Об утверждении программы по управлению коммунальными отходами по Жаркаинскому району на 2024-2029 годы

Новый

Решение Жаркаинского районного маслихата Акмолинской области от 13 декабря 2023 года № 8С-18/4

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и на основании приказа исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года за № 318 "Об утверждении Правил разработки программы управления отходами", зарегистрирован в реесте государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23917 Жаркаинский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Жаркаинскому району, согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности председателя районного маслихата Ч.Канафин

  Приложение к решению
Жаркаинского районного маслихата
от 13 декабря 2023 года
№ 8С-18/4

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО ЖАРКАИНСКОМУ РАЙОНУ ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилишной инспекции" Жаркаинского района на 2024-2029 годы

      Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ................

      1.1. Оценка текущего состояния управления отходами ……………….

      1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года ................

      1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами …………………………

      1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ ........................

      2.1. Цели и задачи Программы............................................................. .......... .......... ....

      2.2. Пути достижения поставленных целей и задач..........................................

      2.3. Целевые показатели Программы.......................................... .......... .......... .......... .

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ............ .......... .......... .......... .......... .......... .......... .......... ..........

      4.НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ........... .............. ............................. ........................

      5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ..........................

ВВЕДЕНИЕ

      Административно-территориальное деление

      Жаркаинский район расположен в юго-западной части Акмолинской области Республики Казахстан. Граничит в юго-западной части с Костанайской областью, на севере — с Есильским районом, на востоке — с Жаксынским и Атбасарским районами.

      Климат резко континентальный и крайне засушливый. Лето короткое, теплое, зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и метелями. Минимальная температура воздуха составляет свыше минус 40˚С, максимальная достигает плюс 44˚С. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 265 мм. Скорость ветра — 5,3 м/сек, температура воздуха колеблется от +2,3 до 6,2 градусов, влажность составляет 70 %. Весна характеризуется заморозками, летние температуры вызывают испарение влаги, а следовательно, иссушение почвы, что существенно влияет на урожайность зерновых культур. Равнинный рельеф территории района и отсутствие лесов способствует деятельности ветров.

      Жаркаинский район как административно-территориальная единица включает в свой состав 1 город, 5 сельских округов и 11 сҰл.

      Наименование районного центра – город Державинск, расстояние до областного центра – 378 км., до столицы 440 км.

      Численность населения на 1 июля 2023 года составила 13 046 человек.

      Население (на 01.07.2023 года):

Мужчины

6 332


учащиеся школ

2 283

Женщины

6 714


Пенсионеры

2244

дети до 16 лет

3 431


инвалиды

493

дети до 6 лет

1 512


участников ВОВ

0

работающее население

7503


инвалидов ВОВ

0

самозанятые

1754


воины интернационалисты

6

наемные

5347


репрессированные

11

студенты

297


вдовы умерших участников ВОВ

1

      Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.

      Разработка Программы управления отходами на 2024 год связана в соответствии с пп.1 п 3. ст.365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.

      Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.

      Настоящая Программа управления отходами разрабатывается на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.


      АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      1. На территории Жаркаинского района имеется 11 сел и 5 сельских округов (10 населенных пункта), в которых имеется узаконненых-2 (два) ТБО:

      2. село Валиханова -ИП "Орехова";

      3. село Кенское, Отрадный с/о -ТОО "Астык Коймалары-Хлебная база № 5";

      4. В селе Бирсуат- ТБО на консервации.

      5. В 2020 году на прилегающей территории города Державинск- выделен земельный участок под строительство сортировочного пункта ТБО – 20,0 га., на сегодняшний день исследовательским центром "Юпитер" разрабатывается ТЭО (технико-экономическое обоснование). Сбор и вывоз отходов осуществляет ГКП на ПХВ "Коммунсервис" при ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции" Жаркаинского района. У предприятия имеется специализированная техника, а именно: мусоровоз с боковой загрузкой Газ-3309, погрузчик, камаз, SHAСMAN.

      Из 22 населенных пункта узаконено 2 полигона, 19 не узаконены.

      В полигонах ТБО установлены следующий морфологический состав отходов:

      пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)

      электронные отходы

      бой стекла

      отходы тканных материалов

      шкуры

      строительные отходы

      навоз

      птичий помет

      зола

1.2 Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      В сельских округах отсутствует организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов. Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 21 из 21 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета. В этой связи определить объемы отходов штучных изделий не представляется возможным.

      В городе Державинск имеется организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов, организацией которого осуществляет ГКП на ПХВ "Коммунсервис" при отделе ЖКХ, ПТ, АД и ЖИ Жаркаинского района.

      Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении цели и задачи настоящей Программы.

      Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза.

      Как показывают анкетные данные населения следующие отходы местными жителями используються в быту:

      пластик типа РЕТ(Е)

      стеклотара

      дерево

      зола

      птичий помет

      отходы подстилки из соломы

      навоз

      Ниже в таблицах приведены способы утилизации отходов населением. Данные представлены в процентном соотношении по количеству анкетированных:

      село Кумсуат:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 16 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

-

-

60

40



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы



90

10



Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



100




Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



100




Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



50

50



Навоз



80

20



Зола



100




      с.Бирсуат:

      Количество анкетируемых: 9 чел, составляет 6,5 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



100




Бутылки из стекла

10


90




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


10

90




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



70

30



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



70

30



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы

10


50

40



Навоз

10


90




Зола



100




      Валихановский с/о:

      Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 6,5 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

40

10


Бутылки из стекла



100




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы



100




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз



100




Зола



100




      с. Гастелло:

      Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 7,8 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Далабай:

      Количество анкетируемых: 12 чел, составляет 6,7 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      Жанадалинский с/о:

      Количество анкетируемых: 22 чел, составляет 7,1 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      Костычевский с/о:

      Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 10 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Львовское:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 15,4 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      Нахимовский с/о:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 20,8 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      Отрадный с/о:

      Количество анкетируемых: 19 чел, составляет 9,7 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Пригородное:

      Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 4,5 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Пятигорское:

      Количество анкетируемых: 19 чел, составляет 7,1 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Тассуат:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 20,5 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Тасоткель:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 19,2 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Ушкарасу:

      Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 19,2 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      с. Шойындыколь:

      Количество анкетируемых: 14 чел, составляет 21,5 % от количества домов.

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика



50

50



Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика



50

50



Бутылки из стекла

30


70




Текстильные отходы




100



Отходы дерева




100



Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы


20

80




Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)



100




Пищевые отходы






100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади



50

50



Шкуры мелко-рогатого скота/свиней



50

50



Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна)



100




Птичий помет



100




Отходы подстилки из соломы



100




Навоз

10


90




Зола



100




      В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.

      Таблица 1.

Наименование отходов

Ед.изм

Объем образования

Операция с отходами

2020

2021

2022

1

смешанные отходы


Учет не велся

Накопление в полигоне

2

отходы бумаги и картона


Учет не велся

Накопление в полигоне

3

отходы пластика


Учет не велся

Накопление в полигоне

4

отходы стекляной тары


Учет не велся

Накопление в полигоне

1.3 Анализ мероприятий по управлению отходами

      Акимами сел и сельских округов ведется работа по выделению земельных участков под полигоны ТБО.

1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      Денежные средства на узаконение, складирования отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного бюджета и областного в период с 2021 по 2023 год не выделялись.

      В городе Державинск выделен земельный участок 20,0 га., под строительство нового полигона ТБО. На сегодняшний день ведется работа по технико-экономическому обоснованию (далее ТЭО).

      Жаркаинским районом были переданы исходные данные и земельный участок в областное управление природных ресурсов и природопользования Акмолинской области для изготовления проекта.

1. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цели и задачи программы.

      Целями программы управления отходами являются:

      1. достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых отходов.

      Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

      Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора отходов производства и потребления.

      Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки отходов производства и потребления;

      Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:

      - минимизация объемов образованных отходов;

      - создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;

      - модернизация системы обращения с отходами производства и потребления;

      - ликвидация несанкционированных свалок размещения отходов.

      Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования. Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Структуризация основ комплексного управления отходами включает в себя следующие аспекты:

      Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов).

      Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальный.

      Базис – нормативно-методическая документация.

      Синтез – паспортизация отходов.

      Для осуществления комплексного управления отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления отходами, в частности: разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование отходов;

      - установление экологических параметров методов обращения с отходами;

      - создание структуры для осуществления планирования обращения с отходами (координирующего центра);

      - выработка принципов ответственности производителей за размещение отходов.

      При определении целей программы по утилизации отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.

      Цели и задачи Программы управления отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы управления отходами могут включать следующие элементы:

      Целями настоящей программы управления отходами является:

      1. Сокращение объема образования коммунальных отходов

      2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами

      3. Защита здоровья общества;

      4. Содействие устойчивому потреблению и производству.

      Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:

      1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки отходов;

      2. Повышение осведомленности населения;

      3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки отходов;

      4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию;

2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.

      Эффективное управление отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объеденить усилия не только внутри района но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:

      1. Развитие эффективной инфраструктуры:

      Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки отходов.

      Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.

      2. Внедрение информационных кампаний и образования:

      Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации отходов.

      Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.

