Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года "О нотариате" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст.206; 1998 г., № 22, ст.307; 2000 г., № 3-4, ст.66; 2001 г., № 15-16, ст.236; № 24, ст.338; 2003 г., № 10, ст.48; № 12, ст.86; 2004 г., № 23, ст.142; 2006 г., № 11, ст.55; 2007 г., № 2, ст.18; 2009 г., № 8, ст.44; № 17, ст.81; № 19, ст.88; № 23, ст.100; 2010 г., № 17-18, ст.111; 2011 г., № 11, ст.102; № 21, ст.172; 2012 г., № 8, ст.64; № 10, ст.77; № 12, ст.84; 2013 г., № 1, ст.3; № 14, ст.72; 2014 г., № 1, ст.4; № 10, ст.52; № 11, ст.61; № 14, ст.84; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 23, ст.143; 2015 г., № 16, ст.79; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115; 2016 г., № 6, ст.45; № 12, ст.87; № 22, ст.116; 2017 г., № 4, ст.7; № 22-III, ст.109; 2018 г., № 10, ст.32; № 16, ст.53; № 24, ст.93; 2019 г., № 2, ст.6; 2020 г., № 12, ст.61, 63; № 13, ст.67; № 14, ст.68, 75):
1) в статье 3:
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Нотариальной тайной являются сведения, полученные при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу, уполномоченному должностному лицу, в том числе о личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях.";
пункты 4-1 и 7 изложить в следующей редакции:
"4-1. Обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется на стажеров, помощников нотариусов, свидетеля, переводчика, лицо, подписавшее вместо гражданина нотариальный документ вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности последнего, а также работников нотариальных палат и лиц, осуществляющих сопровождение и системно-техническое обслуживание единой нотариальной информационной системы.";
"7. Лица, разглашающие нотариальную тайну, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.";
дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Не являются разглашением нотариальной тайны:
1) размещение на интернет-ресурсе Республиканской нотариальной палаты или единой нотариальной информационной системы следующих сведений по:
доверенностям (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в данный реестр в случае, если доверенность отменена);
открытым наследственным делам (сведения о наследодателе, дате его смерти, сведения о нотариусе, ведущем наследственное дело);
совершенным нотариусом исполнительным надписям (сведения о дате совершения исполнительной надписи, нотариусе, совершившем исполнительную надпись);
2) внесение в единую нотариальную информационную систему сведений, предусмотренных настоящим Законом;
3) представление сведений о нотариальных действиях государственному органу, осуществляющему финансовый мониторинг и принимающему иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также направление электронной копии правоустанавливающего документа, удостоверенной электронной цифровой подписью нотариуса, посредством единой нотариальной информационной системы в информационную систему правового кадастра в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество";
4) представление сведений о нотариальных действиях государственному уполномоченному органу, осуществляющему руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, по форме, в порядке и сроки, которые предусмотрены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
5) представление сведений о нотариальных действиях единому накопительному пенсионному фонду в целях осуществления пенсионных выплат;
6) сообщение сведений об открытии наследства наследникам.";
2) статью 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Нотариальным электронным репозиторием является компонент единой нотариальной информационной системы, обеспечивающий временное хранение, учет и использование нотариальных документов в электронной форме.
Нотариальным электронным архивом является централизованная информационная система, предназначенная для сбора, приобретения, комплектования, упорядочения, хранения, учета и использования нотариальных документов в электронной форме.";
3) статью 4-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 4-1. Единая нотариальная информационная система
1. Единой нотариальной информационной системой является информационная система, предназначенная для автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения информационного взаимодействия.
2. В единую нотариальную информационную систему вносятся сведения о совершҰнных нотариальных действиях и иные сведения, предусмотренные настоящим Законом.
3. Сведения о совершении нотариальных действий и иные сведения, предусмотренные настоящим Законом, должны размещаться на временное хранение в нотариальном электронном репозитории и по истечении установленного срока должны быть переданы в нотариальный электронный архив.
4. Доступ к единой нотариальной информационной системе, помимо нотариусов, предоставляется лицам, уполномоченным в соответствии с законами Республики Казахстан.
