Сноска. Утратил силу Кодексом РК от 09.01.2007 № 212.
Сноска. В тексте слова "центральный исполнительный орган Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды", "центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды", "центральный исполнительный орган в сфере охраны окружающей среды", "центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды", "центрального исполнительного органа в сфере охраны окружающей среды" заменены соответственно словами "центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды", "центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды", "центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды" - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Термины и определения
Экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.
Заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе,- юридическое или физическое лицо, выдавшее задание на проектирование планируемой деятельности и осуществляющее финансирование объектов экспертизы.
Инициатор экспертизы - юридическое или физическое лицо, включая заказчика проекта, поставившее вопрос о необходимости проведения государственной или общественной экологической экспертизы.
Реализация объекта экспертизы - начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидации промышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственный оборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотренными предплановой, предпроектной и проектной документацией, а также вступление в силу законодательного акта, иного реального использования объекта экспертизы.
Экологически опасная деятельность - прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.
Стратегический объект - объект экспертизы, реализация которого связана с деятельностью в области разведки, добычи, транспортировки, переработки, использования природных ресурсов, инфраструктуры и энергетики республиканского значения, аэрокосмического и военного комплексов, связи.
Трансграничный объект - объект экспертизы, реализация которого оказывает или может оказывать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду двух и более областей (города республиканского значения, столицы) и (или) территории сопредельного государства. <*>
Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе
Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы экологической экспертизы.
Статья 3. Цели экологической экспертизы
Целями экологической экспертизы являются:
1) предотвращение возможных негативных последствий реализации Планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;
2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;
3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил.
Статья 4. Задачи экологической экспертизы
Задачами экологической экспертизы являются:
1) определение полноты и правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;
2) организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
3) проверка соблюдения в экспортируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан;
4) подготовка заключений экологической экспертизы, передача их организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению.
Статья 5. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза базируется на принципах:
1) обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
2) взаимодействия с контролирующими и надзорными органами министерств, государственных комитетов и ведомств, иных центральных и местных исполнительных органов;
3) объективности и научной обоснованности выводов экологической экспертизы;
4) независимости экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
5) гласности;
6) комплексности экологической экспертизы и разнообразия ее видов;
7) приоритетности экологических и медико-биологических интересов.
Статья 6. Объекты экологической экспертизы
1. Объектами экологической экспертизы являются:
1) предплановая, предпроектная и проектная документация, договоры, контракты, включая международные, касающиеся вопросов природопользования;
2) проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, намечаемых к принятию в Республике Казахстан, влияющих на окружающую среду и здоровье населения;
3) материалы оценки соблюдения природопользователем требований по охране окружающей среды и здоровья населения (экологический аудит) при осуществлении хозяйственной деятельности;
4) документация, представленная для экологического обоснования при получении лицензий и сертификатов в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Объектами экологической экспертизы являются также материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им особого правового статуса (особо охраняемые природные территории, зоны экологического бедствия и другие).
Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 .Статья 7. Субъекты экологической экспертизы
Субъектами экологической экспертизы являются:
1) центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды и его органы на местах - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;
2) центральные государственные органы, привлекаемые к проведению государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами на местах;
2-1) местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы субъектов области (города республиканского значения, столицы), за исключением стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;
3) общественные экологические объединения, научные учреждения и создаваемые ими эколого-экспертные органы;
4) физические и юридические лица (внештатные эксперты), привлеченные центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и его подразделениями на местах, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) для проведения экологической экспертизы, имеющие соответствующую лицензию. <*>
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 8. Виды экологической экспертизы
В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Статья 9. Гласность экологической экспертизы
1. Инициаторы экологической экспертизы по объектам обязаны оповестить о ее проведении в средствах массовой информации. При необходимости это выполняется также органом, осуществляющим экологическую экспертизу.
2. Экспертные органы, проводившие экологическую экспертизу, после ее завершения по требованию общественности сообщают в месячный срок о выводах экологической экспертизы в средствах массовой информации или в иной форме.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан и центральных исполнительных органов в области экологической экспертизы
1. Правительство Республики Казахстан в области экологической экспертизы решает вопросы взаимодействия с иностранными государствами при необходимости проведения государственной экологической экспертизы объектов и комплексов, находящихся на территории этих государств, и затрагивающие интересы Республики Казахстан.
