Об общественном контроле

Закон Республики Казахстан от 2 октября 2023 года № 30-VIII ЗРК.

      Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. ст. 16
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования ИЗПИ создано СОДЕРЖАНИЕ

      Настоящий Закон определяет цель, задачи и принципы общественного контроля, а также регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в порядке и формах, которые установлены настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, направленная на анализ и оценку актов и решений объектов общественного контроля на соответствие общественным интересам;

      2) конфликт интересов при осуществлении общественного контроля – ситуация, при которой личная заинтересованность субъектов общественного контроля, эксперта, члена (участника), учредителя, руководителя, работника субъектов общественного контроля влияет или может повлиять на беспристрастное и объективное исполнение ими своих обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой заинтересованностью и принципами, установленными настоящим Законом;

      3) итоговый документ по результатам общественного контроля (далее – итоговый документ) – протокол, заключение, рекомендация, иные документы, предусмотренные законами Республики Казахстан, разработанные субъектами общественного контроля по результатам общественного контроля;

      4) объекты общественного контроля – органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами, а также иные объекты общественного контроля, предусмотренные законами Республики Казахстан.

      Объектами общественного контроля не являются государственные органы и организации, отнесенные к категории особорежимных, режимных объектов Республики Казахстан;

      5) субъекты общественного контроля – граждане Республики Казахстан;

      некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением религиозных объединений (далее – некоммерческие организации);

      иные субъекты, которым предоставлены полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан;

      6) группа общественного контроля – группа граждан Республики Казахстан и (или) представителей некоммерческих организаций, являющихся гражданами Республики Казахстан, и (или) иных субъектов, которым предоставлены полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан, сформированная для осуществления общественного контроля;

      7) мотивированный ответ – информация объекта общественного контроля о всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств, указанных в итоговом документе по результатам общественного контроля, в том числе об устранении причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле

      1. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      1. Особенности осуществления общественного контроля устанавливаются настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, в части, не урегулированной иными законами Республики Казахстан.

      2. Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые конституционными законами Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", "О республиканском референдуме", "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", "О прокуратуре", "О Конституционном Суде Республики Казахстан", "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан", законами Республики Казахстан "О специальных государственных органах Республики Казахстан", "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан", "О персональных данных и их защите", уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским процессуальным, административным процедурно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, о внешней разведке, контрразведывательной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, государственных секретах, а также законодательством Республики Казахстан по вопросам правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов.

      3. Общественный контроль в Фонде национального благосостояния и национальных компаниях, входящих в группу Фонда национального благосостояния, осуществляется в отношении государственных социальных и научно-инновационных проектов, национальных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств, а также при оказании Фондом национального благосостояния и национальными компаниями, входящими в группу Фонда национального благосостояния, благотворительной помощи.

Статья 4. Цель и задачи общественного контроля

      1. Целью общественного контроля является обеспечение участия граждан Республики Казахстан в управлении делами государства.

      2. Задачами общественного контроля являются:

      1) вовлечение граждан Республики Казахстан в процесс общественного контроля;

      2) обеспечение качественной реализации проектов, выполняемых в рамках общенациональных приоритетов Республики Казахстан;

      3) обеспечение учета общественного мнения при принятии решений объектами общественного контроля;

      4) обеспечение прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля;

      5) обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;

      6) повышение эффективности деятельности объектов общественного контроля;

      7) повышение уровня доверия граждан Республики Казахстан к деятельности объектов общественного контроля;

      8) формирование в обществе нетерпимости к противоправному поведению.

Статья 5. Принципы общественного контроля

      Принципами общественного контроля являются:

      1) законность деятельности субъектов общественного контроля;

      2) публичность, открытость и прозрачность осуществления общественного контроля субъектами общественного контроля;

      3) добровольность участия субъектов общественного контроля в осуществлении общественного контроля;

      4) независимость субъектов общественного контроля и недопустимость конфликта интересов при осуществлении общественного контроля.

Статья 6. Условия участия субъектов общественного контроля в осуществлении общественного контроля

      1. Субъекты общественного контроля осуществляют общественный контроль индивидуально или путем участия в группах общественного контроля.