Нотариусы и другие лица, которым доступ к сведениям, содержащимся в единой нотариальной информационной системе, предоставлен в соответствии с законами Республики Казахстан, и лица, осуществляющие сопровождение и системно-техническое обслуживание, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в такой системе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
5. Защита сведений, содержащихся в единой нотариальной информационной системе, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Правила пользования единой нотариальной информационной системой определяются Министерством юстиции Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации и уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности.
7. Единая нотариальная информационная система может применяться для сбора и анализа информации Республиканской нотариальной палатой, нотариальными палатами и Министерством юстиции Республики Казахстан.";
4) дополнить статьями 4-2, 4-3 и 4-4 следующего содержания:
"Статья 4-2. Содержание единой нотариальной информационной системы
1. Единая нотариальная информационная система состоит из:
1) электронного реестра нотариальных действий;
2) реестра наследственных дел;
3) реестра учета завещаний;
4) нотариального электронного репозитория.
Единая нотариальная информационная система содержит иные сведения, в том числе сведения информационного, вспомогательного, справочно-аналитического характера, касающиеся нотариальной деятельности.
2. Порядок ведения реестров единой нотариальной информационной системы определяется Министерством юстиции Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.
3. Форма представления отчетности о функционировании предусмотренных настоящим Законом реестров единой нотариальной информационной системы устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан.
Статья 4-3. Внесение сведений в единую нотариальную информационную систему
1. Внесение сведений в единую нотариальную информационную систему осуществляется нотариусами.
Нотариусы обязаны вносить в единую нотариальную информационную систему сведения:
1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы.
При регистрации в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы нотариального действия по удостоверению или отмене доверенности нотариусы обязаны вносить в единую нотариальную информационную систему электронный образ доверенности (электронную версию);
2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;
3) об учете завещаний;
4) иные сведения в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 4-2 настоящего Закона.
2. Сведения о совершении нотариальных действий вносятся нотариусом в электронный реестр нотариальных действий единой нотариальной информационной системы незамедлительно.
3. Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой нотариальной информационной системы не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.
Статья 4-4. Представление сведений, содержащихся в единой нотариальной информационной системе
1. Лица на безвозмездной основе вправе получать сведения в отношении себя о (об):
1) удостоверенной доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в данный реестр в случае, если доверенность отменена);
2) открытых наследственных делах (сведения о наследодателе, дате его смерти, сведения о нотариусе, ведущем наследственное дело);
3) совершенных нотариусом исполнительных надписях (сведения о дате совершения исполнительной надписи, нотариусе, совершившем исполнительную надпись).
2. Сведения, содержащиеся в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариального документа, представляются нотариусам по их запросам, поданным через единую нотариальную информационную систему.
Лицу, в отношении которого запрашиваются сведения, содержащиеся в электронном реестре нотариальных действий единой нотариальной информационной системы, направляется электронное уведомление о факте запроса.
3. Получение информации правоохранительными, специальными государственными органами Республики Казахстан и судебными исполнителями в рамках уголовных, гражданских, административных, розыскных дел, дел об административных правонарушениях и исполнительного производства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
5) пункт 9 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"9. Прохождение стажировки осуществляется в соответствии с положением о порядке прохождения стажировки стажерами нотариусов.
Программа профессиональной подготовки стажеров является обязательной для всех стажеров и должна содержать перечень мероприятий, направленных на приобретение стажером специальных теоретических знаний, практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса, включая изучение профессиональных и этических норм нотариуса, посещение семинарских занятий, организуемых для нотариусов или специально для стажеров.";
6) в подпункте 1) пункта 2 статьи 7-1 слова "на занятие" заменить словами "на право занятия";
7) в пункте 1 статьи 7-2 слова "на занятие" заменить словами "на право занятия";
8) в пункте 1 статьи 8 слово "заниматься" заменить словом "занятия";
9) в статье 10:
подпункт 8) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"8) несоблюдения ограничений, предусмотренных статьями 19 и 46 настоящего Закона;";
в пункте 3:
предложение второе исключить;
предложение третье после слов "При устранении обстоятельств, послуживших причиной приостановления," дополнить словами "предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи,";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Возобновление действия лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, приостановленного по основаниям, предусмотренным пунктом 2-1 настоящей статьи, осуществляется по заявлению нотариуса в течение десяти календарных дней на основании решения лицензиара.";
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Решение о приостановлении или возобновлении действия лицензии на право занятия нотариальной деятельностью размещается на интернет-ресурсе лицензиара. О принятом решении уведомляются нотариус, нотариальная палата.