2. Центральные государственные органы в пределах компетенции:
1) участвуют в обеспечении и выполнении межгосударственных и иных программ в части, касающейся требований экологической экспертизы;
2) организовывают внедрение научно-технических решений, направленных на реализацию рекомендаций экологической экспертизы;
3) осуществляют работу по организации обеспечения населения достоверной информацией о выводах экологической экспертизы;
4) (исключен) <*>
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 11. Компетенция центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды
1. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды и его подразделения на местах проводят государственную экологическую экспертизу стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, а также выполняют координацию всей эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан.
2. В пределах своих полномочий центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды:
1) организует и проводит государственную экологическую экспертизу стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;
2) осуществляет координацию эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан, методическое руководство в государстве по вопросам проведения экологической экспертизы, независимо от подчиненности и форм собственности;
3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок ее проведения;
4) согласовывает и утверждает документы, регламентирующие деятельность стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов в части наиболее полного учета в ней экологических требований;
5) координирует научные исследования по проблемам оценки воздействия на окружающую среду в области экологической экспертизы;
6) осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения требований природоохранных норм и правил при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации;
7) в установленном порядке взаимодействует с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов к таким работам;
8) организует соответствующую подготовку экспертов-экологов государственной экологической экспертизы, других заинтересованных объединений и формирований;
9) осуществляет выдачу лицензий в установленном порядке на природоохранное проектирование, нормирование и работы в области экологической экспертизы;
10) определяет состав экспертных комиссий, привлекает в качестве внештатных экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на осуществление работ в области экологической экспертизы, представителей центральных и местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы), общественных объединений и природоохранных движений;
11) получает справочные, другие материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, от центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц;
12) осуществляет контроль за выполнением юридическими лицами решений и требований государственной экологической экспертизы при реализации объекта экспертизы;
13) осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов по организации и проведению государственной экологической экспертизы с правом отзыва и аннулирования заключения государственной экологической экспертизы в случае нарушения природоохранного законодательства Республики Казахстан;
14) утверждает правила осуществления контроля за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов в области экологической экспертизы;
15) утверждает образец бланка заключения государственной экологической экспертизы. <*>
Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 12. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области экологической экспертизы
Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
1) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу хозяйственной деятельности субъектов области (города республиканского значения, столицы), за исключением стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов;
2) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы;
3) вносят предложения по разработке документов в области экологической экспертизы и передают на рассмотрение центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды инициативные проекты таких документов;
4) привлекают для проведения экспертных работ внештатных экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на осуществление работ в области экологической экспертизы. <*>
Сноска. Статья 12 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 13. Государственная экологическая экспертиза и формы ее проведения
1. Государственная экологическая экспертиза - вид экспертной деятельности центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, его подразделений на местах и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции. Она носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.
Заключения государственной экологической экспертизы по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций, установленным законодательством Республики Казахстан, включаются в сводное заключение государственной экспертизы проектов.
2. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится в случаях изменения условий природопользования, после доработки материалов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы, на основании решения судебных органов, а также может быть инициирована по решению Правительства и центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы).
Сноска. В статью 13 внесены дополнения - Законом РК от 2 июня 2003 года N 454 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 14. Объекты, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:
1) все виды планировочной, предплановой и предпроектной документации, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и других видов приватизации, проекты схем развития и размещения производительных сил;
2) проекты комплексных схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, включая проекты экологической реабилитации территорий и рекультивации земель;
3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий;
4) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
5) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;
6) документацию, обосновывающую экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом, документацию, обосновывающую выдачу разрешений (лицензий) на изъятие (использование) природных ресурсов;
7) проекты законодательных, нормативных правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических актов в части обеспечения экологической, в том числе радиационной безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
8) материалы обследования экологической ситуации в регионе, возникшей в результате опасных природных явлений, хозяйственной или иной деятельности (по ходатайству общественных объединений, местных представительных и исполнительных органов);
8-1) схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий, а также обоснования по созданию этих территорий;
9) документацию по оценке воздействия существующих предприятий, оказывающих вредное влияние на состояние окружающей среды (по решению контролирующих органов и местных представительных и исполнительных органов);
10) (исключен)
Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 15. Требования, предъявляемые к документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу
1. В составе документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан представить:
1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды, здоровье населения на весь период осуществления этой деятельности и заявление об экологических последствиях этой деятельности;
2) документы согласования о реализации планируемой деятельности с центральными и местными исполнительными органами, а также результаты учета общественного мнения в соответствии с порядком, устанавливаемым центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
2. В документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, должны отражаться решения по:
1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;
2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;
3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, а также их использованию для технических нужд с приоритетом отказа от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;
4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;
5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, неуклонному соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;
6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
3. Соответствующее экспертное подразделение центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы. <*>
Сноска. В статью 15 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 16. Оценка воздействия на окружающую среду
1. Процедуру оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения обеспечивает заказчик планируемой хозяйственной деятельности, а для действующих объектов - владелец предприятия либо центральные и местные исполнительные органы.
2. Оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения является обязательной и неотъемлемой частью предпроектной и проектной документации, а для действующих предприятий проводится по инициативе контролирующих органов республиканского и областного значения, центральных исполнительных органов, общественных объединений граждан, проживающих в зоне действия предприятия, органов суда и прокуратуры, а также самого предприятия либо по решению центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и его подразделений на местах либо по решению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции.
3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится на всех стадиях проектирования и с учетом:
1) состояния окружающей среды по месту осуществления планируемой деятельности;
2) альтернативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая отказ от этой деятельности;
3) перспектив социально-экономического развития региона;
4) иных требований действующего законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
4. Оценка воздействия на окружающую среду должна включать:
1) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в том числе экологического риска;
2) прогнозирование изменений состояния окружающей среды в случае осуществления намечаемой деятельности и их социально-экономических последствий;
3) выработку мер по обеспечению охраны окружающей среды в процессе осуществления планируемой деятельности;
4) проработку всех нормативных требований в этой области.
5. По результатам проведенной оценки воздействия на окружающую среду заказчиком подготавливается и представляется в составе экспортируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, служащее основанием для подготовки решений о ее реализации. <*>
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 17. Права руководителей экспертных подразделений, осуществляющих государственную экологическую экспертизу
1. Руководители экспертных подразделений имеют право:
1) создавать в установленном порядке эколого-экспертные комиссии, группы, иные формирования для проведения экологической экспертизы, привлекать к участию в работе высококвалифицированных отечественных, зарубежных специалистов и ученых, включая иностранных и юридических лиц, на договорной основе;
2) осуществлять контроль за деятельностью экспертных подразделений (учреждений, организаций), создаваемых комиссий и групп;
3) возглавлять советы экологической экспертизы, организовывать их деятельность;
4) определять методы проведения экспертизы;
5) отклонять представленные на экологическую экспертизу материалы, не отвечающие экологическим нормам и правилам;
6) возвращать на доработку документы и материалы, содержащие ошибки в расчетах и другие нарушения, исправление которых требует дополнительных исследований, поисковых работ либо выделения дополнительных средств;
7) подписывать заключения экологической экспертизы;
8) отзывать ранее выданные положительные заключения экологической экспертизы в связи с вновь выявленными обстоятельствами, представляющими опасность для окружающей среды, либо в случае невыполнения заказчиком требований вышеназванного заключения;
9) запрашивать необходимые для проведения экспертизы дополнительные материалы научного, проектного, методического или иного характера;
10) представлять в банковские и другие финансирующие органы материалы по объектам, которые не получили положительного заключения государственной экологической экспертизы;
11) готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства Республики Казахстан.
2. Руководители экспертных подразделений центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и его подразделений на местах являются главными государственными экологическими экспертами Республики Казахстан, областей (города республиканского значения, столицы).
Руководители экспертных подразделений местного исполнительного органа являются заместителями главного государственного экологического эксперта области (города республиканского значения, столицы). <*>
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 18. Гарантии независимости руководителей органов государственной экологической экспертизы при осуществлении ими экспертной деятельности
1. При организации и проведении экологической экспертизы руководители экспертных органов независимы и действуют в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Независимость руководителей экспертных органов обеспечивается также положениями о них, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды, включающими:
1) порядок их назначения и увольнения;
2) иные условия, не противоречащие действующему законодательству Республики Казахстан о государственной службе.