      2. Субъектами общественного контроля не могут быть:

      1) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость в порядке, установленном законом Республики Казахстан;

      2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

      3) лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;

      4) лица, состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;

      5) лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, экстремистских и террористических преступлений;

      6) некоммерческие организации с иностранным участием, а также некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с законами Республики Казахстан.

      3. Группа общественного контроля формируется по инициативе субъектов общественного контроля.

      Решение об утверждении состава группы общественного контроля оформляется в виде протокола.

      Количественный состав группы общественного контроля не может превышать пять человек.

      Члены группы общественного контроля осуществляют общественный контроль в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан.

Глава 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 7. Права и обязанности субъектов общественного контроля

      1. Субъекты общественного контроля имеют право:

      1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;

      2) посещать территории и помещения объекта общественного контроля по письменному согласованию с объектом общественного контроля в соответствии с настоящим Законом;

      3) запрашивать информацию у объектов общественного контроля в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о доступе к информации;

      4) использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;

      5) обжаловать действия (бездействие) объектов общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      2. Субъекты общественного контроля обязаны:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов общественного контроля;

      2) осуществлять общественный контроль в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан;

      3) информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля, а в случае формирования группы общественного контроля направить протокол об утверждении состава группы общественного контроля;

      4) направлять объектам общественного контроля итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля;

      5) направлять информацию о причинах и условиях, способствующих нарушениям, выявленным в ходе осуществления общественного контроля, в соответствующие уполномоченные органы;

      6) соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения при осуществлении общественного контроля;

      7) не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;

      8) размещать итоговый документ, а также мотивированные ответы объектов общественного контроля на итоговый документ на своих интернет-ресурсах (при наличии);

      9) соблюдать меры безопасности при осуществлении общественного контроля и установленный режим работы объекта общественного контроля при осуществлении общественного контроля;

      10) не обрабатывать персональные данные без согласия субъектов персональных данных или их законных представителей, а также не разглашать сведения, полученные от объектов общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;

      11) осуществлять иные обязанности, установленные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 8. Права и обязанности объектов общественного контроля

      1. Объекты общественного контроля имеют право:

      1) получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и итоговый документ;

      2) использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;

      3) требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля;

      4) отказать в посещении территории и помещений объекта общественного контроля в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 12 настоящего Закона;

      5) обращаться к субъектам общественного контроля для инициирования проведения общественного контроля;

      6) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      2. Объекты общественного контроля обязаны:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов общественного контроля;

      2) обеспечивать доступ субъектов общественного контроля к территории и помещениям объектов общественного контроля на основании и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан;

      3) обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом, и рассматривать запросы субъектов общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о доступе к информации;

      4) принять необходимые меры по соблюдению представителями объектов общественного контроля общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;

      5) обеспечивать безопасность субъектов общественного контроля в соответствии с установленными нормативами для данного объекта общественного контроля;

      6) рассматривать и принимать решения по итоговому документу, а также направлять мотивированные ответы;

      7) размещать итоговый документ, а также мотивированные ответы на своих интернет-ресурсах;

      8) информировать субъект общественного контроля о согласии на посещение территории и помещений объекта общественного контроля в соответствии с настоящим Законом;

      9) осуществлять иные обязанности, установленные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Глава 3. ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 9. Формы общественного контроля

      1. Общественный контроль осуществляется в формах общественного обсуждения, общественной экспертизы и общественного мониторинга, а также в формах, установленных законами Республики Казахстан.

      2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Статья 10. Общественное обсуждение

      1. Общественное обсуждение проводится в целях организации публичного рассмотрения актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

      2. Субъекты общественного контроля за три рабочих дня до даты проведения общественного обсуждения размещают в средствах массовой информации сведения о теме, дате, времени, месте и форме общественного обсуждения, а также информацию, относящуюся к предмету общественного обсуждения.

      3. Субъекты общественного контроля обязаны уведомлять и приглашать представителей объектов общественного контроля для участия в общественных обсуждениях не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения общественного обсуждения.

      4. Объекты общественного контроля могут принять участие в общественном обсуждении, а также оказывать техническое содействие в организации общественного обсуждения субъектам общественного контроля.

      5. Итоговый документ, принятый на основе протокола по результатам проведения общественного обсуждения, направляется субъектами общественного контроля объектам общественного контроля для рассмотрения.

