Сноска. Утратил силу Законом РК от 02.08.1999 № 465.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления внешнего заимствования, а также при осуществлении государственными органами полномочий по привлечению, освоению и погашению внешних займов, по управлению государственным внешним долгом, негосударственным, включая гарантированный государством, внешним долгом, определяет права, обязанности и ответственность резидентов Республики Казахстан в отношении привлечения, освоения и возврата заимствованных средств.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
валовый внешний долг - сумма освоенных и непогашенных государственных и негосударственных внешних займов на определенную дату;
внешний заем - отношение займа, в котором заимодателем выступает иностранный кредитор, а заемщиком - Республика Казахстан или резидент Республики Казахстан;
внешнее заимствование - процесс, включающий в себя принятие решения о необходимости привлечения заемных средств, проведение переговоров с иностранными кредиторами, подписание соответствующих документов по займу, ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получение, учет и использование средств займа, а также обслуживание и погашение полученных средств;
внутренний заемщик (конечный заемщик) - резидент Республики Казахстан, получающий заемные ресурсы от Правительства и Национального Банка Республики Казахстан;
гарантированный государством внешний долг - сумма освоенных и непогашенных негосударственных внешних займов на определенную дату, имеющих государственную гарантию Республики Казахстан;
государственная гарантия Республики Казахстан - обязательство Правительства Республики Казахстан перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок;
государственный внешний долг - сумма освоенных и непогашенных государственных внешних займов на определенную дату;
государственный внешний заем - отношение внешнего займа, где заемщиком выступает Республика Казахстан в лице Правительства или Национального Банка Республики Казахстан;
долговая ценная бумага - вид ценной бумаги, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица, выпустившего ее, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости долговой ценной бумаги или иного имущественного эквивалента. Долговая ценная бумага также может предоставлять ее держателю право на получение вознаграждения (интереса) от ее номинальной стоимости либо иное имущественное право;
иностранные кредиторы - иностранные государства, международные организации и кредиторы, являющиеся нерезидентами Республики Казахстан;
контргарантия - обязательство юридического лица перед Правительством Республики Казахстан полностью или частично погасить задолженность, образовавшуюся в результате выполнения Правительством Республики Казахстан обязательств гаранта перед иностранным кредитором;
лимит государственного долга - фиксированная сумма получаемых Правительством на внешнем и внутреннем рынках заемного капитала и непогашенных займов, ежегодно утверждаемая в республиканском бюджете, которую не должен превышать государственный долг на конец финансового года;
лимит государственных гарантий Республики Казахстан - фиксированная сумма, утверждаемая в составе республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах которой Министерством финансов Республики Казахстан могут быть выданы государственные гарантии Республики Казахстан;
мониторинг внешнего долга - деятельность государства в лице уполномоченных им органов по отслеживанию и контролю процесса формирования, изменения и обслуживания внешнего долга;
негосударственный внешний долг - сумма освоенных и непогашенных негосударственных внешних займов на определенную дату;
негосударственный внешний заем - отношение внешнего займа, где заемщиком выступают резиденты Республики Казахстан, за исключением Правительства и Национального Банка Республики Казахстан;
обслуживание внешнего займа - деятельность банка-агента по зачислению средств займа на счета заемщика и осуществлению платежей в связи с расходованием, погашением и выплатой вознаграждения (интереса), комиссионных и прочих платежей заемщиком в условиях, установленных внешним займом;
обслуживание государственного внешнего долга - совокупные выплаты в погашение основного долга, вознаграждения (интереса), комиссионных и штрафов по государственному долгу за определенный период;
программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования государственных и/или привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средств по приоритетным секторам экономики;
управление внешним долгом - деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального (эффективного) внешнего заимствования и оптимизации стоимости обслуживания внешних займов в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущих периодах;
ходатайствующее лицо - резидент Республики Казахстан, обратившийся за выдачей государственной гарантии Республики Казахстан по негосударственному внешнему займу, в котором это лицо выступает заемщиком.
Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 11 июля 1997 г. N 154 Z970154_ .