6. Решение о приостановлении или об отказе в возобновлении действия лицензии на право занятия нотариальной деятельностью может быть обжаловано в суд.";
в пункте 7 слова "по нотариальному делопроизводству" исключить;
10) в пункте 4 статьи 15:
в части первой слова "тайны совершения нотариальных действий" заменить словами "нотариальной тайны";
часть вторую дополнить словами "в течение одного месяца со дня вступления в члены нотариальной палаты";
11) в статье 17:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) осуществлять консультирование;";
подпункт 4) исключить;
дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
"10) получать сведения из информационных систем соответствующих государственных органов и иных организаций посредством единой нотариальной информационной системы.";
12) дополнить статьей 17-1 следующего содержания:
"Статья 17-1. Консультирование
Консультированием является оказание юридической помощи нотариусом на возмездной основе физическим и юридическим лицам в форме:
1) проведения устных и письменных консультаций правового характера, не связанных непосредственно с совершением нотариальных действий;
2) составления проектов сделок, заявлений и других документов в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.";
13) в статье 18:
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Нотариус обязан:";
дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:
"3-1) своевременно вносить в единую нотариальную информационную систему сведения о совершенных нотариальных действиях и иные сведения, предусмотренные настоящим Законом;
3-2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан об информатизации при работе с единой нотариальной информационной системой;";
в подпункте 7) слова "по нотариальному делопроизводству" исключить;
14) в статье 21:
в пункте 3 слова ", а также статьей 54" исключить;
часть третью пункта 5 после слов "нотариальных действий" дополнить словами "(в том числе в электронном реестре нотариальных действий)";
15) в статье 22:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Печать, штампы и электронная цифровая подпись нотариуса";
в пункте 1 слова "и личные бланки" исключить;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Совершение нотариальных действий с электронными документами и внесение сведений в единую нотариальную информационную систему нотариус осуществляет посредством электронной цифровой подписи.";
16) в статье 24-1:
в пункте 1:
часть первую дополнить словами "нотариальной палаты";
дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"В состав дисциплинарной комиссии нотариальной палаты включаются не менее четырех нотариусов со стажем нотариальной деятельности не менее пяти лет, избираемых на общем собрании членов нотариальной палаты, а также три представителя общественности, предложенные органами юстиции.
Председателем дисциплинарной комиссии нотариальной палаты является нотариус.";
часть первую пункта 2 после слова "комиссия" дополнить словами "нотариальной палаты";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Дисциплинарная комиссия нотариальной палаты вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) исключение из нотариальной палаты либо исключение из нотариальной палаты с подачей ходатайства лицензиару о подготовке искового заявления о лишении лицензии нотариуса.";
пункт 4 исключить;
пункт 5 после слова "комиссии" дополнить словами "нотариальной палаты";
пункт 6 после слова "комиссией" дополнить словами "нотариальной палаты";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Решения дисциплинарной комиссии нотариальной палаты могут быть оспорены в дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты или суде.";
17) дополнить статьями 24-2 и 24-3 следующего содержания:
"Статья 24-2. Дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты
1. Дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты рассматривает жалобы на решения дисциплинарной комиссии нотариальной палаты, обобщает дисциплинарную практику.
Дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты является независимым органом Республиканской нотариальной палаты, избираемым съездом Республиканской нотариальной палаты и подотчетным ему. Решения дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты носят обязательный характер.
В состав дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты включаются четыре нотариуса со стажем нотариальной деятельности не менее пяти лет по представлению нотариальной палаты, три представителя общественности – по предложению Министерства юстиции Республики Казахстан.
Председателем дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты является нотариус.
2. При рассмотрении жалобы дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты обязана приглашать на свое заседание лицо, направившее жалобу, а также члена нотариальной палаты, в отношении которого рассматривается жалоба.
Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не препятствует ее рассмотрению.
3. Дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты по результатам рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) дисциплинарной комиссии нотариальной палаты имеет право:
1) оставить жалобу без удовлетворения, а решение дисциплинарной комиссии нотариальной палаты без изменений;
2) отменить решение дисциплинарной комиссии нотариальной палаты;
3) направить дело на новое рассмотрение в соответствующую дисциплинарную комиссию нотариальной палаты и обязать дисциплинарную комиссию нотариальной палаты совершить определенные действия.
