Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII ЗРК.

      Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. ст. 25
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования ИЗПИ создано СОДЕРЖАНИЕ

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с онлайн-платформами, функционирующими на территории Республики Казахстан, а также общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы на территории Республики Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) аккаунт – персональная страница пользователя онлайн-платформы, которая создается после регистрации на онлайн-платформе;

      2) спонсорский контент – разновидность контента на онлайн-платформах, распространяемого пользователями онлайн-платформ путем размещения его на аккаунте, создание которого производится самим пользователем онлайн-платформы и (или) спонсором;

      3) ложная информация – информация, не соответствующая действительности либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме;

      4) публичное сообщество – зарегистрированная пользователем онлайн-платформы на онлайн-платформе страница, размещающая информацию для неопределенного количества пользователей онлайн-платформ;

      5) модератор публичного сообщества – лицо, являющееся собственником и (или) пользователем онлайн-платформы, наделенное правом размещения и (или) удаления, и (или) редактирования контента на онлайн-платформе;

      6) инфлюенсер (блогер) – пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности;

      7) сервис обмена мгновенными сообщениями – программное обеспечение, предназначенное и (или) используемое пользователями онлайн-платформы для обмена мгновенными сообщениями либо их передачи конкретно определенному лицу (определенным лицам) в режиме реального времени с использованием сетей телекоммуникаций, за исключением программного обеспечения, предназначенного для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции;

      8) онлайн-реклама – реклама на онлайн-платформах, производимая и (или) размещаемая, и (или) распространяемая, и (или) хранимая пользователями онлайн-платформ и (или) собственниками онлайн-платформ в виде таргетированной рекламы и (или) спонсорского контента, и (или) иной информации, предназначенная для неопределенного круга лиц;

      9) распространитель онлайн-рекламы – пользователь онлайн-платформы, осуществляющий производство и (или) размещение, и (или) распространение онлайн-рекламы;

      10) онлайн-платформа – интернет-ресурс и (или) программное обеспечение, функционирующее в сети Интернет, и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для получения, производства и (или) размещения, и (или) распространения, и (или) хранения контента на онлайн-платформе пользователем онлайн-платформы посредством созданного им аккаунта, публичного сообщества, за исключением интернет-ресурса и (или) программного обеспечения, функционирующего в сети Интернет, и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции;

      11) контент на онлайн-платформе (далее – контент) – информация, получаемая и (или) производимая, и (или) размещаемая, и (или) распространяемая, и (или) хранимая пользователем онлайн-платформы посредством приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) аудиовизуальной формы на онлайн-платформе конкретно определенному или неопределенному кругу лиц;

      12) собственник онлайн-платформы – физическое и (или) юридическое лицо, обладающее правом собственности на онлайн-платформу;

      13) рекомендательная система онлайн-платформы – полностью или частично автоматизированная система онлайн-платформы, определяющая приоритетность контента онлайн-платформы на своем интерфейсе, а также приоритетность результатов поиска;

      14) пользователь онлайн-платформы (далее – пользователь) – физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшее и (или) предоставившее свои персональные данные, и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе;

      15) профайлинг – совокупность алгоритмов, направленных на определение предпочтений и (или) интересов пользователей;

      16) таргетированная онлайн-реклама – онлайн-реклама, предназначенная для целевых групп, определяемых на основании профайлинга, и направленная на увеличение охвата пользователей и (или) повышение ее приоритетности, в том числе с использованием рекомендательной системы онлайн-платформы;

      17) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

      1. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.

      3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие между пользователями при использовании сервисов обмена мгновенными сообщениями для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права и законные интересы других физических и (или) юридических лиц и требования законов Республики Казахстан.

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

      1. Целью настоящего Закона является определение правовых основ функционирования онлайн-платформ, а также производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента.

      2. Задачами настоящего Закона являются:

      1) обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ;

      2) обеспечение безопасности информационного пространства Республики Казахстан;

      3) недопущение противоправного контента;

      4) защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

      5) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы настоящего Закона

      Принципами настоящего Закона являются:

      1) обеспечение и защита прав человека и гражданина на свободное получение и распространение информации любыми не запрещенными законами Республики Казахстан способами на онлайн-платформах;

      2) обеспечение свободы слова и творчества на онлайн-платформах;

      3) обеспечение законности при сборе, накоплении и распространении информации о пользователях, являющихся гражданами Республики Казахстан;

      4) обеспечение государственной защиты интересов граждан Республики Казахстан на онлайн-платформах;

      5) ограничение прав собственников онлайн-платформ и пользователей в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан.