Статья 19. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
1. Экспертная комиссия образуется для проведения экологической экспертизы конкретного объекта органом, имеющим право назначать, инициировать и проводить государственную или общественную экологическую экспертизу. В составе экспертной комиссии образовываются группы по направлениям экспертных исследований.
2. Результаты работы экспертной комиссии излагаются в виде сводного заключения экспертной комиссии. Структура, содержание, порядок реализации и обжалования заключения экспертной комиссии определяются экспертным органом, организующим проведение экологической экспертизы, который также устанавливает конкретный порядок работы экспертной комиссии.
3. Экспертная комиссия обладает правами и обязанностями, наделяемыми создавшим ее органом в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 20. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Экспертом государственной экологической экспертизы является лицо, имеющее специальные познания и обладающее достаточным опытом, необходимым для проведения экологической экспертизы, и привлеченное в установленном порядке центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) к проведению экологической экспертизы.
2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, или разработчик объекта государственной экологической экспертизы, а также юридические и физические лица, состоящие с заказчиком или разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, за исключением отношений, связанных с проведением и оплатой экспертных работ внештатных экспертов.
3. Эксперт государственной экологической экспертизы несет ответственность за выполненную им экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:
1) требовать представления дополнительных материалов, имеющих значение для всесторонней и объективной оценки экспортируемого объекта в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
2) дополнительно привлекать к проведению экологической экспертизы высококвалифицированных специалистов;
3) вносить предложения по совершенствованию организации работы экспертизы, методологии, порядку и принципам ее осуществления;
4) формировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственных экологических экспертиз.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
1) обеспечивать комплексное, объективное, качественное проведение экологической экспертизы;
2) соблюдать требования законодательства об экологической экспертизе, иных законодательных актов;
3) проводить экспертизу на основе действующих стандартов, норм и правил;
4) соблюдать установленные сроки и порядок осуществления экологической экспертизы;
5) готовить аргументированные заключения экологической экспертизы и своевременно передавать их органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы, и заказчикам;
6) при отклонении экспертируемых объектов от дальнейшего рассмотрения либо возвращении обосновывающих их материалов на доработку объективно оценивать и доказательно обосновывать заключения экологической экспертизы;
7) обеспечивать сохранность материалов и согласовывать свои действия в отношении конфиденциальных документов с их владельцем, не допускать разглашения вверенных ему сведений. <*>
Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 21. Гарантии реализации и защиты прав эксперта государственной экологической экспертизы
1. Вмешательство в деятельность эксперта, связанную с проведением экологической экспертизы, государственных органов, юридических и должностных лиц запрещается, за исключением случаев нарушения экспертом действующего законодательства Республики Казахстан.
2. Нарушенные права эксперта государственной экологической экспертизы, включая материальные убытки и моральный вред, подлежат защите в судебном и административном порядке, а лица, виновные в этом нарушении, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 22. Экспертные советы государственной экологической экспертизы
1. При подразделениях государственной экологической экспертизы центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) создаются экспертные советы, являющиеся совещательными органами и действующие в соответствии с положениями о них.
2. Положения об экспертных советах центрального и местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы), их составы разрабатываются и утверждаются соответственно центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и акиматом области (города республиканского значения, столицы).
3. Членами экспертных советов могут являться должностные лица природоохранных органов, ученые научно-исследовательских учреждений, вузов, высококвалифицированные специалисты-практики и представители общественности. <*>
Сноска. В статью 22 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 23. Полномочия экспертных советов государственной экологической экспертизы
1. К ведению экспертных советов государственной экологической экспертизы относятся:
1) обсуждение сложных проблем обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при проведении экологической экспертизы;
2) рассмотрение заключений соответствующей экологической экспертизы относительно объектов повышенной экологической опасности;
3) подготовка предложений по совершенствованию экологической экспертизы.
2. Экспертный совет экологической экспертизы осуществляет иные функции, предусмотренные положением о нем.
Статья 24. Процедура государственной экологической экспертизы
1. Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы исследуют и оценивают объекты экспертизы, и подготавливают обоснованное, объективное экспертное заключение.