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о внешнем заимствовании
1. Законодательство Республики Казахстан о внешнем заимствовании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан и настоящего Закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан о внешнем заимствовании, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Виды и формы внешних займов
1. Внешние займы подразделяются на следующие виды:
государственные внешние займы, состоящие из внешних займов Правительства Республики Казахстан и внешних займов Национального Банка Республики Казахстан;
негосударственные внешние займы, имеющие государственную гарантию Республики Казахстан;
негосударственные внешние займы, не имеющие государственной гарантии Республики Казахстан.
2. Внешние займы могут иметь форму:
договора о внешнем займе;
долговой ценной бумаги.
Статья 4. Публичность сведений о состоянии
внешнего долга
Сведения о текущем состоянии валового и государственного внешних долгов Республики Казахстан, о сумме средств, полученных по внешним займам, и их использовании, о сумме средств, выплаченных в счет погашения внешнего долга, а также о выданных государственных гарантиях Республики Казахстан по негосударственным внешним займам и суммах средств, выплаченных по таким гарантиям, являются открытыми и подлежат ежегодному опубликованию в форме государственного статистического отчета уполномоченным государственным органом.
Статья 5. Полномочия государственных органов в области
внешнего заимствования и управления внешним
долгом
1. Парламент Республики Казахстан осуществляет возложенные на него Конституцией Республики Казахстан полномочия по утверждению республиканского бюджета и ратификации международных договоров по вопросам государственных займов.
2. Правительство Республики Казахстан:
1) ежегодно, до 1 августа текущего года, принимает программу заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой будет осуществляться заимствование Республики Казахстан с учетом бюджетной политики государства;
2) принимает решение о необходимости привлечения Правительством внешних займов, определяет порядок проведения переговоров с иностранными кредиторами, подписания соответствующих документов по займу, получения, учета и использования средств займа, а также обслуживания и погашения внешних займов Правительства Республики Казахстан, организует управление государственным внешним долгом;
3) определяет в составе проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год сумму государственных внешних займов, поступающих в этот бюджет, лимитов на выдаваемые гарантии и сумму средств, предназначенных для обслуживания внешнего долга Правительства Республики Казахстан;
4) устанавливает компетенцию министерств и государственных комитетов Республики Казахстан, а также иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в области государственного внешнего заимствования и управления государственным внешним долгом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) осуществляет общую координацию деятельности центральных исполнительных органов Республики Казахстан в области государственного внешнего заимствования и управления государственным внешним долгом по внешним займам Правительства;
6) выступает гарантом по негосударственным внешним займам, имеющим государственную гарантию, может выступать гарантом по внешним займам Национального Банка Республики Казахстан.
3. Национальный Банк Республики Казахстан:
1) по согласованию с Правительством Республики Казахстан осуществляет обслуживание внешних займов Правительства;
2) принимает решения о необходимости привлечения заемных средств, ведет переговоры с иностранными кредиторами, подписывает соответствующие документы по займам, получает, ведет учет и использует средства займа, а также обслуживает и возвращает средства внешних займов Национального Банка Республики Казахстан; осуществляет управление государственным внешним долгом по таким внешним займам;
3) осуществляет регистрацию и мониторинг договоров по негосударственным внешним займам, не имеющим государственных гарантий, и оценку валового внешнего долга Республики Казахстан.
4. Министерство финансов Республики Казахстан:
1) разрабатывает программу заимствования на предстоящий 10-летний период на основе долгосрочного прогноза экономического развития и с учетом программы государственных инвестиций;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан о необходимости привлечения заемных средств, ведет переговоры с иностранными кредиторами, подписывает соответствующие документы по внешним займам, получает, ведет учет и использует средства внешнего займа, а также возвращает средства внешних займов Правительства Республики Казахстан; осуществляет управление государственным внешним долгом;
3) по согласованию с Правительством Республики Казахстан выдает и регистрирует государственные гарантии Республики Казахстан по негосударственным внешним займам;
4) по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан уполномочивает банки второго уровня на обслуживание государственных и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВНЕШНЕЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ
Статья 6. Цели государственного внешнего
заимствования
Государственные внешние займы привлекаются для поддержки платежного баланса и финансирования дефицита республиканского бюджета.