Статья 5. Язык онлайн-платформ

      1. Собственник онлайн-платформы создает возможность использования интерфейса, а также ознакомления с пользовательским соглашением онлайн-платформы, в том числе кратким изложением его основных условий на казахском языке.

      2. Собственник онлайн-платформы создает возможность автоматического перевода контента на казахский язык.

      3. Собственник онлайн-платформы в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан обеспечивает модерацию контента на казахском языке.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 6. Государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

      1. Государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется путем государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.

      2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе осуществляется уполномоченным органом в форме профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

      3. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.

      4. Объектом профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля является функционирование онлайн-платформ, производство, размещение, распространение онлайн-рекламы.

      Субъектами профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются модераторы публичных сообществ, распространители онлайн-рекламы.

      5. При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

      6. Рекомендация об устранении нарушений должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения рекомендации об устранении нарушений.

      Рекомендация об устранении нарушений, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

      1) нарочным – с даты отметки в рекомендации об устранении нарушений о получении;

      2) почтой – с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом;

      3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе.

      7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

      8. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию об устранении нарушений, возражение в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений.

      9. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в квартал.

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

      2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) обеспечивает реализацию государственной политики в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

      2) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

      3) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы;

      4) осуществляет мониторинг онлайн-платформ;

      5) выдает предписания при выявлении нарушения требований законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;

      6) запрашивает у собственника и (или) законного представителя онлайн-платформы информацию о количестве пользователей в сутки;

      7) определяет количество пользователей в случае отсутствия на онлайн-платформе функции определения количества пользователей;

      8) запрашивает у собственников и (или) законных представителей онлайн-платформ сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных государственных органов Республики Казахстан;

      9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Глава 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ

Статья 9. Правовой режим функционирования онлайн-платформ на территории Республики Казахстан

      1. Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители онлайн-платформ, среднесуточный доступ к онлайн-платформам которых в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Республики Казахстан.

      Часть первая настоящего пункта не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты.

      2. Уполномоченный орган ведет реестр законных представителей онлайн-платформ на территории Республики Казахстан в определенном им порядке.

      3. Онлайн-платформы должны иметь следующие функции:

      1) определения количества пользователей на территории Республики Казахстан;

      2) подачи пользователями жалобы, установленной статьей 11 настоящего Закона, и автоматического подтверждения ее получения.

      Интерфейс онлайн-платформы не должен вводить в заблуждение или иным образом препятствовать пользователю в принятии решения.

      4. Собственники и (или) законные представители онлайн-платформ обязаны:

      1) принимать меры противодействия распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан;

      2) рассмотреть запрос уполномоченного органа в течение двадцати четырех часов после его получения;

      3) обеспечить исполнение вступивших в законную силу судебных актов;

      4) обеспечить прием, рассмотрение предписаний, представлений, уведомлений, решений государственных органов с принятием по ним мер, установленных статьей 41-1 Закона Республики Казахстан "О связи";

      5) незамедлительно уведомлять правоохранительные органы Республики Казахстан в случае выявления противоправного контента, влекущего за собой угрозу жизни или безопасности человека и гражданина;

      6) информировать уполномоченный орган о мерах противодействия противоправному контенту;

      7) размещать в открытом доступе информацию о среднестатистическом ежемесячном количестве пользователей на территории Республики Казахстан за последние шесть месяцев функционирования онлайн-платформы;

      8) принимать меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних;

      9) представлять запрашиваемые уполномоченным органом сведения о пользователях на основании судебных актов, запросов правоохранительных или специальных государственных органов Республики Казахстан;

      10) приостановить деятельность аккаунтов на территории Республики Казахстан, размещающих и распространяющих противоправный контент, информацию, признанную кибербуллингом в отношении ребенка, на основании предписания уполномоченного органа.

