Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года:
1) пункт 7 статьи 44 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Положения части второй настоящего пункта распространяются также на субъекты социального предпринимательства.";
2) пункт 8 статьи 44-1 дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:
"Положения части десятой настоящего пункта распространяются также на субъекты социального предпринимательства.".
2. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:
1) пункт 1 статьи 49 дополнить подпунктом 22-1) следующего содержания:
"22-1) плата за цифровой майнинг;";
2) подпункт 11) пункта 1 статьи 53 дополнить абзацем десятым следующего содержания:
"государственная поддержка социального предпринимательства;";
3) подпункт 11) пункта 1 статьи 54 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"государственная поддержка социального предпринимательства;";
4) подпункт 11) пункта 1 статьи 55 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"государственная поддержка социального предпринимательства;";
5) подпункт 9) пункта 1 статьи 56 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"государственная поддержка социального предпринимательства;".
3. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:
1) в статье 20:
заголовок дополнить словами "и развития социального предпринимательства";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Поддержку инициатив развития социального предпринимательства осуществляют государственные органы, национальные холдинги, национальные институты развития и иные организации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.";
2) часть шестую пункта 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
"Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или с использованием специального мобильного приложения, за последние три года, поделенная на три.";
3) дополнить главой 6-1 следующего содержания:
"Глава 6-1. Социальное предпринимательство
Статья 79-1. Социальное предпринимательство
Социальным предпринимательством является предпринимательская деятельность субъектов социального предпринимательства, способствующая решению социальных проблем граждан и общества, осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 79-3 настоящего Кодекса.
Субъектами социального предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов крупного предпринимательства), включенные в реестр субъектов социального предпринимательства.
Статья 79-2. Основные задачи социального предпринимательства
Основными задачами социального предпринимательства являются:
1) обеспечение участия субъектов предпринимательства в решении социальных проблем, в том числе путем внедрения социальных инноваций и содействия в оказании социальных услуг, предусмотренных статьей 79-3 настоящего Кодекса.
Для целей настоящего Кодекса под социальными инновациями понимаются новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально значимых задач, вызывающих социальные изменения в обществе;
2) содействие в обеспечении занятости социально уязвимых слоев населения, указанных в статье 79-3 настоящего Кодекса, и создание для них равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности;
3) продвижение на рынок производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг субъектами социального предпринимательства, в том числе путем личного трудового участия социально уязвимых слоев населения, указанных в статье 79-3 настоящего Кодекса.
Статья 79-3. Категории субъектов социального предпринимательства
Субъекты социального предпринимательства подразделяются на следующие категории в зависимости от соответствия одному или нескольким условиям, перечисленным в настоящей статье:
1) первая категория – субъект социального предпринимательства способствует занятости следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднегодовая численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта социального предпринимательства составляет не менее пятидесяти процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее двадцати пяти процентов (социальный статус работника устанавливается на момент заключения трудового договора):
инвалиды;
родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка-инвалида;
пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на пенсионные выплаты по возрасту);
воспитанники детских деревень и выпускники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в возрасте до двадцати девяти лет;
лица, освобожденные от отбывания наказания из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, – в течение двенадцати месяцев после освобождения;
лица без определенного места жительства;
родители и другие законные представители, относящиеся к малообеспеченным, многодетным или неполным семьям, а также многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени;
лица, прошедшие медико-социальную реабилитацию наркологических больных или лечение зависимости от психоактивных веществ, – в течение двенадцати месяцев после проведения реабилитации или лечения;
кандасы;
2) вторая категория – субъект социального предпринимательства способствует реализации производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг граждан из числа категорий, указанных в подпункте 1) настоящей статьи. При этом доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта социального предпринимательства, а доля полученного субъектом социального предпринимательства чистого дохода за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанного дохода (в случае наличия чистого дохода за предшествующий календарный год);
3) третья категория – субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для инвалидов, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также предназначенных для иных лиц, указанных в подпункте 1) настоящей статьи, в целях создания равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта социального предпринимательства, а доля полученного субъектом социального предпринимательства чистого дохода за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанного дохода (в случае наличия чистого дохода за предшествующий календарный год) в соответствии со следующими видами деятельности:
по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления изменения состояния здоровья граждан;
по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
по производству и (или) реализации медицинской техники, протезно-ортопедических средств, программного обеспечения в области цифрового здравоохранения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики заболеваний, реабилитации инвалидов, в том числе медицинской абилитации детей-инвалидов;
по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
по реализации образовательных программ дополнительного образования;
по созданию условий для инвалидов и маломобильных групп населения по обеспечению доступа к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, использования транспортных средств, оказания универсальных услуг связи при предоставлении информации;
4) четвертая категория – субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта социального предпринимательства, а доля полученного субъектом социального предпринимательства чистого дохода за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанного дохода (в случае наличия чистого дохода за предшествующий календарный год) из числа следующих видов деятельности:
по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
по организации отдыха и оздоровления детей;
по реализации общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального образования;
по оказанию психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями, медицинской и социальной помощи обучающимся и воспитанникам, испытывающим трудности в освоении учебных программ основного среднего и общего среднего образования, развитии и социальной адаптации;
по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
культурно-просветительская (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
по охране окружающей среды;
по оказанию социально уязвимым слоям населения, указанным в статье 79-3 настоящего Кодекса, гериатрической и геронтологической помощи, организации центров здоровья и долголетия, мероприятий по ведению здорового образа жизни.