Статья 7. Перемена лиц в обязательствах внешнего
займа
1. Правопреемство при реорганизации юридического лица - заемщика по обязательству внешнего займа, а также перевод долга по обязательству внешнего займа осуществляются при обязательном переоформлении в установленном порядке на нового заемщика прав и обязанностей по данным обязательствам.
2. Любое изменение субъекта заемных отношений и банка-агента по гарантированным государством негосударственным внешним займам производится по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.
Статья 8. Субъекты государственного внешнего
заимствования
1. По государственным внешним займам Республики Казахстан заимодателями выступают иностранные кредиторы, заемщиком - Правительство Республики Казахстан или Национальный Банк Республики Казахстан.
2. Правительство Республики Казахстан вправе выступать гарантом по внешним займам Национального Банка Республики Казахстан. Условия выдачи таких гарантий определяются сторонами по договоренности.
3. Национальный Банк Республики Казахстан не вправе выдавать гарантии по внешним займам Правительства Республики Казахстан и резидентов Республики Казахстан.
Статья 9. Ограничения государственного внешнего
заимствования
1. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет внешнее заимствование в соответствии с программой Правительства Республики Казахстан. Объемы внешних займов, привлекаемых Национальным Банком Республики Казахстан на определенную дату, не могут превышать 50 процентов его чистых золотовалютных активов.
2. Местным представительным и исполнительным органам административно-территориальных единиц Республики Казахстан, административным советам специальных экономических зон, а также другим государственным органам Республики Казахстан, в том числе их территориальным подразделениям, запрещается осуществлять внешнее заимствование в любой форме.
Сноска. В статью 9 внесены изменения - Законом РК от 11 июля 1997 г. N 154 Z970154_ .
Статья 10. Учет и использование заемных средств
1. Средства, полученные по внешним займам Правительства Республики Казахстан, зачисляются в республиканский бюджет и используются в порядке исполнения бюджета.
2. Средства, полученные по внешним займам Национального Банка Республики Казахстан, учитываются на балансе Национального Банка и используются в соответствии с проводимой им денежно-кредитной политикой.
3. Внутренние заемщики (конечные заемщики) обязаны представлять Министерству финансов, Национальному Банку, в органы государственной статистики Республики Казахстан сведения по использованию и обслуживанию внешних займов. Порядок представления сведений устанавливается Министерством финансов, Национальным Банком и органами государственной статистики Республики Казахстан.
Статья 11. Порядок использования заемных средств
1. Средства, полученные по государственным внешним займам, в зависимости от их целевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возвратной основе внутренним заемщикам (конечным заемщикам).
2. Безвозмездное использование заемных средств осуществляется путем бюджетного расходования (ассигнования) или использования их Национальным Банком, а предоставление заемных средств внутренним заемщикам (конечным заемщикам) - путем государственного кредитования.
3. Средства государственных внешних займов должны использоваться только на те цели, которые были предусмотрены условиями государственного внешнего займа.
Статья 12. Государственное кредитование за счет
средств внешних займов
1. Средства, поступившие по внешним государственным займам, предоставляются внутренним заемщикам (конечным заемщикам) по кредитным договорам, заимодателем по которым выступает Правительство или Национальный Банк Республики Казахстан.
2. Государственные кредиты являются возмездными и целевыми. Контроль за целевым использованием кредитных средств осуществляется заимодателем в порядке, предусмотренном законодательством и договором. Нецелевое использование кредитных средств внутренними заемщиками (конечными заемщиками) влечет последствия, предусмотренные законодательством и договорами.
3. Иные условия предоставления государственных кредитов внутренним заемщикам (конечным заемщикам), включая формы их обеспечения, определяются договором.
Глава 3. НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ВНЕШНЕЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 13. Негосударственное внешнее заимствование
1. Негосударственное внешнее заимствование осуществляется резидентами Республики Казахстан самостоятельно в любом размере, в любой валюте и в любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.
2. Негосударственные внешние займы могут привлекаться под государственные гарантии Республики Казахстан.