Статья 10. Особенности защиты персональных данных на онлайн-платформах

      Собственник и (или) законный представитель онлайн-платформы в целях защиты персональных данных на онлайн-платформе:

      1) ознакомляет пользователей с политикой конфиденциальности онлайн-платформы до завершения их регистрации;

      2) обеспечивает целостность, сохранность и соблюдение конфиденциальности персональных данных;

      3) не допускает распространения персональных данных без согласия пользователя или его законного представителя;

      4) незамедлительно уведомляет пользователя в случае нарушения конфиденциальности его персональных данных;

      5) выполняет иные обязанности, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите".

Статья 11. Подача и обработка жалобы пользователей

      1. Пользователь вправе подавать жалобу собственнику онлайн-платформы на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы.

      2. Механизм и правила подачи жалобы пользователем определяются собственником онлайн-платформы.

      Механизм подачи жалобы должен быть доступным для пользователя и предусматривать возможность описания содержания жалобы.

      3. Собственник онлайн-платформы обязан предоставить мотивированный ответ пользователю, обратившемуся с жалобой, в течение двадцати календарных дней со дня, следующего за днем получения жалобы.

Статья 12. Рекомендательная система онлайн-платформы

      1. Параметры, используемые в рекомендательной системе онлайн-платформы, должны быть описаны в пользовательском соглашении онлайн-платформы.

      2. Рекомендательная система онлайн-платформы должна предоставлять пользователю возможность получения контента без использования профайлинга.

Статья 13. Модерация контента

      1.Собственник онлайн-платформы обязан принимать меры по совершенствованию:

      1) систем модерации контента;

      2) алгоритмов искусственного интеллекта;

      3) обеспечения безопасности несовершеннолетних на онлайн-платформе;

      4) противодействия размещению и распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан;

      5) взаимодействия с государственными органами Республики Казахстан.

      2. Собственник онлайн-платформы ежегодно размещает отчет, который включает следующую информацию о:

      1) выявленных системных рисках;

      2) принятых мерах по снижению выявленных системных рисков;

      3) модерации контента с указанием удаленного противоправного контента автоматизированными системами модерации, количества поступивших предписаний уполномоченного органа, жалоб пользователей и принятых по ним решений.

Статья 14. Основания отнесения информации к противоправному контенту, приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента

      1. На онлайн-платформах на территории Республики Казахстан запрещаются размещение и распространение противоправного контента.

      Противоправным контентом являются: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, самоубийства, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность Республики Казахстан, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами Республики Казахстан.

      2. Приостановление, прекращение размещения и распространения противоправного контента осуществляются в соответствии со статьей 41-1 Закона Республики Казахстан "О связи".

      3. Собственник и (или) законный представитель онлайн-платформы в течение двадцати четырех часов после получения предписания уполномоченного органа обязаны принять меры по удалению информации, признанной кибербуллингом в отношении ребенка.

      Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 19.06.2024 № 94-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Удаление ложной информации

      1. Лицо, в отношении которого была распространена ложная информация, вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации.

      2. В случае отказа собственником онлайн-платформы в удалении ложной информации лицо вправе обратиться в суд.

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 16. Права и обязанности пользователей

      1. Пользователи на территории Республики Казахстан имеют право на:

      1) получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами Республики Казахстан способом;

      2) свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами Республики Казахстан;

      3) защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке;

      4) создание аккаунта, публичного сообщества;

      5) обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      6) отказ от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, если это противоречит их убеждениям;

      7) ограничение демонстрации неинтересующего контента.

      2. Пользователи обязаны:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;

      2) проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента;

      3) не размещать, не распространять ложную информацию;

      4) не размещать, не распространять противоправный контент;

      5) удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения;

      6) при сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статья 17. Права и обязанности инфлюенсеров (блогеров)

      1. Инфлюенсер (блогер) имеет права и несет обязанности, установленные статьей 16 настоящего Закона.

      2. Инфлюенсер (блогер) осуществляет свою предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 18. Размещение и распространение изображаемого лица

      1. Пользователям при размещении и распространении контента не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

      1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях;

      2) если контент содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также размещен, распространен самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

      3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

      2. Размещение, распространение контента с использованием изображаемого лица осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Глава 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 19. Требования к онлайн-рекламе

      1. Онлайн-реклама должна быть идентифицируема и маркирована.