Статья 11. Общественная экспертиза

      1. Общественная экспертиза осуществляется субъектами общественного контроля в целях анализа и общественной оценки актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

      Предметом общественной экспертизы являются акты и решения объектов общественного контроля, принимаемые в ходе деятельности, затрагивающие права и законные интересы неограниченного круга лиц.

      2. Субъекты общественного контроля для проведения общественной экспертизы вправе привлекать экспертов или экспертные организации.

      3. Экспертом может быть физическое лицо, имеющее высшее и (или) послевузовское образование в соответствующей сфере, не менее двух лет стажа работы в соответствующей сфере, обладающее научными и (или) практическими знаниями по предмету общественной экспертизы.

      4. Заключение общественной экспертизы, содержащее выводы экспертов, оформляется в виде итогового документа и направляется объектам общественного контроля для рассмотрения.

Статья 12. Общественный мониторинг

      1. Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за ходом деятельности объектов общественного контроля, затрагивающей права и законные интересы неограниченного круга лиц.

      2. Субъекты общественного контроля осуществляют общественный мониторинг путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

      3. Субъекты общественного контроля в случае необходимости могут осуществлять общественный мониторинг с посещением территории и помещений объекта общественного контроля по согласованию с объектом общественного контроля.

      4. Субъект общественного контроля к обращению о согласовании на осуществление общественного мониторинга с посещением территории и помещений объекта общественного контроля прилагает список субъектов общественного контроля и информацию о соответствии их требованиям, установленным пунктом 2 статьи 6 настоящего Закона, а также обоснование необходимости посещения объекта общественного контроля.

      5. Объекты общественного контроля в случае проведения общественного мониторинга с посещением одного и того же объекта либо по одному и тому же вопросу в течение шести месяцев с момента проведения предыдущего общественного мониторинга имеют право отказать в посещении территории и помещений объекта общественного контроля.

      6. Итоговый документ, принятый по результатам проведения общественного мониторинга, направляется объектам общественного контроля для рассмотрения.

Статья 13. Итоговые документы

      1. По результатам общественного контроля субъектом общественного контроля разрабатывается итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля.

      К итоговому документу прилагаются информация о дате, времени и месте осуществления общественного контроля, задачах общественного контроля, список субъектов общественного контроля и информация о соответствии их требованиям настоящего Закона, формах общественного контроля, фактах и обстоятельствах, установленных при осуществлении общественного контроля, а также иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

      2. Субъект общественного контроля направляет итоговый документ объекту общественного контроля не позднее семи рабочих дней со дня завершения общественного контроля на казахском и (или) на других языках.

      3. Итоговый документ является обязательным для рассмотрения объектами общественного контроля.

      4. Объекты общественного контроля не позднее десяти рабочих дней после получения итогового документа направляют субъекту общественного контроля мотивированный ответ отдельно по каждой рекомендации.

      5. Объекты общественного контроля обязаны принять меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств, указанных в итоговом документе, и предоставить возможность субъекту общественного контроля участвовать в рассмотрении его рекомендации в форме заслушивания, если это не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.

      6. Заслушивание может осуществляться путем приглашения субъекта общественного контроля, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации.

      Субъект общественного контроля уведомляется заранее о заслушивании, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия решения по рассмотрению итогового документа.

      В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения итогового документа процедура заслушивания не проводится.

      7. В случае отказа в рассмотрении итогового документа объектом общественного контроля субъект общественного контроля имеет право направить жалобу в соответствующие государственные органы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля

      Материально-техническое и организационное обеспечение общественного контроля осуществляется за счет средств субъектов общественного контроля, а также иных источников, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественном контроле

      Нарушение законодательства Республики Казахстан об общественном контроле влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 16. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

      Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ

On public control

Law of the Republic of Kazakhstan dated October 2, 2023 № 30-VIII LRK

      Unofficial translation

      This Law shall determine the purpose, objectives, and principles of public control, and also regulate public relations related to the organization and implementation of public control in the Republic of Kazakhstan.

