Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области производства, передачи, распределения и использования электрической мощности, электрической и тепловой энергии.
Статья 1. Основные понятия, применяемые в Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей;
2) единая электроэнергетическая система - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, связанных между собой общим режимом технологического непрерывного процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической мощности и электрической энергии при централизованном оперативно-диспетчерском управлении;
3) коммерческий учет электрической мощности, электрической и тепловой энергии - учет электрической мощности, электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической мощности, электрической и тепловой энергии, основанный на показаниях приборов коммерческого учета;
4) оптовый рынок электрической мощности и электрической энергии - система отношений купли-продажи и передачи электрической мощности и электрической энергии, функционирующая на основе договоров между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями, находящимися под управлением системного оператора рынка и определяемыми нормативными правовыми актами;
5) передача электрической мощности, электрической и тепловой энергии - услуга, оказываемая энергопередающими и энергоснабжающими организациями;
6) потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее на основе договора электрическую мощность, электрическую и (или) тепловую энергию;
7) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в установленном законодательством порядке;
8) регулирующий орган - государственный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществлять государственное регулирование цен (тарифов);
9) розничный рынок электрической энергии - система отношений купли- продажи и передачи электрической мощности и электрической энергии, функционирующая на основе договоров между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями вне оптового рынка;
10) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, распределения и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров;
11) системная авария - нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы и разделению ее на части;
12) системный оператор рынка электрической мощности и электрической энергии - орган, осуществляющий функции управления и регулирования отношений на рынке электрической мощности и электрической энергии между участниками рынка;
13) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование отношений, связанных с электроэнергетикой;
14) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической мощности, электрической и (или) тепловой энергии;
15) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу и (или) распределение электрической мощности, электрической или тепловой энергии;
16) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии;
17) электроэнергетика - сфера производства, передачи, распределения и использования электрической мощности, электрической и тепловой энергии.
Статья 2. Законодательство об электроэнергетике
Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Статья 3. Цели и задачи государственного управления в
электроэнергетике
1. Государственное управление в электроэнергетике осуществляется в целях максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем обеспечения надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан на конкурентных началах и единства управления им как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны.
2. Государственное управление обеспечивает:
1) эффективное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе конкуренции и единства управления;
2) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;
3) рациональное и экономное использование электрической и тепловой энергии;
4) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
5) привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса;
6) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности эксплуатации установок электроэнергетики;
7) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны.
3. Государственное управление в сфере электроэнергетики заключается в:
1) лицензировании;
2) государственном регулировании цен (тарифов);
3) демонополизации и приватизации объектов электроэнергетики;
4) государственном надзоре за надежностью, безопасностью и экономичностью производства энергии и ее передачи, распределением и потреблением энергии;
5) установлении общеобязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических установок и их эксплуатацией.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
в области электроэнергетики
Правительство Республики Казахстан в электроэнергетике:
1) разрабатывает основные направления государственной политики, руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по ее реализации;
2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 5. Функции уполномоченного органа
Основными функциями уполномоченного органа являются:
1) организация разработки и реализации государственной политики в области электроэнергетики;
2) разработка стратегических и целевых программ развития электроэнергетики и контроль за их выполнением;
3) разработка государственных стандартов качества электрической и тепловой энергии;
4) содействие развитию конкуренции на оптовом и розничном рынках электрической мощности, электрической и (или) тепловой энергии и их функционированию;
5) разработка нормативных правовых актов, регулирующих отношения в электроэнергетике;
6) содействие установлению взаимовыгодного сотрудничества с организациями электроэнергетических отраслей других государств;
7) представление интересов государства в электроэнергетике в международных организациях;
8) иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 6. Лицензирование деятельности в области электроэнергетики
Лицензирование производства, передачи, распределения и реализации электрической и (или) тепловой энергии, а экспортно-импортных операций с электроэнергией производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Государственный энергетический надзор
1. Надзор за выполнением организациями технических требований нормативных правовых актов и требований к лицензируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики, а также контроль за соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией осуществляются государственной организацией по государственному энергетическому надзору (далее - Госэнергонадзор).
2. Госэнергонадзор имеет право в установленном законодательством порядке:
1) ставить вопрос о привлечении к ответственности физических и юридических лиц, допускающих нарушения требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих безопасность эксплуатации объектов электроэнергетики, обязательства по энергосбережению и сохранность энергетического оборудования;
2) доступа к электро- и энергоустановкам и к приборам технического и коммерческого учета;
3) проводить проверку для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок.