Статья 14. Субъекты негосударственного внешнего
заимствования
1. Заемщиками по негосударственным внешним займам выступают резиденты Республики Казахстан, заключающие договоры от своего имени.
2. Государственные предприятия и учреждения не вправе осуществлять внешнее заимствование.
3. Республика Казахстан не отвечает по обязательствам резидентов Республики Казахстан - заемщиков по негосударственным внешним займам, не имеющим государственных гарантий.
Статья 15. Учет негосударственных внешних займов
1. Резиденты Республики Казахстан, осуществляющие негосударственное внешнее заимствование, обязаны регистрировать договоры о внешних займах, имеющих государственные гарантии, в Министерстве финансов Республики Казахстан, не имеющих государственных гарантий, - в Национальном Банке Республики Казахстан.
2. Не подлежат регистрации текущие торговые или расчетные операции, при которых обязательства платежа следуют не позднее чем через 180 дней за поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
3. Национальный Банк Республики Казахстан не несет ответственности по зарегистрированным им негосударственным внешним займам.
4. Для оценки валового внешнего долга государственный орган, регулирующий рынок ценных бумаг, представляет в Национальный Банк Республики Казахстан информацию о долговых ценных бумагах, эмитируемых резидентами Республики Казахстан, держателями которых являются нерезиденты Республики Казахстан. Порядок учета долговых ценных бумаг, эмитируемых резидентами Республики Казахстан, определяется государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг.
Статья 16. Условия выдачи государственных гарантий Рес-
публики Казахстан под негосударственные внеш-
ние займы
1. Государственные гарантии Республики Казахстан выдаются в пределах лимита, утвержденного в составе республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
2. Удовлетворение ходатайства о выдаче государственной гарантии Республики Казахстан допускается при условии использования средств внешнего займа на инвестиционные проекты и полного погашения ходатайствующим лицом ранее полученного под государственную гарантию Республики Казахстан внешнего займа, срок погашения которого наступил.
3. Государственной гарантией Республики Казахстан может быть признан только такой документ, который соответствует требованиям статей 19 и 20 настоящего Закона.
4. Никакие акты или иные документы государственных органов и их должностных лиц, визы, резолюции и (или) распоряжения, одобряющие договор внешнего займа и (или) его условия и (или) подтверждающие платежеспособность заемщика, но не соответствующие требованиям статей 19 и 20 настоящего Закона, не имеют силы государственной гарантии Республики Казахстан.
5. Порядок и условия выдачи государственной гарантии Республики Казахстан устанавливаются Правительством Республики Казахстан. За предоставление государственной гарантии по негосударственному внешнему займу взымается плата в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 17. Общие требования, предъявляемые
к ходатайствующим лицам
1. К ходатайствующим лицам предъявляются следующие требования:
1) быть юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) иметь активы, подлежащие государственной регистрации, или контргарантию третьего лица, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к контргарантам в качестве обеспечения возвратности внешнего займа;
4) дать обязательство на обслуживание внешнего займа в банке второго уровня, указанного в подпункте 4) пункта 4 статьи 5 настоящего Закона.
2. Правительством Республики Казахстан могут устанавливаться дополнительные требования, предъявляемые к ходатайствующим лицам, в зависимости от условий негосударственного внешнего займа и риска инвестиционного проекта.
Статья 18. Порядок отбора инвестиционных проектов, пре-
тендующих на финансирование за счет привлече-
ния заемных средств под государственные гаран-
тии Республики Казахстан
1. Государственные гарантии Республики Казахстан выдаются в соответствии с ежегодно утверждаемым Правительством Республики Казахстан перечнем приоритетных секторов экономики, предполагаемых к финансированию за счет привлечения негосударственных внешних займов под государственные гарантии Республики Казахстан. Перечень подлежит обязательной публикации.
2. В случае, если ходатайствующее лицо имеет соответствующий кредитный рейтинг и надлежащее обеспечение гарантийного обязательства по инвестиционному проекту либо по такому проекту имеется соответствующая контргарантия третьего лица, то ходатайствующее лицо вправе непосредственно обратиться в Министерство финансов Республики Казахстан о выдаче государственной гарантии Республики Казахстан.