Chapter 1. GENERAL PROVISIONS

Article 1. Basic concepts used in this Law

      This Law uses the following basic concepts:

      1) public control – activities of the subjects of public control, carried out in the manner and forms established by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan, aimed at analyzing and assessing acts and decisions of objects of public control for compliance with public interests;

      2) conflict of interest in the exercise of public control - a situation in which personal interest of the subjects of public control, an expert, member (participant), founder, manager, employee of subjects of public control affects or may affect the impartial and objective performance of their duties and (or) entails a conflict between such interest and the principles established by this Law;

      3) the final document based on the results of public control (hereinafter - the final document) - protocol, conclusion, recommendation, and other documents provided for by the laws of the Republic of Kazakhstan, developed by the subjects of public control based on the results of public control;

      4) the objects of public control - bodies, institutions of executive state power and local government, state institutions that are not state bodies, subjects of the quasi-public sector, autonomous educational organizations, organizations that perform the functions of central and (or) local executive bodies whose activities are related with public interests, as well as other objects of public control provided for by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      The objects of public control shall not be state bodies and organizations classified as special-regime, regime facilities of the Republic of Kazakhstan;

      5) the subjects of public control – citizens of the Republic of Kazakhstan;

      non-profit organizations registered on the territory of the Republic of Kazakhstan, with the exception of religious associations (hereinafter - non-profit organizations);

      other subjects that have been granted powers to exercise public control in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan;

      6) group of public control - a group of citizens of the Republic of Kazakhstan and (or) representatives of non-profit organizations that are citizens of the Republic of Kazakhstan, and (or) other subjects who have been granted powers to exercise public control in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan, formed to exercise public control;

      7) a reasoned response - information from the object of public control about a comprehensive, complete, and objective consideration of the circumstances specified in the final document based on the results of public control, including the elimination of causes and conditions contributing to violations identified during public control.

Article 2. Legislation of the Republic of Kazakhstan on public control

      1. The legislation of the Republic of Kazakhstan on public control shall be based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan, and consist of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. International treaties ratified by the Republic of Kazakhstan shall have priority over this Law. The procedure and conditions for the operation of international treaties on the territory of the Republic of Kazakhstan, to which the Republic of Kazakhstan is a party, shall be determined by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Article 3. Scope of this Law

      1. Features of the implementation of public control shall be established by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan.

      This Law shall regulate relations related to the implementation of public control, to the extent not regulated by other laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. This Law shall not apply to public relations regulated by the constitutional laws of the Republic of Kazakhstan “On elections in the Republic of Kazakhstan”, “On the republican referendum”, “On the judicial system and the status of judges of the Republic of Kazakhstan”, “On the Prosecutor’s Office”, “On the Constitutional Court of the Republic of Kazakhstan”, “On the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan”, the laws of the Republic of Kazakhstan “On special state bodies of the Republic of Kazakhstan”, “On the defense and Armed Forces of the Republic of Kazakhstan”, “On personal data and their protection”, criminal procedure, criminal executive, civil procedural, administrative procedural legislation of the Republic of Kazakhstan, legislation of the Republic of Kazakhstan on administrative offenses, foreign intelligence, counterintelligence activities, operational investigative activities, state secrets, as well as legislation of the Republic of Kazakhstan on law enforcement and ensuring the security of protected persons persons and objects.

      3. Public control in the National welfare fund and national companies included in the National welfare fund group shall be carried out in relation to state social and scientific-innovative projects, national projects implemented at the expense of budgetary funds, as well as in the provision of charitable assistance by the National welfare fund and national companies, members of the National welfare fund group.

Article 4. Purpose and objectives of public control

      1. The purpose of public control shall be to ensure the participation of citizens of the Republic of Kazakhstan in the management of state affairs.

      2. The objectives of public control shall be:

      1) involvement of citizens of the Republic of Kazakhstan in the process of public control;

      2) ensuring high-quality implementation of projects carried out within the framework of national priorities of the Republic of Kazakhstan;

      3) ensuring that public opinion is taken into account when making decisions by the objects of public control;

      4) ensuring transparency and openness of activities of the objects of public control;

      5) ensuring interaction between the subjects and objects of public control;

      6) increasing the efficiency of activities of the objects of public control;

      7) increasing the level of trust of citizens of the Republic of Kazakhstan in the activities of the objects of public control;

      8) formation of intolerance towards illegal behavior in society.

Article 5. Principles of public control

      The principles of public control shall be:

      1) legality of activities of the subjects of public control;

      2) publicity, openness, and transparency of implementation of public control by the subjects of public control;

      3) voluntary participation of the subjects of public control in the implementation of public control;

      4) independence of the subjects of public control and the inadmissibility of conflicts of interest in the implementation of public control.