Заседание дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.
Решение дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты принимается путем открытого голосования большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
Решение дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты может быть оспорено в суде.
4. Обобщение работы дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты размещается на интернет-ресурсе Республиканской нотариальной палаты.
Статья 24-3. Дисциплинарные проступки
1. Основанием наложения дисциплинарного взыскания является совершение нотариусом дисциплинарного проступка.
2. Дисциплинарным проступком признаются ненадлежащее исполнение или неисполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, нарушение требований законодательства Республики Казахстан, Кодекса этики нотариуса, решений органов Республиканской нотариальной палаты, нотариальных палат.
3. За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.";
18) пункт 1 статьи 26 изложить в следующей редакции:
"1. Нотариальная палата является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для обеспечения соблюдения частными нотариусами законодательства Республики Казахстан о нотариате, профессиональных и этических норм.";
19) в пункте 3 статьи 26-3 слова "на срок не свыше двух лет" заменить словами "сроком на четыре года";
20) в статье 27:
в пункте 1:
подпункты 3) и 6) изложить в следующей редакции:
"3) обеспечивает соблюдение частными нотариусами законодательства Республики Казахстан о нотариате, профессиональных и этических норм;";
"6) организует стажировку лиц, претендующих на право занятия нотариальной деятельностью;";
подпункт 8) исключить;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
"9) рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам нотариальной деятельности;";
дополнить подпунктами 11) и 12) следующего содержания:
"11) ведет учет совершенных нотариальных действий;
12) размещает на своем интернет-ресурсе:
список членов нотариальных палат в актуальном состоянии;
Кодекс этики нотариуса;
положение о повышении квалификации нотариусов;
решения, принятые общим собранием членов нотариальной палаты, правлением нотариальной палаты;
обобщение работы дисциплинарной комиссии нотариальной палаты;
отчет о финансово-хозяйственной деятельности нотариальной палаты, включающий информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно;
отчеты о деятельности нотариальной палаты;
и иную необходимую информацию о деятельности нотариальной палаты.";
подпункты 5) и 6) пункта 1-1 исключить;
21) дополнить статьями 28-1, 28-2 и 28-3 следующего содержания:
"Статья 28-1. Органы Республиканской нотариальной палаты
1. Органами Республиканской нотариальной палаты являются:
1) высший орган – съезд Республиканской нотариальной палаты;
2) исполнительный орган – правление Республиканской нотариальной палаты;
3) контрольный орган – ревизионная комиссия.
В Республиканской нотариальной палате создается дисциплинарная комиссия Республиканской нотариальной палаты.
2. В случаях, предусмотренных уставом Республиканской нотариальной палаты, в Республиканской нотариальной палате могут быть созданы научно-консультативный совет и другие органы, действующие на основании положений, принимаемых съездом Республиканской нотариальной палаты.
Статья 28-2. Съезд Республиканской нотариальной палаты
1. Съезд Республиканской нотариальной палаты созывается не реже одного раза в четыре года. Съезд Республиканской нотариальной палаты считается правомочным, если в его работе принимают участие делегаты, избранные от не менее трех четвертей членов Республиканской нотариальной палаты.
2. К исключительной компетенции съезда Республиканской нотариальной палаты относятся:
1) принятие устава Республиканской нотариальной палаты и внесение в него изменений и дополнений;
2) определение места нахождения правления Республиканской нотариальной палаты;
3) избрание и освобождение от должности членов правления Республиканской нотариальной палаты;
4) избрание и освобождение от должности председателя Республиканской нотариальной палаты;
5) избрание и освобождение от должности членов и председателя ревизионной комиссии Республиканской нотариальной палаты;
6) избрание и освобождение от должности членов и председателя дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты;
7) утверждение нормы представительства делегатов от нотариальных палат на съезд Республиканской нотариальной палаты;
8) утверждение Кодекса этики нотариуса и внесение в него изменений и дополнений;
9) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Республиканской нотариальной палаты;
10) утверждение регламента съезда Республиканской нотариальной палаты;
11) осуществление иных функций, предусмотренных уставом Республиканской нотариальной палаты и законодательством Республики Казахстан.