      2. Онлайн-реклама маркируется в порядке, определяемом уполномоченным органом.

      3. Размещение и распространение онлайн-рекламы осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "О рекламе".

Статья 20. Таргетированная онлайн-реклама

      1. Онлайн-платформа обеспечивает пользователей возможностью идентифицировать таргетированную онлайн-рекламу при помощи текстовых и (или) графических и (или) иных обозначений.

      2. Таргетированная онлайн-реклама должна:

      1) содержать текстовые и (или) графические и (или) иные обозначения, указывающие, что контент является онлайн-рекламой;

      2) обозначать аккаунт пользователя, разместившего онлайн-рекламу.

      3. Профайлинг на основании данных о расовой или национальной принадлежности, политических взглядах, биометрических или персональных данных, позволяющих идентифицировать физическое лицо, информации о состоянии здоровья пользователя запрещен.

      4. Таргетированная онлайн-реклама не должна распространяться на пользователей, идентифицированных онлайн-платформой как несовершеннолетний пользователь.

Статья 21. Спонсорский контент

      1. Спонсорский контент должен содержать текстовые и (или) графические и (или) иные обозначения, указывающие на спонсора.

      2. Спонсорский контент не должен:

      1) дискредитировать физические или юридические лица, их товары, работы, услуги;

      2) содержать мнения и (или) аудиозапись, и (или) фото- и видеоизображения третьих лиц без их предварительного согласия.

      3. В случае если спонсорский контент содержит рекомендации, отзывы и подтверждающие документы, то они должны являться подлинными и проверяемыми.

Статья 22. Идентификация и хранение онлайн-рекламы

      1. Онлайн-платформы должны обеспечить пользователей технической возможностью идентифицировать онлайн-рекламу при помощи текстовых и (или) графических и (или) иных обозначений.

      2. Онлайн-платформа должна иметь безопасное хранилище, содержащее информацию об онлайн-рекламе, в том числе о таргетированной онлайн-рекламе. Данная информация должна храниться в течение одного года после последнего размещения, распространения онлайн-рекламы.

      Хранилище не должно содержать персональные данные пользователей, среди которых была или могла быть распространена онлайн-реклама.

Глава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ И ОНЛАЙН-РЕКЛАМЫ

Статья 23. Международное сотрудничество в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы

      1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.

      2. Государственные органы по согласованию с уполномоченным органом осуществляют взаимодействие в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы с государственными органами иностранных государств, международными организациями и иностранными юридическими лицами.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

      Нарушение законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      В случае осуществления собственниками и (или) законными представителями онлайн-платформ деятельности онлайн-платформы на территории Республики Казахстан без соблюдения требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, уполномоченный орган вправе ограничить их деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ

On online platforms and online advertising

The Law of the Republic of Kazakhstan dated July 10, 2023 № 18-VIII.

      Unofficial translation

      This Law regulates public relations related to online platforms operating on the territory of the Republic of Kazakhstan, as well as public relations arising in the process of production, placement, distribution and storage of online advertising on the territory of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 1. GENERAL PROVISIONS

Article 1. Basic concepts used in this Law

      The following basic concepts are used in this Law:

      1) account – the personal page of the user of the online platform, which is created after registration on the online platform;

      2) sponsored content - a type of content on online platforms distributed by users of online platforms by placing it on an account created by the user of the online platform and (or) the sponsor;

      3) false information – information that does not correspond to reality or contains significant distortions of facts, creating a false idea about persons, objects, events, phenomena and processes, recorded in any form;

      4) public community – a page registered by a user of an online platform on an online platform that posts information for an indefinite number of users of online platforms;

      5) moderator of the public community – a person who is the owner and (or) user of the online platform, entitled to post and (or) delete and (or) edit content on the online platform;

      6) influencer (blogger) – an online platform user who publishes information on an online platform addressed to an indefinite group of persons for the purposes of entrepreneurial activity;

      7) instant messaging service – software designed and (or) used by users of the online platform for instant messaging or their transmission to a specific person (certain persons) in real time using telecommunications networks, with the exception of software designed to provide financial services and e-commerce;

      8) online advertising – advertising on online platforms produced and (or) posted, and (or) distributed, and (or) stored by users of online platforms and (or) owners of online platforms in the form of targeted advertising and (or) sponsored content, and (or) other information, intended for an indefinite group of people;