Article 6. Conditions for participation of the subjects of public control in the implementation of public control

      1. The subjects of public control shall carry out public control individually or through participation in public control groups.

      2. The following ones cannot be the subjects of public control:

      1) persons who have an outstanding or unexpunged criminal record in the manner established by the law of the Republic of Kazakhstan;

      2) persons recognized by the court as incompetent or partially capable;

      3) persons under eighteen years of age;

      4) persons registered with organizations providing medical care in the field of mental health for mental and behavioral disorders (diseases), including those associated with the use of psychoactive substances;

      5) persons who were previously prosecuted for committing corruption offenses, extremist and terrorist crimes;

      6) non-profit organizations with foreign participation, as well as non-profit organizations whose activities are suspended or prohibited in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

      3. A public control group shall be formed on the initiative of the subjects of public control.

      The decision to approve the composition of the public control group shall be drawn up in the form of a protocol.

      The number of members of the public control group cannot exceed five people.

      Members of the public control group shall carry out public control in accordance with the requirements of this Law and the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 2. THE SUBJECTS AND OBJECTS OF PUBLIC CONTROL

Article 7. Rights and obligations of the subjects of public control

      1. The subjects of public control shall have the right to:

      1) carry out public control in the forms provided for by this Law and the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) visit the territories and premises of the object of public control in written agreement with the object of public control in accordance with this Law;

      3) request information from the objects of public control in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan on access to information;

      4) use audiovisual equipment, as well as make video and photography when carrying out public control in compliance with the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      5) appeal against actions (inaction) of the objects of public control in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      6) exercise other rights provided for by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. The subjects of public control shall be obliged to:

      1) comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan, the rights and legitimate interests of the objects of public control;

      2) carry out public control in accordance with the requirements of this Law and the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) inform the object of public control about the implementation of public control, and in the case of forming a public control group, send a protocol on approval of the composition of the public control group;

      4) send the final document to the objects of public control, including proposals on measures to eliminate the causes and conditions that contribute to violations identified during public control;

      5) send information about the causes and conditions contributing to violations identified during the implementation of public control to the relevant authorized bodies;

      6) comply with generally accepted moral and ethical standards of behavior when exercising public control;

      7) avoid conflicts of interest when exercising public control;

      8) post the final document, as well as motivated responses from the objects of public control to the final document on their Internet resources (if available);

      9) comply with security measures when exercising public control and the established operating hours of the object of public control during the implementation of public control;

      10) not to process personal data without the consent of the subjects of personal data or their legal representatives, and also not to disclose information received from objects of public control that constitute a secret protected by the laws of the Republic of Kazakhstan;

      11) carry out other duties established by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 8. Rights and obligations of the objects of public control

      1. The objects of public control shall have the right to:

      1) receive information from the subjects of public control about the implementation of public control and the final document;

      2) use audiovisual equipment, as well as make video and photography when carrying out public control in compliance with the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) demand compliance with security measures when exercising public control at the object of public control;

      4) refuse to visit the territory and premises of the object of public control in the cases provided for in paragraph 5 of Article 12 of this Law;

      5) contact the subjects of public control to initiate public control;

      6) exercise other rights provided for by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. The objects of public control shall be obliged to:

      1) comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan, the rights and legitimate interests of the subjects of public control;

      2) ensure access of the subjects of public control to the territory and premises of the objects of public control on the basis and in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) provide access to information about its activities, with the exception of information with limited access, and consider requests from the subjects of public control in accordance with the requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan on access to information;

      4) take the necessary measures to ensure that representatives of the objects of public control comply with generally accepted moral and ethical standards of behavior when exercising public control;

      5) ensure the safety of the subjects of public control in accordance with established standards for a given object of public control;

      6) consider and make decisions on the final document, as well as send reasoned responses;

      7) post the final document, as well as reasoned responses, on its Internet resources;

      8) inform the subject of public control about the consent to visit the territory and premises of the object of public control in accordance with this Law;

      9) carry out other duties established by this Law and other laws of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 3. FORMS AND RESULTS OF PUBLIC CONTROL

Article 9. Forms of public control

      1. Public control shall be carried out in the forms of public discussion, public examination, and public monitoring, as well as in the forms established by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Public control can be carried out simultaneously in several forms.