      3. Система стимулирования:

      Введение экономических механизмов, таких как налоги на отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема отходов и повышение переработки.

      Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении отходов.

      4. Мониторинг и оценка:

      Установление системы мониторинга для отслеживания объемов отходов, эффективности сбора и переработки.

      Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.

      5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:

      Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления отходами.

      Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.

      6. Соблюдение законодательства и нормативов:

      Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления отходами.

      Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.

      7. Инновации и исследования:

      Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.

      8. Финансовая устойчивость:

      Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.

      9. Мониторинг и обмен опытом:

      Сотрудничество с другими районами, чтобы объеденить усилия в управлении отходами.

2.3. Целевые показатели Программы

      Целевые показатели программы управления отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления отходами:

      Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:

      Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.

      Измерение: Количество тонн отходов, отправляемых на свалку ежегодно.

      Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки отходов на 95% территории района в течение 2 лет.

      Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.

      Сокращение выбросов парниковых газов:

      Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления отходами.

      Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.

      Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы управления отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.

      Сортировка на источнике и раздельный сбор: Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.

      Стимулирование переработки и утилизации: Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.

      Образование и информирование общественности: Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.

      Пути достижения поставленных целей:

      Разработка и внедрение долгосрочной стратегии: Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.

      Инвестиции в инфраструктуру: Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.

      Внедрение современных технологий: Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий.

      Альтернатива строительства полигонов на территории сельских округов это открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага,).

      Открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого объекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.

      Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району в населенных пунктах Жаркаинского райна таких как: Тасты-Талды, Отрадное, Костычево, Львовское, что позволит охватить близ ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.

      Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых отходов составит большую часть Жаркаинского района.

      Для реализации проектов по пунктов приема необходимо помещение площадью не менеее 300 м2.

      Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.

      Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.

4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы управления отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.

      Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.

      Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.

      Источником финансирования мероприятий Программы по управлению отходами являются местный бюджет, областной бюджет.

      Человеческие ресурсы:

      Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.

      Обучение и развитие персонала: Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.

      Инфраструктура:

      Инфраструктура для сбора и транспортировки отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения отходов.

      Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.

      Технологические ресурсы:

      Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.

      Информационные системы: Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением отходами.

      Партнерские отношения:

      Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.

      Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.

      Временные рамки:

      График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.

      Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.

Год

Объем финансирования, тыс. тенге

2024- 2029

Согласно бюджета

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПО ЖАРКАИНСКОМУ РАЙОНУ

      План мероприятий по реализации программы управления отходами является ее составной частью и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы и источников финансирования.

      Программой предусматриваются следующие экологические мероприятия по снижению вредного воздействия отходов производства на окружающую среду:

      1. хранение отходов в специальных контейнерах в специально отведенных местах;

      2. сокращение накопленных отходов путем передачи юридическим и физическим лицам, осуществляющим их переработку и утилизацию.

      3. экологический контроль объектов.

      План мероприятий является составной частью Программы и представляет собой комплекс организационных, экономических, научно-технических и других мероприятий, направленных на достижение цели и задач Программы с указанием необходимых ресурсов, ответственных исполнителей, форм завершения и сроков исполнения. При составлении Плана мероприятий использованы следующие основные понятия:

      - утилизация отходов

      - использование отходов в качестве вторичного энергетического ресурса и (или) материального ресурса;

      - переработка отходов - извлечение из отходов полезных компонентов, сырья и (или) иных материалов, пригодных для использования в дальнейшем в производстве (изготовлении) продукции, материалов или веществ;

      - размещение отходов - хранение или захоронение отходов производства и потребления;

      - хранение отходов

      - складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления.

№ п/п

Мероприятия

Срок выполнения

Средства для реализации мероприятий

Примечание

1

2

3

4

5

1

Своевременная разработка нормативных документов

2024 год

Не требует финансирования


2

Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объемов и ведением учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага)

2024-2025 год

ОБ,РБ


3

Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

2024 год

ОБ,РБ


4.

Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов

2024-2025 год

ОБ,РБ


5

Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года

2025 год (4 квартал)

ОБ,РБ


6

Открытие пунктов приема с сортировкой отходов в населенных пунктах

2024-2027 год

ОБ,РБ


7

Реализация проекта строительство полигона ТБО в городе Державинск

2025-2029 год

ОБ,РБ


8

Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО

2025-2028 год

ОБ,МБ


9

Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне при открытии человек

2025 -2029 год

Собственные средства предприятия, организации


10

Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости Несанкционированного размещения отходов в необорудованных местах населением

2024-2029 год

Не требует финансирования


11

Сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды

2025-2029 год

Не требует финансирования
МИО


12

Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования

2026-2029 год

Собственные средства акиматов сел и сельских округов



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.