2. Процедура государственной экологической экспертизы включает:
1) регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы;
2) предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия и полноты переданных на экспертизу необходимых материалов, реквизитов, включая оценку воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;
3) основную стадию экспертизы, предусматривающую необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;
4) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.
3. Экспертный орган вправе отклонить заявку на проведение государственной экологической экспертизы объекта в случае:
1) непредставления заказчиком документов, указанных в статье 15 настоящего Закона;
2) если представленная оценка воздействия на окружающую среду или заявление об экологических последствиях не отвечает установленным требованиям или содержит ошибочные данные, без которых принятие объективного решения не представляется возможным.
Статья 25. Организационные формы проведения государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится:
1) штатными сотрудниками экспертных служб центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, его территориальными подразделениями на местах и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы);
2) экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и его подразделениями на местах, местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы) с привлечением внештатных экспертов;
3) межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. <*>
Сноска. В статью 25 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 26. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
1. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать трех месяцев с возможным продлением в зависимости от объема и сложности рассматриваемой документации, но не более шести месяцев. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы свыше шести месяцев осуществляется только по просьбе заказчика документации и при наличии его гарантий на дополнительную оплату экспертных работ.
2. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается с момента передачи экспертным органам всей необходимой документации, прошедшей предварительную экспертизу, и представления заказчиком копии документов об оплате экспертных работ. При этом срок предварительной экспертизы не должен превышать двух недель.
3. Определение и продление срока государственной экологической экспертизы находятся в компетенции центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды.
Статья 27. Заключение государственной экологической экспертизы
1. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объектов экологической экспертизы.
2. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом, его подразделениями на местах и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.
3. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с предложениями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности.
4. Запрещается финансирование и реализация проектов государственными, коммерческими банками, а также иными финансовыми учреждениями любой формы собственности без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
5. Заключение государственной экологической экспертизы подписывают руководители экспертных подразделений на бланке установленного образца. <*>
Сноска. В статью 27 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 28. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы
Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации имеет юридическую силу до двух лет со дня его выдачи до начала строительства, а документации действующих и строящихся предприятий - до пяти лет.
Глава 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 29. Применение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы.
2. Заключение общественной экспертизы носит информационный и
рекомендательный характер.
Статья 30. Полномочия общественных объединений в области экологической экспертизы
Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 31. Процедура общественной экологической экспертизы
1. Процедура общественной экологической экспертизы включает:
1) государственную регистрацию проведения общественной
экологической экспертизы;
2) заявление о ее начале в средствах массовой информации;
3) подготовку заключения общественной экологической экспертизы;
4) сообщение о результатах экологической экспертизы средствам
массовой информации.
2. В заявлении сообщается инициатор проведения общественной экологической экспертизы, сведения о местонахождении общественного экспертного формирования и объектах экологической экспертизы.
Статья 32. Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы
1. Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы осуществляется местными исполнительными органами, на территории которых намечается экспертируемая деятельность, в порядке, устанавливаемом центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
2. В заявке на регистрацию указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, наименование объекта, в отношении которого намечена экологическая экспертиза, сроки ее проведения.
Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 33. Финансирование государственной экологической экспертизы
1. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств, платежей за проведение экспертных работ.
2. Оплату экспертных работ, проводимых внештатными экологическими экспертами (физическими и юридическими лицами), имеющими лицензии на осуществление работ в области экологической экспертизы, производит инициатор хозяйственной деятельности (заказчик).
Сноска. В статью 33 внесены изменения - Законом РК от 24 декабря 1998 г. N 334 ; от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 34. Финансирование общественной экологической экспертизы
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных экономических объединений и фондов или на общественных началах.
Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ
ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 35. Права заказчиков документации, подлежащих экологической экспертизе
Заказчики имеют право:
1) представлять письменные или устные пояснения, замечания и предложения относительно экспортируемых объектов или по отдельным проработкам и обоснованиям объектов экспертизы;
2) знакомиться с предварительными и окончательными выводами экологической экспертизы;
3) заявлять о целесообразности проведения дополнительной, повторной или контрольной экологической экспертизы;
4) своевременно вносить коррективы, изменения, не требующие детальных исследований и расчетов;
5) расторгать договоры при оказании общественных экспертных услуг в случаях нарушения действующего законодательства Республики Казахстан, условий договора либо их прав;
6) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением действующего законодательства Республики Казахстан при проведении экологической экспертизы.