Уровень кредитного рейтинга, список рейтинговых агентств и требования, предъявляемые к контргарантам, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
3. При отсутствии требований, установленных в пункте 2 настоящей статьи, ходатайства для получения государственной гарантии Республики Казахстан по инвестиционному проекту, требующему финансирования по договорам внешнего займа, принимаются Министерством экономики и торговли Республики Казахстан.
4. Министерство экономики и торговли Республики Казахстан принимает к рассмотрению ходатайства при наличии следующих условий:
1) наличия собственных ресурсов, необходимых для софинансирования предлагаемого инвестиционного проекта, которые должны составлять не менее 15 процентов от общей стоимости этого проекта;
2) отсутствия задолженностей перед государственным бюджетом, внебюджетными фондами, а также иной задолженности перед кредиторами.
5. Отбор инвестиционных проектов производится Министерством экономики и торговли Республики Казахстан на конкурсной основе с оформлением заключения и с последующей оценкой фактической экономической эффективности проекта, для которого были использованы средства внешних займов, привлеченных под государственные гарантии Республики Казахстан.
6. Министерство финансов Республики Казахстан по полученным им ходатайствам, а также ходатайствам, поступившим с положительным заключением Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, готовит заключение по условиям финансирования проектов и в рамках утвержденного лимита государственных гарантий Республики Казахстан формирует и представляет в Правительство Республики Казахстан перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет привлечения внешних займов под государственные гарантии Республики Казахстан.
7. Правительство Республики Казахстан утверждает перечень инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет привлечения внешних займов под государственные гарантии Республики Казахстан.
Статья 19. Форма государственной гарантии
Республики Казахстан
1. Государственная гарантия Республики Казахстан должна иметь форму договора о предоставлении государственной гарантии (гарантийного договора), заключенного Министерством финансов Республики Казахстан с иностранным кредитором, письменного уведомления (гарантийного обязательства) Министерства финансов Республики Казахстан.
2. Гарантийный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, если в договоре не предусмотрено иное.
Гарантийное обязательство вступает в силу со дня его выдачи.
3. Гарантийный договор, гарантийное обязательство по каждому инвестиционному проекту подписываются Министром финансов Республики Казахстан либо лицом, исполняющим его обязанности.
4. Все государственные гарантии Республики Казахстан подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Республики Казахстан.
Статья 20. Содержание государственной гарантии
Республики Казахстан
1. В гарантийном договоре и гарантийном обязательстве должны быть указаны:
1) постановление Правительства Республики Казахстан, согласно которому инвестиционный проект включен в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет привлечения займов под государственные гарантии Республики Казахстан;
2) должностное лицо, подписавшее государственную гарантию Республики Казахстан;
3) общая сумма, на которую выдается государственная гарантия Республики Казахстан;
4) содержание основного обязательства заемщика по внешнему займу, имеющему государственную гарантию Республики Казахстан;
5) срок, на который выдана государственная гарантия Республики Казахстан.
2. При отсутствии в гарантийном договоре и гарантийном обязательстве условий, предусмотренных подпунктами 3)-5) пункта 1 настоящей статьи, считается, что:
1) общая сумма государственной гарантии Республики Казахстан равна общей сумме задолженности заемщика;
2) государственная гарантия Республики Казахстан обеспечивает исполнение всех обязанностей должника по внешнему займу;
3) государственная гарантия прекращается исполнением обязательств по договору внешнего займа.
3. При отсутствии в гарантийном договоре и гарантийном обязательстве условия, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, либо их подписании неуполномоченным лицом в нарушение пункта 3 статьи 19 настоящего Закона государственная гарантия Республики Казахстан считается недействительной.
Статья 21. Исполнение государственной гарантии
Республики Казахстан
Если иное не предусмотрено условиями государственной гарантии Республики Казахстан, такая гарантия подлежит исполнению, но не ранее чем через 30 дней после наступления даты платежа, по требованию иностранного кредитора в случае, если обеспеченный гарантией внешний заем не будет погашен заемщиком полностью или частично на день наступления срока платежа и после того, как кредитор примет все разумные меры к удовлетворению этого требования заемщиком.