      9) distributor of online advertising - a user of an online platform engaged in the production and (or) placement and (or) distribution of online advertising;

      10) an online platform – an Internet resource and (or) software operating on the Internet, and (or) an instant messaging service designed to receive, produce and (or) post, and (or) distribute, and (or) store content on an online platform by an online platform user through an account created by him, a public community, with the exception of an Internet resource and (or) software operating on the Internet, and (or) an instant messaging service designed to provide financial services and e-commerce;

      11) content on the online platform (hereinafter referred to as content) – information received and (or) produced, and (or) posted, and (or) distributed, and (or) stored by the user of the online platform through the reception and (or) transmission of signs and (or) signals, and (or) voice information, and (or) written text, and (or) images, and (or) sounds, and (or) audiovisual form on an online platform to a specifically defined or indefinite group of persons;

      12) the owner of the online platform - an individual and (or) a legal entity that has the right of ownership of the online platform;

      13) the online platform recommendation system - a fully or partially automated online platform system that determines the priority of the online platform content on its interface, as well as the priority of search results;

      14) the user of the online platform (hereinafter referred to as the user) - an individual and (or) a legal entity that has registered and (or) provided their personal data, and (or) has been identified on the online platform;

      15) profiling – a set of algorithms aimed at determining the preferences and (or) interests of users;

      16) targeted online advertising – online advertising intended for target groups determined on the basis of profiling, and aimed at increasing user coverage and (or) increasing its priority, including using the recommendation system of the online platform;

      17) authorized body – the central executive body that carries out state regulation in the field of online platforms and online advertising.

Article 2. Legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising

      1. The legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan, consists of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. International treaties ratified by the Republic of Kazakhstan shall have priority over this Law. The procedure and conditions for the operation on the territory of the Republic of Kazakhstan of international treaties to which the Republic of Kazakhstan is a party are determined by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      3. This Law does not apply to relations arising between users when using instant messaging services for personal and family needs, unless the rights and legitimate interests of other individuals and (or) legal entities and the requirements of the laws of the Republic of Kazakhstan are violated.

Article 3. Goals and objectives of this Law

      1. The purpose of this Law is to determine the legal basis for the functioning of online platforms, as well as the production, placement, distribution and storage of online advertising, prevention and suppression of illegal content.

      2. The objectives of this Law are:

      1) ensuring the transparency of the functioning of online platforms;

      2) ensuring the security of the information space of the Republic of Kazakhstan;

      3) prevention of illegal content;

      4) protection of children on online platforms from information that harms their health and development;

      5) ensuring the protection of human and civil rights and freedoms when collecting and processing his personal data within the limits established by the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 4. Principles of this Law

      The principles of this Law are:

      1) ensuring and protecting the rights of a person and a citizen to freely receive and disseminate information on online platforms by any means not prohibited by the laws of the Republic of Kazakhstan;

      2) ensuring freedom of speech and creativity on online platforms;

      3) ensuring legality in the collection, accumulation and dissemination of information about users who are citizens of the Republic of Kazakhstan;

      4) ensuring state protection of the interests of citizens of the Republic of Kazakhstan on online platforms;

      5) restriction of the rights of owners of online platforms and users in case they violate the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 5. Language of online platforms

      1. The owner of the online platform creates the possibility of using the interface, as well as familiarization with the user agreement of the online platform, including a summary of its main terms in the Kazakh language.

      2. The owner of the online platform creates the possibility of automatic translation of content into Kazakh.

      3. The owner of the online platform, in order to prevent violations of the legislation of the Republic of Kazakhstan, ensures the moderation of content in the Kazakh language.

Chapter 2. STATE REGULATION IN THE FIELD OF ONLINE PLATFORMS AND ONLINE ADVERTISING

Article 6. State regulation in the field of online platforms and online advertising

      1. State regulation in the field of online platforms and online advertising is carried out through state control over compliance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising.

      2. State control over compliance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising is carried out by the authorized body in the form of preventive control without visiting the subject (object) of control in accordance with the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan and this Law.

      3. The objectives of preventive control without visiting the subject (object) of control are timely suppression and prevention of violations, granting the subjects of control the right to independently eliminate violations identified by the results of preventive control without visiting the subject (object) of control, and reducing the administrative burden on them.