3. Положение о Госэнергонадзоре утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 8. Государственное регулирование тарифов в электроэнергетике
1. Государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию и услуги организаций-монополистов, а также отпускные тарифы для розничных потребителей осуществляется регулирующим органом.
2. Тарифы, устанавливаемые регулирующим органом, должны:
1) обеспечить организациям-монополистам покрытие своих расходов на производство товара и предоставление услуг с обоснованными затратами;
2) обеспечить обоснованный уровень дохода для развития энергопроизводящих, энергопередающих организаций;
3) обеспечить обоснованный доход от инвестированного капитала;
4) учитывать затраты энергопроизводящих и энергопередающих организаций по обеспечению резервирования продаваемой электрической мощности и обеспечению надежности ее передачи.
3. Порядок установления регулирующим органом цен (тарифов) определяется законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Недопустимость вмешательства в производственно-
технологическую деятельность
Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в технологическую деятельность организаций, связанную с производством, передачей и распределением энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Централизованное оперативно-диспетчерское управление
единой электроэнергетической системой
1. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой осуществляется Центральным диспетчерским управлением единой электроэнергетической системой Казахстана в порядке, установленном уполномоченным органом в электроэнергетике.
2. Централизованное оперативно-диспетчерское управление заключается в:
1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической мощности в единой электроэнергетической системе на основе нормативных правовых актов Республики Казахстан в соответствии с распределением зон оперативно-диспетчерского управления и договорами на куплю-продажу и передачу электрической мощности и электрической энергии;
2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической мощности.
Статья 11. Обязательность выполнения распоряжений по режиму
производства, передачи и потребления электрической
мощности при осуществлении централизованного
оперативно-диспетчерского управления
1. Оперативные распоряжения органов централизованного диспетчерского управления режимами производства, передачи и потребления электрической мощности в единой электроэнергетической системе обязательны для всех участников отношений производства, передачи, распределения и потребления электрической мощности.
2. Невыполнение оперативных распоряжений при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой, приведшее к материальному ущербу, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Органы централизованного диспетчерского управления вправе отключать организацию, не выполняющую оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии от электрических сетей, находящихся под оперативно-диспетчерским управлением в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 12. Обязанности и ответственность участников отношений
производства, передачи, распределения и потребления
электрической мощности, электрической и тепловой энергии
Участники отношений производства, передачи, распределения и потребления электрической мощности, электрической и (или) тепловой энергии обязаны:
1) предоставлять техническую информацию, необходимую для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой;
2) предоставлять системному оператору рынка электроэнергии, энергопроизводящим, энергопередающим, энергоснабжающим организациям и Госэнергонадзору доступ к приборам коммерческого учета;
3) обеспечить качество подаваемой энергии в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и иными нормативными документами по стандартизации;
4) осуществлять совместно с системным оператором рынка и централизованным диспетчерским управлением регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе на основе заключенных договоров.
Участники отношений производства, передачи, распределения и потребления электрической мощности, электрической и (или) тепловой энергии при неисполнении своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Рынок электрической мощности, электрической и тепловой
энергии
1. Рынок электрической мощности, электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного рынков электрической мощности и электрической энергии, а рынок тепловой энергии состоит из одного уровня - розничного рынка.
2. Системный оператор рынка и энергопередающие организации обязаны обеспечить свободный доступ к рынку электрической мощности и электрической энергии всех участников рынка в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Энергопередающая организация не вправе отказывать в подключении энергопроизводящих организаций и потребителей к электрическим и тепловым сетям, а также в передаче электрической мощности, электрической или тепловой энергии при условии выполнения ими требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
4. Электрическая мощность, электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке.
5. Отношения, возникающие при производстве, передаче, распределении, реализации и потреблении энергии на рынке электрической мощности, электрической или тепловой энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующими договорами, заключаемыми в соответствии с Гражданским кодексом, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 14. Договоры купли-продажи и передачи электрической
мощности, электрической энергии на оптовом рынке
1. Купля-продажа и передача электрической мощности и электрической энергии на оптовом рынке осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. При заключении договоров передачи электрической мощности и электрической энергии стороны в части установления тарифов на передачу электрической мощности и электрической энергии обязаны руководствоваться решениями регулирующего органа.