Статья 22. Контроль за использованием средств, полученных
по договору внешнего займа, имеющего государ-
ственную гарантию Республики Казахстан
За использованием средств, полученных по договору внешнего займа, имеющего государственную гарантию Республики Казахстан, осуществляется контроль в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Глава 4. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОРОВ
Статья 23. Недопустимость аннулирования или отсрочки
обязательства перед иностранным кредитором
Обязательства перед иностранным кредитором, в том числе обязательства, вытекающие из государственных гарантий Республики Казахстан, не могут быть аннулированы или отсрочены в одностороннем порядке.
Статья 24. Защита от незаконных действий государственных
органов и должностных лиц
Акты государственных органов и их должностных лиц, принятые в нарушение законодательства Республики Казахстан и ухудшающие привлечение, использование или погашение внешних займов, не имеют юридической силы.
Статья 25. Компенсация и возмещение убытков
иностранным кредиторам
1. Иностранным кредиторам, чьим интересам в Республике Казахстан был причинен ущерб в результате войны или другого вооруженного конфликта, революции, чрезвычайного положения, гражданских столкновений или подобных обстоятельств, а также в связи с принятием незаконных нормативных правовых актов и судебных решений или осуществлением незаконных действий должностными лицами государственных органов, предоставляется режим, не менее благоприятный, чем применяемый в отношении юридических и физических лиц Республики Казахстан при возмещении ущерба, понесенного ими в результате вышесказанных обстоятельств, и (или) выплате компенсаций.
2. Убытки, причиненные незаконным приостановлением, ограничением использования или возврата внешнего займа государственными органами и их должностными лицами, возмещаются иностранному кредитору в согласованной с ним валюте за счет средств бюджета, по которому финансировался государственный орган, принявший незаконное решение.
Статья 26. Гласность в деятельности, связанной
с внешними займами
Все нормативные правовые акты, а также судебные решения, относящиеся к внешним займам, должны быть доступными для заинтересованных лиц.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Применимое право
Применимым правом является право Республики Казахстан, если иное прямо не предусмотрено условиями внешнего займа, государственной гарантии Республики Казахстан или иных соглашений с иностранным кредитором.
Статья 28. Разрешение споров
1. Споры, связанные с заключением и (или) исполнением договора внешнего займа, невозвратом внешнего займа, выдачей и исполнением государственной гарантии Республики Казахстан, иные споры, непосредственно связанные с внешним займом, решаются по возможности в соответствии с ранее согласованными процедурами разрешения споров, установленными в договорах, либо путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов.
2. Если такие споры, участником которых выступает иностранный кредитор, не могут быть разрешены путем переговоров в течение трех месяцев с даты письменного обращения любой из сторон к другой стороне, то любая из сторон в споре может передать спор, при наличии письменного согласия иностранного кредитора, для разрешения в суды Республики Казахстан или в один из следующих арбитражных органов:
1) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее - Центр), созданный в соответствии с Конвенцией по урегулированию международных споров между государствами и гражданами других государств, открытой для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 года (Конвенция ИКСИД), если государство инвестора является участником этой Конвенции;
2) дополнительное учреждение Центра (функционирующее по правилам дополнительного органа), если государство инвестора не является участником Конвенции ИКСИД;
3) арбитражные органы, учреждаемые в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ);
4) арбитражное рассмотрение при Арбитражном институте международной торговой палаты в Стокгольме.
3. В случае, если сторона в течение шести месяцев с даты первого письменного обращения к другой стороне не получит письменного ответа на рассмотрение спора в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, спор может быть передан в суды Республики Казахстан.
4. Все остальные споры, не охватываемые рамками пункта 1 настоящей статьи, включая споры иностранного кредитора с юридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, разрешаются судами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Статья 29. Ответственность за нарушения законодательства
по внешнему заимствованию и управлению внешним
долгом
Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Статья 30. Заключительные положения
1. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.
2. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Закона и продолжающимся после вступления его в силу, нормы настоящего Закона применяются в части, не противоречащей условиям внешних займов, выданных гарантий и иных обязательств.
Президент
Республики Казахстан