      4. The object of preventive control without visiting the subject (object) of control is the functioning of online platforms, production, placement, distribution of online advertising.

      The subjects of preventive control without visiting the subject (object) of control are moderators of public communities, distributors of online advertising.

      5. If violations are detected based on the results of preventive control without visiting the subject (object) of control, a recommendation on the elimination of violations is issued and sent no later than five working days from the date of detection of violations.

      6. A recommendation on elimination of violations must be handed over to the subject of control personally under the signature or in any other way confirming the facts of sending and receiving the recommendation on the elimination of violations.

      A recommendation for elimination of violations sent by one of the following methods is considered to be handed over in the following cases:

      1) by express – from the date of the acknowledgement of receipt in the recommendation on the elimination of violations;

      2) by mail – from the date of notification of receipt of the postal item by registered mail;

      3) by electronic means – from the date of sending to the email address of the subject of control specified in the letter upon request.

      7. The recommendation to eliminate violations identified by the results of preventive control without visiting the subject (object) of control must be executed within three working days from the day following the day of its delivery.

      8. The subject of control, in case of disagreement with the violations specified in the recommendation on the elimination of violations, has the right to send an objection to the authorized body that sent the recommendation on the elimination of violations within three working days from the day following the day of delivery of the recommendation on the elimination of violations.

      9. Preventive control without visiting the subject (object) of control is carried out no more than once a quarter.

Article 7. Competence of the Government of the Republic of Kazakhstan in the field of online platforms and online advertising

      The Government of the Republic of Kazakhstan:

      1) develops the main directions of state policy in the field of online platforms and online advertising;

      2) performs other functions assigned to it by the Constitution of the Republic of Kazakhstan, laws of the Republic of Kazakhstan and acts of the President of the Republic of Kazakhstan.

Article 8. Competence of the authorized body

      The authorized body:

      1) ensures the implementation of the state policy in the field of online platforms and online advertising;

      2) within its competence, develops and approves regulatory legal acts in the field of online platforms and online advertising;

      3) coordinates the activities of central and local executive bodies in the field of online platforms and online advertising;

      4) monitors online platforms;

      5) issues prescriptions upon detection of violations of the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising;

      6) requests from the owner and (or) legal representative of the online platform information about the number of users per day;

      7) determines the number of users if there is no function for determining the number of users on the online platform;

      8) requests information about users from the owners and (or) legal representatives of online platforms on the basis of judicial acts, requests from law enforcement or special state bodies of the Republic of Kazakhstan;

      9) exercises other powers provided for by this Law, other laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 3. LEGAL REGIME OF FUNCTIONING OF ONLINE PLATFORMS

Article 9. Legal regime of online platforms functioning on the territory of the Republic of Kazakhstan

      1. To carry out activities on the territory of the Republic of Kazakhstan, the owners and (or) other legal representatives of online platforms whose average daily access to online platforms during a month is more than one hundred thousand users located on the territory of the Republic of Kazakhstan, appoint their legal representative for interaction with the authorized body in accordance with the requirements established by the Civil Code of the Republic of Kazakhstan.

      Part one of this paragraph does not apply to instant messaging services that perform the functions of intra-corporate messaging services, e-mail services.

      2. The authorized body shall keep a register of legal representatives of online platforms on the territory of the Republic of Kazakhstan in accordance with the procedure determined by it.

      3. Online platforms should have the following functions:

      1) determining the number of users in the territory of the Republic of Kazakhstan;

      2) submission by users of the complaint established by Article 11 of this Law and automatic confirmation of its receipt.

      The interface of the online platform should not mislead or otherwise hinder the user in making a decision.

