations related to the activities of the Public Council of the Fund.

      Footnote. Article 22 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 23. Procedure for organizing and conducting the hearing of reports on the results of work

      1. Hearing of the report on performance results includes the report of the first head of the republican state body, the head of the executive body of the quasi-public entity and the co-report of the chairman of the Public Council, and in the territories - the report of the akim of the administrative-territorial unit and the co-reports of the chairman of the maslikhat, the chairman of the Public Council in accordance with the provisions of paragraph 4 of Article 18 of this Law.

      2. During the hearing of the report on the results of the work, a protocol is kept, in which it is recorded:

      1) date and place of hearing of the report;

      2) the number of persons present;

      3) surname, name, patronymic (if it is specified in the identity document) of the officials who spoke;

      4) agenda, content of the report and speeches.

      3. A resolution shall be adopted based on the results of the hearing of the report and shall contain it:

      1) evaluation of the activities of controlled bodies and their officials on the issues within their competence;

      2) recommendations on elimination of the provisions revealed during the hearing of the report that infringe or restrict the rights and legitimate interests of individuals and legal entities;

      3) proposals for improving the activities of state bodies, subjects of the quasi-public sector.

      4) A report shall be deemed adopted if more than half of the participants of the meeting present voted for it.

      Footnote. Article 23 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.01.2021 № 406-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 05.11.2022 № 157-VII (shall be enforced from 01.01.2023).

Article 24. Procedure for implementation of this Law

      This Act shall be enforced on 1 January 2016.

      The President
Republic of Kazakhstan
N. Nazarbaev