Статья 79-4. Реестр субъектов социального предпринимательства
1. Для использования данных о категориях субъектов социального предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов социального предпринимательства.
Реестром субъектов социального предпринимательства является электронная база данных, содержащая сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, являющихся субъектами социального предпринимательства, а именно:
1) наименование индивидуального предпринимателя либо наименование и дата регистрации юридического лица;
2) идентификационный номер;
3) юридический адрес (место нахождения);
4) дату внесения в реестр субъектов социального предпринимательства;
5) категорию субъекта социального предпринимательства.
Уполномоченный орган по предпринимательству утверждает реестр субъектов социального предпринимательства не позднее 1 февраля текущего года по состоянию на 31 декабря предшествующего календарного года.
Указанные сведения ежегодно актуализируются уполномоченным органом по предпринимательству по состоянию на 31 декабря предшествующего календарного года на соответствие условиям, предусмотренным статьей 79-3 настоящего Кодекса, с учетом сведений, представленных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы по итогам рассмотрения специальной комиссией.
При соответствии индивидуального предпринимателя или юридического лица условиям, предусмотренным статьей 79-3 настоящего Кодекса, уполномоченный орган по предпринимательству 1 числа календарного квартала на основании сведений, представленных в уполномоченный орган по предпринимательству местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы по итогам рассмотрения специальной комиссией, вправе вносить в реестр новых субъектов социального предпринимательства.
В состав специальной комиссии включаются представители государственных органов, Национальной палаты предпринимателей, общественных объединений и профессиональных союзов. Порядок формирования специальной комиссии и положение о ней утверждаются Правительством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган по предпринимательству размещает на своем интернет-ресурсе реестр субъектов социального предпринимательства.
3. Правила ведения реестра субъектов социального предпринимательства утверждаются Правительством Республики Казахстан.";
4) пункт 2 статьи 85 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) ведет реестр субъектов социального предпринимательства;";
5) подпункт 1) пункта 1 статьи 92 дополнить словами ", в том числе социальное предпринимательство";
6) дополнить статьей 232-1 следующего содержания:
"Статья 232-1. Государственная поддержка социального предпринимательства
Государственная поддержка социального предпринимательства, кроме мер государственной поддержки частного предпринимательства, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса, и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренных статьей 232 настоящего Кодекса, осуществляется в виде:
1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства;
2) предоставления налоговых льгот в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
3) оказания финансовой поддержки субъектам социального предпринимательства (в том числе в рамках предоставления субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам банками второго уровня и на оплату имущественного найма (аренды) имущества);
4) предоставления в имущественный наем (аренду) государственного имущества без права выкупа на льготных условиях в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе";
5) оказания информационной поддержки субъектам социального предпринимательства;
6) оказания консультационной и методической поддержки субъектам социального предпринимательства, развития через акселерационные программы (в том числе по вопросам привлечения средств, участия в закупках товаров, работ, услуг).
Для целей настоящего Кодекса под акселерационными программами понимаются программы интенсивного развития и продвижения субъектов социального предпринимательства через обучение и экспертную поддержку;
7) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, в поиске деловых партнеров (в том числе путем проведения деловых мероприятий, а также обеспечения участия субъектов социального предпринимательства в указанных мероприятиях);
8) организации профессионального образования и дополнительного образования;
9) предоставления государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики.".
4. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения":
1) оглавление исключить;
2) статью 69 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Ведение учета субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, осуществляется фондом социального медицинского страхования.
База данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, формируется фондом социального медицинского страхования.".
5. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан":
1) пункт 1 статьи 27 дополнить подпунктом 4-5) следующего содержания:
"4-5) оказывает меры государственной поддержки социального предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;";
2) пункт 1 статьи 31 дополнить подпунктом 4-3) следующего содержания:
"4-3) оказывает меры государственной поддержки социального предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;";
3) пункт 1 статьи 35 дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
"8-1) оказывает меры государственной поддержки социального предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;".
6. В Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности":
подпункт 1) пункта 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;".
7. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе":
статью 74 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Государственное имущество может быть предоставлено в имущественный наем (аренду) без права выкупа на льготных условиях субъектам социального предпринимательства в соответствии с порядком, определяемым центральным уполномоченным органом по государственному планированию.".
8. В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан":
часть первую пункта 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"1. Агенты, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.".
9. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "Об обязательном социальном медицинском страховании":
1) подпункт 4) статьи 1 изложить в следующей редакции:
"4) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);";
2) в статье 5:
дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
"2-2. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на лиц, предусмотренных подпунктом 9) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона.";
пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:
"Не включается в исчисляемый неуплаченный период, если период при исчислении неуплаченного периода охватывает момент:
1) возникший до 1 января 2020 года;
2) получения дохода в период трудовой деятельности, относящейся к перечню видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент 0 к ставкам налогов и социальных платежей, утвержденному Правительством Республики Казахстан, или в котором работодатель не исчислял и (или) не уплачивал отчисления и (или) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с положениями правовых актов, принятых для обеспечения экономической безопасности страны в период кризисных ситуаций, создающих или могущих создать угрозу жизни и здоровью населения, в соответствии с актами Правительства Республики Казахстан.";
3) статью 10 дополнить подпунктом 5-2) следующего содержания:
"5-2) определяет перечень государственных органов, ответственных за предоставление данных по категориям лиц, указанным в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, и по иностранцам, временно пребывающим на территории Республики Казахстан и являющимся трудовыми мигрантами, а также членам их семей из государств – членов Евразийского экономического союза в Государственную корпорацию для дальнейшей передачи в информационную систему обязательного социального медицинского страхования;";
4) статью 14 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Работодатели ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в фонд списки работников, получавших доход в период трудовой деятельности, относящейся к перечню видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент 0 к ставкам налогов и социальных платежей, утвержденному Правительством Республики Казахстан, или за которых не исчисляют и (или) не уплачивают отчисления и (или) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с положениями правовых актов, принятых для обеспечения экономической безопасности страны в период кризисных ситуаций, создающих или могущих создать угрозу жизни и здоровью населения, в соответствии с актами Правительства Республики Казахстан.";
5) статью 17 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Цены на товары (работы услуги), производимые и (или) реализуемые Государственной корпорацией, устанавливаются уполномоченным органом, определяемым решением Правительства Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с уполномоченным органом и антимонопольным органом.";
6) статью 26 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Фонд при наличии подтверждающих документов присваивает статус потребителя медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования в информационной системе фонда лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, до уплаты взносов государства на один месяц.";
7) статью 40 дополнить частью второй следующего содержания:
"Установить, что до 1 июля 2021 года самостоятельные плательщики уплачивают взносы в фонд не менее трех месяцев подряд, предшествующих дате получения медицинской помощи.";
8) статью 41 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Установить, что пункт 2-2 статьи 5 настоящего Закона действует до 1 июля 2021 года.
4. Приостановить до 1 июля 2021 года действие подпункта 6) пункта 6 статьи 30 настоящего Закона.".
10. В Закон Республики Казахстан от 26 июля 2016 года "О платежах и платежных системах":
пункт 12 статьи 27 дополнить частью второй следующего содержания:
"Банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, возобновляет расходные операции по банковскому (банковским) счету (счетам) клиента до отзыва уполномоченным органом в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам в случае погашения клиентом суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении уполномоченного органа в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет о приостановлении расходных операций по банковским счетам.".
11. В Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года "Об обязательном социальном страховании":
пункт 2 статьи 16 после слов "на основе патента" дополнить словами "или с использованием специального мобильного приложения".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 2, подпунктов 2) и 6) пункта 3, пунктов 5, 6, 8, 10 и 11 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года.
Президент Республики Казахстан | К. ТОКАЕВ |