Статья 28-3. Правление Республиканской нотариальной палаты
1. Правление Республиканской нотариальной палаты является коллегиальным исполнительным органом Республиканской нотариальной палаты.
2. Правление Республиканской нотариальной палаты:
1) обеспечивает деятельность Республиканской нотариальной палаты;
2) организует исполнение решений съезда Республиканской нотариальной палаты;
3) разрабатывает документы, подлежащие утверждению съездом Республиканской нотариальной палаты в соответствии со статьей 28-2 настоящего Закона;
4) утверждает положение о порядке прохождения стажировки стажерами нотариусов по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан;
5) утверждает положение о повышении квалификации нотариусов по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан;
6) утверждает положение о деятельности дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты;
7) защищает социальные и профессиональные права нотариусов;
8) обобщает по полугодиям отчеты нотариальных палат об их деятельности, нотариальной деятельности нотариусов;
9) организует методическое обеспечение по вопросам нотариальной деятельности;
10) организует проведение исследований о качестве осуществления нотариальной деятельности;
11) организует информационное обеспечение нотариальных палат;
12) размещает на интернет-ресурсе Республиканской нотариальной палаты:
список нотариусов, занимающихся нотариальной деятельностью, а также списки нотариусов нотариальных палат в актуальном состоянии;
нормативные правовые акты Республики Казахстан, касающиеся нотариальной деятельности;
Кодекс этики нотариуса;
положение о повышении квалификации нотариусов;
отчет о финансово-хозяйственной деятельности Республиканской нотариальной палаты, включающий информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно;
сведения о составе правления Республиканской нотариальной палаты;
обобщение работы дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты;
мероприятия и события нотариата;
и иную необходимую информацию о деятельности Республиканской нотариальной палаты;
13) созывает съезд Республиканской нотариальной палаты, формирует его повестку дня;
14) в пределах своей компетенции распоряжается имуществом Республиканской нотариальной палаты в соответствии со сметой и назначением имущества;
15) утверждает регламент правления Республиканской нотариальной палаты;
16) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Республиканской нотариальной палаты.
3. Решения правления Республиканской нотариальной палаты принимаются простым большинством голосов от общего числа членов, присутствующих на его заседании.";
22) подпункт 6-1) пункта 2 статьи 29 исключить;
23) в статье 30-1:
в пункте 1:
в части второй подпункта 22-1) слова "подпунктами 7) и 8)" заменить словами "подпунктами 6) и 7)";
дополнить подпунктами 23-1), 23-2), 23-3) и 23-4) следующего содержания:
"23-1) при вскрытии конверта с секретным завещанием и оглашении секретного завещания – 1 месячный расчетный показатель;
23-2) при выдаче свидетельства о принятии секретного завещания – 1 месячный расчетный показатель;
23-3) при удостоверении равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе (за страницу):
для физических лиц – 0,1 месячного расчетного показателя;
для юридических лиц – 0,2 месячного расчетного показателя;
23-4) при удостоверении равнозначности документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, электронному документу (за страницу):
для физических лиц – 0,1 месячного расчетного показателя;
для юридических лиц – 0,2 месячного расчетного показателя.";
в пункте 1-1 слова "или вынесении соответствующего постановления" исключить;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Оплата услуг нотариуса за осуществление консультирования составляет 1 месячный расчетный показатель.";
24) подпункты 5-1) и 12) статьи 32 исключить;
25) пункт 1 статьи 34 дополнить подпунктами 20) и 21) следующего содержания:
"20) удостоверяет равнозначность электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе;
21) удостоверяет равнозначность документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, электронному документу.";
26) в пункте 2 статьи 42 слова "удостоверения личности или паспорта гражданина," заменить словами "документов, удостоверяющих личность";
27) в пункте 3 статьи 44 слова "по каким-либо иным причинам" заменить словом "неграмотности";
28) дополнить статьей 44-1 следующего содержания:
"Статья 44-1. Совершение нотариальных действий в электронной форме
По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.
В случае, если нотариальный документ в электронной форме должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, лицо обязано удостоверить документ посредством электронной цифровой подписи в присутствии нотариуса или подписать с помощью графического планшета для цифровой подписи.