3. Договор купли-продажи и передачи на оптовом рынке электрической мощности и электрической энергии должен содержать:
1) порядок регулирования суточного и сезонного изменения подачи электрической мощности и электрической энергии;
2) порядок резервирования электрической мощности на случай возникновения аварийного повреждения технологического оборудования;
3) порядок прекращения отпуска, передачи и распределения электрической мощности и электрической энергии в случае несвоевременной оплаты исполнения договоров;
4) ответственность энергопроизводящих и энергопередающих организаций перед покупателем за перерыв, прекращение или ограничение подачи электрической мощности и электрической энергии, не предусмотренных договором.
Статья 15. Договор энергоснабжения на розничном рынке
электрической и тепловой энергии
1. Купля-продажа электрической и тепловой энергии на розничном рынке осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого с потребителем в соответствии с Гражданским кодексом, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. На розничном рынке в качестве энергоснабжающей организации могут быть энергопередающие организации.
3. Энергоснабжающие организации:
1) обязаны предоставлять равные условия для всех участников розничного рынка электрической и тепловой энергии;
2) при заключении договоров энергоснабжения в части установления тарифов участники (стороны) обязаны руководствоваться решениями регулирующего органа;
3) имеют право в случае нарушения договорных условий прекратить поставку электрической или тепловой энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) не допускают не установленные договором перерывы в подаче, прекращение или ограничение энергии.
Статья 16. Права потребителей электрической мощности,
электрической и тепловой энергии
Потребители электрической мощности, электрической и тепловой энергии имеют право:
1) получать электрическую мощность, электрическую и тепловую энергию в соответствии с заключенными договорами;
2) требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организации возмещения убытков, вызванных недопоставкой или поставкой некачественной электрической и тепловой энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;
3) обращаться в судебные органы для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.
Статья 17. Обязанности потребителей электрической мощности,
электрической и тепловой энергии
1. Потребители электрической мощности, электрической и тепловой энергии обязаны:
1) поддерживать надлежащее техническое состояние токоприемников и приборов коммерческого учета, выполнять требования к техническому состоянию, которые определяются нормативными правовыми актами;
2) соблюдать режимы энергопотребления, определенные договором купли-продажи электрической мощности, электрической и тепловой энергии;
3) выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в единой электроэнергетической системе;
4) своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую мощность, электрическую и (или) тепловую энергию согласно заключенным договорам;
5) допускать работников энергоснабжающих и энергопередающих организаций к приборам коммерческого учета, а также работников Госэнергонадзора для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Порядок присоединения дополнительных мощностей и условия компенсации затрат для расширения и реконструкции объектов электроэнергетики устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 18. Критерии системных аварий
Критерием системных аварий является нарушение целостности Единой электроэнергетической системы страны с разделением ее на отдельные локальные части с нарушением энергоснабжения большого числа потребителей со значительным экономическим ущербом.
Статья 19. Действия Центрального диспетчерского управления
Казахстана при ликвидации системных аварий
1. Для ликвидации системных аварий Центральное диспетчерское управление совместно с системным оператором привлекает резервные мощности любых энергопроизводящих организаций, независимо от формы собственности, и автономные источники питания потребителей.
2. При недостатке мощности для ликвидации системных аварий Центральное диспетчерское управление совместно с системным оператором имеет право оперативно вносить изменения в утвержденные графики расходов воды через гидроузлы для использования аварийного резерва гидроэлектростанций в пределах установленных норм.
Статья 20. Энергоснабжение по аварийной брони
1. При возникновении системной аварии энергоснабжение потребителей осуществляется по разрабатываемым энергопередающими организациями схемам, обеспечивающим поставку электрической мощности в размере аварийной брони для организаций хозяйственной инфраструктуры, в силу технологических причин нуждающихся в непрерывном энергоснабжении, остановка деятельности которых влечет за собой угрозу жизни людей, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия.
2. Положение об энергоснабжении потребителей, имеющих аварийную бронь, утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 21. Обеспечение сохранности объектов электроэнергетики
1. Охрана наиболее важных объектов электроэнергетики осуществляется специальными службами военизированной охраны или подразделениями Министерства внутренних дел. Перечни таких объектов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
2. Учитывая особую опасность и уязвимость электрических и тепловых сетей, по представлению уполномоченного органа по управлению электроэнергетикой Правительством Республики Казахстан утверждаются Правила охраны электрических и тепловых сетей, обязательные для юридических и физических лиц.
3. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования и устройств электроэнергетики, самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям и хищении продукции электроэнергетики, а также в других действиях, которые могут привести к ущербу в электроэнергетике, к снижению безопасности объектов электроэнергетики и надежности энергоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.