      4. Owners and (or) legal representatives of online platforms are obliged to:

      1) take measures to counter the spread of illegal content on the territory of the Republic of Kazakhstan;

      2) consider the request of the authorized body within twenty-four hours after its receipt;

      3) ensure the fulfillment of judicial acts that have entered into legal force;

      4) ensure the reception, consideration of prescriptions, submissions, notifications, decisions of state bodies with taking measures on them established by Article 41-1 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On communications";

      5) immediately notify the law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan in case of detection of illegal content that entails a threat to the life or security of a person and citizen;

      6) inform the authorized body about measures to counteract illegal content;

      7) publish publicly available information on the average monthly number of users in the territory of the Republic of Kazakhstan for the last six months of the online platform's operation;

      8) take measures to ensure the safety of minors;

      9) submit information about users requested by the authorized body on the basis of judicial acts, requests of law enforcement or special state bodies of the Republic of Kazakhstan;

      10) suspend the activity of accounts on the territory of the Republic of Kazakhstan that post and distribute illegal content, information recognized as cyberbullying against a child, on the basis of an order of the authorized body.

Article 10. Features of personal data protection on online platforms

      The owner and (or) legal representative of the online platform in order to protect personal data on the online platform:

      1) familiarizes users with the privacy policy of the online platform before completing their registration;

      2) ensures the integrity, safety and confidentiality of personal data;

      3) does not allow the dissemination of personal data without the consent of the user or his legal representative;

      4) immediately notifies the user in case of violation of the confidentiality of his personal data;

      5) performs other duties stipulated by the Law of the Republic of Kazakhstan "On personal data and their protection".

Article 11. Submission and processing of user complaints

      1. The user has the right to file a complaint to the owner of the online platform about the content, interface, other users, actions of the online platform.

      2. The mechanism and rules for filing a complaint by the user are determined by the owner of the online platform.

      The complaint mechanism should be accessible to the user and provide for the possibility of describing the content of the complaint.

      3. The owner of the online platform is obliged to provide a reasoned response to the user who filed a complaint within twenty calendar days from the day following the day of receipt of the complaint.

Article 12. Recommendation system of the online platform

      1. The parameters used in the recommendation system of the online platform must be described in the user agreement of the online platform.

      2. The recommendation system of the online platform should provide the user with the opportunity to receive content without using profiling.

Article 13. Content moderation

      1. The owner of the online platform is obliged to take measures to improve:

      1) content moderation systems;

      2) artificial intelligence algorithms;

      3) the safety of minors on the online platform;

      4) countering the placement and distribution of illegal content on the territory of the Republic of Kazakhstan;

      5) interaction with the state bodies of the Republic of Kazakhstan.

      2. The owner of the online platform annually publishes a report that includes the following information about:

      1) identified systemic risks;

      2) measures taken to reduce the identified systemic risks;

      3) content moderation, indicating the illegal content deleted by automated moderation systems, the number of orders received from the authorized body, user complaints and decisions taken on them.

Article 14. Grounds for attributing information to illegal content, suspension, termination of placement and distribution of illegal content

      1. Posting and distribution of illegal content on online platforms in the territory of the Republic of Kazakhstan is prohibited.

      Illegal content includes calls, propaganda or agitation for violent change of the constitutional order, violation of the integrity of the Republic of Kazakhstan, undermining the security of the state, war, social, racial, national, religious, class and tribal superiority, the cult of cruelty and violence, suicide, pornography, narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues and precursors, ideas of separatism, fraud, information that contributes to the violation of interethnic and interfaith harmony, as well as statements that question the statehood and territorial integrity of the Republic of Kazakhstan, information that reveals state secrets or other secrets protected by law, and other information prohibited by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Suspension, termination of placement and distribution of illegal content shall be carried out in accordance with Article 41-1 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On communications".

      3. The owner and (or) the legal representative of the online platform, within twenty-four hours after receiving the order of the authorized body, must take measures to delete information recognized as cyberbullying in relation to the child.

      Footnote. Article 14 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 19.06.2024 № 94-VIII (shall come into effect upon expiry of sixty calendar days after the date of its first official publication).

Article 15. Removing false information

      1. A person in respect of whom false information has been disseminated has the right to apply to the owner of the online platform with a request to delete false information.

      2. If the owner of the online platform refuses to delete false information, the person has the right to apply to the court.

Chapter 4. RIGHTS AND OBLIGATIONS OF USERS

Article 16. Rights and obligations of users

      1. Users in the territory of the Republic of Kazakhstan have the right to:

      1) the receipt, production, placement, distribution of content in any way not prohibited by the laws of the Republic of Kazakhstan;

      2) free expression of opinion on online platforms in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan;

      3) protection of their rights, freedoms and legitimate interests in court;

      4) creating an account, a public community;

      5) appeal to the owner of the online platform or his legal representative with a requirement to respect their rights, freedoms and legitimate interests provided for by the laws of the Republic of Kazakhstan;

      6) rejection of products offered by online platforms if it contradicts their beliefs;

      7) limiting the demonstration of uninteresting content.

