Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы метрологии и направлен на обеспечение единства и требуемой точности измерений в республике, защиту интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от отрицательных последствий недостоверности результатов измерений.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство о единстве измерений
и сфера применения Закона
1. Законодательство о единстве измерений состоит из настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Казахстан.
2. Отношения в области единства измерений между органами управления, физическими и юридическими лицами, расположенными на территории республики, а также между ними и физическими и юридическими лицами других государств регулируются:
при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации и обслуживании средств измерений;
при передаче размеров единиц физических величин от государственных (национальных) эталонов к образцовым и рабочим средствам измерений.
3. Если международными договорами Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.
Статья 2. Цели обеспечения единства измерений
Основными целями обеспечения единства измерений являются:
повышение эффективности производства, качества продукции, процессов и услуг;
повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний;
обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
обеспечение достоверного учета материальных ценностей и энергетических ресурсов;
повышение эффективности мероприятий по профилактике, диагностике и лечению болезней, контролю безопасности условий труда и быта людей, охране окружающей среды, оценке и рациональному использованию природных ресурсов.
Статья 3. Обеспечение единства измерений
1. Обеспечение единства измерений на территории Республики Казахстан осуществляют государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы.
2. Органы управления, юридические и физические лица обеспечивают единство и требуемую точность измерений и с этой целью вправе создавать ведомственные метрологические службы.
Глава II. Государственная система единства
измерений
Статья 4. Государственная система единства измерений
Государственная система единства измерений устанавливает
единые правила, положения и нормы, регламентирующие организацию
и порядок проведения работ по оценке и обеспечению единства
и требуемой точности измерений.
Статья 5. Объекты государственной системы единства
измерений
Объектами государственной системы единства измерений
являются:
единицы физических величин;
государственные эталоны;
средства измерений;
требования к средствам, методам и результатам измерений;
методики выполнения измерений;
государственные испытания и утверждение типа, поверка и
метрологическая аттестация средств измерений.
Статья 6. Единицы физических величин
На территории Республики Казахстан к применению допускаются единицы физических величин Международной системы единиц и другие единицы, разрешенные государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, а также единицы физических величин, предусмотренные условиями контракта при экспорте и импорте продукции.
Статья 7. Государственные эталоны
1. Единицы физических величин воспроизводятся и хранятся посредством государственных (национальных) эталонов единиц физических величин.
2. Хранение государственных (национальных) эталонов, воспроизведение и передачу размеров единиц физических величин от государственных эталонов к образцовым и рабочим средствам измерений, развитие и совершенствование эталонной базы, а также сличение эталонов с международными эталонами единиц физических величин обеспечивает государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
Статья 8. Средства измерений
1. Средства измерений, предназначенные для определения физических величин, их соотношений или функций, должны обеспечивать необходимую точность измерений в реальных условиях применения и соответствовать требованиям, установленным на них нормативно-технической и эксплуатационной документацией.
2. Средства измерений в целях установления их пригодности к применению подлежат в обязательном порядке государственной или ведомственной поверке.
Государственной поверке подлежат средства измерений, применяемые в торговле, здравоохранении, науке, промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, гидрометеорологии, связи, коммунальном хозяйстве и спорте;
при проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций;
при учете материальных ценностей и энергетических ресурсов;
при диагностике и лечении заболевания человека;
при контроле медикаментов;
при проведении научно-исследовательских работ;
при контроле состояния окружающей среды;
при хранении, перевозке и уничтожении токсичных, легковоспламеняющихся, взрывчатых и радиоактивных веществ;
при контроле безопасности условий труда и движения транспорта;
при определении безопасности и качества сертифицируемой продукции;
при проведении государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений;
при добыче полезных ископаемых;
при регистрации национальных и международных спортивных рекордов.
Перечень и периодичность поверки указанных в предыдущем абзаце средств измерений, порядок ее проведения определяет государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
3. Средства измерений, не подпадающие под действие части 2 настоящей статьи Закона, подлежат ведомственной поверке.
В отдельных случаях, по согласованию с государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, допускается ведомственная поверка средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке.
4. Положительные результаты поверки удостоверяются оттиском государственного или ведомственного поверительного клейма, который наносится на средства измерений и (или) на эксплуатационную документацию, и (или) сертификатом о поверке.