Article 10. Public discussion

      1. Public discussion shall be held to organize public consideration of acts and decisions of the objects of public control that affect the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons.

      2. The subjects of public control, three working days before the date of the public discussion, shall publish in the media information about the topic, date, time, place, and form of the public discussion, as well as information related to the subject of public discussion.

      3. The subjects of public control shall be required to notify and invite representatives of the objects of public control to participate in public discussions no later than five working days before the date of public discussion.

      4. The objects of public control can take part in public discussion, as well as provide technical assistance in organizing public discussion to the subjects of public control.

      5. The final document, adopted on the basis of the protocol based on the results of the public discussion, shall be sent to the objects of public control for consideration by the subjects of public control.

Article 11. Public examination

      1. Public examination shall be carried out by the subjects of public control for the purpose of analysis and public assessment of acts and decisions of the objects of public control that affect the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons.

      The subject of public examination shall be acts and decisions of the objects of public control, adopted in the course of activities, affecting the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons.

      2. The subjects of public control shall have the right to attract experts or expert organizations to conduct a public examination.

      3. An expert can be an individual who has a higher and (or) postgraduate education in the relevant field, at least two years of work experience in the relevant field, who has scientific and (or) practical knowledge on the subject of public expertise.

      4. The conclusion of the public examination, containing the conclusions of the experts, shall be drawn up in the form of a final document and sent to the objects of public control for consideration.

Article 12. Public monitoring

      1. Public monitoring shall be monitoring the progress of activities of the objects of public control that affect the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons.

      2. The subjects of public control shall carry out public monitoring by collecting, summarizing, and analyzing information regarding acts and decisions of the objects of public control that affect the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons.

      3. The subjects of public control, if necessary, can carry out public monitoring by visiting the territory and premises of the object of public control in agreement with the object of public control.

      4. The subject of public control shall attach a list of subjects of public control and information on their compliance with the requirements established by paragraph 2 of Article 6 of this Law, as well as justification for the need to visit the object of public control to the request for approval for public monitoring with a visit to the territory and premises of the object of public control.

      5. The objects of public control in the case of public monitoring with a visit to the same object or on the same issue within six months from the date of the previous public monitoring shall have the right to refuse to visit the territory and premises of the object of public control.

      6. The final document adopted based on the results of public monitoring shall be sent to the objects of public control for consideration.

Article 13. Final documents

      1. Based on the results of public control, the subject of public control shall develop a final document, which includes proposals on the measures to eliminate the causes and conditions contributing to violations identified during public control.

      The final document shall be accompanied by information on the date, time, and place of public control, the objectives of public control, a list of subjects of public control and information on their compliance with the requirements of this Law, forms of public control, facts and circumstances established during the implementation of public control, as well as other documents, obtained during the implementation of public control.

      2. The subject of public control shall send the final document to the object of public control no later than seven working days from the date of completion of public control in Kazakh and (or) in other languages.

      3. The final document shall be mandatory for consideration by the objects of public control.

      4. The objects of public control, no later than ten working days after receiving the final document, shall send a reasoned response to the subject of public control separately for each recommendation.

      5. The objects of public control shall be obliged to take measures for a comprehensive, complete and objective consideration of circumstances specified in the final document, and to provide the opportunity for the subject of public control to participate in the consideration of recommendation in the form of a hearing, if this does not violate the rights, freedoms and legitimate interests of other persons.

      6. The hearing may be carried out by inviting the subject of public control, including through video conferencing or other means of communication.

      The subject of public control shall be notified in advance of the hearing, but no later than three working days before a decision is made to consider the final document.

      If a positive decision is made based on the results of consideration of the final document, the hearing procedure shall not be carried out.

      7. In case of refusal to consider the final document by the object of public control, the subject of public control shall have the right to send a complaint to the relevant state bodies in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 4. FINAL PROVISIONS

Article 14. Material-technical and organizational support for the implementation of public control

      Material-technical and organizational support for public control shall be carried out at the expense of the subjects of public control, as well as other sources established by the legislative acts of the Republic of Kazakhstan.

Article 15. Responsibility for violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan on public control

      Violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan on public control shall entail liability in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 16. The procedure for the entry into force of this Law

      This Law shall enter into force six months after the date of its first official publication.

      The President
      of the Republic of Kazakhstan       K. TOKAYEV