Статья 36. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Заказчики обязаны:
1) обеспечивать качественную подготовку и представление на экологическую экспертизу необходимых материалов;
2) представлять субъектам экологической экспертизы необходимые материалы и консультации, сведения, расчеты, дополнительные разработки в отношении экспортируемых объектов;
3) принимать решения относительно дальнейшей реализации объекта экспертизы с учетом общественного мнения.
При проведении государственной экологической экспертизы:
1) оплачивать в установленном порядке экспертные работы;
2) выполнять указания, рекомендации экологической экспертизы, изложенные в экспертном заключении, своевременно устранять недостатки и просчеты;
3) в установленные экспертными органами сроки представлять проекты на повторную экологическую экспертизу.
Глава 7. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 37. Разрешение разногласий при осуществлении экологической экспертизы
1. Разногласия, возникающие между центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и заказчиками, оформленные протоколом, рассматриваются центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды с участием органа, выдавшего заключение, а также заказчика.
2. Срок рассмотрения разногласий не должен, как правило, превышать одного месяца со дня поступления протокола разногласий и других необходимых материалов. В необходимых случаях он может быть продлен по решению центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды, но не более чем до трех месяцев.
3. Решение по разногласиям может быть обжаловано в суде, который определяет меру ответственности организаций и должностных лиц в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Имущественные споры в области экологической экспертизы разрешаются в судебном порядке.
5. Разногласия, возникающие при осуществлении общественной экологической экспертизы, могут разрешаться в соответствии с настоящей статьей. <*>
Сноска. В статью 37 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).Статья 38. Признание заключений экологической экспертизы недействительными
1. Заключения экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в случае, когда при их подготовке допущены:
1) нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
2) невыполнения или искажения экологических норм и правил, требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;
3) нарушения права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, других экологических прав и интересов населения, прав участников эколого-экспертного процесса;
4) иные случаи, нарушающие права сторон, участвующих в экологической экспертизе.
2. Орган экологической экспертизы несет ответственность за принимаемые им решения в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
Глава 8. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 39. Виды нарушений природоохранного законодательства Республики Казахстан в области экологической экспертизы
1. Нарушениями природоохранного законодательства Республики Казахстан в области экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленного обязательного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
2) фальсификация результатов проведенной экологической экспертизы;
3) нарушение порядка опубликования выводов заключений экологической экспертизы, в том числе до принятия окончательного заключения;
4) выдача лицензий в сфере охраны окружающей среды либо осуществление строительства объектов и иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) нарушение порядка создания и организации деятельности экспертных комиссий;
6) осуществление экологической экспертизы организациями, общественными объединениями и иными формированиями, не имеющими лицензий;
7) нарушение требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов при проведении экологической экспертизы;
8) создание препятствий в организации и проведении экологической экспертизы общественными объединениями;
9) уклонение от представления экспертным органам и формированиям необходимых материалов, сведений и данных;
10) принуждение эксперта к проведению необоснованной экологической экспертизы либо подготовке заведомо искаженных и необъективных заключений;
11) невыполнение предусмотренных законом экспертных функций или обязательств, возложенных договором на оказание эколого-экспертных услуг;
12) необоснованный отказ в регистрации проведения государственной и общественной экологической экспертизы.
2. Законодательством Республики Казахстан могут быть установлены иные виды нарушений природоохранного законодательства в части экологической экспертной деятельности.
Статья 40. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Республики Казахстан об экологической экспертизе
Юридические и физические лица, иностранцы и лица без гражданства, которым переданы в аренду и управление объекты хозяйственной деятельности, находящиеся на территории Республики Казахстан, за нарушение законов и иных нормативных правовых актов в области экологической экспертизы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Глава 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 41. Международное сотрудничество в области экологической экспертизы
1. Международное сотрудничество в области экологической экспертизы осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности человека, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на основе соответствующих договоров.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан об экологической экспертизе, то применяются правила международного договора.
3. По инициативе Правительства Республики Казахстан или центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды могут проводиться международные экологические экспертизы.
Президент |