5. Средства измерений, применяемые для наблюдения за изменением физических величин без оценки их значений в единицах физических величин с нормированной точностью, поверке не подлежат.
Контроль за исправностью таких средств измерений осуществляют их пользователи.
Статья 9. Изготовление, поверка, ремонт, продажа
и прокат средств измерений
Изготовление, поверка, ремонт, продажа и прокат средств измерений, а также производство и метрологическая аттестация стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов должны выполняться только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Статья 10. Государственные испытания и утверждение
типа средств измерений
1. Средства измерений, подлежащие производству или ввозу из-за границы, должны подвергаться государственным испытаниям с последующим утверждением типа или метрологической аттестации.
2. Проведение государственных испытаний, утверждение типа и внесение в государственный реестр средств измерений осуществляет государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
3. На средства измерений, тип которых утвержден, или в их эксплуатационную документацию изготовитель обязан наносить знак государственного реестра.
4. В соответствии с заключенными международными договорами признаются результаты государственных испытаний, поверки, метрологической аттестации средств измерений, проведенных в зарубежных странах.
Статья 11. Требования к методикам выполнения измерений
Методики выполнения измерений, используемые в сферах, перечисленных в статье 8 настоящего Закона, подлежат обязательной метрологической аттестации. Порядок проведения метрологической аттестации методик выполнения измерений устанавливает государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
Глава III. Права государственного органа по стандартизации,
метрологии и сертификации при осуществлении
им метрологического надзора и ведомственный контроль
Статья 12. Государственный метрологический надзор
1. Государственный метрологический надзор является технической и юридической деятельностью, осуществляемой инспекторами Государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации в целях проверки соблюдения законодательства и иных нормативных актов по вопросам единства измерений.
2. Формы государственного метрологического надзора:
государственные испытания и утверждение типа средств измерений;
государственная метрологическая аттестация средств измерений;
государственная поверка средств измерений;
лицензирование деятельности по изготовлению, поверке, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
государственный надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их продаже и расфасовке;
государственный надзор за выпуском в обращение, состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм.
3. Государственному метрологическому надзору подлежат средства и результаты измерений, применяемые в сферах, указанных в статье 8 настоящего Закона, а также деятельность ведомственных метрологических служб.
Статья 13. Права государственного органа по стандартизации,
метрологии и сертификации в области обеспечения
единства измерений
1. За нарушение метрологических правил и норм, применение непригодных средств измерений государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право применять к юридическим и физическим лицам следующие меры:
давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, изъятии из эксплуатации непригодных к применению средств измерений и стандартных образцов;
запрещать применение средств измерений, не прошедших государственных испытаний и утверждение типа, поверку или метрологическую аттестацию, не соответствующих утвержденному типу;
гасить клейма и аннулировать сертификат о поверке, если средства измерений неработоспособны, не поверены в установленный срок или погрешность показаний превышает допустимые нормы;
запрещать реализацию, приостанавливать производство средств измерений и стандартных образцов;
лишать лицензии на право изготовления, поверки, ремонта, продажи, проката средств измерений и стандартных образцов;
составлять протоколы об административной ответственности за нарушение законодательства о единстве измерений;
давать предписания о применении экономических санкций.
2. Порядок применения мер, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Ведомственный метрологический контроль
Ведомственный метрологический контроль осуществляется ведомственными метрологическими службами путем:
проверки соблюдения всеми структурными подразделениями предприятий, организаций и учреждений законодательства и иных нормативных актов по вопросам единства измерений с выдачей обязательных предписаний при неудовлетворительном состоянии и применении средств измерений, несоблюдении метрологических правил;
проверки своевременности представления средств измерений
на поверку и государственные испытания;
ведомственной поверки средств измерений;
метрологической аттестации нестандартизованных средств
измерений и испытаний;
проверки контрольно-измерительной оснастки.
Глава IV. Ответственность за нарушение законодательства
о единстве измерений
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства
о единстве измерений
Юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, несут установленную законом дисциплинарную,
материальную, административную или уголовную ответственность
за нарушение законодательства о единстве измерений.
Статья 16. Ответственность государственного инспектора
Инспектор, осуществляющий государственный метрологический
надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет
ответственность, установленную законодательством Республики
Казахстан.
Глава V. Разрешение споров
Статья 17. Органы, разрешающие споры в области
единства измерений
Споры в области единства измерений рассматриваются судами
в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Президент
Республики Казахстан