      2. Users are required to:

      1) comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising;

      2) check the authenticity of the posted, distributed content;

      3) do not post or distribute false information;

      4) do not post or distribute illegal content;

      5) delete false information, illegal content in case of their placement, distribution;

      6) when collecting voluntary donations, comply with the requirements established by the legislation of the Republic of Kazakhstan on countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism.

Article 17. Rights and obligations of influencers (bloggers)

      1. An influencer (blogger) has the rights and responsibilities established by Article 16 of this Law.

      2. An influencer (blogger) carries out his business activities on the territory of the Republic of Kazakhstan in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 18. Placement and distribution of the depicted person

      1. When posting and distributing content, users do not need the consent of the person depicted in the following cases:

      1) if this person is present or participates in spectacular cultural events, socially significant in the field of culture, mass sports events, peaceful gatherings and other public events;

      2) if the content contains an image of a person and information related to the official and (or) public activities of this person, as well as posted, distributed by the person himself, his legal representative or authorized person in sources to which access is not restricted;

      3) if the use of the depicted person is carried out in order to protect the constitutional order, protect public order, human rights and freedoms, health and morals of the population.

      2. The placement and distribution of content using the depicted person shall be carried out in accordance with the requirements established by Article 145 of the Civil Code of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 5. REGULATION OF ONLINE ADVERTISING

Article 19. Requirements for online advertising

      1. Online advertising must be identifiable and labeled.

      2. Online advertising is marked in accordance with the procedure determined by the authorized body.

      3. Placement and distribution of online advertising are carried out in accordance with the requirements of the Law of the Republic of Kazakhstan "On advertising".

Article 20. Targeted online advertising

      1. The online platform provides users with the ability to identify targeted online advertising using text and (or) graphic and (or) other designations.

      2. Targeted online advertising should:

      1) contain text and (or) graphic and (or) other designations indicating that the content is an online advertisement;

      2) designate the account of the user who placed the online advertisement.

      3. Profiling based on data on race or nationality, political views, biometric or personal data that allows identifying an individual, information about the user's health status is prohibited.

      4. Targeted online advertising should not be distributed to users identified by the online platform as a minor user.

Article 21. Sponsored content

      1. Sponsored content must contain text and (or) graphic and (or) other designations indicating the sponsor.

      2. Sponsored content should not:

      1) discredit individuals or legal entities, their goods, works, services;

      2) contain opinions and (or) audio recordings, and (or) photo and video images of third parties without their prior consent.

      3. If the sponsored content contains recommendations, reviews and supporting documents, then they must be authentic and verifiable.

Article 22. Identification and storage of online advertising

      1. Online platforms should provide users with the technical ability to identify online advertising using text and (or) graphic and (or) other designations.

      2. The online platform must have a secure repository containing information about online advertising, including targeted online advertising. This information must be stored for one year after the last placement, distribution of online advertising.

      The storage must not contain personal data of users among whom online advertising was or could have been distributed.

Chapter 6. INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF ONLINE PLATFORMS AND ONLINE ADVERTISING

Article 23. International cooperation in the field of online platforms and online advertising

      1. International cooperation of the Republic of Kazakhstan in the field of online platforms and online advertising is carried out in accordance with international treaties and legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. State bodies, in coordination with the authorized body, interact in the field of online platforms and online advertising with state bodies of foreign states, international organizations and foreign legal entities.

Chapter 7. FINAL PROVISIONS

Article 24. Responsibility for violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising

      Violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan on online platforms and online advertising entails liability established by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      If the owners and (or) legal representatives of online platforms carry out the activities of the online platform on the territory of the Republic of Kazakhstan without complying with the requirements established by Article 9 of this Law, the authorized body has the right to restrict their activities on the territory of the Republic of Kazakhstan in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 25. Procedure for enactment of this Law

      This Law shall enter into force upon the expiration of sixty calendar days after the date of its first official publication.

      President
      of the Republic of Kazakhstan K.Tokayev