Удостоверительная надпись на нотариальном документе, изготовленном в электронной форме, должна быть удостоверена посредством электронной цифровой подписи нотариуса.";
29) статью 45 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан.";
30) пункт 1 статьи 46 дополнить словами ", на имя и от имени помощников, стажеров нотариуса";
31) пункт 1 статьи 47 дополнить словами ", а также при удостоверении равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе и удостоверении равнозначности документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, электронному документу";
32) статью 49 изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Регистрация нотариальных действий
1. Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в электронном реестре единой нотариальной информационной системы.
Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, указанными в статьях 35 и 36 настоящего Закона, регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий.
Должностные лица, указанные в статьях 35 и 36 настоящего Закона, могут регистрировать нотариальные действия в реестре единой нотариальной информационной системы.
2. Единой нотариальной информационной системой по каждому нотариальному действию присваивается уникальный номер, который должен быть указан в бумажной версии документа.";
33) пункт 2 статьи 54 исключить;
34) в статье 92-1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника нотариус совершает исполнительную надпись в электронном виде посредством единой нотариальной информационной системы при предъявлении подлинного документа, устанавливающего задолженность, на котором делается соответствующая отметка.";
в абзаце первом пункта 2 слова "или соответствующего постановления" исключить;
35) в статье 92-6:
в заголовке слова "или соответствующего постановления" исключить;
в пункте 1:
слова "или вынесения соответствующего постановления" исключить;
слово "их" заменить словом "ее";
в пункте 1-1:
в абзаце первом части первой слова "или соответствующего постановления" исключить;
в части второй слова "получателю в связи с отказом в его принятии копия исполнительной надписи или соответствующего постановления" заменить словами "получателю или в связи с отказом в его принятии копия исполнительной надписи";
в пункте 2 слова "или соответствующего постановления направить нотариусу, совершившему исполнительную надпись или вынесшему соответствующее постановление" заменить словами "направить нотариусу, совершившему исполнительную надпись";
36) в статье 92-7:
в заголовке слово "взыскателю" исключить;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. При поступлении уведомления о вручении копии исполнительной надписи должнику и в случае, если в установленный срок от должника не поступит к нотариусу возражение, нотариус выдает взыскателю исполнительную надпись либо по его заявлению направляет ее для исполнения в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности или частному судебному исполнителю, выбранному взыскателем.";
пункт 2 после слова "взыскателю" дополнить словами "или направленной";
37) в статье 92-8:
в заголовке и пункте 1 слова "или соответствующего постановления" исключить;
в пункте 2:
в части первой слова "или соответствующего постановления" исключить;
в части второй:
слова "или соответствующего постановления" исключить;
слово "их" заменить словом "его";
в части третьей слова "или соответствующее постановление по возражению должника не отменены, их" заменить словами "по возражению должника не отменена, ее";
38) главу 17 дополнить статьями 99-1 и 99-2 следующего содержания:
"Статья 99-1. Удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе
Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, документов, удостоверяющих личность, а также документов, выданных государственными органами в электронной форме в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе осуществляется нотариусом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и удостоверения его посредством электронной цифровой подписи нотариуса.
Статья 99-2. Удостоверение равнозначности документа, изготовленного нотариусом на бумажном носителе, электронному документу
Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе имеет ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Представленный нотариусу электронный документ должен быть удостоверен посредством электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись лица, от которого исходит документ, должна быть проверена и подтверждена ее принадлежность в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".".
2. В Закон Республики Казахстан от 29 июня 2020 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2020 г., № 13, ст.67):
абзац второй подпункта 3) пункта 21 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"6. Решение о приостановлении или об отказе в возобновлении действия лицензии на право занятия нотариальной деятельностью может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.".
Статья 2.
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
1) абзаца второго подпункта 14), подпункта 15), абзацев седьмого – двенадцатого подпункта 23), подпунктов 25), 28), 29), 31), 32), 33), 38) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 июля 2021 года;
2) подпункта 2), абзаца пятого подпункта 3), абзаца седьмого подпункта 4) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года.
2. Приостановить до 1 июля 2021 года действие абзаца двадцать восьмого подпункта 4) пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:
"3. Получение информации правоохранительными, специальными государственными органами Республики Казахстан и частными судебными исполнителями в рамках уголовных, гражданских, административных, розыскных дел и исполнительного производства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.".
Президент Республики Казахстан | К. ТОКАЕВ |